Научная статья на тему 'Тобольский Софийский (Успенский) собор по данным сибирского летописного свода (к определению круга источников "описания о поставлении городов и острогов в Сибири по взятии ее. . . ")'

Тобольский Софийский (Успенский) собор по данным сибирского летописного свода (к определению круга источников "описания о поставлении городов и острогов в Сибири по взятии ее. . . ") Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
118
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Novogardia
Область наук
Ключевые слова
СИБИРСКИЙ ЛЕТОПИСНЫЙ СВОД / ИСТОЧНИКИ СВОДА / ТОБОЛЬСКИЙ СОФИЙСКИЙ (УСПЕНСКИЙ) СОБОР / СИНОДИК "ЕРМАКОВЫМ КАЗАКАМ" / ПЕРВЫЕ ТОБОЛЬСКИЕ АРХИЕРЕИ / СОФИЙСКИЕ СВЯЩЕННОСЛУЖИТЕЛИ XVII В / SIBERIAN CHRONICLE ARCH / ITS EDITIONS / SOURCES OF THE ARCH / TOBOLSK SOFIA (ASSUMPTION) CATHEDRAL / THE FIRST TOBOLSK BISHOPS / SOFIA PRIESTS OF XVII CENTURY

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Солодкин Я.Г.

В статье рассматриваются известия Сибирского летописного свода, а также иных связанных с ним источников об истории главного православного храма Сибири Софийского (Успенского) собора г. Тобольска в XVII в.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TOBOLSK ST. SOPHIA (ASSUMPTION) CATHEDRAL, ACCORDING TO THE SIBERIAN CHRONICLE (FOR DEFINITION OF SOURCES OF THE "DESCRIPTION OF THE PLACING OF THE TOWNS AND FORTS IN SIBERIA FOR TAKING IT...")

The article deals with the news of the Siberian chronicle, as well as other related sources about the history of the main Orthodox Church of Siberia St. Sophia Cathedral in Tobolsk in the XVII century.

Текст научной работы на тему «Тобольский Софийский (Успенский) собор по данным сибирского летописного свода (к определению круга источников "описания о поставлении городов и острогов в Сибири по взятии ее. . . ")»

УДК 93/99 ББК 63.3(2)51

DOI 10.25797/Ш.2019.1.26154

Я.Г. Солодкин

ТОБОЛЬСКИЙ СОФИЙСКИЙ (УСПЕНСКИЙ) СОБОР ПО ДАННЫМ СИБИРСКОГО ЛЕТОПИСНОГО СВОДА (К ОПРЕДЕЛЕНИЮ КРУГА ИСТОЧНИКОВ «ОПИСАНИЯ О ПОСТАВЛЕНИИ ГОРОДОВ И ОСТРОГОВ В СИБИРИ

ПО ВЗЯТИИ ЕЕ...»)*

Аннотация: В статье рассматриваются известия Сибирского летописного свода, а также иных связанных с ним источников об истории главного православного храма Сибири — Софийского (Успенского) собора г. Тобольска в XVII в.

Сибирский летописный свод (далее — СЛС), семь дошедших до нас редакций которого сложились в конце XVII — первой половине XVIII вв., содержит немало сведений, зачастую оригинальных, о тобольском Софийском (Успенском) соборе, выразительно названном Нектарием — третьим по счету архиепископом «далечайшей вотчины» московских государей, раскинувшейся к востоку от Урала, «земным небом»1.

* Исследование выполнено в рамках проекта РФФИ и Департамента образования и молодежной политики ХМАО - Югры № 18-49-86002.

1 Литературные памятники Тобольского архиерейского дома XVII века / Изд. подг. Е.К. Ро-

модановская и О.Д. Журавель (далее - ЛП).

Новосибирск, 2001. С. 276 (История Сибири:

Первоисточники. Вып. X). Ср.: ПЛДР: Середина XVI века. М., 1985. С. 312.

Ключевые слова: Сибирский летописный свод, его редакции, источники свода, тобольский Софийский (Успенский) собор, синодик «ермаковым казакам», первые тобольские архиереи, софийские священнослужители XVII в.

Как мы узнаем из повести «О Сибири и сибирском взятии» Саввы Есипова, уже первый тобольский архиепископ Кипри-ан распорядился имена атаманов и казаков, павших в боях с «кучумлянами», «написати в церкви Софеи Премудрости Божея в соборной синодик»2. Однако о

2 ПСРЛ. Т. 36. М., 1987. С. 70 (далее ссылки на это издание произведений «группы» Еси-повской летописи приводятся в тексте статьи с указанием страниц). См. также: Миллер Г.Ф. История Сибири. 2-е изд., доп. М., 2000. Т. II. С. 79; ЛП. С. 355-356. Примечательно, что Есипов в 1639 г. сделал вкладную запись в Софийский собор на «Книге, глаголемой Рай, поучения святых отцов», созданной по заказу архиепископа Нектария (Ромодановская Е.К. Сибирь и литература: XVII век. Новосибирск, 2002. С. 69 (Избранные труды), и др.).

Вопреки мнению Н.С. Хариной, в указанный синодик были внесены не «все подробности прибытия» Ермака и его «товарства» в Сибирь

строительстве этой церкви при появлении епархии на новой восточной окраине России в СЛС умалчивается, хотя сказано про освящение Киприаном храма Знамения Богородицы в Знаменском монастыре 5 февраля 1624 г. (147)3. Очевидно, соответствующими данными4 «слогатели» свода не располагали. Умолчание в СЛС

(Харина Н.С. Жизнь и хозяйственная деятельность первого сибирского архипастыря Кипри-ана // История Сибири в биографиях. Сургут, 2009. С. 14), а сведения о местах боев с «погаными» и павших в этих «бранях» атаманах и казаках.

В поздних редакциях СЛС, точнее, составляющем его вторую часть «Описании о поставлении городов и острогов в Сибири по взятии ее ...», в отличие от Головинской редакции (далее - ГР) и продолжения «Летописца Тоболского» (далее -ЛТ) - Абрамовской редакции «Сказания» Саввы Есипова - говорится о синодике (синодиках), но про Софийский собор не сказано (98, 195, 262, 318, 347. Ср.: 256, 314, и др.).

3 Р.Г. Скрынников писал о том, что «при Ки-приане были выстроены архиерейский двор с соборной церковью, тобольский Софийский дом добился больших земельных пожалований», ссылаясь на Книгу записную (далее -КЗ) - старшую из сохранившихся редакций СЛС (Скрынников Р.Г. Ранние сибирские летописи // История СССР. 1979. № 4. С. 83, и др.), где таких сведений мы не находим. Вопреки утверждению Н.С. Хариной, в ГР СЛС, которую имеет в виду исследовательница (Харина Н.С. Тобольский архиерейский дом как резиденция церковных иерархов (XVII в.) // Актуальные вопросы истории Западной Сибири. Сургут, 2011. С. 105), умалчивается о строительстве «первопрестолъником» Киприаном Софийского собора.

4 Такими данными мы располагаем благодаря документальным материалам, главным образом введенным в научный оборот П.Н. Бу-цинским. См., напр.: Буцинский П.Н. Соч.: В 2-х т. / Под ред. С.Г. Пархимовича; сост. Ю.Л. Мандри-ка. Тюмень, 1999. Т. 2. С. 215-216; Харина Н.С. Тобольский архиерейский дом. С. 105, 106.

о возведении Софийского собора может свидетельствовать о том, что в годы святительства Киприана, т.е. в 1621 — начале 1624, летописание в Тобольске еще не велось.

Принято думать, что синодик «ермаковым казакам» (далее — С) был составлен в 16215, 1621-1622 гг.6, 16227 или около

5 Миллер Г.Ф. История Сибири. 2-е изд., доп. М., 1999. Т. I. С. 461.

6 Ромодановская Е.К. Синодик Ермаковым казакам // Историческая энциклопедия Сибири (далее - ИЭС). Новосибирск, 2009. Т. С-Я. С. 113. А.М. Яковлева писала в данной связи про 1621/22 г. (Яковлева А.М. Схемы сибирского летописания первой половины XVII в. в отечественной историографии 1920-90-х гг. // Проблемы истории Сибири XVI-XX вв. Нижневартовск, 2005. Вып. 1. С. 27-30, 33, 34, 36-40).

В рукописи С, впервые опубликованного в 1970 г., имеется ряд вставок («Божиею помо-щию еще», «воеваше», «послов своих», «руки нечестивых», «великой (Оби. - Я.С.)», «Никите» (атаману, по прозвищу Пан) и исправлений (380. Примеч. б, в, е, и, м - м, н, о, п, р, с - с, ф - ф, х - х; 381. Примеч. щ, ы, ср. 71, 72)), сделанных, вероятно, при сличении текста «помянника» в сохранившейся рукописи с другой, а не отражают «процесс редакторской работы над окончательным вариантом службы», и только (Покровский Н.Н., Ромодановская Е.К. Предисловие // ПСРЛ. Т. 36. С. 31). Это обстоятельство, между прочим, заставляет отклонить вывод о находке Е.К. Ромодановской оригинала С.

7 См., напр.: Сибирская советская энцикло-

педия. Новосибирск, б. г. Т. 3. Стб. 142; Бахрушин С.В. Научные труды. М., 1955. Т. III. Ч. 1. С. 31; Дворецкая Н.А. Официальная и фольклорная оценка похода Ермака в XVII в. // ТОДРЛ. Т. 14. М.; Л., 1958. С. 330; Сергеев В.И. К вопросу о походе в Сибирь дружины Ермака // ВИ. 1959. № 1. С. 118; Копылов А.Н., Полевой Б.П. Землепроходцы XVII в. и изучение Сибири // Освоение Сибири в эпоху феодализма (XVII-XIX вв.). Новосибирск, 1968. С. 37 (Сибирь периода феодализма. Вып. 3); Андреев А.И. Очерки по источникове-

этого года8. Но по свидетельству Есипо-ва, Киприан «воспомяну» Ермака «з дружиною», и, пользуясь принесенным ему казачьим «написанием» (далее — Н)9,

дению Сибири. М.; Л., 1960. Вып. 1: XVII век. 2-е изд., испр. и доп. С. 241; Покровский Н.Н., Ро-модановская Е.К. Предисловие // ПСРЛ. Т. 36. С. 30; ЛП. С. 355; Ромодановская Е.К. Сибирь и литература... С. 90, 244; Яковлева А.М. 1) Вопросы раннего сибирского летописания в исследованиях Е.К. Ромодановской // Западная Сибирь: история и современность: Краеведческие записки (далее - ЗС). Тюмень, 2003. Вып. V. С. 148152; 2) Есиповская летопись в исследованиях XX века // Россия и Запад: Проблемы истории и культуры. Нижневартовск, 2003. С. 65, 70, 72-73; 3) Схемы сибирского летописания... С. 32; Со времен князя Самара: В поисках исторических корней Ханты-Мансийска. Переизд. Ханты-Мансийск, 2007. С. 121; Сибирь: Атлас Азиатской России. Новосибирск; М., 2007. С. 624. Ср.: Скрынни-ков Р.Г. Ранние сибирские летописи. С. 83, 92, 99.

