Научная статья на тему 'Начало церковного строительства в "русской" Сибири'

Начало церковного строительства в "русской" Сибири Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
209
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗАПАДНАЯ СИБИРЬ / СТРОИТЕЛЬСТВО ПРАВОСЛАВНЫХ ЦЕРКВЕЙ / ХРАМОИМЕНОВАНИЕ / САКРАЛЬНАЯ ЗАЩИТА СИБИРСКИХ ЗЕМЕЛЬ / ИСТОЧНИКИ ПО РАННЕЙ ИСТОРИИ ПРАВОСЛАВИЯ В АЗИАТСКОЙ РОССИИ / WESTERN SIBERIA / CONSTRUCTION OF ORTHODOX CHURCHES / TEMPLE NAMING / SACRAL PROTECTION OF THE SIBERIAN LANDS / SOURCES ON EARLY HISTORY OF ORTHODOXY IN ASIAN RUSSIA

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Солодкин Янкель Гутманович

Церкви в Сибири, как и в Европейской России, строились уже при основании в конце XVI в. городов и острогов, что должно было обеспечить сакральную защиту территорий, входивших в состав Московского государства. Эти церкви далеко не всегда, вопреки недавно высказанному мнению, посвящались Троице, их наименования, зачастую определявшиеся столичными властями, были весьма разнообразными. В число первых храмов Тюмени и Тобольска нельзя (как, следуя сообщениям Ремезовской летописи, утверждали многие историки) включать Спасские. «Церковное строение» за Урал поначалу «присылали» из Москвы; с «Руси» либо Верхотурья иногда направляли в крепости, выстроенные в «Сибирской земле», и попов для несения службы, выделяя им ругу, а также (подчас лишь ради освящения храмов) дьяконов. Строительство церквей в Тюмени, Тобольске, Березове, а также в соседних с ними городах и острогах содействовало окончательному закреплению за Россией огромного края, ранее подвластного хану Кучуму, его вассалам и союзникам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE BEGINNING OF CHURCH CONSTRUCTION IN “RUSSIAN” SIBERIA

Churches in Siberia, as well as in European Russia, were already being built at the foundation of cities and jails at the end of the 16th century, which was to provide sacral protection of the territories that were part of the Moscow state. These churches were not always dedicated to the Trinity, contrary to the recent opinion; their names, often defined by the capital authorities, were very diverse. Among the first temples of Tyumen and Tobolsk it is impossible (as many historians claimed, following the Remezov chronicle) to include Spassky churches. The "church building" beyond the Urals first "was sent" from Moscow; from "Rus" or Verkhoturye to the fortresses built in the "Siberian land" priests for service were sometimes sent, giving them a ruga (a fee), and also (sometimes only for the sake of consecration of temples) deacons. The construction of churches in Tyumen, Tobolsk, Berezov, as well as in the neighboring cities and jails contributed to the final entrenchment of the huge Russian land, formerly under the rule of Khan Kuchum, his vassals and allies.

Текст научной работы на тему «Начало церковного строительства в "русской" Сибири»

УДК 281.93:264-931(571)(045) Я.Г. Солодкин

НАЧАЛО ЦЕРКОВНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА В «РУССКОЙ» СИБИРИ1

Церкви в Сибири, как и в Европейской России, строились уже при основании в конце XVI в. городов и острогов, что должно было обеспечить сакральную защиту территорий, входивших в состав Московского государства. Эти церкви далеко не всегда, вопреки недавно высказанному мнению, посвящались Троице, их наименования, зачастую определявшиеся столичными властями, были весьма разнообразными. В число первых храмов Тюмени и Тобольска нельзя (как, следуя сообщениям Ремезовской летописи, утверждали многие историки) включать Спасские. «Церковное строение» за Урал поначалу «присылали» из Москвы; с «Руси» либо Верхотурья иногда направляли в крепости, выстроенные в «Сибирской земле», и попов для несения службы, выделяя им ругу, а также (подчас лишь ради освящения храмов) дьяконов. Строительство церквей в Тюмени, Тобольске, Березове, а также в соседних с ними городах и острогах содействовало окончательному закреплению за Россией огромного края, ранее подвластного хану Кучуму, его вассалам и союзникам.

Ключевые слова: Западная Сибирь, строительство православных церквей, храмоименование, сакральная защита сибирских земель, источники по ранней истории православия в Азиатской России.

Б01: 10.35634/2412-9534-2020-30-1-7-17

Как правило, при основании в Западной Сибири первых русских городов, как и на юге России, одновременно со стенами и башнями строили также храмы. (Это подчеркивалось уже в посольской документации рубежа XVI-XVII вв., а позднее в летописях [38, с. 69, ср. с. 42, 51, 70, 380; 42, с. 51-52; 50, с. 44; 57, с. 29]). В частности, в 1593 г. князю П. И. Горчакову, посланному для закладки крепости в «Тоборах», названной Пелымом, надлежало включить в свой отряд попа «углецкого» из Перми (т. е. сосланного туда за участие в волнениях, сопровождавших гибель царевича Дмитрия), дьякона, жившего в Ростове (по выбору местного владыки), и взять с собой «образы и книги и все церковное строение». В 1597/98 г. при основании Верхотурья туда из Перми направили белого попа Леонтия, который стал служить в Троицком храме.

Согласно царской грамоте от 12 октября 1600 г. письменному голове Ф. О. Янову, под началом которого был заложен Туринский (Епанчин) острог, в ответ на челобитную служилых и «пашенных» людей о возведении храма во имя святых Бориса и Глеба и отправке туда попа, ибо без него первым жителям этого острога «нужа великая», из Москвы направили два антиминса на освящение храма (с чёрным попом Авраамием) и «церковное строение»; дьякона, дабы освятить храм, и только, следовало послать из Перми, а попа для новой церкви с определением ему места под двор, денежного и хлебного жалованья — взять с Верхотурья. Того же дьякона для освящения Вознесенской церкви затем отправили в Тобольск. (Кстати, в Валуйки и Царев-Борисов при их основании в 1599 г. священнослужителей посылали из столицы [63, с. 218-220; и др.]). В ноябре 1596 г. из Москвы направили «церковное строение» (деисус, двери царские, книги, сосуды, кадило, звезду, копьё, воск, ладан, темьян, вино церковное) в Лозьву, Тобольск, Тюмень, Тару, Березов, Пелым. В самом конце XVI — начале XVII вв. через Верхотурье, считавшееся воротами в Сибирь, туда не раз (подобно южнорусским уездам) привозили ризы, колокола, утварь, иконы и богослужебные книги из Москвы. В 1601 г. оттуда «церковное строение» было прислано «на Верхотурье», в Тобольск и (колокол) в Пелым. Через два года разнообразную утварь для первого мангазейского храма Живоначальной Троицы из столицы доставили в Тобольск; приехавшему в Березов с семьёй священнику надлежало служить в этом храме. В 1608 г. попа в Сибирь отправили из Вологды. Тремя годами прежде экземпляры Триоди Цветной послали в Тобольск, Тюмень и Туринский острог [2, с. 34, 110-111, 412; 3, с. 170; 5, с. 64; 9, I, с. 19, 37, 101; 9, II, с. 191; 27, с. 237-239; 29, с. 301, 342, 379-380, 396; 30, с. 24, 27, 204; 32, с. 84, 85, 118-119, 137, 229, 230; 33, с. 139-141; 37, с. 772, 774, 776; 39, с. 41-42, 44-46; 40, с. 10-11; 46, с. 135137, 381-382; 49, с. 114; 61, с. 40, 46, 156]. (Ещё в послесловии Триоди Цветной 1591 г. говорилось о её предназначенности «всем человеком», «паче же в новопросвещенных землях... во граде Казани и

1 Исследование выполнено в рамках проекта РФФИ и Департамента образования и молодёжной политики ХМАО — Югры № 18-49-86002.

2020. Т. 30, вып. 1 СЕРИЯ ИСТОРИЯ И ФИЛОЛОГИЯ

Астрохани и Сибири» [24, с. 131; 39, с. 37; и др.]. Вероятно, экземпляры этой Триоди попали в Тюмень и Тобольск, которые в то время представляли собой остроги).

