Научная статья на тему 'Надежда Ивановна Шутова - исследователь истории и культуры удмуртского народа (к 60-летию со дня рождения)'

Надежда Ивановна Шутова - исследователь истории и культуры удмуртского народа (к 60-летию со дня рождения) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
381
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Надежда Ивановна Шутова - исследователь истории и культуры удмуртского народа (к 60-летию со дня рождения)»

Ю Б И Л Е И УДК 929

Т. И. Останина

НАДЕЖДА ИВАНОВНА ШУТОВА -ИССЛЕДОВАТЕЛЬ ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЫ УДМУРТСКОГО НАРОДА

(К 60-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ)

Надежда Ивановна Шутова (Ле-комцева) - археолог, этнолог, доктор исторических наук, Заслуженный деятель науки УР. Родилась в семье сельской интеллигенции 28 января 1955 г. в д. Лонки-Ворцы Игринского р-на УАССР. В 19721977 гг. училась на историческом факультете УдГУ, по окончании получила диплом историка, преподавателя истории и обществоведения. В 1990-1991 гг. стажировалась в Институте археологии АН СССР (ныне Ин-т археологии РАН). В 1991 г. успешно защитила кандидатскую диссертацию по теме «Удмуртские могильники XVI - первой половины XIX вв.» в Ин-те археологии АН СССР (Москва), научный руководитель -доктор исторических наук, академик В. В. Седов. В 2000 г. защитила докторскую диссертацию по теме «Дохристианские культовые памятники в удмуртской религиозной традиции: Опыт комплексного исследования» в Институте археологии РАН (Москва). С 1979 г. по настоящее время трудится в УИИЯЛ УрО РАН, пройдя путь от старшего лаборанта отдела археологии до ведущего научного сотрудника отдела исторических исследований. В 1997-1998, 2002, 2012 гг. прошла научную стажировку в Университете г. Хельсинки (грант С1МО, Финляндия, 1997-1998, 2002, 2012 гг.).

Научная деятельность. Начало профессиональной деятельности связано с работой в качестве старшего инженера Научно-исследовательского сектора

УдГУ (1977-1979). Первая научная тема была посвящена изучению истории заселения Арской земли - место обитания средневековых предков завятской группы удмуртов на правобережье нижнего течения р. Камы (1981-1984). В течение нескольких археологических сезонов она выявила около 10 новых поселений и городищ средневекового времени в зоне расселения летописных аров, изучила письменные и топонимические источники по рассматриваемой теме. Интересные материалы были получены в результате археологических исследований Арского городища, которое, по летописным данным, служило столицей Арского княжества. По выявленным изделиям установлено, что Арское городище на значительном отрезке своей истории было не столько военной крепостью, сколько укрепленным острогом небольшого города, жители которого занимались торговлей, ремеслами, охотой. Обитали на городище люди довольно высокого социального ранга в течение Х11-Х1Х веков.

В 1985-1990-е гг. Надежда Ивановна занималась археолого-этнографиче-скими исследованиями удмуртских кладбищ XVI-XIX вв. Результаты изысканий отражены в ряде статей и в монографии «Удмурты XVI - первой половины XIX в.: По данным могильников». Книга содержит детальное описание погребального обряда и вещевых находок поздних погребальных памятников в синхронном и диахронном разрезе; прослежены возникновение, эволюция и затухание наиболее важных элементов погребального обряда; рассмотрены направления постепенной трансформации языческих традиций захоронения умерших. Проведена классификация вещевого инвентаря, разработаны вопросы хронологии позднесредневековых древностей, охарактеризована история бытования основных категорий сопровождающего умерших инвентаря. Выполнены реконструкции головных уборов, украшений, костюмов разных локальных групп удмуртов рассматриваемого времени, прослежены типы и разновидности используемых при захоронении погребальных камер. Определено место удмуртских могильников среди аналогичных памятников соседних народов Среднего Поволжья и Приуралья. В исторических реконструкциях широко привлекаются параллели в материальной и духовной культуре соседних финно-угорских народов региона, а также русских и татар.

