Научная статья на тему 'Начало функционирования зоны свободной торговли Евразийского экономического Союза и Социалистической Республики Вьетнам'

Начало функционирования зоны свободной торговли Евразийского экономического Союза и Социалистической Республики Вьетнам Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
213
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
зона свободной торговли / Евразийский экономический союз / Социалистическая Республика Вьетнам / free trade zone / Eurasian Economic Union / Socialist Republic of Viet Nam

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Надежда Воловик

С 5 октября 2016 г. начнет действовать Соглашение о свободной торговле между Евразийским экономическим союзом и Социалистической Республикой Вьетнам. Документ, предполагающий упрощение доступа на свои рынки в рамках взаимной торговли стран-участниц, позволит значительно увеличить их товарооборот. Ценность Соглашения состоит также в отработке переговорных практик и механизмов реализации подобных документов для ЕАЭС.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Launching of the Free Trade Zone of the Eurasian Economic Union and the Social@ ist Republic of Viet Nam

From October 5, 2016 will begin free trade agreement between the Eurasian Economic Union and the Socialist Republic of Viet Nam. The document, which involves the simplification of access to their markets in the framework of mutual trade of member countries, will significantly increase their turnover. The value of the agreement is also in refining the negotiating practices and mechanisms for implementing such instruments for the EEMA.

Текст научной работы на тему «Начало функционирования зоны свободной торговли Евразийского экономического Союза и Социалистической Республики Вьетнам»

НАЧАЛО ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ЗОНЫ СВОБОДНОЙ ТОРГОВЛИ ЕВРАЗИЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОЮЗА И СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЙ РЕСПУБЛИКИ ВЬЕТНАМ

Надежда ВОЛОВИК

Заведующий лабораторией внешнеэкономической деятельности Института экономической политики имени Е.Т. Гайдара. Е-таН; volovik@iep.ru

С 5 октября 2016 г. начнет действовать Соглашение о свободной торговле между Евразийским экономическим союзом и Социалистической Республикой Вьетнам. Документ, предполагающий упрощение доступа на свои рынки в рамках взаимной торговли стран-участниц, позволит значительно увеличить их товарооборот. Ценность Соглашения состоит также в отработке переговорных практик и механизмов реализации подобных документов для ЕАЭС.

Ключевые слова: зона свободной торговли, Евразийский экономический союз, Социалистическая Республика Вьетнам.

Создание Евразийского экономического союза (ЕАЭС) проходит в условиях серьезной трансформации условий международной торговли в результате активизации формирования региональных торговых соглашений (РТС). В рамках Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ) за период с 1948 по 1994 гг. было получено 124 уведомления о заключении соглашений об РТС. К моменту создания Всемирной торговой организации (ВТО) в 1995 г. действующими оставались около 50 соглашений. Однако за последующие 20 лет уже в Секретариат ВТО поступило 460 уведомлений о создании РТС, из которых в настоящее время действующими являются 267, среди них 90% составляют соглашения о зонах свободной торговли (ЗСТ) и 10% - договоренности о создании таможенных союзов.

В региональных торговых соглашениях участвуют все члены ВТО, за исключением Монголии. Многие страны заключили по нескольку таких соглашений. Например, Социалистическая Республика Вьетнам (СРВ) к настоящему моменту подписала 12 двух- и многосторонних соглашений о зоне свободной торговли, 8 из которых вступили в силу. Так, являясь членом Ассоциации государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН), СРВ участвует в формировании зоны свободной торговли с Австралией, Новой Зеландией, Китайской Народной

Республикой, Индией, Японией, Республикой Корея. Двусторонние соглашения о зоне свободной торговли Вьетнам заключил с Чили, Японией, Республикой Корея, ЕАЭС, Европейским Союзом. Правительством Вьетнама подписано Соглашение о Транс-Тихоокеанском партнерстве.

5 октября 2016 г. вступает в силу Соглашение о свободной торговле между Евразийским экономическим союзом и Социалистической Республикой Вьетнам (далее - Соглашение), которое создает новые условия для торгово-экономической деятельности компаниям ЕАЭС и Вьетнама. Для ЕАЭС это первое Соглашение о зоне свободной торговли с третьим государством.

