Научная статья на тему 'Начало охраны государственной границы на архипелаге Земля Франца-Иосифа пограничными кораблями в 1995 г.'

Начало охраны государственной границы на архипелаге Земля Франца-Иосифа пограничными кораблями в 1995 г. Текст научной статьи по специальности «История и археология»

182
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
охрана государственной границы в Арктике / Земля Франца-Иосифа / «Иртыш» / погранично-сторожевой корабль / Морская арктическая комплексная экспедиция / protection of the state border in the Arctic / Franz Josef Land / ship Irtysh / border ship / Arctic sea complex expedition

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Иванов Владимир Владимирович

В статье произведен анализ обстановки, сложившейся к 1995 г. на архипелаге Земля Франца-Иосифа, обоснована необходимость усиления контрольных функций соответствующих государственных структур и прежде всего Федеральной пограничной службы. Показаны предпосылки взятия под охрану пограничными кораблями территории архипелага и территориальных вод вокруг него. Представлена хронология получения разрешения руководства ФПС РФ, методология выбора проекта корабля, особенности и возможности кораблей проекта 97П и их задачи в российском секторе Арктики. Отражена подготовка ПСКР «Иртыш» к походу и его хронология. Особо выделена организация взаимодействия с российскими полярными станциями, с иностранными и международными научно-исследовательскими группами. Делается вывод о том, что охрану территориальных вод близ Земли ФранцаИосифа и контроль за деятельностью иностранных экспедиций на архипелаге необходимо осуществлять непрерывно. Необходимо регулярное в период навигации совершение походов пограничными кораблями, что способствует поддержанию принципа суверенитета нашего государства. Историческая роль первого в истории пограничных войск России похода пограничного корабля на архипелаг заключается в том, что было положено начало регулярной охраны Земли Франца-Иосифа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The beginning of protection of the State border on the archipelago of Franz Josef Land by the border ships in 1995

The article analyzes the situation in the archipelago of Franz Josef Land in 1995 and it proves the necessity of strengthening the control of the relevant state structures and, above all, the Federal Border service. The prerequisites of the capture of the territory of the archipelago and the territorial waters around it under the protection of border ships are shown. The article presents the chronology of the authorization of the leadership of the FBS of Russia, methodology of selection of the ship, her design features and capabilities of the ships project 97P and theirs tasks in the Russian Sector of the Arctic. It describes the preparation of the ship Irtysh for the trip and its chronology. The organization of interaction between Russian polar stations, foreign and international research groups is particularly highlighted. The article concludes that the protection of territorial waters near the Franz Josef Land and control over the activities of foreign expeditions in the archipelago must be carried out continuously. It is necessary to conduct regular cruises by border ships during navigation, which helps to maintain the principle of the sovereignty of our state. The historical role of the first in the history of the Russian frontier troops hike the edge of the ship to the archipelago lies in the fact that was the beginning of the regular guard of Franz Joseph Land.

Текст научной работы на тему «Начало охраны государственной границы на архипелаге Земля Франца-Иосифа пограничными кораблями в 1995 г.»

иванов в. в.

начало охраны государственной границы на архипелаге земля Франца-Иосифа пограничными кораблями в 1995 г.

IVANOV V. V.

The beginning of protection of the State border on the archipelago of Franz Josef Land by the border ships in 1995

Сведения об авторе:

Иванов Владимир Владимирович, кандидат экономических наук, член Совета ветеранов пограничных войск России в Пскове, капитан 1-го ранга в отставке, постоянный ведущий литературно-патриотического клуба «Два капитана» Псковской областной детско-юношеской библиотеки им. В. А. Каверина (Псков) [email protected] Author:

Ivanov Vladimir Vladimirovich, Candidate of Economic sciences, member of the Union of Veterans of the Border troops of Russia in Pskov, captain 1 rank retired, permanent leading Literary-Patriotic club «Two captains» at Pskov regional children's and youth library by V. a. Kaverin (Pskov) [email protected]

Аннотация

В статье произведен анализ обстановки, сложившейся к 1995 г. на архипелаге Земля Франца-Иосифа, обоснована необходимость усиления контрольных функций соответствующих государственных структур и прежде всего Федеральной пограничной службы. Показаны предпосылки взятия под охрану пограничными кораблями территории архипелага и территориальных вод вокруг него. Представлена хронология получения разрешения руководства ФПС РФ, методология выбора проекта корабля, особенности и возможности кораблей проекта 97П и их задачи в российском секторе Арктики. Отражена подготовка ПСКР «Иртыш» к походу и его хронология. Особо выделена организация взаимодействия с российскими полярными станциями, с иностранными и международными научно-исследовательскими группами.

Делается вывод о том, что охрану территориальных вод близ Земли Франца-Иосифа и контроль за деятельностью иностранных экспедиций на архипелаге необходимо осуществлять непрерывно. Необходимо регулярное в период навигации совершение походов пограничными кораблями, что способствует поддержанию принципа суверенитета нашего государства. Историческая роль первого в истории пограничных войск России похода пограничного корабля на архипелаг заключается в том, что было положено начало регулярной охраны Земли Франца-Иосифа. Abstract

The article analyzes the situation in the archipelago of Franz Josef Land in 1995 and it proves the necessity of strengthening the control of the relevant state structures and, above all, the Federal Border service. The prerequisites of the capture of the territory of the archipelago and the territorial waters around it under the protection of border ships are shown. The article presents the chronology of the authorization of the leadership of the FBS of Russia, methodology of selection of the ship, her design features and capabilities of the ships project 97P and theirs tasks in the Russian Sector of the Arctic. It describes the preparation of the ship Irtysh for the trip and its chronology. The organization of interaction between Russian polar stations, foreign and international research groups is particularly highlighted.