8 История Сибири: В 5 т. Л., 1968. Т. 2. С. 166; Шашков А.Т. Сибирский поход Ермака: хронология событий 1581-1582 гг. // Изв. Урал. гос. ун-та. 1997. № 7. С. 35 (Гуманитарные науки. Вып. 1); Очерки истории Югры. Екатеринбург, 2000. С. 107. Ср.: С. 109. С.А. Адрианов относил составление С («записи» Киприана) к 1624 г. См.: Адрианов С. К вопросу о покорении Сибири // ЖМНП. 1893. № 4. Отд. 2. С. 545.

9 А.А. Преображенский явно заблуждался, утверждая, будто Н было принесено Макарию, который «учел» эту казачью «скаску» при создании С (Преображенский А.А. Историк об историках России XX столетия. М., 2000. С. 48).

Примечательно, что составители Н, вероятно, не могли вспомнить об атамане Якове Михайлове, про которого говорится в Строгановской летописи (далее - СтЛ) (Сибирские летописи: Краткая сибирская летопись (Кунгур-ская) (далее - СЛ). Рязань, 2008. С. 8, 34, и др.). Другой атаман «Ермаковой дружины» Матвей Мещеряк не значится в С, поскольку сложил голову не в Сибири, а уже вернувшись оттуда, в Самаре. Очевидно, в С не упоминаются и те сподвижники «великого ратоборца», которые

«повеле убитых имена» внести в соборный синодик «во второе лето престолъ-ства своего» (70), т.е. в 1621/22 г.10 Подчас Н («списки») или его передача первому тобольскому архиепископу приурочивались к 1622 г.11 Утверждение о том, что Киприан «собрал немногих оставшихся в живых ермаковых казаков» «через год своего престольства»12, должно считаться

умерли от голода вместе со служилыми людьми из отряда воеводы С.Д. Болховского (135).

10 Лишь в одной вторичной редакции СтЛ утверждалось, что Киприан велел составить С в 1620/21 г., когда прибыл в Тобольск (СЛ. С. 95-96).

С.У. Ремезов и Г.Ф. Миллер пользовались более поздним С тобольской Софии (Солодкин Я.Г. «Ермаково взятие» Сибири: Дискуссионные проблемы истории и источниковедения. Нижневартовск, 2015. С. 159-160, 212, и др.). Еще одна разновидность С налицо в Коркуновском списке Основной редакции Есиповской летописи, судя по многочисленным разночтениям между ним и другими рукописями этой «сибирской истории». См., например: 70. Примеч. 3435, 42; 71. Примеч. 59, 74, 89-91; 53, 64; 72. Примеч. 88, 90-91, 93, 95; 9, 17, и др.

11 История Урала с древнейших времен до 1861 г. / Отв. ред. А.А. Преображенский. М., 1989. С. 237; История казачества Азиатской России: В 3-х т. Екатеринбург, 1995. Т. 1. С. 235; Ромодановская Е.К. 1) Сибирь и литература... С. 226; 2) Литературная деятельность Тобольского архиерейского дома в XVII в. // Славянский альманах: 2002. М., 2003. С. 16. В.П. Адрианова-Перетц же думала, что Н сложили казаки в 1623 г. и передали составителям первой сибирской летописи. См.: История русской литературы: В 3-х т. М.; Л., 1958. Т. 1. С. 297.

12 Александров В.А., Покровский Н.Н. Власть и общество: Сибирь в XVII в. Новосибирск, 1991. С. 79. В КЗ отмечено, что «четыредесятное лето» «по сибирском же Ермакове взятии» - это 129 г., когда (8 сентября) Киприан был «посвящен во святительство» «в Тобольской город» (146).

С точки зрения Р.Г. Скрынникова, начало казачьего «пошествия» в «Кучумово царство» было приурочено в Н к 7089 г., ибо к тому време-

неточным. Очевидно, С возник уже вслед за освящением Софийского храма 21 октября 1621 г.13

ни ермаковцы прослужили в Сибири сорок лет (Скрынников Р.Г. Сибирская экспедиция Ермака. 2-е изд., испр. и доп. Новосибирск, 1986. С. 153). Но вряд ли этот срок был одинаковым или даже максимальным у всех ветеранов знаменитой экспедиции, принявших участие в составлении «скаски», явившейся источником С, да и сам маститый ученый писал о крайней приблизительности подсчета казаков, доживавших свой век в «стольном» Тобольске (Там же. С. 154, 217; см. также: РИБ. СПб., 1884. Т. VIII. С. 567, 593; Оглоб-лин Н. Происхождение провинциальных подьячих XVII века // ЖМНП. 1894. № 9. Отд. 2. С. 122, 126; № 10. Отд. 2. С. 237-239; Головачев П.М. Томск в XVII веке: материалы для истории города. СПб., б. г. С. 57, 67, 68, 74, 76; Преображенский А.А. У истоков народной историографической традиции в освещении проблемы присоединения Сибири к России // Проблемы истории общественной мысли и историографии: К 75-летию академика М.В. Нечкиной. М., 1976. С. 379-381; Александров В.А., Покровский Н.Н. Власть и общество. С. 232; Покровский Н.Н. Сибирское общество XVII - начала XVIII в. по челобитным // Общественное сознание населения России по отечественным нарративным источникам XVI-XX вв. / Отв. ред. Н.Н. Покровский. Новосибирск, 2006. С. 186, 192; Никитин Н.И. О «старой» ермаковской сотне (к истории одного мифа) // Исследования по источниковедению истории России (до 1917 г.): К 80-летию члена-корреспондента РАН В.И. Буганова. М., 2012. С. 226, 229, 231, и др.).

По указанию П.М. Головачева, недавно занявший «богопорученный престол» владыка пригласил казаков на архиерейский двор в 1622 г. Тогда, на взгляд Н.А. Миненко, Киприан беседовал с соратниками Ермака (Головачев П. Покорение Сибирского царства и личность Ермака // Сибирский сборник. М., 1892. Вып. 1. С. 175; Миненко Н. Хождение за «Камень». Начало Азиатской России: новая версия // Родина. 2000. № 5. С. 67).

13 О времени освящения первого тобольского Софийского собора см.: Буцинский П.Н. Соч.

В КЗ14 сказано о прибытии в Софийский собор и святительский дом новых владык, начиная с архиепископа Мака-рия (148, 151, 153, 157, 162, 163)15. В этой «сибирской книге» и ГР свода говорится о том, что этот собор, как и Софийский двор16, сгорели в «большой пожар», кото-

Т. 2. С. 216; Покровский Н.Н., Ромодановская Е.К. Предисловие // Тобольский архиерейский дом в XVII веке / Изд. подг. Н.Н. Покровский, Е.К. Ромодановская (далее - ТАД). Новосибирск, 1994. С. 17. Примеч. 32 (История Сибири: Первоисточники. Вып. IV). Ср.: Вилков О.Н. Некоторые аспекты административной и строительной культуры Тобольска в конце XVI - начале XVIII в.: Препринт. Новосибирск, 1999. С. 16. И.В. Балюнов отнес строительство этого пятиглавого храма к 1621-1622 гг. (Балюнов И.В. Забытое прошлое Тобольского кремля // Реликвариум. 2011. № 1. С. 13). Но он упоминается еще в адресованной Киприану патриаршей грамоте от 11 февраля 1622 г. (Миллер Г.Ф. История Сибири. Т. II. С. 329). Кстати, «в воспоминание освящения при Кипри-ане тобольского Софийского собора» в XVII в. существовал обычай ежегодно отправлять к царю «Успенскую святую воду» (Оглоблин Н. Дело о самовольном приезде в Москву тобольского архиепископа Симеона, в 1661 году (Очерк из жизни XVII в.) // Русская старина. 1893. № 10. С. 168).

14 Ее единственный список (последней четверти XVIII в.), кстати, принадлежал кафедральному Софийскому собору Тобольска. См.: Дворецкая Н.А. Сибирский летописный свод (вторая половина XVII в.). Новосибирск, 1984. С. 28, и др.

15 Примечательно, что в Нарышкинской и Томской редакциях (далее - НР и ТР соответственно) СЛС речь идет о «поставлении» Игнатия Римско-го-Корсакова «в Сибирское царство, богоспасаемый град Тоболеск, соборные и апосталские (апостолские) церкви Софеи Премудрости слова Божия на престол митрополию (с митрополии)» (285, 339. Ср.: С. 272, 328, 350, 372).

16 По словам создателя КЗ, «первая в Тобольску ... церковь живоначальныя Троицы ... была,

где ныне Софийский двор и святительский сад,

позаде каменной палаты» (139). И.Л. Манькова

рый произошел в ночь с 13 на 14 августа 1643 г. (154, 201)17. В редакции СЛС, которую принято считать первоначальной, указывается на закладку «соборной и апостольской церкви Софии неизреченныя Премудрости слова Божия» «с пределы» 24 мая 1646 г. архиепископом Герасимом в присутствии только что приехавшего в Тобольск разрядного воеводы боярина И.И. Салтыкова и освящении главного храма Сибири этим владыкой 13 августа 1648 г. (155-156)18. В НР, ТР и Шлецеров-ской редакции (далее — ШР) свода сообщается о начале строительства после «пожарного разоренья» Софийского храма «о тринадцати главах» 24 мая 1646 г. и освящение соборной церкви в 1648/49 г.19; в ГР первой из приведенных дат нет (201,

предположила, что Троицкая церковь (находившаяся в 1625 г. рядом с Софийским собором. - Я.С.) была перенесена на новое место после пожара 1643 г. и в связи со строительством нового архиерейского двора архиепископом Герасимом» (Манькова И.Л. Реконструкция православного ландшафта Тобольска XVII - первой половины XVIII вв.: приходские церкви // Историческая урбанистика: прошлое и настоящее города; Сборник научных статей Всероссийской конференции с международным участием: г. Сургут, СурГУ: 14 ноября 2014 года. Курган, 2015. С. 239).