В 1601 г. из Москвы в Тобольск отправили попа (его сопровождал голова служилых татар Иван или Черкас Александров). Тогда же, в опале, в Сибирь поневоле выехали поп села Варганова Можайского уезда Устин с женой и тремя детьми, а также протопоп Василий «Городцкой». В 1604 г. на восточную «украйну» России сослали (по допущению В. И. Ульяновского, за распространение вестей, неблагоприятных для царя Бориса) старцев Псково-Печерского монастыря Евфимия Вязмитина и Сергия Дубинина, чёрного попа Червя, крылошанина Епсихия, который на Каме бежал [9, I, с. 99, 109, 110, 115, 148, 149]. Возможно, эти ссыльные пополнили ряды крайне немногочисленного сибирского духовенства. Поп из Березова, кроме того, посылался в Коду, куда было отправлено «церковное строение», включая поповские ризы и колокола, для Троицкого храма в вотчине князей Алачевых. Оно, в т. ч. антиминс на освящение нового храма, следом поступило из Москвы в Тюмень одновременно с появлением там попа и дьячка [30, с. 181, 182, 311, 312, 647, ср. 310, 317, 344; 46, с. 152-153; 68, с. 130; и др.].

В представлении И. Л. Маньковой в подавляющем большинстве первых сибирских городов вначале воздвигали Троицкие церкви, что едва ли «объясняется лишь связью с православным календарём [освящением церквей в праздник Троицы, который приходился на время между 10 мая и 13 июня. — Я. С.]... Троицкие церкви выполняли роль своеобразных маркеров территории, подчинённой Московскому государству, Троица символизировала государственное единство и включение Сибири в это единство», и «через почитание» Святой Троицы «московская власть стремилась. укоренить новую веру, новый образ жизни» [27, с. 234, 237]. Однако, по наблюдению М. С. Черкасовой, усиление почитания образа Троицы «среди всех слоёв населения России» приходится ещё на середину XVI в. [67, с. 434]. Кроме того, «сакральную защиту занятого [русскими первопоселенцами. — Я. С.] пространства» [27, с. 232, 244-246] обеспечивали не только церкви, освящённые во имя Святой Троицы. (В число последних следует включить и сооружённую в Коде [6, с. 93, 94; 30, с. 181; 51, с. 51; 70, с. 12; и др.]). Известно, что в Тюмени «начальным» был храм Рождества Богородицы; «ставленный» «обыдень», он вскоре сделался соборным [1, с. 386; 8, с. 89; 20, с. 50, 51; 23, с. 7; 30, с. 16, 182, ср. с. 174; 51, с. 45; 70, с. 7; и др.]; вскоре там появилась и церковь Феодора Стратилата (в 1616 г. её расширили) [30, с. 16, 17]. Согласно А. Т. Шашкову и И. С. Кирдяшовой, тюменцы вслед за храмом Рождества Богородицы «поставили» и Николаевский с приделом во имя великомученика Феодора Стратилата [20, с. 51, ср. с. 55; 70, с. 7]. (В. Корсакова и А. М. Панченко почему-то считали, что первая в Сибири православная церковь была сооружена в Тобольске [35, с. 561]). Следуя Ремезовской летописи, некоторые историки утверждали, будто в Тюмени вначале заложили Спасскую церковь [17, с. 788; 64, с. 20]. Известие тобольского «изографа» петровской эпохи, однако, неверно, хотя две Спасские церкви существовали в Тюмени в 1687 г. (В 1624 г. там насчитывались три церкви в остроге и две в городе [20, с. 55; 49, с. 121]). Кстати, в Лихачёвской редакции Есиповской летописи упоминается о церкви Преображения Господня как первой в Тюмени [36, с. 566; 38, с. 126, 177], что противоречит сведениям других, более ранних источников. Церковь Феодора Стратилата наряду с Троицкой помимо Тюмени существовала и в Верхотурье в 1601 г. [29, с. 396; ср. 30, с. 228] — через несколько лет после основания этого города, который называли воротами в Сибирь. В Тобольске в конце XVI в. помимо Троицкой церкви (думать, что она была «срублена» «из леса лодок, на которых. приплыли сюда» казаки письменного головы Д. Д. Чулкова [4, с. 111-112], не стоит), имелась, о чем писали многие учёные, и Спасская [10, с. 13; 27, с. 240; 51, с. 48; 58, с. 44]. Говоря о ней как одной из двух первых в Тобольске, С. У. Ремезов, с точки зрения И. Л. Маньковой, очевидно, «пользовался устными преданиями о начальной истории города, которые бытовали» там спустя целое столетие. В представлении уральской исследовательницы Спасская церковь, в 1624 г. находившаяся в остроге, существовала уже вскоре после основания Тобольска, когда к ней (расположенной на торгу) якобы в 1593 г. сослали колокол из мятежного Углича [27, с. 239, 240]. Но версия об этом колоколе, поневоле попавшем в Сибирь, скорее всего, запечатлела местное предание [56, с. 70-73]. Думается, сообщая о том, что в звоннице тобольской Спасской церкви, затем Софийского собора, очутился «углецкой» колокол, вместе с остальными расплавившийся в страшном пожаре 29 мая 1677 г. [38, с. 139, 212], летописец XVII в. следовал молве.

Кроме Троицкой церкви, в Тобольске не позднее 1596 г. существовал и храм Николы Чудотворца, а в 1620-х гг. в сибирской столице имелась и церковь «Преображенья Спасова» на посаде [46,

с. 136; 47, с. 396]. (Считается, что казаки, участвовавшие в основании Березова, принесли туда иконы Николая Чудотворца и архангела Михаила [6, с. 152; 26, с. 122]). Известие ряда летописцев, будто первая тобольская церковь была освящена во имя Вознесения Господня [38, с. 259, 315, 345, ср. с. 252, 312; 62, с. 13, 69, 188], — несомненная ошибка. «Невеликую» церковь «во имя Вознесения Господа нашего Исуса Христа «поставили» в «царствующем граде» «русской» Сибири лишь в годы воеводства окольничего С. Ф. Сабурова (1599-1600) [30, с. 24, 25; 61, с. 156].

На взгляд Н. Д. Зольниковой и Н. Н. Покровского, в Тобольском остроге при его появлении выстроили Знаменскую церковь [17, с. 788]. Ею, надо думать, видные сибиреведы считали церковь в Знаменском монастыре. Но «первоначалной» там была церковь «во имя Зосимы и Савватия, Соловецких чудотворцев» [38, с. 147], да и эта обитель, возникшая около 1596 г., на первых порах назвалась не Знаменской, а Зосимо-Савватиевской, Успенской или Никольской [30, с. 83, 316, 330, 687; 71, с. 19; и др.].

В Березове при его сооружении «срубили» храм Рождества Богородицы (к 1605 г. относятся сведения о разместившейся за острогом березовской церкви во имя Воскресения Христова [30, с. 230; 68, с. 129], а не самой первой [60, с. 130, примеч. 20], упомянутой, по наблюдению А. Т. Шашкова, в 1607 г.; она, по всей видимости, была сооружена в ходе «поставления» этого города в 1593 г. [6, с. 90, 91; 66, с. 17]). В пору основания Пелыма там выстроили церковь Рождества Христова, Тары — Успения Богородицы (этот храм сделался соборным), Туринского острога — во имя святых Бориса и Глеба; в Нарымском остроге в 1608 и 1611 гг. собирались возвести Покровскую церковь [29, с. 296, 342, 380, 427, 429; 30, с. 332, ср. 193, 213, 214; 33, с. 140; 34, с. 126; 47, с. 462, ср. с. 585; 51, с. 63; 68, с. 129, 133]. Таким образом, подобно «крымской украйне» России [37, с. 774-777], храмоименование в Сибири первых лет её русской колонизации было весьма разнообразным.

В Чердыни и Соликамске в начале XVII в., кстати, Троицких церквей не было вообще [7, с. 7879]. Старейшей церковью в Обдорском (Носовом) остроге зачастую объявлялась Васильевская, но скорее всего в первые годы XVII в. её не существовало [60, с. 125-127].