The article concludes that the protection of territorial waters near the Franz Josef Land and control over the activities of foreign expeditions in the archipelago must be carried out continuously. It is necessary to conduct regular cruises by border ships during navigation, which helps to maintain the principle of the sovereignty of our state. The historical role of the first in the history of the Russian frontier troops hike the edge of the ship to the archipelago lies in the fact that was the beginning of the regular guard of Franz Joseph Land.

Ключевые слова:

охрана государственной границы в Арктике, Земля Франца-Иосифа, «Иртыш», погранично-сторожевой корабль, Морская арктическая комплексная экспедиция. Keywords:

protection of the state border in the Arctic, Franz Josef Land, ship Irtysh, border ship, Arctic sea complex expedition.

век ознаменовался резким возрастанием интереса ведущих мировых держав к ресурсам жизнеобеспечения народонаселения планеты и в связи с этим - появлением новых видов «обоснований» экспансивных взглядов на возможный передел карты мира. Особенный интерес последние десятилетия вызывает наличие полезных ископаемых в районах Северного Ледовитого

ТЕХНОЛОГИИ и ТЕХНИКА В ОСВОЕНИИ АРКТИКИ В ХХ В.

океана (рис. 1). Это касается как континентального шельфа, так и районов вне экономических и других зон прибрежных государств. Подогревает интерес к Северу и глобальное потепление планеты. Перспективных районов в Северном Ледовитом океане достаточно, но с присутствием в перспективном районе земли в виде островов - не так много. Одним из таких районов, привлекающих всё больший интерес партнёров нашей страны, является архипелаг Земля Франца-Иосифа. Тем более что в 1990-е гг. с архипелага исчезли практически все исследовательские и военные базы, кроме арктической научно-исследовательской обсерватории (АНИО) им. Э. Т. Кренкеля на о. Хейса и пограничной заставы Нагурская на о. Земля Александры. Такое положение дел подтолкнуло различные иностранные структуры к проведению научно-исследовательской деятельности на архипелаге без разрешения российских властей. Назрела необходимость взять под контроль архипелаг, а в те экономически трудные годы самым обоснованным средством и методом могла стать только организация охраны государственной границы на архипелаге пограничными кораблями, естественно, в навигационный период.

Предпосылками первого похода пограничного корабля для выполнения функции охраны государственной границы, осуществления контроля за соблюдением законодательства России российскими и иностранными научными и другими экспедициями на Земле Франца-Иосифа явились:

1) ограниченные возможности пограничной заставы Нагурская на о. Земля Александры по контролю за исследовательской и другой деятельностью на архипелаге в связи с отсутствием авиации, большими пространствами группы островов;

2) наличие всего двух пунктов присутствия на архипелаге официальных органов государственной власти: пограничной заставы На-гурская о. Земля Александры и АНИО им. Э. Т. Кренкеля на о. Хейса;

3) ограниченные по времени и маршрутам пролеты авиации Федеральной пограничной службы (на описываемый момент времени) и арктической авиации гражданских ведомств, а также недостаточные возможности наблюдения, прежде всего визуального, за обстановкой на земле (из-за частой ограниченной видимости);

4) появление на архипелаге не оформленных должным образом на предмет пересечения государственной границы различных небольших по численности иностранных экспедиций и невозможность контроля видов их деятельности, отсутствие единой системы обмена информацией о планируемых и работающих на архипелаге экспедициях.

Вышеуказанные причины особенно обострились после распада СССР и резкого сокращения Вооружённых сил Министерства обороны и практически полного отсутствия их финансирования, в результате которого были сокращены все базы и пункты Министерства обороны на архипелаге, самым крупным из которых был аэродром на о. Греэм-Белл.

Обо всём вышеизложенном было доведено до директора ФПС генерала армии А. И. Николаева при его инспекционной проверке Арктической группы пограничных войск (АГПВ) и посещении в ходе этой проверки 25 июня 1995 г. посёлка Кувшинская Салма, места базирования 1-й отдельной бригады пограничных сторожевых кораблей, единственного морского пограничного соединения на весь арктический сектор России.

Выслушав мои доводы о необходимости взятия под охрану пограничными кораблями архипелага Земля Франца-Иосифа в навигационный период начиная с 1995 г., директор Федеральной пограничной службы А. И. Николаев поинтересовался, ходили ли до настоящего времени на архипелаг пограничные корабли. Я ответил, что пограничные корабли не ходили, но 12 лет назад была попытка дойти до архипелага на ПСКР «Имени XXVI съезда КПСС» (ныне ПСКР «Иртыш»). Но из-за тяжёлой ледовой обстановки корабль вынужден был повернуть назад. А. И. Николаев согласился с изложенными ему доводами и разрешил совершить первый в истории морских частей погранвойск поход пограничного корабля для несения пограничной службы на Землю Франца-Иосифа в 1995 г. Корабль был определён - ПСКР «Иртыш» проекта 97П.