17 Весной 1637 г. архиепископ Нектарий, кстати, писал в челобитной Михаилу Федоровичу, что Софийская «церковь ветчана, и кровля огни-ла, и паперть обвалилась», и просил «в новопросвещенном месте» «построить» храм (ЛП. С. 276).

18 См. также: Миллер Г.Ф. История Сибири. Т. II. С. 684; Алексеев В.Н. Новонайденная икона С.У. Ремезова «София Премудрость Божия» из Тобольского Успенского Софийского собора // Семен Ремезов и русская культура второй половины XVII-XIX веков / Отв. ред. Е.И. Дергаче-ва-Скоп и В.Н. Алексеев. Тобольск, 2005. С. 114 (Сер. «Книга и литература»).

19 Судя по КЗ, последняя дата неточна.

267, 323, 348)20. Сведения о времени закладки и освящения Софийского храма в «Описание о поставлении городов и острогов...», которое в большинстве редакций СЛС следует за «Распространенной» Есиповской летописью, думается, попали из летописца, который велся в стенах владычного дома. Об этом могут свидетельствовать указания анонимного книжника на то, что Герасим «окладывал в Тобольску соборную и апостольскую церковь» «того дни», «в которой» туда приехал воевода И.И. Салтыков, «а на гору боярин на оклад церковной и пришел» (156). Однако 13-тиглавый Софийский собор (с двумя приделами) был заложен не позднее 1645 г., при разрядном воеводе князе Г.С. Куракине21, точнее, до 15 января следующего года, когда этот воевода, «не дожидаяся перемены, по зимнему пути», выехал из Тобольска в Москву (155)22.

В ЛТ ошибочно говорится об освящении собора 24 мая 1649 г. (99). Ср.: Миллер Г.Ф. История Сибири. Т. II. С. 77.

20 В ТР ошибочно сказано о 30 куполах, которые имела церковь, «совершенная» и освященная Герасимом. В КЗ не говорится о 30-главой Софийской церкви, заложенной этим архиепископом, как подчас утверждалось (Дронкина О.И. Официальная церковь в Сибири XVII века (по данным «Книги записной») // Гуманизация культуры и образования в Ханты-Мансийском автономном округе на пороге третьего тысячелетия: Материалы окружной научно-практической конференции. Нижневартовск, 2000. С. 116).

Герасим, кстати, в завещании писал о том, что строил «церковь Божию Софею Премудрость Бо-жию». В оценке архиепископа Тобольского Симеона эта церковь - «строение деревяное, болшое, однеми стенами не в одну тысячу стало» (ЛП. С. 288, 298).

21 См.: Буцинский П.Н. Соч. Т. 2. С. 302.

22 В 1646 г. князь Г.С. Куракин не появился в

Тобольске (Александров В.А., Покровский Н.Н.

Видимо, летописец намеренно приурочил закладку соборной церкви взамен сгоревшей ко дню приезда в «столнейший город» «Сибирской страны» ее нового «скипетродержца» И.И. Салтыкова. Соответствующая запись появилась, вероятно, далеко не сразу после начала тобольского воеводства этого знатного боярина.

По сведениям «списателя» ГР, в 1668/69 г. у соборной церкви была сооружена «с полуденную страну трапеза теплая», а через пять лет — «и предел всех святых построен теплой же для зимнего времени».

В той же редакции свода констатируется, что в пожар 17 мая 1662 г. «ис соборные церкви и по всем дворем и из лавок в по-гребы и за острог убирались. И сохранен бысть град Тоболеск» (206, 208). (В КЗ об этом пожаре не говорится, в поздних же редакциях СЛС данного известия нет).

Согласно КЗ, в Софийской церкви многие тоболяки (при участии первого сибирского митрополита Корнилия) «целовали крест» Федору Алексеевичу, а по указанию «списателя» и этой редакции, и ГР свода, и (шесть лет спустя, в июле 1682 г.) Ивану и Петру Алексеевичам (168, 173, 218)23. (В 1645 г. церемония присяги Алексею Михайловичу состоялась «в соборной церкве у Стретения Богородицы Владимирския, под горою» (155), ибо Софийский храм тогда даже не был заложен). Однако эта церковь, да и Софийская колокольня, сгорела, как и архиерейский двор, в страшном пожаре 29 мая 1677 г.,

Власть и общество. С. 109), а, вероятно, покинул его, уступив место боярину И.И. Салтыкову.

23 Как узнаем из ГР свода, присяга Ивану и Петру Алексеевичам началась 21 июля 1682 г. в соборной церкви после того, как «учали в Тобол-ску благовестить в соборе в болшой колокол в один».

когда «вся церковная ограда тоболская красота в мале часе отъяся» (101, 170, 212, 274, 330, 350, 372. Ср.: 214. Примеч. 34)24 (удалось сохранить лишь иконы, книги и другую церковную утварь). Новый Софийский храм, уже каменный25, в 5 глав, был заложен только 3 июля 1681 г. Тогда «почали ров копать, где быть соборной апостольской церкви», 22 апреля 1683 г. стали ее «созидать26 ... и склали церкви верх шеи немного не до главы»; 17 (в одном списке 27) июня, однако, «паде у церкви столбы и обломилися своды, и верх весь паде внутрь церкви», — чита-

24 В описании пожара 1677 г. («на ангел Феодосии царевны») из Миллеровской редакции (далее - МР) СЛС о Софийском соборе не упоминается, хотя названы «митрополей двор», Троицкая, Воскресенская и «Миколская» церкви (214. Примеч. 34).

25 Любопытно, что еще архиепископ Симеон во время пребывания в Москве в 1661 - начале 1662 гг. бил челом строительстве каменного Софийского собора, для чего были отпущены 10 тысяч рублей и различные строительные материалы. См.: Оглоблин Н. Дело о самовольном приезде в Москву тобольского архиепископа Симеона. С. 184.

26 Исходя из этих сообщений, исследователи приурочивали закладку каменного Успенского (Софийского) собора то к 1681 г. (Миллер Г.Ф. История Сибири. Т. II. С. 684; Алексеев В.Н. Ново-найденная икона С. У. Ремезова. С. 114; Балюнов И.В. Забытое прошлое Тобольского кремля. С. 13, и др.), то к 1683 г. (Копылова С.В. Каменное строительство на Тобольском Софийском дворе в конце XVII в. // Изв. Сибирского отделения АН СССР: Сер. обществ. наук (далее - ИСО). 1976. № 11. Вып. 3. С. 110; Цысь О.П. Тобольский кафедральный собор в конце XIX - начале XX в. // Сибирский исторический журнал. 2008/2009. Тюмень, 2008. С. 142; ТуманикА.Г. Кафедральные православные храмы Сибири // ИЭС. Т. К-Р. Новосибирск, 2009. С. 48; Зольникова Н.Д. Павел // Там же. С. 570, и др.).

ем в ГР СЛС. В 1684/85 г. строительство храма возобновилось, и «совершися и освящена бысть» в октябре 1685 г. В КЗ освящение митрополитом Павлом каменной соборной церкви «Успения Пресвятыя Богородицы» («своего строения») отнесено к 27 октября. Ту же дату мы встречаем в НР и ШР свода; в ТР указан только месяц, а в ЛТ — 27 октября 1686 г. (101, 175, 216, 276, 332, 352)27. В НР и ШР при этом

27 Составитель этого продолжения, как и во многих других случаях, ошибся при переводе даты на летосчисление от Рождества Христова.

Стало быть, следует говорить о завершении возведения соборного храма в «первоимяни-том» Тобольске 27 октября 1685, а не следующего года, как часто утверждалось (Абрамов Н.А. Город Тюмень: Из истории Тобольской епархии. Тюмень, 1998. С. 465; Миллер Г.Ф. История Сибири. Т. II. С. 684; Копылова С.В. Каменное строительство. С. 110; РезунД.Я., Васильевский Р.С. Летопись сибирских городов. Новосибирск, 1989. С. 254; Майничева А.Ю. Деревянные церкви Сибири XVII века: Формы, символы, образы. Новосибирск, 2001. С. 8; Рахимов В. Тайны подземных ходов // Родина. 2004. Спец. вып.: Тобольск - живая былина. С. 34; Кириллов В.В. Ансамбль Тобольского кремля (Опыт создания общегородского публичного центра раннепе-тровского времени) // Семен Ремезов. С. 74; Алексеев В.Н. Новонайденная икона С.У. Ремезо-ва. С. 114, 115; Данилов П.Г. Западные Святые Ворота Тобольского кремля // «AUS SIBIRIEN -2006»: Научно-информационный сборник. Тюмень, 2006. С. 26; Цысь О.П. Тобольский кафедральный собор. С. 142; Сучкова Т.А. Тобольск - живая легенда Сибири // Реликвариум. 2012. № 3. С. 11, и др.). К тому же митрополит Павел уехал в Москву 4 февраля 1686 г., а вернулся в Тобольск 20 марта следующего года (175, 176, 223. Примеч. 16). Д.Я. Резун и Р.С. Васильевский, кстати, почему-то упомянули об Успенском и Софийском соборах.

Попутно заметим, что, вопреки представлению И.В. Щеглова (писавшего о строительстве архиерейского храма в 1680 г., см.: Щеглов И.В.

поясняется, что «столпы тонкости ради не удержаша великия тягости. А паде («верх» храма. — Я.С.) в нощное время, а людей Бог милостию своею сохранил» (276, 351-352).

В 1687/88 г., когда «по посылке» воеводы боярина А.П. Головина «с товары-щи» была «обыскана в Тоболском уезде за Чюмляцкою слободою слюда», около 20 ее пудов (70 отправили «к Москве») отдали по челобитью митрополита Павла «на строение окончин к соборной церкви» (226). Как представляется, эта запись появилась в стенах воеводской «избы». Сообщения же о закладке, строительстве и освящении архиерейского храма28, наиболее подробные в КЗ, ГР и НР, восходят, видимо, к показаниям каких-то софийских «соборян», думается, лиц из окружения владык Герасима, Корнилия и Павла.

Два списка ГР свода сохранили известие о том, что в 1684/85 г. на святитель-

Хронологический перечень важнейших данных из истории Сибири: 1032-1882 гг. Сургут, 1993. С. 91) и многих других исследователей, первой каменной постройкой в Сибири явился не Успенский (Софийский) собор, а палата, сооруженная на святительском дворе в 1674 г. См., например: Вилков О.Н. К истории застройки Тобольска конца XVI-XVII вв. // ИСО. 1969. № 6. Вып. 2. С. 76; Копылова С.В. Каменное строительство. С. 108, 112-113; Харина Н.С. Тобольский архиерейский дом. С. 107. Д.Я. Резун и Р.С. Васильевский, указавшие на возведение архиерейской резиденции в 1674-1691 гг. (Резун Д.Я., Васильевский Р.С. Летопись сибирских городов. С. 255), не учитывают факта ее гибели в пожаре 1677 г.