Обратим внимание на то, что среди первых православных храмов Сибири не было ни одного, посвящённого святому Димитрию Солунскому. Данное обстоятельство, между прочим, опровергает представление, будто в народе великомученик, память которого отмечалась 26 октября (тобольские летописцы к этому дню приурочивали «взятие» «дружиной» Ермака «Кучумова царства» [38, с. 56, 72, 79, 84, 93; и др.]), почитался в народе как патрон, «покровитель» Сибири или «сибирского воинства» [27, с. 244; 68, с. 142; ср. 65, с. 63]. (Заметим, что лишь в Абрамовской редакции Есиповской летописи отмечено, что Сибирское «царство взяша [Ермак «с товарыщи». — Я. С.] помощию всесил-наго [Бога. — Я. С.] и угодником его Димитрием» Мироточцем [38, с. 93, ср. с. 79]). Вероятно, приделы во имя Димитрия Солунского появились в церквах раскинувшегося к востоку от Урала обширного края позднее, да и было их всего лишь несколько [27, с. 235, 241, 244, 245; 38, с. 215; и др.]. Заметим, что храм во имя чудотворца Димитрия Солунского появился в Березове не в начале XVIII в. [68, с. 142, ср. 144], а накануне его [59, с. 65].

Подчас церкви, «ставившиеся» в Сибири вскоре после её «взятия» «дружиной» Ермака, назывались по инициативе жителей городов и острогов. Так, в царской грамоте воеводе и письменному голове Верхотурья от 30 марта 1607 г. сказано: «которой храм во имя воздвигнут (служилые и посадские люди. — Я. С ), и вы б о том отписали к нам на Москву» [30, с. 228, ср. с. 193, 554].

Часто утверждалось, что Ермака с 1636 г. [3, с. 79; 14, с. 132, 138; 21, с. 7, 198; 22, с. 85; 41, с. 379; 43, с. 98; 45, с. 168; 52, с. 86; 53, с. 22, 33, ср. 287, примеч. 84; и др.], конца того же десятилетия [44, с. 153] или к 1641 г. [31, с. 29] поминали в церквах Сибири, а то и во всей России. Приведённые хронологические определения лишены весомых оснований, хотя версия о таком поминовении, восходящая к ряду летописных сочинений [13, с. 81; 36, с. 568; 38, с. 98], может считаться достоверной, по меньшей мере относительно восточных уездов Московского государства.

В оценке Л. С. Соболевой, судя по синодику «ермаковым казакам» (далее — С), одна из граней подвига их предводителя — это основание на очищенной от язычества земле новых христианских поселений» [54, с. 306; 55, с. 97]. Г. С. Зайцев же находил, что сподвижники «ратоборного» атамана «по мере продвижения в Сибирь... закладывали церкви, часовни», к примеру, во имя святого Николая [16, с. 106]. Но о сооружении «православными воями» часовни в бассейне Сылвы (на городище, прослывшем Ермаковым) говорится лишь в Кунгурском летописце [36, с. 575, 704], который может считаться памятником казачьего фольклора едва ли не конца XVII в. В этом летописце есть немало

2020. Т. 30, вып. 1 СЕРИЯ ИСТОРИЯ И ФИЛОЛОГИЯ

фантастических сведений [53, с. 65, 205, 241]. К их числу относится сообщение о том, что казаки, двинувшись в Сибирь, заблудились («обмишенились»), свернув с Чусовой в её левый приток Сылву [12, с. 24; 53, с. 207]. В более ранних источниках, нежели Кунгурский летописец, об упомянутой часовне умалчивается, как и о закладке церквей прославленным атаманом и его «товарством»; хотя они, что подчёркивается во многих нарративных сочинениях, начиная с С, были посланы в Сибирь Богом «очистити место святыни. и разорити... нечестивые капища», русские города и церкви возникли там позднее [38, с. 50, 51, 70, 82-83, 180, 181, 380; ср. 25, с. 87]. Только в Лихачёвской редакции Еси-повской летописи мы читаем: «И от казаков поставишася грады и святыя Божия церкви воздвигоша-ся». Однако это указание появилось в результате правки свидетельства Саввы Есипова, которое открывается выражением «И от сих», т. е. с этого времени (недаром следом архиерейский дьяк писал: «Аще древле Сибирская земля идоложертвием помрачися, ныне же благочестием сияя»). Об этом прямо сказано в главе «Благодарение Богу» есиповской повести о «взятии» «бесерменского царства» «русским полком» [38, с. 69, ср. с. 70, примеч. 24; с. 89, 91, 97, 133, 137, 163, 178, 187, 255, 313, 366].

Многие историки следуют известию (часто приурочивая его к 1585 г.) «Описания Новыя земли, сиречь Сибирскаго царства и Московскаго государства» о том, что с соратником Ермака атаманом Иваном Грозой, возвращавшимся из Москвы за Урал, царь приказал вологодскому епископу послать 10 попов с жёнами и детьми [18, с. 412-413; и др.]. (Порой неоправданно утверждалось, что 10 священников прибыли в Сибирь с другим атаманом «Ермаковой дружины» — Иваном Кольцо [64, с. 19]). Об этом на основании «Северной и Восточной Тартарии» Н. Витзена, не зная о её русском источнике — «Описании.», — упоминали ещё Г. Ф. Миллер и Н. М. Карамзин, которые отнесли царское распоряжение о посылке священников в Сибирь к 1582 г. [19, с. 235, примеч. 703; 29, с. 233-234]. Данное известие, однако, едва ли достоверно. Версия о сеунче, с которым из Сибири в «царствующий град» были отправлены казаки, представляется «вымышленным обстоятельством» в описании перипетий «Ермаковой эпопеи». В 1585 г. на новой «украйне» Московского государства ещё не было православных храмов, где священники могли бы вести службы. Тогда, в конце весны или начале лета, уцелевшие ермаковцы под предводительством стрелецкого головы И. В. Глухова (а с точки зрения А. Т. Шашкова, и атамана С. Болдыри [69, с. 38]) покинули Сибирь, отряд же воеводы И. А. Мансурова лишь появился (осенью), заложив Обский городок (и Тюмень, и Тобольск русские служилые люди «срубили» без малого через 1-2 года соответственно). Иван Гроза (Гроза Иванов) вместе со стрелецким головой И. С. Киреевым в последние месяцы 1584 г., если также не в первые недели следующего [34, с. 119; 69, с. 37-39; и др.], сопровождал в Москву пленённого ермаковцами царевича Маметкула, но когда именно атаман, умерший спустя полвека, вернулся в Сибирь — в следующем году в отряде Мансурова или же в 1586 г. под началом воевод В. Б. Сукина и И. Н. Мясного, мы пока не знаем. В. И. Сергеев предупреждал о том, что «нельзя абсолютизировать все и конкретные, и общие сведения», имеющиеся в «Описании.», составленном (по А. И. Андрееву) подьячим Посольского приказа Н. Д. Венюковым в 1685-1686 гг., в этом произведении налицо «путаница в общих представлениях» о событиях более поздних, нежели отправка в Москву ясака с Иваном Грозой. В оценке А. В. Матвеева содержащиеся в «Описании.» сведения о гибели Ермака и распоряжении Кучума найти тело «разорителя» Сибирского юрта носят «гротескный характер» [28, с. 129; 48, с. 43]. В частности, свидетельство автора «исторической части» «Описания.», которую Т. Н. Илюшечкина без должных оснований сближала с летописями, об избрании Грозы главным атаманом со смертью Ермака [18, с. 395, 397] не находит параллелей в других источниках и маловероятно, поскольку следом Иван, дослужившийся в Тобольске до чина головы конных казаков, отправился в Москву. (Явно сомнительным кажется и утверждение, будто уцелевшие соратники прославленного «ратоборца» избрали «великим атаманом Сибири» Матвея Мещеряка [15, с. 55]).

По мнению Н. В. Сухоруковой, в Сибири «первый городской храм, строившийся вместе с острогом, создавался вовсе не для нужд церковного прихода, которого ещё не было, а прежде всего как символ божественного покровительства городу и памятник его основания» [58, с. 44]. Но прихожанами храмов, выраставших вместе с крепостями на новой восточной окраине России, становились местные воеводы и головы, дети боярские, казаки, стрельцы, пушкари. Их духовное окормление являлось главной обязанностью церковнослужителей. «Весь уклад русской семейной жизни был невозможен без требоисполнения»; по словам В. Н. Глазьева, «крещение, венчание, отпевание умерших, советы и наставления духовных отцов — без всего этого люди не мыслили своей жизни», церковь и оказывалась необходимой, «чтобы прочно устроиться на новом месте» [3, с. 164, ср. с. 166; 11, с. 47]. Поэтому, вероятно, со служилыми людьми, заложившими в конце XVI в. Тюменский и Тобольский

остроги, Березов, Сургут, Тару и другие сибирские города, направлялись церковнослужители, о чём,

повторим, давно известно относительно крепости, «поставленной» в «Тоборах», т. е. Пелыма.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Абрамов Н. А. Город Тюмень: Из истории Тобольской епархии. Тюмень: СофтДизайн, 1998. 574 с.

