НАЧАЛО ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ЗОНЫ СВОБОДНОЙ ТОРГОВЛИ ЕВРАЗИЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОЮЗА И СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЙ РЕСПУБЛИКИ ВЬЕТНАМ
Надежда ВОЛОВИК
Заведующий лабораторией внешнеэкономической деятельности Института экономической политики имени Е.Т. Гайдара. Е-таН; [email protected]
С 5 октября 2016 г. начнет действовать Соглашение о свободной торговле между Евразийским экономическим союзом и Социалистической Республикой Вьетнам. Документ, предполагающий упрощение доступа на свои рынки в рамках взаимной торговли стран-участниц, позволит значительно увеличить их товарооборот. Ценность Соглашения состоит также в отработке переговорных практик и механизмов реализации подобных документов для ЕАЭС.
Ключевые слова: зона свободной торговли, Евразийский экономический союз, Социалистическая Республика Вьетнам.
Создание Евразийского экономического союза (ЕАЭС) проходит в условиях серьезной трансформации условий международной торговли в результате активизации формирования региональных торговых соглашений (РТС). В рамках Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ) за период с 1948 по 1994 гг. было получено 124 уведомления о заключении соглашений об РТС. К моменту создания Всемирной торговой организации (ВТО) в 1995 г. действующими оставались около 50 соглашений. Однако за последующие 20 лет уже в Секретариат ВТО поступило 460 уведомлений о создании РТС, из которых в настоящее время действующими являются 267, среди них 90% составляют соглашения о зонах свободной торговли (ЗСТ) и 10% - договоренности о создании таможенных союзов.
В региональных торговых соглашениях участвуют все члены ВТО, за исключением Монголии. Многие страны заключили по нескольку таких соглашений. Например, Социалистическая Республика Вьетнам (СРВ) к настоящему моменту подписала 12 двух- и многосторонних соглашений о зоне свободной торговли, 8 из которых вступили в силу. Так, являясь членом Ассоциации государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН), СРВ участвует в формировании зоны свободной торговли с Австралией, Новой Зеландией, Китайской Народной
Республикой, Индией, Японией, Республикой Корея. Двусторонние соглашения о зоне свободной торговли Вьетнам заключил с Чили, Японией, Республикой Корея, ЕАЭС, Европейским Союзом. Правительством Вьетнама подписано Соглашение о Транс-Тихоокеанском партнерстве.
5 октября 2016 г. вступает в силу Соглашение о свободной торговле между Евразийским экономическим союзом и Социалистической Республикой Вьетнам (далее - Соглашение), которое создает новые условия для торгово-экономической деятельности компаниям ЕАЭС и Вьетнама. Для ЕАЭС это первое Соглашение о зоне свободной торговли с третьим государством.
Выбор Вьетнама, как первой страны для создания зоны свободной торговли со странами ЕАЭС, обусловлен сочетанием таких факторов, как незначительные торговые риски и большое политическое значения на международной арене. При этом структура экспорта СРВ и стран ЕАЭС такова, что ключевые экспортные позиции не будут конкурировать друг с другом на внутреннем рынке стран-участников Соглашения, что позволит достичь того баланса выгод для всех сторон, который лежит в основе успешной зоны свободной торговли.
На данный момент товарооборот между Вьетнамом и государствами ЕАЭС занимает
небольшую долю в объеме торговли каждой из сторон: в 2015 г. внешнеторговый оборот между странами ЕАЭС и Вьетнамом составил 4,3 млрд. долл. (1,13% внешнеторгового оборота СРВ и 0,64% внешнеторгового оборота ЕАЭС), при этом 91,2% оборота приходилось на торговлю с Российской Федерацией. (См. рисунок.)
