Научная статья на тему '«Надеюсь на успешное осуществление Вашего пути в науке»: неопубликованное письмо В. Н. Топорова Д. И. Макарову'

«Надеюсь на успешное осуществление Вашего пути в науке»: неопубликованное письмо В. Н. Топорова Д. И. Макарову Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
8
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
В. Н. Топоров / святость / паламизм / признаки святости / русская гуманитарная наука на рубеже ХХ–XXI вв. / Vladimir N. Toporov / sanctity / Palamism / features of sanctity / the Russian humanities at the turn of the 21st century

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Дмитрий Игоревич Макаров

В. Н. Топоров (1928–2005) в своем труде «Святость и святые в русской духовной культуре» (1995–1998) оставил немало ценных наблюдений, замечаний и соображений о природе святости, не противоречащих данным и паламитской традиции. Ученый считал, что св. Сергий Радонежский знал о богословии св. Григория Паламы. В этом контексте публикуется письмо Топорова начинающему византинисту-паламоведу Д. И. Макарову от 2001 г., представляющее интерес для оценки состояния российской гуманитарной среды в конце ХХ — начале XXI вв.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

«I Hope for a Successful Implementation of Your Path in Science»: An Unpublished Letter by Vladimir N. Toporov to Dmitry I. Makarov

Vladimir N. Toporov (1928–2005) in his Sanctity and the Saints in the Russian Spiritual Culture (1995–1998) has left us a lot of worthwhile observations, remarks, and considerations concerning the nature of sanctity (or holiness) which, among other things, do not contradict to the Palamite tradition. In Toporov’s mind, St. Sergius of Radonezh had known the theology of St. Gregory Palamas. In this context we publish Toporov’s 2001 letter to a beginning Palamite scholar Dmitry I. Makarov, which is of interest for a general appraisal of the conditions under which the Russian humanitarian milieu was working at the turn of the 21st century.

Текст научной работы на тему ««Надеюсь на успешное осуществление Вашего пути в науке»: неопубликованное письмо В. Н. Топорова Д. И. Макарову»

РУССКО-ВИЗАНТИЙСКИЙ ВЕСТНИК

Научный журнал Санкт-Петербургской Духовной Академии Русской Православной Церкви

№ 2 (17) 2024

Д. И. Макаров

«Надеюсь на успешное осуществление Вашего пути в науке»: неопубликованное письмо В. Н. Топорова Д. И. Макарову

УДК 271.2-58:80(092)+82-6 DOI 10.47132/2588-0276_2024_2_113 EDN RSIRBY

Аннотация: В. Н. Топоров (1928-2005) в своем труде «Святость и святые в русской духовной культуре» (1995-1998) оставил немало ценных наблюдений, замечаний и соображений о природе святости, не противоречащих данным и паламит-ской традиции. Ученый считал, что св. Сергий Радонежский знал о богословии св. Григория Паламы. В этом контексте публикуется письмо Топорова начинающему византинисту-паламоведу Д. И. Макарову от 2001 г., представляющее интерес для оценки состояния российской гуманитарной среды в конце ХХ — начале XXI вв.

Ключевые слова: В. Н. Топоров, святость, паламизм, признаки святости, русская гуманитарная наука на рубеже XX-XXI вв.

Об авторе: Дмитрий Игоревич Макаров

Доктор философских наук, доцент, профессор и заведующий кафедрой общих гуманитарных дисциплин Уральской государственной консерватории им. М. П. Мусоргского, профессор кафедры истории Древнего мира и Средних веков Уральского федерального университета, ведущий научный сотрудник Социологического института РАН (Санкт-Петербург). E-mail: [email protected] ORCID: https://orcid.org/0000-0002-3902-6190

Для цитирования: Макаров Д.И. «Надеюсь на успешное осуществление Вашего пути в науке»: неопубликованное письмо В. Н. Топорова Д. И. Макарову // Русско-Византийский вестник. 2024. №2 (17). С. 113-117.

