Научная статья на тему 'НАЧАЛО ПРОПАГАНДИСТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПАРТИИ СОЦИАЛИСТОВ-РЕВОЛЮЦИОНЕРОВ НА ТЕРРИТОРИИ СРЕДНЕГО ПОВОЛЖЬЯ В НАЧАЛЕ XX В'

НАЧАЛО ПРОПАГАНДИСТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПАРТИИ СОЦИАЛИСТОВ-РЕВОЛЮЦИОНЕРОВ НА ТЕРРИТОРИИ СРЕДНЕГО ПОВОЛЖЬЯ В НАЧАЛЕ XX В Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
72
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Огарёв-Online
Область наук
Ключевые слова
БРОШЮРЫ / ЛИСТОВКИ / ПАРТИЯ СОЦИАЛИСТОВ-РЕВОЛЮЦИОНЕРОВ / ПОЛИЦИЯ / ПРОПАГАНДА / РЕВОЛЮЦИЯ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Кирдяшова Елизавета Владимировна, Кистанов Сергей Васильевич

В статье рассматривается начало развертывания агитационно-пропагандистской деятельности партии социалистов-революционеров на территории Пензенской губернии в начале ХХ в. Отмечается место пропагандистской работы эсеров среди иных видов антиправительственной деятельности накануне первой российской революции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BEGINNING OF PROPAGANDA ACTIVITIES OF THE SOCIALIST-REVOLUTIONARY PARTY IN THE MIDDLE VOLGA REGION AT THE BEGINNING OF THE XXTH CENTURY

The article deals with the beginning of the deployment of agitation and propaganda activities of the Socialist-Revolutionary Party on the territory of the Penza province in the early twentieth century. The role of propaganda of the socialist revolutionaries among other types of anti-government activities before the first Russian revolution is considered.

Текст научной работы на тему «НАЧАЛО ПРОПАГАНДИСТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПАРТИИ СОЦИАЛИСТОВ-РЕВОЛЮЦИОНЕРОВ НА ТЕРРИТОРИИ СРЕДНЕГО ПОВОЛЖЬЯ В НАЧАЛЕ XX В»

КИРДЯШОВА Е. В., КИСТАНОВ С. В.

НАЧАЛО ПРОПАГАНДИСТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПАРТИИ СОЦИАЛИСТОВ-РЕВОЛЮЦИОНЕРОВ НА ТЕРРИТОРИИ СРЕДНЕГО ПОВОЛЖЬЯ В НАЧАЛЕ ХХ в.

Аннотация. В статье рассматривается начало развертывания агитационно-пропагандистской деятельности партии социалистов-революционеров на территории Пензенской губернии в начале ХХ в. Отмечается место пропагандистской работы эсеров среди иных видов антиправительственной деятельности накануне первой российской революции.

Ключевые слова: революция, партия социалистов-революционеров, пропаганда, листовки, брошюры, полиция.

KIRDYASHOVA E. V., KISTANOV S. V.

BEGINNING OF PROPAGANDA ACTIVITIES OF THE SOCIALIST-REVOLUTIONARY PARTY IN THE MIDDLE VOLGA REGION AT THE BEGINNING OF THE XXTH CENTURY

Abstract. The article deals with the beginning of the deployment of agitation and propaganda activities of the Socialist-Revolutionary Party on the territory of the Penza province in the early twentieth century. The role of propaganda of the socialist revolutionaries among other types of anti-government activities before the first Russian revolution is considered.

Keywords: revolution, party of socialist-revolutionaries, propaganda, leaflets, pamphlets,

police.

Отношения власти и общества являются важным процессом функционирования политической системы. От позитивности данных взаимоотношений, во многом, зависит прочность подобной системы. Однако следует отметить, что зачастую эти отношения носят не просто мирный, а конфликтный характер, при котором происходит расшатывание политической системы вплоть до ее слома и демонтажа. Одним из выразителей общественных настроений становятся политические организации или партии, которые становятся ретрансляторами общественных настроений и пожеланий по отношению к политическим элитам и, прежде всего, властям.

Политические организации являются важным субъектом политической системы. В зависимости от отношения к властям их традиционно делят на консервативные, либеральные и радикальные (революционные). В российской политической системе рубежа XIX-XX веков произошло формирование, прежде всего, именно радикальной части партийного спектра. Поэтому изначально первые российские политические организации находились в состоянии

перманентного конфликта с государственной властью. Одним из методов, которыми радикальные политические организации боролись с властными структурами, стала пропаганда, выраженная, прежде всего, в распространении печатных изданий антиправительственного характера.

