DOI 10.24411/9999-001А-2018-10018 УДК 904:72
И.В. Балюнов Тобольский историко-архитектурный музей-заповедник (Тобольск) [email protected]
Первые церкви города Тобольска
Аннотация
В статье анализируются известные данные о строительстве первых церквей в Тобольске. Обращение к научным публикациям выявило наличие противоречивых взглядов на время создания и на количество храмов, возведенных в городе в конце XVI в. Сделанный обзор данных сибирских летописей и других источников позволяет представить возможную хронологию строительства церквей в древнем Тобольске и обобщить информацию по указанной теме.
Ключевые слова: церкви, Тобольск, строительство, летопись, Данила Чулков, конец XVI в.
I.V. Balyunov Tobolsk Historical and Architectural Park Museum (Tobolsk) [email protected]
The First Churches in the Town of Tobolsk
Abstract
The article deals with the known data on the construction of the first churches in Tobolsk. The appeal to scientific publications revealed the presence of mixed views on the time of creation and the number of churches erected in the city at the end of the 16th century. The review of the data of the Siberian Chronicles and other sources allows to suppose a possible chronology of the construction of churches in ancient Tobolsk and to summarize the information on this topic.
Key words: churches, Tobolsk, construction, chronicle, DanilaChulkov, the end of the 16th century
Проникновение русского населения на территорию Западной Сибири сопровождалось активным строительством первых городов и острогов. Понятно, что важной частью их планировки являлись военно-оборонительные сооружения и жилые постройки, но на площади поселений всегда находилось место для возведения культовых построек. Можно процитировать достаточно популярную фразу сибирского историка П.А. Словцова: «... где зимовье ясачное, там и крест или впоследствии часовня, где водворение крепостное, там церковь и пушка, где город, там правление воеводское, снаряд огнестрельный и монастырь кроме церкви» [Словцов, 1886, с. 32]. Следует признать, что эти процессы достаточно неравномерно отражены в письменных источниках и, как следствие, история первых деревянных церквей достаточно скупо представлена в научных публикациях.
Применительно к городу Тобольску можно отметить несколько работ, посвященных указанной теме. Это прежде всего труды дореволюционного историка А.И. Сулоцкого, который составил краткое описание всех церквей Тобольска [Сулоцкий, 2000, с. 16— 26]. В 1963 г. вышла в свет книга В.И. Кочедамова, где указанная тема рассматривалась как составная часть общей истории строительства города [Кочеда-
мов, 1963, с. 7—10]. Первое обращение к опубликованным материалам сразу же обнаруживает противоречивость данных, относящихся к строительству города Тобольска. Так, у А.И. Сулоцкого обозначено: «Тобольск срублен письменным головой Данилом Чулковым в 1587 году, и в том же году в нем выстроены три церкви: сначала во имя Живоначальныя Троицы и Вознесения Господня, а потом Всемилости-ваго Спаса» [Сулоцкий, 2000, с. 18]. Несколько иную информацию приводит В.И. Кочедамов: «Одновременно построили две церкви: Троицкую в остроге и Спасскую на взвозе. Троица в 1587 г. была 4 июня, а Спас — 6 августа (по новому стилю). Можно считать, что строительство первого тобольского острога состоялось в это время, так как в летописи сказано: «на оные праздники свершилось городовое строение» [Кочедамов, 1963, с. 7—8].
Получается, что, по мнению одного автора, было заложено сразу три деревянные церкви, по мнению другого — две. Если посмотреть на источники, которые аргументируют эти взгляды, то выяснится, что и А.И. Сулоцкий, и В.И. Кочедамов пользовались компилятивными трудами, составленными и изданными в конце XVIII столетия. Например, это «Записки, к сибирской истории служащие» [1788] и «Краткое по-
казание о бывших как в Тобольске, так и во всех сибирских городах и острогах с начала взятия Сибирского государства воеводах и губернаторах и прочих чинах; кто именно и в каких городах были и кто какой город строили и когда» [1792]. Эти издания по своей сути являются адаптированным воспроизведением одной из редакций Сибирского летописного свода, и при их подготовке не было осуществлено сопоставление с другими редакциями и источниками.