Полученные археологические характеристики могильников позднего средневековья, их всестороннее изучение, привлечение данных смежных исторических дисциплин помогли осветить целый комплекс вопросов функционирования удмуртского общества XVI-XVШ вв.: расселение, основные демографические показатели, эволюцию материальной и, частично, духовной культуры, а также отдельных сторон социально-экономической жизни. Выяснилось, что материалы археологических памятников второй половины II тыс. н. э. составляют солидную базу источников и могут не только подтверждать или дополнять данные этнографии, но и играть самостоятельную роль при исследовании истории и культуры удмуртов XVI-XVIII веков.

Одним из важных этапов в разработке этой проблемы явилось издание монографии «Дохристианские культовые памятники в удмуртской религиозной традиции. Опыт комплексного исследования» (Ижевск, 2001). Н. И. Шутова вводит в научный оборот новый археолого-этнографический материал по удмурт-

ским святилищам, кладбищам и ритуальным местам и предметам, собранный ею в ходе многолетних экспедиций по сельским районам Удмуртии, Татарстана и Кировской области. Полученная полевая информация, привлечение результатов научных изысканий по археологии и этнографии позволили реконструировать эволюцию древних верований и культовой практики удмуртов по трем хронологическим периодам: средневековье VI-XIII вв., позднее средневековье XVI-XVIII вв., новое и новейшее время XVIII-XX веков.

В работе систематизированы данные по дохристианским святилищам древ-неудмуртских племен и удмуртов XVI-XX вв. Преимущественное внимание при этом уделено характеристике сакральных мест как материальных объектов (топография, устройство, функции и вещное оформление). Привлеченные историко-этнографические и фольклорные источники позволили автору реконструировать их реальный облик, а археологические материалы - проследить историческую преемственность и эволюцию связанных со святилищами этнографических фактов и явлений во времени.

Изучая роль и место кладбищ в обрядовой и духовной жизни удмуртского общества, исследовательница охарактеризовала основные элементы погребально-поминальной обрядности местного населения в рассматриваемые эпохи, проследила наиболее общие тенденции ее развития. Что позволило ей осветить некоторые аспекты взаимоотношений между миром живых и миром мертвых, а также определить значение этой группы специализированных культовых памятников.

Анализ символики и ритуальных функций основных категорий вещей (культовые пластины, металлические подвески, серьги, кольца, посуда, орудия труда и быта) выявил их место в обрядовой жизни людей на разных исторических отрезках времени. Например, широкая распространенность образов женского персонажа в средневековом искусстве указывает на древность традиции поклонения женскому божеству плодородия Кылдысину. В работе охарактеризованы и другие важные божества удмуртского пантеона - их образы, иерархия, выполняемые функции, направления эволюции.

Последующие исследования Надежды Ивановны Шутовой были вызваны необходимостью рассмотреть удмуртские священные места на более широком историко-культурном фоне с привлечением данных по религиозной практике и верованиям других этносов Камско-Вятского региона. Для этого были всесторонне изучены святилища и почитаемые объекты, оставленные финно-угорскими племенами, волжскими булгарами, марийцами, бесермянами, коми, русскими, татарами.

Одно из направлений археолого-этнографических исследований - культурное и сакральное пространство региона разных эпох. Многолетнее изучение удмуртского сакрального пространства основано на трех основных теоретических положениях. Во-первых, оно рассматривается как виртуальный природно-куль-турный комплекс; во-вторых, как результат особой творческой деятельности по символическому освоению и преобразованию окружающей природной, социокультурной и духовной среды; в-третьих, как включающее присутствие божественного, иррационального (мистического) компонента. Особая творческая деятельность по организации виртуального пространства предполагала проведение

двух групп регулярных ритуальных церемоний: моления на семейно-родовых, территориальных святилищах и календарные обряды.

В коллективной монографии «Историко-культурный ландшафт Камско-Вят-ского региона» (Ижевск, 2009) Н. И. Шутова на примере отдельных микрорайонов характеризует состояние локальных форм и путей формирования сельского ландшафта Камско-Вятского края как способа адаптации населения к условиям среды обитания. Впервые в удмуртской этнографии с привлечением археологических, фольклорно-этнографических данных, сведений письменной истории, микротопонимов, географических, экологических и биологических показателей реконструирован культурный ландшафт более десяти микрорайонов региона в разные исторические эпохи. Проанализированы место и значение археологических памятников в культурном пространстве края в периоды Средневековья, Нового и Новейшего времени.