28 Заметим, что «города», «срубленные» в Тобольске после «больших» пожаров, были «совершены» значительно раньше, нежели новые соборные храмы, - в течение 1645/46 (до 15 января) и в июне - октябре 1678 гг. соответственно (154, 214. Ср.: 170, 171, 201, 372).

ском дворе была выстроена ограда между храмом Софии Премудрости Божией и святыми вратами (220. Примеч. 67).

В СЛС сообщается о том, что в этом соборе был погребен архиепископ Мака-рий; 19 сентября 1675 г. митрополит Кор-нилий перенес тела Макария и Герасима «ис-под соборные церкви в новозижде-мую церковь» Троицы на святительском дворе, а митрополит Павел перенес мощи названных архиепископов и Корнилия из деревянной Сергиевской церкви в соборную каменную (вскоре после ее освящения) и «положил их на правой стране подле стены, в трех гробницах» (151, 175, 209-210). (Упомянутая Троицкая церковь «преукрашенная, что на святительском дворе», сгорела в майском пожаре 1677 г., на ее месте «над телесы прежних архиере-ов» 6 июля 1679 г. была заложена церковь во имя Сергия Радонежского, освященная 23 сентября того же года (212, 215)).

Создатель КЗ счел нужным отметить, что «колокол, в которой заблаговестили, как царевичу Димитрию убиение на Угличе учинилось, сослан . в Тоболск, к церкви ко всемилостивому Спасу, что на торгу, а ныне он на Софийской колокол-не часобитной»29. В ГР и так называемом Сибирском летописце упоминается о гибели «углецкого» колокола в пожаре 1677 г. (139, 212)30. В той же редакции СЛС под-

29 В КЗ поясняется, что эта колокольня располагается на том месте, где Д. Чулков «поставил» «город первой ... из судоваго лодейнаго лесу небольшей и острогом» (139. Ср.: 368). Первая Софийская колокольня, куда доставили колокола из Москвы, строилась в 1626/27 г. См.: Обозрение столбцов и книг Сибирского приказа (15921768 гг.) / Сост. Н.Н. Оглоблин. М., 1900. Ч. 3. С. 19.

30 См. также: Газенвинкель К. Материалы для

справочно-биографического словаря сибир-

черкнуто, что во время этого пожара погибла Софийская звонница на святительском дворе, растопились «без остатку» и находившиеся на соборной колокольне 110-пудовый колокол, «что государское жалованье», привезенный из Москвы в 1650/51 г., колокол, отлитый в Тобольске в 1667/68 г. («35 пуд»), «колокол-благовест-ник в 30 пуд, государское жалованье, прислан первопрестолнику Киприяну архиепископу». Как мы узнаем из СЛС нескольких редакций, 22 июля 1683 г., «в неделю», «почали ров копать, где быть соборной колоколне каменной», следом «поставили сваи и заложили колоколню подле церкви Серьгия Радонежского . совершена во 193 (1684/85. — Я. С. )-м году» (99, 102, 219, 278, 334)31, т.е. ранее самого Софийских деятелей // Ежегодник Тобольского губернского музея. Тобольск, 1895. Вып. 3. С. 4. Примеч.;Дворецкая Н.А. Сибирский летописный свод как источник по истории летописания Сибири XVII в. // Сибирь в прошлом, настоящем и будущем: Тезисы докладов и сообщений Всесоюзной научной конференции. Новосибирск, 1981. Вып. 1. С. 22, и др.

31 В одном списке ГР (Музейном, из сборника последней четверти XVII в.) колокольня названа деревянной. Очевидно,переписчик спутал ее с соседней Сергиевской церковью, выстроенной в 1679 г. (215, 219. Примеч. 27-27; 220).

По мнению О.И. Дронкиной, каменная Софийская колокольня, выстроенная в течение 1683-1685 гг., - та же самая, которая упоминается в начале КЗ как ныне существующая, «поставленная» на месте заложенного Д. Чулковым города (Дронкина О.И. О датировке «Книги записной» // ЗС. Тюмень, 2001. Вып. IV. С. 24). Возможно, однако, что в конце XVII в. архиерейскую колокольню возвели не там, где стояла деревянная. Ведь каменную звонницу построили близ церкви святого Сергия Радонежского, а ее заложили, напомним, «на святителском дворе» на месте «преукрашенной» Троицкой церкви (209-210, 215, 219).

ского храма. (В НР и ТР свода сказано про 22 июня). В 1650/51 г. к соборной церкви был пожалован колокол весом в 110 пудов. 18 марта 1680 г. к той же церкви, которую еще предстояло построить, доставили из Москвы три колокола в 160, 103 и 40 пудов (поездка в Тобольск заняла свыше года). 17 мая 1684 г., по сведениям летописцев, к соборному храму привезли 300-пудовый колокол (его «путное шествие» началось в 1681/82 г.); в НР и ТР отмечено, что за колокол были уплачены «домовые казенные деньги». Наконец, ровно через девять лет, 17 мая 1693 г. звонница на архиерейском дворе пополнилась колоколом весом в 565 пудов, отлитым в столице по благословению митрополита Павла мастером Федором Моториным в 1689/90 г., тоже «на домовые софейские казенные денги» (99, 101, 102, 104, 203, 212, 215, 220, 269, 276, 279, 287, 325, 331, 335, 340, 349, 351, 353).

По-видимому, сведения о времени доставки в Тобольск колоколов из Москвы (во второй половине XVII в.) и их весе, известие об отливке колокола в сибирской столице в 1667/68 г. вносились в летописец, создававшийся при архиерейском дворе еще до «пожарного разоренья» 1677 г. Автор, обстоятельно поведавший о том, как «пояде огонь» «всякое древяное здание без остатку», думается, обращался к этому летописцу, и рассказывая, зачастую приводя точные даты, о строительстве и Софийской колокольни, и самой «соборной и апостольской церкви». Видимо, в указанном летописце, который следует, стало быть, включить в число источников свода, говорилось также о перенесении митрополитами Корнилием и Павлом останков своих предшественников на архиерейском престоле из-под деревянного

Софийского храма в Троицкую церковь близ владычных палат, а затем в каменный собор.

Обратим внимание на то, что если верить КЗ, Павел при возвращении из Москвы в Тобольск 2 января 1683 г. «на гору (верхний посад. — Я.С ), в соборную церковь пришел ... со кресты и служил, и стол у него был» (172-173)32. Но эту церковь,

32 В других редакциях свода последнего сообщения нет, а приезд митрополита в Тобольск отнесен к 3 января (217, 277, 333).

Примечательно, что запись об «архиерейском путешествии» в течение 1 года 10 (точнее, 16) дней «из Тобольска к Москве и из Москвы в Тобольск, и на Москве жития» с «того дня (4 февраля 1686 г. - Я.С.)», дополненная известиями о предыдущей поездке владыки в «царствующий град» (175-176; ср. 172-173, 217, 223. Примеч. 16; 277, 333), разделена в КЗ статьей, явно написанной в воеводской канцелярии, об отъезде боярина князя П.С. Прозоровского из сибирской столицы в Москву 19 января 1686 г. (после «сидения», начавшегося 11 апреля 1684 г., которое, таким образом, продолжалось 1 год 9 месяцев 8 дней), и двухмесячном пребывании в Тобольске стольника князя Б.А. Солнцева-Засекина и дьяка А. Парфенова до «приезду» нового разрядного «властодерж-ца» боярина А.П. Головина (ср. 221, 280, 335). Очевидно, переписчик или создатель свода должен был поместить данную статью вслед за сообщением о том, сколько времени занял второй «выезд» святителя Павла в Москву. В КЗ налицо еще один пример неудачного объединения показаний различных источников: о том, что «митрополиту (Корнилию. - Я.С.) на Москве на поставлении (25 мая 1668 г. - Я.С.) дан сакас и белый клобук, и трикирии ко осенению», говорится после того, как мы узнаем о возвращении этого владыки из столицы в Тобольск, распоряжении великих государей и патриарха «действовать литию над вербою и на осля вседать архиерею», о главных сибирских «седоках», которые водили «осля под митрополитом» в 1668/69 - 1671/72 гг. Кроме того, сообщения о

повторим, митрополит освятил только в октябре 1685 г. Можно думать, что о прибытии Павла в соборный храм летописец поведал далеко не сразу после того, как владыка вернулся «на свой богопоручен-ный престол» в самом начале 1683 г. К тому же запись такого содержания встречается в своде неоднократно, представляя собой литературный штамп. Например, по свидетельству летописца, 4 февраля 1686 г. после литургии в соборной церкви митрополит, не заходя в свои палаты, отправился в Москву; приехал он обратно 20 марта 1687 г., и тогда, встреченный, в частности, священниками Успенского собора и «градодержателями», митрополит отслужил литургию в соборном храме (175, 176, 223, 224. Примеч. 16; ср. 355). Новый митрополит Игнатий, прибыв в «стольный» Тобольск 12 февраля 1693 г., также совершил литургию «в сибирской великой церкви»33 вместе с освященным собором (230, 286, 339, 353).

приезде в Тобольск 1 апреля 1625 г. при боярине князе Ю.Я. Сулешеве архиепископа Мака-рия, времени хиротонисания нового святителя и его происхождении в КЗ разрывают известия о пребывании во главе Тобольского разряда с 29 мая того же года боярина князя Д.Т. Трубецкого и смерти последнего через «один месяц несполна» (148, 163-164).

33 Так определял Игнатий Софийский (Успенский) собор (ЛП. С. 204, 216. См. также: С. 220, 252-253).

Стало быть, нельзя согласиться с утверждением (Покровский Н.Н., Ромодановская Е.К. Предисловие // ПСРЛ. Т. 36. С. 19-20; Ромода-новская Е.К. «Описание о поставлении городов и острогов в Сибири по взятии ее.» // СККДР. СПб., 1993. Вып. 3. Ч. 2. С. 421), будто в редакциях СЛС, появившихся вслед за ГР, сведения «о поставлении архиепископов и митрополитов, постройке церквей и монастырей, пожарах и строительстве Тобольска . опускаются».