Чтобы разобраться в обозначенной проблеме, необходимо обратиться к историческим источникам, содержащим информацию о ранней истории города. Нами уже отмечалось, что при проведении археологических исследований в Тобольске по целому ряду обстоятельств остатки деревянных церквей обнаружить пока не удалось [Балюнов, 2017, с. 321]. По этой причине при изучении заявленной темы ведущую роль играют письменные источники, прежде всего сибирские летописи, изданные к настоящему времени уже достаточно полно. Еще в 1907 г. Императорская Археографическая комиссия опубликовала сборник, куда вошли списки Строгановской, Есиповской и Ремезовской летописей [Сибирские летописи, 1907]. При осуществлении объемного издания Полного собрания русских летописей был подготовлен том 36 «Сибирские летописи», где опубликована так называемая группа Есиповской летописи (Румянцевский летописец, Есиповская летопись, Погодинский летописец, Сибирский летописный свод) [Там же]. В 1991 г. вышла в свет книга «Летописи сибирские», в которую, по мнению автора-составителя Е.И. Дергачевой-Скоп, вошли «наиболее яркие образцы сибирской летописной традиции, связанной с рассказами о походе Ермака в Сибирь, о первых годах ее освоения: Румянцевский летописец, написанный в Москве; Хронографическая повесть — явно енисейского происхождения; Погодинский летописец — из Тобольска или Тары; Строгановская летопись, возникшая в вотчинах солепромышленников на Урале; Бузуновский летописец, возможно, из Чер-дыни...» [Летописи сибирские, 1991, с. 268].
В таких источниках, как Румянцевский летописец и Строгановская летопись, нет прямого указания на строительство в первом тобольском остроге церквей. Автор последней, очевидно, не осознавал разницу между столицей Сибирского ханства — городищем Искер — и вновь поставленным городом; в Строгановской летописи сообщается: «Воевода же Данила Чулков подошел к городу и подумал, что нечестивые в городе спрятались и желают им причинить большое зло. И, придя к воротам, отворив их и оглядевшись, вошли в город, радуясь и славя святую Троицу. И стали в городе Тобольске жить и радоваться» [Там же, с. 167].
В таких источниках, как «Хронографическая повесть», «Погодинский летописец», «Бузуновский летописец», существуют прямые указания на то, что при возведении Тобольска в нем была построена первая церковь. Можно процитировать «Погодинский летописец», где приводятся такие сведения: «Здесь же в городе Тобольске воздвигли храм во имя Пресвятой Живоначальной Троицы, поскольку здесь в Троице славимому Богу быть превознесенному в похвалах православными христианами» [Там же, с. 95].
Особое внимание заслуживают источники, которые, как считается, имеют тобольское происхождение и были созданы в том числе на местных материалах. Прежде всего стоит обратиться к летописи, написанной архиепископским дьяком Саввой Есипо-вым. Очевидно, что при написании он пользовался сведениями, собранными еще при первом руководителе Сибирской и Тобольской епархии Киприане, в частности, основой его работы стали «Синодик Ермаковым казакам» и «Написание како приидоша в Сибирь». В повествовании им описаны события начиная с прихода дружины Ермака на реку Тавду и до гибели хана Кучума. Отдельное внимание автор уделяет созданию Сибирской епархии и деятельности первого архипастыря Киприана. «Есиповская летопись» дошла до наших дней в многочисленных редакциях, которые в ряде моментов не соответствуют друг другу в изложении. Так, в основной редакции, говорится о походе Данилы Чулкова: «Благоизволи ту и просветити место во славословие отцу и сыну и святому духу вместо сего царствующего града» [Сибирские летописи, 1987, с. 66]. В Забелинской редакции сообщаются более конкретные данные: «.и воздвигоша церковь деревяну во имя живоначаль-ной Троицы, отца и сына и святого духа» [Там же, с. 115].
Еще одним источником местного происхождения является Сибирский летописный свод, созданный на основе Есиповской летописи с включением погодо-вых записей, описывающих в том числе и раннюю историю города Тобольска. Этот памятник также неоднократно переписывался и дошел до нас в нескольких редакциях. «Книга записная» (считается одной из ранних редакций) сообщает: «А первая в Тобольску поставлена церковь живоначальныя Троицы да в пределе Николая Чудотворца, а была, где ныне Софийской двор и святительской сад, позаде каменной палаты» [Там же, с. 139]. Схожий текст можно найти в Академической редакции: «А пера-вая в Тобольску поставлена церковь живоначальныя Троицы да в пределе Николая Чюдотворца, а была где ныне Софийский дом, да на том же мысу, где ныне колокольня Софийская, и город первой был поставлен Данилом Чюлковым, срублен из судового лодного лесу» [Там же, с. 368].