В ходе исследования выяснено, что священные места средневековых финно-угорских племен Камско-Вятского региона уникальны своей планировкой и организацией сакрального пространства, набором используемых для ритуала средств. Важным критерием, позволяющим вычленить культовые памятники средневекового времени, является факт почитания средневековых святилищ или урочищ, участков территории возле них окрестным населением и в более позднее время, в Х1Х-ХХ веков.

Сравнительное изучение археологических и этнографических данных по культовым местам региона позволило проследить и сохранение преемственности, и динамику развития религиозных представлений и обрядов от Средневековья до Х1Х-ХХ вв., что фиксировалось на двух уровнях. В более широком смысле традиционность наблюдалась в характере священных мест региона, в одинаковых способах организации сакрального пространства, в сходстве основных правил жертвоприношений. В более узком понимании традиционность проявлялась как прямая преемственность между культовыми памятниками вт. пол. I -нач. II тысячелетия и капищами XVII-XX веков.

Выявленная система локализации археологических памятников свидетельствует о существовании определенной социальной структуры средневековых племен, низшими элементами которой были локальные общины, а высшими -крупные территориальные объединения. В пределах каждого куста поселений, или сельской округи, зарождались устойчивые хозяйственные, социальные и духовные связи сообщества людей. Такие стихийно сложившиеся локальные коллективы в последующем стали базой для административных и территориальных образований Нового и Новейшего времени (округи, приходы, волости). Прослежена преемственность (с небольшими вариациями) культурной традиции этнических групп населения, выбиравших для обитания одни и те же природные ареалы на протяжении длительных исторических отрезков времени.

В монографии определены единство и вариативность локальных моделей культурного пространства. На фоне довольно однородной / однотипной культуры каждая сельская удмуртская округа (община) обладала особыми нюансами в способах оформления культурного ландшафта, мировосприятии и в системе обрядовой деятельности. Традиционная удмуртская система расселения и органи-

зации духовного пространства, как правило, предполагала наличие религиозного центра с окружным святилищем, основными сакральными ценностями в старой материнской деревне, сети более мелких деревень, каждая из которых имела свою общедеревенскую святыню, группу семейных или патронимических культовых объектов. За пределами селений располагались священные места для почитания хозяев Дикой Природы и умерших предков.

Христианская традиция формирования сакрального пространства также свидетельствуют о четкой внутренней структуре в локализации культовых объектов и пространственно-временной организации заветных и церковных праздников. Село с храмом было главным религиозным центром местности. В нем отмечали окружной (кустовой) церковный праздник, проходили окружные (кустовые) ярмарки. Вокруг каждого села располагалась сеть более мелких деревень, выселков, починков, в некоторых из них имелись свои почитаемые памятные часовни. Каждая деревня отвечала за проведение какого-либо календарно-при-уроченного праздника, на который съезжались знакомые и родственники со всей округи. Разные формы и традиции почитания дохристианских, христианских и мусульманских культовых объектов (священные деревья, столбы-часовни, почитаемые родники и камни и др.) в Камско-Вятском регионе формировали сложную, многоуровневую и мозаичную систему сакрального пространства отдельных территорий.

Таким образом, научные интересы Н. И. Шутовой связаны с изучением истории и культуры финно-угорских народов Приуралья Средневековья, Нового и Новейшего времени: костюм финно-пермского населения, культовые памятники, верования, мифология, сакральный и культурный ландшафт, духовная культура народов Камско-Вятского региона.

Личные качества. Надежда Ивановна - удивительный человек, с нею легко ходить в разведку и работать на раскопках. Она не жалеет ни времени, ни сил для решения поставленных задач. Несмотря на любые препятствия, в срок выполняет полевые работы, пишет статьи и монографии. Таких людей называют «трудоголиками». Надежда Ивановна - прекрасная жена и мать, ее муж Виктор и любимый сын Денис - за нею, как за каменной стеной. Коллегам и друзьям крупно повезло жить и работать рядом с таким интересным и содержательным человеком, всегда готовым прийти на помощь в трудной ситуации.

Она - достойная дочь удмуртского народа, представляющая отечественную науку на всероссийских и международных форумах. Ее научные публикации, устные выступления и презентации - лучшая популяризация истории и культуры удмуртского народа. Надежда Ивановна легко завязывает научные зарубежные связи.