2. Акты исторические, собранные и изданные Археографическою комиссиею имп. Академии наук. СПб.: Типография заготовления Государственных бумаг, 1841. Т. II. IV + 438 + 29 с.

3. Александров В. А., Покровский Н. Н. 1991. Власть и общество: Сибирь в XVII в. Новосибирск: Наука, Сибирское отделение. 401 с.

4. Алексеев В. Н. Новонайденная икона С. У. Ремезова «София Премудрость Божия» из Тобольского Успенского Софийского собора // Семён Ремезов и русская культура второй половины XVII-XIX веков. Тобольск: РИО ГПНТБ СО РАН, 2005. С. 103-119.

5. Алферова Г. В. Организация строительства городов в Русском государстве в XVI-XVII веках // Вопр. истории. 1977. № 7. С. 54-66.

6. Березово (Очерки истории с древности до наших дней). Екатеринбург: Изд. дом «Сократ». 471 с.

7. Бординских Г. А. Названия церквей городов Чердыни и Соликамска как исторический источник // Вопр. истории и культуры Пермского Прикамья: Материалы Всерос. научно-практ. конф. («Строгановские чтения»): 17-19 сент. 2004 г. Березники: Пермское книжное изд-во, 2004. С. 78-80.

8. Буцинский П. Н. Соч.: В 2-х т. / под ред. С. Г. Пархимовича; сост. Ю. Л. Мандрика. Тюмень: Изд-во Ю. Ман-дрики, 1999. Т. 1. 327 с.

9. Верхотурские грамоты конца XVI — начала XVII в. М.: [б. и.], 1982. Вып. I. С. 1-160; Вып. II. С. 161-298.

10. Вилков О. Н. Некоторые аспекты административной и строительной культуры Тобольска в конце XVI — начале XVIII в.: Препринт. Новосибирск: [б. и.], 1999. 28 с.

11. Глазьев В. Н. Страницы ранней церковной и монастырской истории города Воронежа и Воронежского уезда // Церковь и её деятели в истории России. Воронеж: Полиграф, 2001. Вып. 2. С. 46-64.

12. Головчанский Г. П., Мельничук А. Ф. Ермак и Строгановы: к проблеме подготовки и начала экспедиции в Сибирь // Вопр. истории и культуры Пермского Прикамья: Материалы Всерос. науч.-практ. конф. («Строгановские чтения»): 17-19 сент. 2004 г. Березники: Пермское книжное изд-во, 2004. С. 21-25.

13. Дворецкая Н. А., Медведев П. А. Новый список сибирской летописи Абрамовского вида // Новые материалы по истории Сибири досоветского периода. Новосибирск: Наука, Сибирское отделение, 1986. С. 55-92.

14.Дергачева-Скоп Е. Из истории литературы Урала и Сибири XVII века. Свердловск: Средне-Уральское книжное изд-во, 1965. 152 с.

15.Дубман Э. Князь Григорий Засекин (Хроника жизни и деятельности строителя волжских городов). Самара: Изд-во Самар. гос. ун-та, 1995. 82 с.

16. Зайцев Г. С. Православие и казачество в истории присоединения Сибири к России: прошлое и настоящее // Православное наследие в культуре России: история, актуальность диалога: Материалы всерос. науч.-практ. конф. Челябинск: Изд-во Челяб. академии культуры и искусств, 2012. С. 105-112.

17. Зольникова Н. Д., Покровский Н. Н. Русская православная церковь // Историческая энциклопедия Сибири. Новосибирск: Изд. дом «Историческое наследие Сибири». Т. К-Р. С. 788-794.

18. Илюшечкина Т. Н. Голландская версия Описания Сибири: к литературной истории памятника // II Ремезов-ские чтения 2005: Провинция в русской культуре / сост. и отв. ред. Е. И. Дергачева-Скоп и В. Н. Алексеев. Новосибирск: РИО ГПНТБ СО РАН, 2008. С. 389-414.

19. Карамзин Н. М. История Государства Российского. М.: «Книга», 1989. Кн. III. Т. IX. 280 + 184 стлб.

20. Кирдяшова И. С. Градостроительная эволюция г. Тюмени с основания до начала XX века // Западная Сибирь: история и современность: Краеведческие записки. Тюмень: Изд-во Мандр и КО, 2004. Вып. VI. С. 49-70.

21. Копылов Д. И. Ермак. Иркутск: Восточно-Сибирское книжное изд-во, 1989. 239 с.

22. Крамор Г. Загадка ветхой книжечки // Югра. 2007. № 1-2. С. 84-85.

23. Кружинов В. М. Тюмень: вехи истории. Екатеринбург: Средне-Уральское книжное изд-во, 1997. 224 с.

24. Лаврентьев А. В. Известия о Сибири в русских исторических сочинениях XVII века и их источники (Новый Летописец, Свод 1652 года, Латухинская Степенная Книга) // Исследования по источниковедению истории СССР XIII-XVIII вв. М.: [б. и.], 1986. С. 118-141.

25. Литературные памятники Тобольского архиерейского дома XVII века / изд. подг. Е. К. Ромодановская и О. Д. Журавель. Новосибирск: Сибирский хронограф, 2001. 439 с.

26. Мануйлова И. А., Ярков А. П. О традициях иконописи в регионе // Тобольск — врата Сибири: Актуальные вопросы истории города и региона XVII-XX вв. Тобольск: Изд-во ТГСПА им. Д. И. Менделеева, 2012. С. 121-130.

27. Манькова И. Л. Реконструкция православного ландшафта Тобольска XVII — первой половины XVIII вв.: приходские церкви // Историческая урбанистика: прошлое и настоящее города: сб. науч. ст. Всерос. конф. с

2020. Т. 30, вып. 1 СЕРИЯ ИСТОРИЯ И ФИЛОЛОГИЯ

междунар. участием: г. Сургут, СурГУ: 14 нояб. 2014 г. Курган: ООО «Курганский Дом печати», 2015. С. 232-246.

28. Матвеев А. В. В поисках места гибели атамана Ермака // Культура русских в археологических исследованиях: междисциплинарные методы и технологии. Омск: Изд-во Омск. ин-та (филиала) Рос. гос. торгово-эконом. ун-та, 2011. С. 127-144.

29. Миллер Г. Ф. История Сибири. 2-е изд., доп. М.: Изд. фирма «Восточная литература» РАН, 1999. Т. I. 630 с.

30. Миллер Г. Ф. История Сибири. 2-е изд., доп. М.: Изд. фирма «Восточная литература» РАН, 2000. Т. II. 796 с.

31. Миненко Н. А. Тюмень: Летопись четырёх столетий. СПб.: «Русь», 2004. 512 с.

32. Обозрение столбцов и книг Сибирского приказа (1592-1768 гг.) / сост. Н. Н. Оглоблин. М.: [б. и.], 1900. Ч. 3. 389 с.

33. Обозрение столбцов и книг Сибирского приказа (1592-1768 гг.) / сост. Н. Н. Оглоблин. М.: [б. и.], 1901. Ч. 4. 287 + I с.

34. Очерки истории Югры. Екатеринбург: НПМП «Волот», 2000. 407 с.

35. Памятники литературы Древней Руси: Конец XVI — начало XVII веков. М.: Художественная литература, 1987. 616 с.

36. Памятники литературы Древней Руси: XVII век. М.: Художественная литература, 1989. Кн. 2. 704 с.

37. Папков А. И. Складывание церковной структуры в южных уездах Российского царства в XVI — начале XVII в. // Сословия, институты и государственная власть в России: Средние века и ранее Новое время: сб. ст. памяти акад. Л. В. Черепнина. М.: Языки славянских культур, 2010. С. 772-780.

38. Полн. собр. русских летописей. М.: Наука, 1987. Т. 36. 382 с.