Исследование агитационно-пропагандистской деятельности радикальных политических организаций начала ХХ в. проводилось как советской, так и постсоветской историографией. Следует отметить несколько важных моментов в данном направлении научных исследований. Во-первых, в советской историографии практически замалчивалась пропагандистская деятельность т.н. непролетарских партий (не социал-демократов) и отражение находила лишь деятельность в данном направлении большевиков [5; 6; 12; 13]. Во-вторых, подавляющее большинство исследований в советский период были посвящены деятельности центральных организаций политических партий (уровня губернии), а агитационно-пропагандистская деятельность революционных организаций на уровне уездов и отдельных населенных пунктов практически не рассматривалась [5; 6; 12; 13]. В-третьих, в исследованиях по данной проблематике основной пласт материалов, в основном, относится непосредственно к периоду первой российской революции, а первые годы ХХ в. практически пролетают незаметно. Лишь в постсоветский период, позволивший объективно рассматривать события предреволюционного и революционного периода, стало возможно уделять внимание и тем темам, которые ранее ускользали от взглядов историков [ 1; 7; 9; 10; 11].

Необходимо отметить, что агитационно-пропагандистская деятельность длительное время практически не использовалась в российском революционном движении. Ни декабристы, ни революционеры-разночинцы подобного рода деятельностью не занимались. Лишь у народников в рамках пропагандистского направления начинается использование метода пропаганды населения для достижения конечной цели - т.е. революции. Именно к этому периоду относится появление революционных брошюр и прокламаций на территории мордовского края. Так, рассылкой народнических книг и брошюр занимался кружок, возникший в 1872 г. в Ардатове под руководством И. Барсукова и Н. Гернета. Двумя десятилетиями позднее агитацией местной молодежи занималась в созданной ей школе в селе Судосево Карсунского уезда Валентина Серова [8].

Однако по-настоящему агитационно-пропагандистской деятельностью занялись представители следующего поколения революционеров - социалисты-революционеры и социал-демократы. При этом необходимо отметить, что на территории Пензенской губернии преимущественно развернула деятельность партия социалистов-революционеров, что закономерно вытекало из социальной структуры населения губернии. Уезды мордовского края, входившие в состав губернии, практически не имели в своем составе представителей

рабочего класса (за исключением рабочих-железнодорожников, компактно проживавших на железнодорожных станциях). Соответственно и на территориях Саранского, Инсарского и Краснослободского уездов революционная пропаганда проводилась практически одними эсерами.

Необходимо указать, что в последнее десятилетие XIX в. печатной пропаганды на территории Пензенской губернии (и уездов мордовского края в частности) практически не встречалось. Как следовало из документов Пензенского почтово-телеграфного округа, на территории губернии ожидалось появление изданий, рассылаемых Фондом вольной русской прессы из-за границы, но их появления не отмечалось. Власти делали все возможное, чтобы конфисковать антиправительственные печатные издания, указывая в циркулярах губернатора механизм по обнаружению и изъятию подобных изданий [14, л. 3, 9, 11].

Но с 1900 г. ситуация в губернии заметно меняется. Это было напрямую связано с началом поступления в нее брошюр и прокламаций организаций социалистов-революционеров. Причем, первоначально рассылка эсеровских печатных изданий носила совершенно бессистемный характер. Во многом их тактика повторяла деятельность Фонда вольной русской прессы, которые распространяли свои издания при помощи почты.

Масштабное распространение эсеровских брошюр и прокламаций на территории Пензенской губернии началось осенью 1900 г. Укажем, что все первые «находки» властей были связаны с распространением антиправительственных изданий при помощи почты.