RUSSIAN-BYZANTINE HERALD

Scientific Journal Saint Petersburg Theological Academy Russian Orthodox Church

No. 2 (17)

2024

Dmitry I. Makarov

«I Hope for a Successful Implementation of Your Path in Science»: An Unpublished Letter by Vladimir N. Toporov to Dmitry I. Makarov

UDC 271.2-58:80(092)+82-6

DOI 10.47132/2588-0276_2024_2_113

EDN RSIRBY

Abstract: Vladimir N. Toporov (1928-2005) in his Sanctity and the Saints in the Russian Spiritual Culture (1995-1998) has left us a lot of worthwhile observations, remarks, and considerations concerning the nature of sanctity (or holiness) which, among other things, do not contradict to the Palamite tradition. In Toporov's mind, St. Sergius of Radonezh had known the theology of St. Gregory Palamas. In this context we publish Toporov's 2001 letter to a beginning Palamite scholar Dmitry I. Makarov, which is of interest for a general appraisal of the conditions under which the Russian humanitarian milieu was working at the turn of the 21st century.

Keywords: Vladimir N. Toporov, sanctity, Palamism, features of sanctity, the Russian humanities at the turn of the 21st century.

About the author: Dmitry Igorevich Makarov

Dr. of Sciences in Philosophy, Associate Professor, Head of the Dept. of General humanities at the Urals

State M. P. Mussorgsky Conservatoire, Professor of the Dept. of Ancient & Medieval History at the Urals

Federal University, Senior research fellow of the Sociological institute of the Russian Academy

of Sciences in St. Petersburg.

E-mail: [email protected].

ORCID: https://orcid.org/0000-0002-3902-6190

For citation: Makarov D. I. «I Hope for a Successful Implementation of Your Path in Science»: An Unpublished Letter by Vladimir N. Toporov to Dmitry I. Makarov. Russian-Byzantine Herald, 2024, no. 2 (17), pp. 113-117.

Владимир Николаевич Топоров (5.07.1928-5.12.2005) был не только великим ученым, но и чутким человеком, а также внимательным корреспондентом, откликавшимся на просьбы о помощи целого ряда людей. С одной из таких просьб, высказанных после личной встречи на московской квартире Топорова в августе 2001 г., и связано публикуемое письмо. (Сборник канонических вопросоотве-тов XII в. был нужен адресату для более полного комментария к тем отрывкам из Шестой гомилии св. Григория Паламы [ок. 1294-1357], где речь шла о жертвоприношениях животных в солунских храмах.) Тематика Паламы и паламизма, как может показаться, интересовала Владимира Николаевича лишь опосредованно, однако во втором томе его эпохального и все еще недооцененного труда «Святость и святые в русской духовной культуре» (1995-1998), явившегося (наряду с трудами С. С. Аве-ринцева [1937-2004], Б.А. Успенского [род. 1937], В.М. Живова [1945-2013], М.Ф. Му-рьянова [1928-1995] и А. М. Лидова [род. 1959]) своего рода манифестом возвращения высококвалифицированной русской гуманитарной интеллигенции к агиографическим и святоотеческим истокам, можно прочитать следующее взвешенное и сбалансированное суждение о паламизме, исихазме и сопряженных с их изучением проблемах:

«Строго судя, в споре Паламы с варлаамитами точка не поставлена, потому что слишком велика цена победы в этом споре откровения и логики, интуиции и рационализма, слишком большая и тяжелая ответственность ложится на победителя (принятие Церковью учения Паламы с неизбежностью означало, что дверь, через которую можно было войти в Возрождение [речь здесь не идет о „Палео-логовском" Возрождении], оказалась закрытой). Но в активе Григория Паламы, безусловно, присутствуют — завершение освобождения православной традиции от неоплатонизма, указание на роль „опытного свидетельства" относительно тайн, которые недоступны философии (и науке) и обнаруживают себя в Откровении, и, конечно, само „дерзновенное исповедание любви к Богу"»1.