39. Попова И. А. География распространения книг в Сибири XVII века // Западная Сибирь: история и современность: Краеведческие записки. Тюмень: Изд-во Мандр и КО, 2004. Вып. VI. С. 37-48.

40. Попова И. А. Царские грамоты и отписки рубежа XVI-XVII вв. как источник по истории книжной культуры Сибири // Источники по истории Западной Сибири. Сургут: РИО СурГПИ, 2003. Ч. II: Материалы регион. науч. конф. С. 10-12.

41. Преображенский А. А. У истоков народной историографической традиции в освещении проблемы присоединения Сибири к России // Проблемы истории общественной мысли и историографии: к 75-летию акад. М. В. Нечкиной. М.: Наука, 1976. С. 376-384.

42. Преображенский А. А. Урал и Западная Сибирь в конце XVI — начале XVIII века. М.: Наука, 1972. 392 с.

43. Резун Д. Я. Родословная сибирских фамилий: История Сибири в биографиях и родословных. Новосибирск: Новосибирское книжное изд-во, 1993. 248 с.

44. Ремнев А. В. Ермак в исторической памяти, имперских и национальных сценариях и нарративах // Культура русских в археологических исследованиях: междисциплинарные методы и технологии. Омск: Изд-во Омск. ин-та (филиала) Рос. гос. торгово-эконом. ун-та, 2011. С. 152-167.

45. Ромодановская Е. Есиповская летопись. К 370-летию первой летописи Сибири // Сибирские огни. 2006. № 8. С. 167-180.

46. Русская историческая библиотека. СПб.: Типография братьев Пантелеевых, 1875. Т. II. XII + XX с. + 1228 стлб.

47. Русская историческая библиотека. СПб.: Типография Ф. Г. Елеонского и КО, 1884. Т. VIII. XVI + II с. + 1292 + 52 стлб.

48. Сергеев В. И. Источники и пути исследования сибирского похода волжских казаков // Актуальные проблемы истории СССР. М.: Изд-во Моск. обл. пед. ин-та им. Н. К. Крупской, 1976. С. 18-57.

49. Сергеев В. И. Первые сибирские города, их военное, экономическое и культурное значение // Вестн. истории мировой культуры. 1960. № 3 (21). С. 113-124.

50. Сибирские летописи: Летопись сибирская краткая (Кунгурская). Рязань: Александрия, 2008. 10 + 1 + XXXI + 1 + 645 с.

51. Симачкова Н. Становление воеводской системы управления в Сибири (конец XVI — начало XVII вв.). Тюмень: Мандрика и КО, 2006. 111 с.

52. Скрынников Р. Г. Ранние сибирские летописи // История СССР. 1979. № 4. С. 82-99.

53. Скрынников Р. Г. Сибирская экспедиция Ермака. 2-е изд., испр. и доп. Новосибирск: Наука, Сибирское отделение, 1986. 318 с.

54. Соболева Л. С. «Государев атаман» Ермак Тимофеевич: векторы идеализации // Общественная мысль и традиции русской духовной культуры в исторических и литературных памятниках XVI-XX вв. Новосибирск: Изд-во СО РАН, 2005. С. 296-317.

55. Соболева Л. С. Художественная концептуализация похода Ермака в летописных и богослужебных текстах конца XVI — начала XVII в. // Литературный процесс на Урале в контексте историко-культурных взаимодействий: конец XIV-XVIII вв.: колл. моногр. / отв. ред. Е. К. Созина. Екатеринбург: Изд-во УрО РАН; Изд. дом «Союз писателей», 2006. С. 91-108.

56. Солодкин Я. Был ли угличский колокол в сибирской ссылке? (о происхождении одного мифа) // Мир Севера. 2015. № 1. С. 70-73.

57. Солодкин Я. Г. О формировании ранней официальной версии «взятия» и начала освоения Сибири // Западная Сибирь в академических и музейных исследованиях: Тез. окруж. научно-практ. конф., посвящ. 40-летию Сургутского краеведческого музея: 24-27 нояб. 2003 г., г. Сургут. Сургут: Дефис, 2003. С. 28-31.

58. Сухорукова Н. В. Православие в Сибири // Западная Сибирь в академических и музейных исследованиях: Тез. окружной научно-практ. конф., посвящ. 40-летию Сургутского краеведческого музея: 24-27 нояб. 2003 г., г. Сургут. Сургут: Дефис, 2003. С. 43-48.

59. Таможенные книги сибирских городов XVII века. Новосибирск: РИПЭЛ Плюс, 2004. Вып. 6: Томск: Нарым: Березов. 142 с.

60. Темплинг В. Я. А была ли церковь?... (О строительстве первой церкви в Обдорске) // Сибирский исторический журнал. 2006. № 7. С. 124-130.

61. Тобольский архиерейский дом в XVII веке / изд. подг. Н. Н. Покровский, Е. К. Ромодановская. Новосибирск: Сибирский хронограф, 1994. 292 с..

62. Тыжнов И. Заметки о городских летописях Сибири. СПб.: Типография И. Н. Скороходова, 1898. Ч. 1: Летописи города Тобольска. 210 с.

63. Фоминов А. В. Нерешённые вопросы истории «польских» городов Московского государства: основание Валуек и гибель Царева-Борисова // Очерки феодальной России. М.; СПб.: Альянс-Архео, 2013. Вып. 16. С. 202-230.

64. Харина Н. С. Присоединение сибирских территорий и строительство первых церквей в Западной Сибири // Актуальные вопросы истории Западной Сибири. Сургут: Изд-во СурГУ, 2008. С. 16-25.

65. Цысь О. П. Православные общественно-религиозные организации Тобольской епархии во второй половине XIX — начале XX вв. Нижневартовск: Изд-во Нижневартов. гос. гуманит. ун-та, 2008. 277 с.

66. Цысь О. П. Четыреста лет сибирского православия // Преподавание истории в школе. 2013. № 2. С. 17-21.

67. Черкасова М. С. Мордовские поземельные акты первой половины XVII в. из архива Троице-Сергиева монастыря // Мининские чтения: Труды участников междунар. науч. конф.: Нижегород. гос. ун-т им. Н. И. Лобачевского (24-25 окт. 2008 г.). Н. Новгород: РИО Центральн. архива Нижегород. обл., 2010. С. 434-442.

68. Шашков А. Т. К истории Воскресенского монастыря и церквей города Березова // Альманах Тобольск и вся Сибирь. Тобольск: Изд. отдел общественного благотворительного фонда «Возрождение Тобольска», 2013. Т. XXII: Березов. С. 129-145.

69. Шашков А. Т. Начало присоединения Сибири // Проблемы истории России. Екатеринбург: Изд-во УрГУ, 2001. Вып. 4: Евразийское пограничье. С. 8-51.

70. [Шашков А. Т.] Церкви и монастыри Северо-Западной Сибири и их библиотеки // Книжные сокровища Юг-ры: Иукописные и печатные книги из собраний города Ханты-Мансийска. Екатеринбург: НПМП «Волот», 2003. С. 5-62.

71. Шорохов Л. П. Корпоративно-вотчинное землевладение и монастырские крестьяне в Сибири в XVII-XVIII веках (развитие феодальных отношений и их особенности). Красноярск: Изд-во Краснояр. гос. пед. ин-та, 1973. 156 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Поступила в редакцию 26.02.2019

Солодкин Янкель Гутманович, доктор исторических наук, профессор кафедры истории России ФГБОУ ВО «Нижневартовский государственный университет» 628600, Россия, г. Нижневартовск, ул. Ленина, 56 E-mail: hist2@yandex.ru

Ya.G. Solodkin

THE BEGINNING OF CHURCH CONSTRUCTION IN "RUSSIAN" SIBERIA

DOI: 10.35634/2412-9534-2020-30-1-7-17

Churches in Siberia, as well as in European Russia, were already being built at the foundation of cities and jails at the end of the 16th century, which was to provide sacral protection of the territories that were part of the Moscow state. These churches were not always dedicated to the Trinity, contrary to the recent opinion; their names, often defined by the capital authorities, were very diverse. Among the first temples of Tyumen and Tobolsk it is impossible (as many historians claimed, following the Remezov chronicle) to include Spassky churches. The "church building" beyond the Urals first "was sent" from Moscow; from "Rus" or Verkhoturye to the fortresses built in the "Siberian land" priests for service were sometimes sent, giving them a ruga (a fee), and also (sometimes only for the sake of consecration of temples) deacons. The construction of churches in Tyumen, Tobolsk, Berezov, as well as in the neighboring cities and jails contributed to the final entrenchment of the huge Russian land, formerly under the rule of Khan Kuchum, his vassals and allies.