Так, 23 ноября 1900 г. саловский волостной старшина, получая в Пензе почтовую корреспонденцию, в числе которой получил и письмо, адресованное в саловское волостное правление на имя волостного старшины. На конверте был наложен штемпель Одесской почтовой конторы. По донесению на имя губернатора пензенский уездный исправник указал, что старшина письмо вскрыл, прочитал его вместе с волостным писарем Погодиным, а затем передал его в руки полиции [2, л. 1]. В тот же день саранский уездный исправник донес губернатору о подобном же происшествии. Было указано, что исполняющий должность председателя саранской земской управы представил ему гектографированную прокламацию преступного содержания, полученную земской управой на почте в закрытом конверте со штемпелем «Одесса». В своем донесении исправник рапортует, что им теперь ведется особое наблюдение за появлением подобных прокламаций в Саранске и Саранском уезде [2, л. 2]. 27 ноября в рапорте краснослободского уездного исправника на имя губернатора было указано, что ему был передан членом уездной земской управы конверт, полученный на адрес управы со штемпелем «Одесса», в котором был вложен листок сочинения возмутительного содержания против Николая II [2, л. 3]. 30 ноября виршинским и голицынским старшинами были предоставлены земскому начальнику 5 участка Нижнеломовского уезда два письма

социалистического содержания, адресованных на их имена и как было видно по почтовому штемпелю, были присланы из Одессы. Земский начальник допускал, что подобного рода письма могли быть разосланы сельским властям, и им было строжайше приказано волостным старшинам следить за корреспонденцией и по обнаружению подобных писем немедленно доставлять их ему [2, л. 10]. 9 декабря губернатору докладывал инсарский уездный исправник о том, что приставом 3 стана ему была передана прокламация преступного содержания, полученная через Новотроицкое почтовое отделение в конверте со штемпелем «Одесса», адресованное на имя новоакшинского волостного старшины [2, л. 12]. Наконец, 15 декабря две прокламации, полученные голованщицким волостным правлением, были переданы губернатору нижнеломовским уездным исправником [2, л. 13].

Следует указать, что в конце 1900 г. распространение нелегальной печатной продукции, попадавшей на территорию Пензенской губернии, шло из одного источника, расположенного в Одессе, хотя вполне возможно и то, что одесской почтово-телеграфной конторой пользовались пришлые революционные элементы. Также следует указать и тот факт, что антиправительственные издания направлялись в адрес сельских властей, которые могли ознакомить с их содержанием непосредственно крестьян, следовательно, отправителями были неизвестные эсеровские организации, делавшие ставку на участие в революции именно на крестьянство.

Расширение пропагандистской деятельности социалистов-революционеров в 1901 г. было связано с формированием пензенской губернской организации партии. Местные эсеры на длительный срок своим главным методом ведения антиправительственной деятельности избрали именно распространение революционных печатных изданий. Для этой цели действовала нелегальная типография, разгромленная полицией в августе 1901 г. Поэтому, число и номенклатура нелегальных печатных изданий, распространяемых на территории губернии в 1901-1902 гг. начало возрастать.

Так, в апреле 1901 г. отмечается многократное разбрасывание неизвестными прокламаций в разных частях Пензы. 10 апреля неизвестными во многих местах города были разбросаны воззвания студентов по поводу беспорядков, прошедших в Санкт-Петербурге, Москве и Харькове в количестве 79 штук. 16 апреля 4 экземпляра гектографированных прокламаций о студенческих беспорядках были сняты с двери мелочной лавки на базаре в Пензе [3, л. 39,62].

Распространение эсеровской нелегальной литературы в Пензе привело ко вполне закономерному результату: 12 апреля в городском сквере стала собираться молодежь, прежде всего семинаристы, гимназисты и ученики землемерного училища, для проведения демонстрации с возложением венка на бюст Лермонтова. Чтобы не допустить разрастания

беспорядков уездный исправник вызвал к месту скопления молодежи пристава с помощником и нескольких стражников, при виде которых молодежь немедленно разошлась, не осуществив своих намерений [4, л. 41].

Подобная картина наблюдалась и в уездах губернии, вошедших позднее в состав Республики Мордовия. Так, 5 июня инсарский мещанин Василий Крендельщиков, находясь по служебным делам в селе Любятино Саранского уезда, получил от хозяина заведения прокламацию антиправительственного содержания, а затем и еще три. После дознания, проведенного урядником, хозяин лавки указал, что нашел прокламации на улице своего села [3, л. 104]. 22 июня 1901 г. прокламации, изданные «Пензенским революционным комитетом», были обнаружены в селе Архангельское Голицыно Саранского уезда крестьянином Степаном Захредятовским. 25 июня шесть прокламаций были обнаружены в селе Воеводском Василием Мясиным. Появление антиправительственных прокламаций полиция соотнесла с появлением двух неизвестных личностей, приезжавшими в указанные села накануне, по-видимому, из Инсарского уезда. В следующем месяце были найдены 3 прокламации в деревне Алексино Бутурлинской волости Инсарского уезда. 9 августа на станции Булычёво на дороге были обнаружены 3 литографические прокламации под названием «Расстрел студента» и 2 с названием «Прокламация», в которой содержалась острая критика земских начальников, власть которых сравнивалась с крепостнической [3, л. 101, 114, 115, 131, 132].