Российско-вьетнамский товарооборот после глубокого провала в 1990-е годы восстанавливался медленно и неравномерно, так как за годы отсутствия России на вьетнамском рынке тот оказался заполнен конкурентами. Тем не менее в период с 2006 по 2015 гг. объем двусторонней торговли между Россией и Вьетнамом увеличился в 6 раз - с 653,4 млн. долл. до 3,85 млрд. долл. При этом поставки вьетнамских товаров в РФ увеличились в 5,9 раза, а поставки российских товаров во Вьетнам - в 6,1 раза. В 2015 г. внешнеторговый оборот между странами вырос по сравнению с 2014 г. на 4% за счет увеличения поставок во Вьетнам российских товаров на 26,9% - до 1,8 млрд. долл., что явилось максимальным уровнем за последние десять лет. Объем импорта вьетнамских товаров в РФ сократился за тот же период на 10,5% - до 2,05 млрд. долл. За первые семь месяцев 2016 г. товарооборот между странами
вырос более чем на 11% и составил около 2 млрд. долл. В последние годы в торговле с СРВ для России сохраняется устойчивое отрицательное сальдо торгового баланса.
В отличие от эпохи советско-вьетнамского сотрудничества российско-вьетнамские отношения в настоящее время обусловлены не политической конъюнктурой, а интересами рынка. В результате структура российско-вьетнамского торгового оборота за последние годы сильно изменилась в неблагоприятную для Российской Федерации сторону: Россия перестала поставлять во Вьетнам машины и оборудование в тех объемах, которые достигались в советский период; Вьетнам же вместо преимущественно сельскохозяйственного сырья и морепродуктов стал поставлять в Россию высокотехнологичные товары.
В 2011-2013 гг. продукция обрабатывающей промышленности (как правило, с высокой добавленной стоимостью) в экспорте России в СРВ занимала большую долю в связи с реализацией во Вьетнаме крупных инфраструктурных проектов совместно с российской стороной в области транспортного машиностроения, электроэнергетики, добычи природных ресурсов и их переработки. Однако в 20142015 гг. доля высокотехнологичной продукции
Основные показатели внешней торговли ЕАЭС и СРВ, млн. долл.
3000
2000
1000
-1000
-2000
2006
2007
2008
2009
2012
2013
2010 2011 Годы
-Экспорт ЕАЭС в СРВ -Импорт ЕАЭС из СРВ i i Сальдо
Источник: International Trade Centre: http://www.trademap.org/tradestat/Product_SelCountry_TS.aspx7nvpml
2014
2015
в российском экспорте во Вьетнам резко сократилась. В частности, доля машин и оборудования в 2015 г. уменьшилась до 28,2% против 66,4% в 2012 г. и 48,4% в 2013 г.
Структура поставок вьетнамских товаров в Российскую Федерацию также изменилась: если десять лет назад основная доля в ней приходилась на продовольственные товары (в 2006 г. - 62,1%), то сейчас на первом месте находятся машины и оборудование (в 2016 г.
- 5,7%, в 2015 г. - 54,7%). Традиционно высокой остается доля текстильных изделий и обуви (в 2006 г. - 22,2%, в 2015 г. - 21,5%).
До 5 октября 2016 г. торговля стран ЕАЭС с Вьетнамом осуществлялась в режиме наибольшего благоприятствования - применяемый средневзвешенный тариф СРВ составлял 9,5% (для сельскохозяйственной продукции
- 16,3%, для несельскохозяйственной -8,4%). Но после вступления в силу Соглашения Вьетнам должен будет отменить для поставщиков из стран ЕАЭС ввозные таможенные пошлины более чем на 58% тарифных позиций от общей товарной номенклатуры. В отношении еще 30% тарифных позиций ставки ввозных таможенных пошлин будут снижаться в течение 12 лет и достигнут 0% к 2027 г., после чего средняя ставка вьетнамских таможенных пошлин в торговле со странами
ЕАЭС снизится до 1%. В то же время для Вьетнама средняя арифметическая пошлина снизится с 9,7 до 2%.