Параллельная деятельность. Н. И. Шутова была руководителем исследовательских и издательского проектов Российского гуманитарного научного фонда (РГНФ), руководителем или участником Программ фундаментальных исследований Президиума РАН (проект «Духовная культура народов Камско-Вятского региона: Формирование традиций, межэтнические связи», 2003-2005 гг.; проект «Адаптационные ресурсы и практики народов Камско-Вятского региона в условиях российских трансформаций», 2006-2008 гг.; проект «Этнокультур-

ное наследие Камско-Вятского региона: источники, материалы, исследования», 2012-2014 гг.); Российского фонда фундаментальных исследований (РФФИ) (проект «Уральская мифология», 2002-2003 гг.). Она участвовала в качестве эксперта в работе «Республиканского центра дополнительного образования для детей Министерства образования и науки Удмуртской Республики».

В рамках исследовательских проектов регулярно занимается сбором новых материалов в археологических (1983-1991, 2000-2001 гг.) и археолого-этногра-фических экспедициях (1998-2010, 2013 гг.) в сельских районах Удмуртии, Татарстана, Кировской обл., работая и в музейных и архивных фондах, библиотеках гг. Москвы, Ижевска, Кирова, Тарту, Хельсинки и др.

Надежда Ивановна - участница всесоюзных, всероссийских, региональных научных конференций и совещаний археологов, историков, этнологов, антропологов и религиоведов, международных конгрессов и симпозиумов в Венгрии (Дебрецен, 1990; Пилишчаба, 2010), Финляндии (Оулу, 1993; Ювяскюля, 1995; Хельсинки, 1998, 2002; Турку, 2003), Эстонии (Таллинн, 1994; Тарту - 2000, 2002), Великобритании (Эксетер, 2003), Ирландии (Корк, 2008), Украине (2005, 2007, 2008, 2009, 2011, 2013), Казахстане (Астана, 2011), Австрии (Инсбрук, 2013).

Она читала разовые лекции для студентов, аспирантов и преподавателей Университета г. Хельсинки («Средневековые удмурты IX-XIII вв.», 1998, «Традиционные верования удмуртов конца XVIII - начала XXI в.», 2012), Евразийского национального университета им. Л. Н. Гумилева в г. Астана, Казахстан («Традиционные верования удмуртов конца XVIII - начала XXI в.», «Средневековые древности удмуртов конца I - начала II тыс. н. э.», 2011).

С 1993 г. Надежда Ивановна вела преподавательскую работу как совместитель или приглашенный лектор в высших учебных заведениях УР. Преподавала в УдГУ на истфаке («Одежда народов Приуралья и Среднего Поволжья»), на факультете удмуртской филологии («Древняя история и культура финно-угорских народов», «Финно-угорские древности», «Традиционные верования удмуртов»), в Глазовском ГПИ им. В. Г. Короленко (курс «Основы археологии»), Международном Восточно-Европейском университете (спецкурс «История удмуртского искусства»). Читала лекции в Университете г. Хельсинки (Финляндия). Общий стаж педагогической работы в вузах, образовательных учреждениях повышения квалификации составляет около 15 лет.

С 1996 г. по настоящее время работает председателем ГАК (Глазовский ГПИ, истфак). Является членом Диссовета по защите докторских и кандидатских диссертаций при УдГУ, членом Ученого Совета архитектурно-этнографическом музея-заповедника «Лудорвай». Выступает в качестве эксперта, рецензента, оппонента кандидатских и докторских диссертационных исследований.

Труды Н. И Шутовой имеют большую практическую ценность и используются учителями общеобразовательных школ и средних специальных образовательных учреждений на уроках по отечественной истории, краеведению, истории Удмуртии, при проведении факультативных занятий, во внеклассной и кружковой работе. Результаты исследований популяризируются ею через лекционную и научно-методическую работу.

H. И Шутова награждена Почетной грамотой Профсоюза работников РАН (2004), Почетной грамотой Удмуртской Республиканской организации профсоюза работников народного образования и науки РФ (2006); имеет Благодарность Президиума УрО РАН (2011). В 2001 г. ей присвоено звание Заслуженного деятеля науки Удмуртии (2001). Н. И. Шутова является лауреатом Всероссийского конкурса Фонда развития отечественного образования «Лучшая научная книга. 2009 г.» (2010).