Чаще в разных редакциях встречается фраза «Благоизволи бог и прослави место во славословие отцу и сыну и святому духу, поставиша Тоболеск и в нем церковь воградиша первую во имя живончаль-ные Троицы» [Там же, с. 186]. Почти дословно эта фраза встречается в Нарышкинской редакции [Там же, с. 253—254], однако здесь несколькими страницами ниже можно найти указания иного содержания: «И по в[о]ли великаго бога и по государскому указу на реке Иртише пониже Тобола реки устья на горе построиша град и церков в нем соградиша Вознесения господа и бога и спаса нашего Иисуса Христа, и нарекоша его град Тоболеск вместо бесерменского града Сибири» [Там же, 1987, с. 259]. Почти точно такое же предложение можно найти в Сибирском летописном своде Томского вида [Там же, с. 315] и Шлёцеровской редакции [Там же, с. 345]. Можно видеть, что указания на то, что Данила Чулков поставил в Тобольске Вознесенскую церковь немногочисленны, и очевидно, что это более поздняя вставка в
текст, которая была продублирована как минимум в трех редакциях Сибирского летописного свода.
Еще одним источником по интересующей нас теме является «История Сибирская» или, как ее чаще называют, «Ремезовская летопись», по имени автора — Семена Ульяновича Ремезова [Ремезов, 2006]. В «Истории Сибирской» описан поход дружины Ермака вплоть до гибели атамана и обстоятельств его погребения. В завершающей части летописи повествуется о возведении русских городов Тюмени и Тобольска, о создании Тобольской епархии и о возглашении вечной памяти Ермаку и казакам, павшим во время похода. В статье 122 сообщается: «И по промыслу Божию доплыв воевода Данило Чулков и против устья Тоболу поставил град именем Тоболеск на горе, первый столной во всех городах и церковь первую воздвиже во имя Святые Троицы и другую Всемилостивого Спаса на звовзе» [Сибирские летописи, 1907, с. 349] (ил. 1).
Указанные выдержки из сибирских летописей практически без изменений вошли в состав сводных трудов по истории Сибири, изданных в конце XVIII в. Например, в труде «Записки, к сибирской истории служащие» сообщается, что Данило Чулков построил церковь «Вознесения господа и бога и спаса нашего Иисуса Христа», а ниже указано, что «первая в Тобольску поставлена церковь живоначальныя Троицы да в пределе Николая Чудотворца» [Записки., 1788, с. 107—108). Здесь можно видеть, что на страницы книги попали противоречивые данные, которые, судя по всему, были вычленены из некоторых редакций Сибирского летописного свода. «Краткое показание.» указывает, что в остроге было возведено сразу два храма —Живоначальной Троицы и Вознесения Господня [Краткое показание., 1792, с. 4].
В результате сделанного обзора можно утверждать, что основная масса письменных источников называет Троицкую церковь как первый храм, возведенный в Тобольске Данилой Чулковым в 1587 г. Этот факт может быть дополнительно аргументирован доводами В.И. Кочедамова, который рассчитал, что Троица (на которую состоялась закладка острога) в 1587 г. приходилась на самое начало лета [Ко-чедамов, 1963, с. 8]. Это вполне реальный срок для того, чтобы казаки могли выступить из Тюмени на строительство нового города вскоре после того, как реки освободились ото льда. Вознесение Господне — праздник, который отмечается на 10 дней раньше Троицы, из-за своего расположения в календаре вряд ли мог стать временем начала строительства первого храма, а, кроме прочего, сообщения о строительстве в 1587 г. церкви, освященной в честь Вознесения Господня, происходят фактически из нескольких редакций одного письменного источника. Еще меньше указаний на то, что в то время в Тобольске могла быть построена церковь Всемилостивого Спаса. Данные о строительстве этого храма, очевидно, происходят из Ремезовской летописи, позже они многократно были продублированы в более поздних трудах.