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В КЗ и МР свода имеется рассказ о том, что когда в 1674 и 1675 гг. в Тобольск приезжали сыновья разрядного воеводы боярина П.М. Салтыкова, митрополит в Софийском храме «молебствовал» со всем освященным собором о царском «многолетном здравии»; старший из этих сыновей — Федор — в этом храме спрашивал у владыки Корнилия «о здоровье и о душевном спасении», а Алексей Салтыков вдобавок сообщил про «всемирную радость» — объявление Федора Алексеевича наследником престола 1 сентября 1674 г. (166, 211. Примеч. 67-68). Как сообщается в НР СЛС, 17 сентября 1693 г. (в одном списке этой «Истории о Сибирьстей земли и о царстве, и к нему принадлежащих странах.» указан 1694 г.) к чудотворной иконе Спаса, находившейся в соборной церкви, тобольский воевода ближний стольник А.Ф. Нарышкин «постро[ил] по обещанию своему . киот резной золоченый серебром и с красками с [кору]нами . [пре]дивно». (В ТР сказано о «поставлении» киота в тот же день, но 1695 г.) (288, 341).

В трех редакциях СЛС мы читаем о том, что «августа против 15-го числа» (иногда говорится про 1 и 13 августа) 1693 г. «в нощи в утреннее пение в соборной и апо-сталстей церкви в Тоболску на горе на площади» у лавки сына боярского С. Булдако-ва (подчас речь идет о Богданове) «объя-вися . подметный воровской лист . к лицу» воеводы А.Ф. Нарышкина, и в тот же день этого города «всех чинов жители били челом . о розыску того воровского подметного листа, подали в приказной полате челобитную за руками» (287-288, 341, 353)34. Процитированные строки, ве-

34 Д.Я. Резун и Р.С. Васильевский ошибочно приурочили появление обличавшей тоболь-

роятно, вышли из-под пера какого-то подьячего тобольской воеводской «избы».

Наконец, СЛС включает много сведений о софийских церковнослужителях. Так, когда в 1642/43 г. поступил извет на князя Д.М. Алачева, «что он в своей вотчине в Коде стрелял из пищали по птице и погрешил: угодил на церкови Соловецких чудотворцов по кресту»; «по тот крест» отправились священник Софийского собора Игнатий и архиерейский сын боярский Григорий Пирогов35, «и с церкви его сняв, в Тобольск привезли». Алачевы были «по сыску опорочены и за то они из Коды взяты в Тоболск» (153-154). Вероятно, летописец имел доступ к материалам этого сыска36. В МР СЛС упоминается софийский протопоп Андрей Захарьев, который вместе с московскими эмиссарами стольником князем И.Г. Ромодановским и подьячим С.Д. Корелкиным приводил в Тобольске «дворян и весь народ» к присяге на имя Алексея Михайловича (202. Примеч. 59-59)37. В КЗ сказано о поездке

ского воеводу «листовки» к 1698 г. (Резун Д.Я., Васильевский Р.С. Летопись сибирских городов. С. 255).

35 См. о нем: ТАД. С. 249; ЛП. С. 296, 297, 404; Книжные сокровища Югры: Рукописные и старопечатные книги из собраний города Ханты-Мансийска / Сост. С.А. Белобородов, Н.А. Мудрова, А.В. Полетаев, И.В. Починская, А.Т. Шашков. Екатеринбург, 2003. С. 389-390. В МР упоминается о сожжении 28 февраля 1676 г. раскольника дьякона Феодота (211. Примеч. 67-68). Не исключено, что это бывший дьякон Софийского собора Федот Трофимов. См.: Ромодановская Е.К. Сибирь и литература. С. 321, 322.

36 Солодкин Я.Г. Вослед Савве Есипову: Очерки по истории сибирского летописания середины - второй половины XVII века. Нижневартовск, 2011. С. 115, 116.

37 В КЗ при этом говорится о некоем протопо-

пе Андрее (155). По словам летописца, ехавший

в 1685/86 г. с митрополичьими отписками к царям и патриарху протопопа «собору большаго» Константина Кубасова (вернувшегося в январе), а участником «соляного» похода 1686 г. (письменного головы стольника Г.Ф. Синявина) назван соборный поп Афанасий. Летописец сообщил о том, что в 1686/87 г. посылался «на разговор от архиерея» в старообрядческую пустынь на Юрмыче ключарь «собору большаго» Иван Васильев, он же вместе с ключарем Софийского храма Степаном Семеновым, а также служившими там попами Алексеем Филипповым (вскоре ставшим архимандритом Ивановского монастыря), Федором Ивановым, дьяконами Осипом Афанасьевым и Петром Васильевым кропил святой водой «по валовой черте» при закладке 29 апреля 1688 г. у горы в Тобольске земляного вала со рвом от берега Иртыша38; софийский ключарь и протодьякон (имена которых не указаны) вместе архимандритом Знаменского монастыря в 1678/79 г. были направлены «розговаривать» в устроенную черным попом Даниилом (в «белцах» Дементиа-ном) раскольническую пустынь на речку Березовку в Тобольском уезде. В 1688 г., между прочим, причетники и дворовые архиерейского дома обязывались постав 1661/62 г. «на перемену» воеводе А.В. Вериги-ну М.О. Оничков, «не доехав до Красноярского острогу, в Тобольске умре . в Борисове дворе ключарь» (161). Возможно, подразумевается ключарь Софийского собора.

38 О софийском ключаре Иване Васильеве см., напр.: Дворецкая Н.А. 1) Изменения в официальном сибирском летописании на рубеже XVII-XVIII вв. (Анализ Погодинского списка Сибирской летописи) // Сибирская археография источниковедение. Новосибирск, 1979. С. 54; 2) Сибирский летописный свод (вторая половина XVII в.). С. 91; ЛП. С. 204, 216, 239, 249.

вить острог около владычного двора «по старому месту» (175, 177, 214, 226, 227). Летописные известия о софийских церковнослужителях скорее всего имеют документальную основу.

Итак, в СЛС, прежде всего КЗ и ГР, налицо десятки сообщений о главном православном храме Сибири, в частности, его гибели в пожарах 1643 и 1677 гг., сооружении нового — деревянного, а потом каменного, прибытии туда и службах в Софийском соборе39 архиереев, их погребении, церемониях присяги московским государям, а также выполнении церковнослужителями различных поручений. Большинство рассмотренных известий, видимо, внесено очевидцами событий во владычный летописец, ставший источни-

39 Этот собор порой отождествлялся с Тобольским архиерейским домом. См.: ЛП. С. 89.

ком свода40, по горячим следам и может считаться достоверным. Ранняя история тобольской Софии, однако, почти не нашла отражения в СЛС, а отдельные летописные свидетельства за время святительства Павла I представляются ошибочными.

40 Вывод о создании СЛС только по документальным источникам (Копылов А.Н., Полевой Б.П. Землепроходцы XVII в.. С. 38; Дронкина О.И. Сибирский летописный свод: задачи и итоги изучения // Историческая наука на пороге третьего тысячелетия: Тезисы докладов Всероссийской научной конференции: Тюмень, 27-28 апреля 2000 г. Тюмень, 2000. С. 41; Ромодановская Е.К. Тобольская летопись и Сибирский архив // ТОДРЛ. Т. 57. СПб., 2006. С. 315. Ср.: Бахрушин С.В. Г.Ф. Миллер как историк Сибири // Миллер Г.Ф. История Сибири. Т. I. С. 35; Миллер Г.Ф. История Сибири. Т. I. С. 498; Пузанов В.Д. Военные факторы русской колонизации Западной Сибири: Конец XVI-XVII вв. СПб., 2010. С. 64), на наш взгляд, является односторонним.

Библиография

Источники:

Головачев П.М. Томск в XVII веке: материалы для истории города. СПб., 1902. Литературные памятники Тобольского архиерейского дома XVII века / Изд. подг. Е.К. Ромодановская и О.Д. Журавель. Новосибирск, 2001 (История Сибири: Первоисточники. Вып. X). ПЛДР: Середина XVI века. М., 1985. ПСРЛ. Т. 36. М., 1987. РИБ. Т. 8. СПб., 1884.

Сибирские летописи: Краткая сибирская летопись (Кунгурская). Рязань, 2008. Тобольский архиерейский дом в XVII веке / Изд. подг. Н.Н. Покровский, Е.К. Ромодановская. Новосибирск, 1994 (История Сибири: Первоисточники. Вып. IV).

Исследования:

Абрамов Н.А. Город Тюмень: Из истории Тобольской епархии. Тюмень, 1998. Адрианов С. К вопросу о покорении Сибири // ЖМНП. 1893. № 4. Отд. 2. Александров В.А., Покровский Н.Н. Власть и общество: Сибирь в XVII в. Новосибирск, 1991. Алексеев В.Н. Новонайденная икона С.У. Ремезова «София Премудрость Божия» из Тобольского Успенского Софийского собора // Семен Ремезов и русская культура второй половины XVII-XIX веков / Отв. ред. Е.И. Дергачева-Скоп и В.Н. Алексеев. Тобольск, 2005 (Сер. «Книга и литература»).

Андреев А.И. Очерки по источниковедению Сибири. 2-е изд., испр. и доп. М.; Л., 1960. Вып. 1: XVII век.

Балюнов И.В. Забытое прошлое Тобольского кремля // Реликвариум. 2011. № 1.

Бахрушин С.В. Научные труды. М., 1955. Т. III. Ч. 1.

Бахрушин С.В. Г.Ф. Миллер как историк Сибири // Миллер Г.Ф. История Сибири. 2-е изд., доп. М., 1999. Т. I.

Буцинский П.Н. Соч.: В 2-х т. / Под ред. С.Г. Пархимовича; сост. Ю.Л. Мандрика. Тюмень, 1999. Т. 2.

Вилков О.Н. К истории застройки Тобольска конца XVI-XVII в. // Изв. Сибир. отделения АН СССР: Сер. обществ. наук. 1969. № 6. Вып. 2.

Вилков О.Н. Некоторые аспекты административной и строительной культуры Тобольска в конце XVI — начале XVIII в.: Препринт. Новосибирск, 1999.

ГазенвинкельК. Материалы для справочно-биографического словаря сибирских деятелей // Ежегодник Тобольского губернского музея. Тобольск, 1895. Вып. 3.

Головачев П. Покорение Сибирского царства и личность Ермака // Сибирский сборник. М., 1892. Вып. 1.

Данилов П.Г. Западные Святые Ворота Тобольского кремля // «AUS SIBIRIEN — 2006»: Научно-информационный сборник. Тюмень, 2006.

Дворецкая Н.А. Официальная и фольклорная оценка похода Ермака в XVII в.

// ТОДРЛ. Т. 14. М.; Л., 1958.

Дворецкая Н.А. Изменения в официальном сибирском летописании на рубеже XVII-XVIII вв. (Анализ Погодинского списка Сибирской летописи) // Сибирское источниковедение и археография. Новосибирск, 1979.