Выбор Вьетнама, как первой страны для создания зоны свободной торговли со странами ЕАЭС, обусловлен сочетанием таких факторов, как незначительные торговые риски и большое политическое значения на международной арене. При этом структура экспорта СРВ и стран ЕАЭС такова, что ключевые экспортные позиции не будут конкурировать друг с другом на внутреннем рынке стран-участников Соглашения, что позволит достичь того баланса выгод для всех сторон, который лежит в основе успешной зоны свободной торговли.

На данный момент товарооборот между Вьетнамом и государствами ЕАЭС занимает

небольшую долю в объеме торговли каждой из сторон: в 2015 г. внешнеторговый оборот между странами ЕАЭС и Вьетнамом составил 4,3 млрд. долл. (1,13% внешнеторгового оборота СРВ и 0,64% внешнеторгового оборота ЕАЭС), при этом 91,2% оборота приходилось на торговлю с Российской Федерацией. (См. рисунок.)

Российско-вьетнамский товарооборот после глубокого провала в 1990-е годы восстанавливался медленно и неравномерно, так как за годы отсутствия России на вьетнамском рынке тот оказался заполнен конкурентами. Тем не менее в период с 2006 по 2015 гг. объем двусторонней торговли между Россией и Вьетнамом увеличился в 6 раз - с 653,4 млн. долл. до 3,85 млрд. долл. При этом поставки вьетнамских товаров в РФ увеличились в 5,9 раза, а поставки российских товаров во Вьетнам - в 6,1 раза. В 2015 г. внешнеторговый оборот между странами вырос по сравнению с 2014 г. на 4% за счет увеличения поставок во Вьетнам российских товаров на 26,9% - до 1,8 млрд. долл., что явилось максимальным уровнем за последние десять лет. Объем импорта вьетнамских товаров в РФ сократился за тот же период на 10,5% - до 2,05 млрд. долл. За первые семь месяцев 2016 г. товарооборот между странами

вырос более чем на 11% и составил около 2 млрд. долл. В последние годы в торговле с СРВ для России сохраняется устойчивое отрицательное сальдо торгового баланса.

В отличие от эпохи советско-вьетнамского сотрудничества российско-вьетнамские отношения в настоящее время обусловлены не политической конъюнктурой, а интересами рынка. В результате структура российско-вьетнамского торгового оборота за последние годы сильно изменилась в неблагоприятную для Российской Федерации сторону: Россия перестала поставлять во Вьетнам машины и оборудование в тех объемах, которые достигались в советский период; Вьетнам же вместо преимущественно сельскохозяйственного сырья и морепродуктов стал поставлять в Россию высокотехнологичные товары.

В 2011-2013 гг. продукция обрабатывающей промышленности (как правило, с высокой добавленной стоимостью) в экспорте России в СРВ занимала большую долю в связи с реализацией во Вьетнаме крупных инфраструктурных проектов совместно с российской стороной в области транспортного машиностроения, электроэнергетики, добычи природных ресурсов и их переработки. Однако в 20142015 гг. доля высокотехнологичной продукции

Основные показатели внешней торговли ЕАЭС и СРВ, млн. долл.

3000

2000

1000

-1000

-2000

2006

2007

2008

2009

2012

2013

2010 2011 Годы

-Экспорт ЕАЭС в СРВ -Импорт ЕАЭС из СРВ i i Сальдо

Источник: International Trade Centre: http://www.trademap.org/tradestat/Product_SelCountry_TS.aspx7nvpml

2014

2015

в российском экспорте во Вьетнам резко сократилась. В частности, доля машин и оборудования в 2015 г. уменьшилась до 28,2% против 66,4% в 2012 г. и 48,4% в 2013 г.

Структура поставок вьетнамских товаров в Российскую Федерацию также изменилась: если десять лет назад основная доля в ней приходилась на продовольственные товары (в 2006 г. - 62,1%), то сейчас на первом месте находятся машины и оборудование (в 2016 г.

- 5,7%, в 2015 г. - 54,7%). Традиционно высокой остается доля текстильных изделий и обуви (в 2006 г. - 22,2%, в 2015 г. - 21,5%).