Многое можно было бы добавить к этому сильному и взвешенному суждению — и раскрытие опыта обожения и неотмирного, блистающего Фаворским светом пути святости... Собственно, к этому выводу подводит читателя и сам Топоров, замечая о св. Константине-Кирилле:

«Та возрастающая в своей духовности и обнаруживающая себя в увеличивающемся блеске-сиянии сила, что является одновременно и сутью святости, ее внутренним содержанием-смыслом, и ее открытой и вовне обращенной формой,

1 Топоров В.Н. Святость и святые в русской духовной культуре. Т.2. Три века христианства на Руси (ХП-ХГУ вв.). М.: Языки русской культуры, 1998. (Язык. Семиотика. Культура). С. 580-581; см. с. 576-582 в целом, с положительным выводом относительно того, что св. Сергий Радонежский «не только слышал о Паламе и его учении, но и представлял себе главное в этом новом богословствовании».

Владимир Николаевич Топоров

для религиозного сознания и чувства-переживания в том первоначально узком круге лиц, где впервые была опознана святость Константина, не могла не быть д а н н о с т ь ю и о ч е в и д н о с т ь ю (разрядка В. Н. Топорова. — Д. М.), полностью снимавшими проблему доказательства святости, которая могла стать существенной при официальной канонизации или акте, соответствующем канонизации, оформившейся, как известно, не сразу и не всюду»2.

Поистине, к таковым, как св. Кирилл, можно обратиться словами из Канона болгарским мученикам 4 гласа Иосифа (Студита?), учтенного Топоровым в первом томе «Святости и святых»: Господи, их же молитвами / Спаси мир Твой3.

Внимание к Константину-Кириллу обусловливает и внимание Топорова к фигуре св. Владимира, также равноапостольного: «В русской церковной традиции Кирилл и Мефодий, как и великий князь Владимир, именно как равноапостольные особо вспоминаются во время литургии и за них вынимается восьмая частица из девятичинной просфоры»4.

И как раз канонизация св. Григория Паламы в 1368 г., через 11 лет после его смерти, была проведена св. патриархом Филофеем Коккиным образцово5. Но пусть книга говорит сама за себя, вызывая благодарные отклики в сердцах читающих ее.

Письмо публикуется по рукописи, хранящейся в личном архиве автора; при публикации исправлены по умолчанию: одна авторская описка («основного года» [рукопись] — «основного фонда»), три опечатки («продолжающейся» [рукопись] — «продолжающегося»; «Российская государственная библиотека» — «Российской государственной библиотеки») и пропуск замыкающей кавычки в названии «Вопросоответов»). В письме сохранены особенности орфографии и пунктуации его автора. Единственное авторское сокращение раскрыто в треугольных скобках.

Сердце адресата благодарно хранит память как о первой, так и о второй встрече с В. Н. Топоровым (также состоявшейся на его московской квартире в январе 2004 г.: на столе Ученого лежали раскрытая Библия и подробная Симфония к ней), а также о нескольких имевших место телефонных беседах с Ученым, которые всегда были исполнены Смысла, стремления передать обретенную в ходе трудов и дней мудрость — и удивительной добротой и благожелательностью. Само же письмо добавляет характерные штрихи к общей картине выживания нашей гуманитарной (да и всей вообще) науки на рубеже ХХ-ХХ1 вв., рельефно подчеркивая некоторые более радушные и благосклонные к ученым стороны петербургской (по сравнению с московской) научной жизни в продолжающемся уже четвертое столетие споре двух столиц.

Д. И. Макаров

2 Топоров В.Н. Святость и святые в русской духовной культуре. Т. 1. Первый век христианства на Руси. М.: Языки русской культуры, 1995. (Язык. Семиотика. Культура). С. 107.

3 Follieri E, Dujcev I. Un' acolutia inédita per i martiri di Bulgaria dell' anno 813 // Byzantion. 1963. Vol. 33. Hommage à Bruno Lavagnini. P. 71-106, p. 77. 15-16. Ср.: Топоров В.Н. Святость и святые... Т. 1. C. 108.

4 Топоров В.Н. Святость и святые. Т.1. C.111. Такой подход присущ и русской богословской традиции, начиная, как минимум, с митр. Илариона. См. из многочисленных работ: Малинов А. В. Философия и методология истории в России. СПб/: Интерсоцис, 2015. С.13; и др.