Дворецкая Н.А. Сибирский летописный свод как источник по истории летописания Сибири XVII в. // Сибирь в прошлом, настоящем и будущем: Тез. докл. и сообщ. Всесоюз. науч. конф. Новосибирск, 1981. Вып. 1.

Дворецкая Н.А. Сибирский летописный свод (вторая половина XVII в.). Новосибирск, 1984.

Дронкина О.И. Официальная церковь в Сибири XVII века (по данным «Книги записной») // Гуманизация культуры и образования в Ханты-Мансийском автономном округе на пороге третьего тысячелетия: Мат-лы окруж. научно-практ. конф. Нижневартовск, 2000.

Дронкина О.И. Сибирский летописный свод: задачи и итоги изучения // Историческая наука на пороге третьего тысячелетия: Тез. докл. Всерос. науч. конф.: Тюмень, 27-28 апреля 2000 г. Тюмень, 2000.

Дронкина О.И. О датировке «Книги записной» // Западная Сибирь: история и современность: Краеведческие записки. Тюмень, 2001. Вып. IV.

Зольникова Н.Д. Павел // Историческая энциклопедия Сибири. Новосибирск, 2009. Т. К-Р.

История казачества Азиатской России: В 3-х т. Екатеринбург, 1995. Т. 1.

История русской литературы: В 3-х т. М.; Л., 1958. Т. 1.

История Сибири: В 5 т. Л., 1968. Т. 2.

История Урала / Отв. ред. А.А. Преображенский. М., 1989.

Кириллов В.В. Ансамбль Тобольского кремля (Опыт создания общегородского публичного центра раннепетровского времени) // Семен Ремезов и русская культура второй половины XVII-XIX веков / Отв. ред. Е.И. Дергачева-Скоп и В.Н. Алексеев. Тобольск, 2005 (Сер. «Книга и литература»).

Книжные сокровища Югры: Рукописные и старопечатные книги из собраний города Ханты-Мансийска / Сост. С.А. Белобородов, Н.А. Мудрова, А.В. Полетаев, И.В. Починская, А.Т. Шаш-ков. Екатеринбург, 2003.

Копылов А.Н., Полевой Б.П. Землепроходцы XVII в. и изучение Сибири // Освоение Сибири в эпоху феодализма (XVII-XIX вв.). Новосибирск, 1968 (Сибирь периода феодализма. Вып. 3).

Копылова С.В. Каменное строительство на Тобольском Софийском дворе в конце XVII в. // Изв. Сибир. отделения АН СССР: Сер. обществ. наук. 1976. № 11. Вып. 3.

Майничева А.Ю. Деревянные церкви Сибири XVII века: Формы, символы, образы. Новосибирск, 2001.

Манькова И.Л. Реконструкция православного ландшафта Тобольска XVII — первой половины XVIII вв.: приходские церкви // Историческая урбанистика: прошлое и настоящее города: Сб. науч. ст. Всерос. конф. с междунар. участием: г. Сургут, СурГУ, 14 ноября 2014 г. Курган, 2015.

Миллер Г.Ф. История Сибири. 2-е изд., доп. М., 1999-2000. Т. М!.

Миненко Н. Хождение за «Камень». Начало Азиатской России: новая версия // Родина. 2000. № 5.

Никитин Н.И. О «старой» ермаковской сотне (к истории одного мифа) // Исследования по источниковедению истории России (до 1917 г.): К 80-летию члена-корреспондента РАН В.И. Буганова. М., 2012.

Обозрение столбцов и книг Сибирского приказа (1592-1768 гг.) / Сост. Н.Н. Оглоблин. М., 1900. Ч. 3.

Оглоблин Н. Дело о самовольном приезде в Москву тобольского архиепископа Симеона, в 1661 году (Очерк из жизни XVII в.) // Русская старина. 1893. № 10.

Оглоблин Н. Происхождение провинциальных подьячих XVII века // ЖМНП. 1894. № 9, 10. Отд. 2.

Очерки истории Югры. Екатеринбург, 2000.

Покровский Н.Н. Сибирское общество XVII — начала XVIII в. по челобитным // Общественное сознание населения России по отечественным нарративным источникам XVI-XX вв. / Отв. ред. Н.Н. Покровский. Новосибирск, 2006.

Покровский Н.Н., Ромодановская Е.К. Предисловие // ПСРЛ. Т. 36. М., 1987.

Покровский Н.Н., Ромодановская Е.К. Предисловие // Тобольский архиерейский дом в XVII веке / Изд. подг. Н.Н. Покровский, Е.К. Ромодановская. Новосибирск, 1994 (История Сибири: Первоисточники. Вып. IV).

Преображенский А.А. У истоков народной историографической традиции в освещении проблемы присоединения Сибири к России // Проблемы истории общественной мысли и историографии: К 75-летию академика М.В. Нечкиной. М., 1976.

Преображенский А.А. Историк об историках России XX столетия. М., 2000.

ПузановВ.Д. Военные факторы русской колонизации Сибири: Конец XVI-XVII вв. СПб., 2010.

Рахимов В. Тайны подземных ходов // Родина. 2004. Спец. вып.: Тобольск — живая былина.

Резун Д.Я., Васильевский Р.С. Летопись сибирских городов. Новосибирск, 1989.

Ромодановская Е.К. «Описание о поставлении городов и острогов в Сибири по взятии ее .» // СККДР. СПб., 1993. Вып. 3. Ч. 2.

Ромодановская Е.К. Сибирь и литература: XVII век. Новосибирск, 2002 (Избр. труды).

Ромодановская Е.К. Литературная деятельность Тобольского архиерейского дома в XVII в. // Славянский альманах: 2002. М., 2003.

Ромодановская Е.К. Тобольская летопись и Сибирский архив // ТОДРЛ. Т. 57. СПб., 2006.

Ромодановская Е.К. Синодик Ермаковым казакам // Историческая энциклопедия Сибири. Новосибирск, 2009. Т. С-Я.

Сергеев В.И. К вопросу о походе в Сибирь дружины Ермака // ВИ. 1959. № 1.

Сибирская советская энциклопедия. Новосибирск, б. г. Т. 3.

Сибирь: Атлас Азиатской России. Новосибирск; М., 2007.

Скрынников Р.Г. Ранние сибирские летописи // История СССР. 1979. № 4.

Скрынников Р.Г. Сибирская экспедиция Ермака. 2-е изд., испр. и доп. Новосибирск, 1986.

Со времен князя Самара: В поисках исторических корней Ханты-Мансийска. Переизд. Ханты-Мансийск, 2007.

Солодкин Я.Г. Вослед Савве Есипову: Очерки по истории сибирского летописания середины — второй половины XVII века. Нижневартовск, 2011.

Солодкин Я.Г. «Ермаково взятие» Сибири: Дискуссионные проблемы истории и источниковедения. Нижневартовск, 2015.

Сучкова Т.А. Тобольск — живая легенда Сибири // Реликвариум. 2012. № 3. ТуманикА.Г. Кафедральные православные храмы Сибири // Историческая энциклопедия Сибири. Новосибирск, 2009. Т. К-Р.

Харина Н.С. Жизнь и хозяйственная деятельность первого сибирского архипастыря Ки-приана // История Сибири в биографиях. Сургут, 2009.

Харина Н.С. Тобольский архиерейский дом как резиденция церковных иерархов (XVII в.) // Актуальные вопросы истории Западной Сибири. Сургут, 2011.

Цысь О.П. Тобольский кафедральный собор в конце XIX — начале XX в. // Сибирский исторический журнал. 2008/2009. Тюмень, 2008.

Шашков А.Т. Сибирский поход Ермака: хронология событий 1581-1582 гг. // Изв. Урал. гос. ун-та. 1997. № 7 (Гуманитарные науки. Вып. 1).

Щеглов И.В. Хронологический перечень важнейших данных из истории Сибири: 10321882 гг. Сургут, 1993.

Яковлева А.М. Вопросы раннего сибирского летописания в исследованиях Е.К. Ромоданов-ской // Западная Сибирь: история и современность: Краеведческие записки. Тюмень, 2003. Вып. V.

Яковлева А.М. Есиповская летопись в исследованиях XX века // Россия и Запад: Проблемы истории и культуры. Нижневартовск, 2003.

Яковлева А.М. Схемы сибирского летописания первой половины XVII в. в отечественной историографии 1920-1990-х гг. // Проблемы истории Сибири XVI-XX вв. Нижневартовск, 2005. Вып. 1.

Сведения об авторе:

Солодкин Янкель Гутманович, доктор исторических наук, профессор кафедры истории России Нижневартовского государственного университета, г. Нижневартовск (Россия). Область научных интересов: история России, история Сибири XVI-XVII вв., источниковедение, русская духовная культура позднего Средневековья. E-mail: hist2@yandex.ru

Ya.G. Solodkin

TOBOLSK ST. SOPHIA (ASSUMPTION) CATHEDRAL, ACCORDING TO THE SIBERIAN CHRONICLE (FOR DEFINITION OF SOURCES OF THE "DESCRIPTION OF THE PLACING OF THE TOWNS AND FORTS IN SIBERIA FOR TAKING IT...»)

Annotation: The article deals with the the main Orthodox Church of Siberia — St. news of the Siberian chronicle, as well as Sophia Cathedral in Tobolsk in the XVII other related sources about the history of century.

Keywords: Siberian chronicle arch, its (Assumption) Cathedral, the first Tobolsk editions, sources of the arch, Tobolsk Sofia bishops, Sofia priests of XVII century

References

Sources:

Golovachev P.M. Tomsk v XVII veke: materialy dlya istorii goroda [Tomsk in the XVII century: materials for the history of the city]. SPb., 1902. (In Russian).

Literaturnye pamyatniki Tobol'skogo arhierejskogo doma XVII veka: izdanie podgotovleno E.K. Romodanovskoj i R.L. Zhuravelem [Literary monuments of the Tobolsk Bishop's house of the XVII century: publication is prepared by E.K. Romodanovsky and R.L. Zhuravel]. Novosibirsk, 2001. (In Russian).

Pamyatniki literatury Drevnej Rusi: Seredina XVI veka [Monuments of ancient Russian literature: Middle of the XVI century]. M., 1985. (In Russian).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Polnoe sobranie russkih letopisej [Full collection of Russian Chronicles]. Vol. 36. M., 1987. (In Russian).

Rossijskaya istoricheskaya biblioteka [Russian historical library]. Vol. 8. SPb., 1884. (In Russian). Sibirskie letopisi: Kratkaya sibirskaya letopis' (Kungurskaya) [The Siberian Chronicles: short Siberian chronicle (Kungur)]. Ryazan, 2008. (In Russian).