Арктической группе пограничных войск было приказано подготовить корабль к походу, для чего были выделены необходимые средства, прежде всего дизельное топливо. Навигационная безопасность обеспечивалась традиционными штурманскими приборами и наличием на корабле спутниковой системы определения места корабля «Шлюз» (военный вариант системы «Парус»). Время выхода корабля было определено: 2-я, 3-я декада августа (наиболее благоприятная с точки зрения ледовой обстановки). Руководить походом было поручено мне. К этому времени я уже год командовал бригадой, неоднократно выходил на кораблях в море, имел допуск к управлению кораблём проекта 97П. За командира корабля, находившегося на сессии в Военно-морской академии, был определён старший помощник командира - капитан 3-го ранга В. В. Усов (имел допуск к управлению кораблём проекта 97П). Что касается опыта плавания во льдах, то он его

ТЕХНОлОгИИ И ТЕХНИКА В ОсВОЕНИИ АРКТИКИ В ХХ В.

не имел, а у меня был небольшой опыт плавания во льдах в период моей службы на Камчатке.

Выбранный для совершения похода ПСКР «Иртыш» проекта 97П альтернативы не имел. В бригаде имелось пять кораблей проекта 745. Они были спроектированы ленинградским ЦКБ «Балтсудопроект» на базе морских буксиров-спасателей проекта 745 водоизмещением 1500 т. Корабли имели электродвижение, один винт в рулевой поворотной насадке. Для плавания во льдах корабли проекта 745 были менее технически подготовлены, чем корабли ледокольного типа проекта 97П.

Корабль проекта 97П принадлежит к ледокольной серии судов специальной постройки для работы в сложной ледовой обстановке. Это была наиболее массовая серия ледокольных судов, построенная в СССР. Первоначально суда проекта 97 строились для обслуживания портов с тяжёлой ледовой обстановкой. Как портовые буксиры ледокольного типа они показали отличные качества, и на их основе были созданы пограничные сторожевые корабли (97П), вспомогательные (патрульные) ледоколы для ВМФ (97АП), а также гидрографические (97Б) и научно-исследовательские (97Н) суда. Всего в период с 1960-го по 1981 г. было построено 32 ледокола девяти различных модификаций. Кораблей проекта 97П было построено шесть единиц, пять из которых были направлены в Камчатский пограничный округ (г. Петропавловск-Камчатский) для охраны исключительной экономической зоны СССР. Один корабль ПСКР «Имени XXVI съезда КПСС» (с 11.04.1992 - «Иртыш», а с 1996 г. - «Мурманск») был направлен в Северо-Западный пограничный округ, в 1-ю отдельную бригаду пограничных сторожевых кораблей Кувшин-ская Салма, для охраны экономической зоны в Баренцевом и Карском морях, обеспечения надзора у кромки плавучих льдов в арктических водах СССР и вытеснения из Арктического сектора СССР ледоколов США и Канады (рис. 2).

Корабль имел следующие тактико-технические характеристики: полное водоизмещение - 3710 т, длина - 70,1 м, ширина - 18,1 м, осадка - 6,3 м, скорость на чистой воде - 15,4 узла, дальность плавания - 5500 миль (полным ходом) и 10 700 миль (экономическим ходом), автономность - 50 суток, ГЭУ - двухвальная дизель-электрическая на постоянном токе, мощность двух гребных электродвигателей - 4800 л. с., движитель - 2 винта фиксированного шага, проходимость во льду - до 70 см. Вооружение: одна носовая двухорудийная 76-мм артустановка и две кормовые 30-мм артустановки. Вертолёт: Ка-25ПС, в последующем - Ка 27ПС.

Недостатками корабля являлись: малая скорость хода (15,4 узла); валкость корабля по бортовой качке (система пассивной стабилизации бортовой качки была неэффективной) и в море на волне 3-4 балла бортовая качка могла достигать 30-35°, а нередко и до 45°, для уменьшения бортовой качки на ПСКР «Иртыш» по программе модернизации кораблей проекта 97П были установлены два боковых киля - амплитуда бортовой качки существенно уменьшилась (при море 3-4 балла - до 15°); отсутствие грузового трюма с грузовой стрелой; малая длина корпуса корабля, которая при курсах корабля против волны и на скоростях 9-12 узлов приводила к попаданию корабля в резонанс с длиной волны (в Баренцевом и Карском морях реже, а в Беринговом море и Тихом океане - чаще).

Подготовка корабля к высокоширотному плаванию - процесс довольно трудоёмкий. Если сказать кратко, то план подготовки изложен в Руководстве по организации плавания по Северному морскому пути и состоит из 28 листов машинописного текста. А если прибавить к этому недостаточное снабжение и финансирование, типичные черты 1990-х гг., то всё станет ясным. При проведении консультаций с различными организациями по вопросам выбора маршрутов, нави-гационно-гидрографического обеспечения плавания в районе архипелага мы часто сталкивались с определённым скептицизмом наших консультантов, в т. ч. и со стороны капитанов атомных ледоколов (от «А зачем вам это надо?» или «С Арктикой не шутят, а вдруг что-то случится?» до «Ребята, куда вы лезете?»). Но чем больше нас отговаривали или пугали, тем больше появлялось в офицерах, мичманах и матросах самосознания и чувства ответственности за качественную подготовку корабля к выходу на службу по охране государственной границы.