Не имея точной информации о времени строительства Вознесенской и Спасской церквей, следует обозначить, что они действительно могут считаться одними из самых ранних и были возведены вслед за Троицким храмом, что, вероятно, и обусловило
их присутствие в сибирских летописях. Говоря об этом, необходимо учесть, что в научной литературе существует общепринятое выделение строительных этапов тобольского города. Считается, что крепость, построенная при Данииле Чулкове, простояла до 1594 г. В тот год «на том же мысу на Троицком срублен из лодейнова лесу город Тоболск, весь рубленной полной поставлен небольшой круг посаду» [Сибирские летописи, 1987, с. 139]. К этому времени Тобольск становится главным городом Сибири и центром воеводского правления. Спустя шесть лет (1600 г.) «перенесен Тобольск рубленой город, что из лодейнаго лесу, с Троицкаго мыса на другую сторону Торговаго звозу на мыс» [Там же, с. 140]. Чуть позднее «город» подвергся дополнительному переустройству, как свидетельствуют источники, был «обложен» в 1606 г. и «совершен» в 1609 г., при этом известно, что он простоял до большого пожара, случившегося 14 августа 1643 г. [Там же, с. 142—143].
Учитывая вышеприведенные данные, можно предположить, что каждый новый строительный этап влек за собой не только городовое, но и церковное строительство. Существует вероятность, что Спасская церковь была возведена, когда происходило переустройство самой первой крепости около 1594 г.; это предположение следует подкрепить косвенными данными. В результате известных событий, когда в городе Угличе в 1591 г. погибает сын Ивана IV Грозного, примерно двумя годами позже в тобольской ссылке оказался медный колокол. Как сообщается в Сибирском летописном своде: «А колокол, в которой заблаговестили как царевичу Дмитрию убиение на Угличе учинилось, сослан в Сибирь же, в Тоболск, к церкви ко всемилостивому Спасу, что на торгу, а ныне он на Софийской колокольне часобит-ной» [Там же, с. 139]. Сопоставление разных данных дает основание предполагать, что колокол прибыл в Тобольск, когда новый храм еще не был возведен, и оказался на звоннице уже после завершения строительства.
Вознесенская церковь, в свою очередь, могла быть построена, когда шло возведение нового города на западной части Троицкого мыса. Именно этим можно объяснить, что ее создание в нескольких редакциях Сибирского летописного свода относят к 1587 г. В недавнем исследовании П.Г. Данилова и Н.П. Туровой, посвященному тобольскому Вознесенскому храму, авторы приводят обзор источников, указывающих на время его строительства, откуда следуют две возможные даты — 1587 г. и 1599/1600 г. [Данилов, Турова, 2016, с. 104]. Анализ данных сибирских летописей, сделанный выше, показывает, что первая датировка имеет слабое подтверждение, из чего следует признать 1599/1600 г. наиболее вероятным временем появления этой церкви.
Примерно тому же строительному этапу соответствует еще одно летописное сообщение за 1602 г. В Есиповской летописи по Абрамовскому виду сообщается: «явися святитель Христов Николай Чудотворец в Тоболску у Прямского з[в]озу, где ныне Никольской, и повелевая воздвигнути на том месте церковь во имя его. И в том же году мирянами построена, а лес вожен был с Никольского бору» [Сибирские летописи, 1987, с. 98]. Эту информацию подтверждает и «Сибирский летописец», изданный тоболь-
ским краеведом XIX в. Е.В. Кузнецовым [Кузнецов, 1999, с. 78]. Можно предполагать, что возведение этого храма отражает новую тенденцию в развитии Тобольска, что, в свою очередь, характеризует рост города и увеличение количества его жителей. К началу XVII столетия деревянная крепость оказалась окружена внушительным городским посадом, где и была построена Никольская церковь в некотором удалении от главных оборонительных стен.
Говоря о первых тобольских храмах, возведенных в первые десятилетия существования города, следует отметить, что ряд источников указывают на то, что в его ближайших окрестностях на левом берегу Иртыша был основан мужской монастырь. Это, например, следует из исследований А.И. Сулоц-кого [Сулоцкий, 2000, с. 71], который в материалах сборника «Дополнения к актам историческим.» (1851 г.), нашел указания, что в 1596 г. тобольский атаман «дал вкладу в Знаменский монастырь деревню свою вверх по Иртышу, с хоромы и с пашенной землею и со всеми угодьи» [Дополнения., 1851, с. 264]. Согласно летописным сводам в 1610 г., обитель была перенесена на территорию верхнего города, вместе с тем сообщается: «А за рекою стоял монастырь на усть реки Тобол, по нижнюю сторону с приезду, сверху, на левой стороне» [Сибирские летописи, 1987, с. 143]. О существовавшей там церкви можно узнать из записи за 1623 г. (в этом году монастырь еще раз был перенесен и соответственно отстроен): «И воздвигнуты церкви божии во имя Знамения пресвятыя богородицы, яже в Великом Новеграде, а другую во имя Зосимы и Савватия, Соловецких чудотворцев, яже и первоначально бысть за рекою в монастыре» [Там же, с. 147]. Здесь мы видим прямое указание на то, что в первоначальной мужской обители, основанной на левом берегу в конце XVI в., существовала церковь Зосимы и Сав-ватия. Эти данные подверглись критической оценке в статье И.Л. Маньковой, которая поставила под сомнение само существование Зосимо-Савватиевского монастыря и правильность даты, указанной в «Дополнениях к актам историческим.». Не вдаваясь в подробный анализ всех фактов, следует констатировать, что аргументы, приведенные автором, нельзя принять как безусловные, но, тем не менее, можно считать, что монашеская община появилась в Тобольске до 1609/10 г. [Манькова, 2014, с. 142—143).