5 Rigo A. La canonizzazione di Gregorio Palamas (1368) ed alcune altre questioni // Rivista di studi bizantini e neoellenici. 1993. Vol. 30. P. 155-202.

В.Н. Топоров

Письмо Д.И. Макарову от 27 октября 2001г.

В верхнем углу письма проставлена дата — 27. Х.2001; на конверте стоит екатеринбургский штемпель — 02.11.01.

27. Х.2001.

Многоуважаемый Дима,

на днях я получил Ваше письмо. К сожалению, сейчас Вашу просьбу я не могу выполнить. Дело в том, что книги основного фонда6 Российской Государственной библиотеки7 (бывш<ей> Ленинской8) заштабелированы на время ремонта библиотеки, продолжающегося9 уже третий год, и требования на них вообще не принимаются. Кроме того, книги «Канонические вопросо-10ответы Никиты, митрополита Солунского<»> я вообще не нашел в Генеральном каталоге: видимо, она в библиотеке отсутствует11.

Вообще история с библиотекой безобразная. Вот уже больше двух лет я два-три раза в год езжу в Петербург в Публичную библиотеку (теперь — Российская Национальная Библиотека) и там читаю то, что мог бы прочесть в Москве. Из многолетнего опыта я знаю, что отношение к читателю, как и к книгам, в Петербурге совсем иное, чем в Москве. Поэтому не обратиться ли Вам в Публичную библиотеку в Отдел обслуживания с просьбой сделать ксерокопии нужных Вам книг? Возможно, Вам удастся получить то, в чем Вы нуждаетесь.

Большое Вам спасибо за сведения о Ваших занятиях и за присланную Вами фотографию.

Я помню о нашей с Вами встрече в Москве и очень надеюсь на успешное осуществление Вашего пути в науке.

Всего Вам доброго.

<Подпись:> В<.> Топоров

Источники и литература

1. МалиновА.В. Философия и методология истории в России. СПб.: Интерсоцис, 2015.

2. Топоров В. Н. Святость и святые в русской духовной культуре. Т. 1. Первый век христианства на Руси. М.: Языки русской культуры, 1995. (Язык. Семиотика. Культура).

3. Топоров В. Н. Святость и святые в русской духовной культуре. Т. 2. Три века христианства на Руси (XII-XIV вв.). М.: Языки русской культуры, 1998. (Язык. Семиотика. Культура).

4. Follieri E, Dujcev I. Un' acolutia inedita per i martiri di Bulgaria dell' anno 813 // Byzantion. 1963. Vol. 33. Hommage à Bruno Lavagnini. P. 71-106.

5. Rigo A. La canonizzazione di Gregorio Palamas (1368) ed alcune altre questioni // Rivista di studi bizantini e neoellenici. 1993. Vol. 30. P. 155-202.

6. Xúvxay^a xóv 6eítóv ка1 lepôv Kavóvwv / ék8. Г. Â. 'PáX^n, N. ПотХ^. Â9^vai: 'Ек x^ç Tmoypayiaç Г. ХартофйХакод, 1855. Т. 'Е.

6 года — рукопись.

7 Российская Государственная библиотека — рукопись.

8 Ленинская — рукопись.

9 продолжающейся — рукопись.

10 вопросо-ответы — sic в рукописи.

11 Надо сказать, что адресат по юношеской неопытности смутил Ученого: такой книги в каталоге и не могло быть, поскольку она представляет собой часть пятого тома «Синтагмы Божественных и священных канонов» Раллиса-Потлиса (см.: Eûvxay^a x«v 0eiwv Kai îepwv Kavôvwv / ékô. Г. Â. 'PâÀÀr], N. ПотХ^. Â0^vai: 'Ek x^ç Tunoypaçîaç Г. XapxoçûÀaKoç, 1855. Т. 'E. E. 382-388). Адресат в дальнейшем получил ксерокопию этой части тома благодаря содействию Н. Д. Барабанова и В. М. Лурье.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.