До 5 октября 2016 г. торговля стран ЕАЭС с Вьетнамом осуществлялась в режиме наибольшего благоприятствования - применяемый средневзвешенный тариф СРВ составлял 9,5% (для сельскохозяйственной продукции

- 16,3%, для несельскохозяйственной -8,4%). Но после вступления в силу Соглашения Вьетнам должен будет отменить для поставщиков из стран ЕАЭС ввозные таможенные пошлины более чем на 58% тарифных позиций от общей товарной номенклатуры. В отношении еще 30% тарифных позиций ставки ввозных таможенных пошлин будут снижаться в течение 12 лет и достигнут 0% к 2027 г., после чего средняя ставка вьетнамских таможенных пошлин в торговле со странами

ЕАЭС снизится до 1%. В то же время для Вьетнама средняя арифметическая пошлина снизится с 9,7 до 2%.

На оставшиеся 12% тарифных позиций ввозные таможенные пошлины сохраняются как для вьетнамской стороны, так и для стран ЕАЭС. То есть Соглашение не предусматривает полной тарифной либерализации; кроме этого сохраняется возможность защиты внутреннего рынка с помощью нетарифных мер (НТМ): Соглашение регламентирует правила определения происхождения продукции, таможенное администрирование, санитарные и фитосанитарные меры, государственные закупки и многие другие вопросы. Следует отметить, что во Вьетнаме нет ни одной позиции товарной номенклатуры, к которой при импорте не применялась хотя бы одна нетарифная мера. (См. табл. 1.)

В табл. 2 представлены нетарифные меры, применяемые в СРВ, в соответствии с классификацией ЮНКТАД. Санитарные и фитосанитарные меры и технические барьеры в торговле применяются чаще всего - каждая из этих типов мер составила почти 37,5% от общего количества применяемых в торговой политике Вьетнама нетарифных мер. Вместе санитарные и фитосанитарные меры и технические барьеры в торговле составляют три четверти

Таблица 1

Характеристика нормативно-правовой базы, регулирующей применение нетарифных мер в СРВ

№ n/n Показатели Количество единиц нормативно-правовой базы

1 Общие правила, регулирующие HTM 121 нормативный акт

2 Общее количество нотификаций об HTM, поданных в Секретариат ВТО 142 нотификации

3 Общее количество кодифицированных HTM 379 мер

4 Общее количество затронутых HTM товаров (HS-линии, национальные тарифные линии)

4a Общее количество затронутых HTM товаров 9558

4b Доля затронутых HTM товаров в общем объеме импорта, в % 100

5 Общее количество институтов, формирующих нормативно-правовую базу 15

Источник: база данных 2015 NTM database ASEAN-ERIA-UNCTAD raw data.

от всех НТМ, существующих во Вьетнаме. Меры, связанные с экспортом, занимают третье место - на них приходится 16,6% от общего количества НТМ, применяемых в Социалистической Республике Вьетнам.

При присоединении к ВТО Вьетнам взял на себя обязательство полного соответствия требованиям Соглашения ВТО по применению санитарных и фитосанитарных мер, не прибегая к переходным мерам. Были приняты стандарты фитосанитарного и ветеринарного контроля, соответствующие европейским и американским нормам,без специальных условий или ограничений для отдельных стран.

В части СФС-мер Соглашение о свободной торговле между ЕАЭС и Вьетнамом направлено на развитие сотрудничества и содействие обмену информацией между сторонами. При сохранении достаточного уровня защиты, который обеспечивается в соответствии с положениями Соглашения ВТО по СФС, стороны согласились развивать сотрудничество на базе указанного соглашения. В Соглашении заложены базовые механизмы взаимодействия по вопросам признания эквивалентности СФС-мер, адаптации к региональным условиям, проведения аудита и инспектирования, введения чрезвычайных мер. Также для упрощения доступа на рынок в случае заинтересован-

ности национальных экспортеров существует возможность разработки двусторонних документов, подтверждающих безопасность продукции, и проведения совместных консультаций по возможным СФС-барьерам. Таким образом, заложена основа для совместной работы по устранению барьеров в сфере СФС, препятствующих торговле.

Вопросы, связанные со стандартизацией, во Вьетнаме регулируются Законом о стандартах и технических регламентах от 2006 г. № 68/2006/ОН11, в соответствии с которым в СРВ существуют национальные стандарты и стандарты организаций, а также национальные технические регламенты и локальные технические регламенты. Соблюдение технических регламентов является обязательным, соблюдение стандартов остается добровольным. На данный момент во Вьетнаме существует около 6800 национальных стандартов. За нарушение требований по стандартизации и техническому регулированию могут применяться меры административной, гражданско-правовой и уголовной ответственности.