Tobol'skij arhierejskij dom v XVII veke [Tobolsk Bishop's house in the XVII century] / Ed. prep. N. N. Pokrovsky, E.K. Romodanovskaya. Novosibirsk, 1994 (History Of Siberia: Primary Sources. Issue. (IV). (In Russian).

Researches:

Abramov N.Ah. Gorod Tyumen': Iz istorii Tobol'skoj eparhii [Tyumen: from the history of the Tobolsk diocese]. Tyumen, 1998. (In Russian).

Adrianov S. K voprosu o pokorenii Sibiri [To the question about the conquest of Siberia] // Zhurnal Ministerstva narodnogo prosveshcheniya [Journal of the Ministry of public education]. 1893. No. 4. Otd. 2. (In Russian).

Alexandrov V.A., Pokrovsky N.N. Vlast' i obshchestvo: Sibir' v XVII v. [Power and society: Siberia in the seventeenth century]. Novosibirsk, 1991. (In Russian).

Alexeev V.N. Novonajdennaya ikona S.U. Remezova «Sofiya Premudrost' Bozhiya» iz Tobol'skogo Uspenskogo Sofijskogo sobora [Newfound icon of S.U. Remezov "Sophia the Wisdom of God" from the Tobolsk assumption St. Sophia Cathedral] // Semen Remezov i russkaya kul'tura vtoroj poloviny XVII-XIX vekov [Semyon Remezov and Russian culture of the second half of the XVII-XIX centuries] / Resp. ed. by E.I. Dergacheva-Skop, V.N. Alekseev. Tobolsk, 2005 (Ser. "Book and literature"). (In Russian).

AndreevA.I. Ocherki po istochnikovedeniyu Sibiri. 2-e izd., ispr. i dop. [Essays on source studies of Siberia. 2-e edition, revised and expanded]. M.; L., 1960. Issue. 1: XVII century. (In Russian).

Balonov I.V. Zabytoe proshloe Tobol'skogo kremlya [A Forgotten past Tobolsk Kremlin] // Reliquarium. 2011. No. 1. (In Russian).

Bakhrushin S.V Nauchnye trudy [Scientific works]. M., 1955. Vol. III. Part 1. (In Russia). Bakhrushin S.V. G.F. Miller kak istorik Sibiri // Miller G.F. Istoriya Sibiri. 2-e izd., dop. [G.F. Miller as a historian of Siberia, Miller G. F. History of Siberia. 2-ed, exp.]. M., 1999. Vol. I. (In Russian).

Buzinskiy P.N. Soch.: V 2-h t. [Works.: In 2 volumes] / edited by S.G. Parhimovich; comp. Yu.L. Mandrick. Tyumen, 1999. Vol. 2. (In Russian).

Vilkov O.N. K istorii zastrojki Tobol'ska konca XVI-XVII v. [To the history of the development of Tobolsk the end of the XVI-XVII c.] // Izv. Sibir. otdeleniya AN SSSR: Ser. obshchestv. nauk [News of the Siberian department of the USSR Academy of Sciences: series of social Sciences]. 1969. No. 6. Issue. 2. (In Russian).

Vilkov O.N. Nekotorye aspekty administrativnoj i stroitel'noj kul'tury Tobol'ska v konce XVI — nachale XVIII v.: Preprint [Some aspects of administrative and building culture of Tobolsk in the late XVI-early XVIII century: Preprint]. Novosibirsk, 1999. (In Russian).

Gasenwinkel K. Materialy dlya spravochno-biograficheskogo slovarya sibirskih deyatelej // Ezhegodnik Tobol'skogo gubernskogo muzeya [Materials for reference and biographical dictionary of the Siberian figures // [Yearbook of Tobolsk provincial Museum]. Tobolsk, 1895. Issue. 3. (In Russian).

Golovachev P. Pokorenie Sibirskogo carstva i lichnost' Ermaka [Conquest of the Siberian Kingdom and the personality of Ermak] // Sibirskij sbornik [Siberian collection]. M., 1892. Issue. 1. (In Russian).

DanilovP.G. Zapadnye Svyatye Vorota Tobol'skogo kremlya [Western Holy Gates of the Tobolsk Kremlin] // «AUS SIBIRIEN — 2006»: Nauchno-informacionnyj sbornik ["AUS SIBIRIEN — 2006": scientific information collection]. Tyumen, 2006. (In Russian).

Dvo^kaya N.A. Oficial'naya i fol'klornaya ocenka pohoda Ermaka v XVII v. [Official and folk assessment of the campaign of Ermak in the XVII century] // Trudy Otdela drevnerusskoj literatury [Works of the Department of ancient literature]. Vol. 14. M.; L., 1958. (In Russian).

Dvo^kaya N.A. Izmeneniya v oficial'nom sibirskom letopisanii na rubezhe XVII-XVIII vv. (Analiz Pogodinskogo spiska Sibirskoj letopisi) [Changes in the official Siberian chronicle at the turn of XVII-XVIII centuries (analysis of the Pogodinsky list of the Siberian chronicle)] // Sibirskoe istochnikovedenie i arheografiya [Siberian source studies and Archeography]. Novosibirsk, 1979. (In Russian).

Dvo^kaya N.A. Sibirskij letopisnyj svod kak istochnik po istorii letopisaniya Sibiri XVII v. [Siberian chronicle as a source for the history of the annals of Siberia XVII century] // Sibir' v proshlom, nastoyashchem i budushchem: Tez. dokl. i soobshch. Vsesoyuz. nauch. konf. [Siberia in the past, present and future: theses of reports and message. All-Union scientific conference] Novosibirsk, 1981. Issue. 1. (In Russian).

Dvo^kaya N.A. Sibirskij letopisnyj svod (vtoraya polovina XVII v.) [Siberian chronicle (second half of XVII century)]. Novosibirsk, 1984. (In Russian).

Dronkina O.I. Oficial'naya cerkov' v Sibiri XVII veka (po dannym «Knigi zapisnoj») [Official Church in Siberia of the XVII century (according to the" notebook")] // Gumanizaciya kul'tury i obrazovaniya v Hanty-Mansijskom avtonomnom okruge na poroge tret'ego tysyacheletiya: Mat-ly okruzh. nauchno-prakt. konf. [Humanization of culture and education in the Khanty-Mansiysk Autonomous Okrug on the threshold of the third Millennium: Materials of the district scientific-practical conference]. Nizhnevartovsk, 2000. (In Russian).

Dronkina O.I. Sibirskij letopisnyj svod: zadachi i itogi izucheniya [Siberian chronicle: tasks and results of the study] // Istoricheskaya nauka na poroge tret'ego tysyacheletiya: Tez. dokl. Vseros. nauch. konf.: Tyumen', 27-28 aprelya 2000 g. [Historical science at the threshold of the third Millennium: theses of the all-Russian scientific conference: Tyumen, 27-28 April 2000]. Tyumen, 2000. (In Russian).

Dronkina O.I. O datirovke «Knigi zapisnoj» [On the Dating of the "notebook"] // Zapadnaya Sibir': istoriya i sovremennost': Kraevedcheskie zapiski [Western Siberia: history and modernity: local History notes]. Tyumen, 2001. Issue. IV. (In Russian).

Zolnikova N.D. Pavel [Paul] // Istoricheskaya ehnciklopediya Sibiri [Historical encyclopedia of Siberia]. Novosibirsk, 2009. Vol. K-P. [In Russian]. Istoriya kazachestva Aziatskoj Rossii: V 3-h t. [History of the Cossacks of Asian Russia: in 3 Vol]. Ekaterinburg, 1995. Vol.1. (In Russian).

Istoriya russkoj literatury: V 3-h t. [History of Russian literature: in 3 Vol.] M.; L., 1958. Vol.1. (In Russian).

Istoriya Sibiri: V 5 t. [History of Siberia: 5 Vol.]. L., 1968. Vol. 2. (In Russian).

Istoriya Urala [The History Of The Urals] / Ed. ed. A.A. Preobrazhensky. M., 1989. (In Russian).

Kirillov V.V. Ansambl' Tobol'skogo kremlya (Opyt sozdaniya obshchegorodskogo publichnogo centra rannepetrovskogo vremeni) [Ensemble of the Tobolsk Kremlin (Experience of creation of the city public center of early Petrine time)] // Semen Remezov i russkaya kul'tura vtoroj poloviny XVII-XIX vekov [Semen Remezov and Russian culture of the second half of XVII-XIX centuries] / Resp. ed. by E.I. Dergacheva-Skop, V.N. Alekseev. Tobolsk, 2005 (Ser. "Book and literature"). (In Russian).

Knizhnye sokrovishcha Yugry: Rukopisnye i staropechatnye knigi iz sobranij goroda Hanty-Mansijska [Book treasures of Ugra: Handwritten and printed books from the collections of Khanty-Mansiysk] / Comp. S.A. Beloborodov, N.A. Mudrova, A.V. Poletaev, I.V. Pochinskaya, A.T. Shashkov. Ekaterinburg, 2003. (In Russian).

Kopylov A.N., Field B.P. Zemleprohodcy XVII v. i izuchenie Sibiri [Explorers of the XVII century and the study of Siberia] // Osvoenie Sibiri v ehpohu feodalizma (XVII-XIX vv.) [The development of Siberia in the era of feudalism (XVII-XIX centuries)]. Novosibirsk, 1968 (Siberia of the period of feudalism. Issue. 3). (In Russian).

Kopylova S.V. Kamennoe stroitel'stvo na Tobol'skom Sofijskom dvore v konce XVII v. [Stone construction on the Tobolsk Sofia yard at the end of XVII century] // Izv. Sibir. otdeleniya AN SSSR: Ser. obshchestv. nauk. [News of the Siberian Department of the USSR Academy of Sciences: series of social Sciences]. 1976. No. 11. Issue. 3. (In Russian).

Majnicheva A.Yu. Derevyannye cerkvi Sibiri XVII veka: Formy, simvoly, obrazy [Wooden churches of Siberia of XVII century: Forms, symbols, images]. Novosibirsk, 2001. (In Russian).

Mankova I.L. Rekonstrukciya pravoslavnogo landshafta Tobol'ska XVII — pervoj poloviny XVIII vv.: prihodskie cerkvi [Reconstruction of the Orthodox landscape of Tobolsk XVII-the first half of the XVIII centuries: parish churches] // Istoricheskaya urbanistika: proshloe i nastoyashchee goroda: Sb. nauch. st. Vseros. konf. s mezhdunar. uchastiem: g. Surgut, SurGU, 14 noyabrya 2014 g. [Historical urbanism: past and present of the city: Collection of scientific articles of the all-Russian conference with international participation: Surgut, Surgut state University, 14 November 2014]. Kurgan, 2015. (In Russian).