Несмотря на сжатые сроки, подготовка корабля к выходу была проведена в полном объёме. Особенно чёткая работа по снабжению корабля была выполнена тылом Арктической группы погранвойск (АГПВ), морской отдел которого занимался спецморским оборудованием, навигационно-гидрографическим и гидрометеорологическим обеспечением.

При подготовке ПСКР «Иртыш» к выходу на службу в район архипелага Земля Франца-Иосифа предполагалось, что корабль возьмёт грузы для пограничной заставы Нагурская на о. Земля Александры, но к моменту выхода груз для погранзаставы ещё не прибыл в Мурманск.

24 августа 1995 г. ПСКР «Иртыш» вышел из Кувшинской Сал-мы и направился к архипелагу. На вторые сутки похода в северной

рис. 1. общие запасы нефти и газа в национальных секторах Арктики (млрд тонн условного топлива). По прогнозам национальных энергетических ведомств. оценка ресурсов проведена в 2010/2011 гг.1

рис. 2. ПСКр «Иртыш», 1995 г.

1 Гумелёв В. Ю., Елистратов В. В., Рагозин А. Н. Воздушно-десантные войска на защите северных рубежей Отчизны // Современные научные исследования и инновации. 2018. № 5 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2018/05/86358 (дата обращения: 13.06.2018).

части района открытого рыболовства (норвежцы называют этот район «Смютхюлле») произошла встреча с ПСКР «Урал» проекта 745, который осуществлял наблюдение за промысловыми судами иностранных государств, занимающихся рыболовным промыслом: Польши, США, Сьерра-Леоне и др. При опросе судов пограничным кораблём «Урал» о планируемых квотах вылова все суда, кроме траулеров США, давали информацию о квотах и фактическом вылове морепродуктов. Два траулера США игнорировали запросы. Для привлечения внимания капитанов траулеров США ПСКР «Иртыш» совместно с ПСКР «Урал» предприняли ряд манёвров, которые были правильно поняты капитанами американских траулеров, после чего состоялся нормальный продуктивный обмен информацией.

Ночью 27 августа (хотя ночь - понятие условное, т. к. солнце за горизонт не опускалось) ПСКР «Иртыш» пересёк 80-ю параллель. В этот же день встретили первый айсберг, которому дали название «Моха-ук» - уж очень он был похож на голову индейца. Сразу же родилась традиция давать названия многим необычного вида айсбергам. В нашей коллекции были и «Футбольное поле» (длиной более 300 м) и «Подводная лодка» и «Гусь хрустальный» и другие.

В этот же день корабль подошёл к южным островам архипелага Земля Франца-Иосифа, в районе острова Нортбрук. Ледовая обстановка была благоприятной (отдельные льды). Погода - низкая облачность, море 1-2 балла, видимость - 40 кабельтовых. Из-за низкой облачности была видна только нижняя часть островов. Почти весь свободный от вахт личный состав вышел на палубу - вот она, таинственная Земля Франца-Иосифа. Голые скалы, покрытые ледниками и только в местах обитания птиц прикрытые мхом и лишайниками. Первой стоянкой корабля определили о. Хейса, где расположена полярная станция им. Э. Т. Кренкеля (на навигационных картах было нанесено старое название: посёлок Дружный). Поэтому, не задерживаясь у острова Нортбрук, продолжали движение 12-узловым ходом и утром, маневрируя между айсбергами, подошли на рейд полярной станции. Нас никто не ждал, поэтому, чтобы выйти на связь, пришлось разбудить полярную тишину сигналом корабельного тифона. После установления связи спустили корабельный катер и, потратив минут 30 на поиски прохода между льдинами, подошли к берегу и высадились на землю. Вскоре подъехала грузовая автомашина - своеобразный гибрид грузовой и пожарной машин. Из неё вышел начальник полярной станции Михаил Бугаев. Он был удивлён появлению пограничников в его «владениях», тем не менее принял нас очень радушно. Он показал нам уникальный музей

ТЕХНОЛОГИИ и ТЕХНИКА В ОСВОЕНИИ АРКТИКИ В ХХ В.

станции, рассказал о её деятельности, российских и международных экспедициях, работавших в 1995 г. на архипелаге, сроках работы и месте базирования. Пока шла беседа, в окрестностях станции появился хозяин Арктики - белый медведь. О мерах безопасности при высадках на берег и правилах поведения в присутствии белых медведей Михаил Бугаев проинструктировал нас особенно тщательно, ссылаясь на гибель от полярных властелинов двух работников станции в текущую зимовку. Пояснил, что медведей на архипелаге довольно много. Практически на всех островах, где мы высаживались, нас всегда сопровождали белые медведи, поэтому мы приняли дополнительные охранные меры. Наиболее эффективным средством их отпугивания является сигнальная ракетница.