На оставшиеся 12% тарифных позиций ввозные таможенные пошлины сохраняются как для вьетнамской стороны, так и для стран ЕАЭС. То есть Соглашение не предусматривает полной тарифной либерализации; кроме этого сохраняется возможность защиты внутреннего рынка с помощью нетарифных мер (НТМ): Соглашение регламентирует правила определения происхождения продукции, таможенное администрирование, санитарные и фитосанитарные меры, государственные закупки и многие другие вопросы. Следует отметить, что во Вьетнаме нет ни одной позиции товарной номенклатуры, к которой при импорте не применялась хотя бы одна нетарифная мера. (См. табл. 1.)
В табл. 2 представлены нетарифные меры, применяемые в СРВ, в соответствии с классификацией ЮНКТАД. Санитарные и фитосанитарные меры и технические барьеры в торговле применяются чаще всего - каждая из этих типов мер составила почти 37,5% от общего количества применяемых в торговой политике Вьетнама нетарифных мер. Вместе санитарные и фитосанитарные меры и технические барьеры в торговле составляют три четверти
Таблица 1
Характеристика нормативно-правовой базы, регулирующей применение нетарифных мер в СРВ
№ n/n Показатели Количество единиц нормативно-правовой базы
1 Общие правила, регулирующие HTM 121 нормативный акт
2 Общее количество нотификаций об HTM, поданных в Секретариат ВТО 142 нотификации
3 Общее количество кодифицированных HTM 379 мер
4 Общее количество затронутых HTM товаров (HS-линии, национальные тарифные линии)
4a Общее количество затронутых HTM товаров 9558
4b Доля затронутых HTM товаров в общем объеме импорта, в % 100
5 Общее количество институтов, формирующих нормативно-правовую базу 15
Источник: база данных 2015 NTM database ASEAN-ERIA-UNCTAD raw data.
от всех НТМ, существующих во Вьетнаме. Меры, связанные с экспортом, занимают третье место - на них приходится 16,6% от общего количества НТМ, применяемых в Социалистической Республике Вьетнам.
При присоединении к ВТО Вьетнам взял на себя обязательство полного соответствия требованиям Соглашения ВТО по применению санитарных и фитосанитарных мер, не прибегая к переходным мерам. Были приняты стандарты фитосанитарного и ветеринарного контроля, соответствующие европейским и американским нормам,без специальных условий или ограничений для отдельных стран.
В части СФС-мер Соглашение о свободной торговле между ЕАЭС и Вьетнамом направлено на развитие сотрудничества и содействие обмену информацией между сторонами. При сохранении достаточного уровня защиты, который обеспечивается в соответствии с положениями Соглашения ВТО по СФС, стороны согласились развивать сотрудничество на базе указанного соглашения. В Соглашении заложены базовые механизмы взаимодействия по вопросам признания эквивалентности СФС-мер, адаптации к региональным условиям, проведения аудита и инспектирования, введения чрезвычайных мер. Также для упрощения доступа на рынок в случае заинтересован-
ности национальных экспортеров существует возможность разработки двусторонних документов, подтверждающих безопасность продукции, и проведения совместных консультаций по возможным СФС-барьерам. Таким образом, заложена основа для совместной работы по устранению барьеров в сфере СФС, препятствующих торговле.
Вопросы, связанные со стандартизацией, во Вьетнаме регулируются Законом о стандартах и технических регламентах от 2006 г. № 68/2006/ОН11, в соответствии с которым в СРВ существуют национальные стандарты и стандарты организаций, а также национальные технические регламенты и локальные технические регламенты. Соблюдение технических регламентов является обязательным, соблюдение стандартов остается добровольным. На данный момент во Вьетнаме существует около 6800 национальных стандартов. За нарушение требований по стандартизации и техническому регулированию могут применяться меры административной, гражданско-правовой и уголовной ответственности.