В завершение следует отметить, что обзор известных материалов показывает, что в письменных источниках достаточно редко встречаются указания на точное время строительства храмов в сибирских городах и острогах. При этом достаточно сложно предполагать, что в год возведения крепостных сооружений строили более одной культовой постройки. На примере Тобольска можно видеть, что строительство храмов соответствовало дальнейшему поэтапному развитию города, когда менялся статус, расширялась площадь, увеличивалось количество жителей. При этом происходило это достаточно стремительно, когда за относительно короткий срок в древнем Тобольске было построено как минимум четыре храма: Троицкая, Спасская, Вознесенская, Никольская церкви.
Список литературы
1. Балюнов И.В. Некоторые результаты археологических исследований тобольских храмов конца XVII— XVIII века // Культура русских в археологических исследованиях. — Омск: Изд. дом «Наука», 2017. — С. 320—324.
2. Данилов П.Г., Турова Н.П. Страницы истории города Тобольска: Вознесенская церковь // Баландин-ские чтения: сб. ст. науч. чт. памяти С.Н. Баландина. — Новосибирск: Новосиб гос. ун-т архитектуры, дизайна и искусств, 2016. — Т. XI. — № 1. — С. 104—110.
3. Дополнения к актам историческим, собранныя и изданныя археографическою коммиссиею. — СПб.: Тип. Эдуарда Праца, 1851. — Т. 4. — 452 с.
4. Записки, к сибирской истории служащие // Древняя российская вифлиофика. — М., 1788. — Ч. III. — С. 104—289.
5. Кочедамов В.И. Тобольск (как рос и строился город). — Тюмень: Тюмен. кн. изд-во, 1963. — 154 с.
6. Краткое показание о бывших как в Тобольске, так и во всех сибирских городах и острогах с начала взятия Сибирского государства воеводах и губернаторах и прочих чинах; кто именно и в каких городах были и кто какой город строили и когда. — Тобольск: В тип. у Василья Корнильева, 1792. — 84 с.
7. Кузнецов Е.В. Сибирский летописец. — Тюмень: Изд-во Ю. Мандрики, 1999. — 367 с.
8. Летописи сибирские / сост. и общ. ред. Е.И. Дергачевой-Скоп. — Новосибирск: Новосиб. кн. изд-во, 1991. — 272 с.
9. Манькова И.Л. Тобольский Знаменский монастырь в первой половине XVII века: рождение и становление // Вестн. Екатеринбург. духовной епархии. — 2014. — № 2 (8). — С. 139—178.
10. Ремезов С.У. История Сибирская: факсимильное воспроизведение рукописи б-ки РАН (Санкт-Петербург). — Тобольск: Изд. отд. ТРОБФ «Возрождение Тобольска», 2006. — 81 с.
11. Сибирские летописи. — СПб.: Императорская археографическая комиссия, 1907. — 464 с.
12. Сибирские летописи. Группа Есиповской летописи. — М.: Наука, 1987. — ПСРЛ. — Т. 36. — Ч. 1. — 384 с.
13. Словцов П.А. Историческое обозрение Сибири. — СПб.: Изд. И.М. Сибирякова, 1886. — Т. 1. — С. 379.
14. Сулоцкий А.И. О церковных древностях Сибири. — Тюмень: Изд-во Ю. Мандрики, 2000. — Т. 1. — 480 с.
Ил. 1. Град Тобольск, поставленный в 1587 г. Данилом Чулковым. По: [Ремезов, 2006]