Сама станция расположена очень удобно. Все домики построены вокруг абсолютно круглого озера диаметром около 150 м, которое служит основным источником пресной воды. В котельной нам показали старый винт от аэросаней (говорят, остался от папанинской экспедиции). Зимовщики на станции - народ очень доброжелательный, играют в шахматы по радио с Центральным гидрометеорологическим центром в Москве, живут практически в экологически чистой зоне, без болезнетворных микробов. Поэтому, как только появляется очередная экспедиция, все дружно заболевают ОРЗ или гриппом. Рыбы в этих водах мало, даже ей вода кажется холодной. Мы производили замеры, но обычным термометром для замера температуры воды здесь не воспользуешься - не хватает шкалы. Пришлось уточнить у полярников, ближайший замер показал температуру - 1,1° С. Так вот, рыба, в основном полярная треска - сайка, массово приходит в эти воды всего на несколько дней. Тогда её ловят, что говорится, всем, чем придётся: и лагунами1, и одеждой и т. п.

Морское гостеприимство обязывает, поэтому был организован ответный визит начальника полярной станции на корабль. После прощания - продолжительный гудок тифоном, и корабль направился к о. Циглера, месту, где австрийская экспедиция снимала почти два года фильм об открытии архипелага и где для съёмок была построена копия судна «Тегеттгоф». Когда подошли к острову, сильный туман скрыл от нас землю. Видимость - не более 50 м. И вдруг - крик с юта - оказывается, к кораблю подплыл молодой белый медведь. Матросы бросили ему буханку хлеба, зверь схватил её в пасть и уплыл в туман к берегу. Вообще-то белые медведи такие же попрошайки, как и

1 Лагун - мор. Металлический бак с краном для питьевой воды.

их бурые собратья. Через несколько часов туман приподнялся и стал виден мыс Брайса - место, вблизи которого снимался фильм. Не теряя времени, мы высадились на берег в две ходки катера. Два медведя наблюдали за нами издали. Наша высадка осуществлялась с определённой целью: мы хотели установить здесь символический пограничный столб с указателями расстояний до Москвы, нашего гарнизона - посёлка Кувшинская Салма, острова Ратманова (самой восточной точки России, где установлен подобный символический пограничный столб) и Северного полюса (кстати, до него было ближе всего). Пока несколько моряков под руководством офицера устанавливали столб и крепили на него таблички-указатели, все разбрелись на небольшое расстояние, смотря себе под ноги и ища красивые камешки на сувениры. А камни действительно красивые, кристаллы кварца правильной формы и другие, обточенные водой и льдом. Белые медведи начали медленно к нам приближаться, изредка поднимая голову и принюхиваясь. Пришлось их отпугнуть. После установки символического пограничного столба, на который был надет спасательный круг с наименованием корабля и привинчены таблички-указатели, мы отсалютовали и прокричали «Ура!», а также сфотографировались на память. Чувство гордости за пограничные войска, наш корабль и за то, что мы - первые моряки-пограничники, дошедшие до этих широт - переполняло нас (рис. 3).

Вернувшись на корабль, мы, не мешкая, снялись с якоря, боясь упустить погоду, и направились на север, к самому северному острову архипелага - о. Рудольфа. Ледовая обстановка становилась всё тяжелее, всё чаще встречались ледовые поля толщиной до метра. Началось плавание во льдах, разгон, вход в лёд, раскалывание его и проход по трещине. Айсберги обнаруживались радиолокацией на дистанции 1-2 кабельтова, визуально - ещё меньше, поэтому напряжение на главном командном пункте возрастало. Но, как говорится, глаза боятся, а руки делают, и вот, наконец, о. Рудольфа, бухта Теплиц - дальше российской земли нет. До Северного полюса всего 1000 км, до Мурманска - 1500 км, широта 81° 47', через 13 миль сработают ограничители широты корабельного гирокомпаса, да и сейчас он ведёт себя неустойчиво. Наша попытка высадиться на берег из-за сильного наката не удалась, однако корабельный доктор Владимир Кожевников успел коснуться ногой ледяного припая. Доктору дружно предложили сдать свой ботинок в музей части. Мы связались по радио с двумя полярниками, прибывшими сюда с о. Хейса на месяц для производства различных гидрометеорологических замеров и работ. На днях

ТЕХНОлОгИИ И ТЕХНИКА В ОсВОЕНИИ АРКТИКИ В ХХ В.

их должны были снять вертолётом. Использование полярной станции на о. Рудольфа из-за отсутствия финансирования не планировалось. Обычные в таком случае пожелания и напутствия, и корабль, дав прощальный гудок, направился на юг, к о. Гукера. Пошёл первый снег, на календаре - 28 августа.

Очень облегчало плавание круглосуточное освещение водного пространства солнцем, которое не заходило за горизонт. Благодаря этому и при отсутствии тумана обнаружение айсбергов визуально намного превышало по дальности радиолокационное. Это было кстати, ибо на переходе к о. Гукера количество айсбергов возросло в разы. Как ни странно звучит, но в самом широком проливе образовалась сплошная перемычка из айсбергов и крупных льдин многолетнего (пакового) льда. Выбрав наиболее удобное место, медленно на инерции корабля начали расталкивать лёд. Помня о возможности переворачивания айсбергов из-за потери остойчивости (подмыва и таяния нижней части айсберга), а также об опасности повреждения корпуса корабля при этом, маневрирование по преодолению перемычки из айсбергов корабль производил на самых малых скоростях. Оставив позади ледовую перемычку, увеличили ход и через 16 часов подошли к бывшей полярной станции «Бухта Тихая» на о. Гукера. ПСКР «Иртыш» встал на якорь, и группа моряков высадилась на берег.