Вьетнамская система стандартов является сложной и не всегда прозрачной - в настоящее время только около 40% национальных стандартов Вьетнама согласованы с международными стандартами. Но СРВ не использует

Код Тип HTM Количество HTM В % к итогу

А Санитарные и фитосанитарные меры (СФС) 142 37,47

В Технические барьеры в торговле (ТБТ) 142 37,47

С Предотгрузочная инспекция и другие формальности 5 1,32

Е Неавтоматическое лицензирование, квоты, запреты, количественные ограничения, не относящиеся к СФС и ТБТ 9 2,37

F Меры ценового контроля, включая дополнительные налоги и сборы 7 1,85

G Финансовые меры 2 0,53

Н Меры, влияющие на конкуренцию 8 2,11

J Ограничения на распространение 1 0,26

Р Меры, связанные с экспортом 63 16,62

Источник: база данных 2015 NTM database ASEAN-ERIA-UNCTAD raw data.

Таблица 2

Нетарифные меры, применяемые в СРВ, классифицируемые по типам (2015 г.)

технические стандарты в качестве нетарифных барьеров. Соглашение о свободной торговле между ЕАЭС и Вьетнамом обеспечивает прозрачность системы технического регулирования Вьетнама для экспортеров стран ЕАЭС.

В СРВ действуют количественные ограничения - такие, как тарифные квоты на соль, яйца, рафинированный сахар и сахар-сырец. Так, на 2015 г. была установлена квота в объеме 46 305 дюжин яиц, непреференциальная импортная пошлина на яйца в рамках квоты установлена на уровне 30%, вне квоты - 80%. Соглашением о свободной торговле между ЕАЭС и Вьетнамом предусмотрена дополнительная специальная квота на поставки яиц домашней птицы, утиных яиц и прочих яиц в объеме 8000 дюжин в год для стран ЕАЭС. Соглашением предусматривается, что ставка внутри квоты составит 15% в 2016 г. и снизится до 0% в 2018 г. Ежегодный рост объемов тарифной квоты составляет 5%.

Ввоз ряда товаров на территорию СРВ запрещен. Механизм лицензирования импорта применяется к двух- или трехколесным транспортным средствам с объемом двигателя от 175 см3 и выше, спортивным ружьям и товарам, импорт которых контролируется в рамках международных договоров и соглашений, подписанных правительством СРВ. Министерство промышленности и торговли Вьетнама периодически обновляет перечень товаров, к которым применяется система выдачи автоматической лицензии на импорт, и выделяет квоты в соответствии с действующим законодательством о лицензировании импорта. В

Соглашении о свободной торговле между ЕАЭС и СРВ предусмотрено внедрение процедур лицензирования импорта прозрачным и предсказуемым образом в соответствии с Соглашением ВТО по процедурам лицензирования импорта.

Вопросы защиты интеллектуальной собственности, принципы и правила конкуренции, механизмы решения споров, ветеринарные и фитосанитарные меры и многие другие положения Соглашения разработаны и согласованы сторонами на основе правил ВТО, что обеспечивает соблюдение интересов всех участников Соглашения. Таким образом, вместе с тарифной либерализацией Соглашение предусматривает механизмы защиты внутренних рынков стран-участниц для «чувствительных» товаров, а также защищает от проникновения на них некачественных товаров, не превращая нетарифные меры в торговые барьеры. Ожидается, что благодаря Соглашению к 2020 г. взаимный товарооборот между странами ЕАЭС и Вьетнамом вырастет до 10 млрд. долл.

Евразийский экономический союз намерен расширять связи со странами Азиатско-Тихоокеанского региона. Вьетнам может стать опытной площадкой, на которой ЕАЭС предстоит отработать механизмы свободной торговли с третьими странами. По заявлению первого заместителя министра экономического развития РФ Алексея Лихачева, все страны, входящие в Ассоциацию государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН), изъявляют желание создать зону свободной торговли с Россией и Евразийским экономическим союзом. ■

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.