Таким образом, мы наглядно видим расширение способов распространения эсеровской нелегальной литературы в губернии. Увеличивается число обнаруживаемых прокламаций и расширяется территория их разбрасывания. При этом можно отметить, что значительное число нелегальной литературы находились рядом с путями сообщения, прежде всего на дорогах. Властям пока не удавалось выявлять и арестовывать лиц, непосредственно отвечавших за распространение эсеровской печатной пропаганды.

Следствием расширения эсеровской пропагандистской работы стало распоряжение пензенского губернатора от 8 мая 1901 г. в котором указывалось, что ввиду появления в последнее время в губернии в значительном количестве прокламаций, призывающих к беспорядкам было сделано распоряжение об усилении полицейского надзора в местах наибольшего скопления населения, а также установлении наблюдения за наиболее подозрительными лицами [4, л. 45].

Соответственно, период 1900-1901 гг. стал временем начала агитационно-пропагандистской деятельности партии социалистов-революционеров на территории Пензенской губернии. Эсеры, как представители нового поколения российских революционеров, в отличие от предыдущих взяли на вооружение метод агитации населения

путем распространения антиправительственной литературы. Представители партии начали с единичных случаев распространения своих материалов по средствам почтовых отделений, но затем, располагая ресурсами собственной типографии, начали более масштабное распространение листовок и прокламаций в губернском городе и уездах губернии. Да, объемы распространяемой литературы были пока еще скромными, нечета последующим годам, когда пропагандистская литература будет изыматься сотнями экземпляров. Однако именно в этот период партия эсеров заявила о себе на территории губернии в качестве активного субъекта общественно-политической сферы. При этом стоит отметить, что в период 1900-1901 гг. распространение нелегальной литературы было единственным средством в арсенале партии в борьбе с властями, время террора еще не подошло.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Алуев В. Ф. Социал-демократы и эсеры Пензенской и Симбирской губернии в годы первой российской революции: автореф. дис. .. .канд. ист. наук. - СПб., 1994. - 24 с.

2. Государственный архив Пензенской области (ГАПО). Ф. 5. Оп. 1. Д. 7186.

3. ГАПО. Ф. 5. Оп. 1. Д. 7278.

4. Государственный архив Российской Федерации (ГАРФ). Департамент полиции. Особый Отдел. Оп. 226. Д. 3. Ч. 145

5. Гусев К. В. Партия эсеров: от мелкобуржуазного революционаризма к контрреволюции: исторический очерк. - М. : Мысль, 1975. - 383 с.

6. Захаркина А. Е., Фирстов И. И. Мордовия в годы трёх народных революций. -Саранск : Мордовское книжное издательство, 1987. - 336 с.

7. История Мордовии: от эпохи великих реформ до великой российской революции / В. М. Арсентьев, Н. М. Арсентьев, С. Б. Бахмустов [и др.] ; под ред. Н. М. Арсентьева, В. А. Юрченкова. - Саранск : Изд-во МГУ им. Н.П. Огарева. - 2005. - 412 с.

8. Кистанов С. В. Продолжатели революционных традиций Н. П. Огарева в мордовском крае второй половины XIX - начала ХХ века // Гуманитарий: актуальные проблемы гуманитарной науки и образования. - 2014. -№ 1 (25). - С. 23-30.

9. Леонов М. И. Партия социалистов-революционеров в 1905-1907 гг. - М. : РОССПЭН, 1997. - 512 с.

10. Маньков А. В., Минеева Е. К. Эсеры среднего Поволжья в начале ХХ в. // Вопросы истории. - 2018. - № 9. - С. 67-79.

11. Морозов К. Н. Партия социалистов-революционеров в 1907-1914 гг. - М. : РОССПЭН, 1998. - 624 с.

12. Революция 1905-07 гг. на территории Мордовии. - Саранск : Мордов. кн. изд-во, 1955. - 560 с.

13. Фирстов И. И. Мордовия в годы первой русской революции. - Саранск : Мордовское книжное издательство, 1955. - 302 с.

14. Центральный государственный архив Республики Мордовия (ЦГА РМ). Ф.43. Оп. 1. Д. 3. 1

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.