Брошенная станция производила удручающее впечатление. Пустые дома, сени которых набиты не тающим даже летом льдом, множество собачьих будок, ветряной генератор с одной оставшейся лопастью, останки двух старых лёгких самолётов, которые мы первоначально приняли за аэросани, - всё это не радовало глаз. В одном из домов мы обнаружили двух геологов полярной геолого-разведочной экспедиции (ПМНГРЭ) из г. Ломоносов Ленинградской области. Они были доставлены на станцию вертолётом, а их возвращение на о. Хейса планировалось в день прибытия нашего корабля, но из-за нелётной погоды вылет был перенесён. Геологи рассказали нам историю станции и показали знаменитое 20-метровое плато, на котором стоят несколько крестов. Именно из этой бухты в 1914 г. отправился к Северному полюсу с двумя матросами Георгий Яковлевич Седов, чтобы навечно уйти в историю освоения Севера. Деревянный крест экспедиции Седова с прибитой в нижней части табличкой экспедиции Р. Л. Самойловича 1929 г. За этим крестом маленький крест над могилой Зандера, участника экспедиции на судне «Святой Фока». Чуть дальше металлический крест, поставленный женской экспедицией «Метелица» в 1977 г. в память о попытке Г. Я. Седова достичь

Северного полюса. На этом же плато две могилы советских полярников: лётчика Н. М. Иеске и зимовщика П. И. Фотиева. Окидывая взглядом удобную бухту, невольно представляешь вмёрзший в лёд «Святой Фока», убогие жилища зимовщиков и уходящие в белую пустыню сани и людей, желающих достичь Северного полюса. Покорители Севера - это одержимые люди. Что заставляет их оставить уют и бросить вызов природе? Наверное, в каждом человеке есть это маленькое желание покорить неизвестность, но не у всех оно развивается в мечту, цель жизни. Знаю одно, именно такие люди двигают прогресс человечества.

Пожелав удачи геологам, корабль двинулся к мысу Данди, который находился южнее. Там расположилась российско-американская экспедиция, работавшая под эгидой Мурманского морского биологического института. Скажем прямо, американские аспиранты из Института арктических и альпийских исследований университета Колорадо в Боулдере (Institute of Arctic and Alpine Research (INSTAAR) University of Colorado) не могли скрыть удивления в связи с появлением на архипелаге пограничного корабля. Через несколько минут общения первый холодок растаял, и директор биостанции Владимир Аверинцев рассказал нам о целях совместной экспедиции, познакомил с хозяйством мобильной станции, маленьким щитовым домиком, в котором есть даже сауна. Вся экспедиция финансировалась американской стороной, и благодаря этому российские учёные смогли продолжить свои исследования, которые были приостановлены из-за недостаточного финансирования. Дэвид Любински - руководитель американской группы - представил нам своих товарищей и кратко рассказал о том, что удалось сделать за период работы на архипелаге (рис. 4). Обменявшись на прощание сувенирами, мы продолжили свой путь, теперь уже к самому южному острову архипелага, о. Нортбрук.

Подход к острову удобный, погода снова благоприятствовала нам, и спустя 10 часов мы встали на якорь у мыса Флора. Побывать на Земле Франца-Иосифа и не посетить о. Нортбрук - это всё равно, что приехать в наш город Псков и не увидеть Троицкий собор, ибо наибольшее количество экспедиций, осваивавших Север через архипелаг, побывало именно на этом самом южном острове архипелага. Лучшего места для расположения любых экспедиций, чем мыс Флора, найти трудно: это поднятое над морем ровное плато, закрытое от северных ветров высокой грядой; здесь есть пресная вода и птичий базар (т. е. потенциальное обеспечение едой в критических ситуациях).

Рис. 3. У символического пограничного столба России (В. В. Иванов - в центре). Остров Циглера, мыс Брайса, 27 августа 1995 г.

I

Рис. 4. В. В. Иванов (крайний справа) с участниками российско-американской экспедиции Мурманского морского биологического института и Института арктических и альпийских исследований Университета Колорадо. Остров Гукера, мыс Данди, 28 августа 1995 г.

Остатки лагеря экспедиции Фредерика Джексона, большой камень с ещё заметной надписью краской «Гретта 1913» и сохранившийся до нашего времени маленький домик в рост человека - бывшая рубка с судна Джексона. Именно в этой постройке провели некоторое время участники экспедиции Г. Брусилова штурман В. Альбанов и матрос А. Конрад, которых здесь и обнаружила экспедиция на судне «Святой Фока» на своём пути в Архангельск (рис. 5).

