УДК 223
Д.Р. МИРОНОВА
Казанский (Приволжский) федеральный университет, г. Казань, Россия
Р.Р. МУХАМЕТЗЯНОВ
Казанский (Приволжский) федеральный университет, г. Казань, Россия
НАЧАЛЬНЫЙ ЭТАП ЗАРОЖДЕНИЯ И ФОРМИРОВАНИЯ МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ КОРЕИ
Миронова Дарья Робертовна, магистр, Институт международных отношений и востоковедения, Казанский (Приволжский) федеральный университет E-mail: yoonverner@gmail.com
Мухаметзянов Рустем Равилевич, к.ист. н., доцент, Институт международных отношений и востоковедения, Казанский (Приволжский) федеральный университет
E-mail: rustemr@mail.ru
Аннотация. В данной работе рассматривается зарождение и начальный этап формирования и развития музыкальной культуры на корейском полуострове. Немаловажным аспектом статьи является роль корейской музыкальной культуры в шаманизме, ведь именно шаманская музыка стала первой ступенью формирования корейских музыкальных традиций. Кроме того, в последующие этапы развития корейкой музыки прослеживается сильное влияние китайской культуры, некоторые особенности которой корейцы переняли и успешно ассимилировали. Несмотря на многочисленные влияния из-за рубежа, корейская музыкальная традиция устояла и даже спустя столетия сохранила свою самобытность.
Ключевые слова и фразы: Корея, Китай, музыка, шаманизм, конфуцианство, диалог культур.
Благодарности: Данная работа осуществлялась при поддержке Базовой университетской программы исследований Кореи через Министерство образования Республики Корея и Службы содействия развитию корееведения Академии корееведения (AKS-2019-OLU-2250001).
Для цитирования: Миронова Д.Р., Мухаметзянов Р.Р. Начальный этап зарождения и формирования музыкальной культуры Кореи // Корееведение в России: направление и развитие. 2022. Т. 3. № 3. С. 37-42.
D.R. MIRONOVA
Kazan (Volga region) Federal University, Kazan, Russia
R.R. MUKHAMETZYANOV
Kazan (Volga region) Federal University, Kazan, Russia
THE INITIAL PHASE OF THE ORIGIN AND FORMATION OF THE MUSICAL CULTURE OF KOREA
Daria R. Mironova, master student, Institute of International Relations and Oriental Studies, Kazan (Volga region) Federal University E-mail: yoonverner@gmail.com
Rustem R. Mukhametzyanov, Ph.D of Historical Sciences, assistant professor, Institute of International Relations and Oriental Studies, Kazan (Volga region) Federal University E-mail: rustemr@mail.ru
Abstract. This paper examines the origin and initial stage of the formation and development of musical culture on the Korean Peninsula. An important aspect of the article is the role of Korean musical culture in shamanism, because it was shamanic music that became the first step in the formation of Korean musical traditions. In addition, in the subsequent stages of the development of Korean music, a strong influence of Chinese culture can be traced, some features of which the Koreans adopted and successfully assimilated. Despite numerous influences from abroad, the Korean musical tradition has endured and even centuries later retained its originality.
Key words and phrases: Korea, China, music, shamanism, Confucianism, dialogue of cultures.
Acknowledgment: This work was supported by the Core University Program for Korean Studies through the Ministry of Education of the Republic of the Korea and Korean Studies Promotion Service of the Academy of Korean Studies (AKS-2019-OLU-2250001).