14_Я.Г. Солодкин_

2020. Т. 30, вып. 1 СЕРИЯ ИСТОРИЯ И ФИЛОЛОГИЯ

Keywords: Western Siberia, construction of orthodox churches, temple naming, sacral protection of the Siberian lands,

sources on early history of Orthodoxy in Asian Russia.

REFERENCES

1. Abramov N. A. Gorod Tjumen': Iz istorii Tobol'skoj eparhii [City of Tyumen: From history of the Tobolsk diocese]. Tyumen, "Softdizayn" Publ., 1998, 574 p. (In Russian).

2. Akty istoricheskie, sobrannye i izdannye Arheograficheskoju komissieju imp. Akademii nauk [Acts are historical, collected and published Arheograficheskoju komissieju imp. Academies of Sciences]. Saint Petersburg, Print. House of preparation of the State Papers, 1841, vol. II, 29 p. (In Russian).

3. Alexandrov V. A., Pokrovsky N. N. Vlast' i obshhestvo: Sibir' v XVII v. [Power and society: Siberia in the 17th century]. Novosibirsk, "Nauka" Publ., 1991, 401 p. (In Russian).

4. Alekseev V. N. Novonajdennaja ikona S. U. Remezova "Sofija Premudrost' Bozhija" iz Tobol'skogo Uspenskogo Sofijskogo sobora [The new found S. U. Remezov's icon "God's Sofia Premudrost" from the Tobolsk Assumption St. Sophia Cathedral]. Semen Remezov i russkaja kul'tura vtoroj poloviny XVII-XIX vekov [Semyon Remezov and the Russian culture of the second half of the 17th-19th centuries]. Tobolsk, Ed. of the State Public Scientific Technical Library of the Siberian Branch of the Russian Academy of Sciences, 2005, pp. 103-119. (In Russian).

5. Alferova G. V. Organizacija stroitel'stva gorodov v Russkom gosudarstve v XVI-XVII vekah [The organization of city building in the Russian state in the 16th-17th centuries]. Voprosy istorii [Problems of History], 1977, no. 7, pp. 54-66. (In Russian).

6. Berezovo (Ocherki istorii s drevnosti do nashih dnej) [Beryozovo (History sketches from antiquity up to now)]. Yekaterinburg, "Socrat" Publ., 471 p. (In Russian).

7. Bordinskikh G. A. Nazvanija cerkvej gorodov Cherdyni i Solikamska kak istoricheskij istochnik [Names of churches of the cities of Cherdyn and Solikamsk as historical source]. Voprosy istorii i kul'tury Permskogo Prikam'ja [Questions of history and culture of the Perm Prikamye]. Berezniki, Perm Book Publ., 2004, pp. 78-80. (In Russian).

8. Butsinsky P. N. Sochineniya [Work]. Tyumen, "Yu. Mandriki" Publ., vol. 1, 327 p. (In Russian).

9. Verhoturskie gramoty konca XVI — nachala XVII v. [The Verkhoturye diplomas of the end of 16th — the beginning of the 17th century]. Moscow, 1982, issue I, pp. 1-160; issue II, pp. 161-298. (In Russian).

10. Vilkov O. N. Nekotorye aspekty administrativnoj i stroitel'noj kul'tury Tobol'ska v konce XVI — nachale XVIII v.: Preprint [Some aspects of administrative and construction culture of Tobolsk at the end of 16th — the beginning of the 18th century: Pre-print]. Novosibirsk [n. a.], 1999, 28 p. (In Russian).

11. Glazyev V. N. Stranicy rannej cerkovnoj i monastyrskoj istorii goroda Voronezha i Voronezhskogo uezda [Pages of early church and monastic history of the city of Voronezh and the Voronezh County]. Cerkov' i ee dejateli v istorii Rossii [Church and her figures in the history of Russia]. Voronezh, "Polygraph" Publ., 2001, issue 2, pp. 46-64. (In Russian).

12. Golovchansky G. P., Melnichuk A. F. Ermak i Stroganovy: k probleme podgotovki i nachala jekspedicii v Sibir' [Yermak and Stroganova: to a problem of preparation and the beginning of an expedition to Siberia]. Voprosy istorii i kul'tury Permskogo Prikam'ja [Questions of history and the culture of the Perm Prikamye]. Berezniki, Perm Book Publ., 2004, pp. 21-25. (In Russian).

13. Dvoretskaya N. A., Medvedev P. A. Novyj spisok sibirskoj letopisi Abramovskogo vida [The new list of the Siberian chronicle of the Abramovsky look]. Novye materialy po istorii Sibiri dosovetskogo perioda [New materials on history of Siberia of the pre-Soviet period]. Novosibirsk, "Nauka" Publ., 1986, pp. 55-92. (In Russian).

14. Dergacheva-Skop E. Iz istorii literatury Urala i Sibiri XVII veka [From history of literature of the Urals and Siberia the 17th century]. Sverdlovsk, Middle Ural Book Publ. House, 1965, 152 p. (In Russian).

15. Dubman E. Knjaz' Grigorij Zasekin (Hronika zhizni i dejatel'nosti stroitelja volzhskih gorodov) [Knyaz Grigory Zasekin (Chronicle of life and activity of the builder of the Volga cities)]. Samara, Samara State University Press, 1995, 82 p. (In Russian).

16. Zajcev G. S. Pravoslavie i kazachestvo v istorii prisoedinenija Sibiri k Rossii: proshloe i nastojashhee [Pravoslaviye's hares and the Cossacks in the history of accession of Siberia to Russia: past and present]. Pravoslavnoe nasledie v kul'ture Rossii: istorija, aktual'nost' dialoga [Orthodox heritage in the culture of Russia: history, relevance of dialogue]. Chelyabinsk, Ed. of the Chelyabinsk Academies of Culture and Arts, 2012, pp. 105112. (In Russian).

17. Zolnikova N. D., Pokrovsky N. N. Russkaja pravoslavnaja cerkov' [Russian Orthodox Church]. Istoricheskaja jenciklopedija Sibiri [Historical encyclopedia of Siberia]. Novosibirsk, "Historical heritage of Siberia" Publ., vol. K-R. pp. 788-794. (In Russian).

18. Ilyushechkina T. N. Gollandskaja versija Opisanija Sibiri: k literaturnoj istorii pamjatnika [Dutch version of the Description of Siberia: to literary history of a monument]. II Remezovskie chtenija 2005: Provincija v russkoj kul'ture [The II Remezovsky readings 2005: The province in the Russian culture]. Novosibirsk, Ed. of the State Public Scientific Technical Library of the Siberian Branch of the Russian Academy of Sciences, 2008, pp. 389-414. (In Russian).

19. Karamzin N. M. Istorija Gosudarstva Rossijskogo [History of the State Russian]. Moscow, "Book" Publ., 1989, book III, vol. IX, 280 p. (In Russian).

20. Kirdyashova I. S. Gradostroitel'naja jevoljucija g. Tjumeni s osnovanija do nachala XX veka [Town-planning evolution of Tyumen from the basis before the beginning of the 20th century]. Zapadnaja Sibir': istorija i sovremennost': Kraevedcheskie zapiski [Western Siberia: history and present: Local history notes]. Tyumen, "Mandr and KO" Publ., 2004, issue VI, pp. 49-70. (In Russian).

21. Kopylov D. I. Ermak [Yermak]. Irkutsk, East Siberian Book Publ. House, 1989, 239 p. (In Russian).

22. Kramor G. Zagadka vethoj knizhechki [Riddle of the old book]. Jugra [Yugra], 2007, no. 1-2, pp. 84-85. (In Russian).

23. Kruzhinov V. M. Tjumen': vehi istorii [Tyumen: history milestones]. Yekaterinburg, Middle Ural Book Publ. House, 1997, 224 p. (In Russian).