Снова появились два белых медведя и наблюдали за нами с расстояния от 20 до 50 м. Это заставило нас держаться кучно. Неожиданной находкой стал маленький итальянский флаг с печатью экспедиции «Свальбар-82» (Свальбар - норвежское название Шпицбергена). Он был завёрнут в полиэтиленовый мешок и спрятан в отверстие гранитного монумента - памятника экспедиции герцога Луиджи Аме-део Абруццкого в 1899 г. на судне Stella Polare. Кстати, через год мы продемонстрировали этот маленький итальянский флаг участникам Российско-норвежско-английской международной экспедиции, по-свящённой 100-летию зимовки Фритьофа Нансена с Ялмаром Юхан-сеном и встречи их с экспедицией Фредерика Джексона.

29 августа ПСКР «Иртыш» покинул архипелаг Земля Франца-Иосифа и направился к другому архипелагу - Новая Земля. Спустя сутки в сплошном тумане корабль встал на якорь у малых Оранских островов. Буквально через полчаса туман поднялся и мы увидели северную часть Новой Земли. Стоянка корабля в этом районе была вызвана необходимостью выполнения функции контроля за исследовательским судном военно-морских сил Норвегии «Свердруп-2», занимающимся разведывательной деятельностью в Баренцевом и Карском морях. Воспользовавшись вынужденной стоянкой, мы высадились на малый Оранский остров, где находится памятная каменная плита, установленная здесь голландцами в 1881 г. На ней выбит текст о том, что эти острова были открыты Виллемом Баренцем в 1594 г. (рис. 6). Мы сняли с текста оттиск для музея нашего соединения кораблей, восстановили упавший триангуляционный знак и с получением разрешения следовать дальше, обогнув с Севера мыс Желания, вошли в Карское море.

30 августа у мыса Спорый Наволок (самого восточного мыса Новой Земли) нам повстречался последний в этом походе айсберг. Изрядно подточенный водой, он напоминал лебедя из голубого хрусталя. Мы его назвали «Гусь хрустальный». В Ледяной гавани (месте зимовки экспедиции В. Баренца) стояло на якоре судно «Иван Киреев» с российско-голландской экспедицией под руководством Петра Владимировича Боярского (начальника Морской арктической комплексной экспедиции

рис. 5. в. в. Иванов (в центре) у бывшей рубки судна экспедиции Ф. джексона. остров нортбрук, мыс Флора, 28 августа 1995 г.

рис. 6. Члены экипажа ПСКр «Иртыш» у памятной плиты в честь открытия оранских островов в. Баренцем. остров Малый оранский, 29 августа 1995 г.

(МАКЭ) и руководителя Центра «Морская арктическая комплексная экспедиция и морское наследие России»). Уже несколько лет они производили археологические раскопки места зимовки В. Баренца. В этот раз им повезло особенно - они нашли несколько бронзовых фигурок, и в лагере на берегу, и на борту судна царило приподнятое настроение. В этот день мне исполнилось 40 лет, и экипаж корабля подарил памятный сувенир с координатами места корабля, также корабельные связисты принесли поздравления от моей семьи, от командующего Арктической группой погранвойск, и, конечно, были поздравления от Петра Владимировича Боярского от имени МАКЭ (рис. 7).

Однако будни внесли коррективы: у одного из членов экспедиции сильные боли в животе, подозрение на аппендицит, и судовой врач обратился к нам за помощью. На нашем корабле был опытный врач Владимир Кожевников, который провёл в море несколько успешных операций, в т. ч. и норвежским рыбакам и даже одному офицеру «К^уак!» (береговой охраны) с корабля «Гринсхольм». Поэтому мы сразу же начали подготовку к операции: прежде всего вымыли операционную, подготовили инструменты и необходимые медикаменты. Больную (это оказалась женщина) доставили на борт корабля. Врач подготовил больную к операции. В результате обследования выяснилось, что у неё воспаление кишечника, операция не потребуется, а лечение будет успешным с применением лекарств. Больную с необходимыми для лечения лекарствами доставили обратно на судно «Иван Киреев», который сразу же снялся с якоря и направился на север укрываться с западной стороны Новой Земли от надвигающегося шторма. ПСКР «Иртыш» тоже снялся с якоря, только пошёл на юг, к Карским воротам.

Разыгрался шторм. Трое суток волны гуляли по палубе корабля. На вторые сутки высота волн достигала 8-10 м, однако укрыться от шторма мы не могли. Корабль должен был успеть вернуться в базу к началу стратегических учений «Север-95». Однако все неприятности в конце концов проходят, и через трое суток, пройдя Карские ворота, корабль вышел в Баренцево море, которое встретило нас красивым закатом, дельфинами и абсолютно спокойным морем. Ещё через трое суток, в 5 ч утра по московскому времени, корабль ошвартовался к причалу родной базы Кувшинская Салма, а в 6 ч начались учения «Север-95».

Так было положено начало охраны кораблями пограничной службы государственной границы и экономической зоны России на архипелаге Земля Франца-Иосифа. В конце 1995 г. был издан приказ

Рис. 7. Слева направо: капитан НИС «Иван Киреев», командир похода капитан 2-го ранга В. В. Иванов, руководитель МАКЭ П. В. Боярский. На борту НИС «Иван Киреев», у мыса Спорый Наволок, Новая Земля, 30 августа 1995 г.