■■■■ii ■■■in iiiiii iiiiii ■■■■■■ ■■■■■■ ■■■■■■ ■■■■■■ ■■■iniiiiii iiiiii ■■■■■■ ■■■■■■■■■■■■ ■■■■■■ ■■■in iiiiii iiiiii ■■■■■■ iiiiii ■■■■■■ ■■■in iiiiii iiiiii ■■■■■■ ■■■■■■ ■■■■■■ ■■■■■■ ■■■■■■ ■■■■■■■■■■■■ ■■■■■■ ■■■■■■■■■■■■ ■■■■■■ ■■■■■■ ■■■■■■ ■■■■■■ ■■■■■■ ■■■■■■■■■■■■ ■■■■■■ ■■■■■■ ■■■■■■ ■■■■■■ ■■■■■■ ■■■■■■ ■■■■■■ ■■■■■■ ■■■■■■ ■■■■■■ ■■■■■■ ■■■■■■ ■■■■■■ ■■■■■■ ■■■■■■ ■■■■■■■■■■■■ ■■■■■■ ■■■■■■ ■■■■■■ ■■■■■■ ■■■■■■ ■■■■■ ■■■■■■ ■■■■■■ ■■■■■■ ■■■■■■ ■■■■■■ ■■■■■■ ■■■■■■ ■■■■■■ ■■■■■■ ■■■■■■ ■■■■■■ ■■■■■■ ■■■■■■ ■■■■■■ ■■■■■■ ■
For citation: Mironova D.R., Mukhametzyanov R.R. The initial phase of the origin and formation of the musical culture of Korea // Korean Studies in Russia: Direction and Development. Vol. 3. № 3. P. 37-42.
Введение
Сегодня с корейской культурой знаком весь мир. Это произошло благодаря невероятному успеху Южнокорейского феномена «Халлю». Выход корейской поп культуры на мировую арену позволил ей распространить свое влияние не только на соседние Восточные страны, но и на страны Запада. Мы наблюдаем, как с каждым годом возрастает популярность южнокорейских айдол-групп.
Выход корейских музыкантов на мировую арену означал, что происходит заимствование и глубокое восприятие мировых музыкальных трендов. Но вместе с тем корейская музыка не теряет своих особенностей, она по-прежнему остается уникальной. Фактически мы видим на практике активную вовлеченность Кореи в глобальные процессы, при этом сохраняя свою са-
мобытность. В условиях существования в глобальном культурном пространстве очень важной задачей становится сохранение единства традиционного и инновационного, гармонируя с традициями культур других стран. С ростом актуальности данной проблематики возникает и интерес к истории корейской музыки, к истокам ее традиций.
Сложно точно обозначить, когда зародилась музыкальная культура Кореи. Можно лишь предположить, что ее зарождение относится к тому периоду, когда люди стали пытаться достичь гармонии с природой через призму религиозного сознания. Именно в рамках древних религиозных практик музыка становится обязательным элементом достижения гармонии.
В Корейской музыкальной традиции изначально присутствовали этическое и эстетическое
начала, отражая стремление культуры достичь гармонии с миром. Но это стремление имело динамику. Это было обусловлено и переменами пространства, в котором жили корейцы, и влиянием на их культуру извне. Создавая культурный синтез и сквозь года трансформируя свое музыкальное искусство, Корея смогла создать неповторимую и свойственную только ей, уникальную музыкальную традицию.
Учитывая актуальность проблемы соотношения глобального и национального в культурном пространстве, мы считаем, что имеет смысл изучить становление корейской музыкальной традиции, как пример успешного синтеза и «сохранения своего лица».
Результаты исследования
Музыка с давних времен играла важнейшую роль в духовной жизни человека. Она была частью ритуала, который включал в себя поэзию, танец и музыку. Это единство определило особенности той системы, которая складывается в дальневосточном регионе. И если в последующем танец сливается с ритуальным действием, то музыка и поэзия (песня) становятся очень важными этическими категориями. Это в свою очередь приводит к тому, что музыке стали приписываться функции соучастника мироздания, гармонизации общества и универсума. Данный момент очень хорошо отражен в китайской канонической литературе. Например, в трактатах «Ли цзи» и «Ши цзи» имеются отдельные главы посвященные музыке. В «Чжуан цзы» можно найти текст о роли музыки в постижении дао. А в «Люйши чуньцю» можно найти не просто рассуждения о музыке и ее связи с ритуалом (ли), но и ее роль в космологическом процессе. Причем тексты подобного рода в Китае создаются и в средние века, например трактат «Зеркало просветленного духа» [1]. Таким образом, можно сделать вывод, что для Востока музыка считалась очень важной частью жизни, и она находилась под пристальным взором книжной традиции.