Вьетнамская система стандартов является сложной и не всегда прозрачной - в настоящее время только около 40% национальных стандартов Вьетнама согласованы с международными стандартами. Но СРВ не использует
Код Тип HTM Количество HTM В % к итогу
А Санитарные и фитосанитарные меры (СФС) 142 37,47
В Технические барьеры в торговле (ТБТ) 142 37,47
С Предотгрузочная инспекция и другие формальности 5 1,32
Е Неавтоматическое лицензирование, квоты, запреты, количественные ограничения, не относящиеся к СФС и ТБТ 9 2,37
F Меры ценового контроля, включая дополнительные налоги и сборы 7 1,85
G Финансовые меры 2 0,53
Н Меры, влияющие на конкуренцию 8 2,11
J Ограничения на распространение 1 0,26
Р Меры, связанные с экспортом 63 16,62
Источник: база данных 2015 NTM database ASEAN-ERIA-UNCTAD raw data.
Таблица 2
Нетарифные меры, применяемые в СРВ, классифицируемые по типам (2015 г.)
технические стандарты в качестве нетарифных барьеров. Соглашение о свободной торговле между ЕАЭС и Вьетнамом обеспечивает прозрачность системы технического регулирования Вьетнама для экспортеров стран ЕАЭС.
В СРВ действуют количественные ограничения - такие, как тарифные квоты на соль, яйца, рафинированный сахар и сахар-сырец. Так, на 2015 г. была установлена квота в объеме 46 305 дюжин яиц, непреференциальная импортная пошлина на яйца в рамках квоты установлена на уровне 30%, вне квоты - 80%. Соглашением о свободной торговле между ЕАЭС и Вьетнамом предусмотрена дополнительная специальная квота на поставки яиц домашней птицы, утиных яиц и прочих яиц в объеме 8000 дюжин в год для стран ЕАЭС. Соглашением предусматривается, что ставка внутри квоты составит 15% в 2016 г. и снизится до 0% в 2018 г. Ежегодный рост объемов тарифной квоты составляет 5%.
Ввоз ряда товаров на территорию СРВ запрещен. Механизм лицензирования импорта применяется к двух- или трехколесным транспортным средствам с объемом двигателя от 175 см3 и выше, спортивным ружьям и товарам, импорт которых контролируется в рамках международных договоров и соглашений, подписанных правительством СРВ. Министерство промышленности и торговли Вьетнама периодически обновляет перечень товаров, к которым применяется система выдачи автоматической лицензии на импорт, и выделяет квоты в соответствии с действующим законодательством о лицензировании импорта. В
Соглашении о свободной торговле между ЕАЭС и СРВ предусмотрено внедрение процедур лицензирования импорта прозрачным и предсказуемым образом в соответствии с Соглашением ВТО по процедурам лицензирования импорта.
Вопросы защиты интеллектуальной собственности, принципы и правила конкуренции, механизмы решения споров, ветеринарные и фитосанитарные меры и многие другие положения Соглашения разработаны и согласованы сторонами на основе правил ВТО, что обеспечивает соблюдение интересов всех участников Соглашения. Таким образом, вместе с тарифной либерализацией Соглашение предусматривает механизмы защиты внутренних рынков стран-участниц для «чувствительных» товаров, а также защищает от проникновения на них некачественных товаров, не превращая нетарифные меры в торговые барьеры. Ожидается, что благодаря Соглашению к 2020 г. взаимный товарооборот между странами ЕАЭС и Вьетнамом вырастет до 10 млрд. долл.
Евразийский экономический союз намерен расширять связи со странами Азиатско-Тихоокеанского региона. Вьетнам может стать опытной площадкой, на которой ЕАЭС предстоит отработать механизмы свободной торговли с третьими странами. По заявлению первого заместителя министра экономического развития РФ Алексея Лихачева, все страны, входящие в Ассоциацию государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН), изъявляют желание создать зону свободной торговли с Россией и Евразийским экономическим союзом. ■