24. Lavrentyev A. V. Izvestija o Sibiri v russkih istoricheskih sochinenijah XVII veka i ih istochniki (Novyj Letopisec, Svod 1652 goda, Latuhinskaja Stepennaja Kniga) [News of Siberia in the Russian historical compositions of the 17th century and their sources (The new Chronicler, the Arch of 1652, the Latukhinsky Sedate Book)]. Issledovanija po istochnikovedeniju istorii SSSR XIII-XVIII vv. [Researches on a source study history of the USSR in 13th-18th centuries]. Moscow [n. a.], 1986, pp. 118-141. (In Russian).

25. Literaturnye pamjatniki Tobol'skogo arhierejskogo doma XVII veka [Literary monuments of the Tobolsk hierarchal house of the 17th century / prod. E. K. Romodanovskaya and O. D. Zhuravel]. Novosibirsk, "Siberian chronograph" Publ., 2001, 439 p. (In Russian).

26. Manuylova I. A., Yarkov A. P. O tradicijah ikonopisi v regione [About traditions of an iconography in the region]. Tobol'sk — vrata Sibiri: Aktual'nye voprosy istorii goroda i regiona XVII-XX vv. [Tobolsk — a gate of Siberia: Topical issues of history of the city and region of the 17th-20th centuries]. Tobolsk, Ed. of the Tobolsk State Pedagogical Institute named after D. I. Mendeleev, 2012, pp. 121-130. (In Russian).

27. Mankova I. L. Rekonstrukcija pravoslavnogo landshafta Tobol'ska XVII — pervoj poloviny XVIII vv.: prihodskie cerkvi [Reconstruction of an orthodox landscape of Tobolsk 17th — the first half of the 18th centuries: parish churches]. Istoricheskaja urbanistika: proshloe i nastojashhee goroda [Historical urbanistics: the past and the present of the city: Collection of scientific articles]. Kurgan, "Kurgansky Dom Pechati" Publ., 2015, pp. 232-246. (In Russian).

28. Matveev A. V. V poiskah mesta gibeli atamana Ermaka [In search of the place of death of the ataman Yermak]. Kul'tura russkih v arheologicheskih issledovanijah: mezhdisciplinarnye metody i tehnologii [The Culture of Russians in archaeological researches: cross-disciplinary methods and technologies]. Omsk, Ed. of the Omsk Institute of the Russian State University of Trade and Economics, 2011, pp. 127-144. (In Russian).

29. Miller G. F. Istorija Sibiri [History of Siberia]. Moscow, "East Literature" Publ., 1999, vol. I, 630 p. (In Russian).

30. Miller G. F. Istorija Sibiri [History of Siberia]. Moscow, "East Literature" Publ., 2000, vol. II, 796 p. (In Russian).

31. Minenko N. A. Tjumen': Letopis' chetyreh stoletij [Tyumen: Chronicle of four centuries]. Saint Petersburg, "Rus" Publ., 2004, 512 p. (In Russian).

32. Obozrenie stolbcov i knig Sibirskogo prikaza (1592-1768 gg.) [Review of columns and books of the Siberian order (1592-1768)]. Moscow, 1900, part 3, 389 p. (In Russian).

33. Obozrenie stolbcov i knig Sibirskogo prikaza (1592-1768 gg.) [Review of columns and books of the Siberian order (1592-1768)]. Moscow, 1901, part 4, 287 p. (In Russian).

34. Ocherki istorii Jugry [Sketches of history of Yugra]. Yekaterinburg, "Volot" Publ., 2000, 407 p. (In Russian).

35. Pamjatniki literatury Drevnej Rusi: konec XVI — nachalo XVII vekov [Monuments of literature of Ancient Russia: The end of 16th — the beginning of the 17th centuries]. Moscow, "Fiction" Publ., 1987, 616 p. (In Russian).

36. Pamjatniki literatury Drevnej Rusi: XVII vek [Monuments of literature of Ancient Russia: The 17th century]. Moscow, "Fiction" Publ., 1989, book 2, 704 p. (In Russian).

37. Papkov A. I. Skladyvanie cerkovnoj struktury v juzhnyh uezdah Rossijskogo carstva v XVI — nachale XVII v. [Folding of church structure in the southern counties of the Russian kingdom in 16th — the beginning of the 17th century]. Soslovija, instituty i gosudarstvennaja vlast' v Rossii: Srednie veka i ranee Novoe vremja [Estate, institutes and the government in Russia: Middle Ages and earlier Modern times: Collection of articles of memory of the academician L. V. Cherepnin]. Moscow, "Languages of Slavic Cultures" Publ., 2010, pp. 772-780. (In Russian).

38. Polnoe sobranie russkih letopisej [Complete collection of the Russian chronicles]. Moscow, "Nauka" Publ., 1987, vol. 36, 382 p. (In Russian).

39. Popova I. A. Geografija rasprostranenija knig v Sibiri XVII veka [Geography of distribution of books in Siberia the 17th century]. Zapadnaja Sibir': istorija i sovremennost': Kraevedcheskie zapiski [Western Siberia: history and present: Local history notes]. Tyumen, "Mandr and KO" Publ., 2004, issue VI, pp. 37-48. (In Russian).

40. Popova I. A. Carskie gramoty i otpiski rubezha XVI-XVII vv. kak istochnik po istorii knizhnoj kul'tury Sibiri [Imperial diplomas and formal replies of a boundary of the 16th-17th centuries as a source on history of book culture of Siberia]. Istochniki po istorii Zapadnoj Sibiri [Sources on history of Western Siberia], part II. Surgut, Surgut State Pedagogical University Press, 2003, pp. 10-12. (In Russian).

41. Preobrazhensky A. A. U istokov narodnoj istoriograficheskoj tradicii v osveshhenii problemy prisoedinenija Sibiri k Rossii [At sources of national historiographic tradition according to a problem of accession of Siberia to Russia]. Problemy istorii obshhestvennoj mysli i istoriografii: k 75-letiju akademika M. V. Nechkinoj [Problems of history of

2020. T. 30, Bbm. 1 CEPHtf HCTOPHtf H ®HHO.nOrH£

social thought and historiography: to the 75 anniversary of the academician M. V. Nechkina]. Moscow, "Nauka" Publ., 1976, pp. 376-384. (In Russian).

42. Preobrazhensky A. A. Ural i Zapadnaja Sibir' v konce XVI — nachale XVIII veka [The Urals and Western Siberia at the end of 16th — the beginning of the 18th century]. Moscow, "Nauka" Publ., 1972, 392 p. (In Russian).

43. Rezun D. Ya. Rodoslovnaja sibirskih familij: Istorija Sibiri v biografijah i rodoslovnyh [Family tree of the Siberian surnames: History of Siberia in biographies and family trees]. Novosibirsk, Novosibirsk Book Publ. House, 1993, 248 p. (In Russian).

44. Remnev A. V. Ermak v istoricheskoj pamjati, imperskih i nacional'nyh scenarijah i narrativah [Yermak in historical memory, imperial and national scenarios and narratives]. Kul'tura russkih v arheologicheskih issledovanijah: mezhdisciplinarnye metody i tehnologii [The Culture of Russians in archaeological researches: cross-disciplinary methods and technologies]. Omsk, Ed. of the Omsk Institute of the Russian State University of Trade and Economics, 2011, pp. 152-167. (In Russian).

45. Romodanovsky E. Esipovskaja letopis' [Esipovskaya chronicle. To the 370 anniversary of the first chronicle of Siberia]. Sibirskie ogni [The Siberian fires], 2006, no. 8, pp. 167-180. (In Russian).

46. Russkaja istoricheskaja biblioteka [Russian historical library]. Saint Petersburg, Brothers Panteleev's Print. house, 1875, vol. II, 20 p. (In Russian).

47. Russkaja istoricheskaja biblioteka [Russian historical library]. Saint Petersburg, Print. House of F. G. Eleonsky and KO, 1884, vol. VIII, 26 p. (In Russian).

48. Sergeyev V. I. Istochniki i puti issledovanija sibirskogo pohoda volzhskih kazakov [Sources and ways of a research of the Siberian campaign of the Volga Cossacks]. Aktual'nye problemy istorii SSSR [Current problems of history of the USSR]. Moscow, Ed. of the Moscow Regional Pedagogical Institute named after N. K. Krupskaya, 1976, pp. 18-57. (In Russian).

49. Sergeyev V. I. Pervye sibirskie goroda, ih voennoe, jekonomicheskoe i kul'turnoe znachenie [First Siberian cities, their military, economic and cultural value]. Vestnik istorii mirovoj kul'tury [Bulletin of the History of World Culture], 1960, no. 3 (21), pp. 113-124. (In Russian).