директора Федеральной пограничной службы России, где было сказано: «Впервые в истории пограничных войск ПСКР "Иртыш" под флагом командира бригады капитана 2-го ранга Иванова В. В., ВРИО командира корабля капитана 3-го ранга Усова В. В. совершил высокоширотное плавание для несения пограничной службы в районе архипелага Земля Франца-Иосифа <...> В период несения службы корабль достиг самой северной точки Российской Федерации - острова Рудольфа, посетил исторические места, связанные с освоением Севера, и установил на острове Циглера символический пограничный столб, как символ принадлежности архипелага России.» В приказной части были поощрены офицеры, мичманы, старшины и матросы корабля. А также были награждены медалью Ушакова: ВРИО командира корабля капитан 3-го ранга Владимир Викторович Усов и штурман корабля капитан-лейтенант Олег Александрович Сальков.

В заключение хочу отметить, что в 1990-е гг., когда нашими зарубежными партнёрами делалось всё, чтобы Россия не развивалась и крепла, а становилась государством, зависящим от сильных западных держав, любое, даже незначительное достижение некоторые руководящие круги старались замолчать в средствах массовой информации, чтобы не раздражать своих западных покровителей. Именно в этом я вижу причину того, что часть офицеров, готовивших и совершивших этот поход, не были поощрены.

Некоторые могут сказать: «Ну, подумаешь, сходили на архипелаг, вроде бы будничное дело». И они частично будут правы, второй поход в августе 1996 г. уже действительно был будничным, хотя, помимо патрулирования архипелага, ПСКР «Иртыш» встретил российско-норвежско-английскую экспедицию на судне «Лансе», посвя-щённую 100-летию зимовки Ф. Нансена с Я. Юхансеном и встрече их с Ф. Джексоном. В составе этой экспедиции были Юрий Бурлаков (Россия), Олаф Орхейм (Норвегия), Сусанна Бар (Великобритания) и внучка Фритьофа Нансена - Марит Греве Нансен (рис. 8). Корабль также осуществил проводку судна во льдах от о. Нортбрук до о. Джексона (мыс Норвегия) к месту зимовки Ф. Нансена и Я. Юхансена и обратно, доставил зимовочные запасы на самую северную пограничную заставу - Нагурская на о. Земля Александры. Причём ледовая обстановка была намного серьёзнее, чем в 1995 г. Корабль не смог из-за тяжёлого льда пробиться к восточной части острова в бухту Северная залива Дежнёва и застрял во льду в проливе Кембридж. Более суток выбирался из ледового плена и, обойдя с юга, подошёл для выгрузки груза к северо-западной части острова. А в третьем - будничном - походе

Рис. 8. Участники российско-норвежско-английской экспедиции, посвящённой 100-летию встречи Ф. Нансена и Я. Юхансена с Ф. Джексоном, на фоне установленного столба с памятной табличкой с текстом на трёх языках. В центре - внучка Ф. Нансена - Марит Греве Нансен, в 1-м ряду 2-й слева - В. В. Иванов. Остров Нортбрук, мыс Флора, август 1996 г.

Рис. 9. Корабль Береговой охраны пограничной службы ФСБ России «Мурманск» (бывший «Иртыш»). Современный снимок

ПСКР «Иртыш», уже переименованный в ПСКР «Мурманск», в тяжёлом льду получил пробоину. У него была затоплена цистерна вспомогательной воды, что, впрочем, не помешало продолжить плавание и выполнить поставленные кораблю задачи.

Но первое - всегда самое трудное - я в этом абсолютно уверен. И сегодня, когда Россия возвращается в Арктику, корабли Береговой охраны пограничной службы ФСБ России продолжают нести свою нелёгкую службу на архипелаге Земля Франца-Иосифа (рис. 9), а началось всё 23 года назад.

Литература:

1. Боярский В. И., Дмитриев В. А., Кудинов Н. Н. Пограничный надзор на море. Истори-ко-документальный очерк. М., 2006.

2. Боярский П. В. Исследования Морской арктической комплексной экспедиции (МАКЭ) памятных мест на Новой Земле, связанных с экспедицией и зимовкой голландского мореплавателя Виллема Баренца // Виллем Баренц на Новой Земле. Коллекция находок с места зимовья голландского мореплавателя Виллема Баренца (1596-1597 гг.). Новая Земля, Ледяная Гавань. Экспедиция П. В. Боярского 1992-1995 гг. / Отв. ред. Е. Дмитриева. М., 1996. С. 3-32.

3. Гумелёв В. Ю., Елистратов В. В., Рагозин А. Н. Воздушно-десантные войска на защите северных рубежей Отчизны // Современные научные исследования и инновации. 2018. № 5 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2018/05/86358 (дата обращения: 15.07.2018).

4. Захаров А. Мылись водой Ледовитого океана. Пскович первым в истории современной России провел сторожевой корабль к островам Земли Франца-Иосифа // Псковская правда. 2018. 14 июня [Электронный ресурс]. URL: http://pravdapskov.ru/ society/0002996.html (дата обращения: 15.07.2018).

5. Ларькова Т. На Ивановых держится Россия. Штрихи к коллективному портрету династии Ивановых // Пограничник Содружества. 1999. № 4.

6. Мошков Ф. Морская пограничная охрана России: от Петра I до наших дней. Краткий исторический очерк. М., 2003.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.