Автор около 150 научных публикаций в отечественных и зарубежных изданиях, в том числе двух авторских и шести коллективных монографий по истории и культуре населения Камско-Вятского региона, Каталога археологических коллекций, 10 научно-методических работ. Н. И. Шутова - высококвалифицированный исследователь, имеет широкие научные связи в России и за рубежом.

Основные труды

I. Шутова Н. И. Удмурты XVI - первой половины XIX вв.: по данным могильников. Ижевск: УИИЯЛ УрО РАН, 1992. 264 с.

2. Шутова Н. И. Женская одежда удмуртов XVI-XIX вв.: По данным археологии // Традиционная материальная культура и искусство народов Урала и Поволжья. Ижевск, 1995. С. 18-43.

3. Shutova N. I. Udmurt burial grounds of the 16th-17th centuries as a historical sources // Historia Fenno-Ugrica. Congressus primus Historiae-Fenno-Ugricae. Oulu: Societas Historiae Fenno-Ugricae, 1996. Pars 2. P. 421-431.

4. Шутова Н. И. Женская одежда средневекового населения бассейна р. Чепцы (по данным раскопок Варнинского могильника 1990-1991 гг.) // Пермский мир в раннем средневековье. Ижевск, 1999. С. 210-231.

5. Шутова Н. И. Дохристианские культовые памятники в удмуртской религиозной традиции: опыт комплексного исследования. Ижевск: УИИЯЛ УрО РАН, 2001. 304 с.

6. Удмуртская мифология / Под ред. В. Е. Владыкина, Т. Г. Владыкиной. Ижевск: УИИЯЛ УрО РАН, 2004.

7. Культовые памятники Камско-Вятского региона: Материалы и исследования / Отв. ред. и сост. Н. И. Шутова. Ижевск: УИИЯЛ УрО РАН, 2004. 228 с.

8. Shutova Nadezhda. Trees in the Udmurt folk religion // Antiquity. 2006. Vol. 80. № 308. P. 318-327.

9. Шутова Н. И., Капитонов В. И., Кириллова Л. Е., Останина Т. И. Историко-культурный ландшафт Камско-Вятского региона: коллективная монография / Науч. ред. Н. И. Шутова. Ижевск: УИИЯЛ УрО РАН, 2009. 244 с.

10. Иванов А. Г., Иванова М. Г., Останина Т. И., Шутова Н. И. Археологическая карта северных районов Удмуртии / Под общ. ред. А. Г. Иванова. Ижевск, 2004. 276 с.

11. Этнокультурное взаимодействие в Евразии: в 2 кн. / Отв. ред. А. П. Де-ревянко, В. И. Молодин, В. А. Тишков. М.: Наука, 2006. Кн. 1. 465 с.

12. Shutova Nadezhda. Woman and Man in Udmurt and Besermian Religious Practice in the Late Nineteenth and Early Twentieth Centuries // Cosmos: The Journal of the Traditional Cosmology Society. 2009. Vol. 25. P. 5-12.

13. Удмуртская Республика: историко-этнографические очерки / УИИЯЛ УрО РАН; науч. ред. А. Е. Загребин. Ижевск, 2012. 288 с.

14. Sutova Nadezda. The Main Pre-Christian Gods of the Udmurts and Sacred Places Surrounding the Udmurt Village Nizniye Jurasi // Mythic Discourses. Studies in Uralic Traditions / Edited by Frog, Anna-Leena Siikala, Eila Stepanova. Helsinki: Finnish Literary Society, 2012. (Studia Fennica Folkloristica 2). 485 pp.

15. Руденко К. А., Шутова Н. И. Арское городище в Татарстане: индивидуальные находки из раскопок 1983-1984 гг. // Ежегодник финно-угорских исследований. 2013. № 3. С. 68-77.

16. Руденко К. А., Шутова Н. И. Керамика Арского городища // Уральский исторический вестник. 2014. № 1 (42). С. 123-132.

Поступила в редакцию 11.03.2015

Останина Таисия Ивановна,

доктор исторических наук, профессор, Национальный музей Удмуртской Республики им. Кузебая Герда 426034, Россия, г. Ижевск, ул. Коммунаров, 287 E-mail: tiostanina@gmail.com

Ostanina Taisija Ivanovna,

Doctor of Sciences (History), Professor, The National Museum of the Udmurt Republic named after Kuzebay Gerd

426034, Russia, Izhevsk, Kommunarov St., 287 E-mail: tiostanina@gmail.com

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.