Miller G.F. Istoriya Sibiri. 2-e izd., dop. [History Of Siberia. 2-e Izd., comp.] M., 1999-2000. Vol. I-II. (In Russian).

Minenko N. Hozhdenie za «Kamen'». Nachalo Aziatskoj Rossii: novaya versiya [Walking beyond "Stone". The beginning of Asian Russia: a new version] // [Homeland]. 2000. No. 5. (In Russian).

Nikitin N.S. O «staroj» ermakovskoj sotne (k istorii odnogo mifa) [About the "old" Ermak's hundred (to the history of one myth) // Issledovaniya po istochnikovedeniyu istorii Rossii (do 1917 g.): K 80-letiyu chlena-korrespondenta RAN [Research on source studies of the history of Russia (before 1917): to the 80th anniversary of corresponding member of RAS]. V.I. Buganov. M., 2012. (In Russian).

Obozrenie stolbcov i knig Sibirskogo prikaza (1592-1768 gg.) [The review columns and books Siberian order (1592-1768)] / Comp. N.N. Ogloblin. M., 1900. Part 3. (In Russian).

Ogloblin N. Delo o samovol'nom priezde v Moskvu tobol'skogo arhiepiskopa Simeona, v 1661 godu (Ocherk iz zhizni XVII v.) [The case of the unauthorized arrival in Moscow Tobolsk Archbishop Simeon, in 1661 (Essay from the life of the XVII century)] // Russkaya starina [Russian antiquity]. 1893. No. 10. (In Russian).

Ogloblin N. Proiskhozhdenie provincial'nyh pod'yachih XVII veka [The origins of provincial clerks of the XVII century] // Zhurnal Ministerstva narodnogo prosveshcheniya [Journal of the Ministry of public education]. 1894. № 9, 10. Otd. 2. (In Russian).

Ocherki istorii Yugry [Essays on the history of Ugra]. Ekaterinburg, 2000. (In Russian).

PokrovskyN.N. Sibirskoe obshchestvo XVII — nachala XVIII v. po chelobitnym [Siberian society of the XVII — beginning of XVIII century of petitions] // Obshchestvennoe soznanie naseleniya Rossii po otechestvennym narrativnym istochnikam XVI-XX vv. [Public consciousness of the population of Russia in the Patriotic narrative sources XVI-XX centuries] / Ed. N.N. Pokrovsky. Novosibirsk, 2006. (In Russian).

Pokrovsky N.N., Romodanovskaya E.K. Predislovie [Preface] // Polnoe sobranie russkih letopisej [Full collection of Russian Chronicles]. Vol. 36. M., 1987. (In Russian).

Pokrovsky N.N., Romodanovskaya E.K. Predislovie [Preface] // Tobol'skij arhierejskij dom v XVII veke [Tobolsk Bishop's house in the XVII century] / Ed. prep. N.N. Pokrovsky, E.K. Romodanovskaya. Novosibirsk, 1994 (History Of Siberia: Primary Sources. Issue. (IV). (In Russian).

Preobrazhensky A.A. U istokov narodnoj istoriograficheskoj tradicii v osveshchenii problemy prisoedineniya Sibiri k Rossii [At the origins of the folk historiographic tradition in the coverage of the problem of Siberia's accession to Russia] // Problemy istorii obshchestvennoj mysli i istoriografii: K 75-letiyu akademika M.V. Nechkinoj [Problems of the history of social thought and historiography: to the 75th anniversary of academician M.V. Nechkina]. M., 1976. (In Russian).

Preobrazhensky A.A. Istorik ob istorikah Rossii XX stoletiya [The Historian about Russian historians of the XX century]. M., 2000. (In Russian).

Puzanov V.D. Voennye faktory russkoj kolonizacii Sibiri: Konec XVI-XVII vv. [Military factors of Russian colonization of Siberia: the End of XVI-XVII centuries]. St. Petersburg, 2010. (In Russian).

Rakhimov V. Tajny podzemnyh hodov [The Mysteries of the underground tunnels] // [Homeland]. 2004. Spets. issue.: Tobolsk-live epics. (In Russian).

Rezun, D.Ia., Vasilievsky, R.S. Letopis' sibirskih gorodov [Annals of Siberian cities]. Novosibirsk, 1989. (In Russian).

Romodanovskaya E.K. «Opisanie o postavlenii gorodov i ostrogov v Sibiri po vzyatii ee ...» ["Description of the placing of the towns and forts in Siberia for taking it ..."] // Slovar' knizhnikov i knizhnosti Drevnej Rusi [The dictionary of scribes and booklore of Ancient Rus]. SPb., 1993. Issue. 3. Part 2. (In Russian).

Romodanovskaya E.K. Sibir' i literatura: XVII vek [Siberia and literature: XVII century]. Novosibirsk, 2002 (selected works). (In Russian).

Romodanovskaya E.K. Literaturnaya deyatel'nost' Tobol'skogo arhierejskogo doma v XVII v. [Literary activity of the Tobolsk Bishop's house in the XVII century] // [Slavic almanac: 2002]. M., 2003. (In Russian).

Romodanovskaya E.K. Tobol'skaya letopis' i Sibirskij arhiv [Annals of Tobolsk and the Siberian archive] // Trudy Otdela drevnerusskoj literatury [Works Of the Department of ancient literature]. Vol. 57. SPb., 2006. (In Russian).

Romodanovskaya E.K. Sinodik Ermakovym kazakam [Synodik to Ermakov Cossacks] // Istoricheskaya ehnciklopediya Sibiri [Historical encyclopedia of Siberia]. Novosibirsk, 2009. Vol. S-Ya. (In Russian).

Sergeev V.I. K voprosu o pohode v Sibir' druzhiny Ermaka [About the trip to Siberia Ermak] // [Historian questions]. 1959. No. 1. (In Russian).

Sibirskaya sovetskaya ehnciklopediya [Siberian Soviet encyclopedia]. Novosibirsk, B. G. Vol. 3. (In Russian).

Sibir': Atlas Aziatskoj Rossii [Siberia: Atlas of Asian Russia]. Novosibirsk; M., 2007. (In Russian).

Skrynnikov R.G. Rannie sibirskie letopisi [Early Siberian Chronicles] // Istoriya SSSR [History of the USSR]. 1979. No. 4. (In Russian).

Skrynnikov R.G. Sibirskaya ehkspediciya Ermaka. 2-e izd., ispr. i dop. [The Siberian expedition of Ermak. Ed. 2, revised and expanded edition], Novosibirsk, 1986. (In Russian).

So vremen knyazya Samara: V poiskah istoricheskih kornej Hanty-Mansijska. Pereizd. [Since the times of Prince Samara: in search of historical roots Khanty-Mansiysk. Reissue]. Khanty-Mansiysk, 2007. (In Russian).

Solodkin Ya.G. Vosled Savve Esipovu: Ocherki po istorii sibirskogo letopisaniya serediny — vtoroj poloviny XVII veka [After Savva Esipov: Essays on the history of the Siberian chronicle of the middle-second half of the XVII century]. Nizhnevartovsk, 2011. (In Russian).

Solodkin Ya.G. «Ermakovo vzyatie» Sibiri: Diskussionnye problemy istorii i istochnikovedeniya ["Ermakovo taking" Siberia: Debatable problems of history and source studies]. Nizhnevartovsk, 2015. (In Russian).

Suchkova T.A. Tobol'sk — zhivaya legenda Sibiri [Tobolsk — living legend of Siberia] // Relikvarium. 2012. No. 3. (In Russian).

TumanikA.G. Kafedral'nye pravoslavnye hramy Sibiri [Cathedral Orthodox churches of Siberia] // Istoricheskaya ehnciklopediya Sibiri. [Historical encyclopedia of Siberia]. Novosibirsk, 2009. Vol. K. (In Russian).

HarinaN.S. Zhizn' i hozyajstvennaya deyatel'nost' pervogo sibirskogo arhipastyrya Kipriana [Life and economic activity of the first Siberian Archpastor Cyprian] // [History of Siberia in biographies]. Surgut, 2009. (In Russian).

Harina N.S. Tobol'skij arhierejskij dom kak rezidenciya cerkovnyh ierarhov (XVII v.) [Tobolsk Bishop's house as the residence of Church hierarchs (XVII century)] // [Topical issues of the history of Western Siberia]. Surgut, 2011. (In Russian).

Cys O.P. Tobol'skij kafedral'nyj sobor v konce XIX — nachale XX v. [Tobolsk Cathedral in the late XIX — early XX century] // [Siberian historical journal]. 2008/2009. Tyumen, 2008. (In Russian).

Shashkov A.T. Sibirskij pohod Ermaka: hronologiya sobytij 1581-1582 gg. [Ermak's Siberian campaign: chronology of events 1581-1582] // Ed. Of Ural state university. 1997. № 7 (Humanities. Issue. 1). (In Russian).

Shcheglov I.V. Hronologicheskij perechen' vazhnejshih dannyh iz istorii Sibiri: 1032-1882 gg. [Chronological list of the most important data from the history of Siberia: 1032-1882]. Surgut, 1993. (In Russian).

Yakovlev A.M. Voprosy rannego sibirskogo letopisaniya v issledovaniyah E.K. Romodanovskoj [Early Siberian Chronicles the research of E. K. Romodanovsky] // Zapadnaya Sibir': istoriya i sovremennost': Kraevedcheskie zapiski [Western Siberia: history and modernity: local Lore notes]. Tyumen, 2003. Issue. V. (In Russian).

Yakovleva A.M. Esipovskaya letopis' v issledovaniyah XX veka [Esipovskaya chronicle in the studies of the XX century] // Rossiya i Zapad: Problemy istorii i kul'tury [Russia and the West: problems of history and culture]. Nizhnevartovsk, 2003. (In Russian).

Yakovlev A.M. Skhemy sibirskogo letopisaniya pervoj poloviny XVII v. v otechestvennoj istoriografii 1920-1990-h gg. [Scheme of the Siberian Chronicles the first half of the XVII century in the national historiography, 1920-1990-ies] // Problemy istorii Sibiri XVI-XX vv. [Problems of history of Siberia of the XVI-XX centuries Nizhnevartovsk], 2005. Issue. 1. (In Russian).

About the author:

Solodkin Yankel G., Doctor of History, Professor of the Department of Russian history of Nizhnevartovsk state University, Nizhnevartovsk (Russia). E-mail: hist2@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.