50. Sibirskie letopisi: Letopis' sibirskaja kratkaja (Kungurskaja) [Siberian chronicles: Chronicle Siberian short (Kungur)]. Ryazan, "Alexandria" Publ., 2008, 645 p. (In Russian).

51. Simachkova N. Stanovlenie voevodskoj sistemy upravlenija v Sibiri (konec XVI — nachalo XVII vv.) [Formation of a voyevodsky control system in Siberia (the end of 16th — the beginning of the 17th centuries)]. Tyumen, "Mandrika and KO" Publ., 2006. 111 p. (In Russian).

52. Skrynnikov R. G. Rannie sibirskie letopisi [Early Siberian chronicles]. Istorija SSSR [History of the USSR], 1979, no. 4, pp. 82-99. (In Russian).

53. Skrynnikov R. G. Sibirskaja jekspedicija Ermaka [Siberian expedition of Yermak]. Novosibirsk, " Nauka" Publ., 1986, 318 p. (In Russian).

54. Soboleva L. S. "Gosudarev ataman" Ermak Timofeevich: vektory idealizacii ["Monarchic ataman" Yermak Timofeyevich: idealization vectors]. Obshhestvennaja mysl' i tradicii russkoj duhovnoj kul'tury v istoricheskih i literaturnyh pamjatnikah XVI-XX vv. [Social thought and traditions of the Russian spiritual culture in historical and literary monuments of the 16th-20th centuries]. Novosibirsk, Ed. of the Siberian Branch of the Russian Academy of Sciences, 2005, pp. 296-317. (In Russian).

55. Soboleva L. S. Hudozhestvennaja konceptualizacija pohoda Ermaka v letopisnyh i bogosluzhebnyh tekstah konca XVI — nachala XVII v. [Art conceptualization of a campaign of Yermak in annalistic and liturgical texts of the end of 16th — the beginnings of the 17th century]. Literaturnyj process na Urale v kontekste istoriko-kul'turnyh vzaimodejstvij: konec XIV-XVIII vv. [Literary process in the Urals in the context of historical and cultural interactions: end of the 14th-18th centuries]. Yekaterinburg, Ed. of the Ural Branch of the Russian Academy of Sciences, 2006, pp. 91-108. (In Russian).

56. Solodkin Ya. G. Byl li uglichskij kolokol v sibirskoj ssylke? (o proishozhdenii odnogo mifa) [Whether the Uglich bell was in Siberian exile? (about origin of one myth)]. Mir Severa [The World of the North], 2015, no. 1, pp. 70-73. (In Russian).

57. Solodkin Ya. G. O formirovanii rannej oficial'noj versii "vzjatija" i nachala osvoenija Sibiri [About formation of early official captures version and the beginning of development of Siberia]. Zapadnaja Sibir' v akademicheskih i muzejnyh issledovanijah [Western Siberia in the academic and museum researches]. Surgut, "Defis" Publ., 2003, pp. 28-31. (In Russian).

58. Sukhorukova N. V. Pravoslavie v Sibiri [Orthodoxy in Siberia]. Zapadnaja Sibir' v akademicheskih i muzejnyh issledovanijah [Western Siberia in the academic and museum researches]. Surgut, "Defis" Publ., 2003, pp. 43-48. (In Russian).

59. Tamozhennye knigi sibirskih gorodov XVII veka [Customs books of the Siberian cities of the 17th century]. Novosibirsk, "RIPEL Plus" Publ., 2004, issue 6, 142 p. (In Russian).

60. Templing V. Ya. A by la li cerkov'?... (O stroitel'stve pervoj cerkvi v Obdorske) [And whether there was a church?... (About construction of the first church in Obdorsk)]. Sibirskij istoricheskij zhurnal [The Siberian Historical Journal], 2006, no. 7, pp. 124-130. (In Russian).

61. Tobol'skij arhierejskij dom v XVII veke [The Tobolsk hierarchal house in the 17th century]. Novosibirsk, "Siberian chronograph" Publ., 1994, 292 p. (In Russian).

62. Tyzhnov I. Zametki o gorodskih letopisjah Sibiri. Chast' 1: letopisi goroda Tobol'ska [Notes about city chronicles of Siberia. Part 1: Chronicles of the city of Tobolsk]. Saint Petersburg, Print. House of I. N. Skorokhodov, 1898, 210 p. (In Russian).

63. FominovA. V. Nereshennye voprosy istorii "pol'skih" gorodov Moskovskogo gosudarstva: osnovanie Valuek i gibel' Careva-Borisova [Unresolved questions of history of the "Polish" cities of the Moscow state: basis Valuyek and Tsarev-Borisova's death]. Ocherki feodal'noj Rossii [Sketches of feudal Russia]. Moscow, Saint Petersburg, "Alli-ance-Arkheo" Publ., 2013, issue 16, pp. 202-230. (In Russian).

64. Kharina N. S. Prisoedinenie sibirskih territory i stroitel'stvo pervyh cerkvej v Zapadnoj Sibiri [Accession of the Siberian territories and construction of the first churches in Western Siberia]. Aktual'nye voprosy istorii Zapadnoj Sibiri [Topical issues of history of Western Siberia]. Surgut, Surgut State Pedagogical University Press, 2008, pp. 16-25. (In Russian).

65. Cys O. P. Pravoslavnye obshhestvenno-religioznye organizacii Tobol'skoj eparhii vo vtoroj polovine XIX — nachale XX vv. [The orthodox public and religious organizations of the Tobolsk diocese in the second half of 19th — the beginning of the 20th centuries]. Nizhnevartovsk, Nizhnevartovsk State Humanities University Press, 2008, 277 p. (In Russian).

66. Cys O. P. Chetyresta let sibirskogo pravoslavija [Four hundred years of the Siberian Orthodoxy]. Prepodavanie istorii v shkole [Teaching of History at School], 2013, no. 2, pp. 17-21. (In Russian).

67. Cherkasova M. S. Mordovskie pozemel'nye akty pervoj poloviny XVII v. iz arhiva Troice-Sergieva monastyrja [Mordovian land acts of the first half of the 17th century of Troitse-Sergiyev's archive of the monastery]. Mininskie chtenija [Mininsky readings: Works of participants of the international scientific conference]. Nizhny Novgorod, Ed. of the Central Archive of the Nizhny Novgorod Region, 2010, pp. 434-442. (In Russian).

68. Shashkov A. T. K istorii Voskresenskogo monastyrja i cerkvej goroda Berezova [To history of Resurrection Monastery and churches of the city of Beryozovo]. Al'manah Tobol'sk i vsja Sibir' [The Almanac Tobolsk and all Siberia] Tobolsk, "Renaissance of Tobolsk" Publ., 2013, vol. XXII, pp. 129-145. (In Russian).

69. Shashkov A. T. Nachalo prisoedinenija Sibiri [Beginning of accession of Siberia]. Problemy istorii Rossii [Problems of History of Russia]. Yekaterinburg, Ural State University Press, 2001, issue 4, pp. 8-51. (In Russian).

70. Shashkov A. T. Cerkvi i monastyri Severo-Zapadnoj Sibiri i ih biblioteki [Churches and monasteries of Northwest Siberia and their library]. Knizhnye sokrovishha Jugry: Rukopisnye i pechatnye knigi iz sobranij goroda Hanty-Mansijska [Book treasures of Yugra: Hand-written and printing books from meetings of the city of Khanty-Mansiysk]. Yekaterinburg, "Volot" Publ., 2003, pp. 5-62. (In Russian).

71. Shorokhov L. P. Korporativno-votchinnoe zemlevladenie i monastyrskie krest'jane v Sibiri v XVII-XVIII vekah (razvitie feodal'nyh otnoshenij i ih osobennosti) [Corporate and patrimonial land tenure and monastic peasants in Siberia in the 17th-18th centuries (development of the feudal relations and their feature)]. Krasnoyarsk, Krasnoyarsk State Pedagogical Institute Press, 1973, 156 p. (In Russian).

Received 26.02.2019

Solodkin Ya. G., Doctor of History, Professor of the department of Russian History

Nizhnevartovsk State University

Lenina st., 56, Nizhnevartovsk, Russia, 628600

E-mail: hist2@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.