Музыка дальневосточного региона действительно очень тесно связана с религией. Она являлась неотъемлемой частью ритуала, выступая в роли проводника между человеком и силами мироздания. Без музыки не обходились ни жертвоприношения, ни бытовые ритуалы, каждое событие отмечалось с музыкальным сопровождением. Поэтому многие исследователи скло-
няются к мнению о том, что религия тесно связана с музыкой [2, С.12].
Довольно трудно сказать, когда зародилась музыкальная культура Кореи. Мы можем только предполагать, что история музыки, в частности корейской, берет свое начало в тот период, когда человек становится открытым к постижению мира и пытается выразить свое к нему отношение. Можно также сделать предположение, что, как и в других странах мира, появление музыки на Корейском полуострове так или иначе связано с формированием религиозного сознания. А оно в свою очередь ведет нас к шаманизму, в рамках которого огромное значение имеет музыкальное сопровождение.
Но корейский шаманизм имеет одну важную особенность. Дело все в том, что в период Троецарствия он был государственной религией. Это вело к тому, что шаманский ритуал стал сложным и у него появились устоявшиеся формы проведения кута. Соответственно, музыка, используемая в шаманских ритуалах, в Корее также стала усложняться. На итоге это привело к тому, что мы имеем три формы корейской шаманской музыки: «чистая», гибридная и концертная форма шаманской ритуальной музыки. Здесь можно вспомнить, что у шаманов есть музыкальное сопровождение в виде ансамбля, состоящий из 6-8 человек. Эта музыка, исполняемая ансамблем музыкантов профессионалов, называется синави Обычно музыкан-
ты неподвижно сидят позади шаманки и танцоров. Для этой музыки свойственно спокойное начало с последующим ускорением, наращивая напряжение. Такие ансамбли не всегда отражают подлинную суть шаманизма.
В последующие периоды истории Кореи связаны с влиянием культуры Китая и заимствованием ее религиозно-философских систем. Это приводит к тому, что шаманизм перестает быть государственной религиозной системой, которую исповедуют аристократы во главе с правителем. Но шаманизм не пропадает, а приобретает народный статус. В итоге это приводит к тому, что народная музыка и шаманская становятся очень близки. Так, например, на основе музыкальных диалектов и инструментовок Корею можно разделить на пять областей с разными видами шаманской музыки: центральную, северо-западную, восточную, юго-западную и районы острова Чед-жу. Эта классификация тесно связана с разделе-
нием по языковым диалектам. Аналогичным образом классифицируются и народные песни.
Также можно отметить, что существуют жанры, которые произошли от шаманской музыки. В первую очередь это нонгак Нонгак - это
популярное исполнительское искусство, основанное на общинных обрядах и деревенских развлечениях. Это жанр, сочетающий в себе ансамбль ударных, а иногда и духовые инструменты, шествие, танцы, драму и акробатические трюки. Существуют отличительные региональные стили нонгака, их тоже пять [3, Р. 21]. Интересно то, что инструменты нонгак, такие как малый гонг, большой гонг, бочкообразный барабан и барабан-песочные часы, используются в шаманских обрядах и то, что нонгак и кут изначально были синонимами, демонстрируют нам связь между двумя музыкальными жанрами.
Эта связь была взаимной, в ритуальную шаманскую музыку включались целые народные песни, и наоборот. Например, чанбу-тарён
и норэкарак (^^7^^), исполнявшиеся в районе современного Сеула, относились к шаманской музыке, но впоследствии трансформировались в народную. Такая близость шаманской и народной музыки не случайно, так как шаманы, после периода Троецарствия стали ориентироваться, прежде всего, на простой народ. А для человека того времени важна была узнаваемость, игра со знакомыми шаблонами. Кроме того, можно отметить, что шаманская музыка имеет разные характеристики в зависимости от региона, из которого она происходит, и в целом имеет тот же стиль и ритме, что и народные песни этого региона. Все это говорит нам о том, что, скорее всего, в рамках корейского шаманизма уже изначально существовала региональная специфика, которая в последующем усилилась.
Также необходимо отметить, что после периода Троецарствия шаманизм, оттесненный конфуцианством и буддизмом от аристократической среды, фактически ушел в народ. Фактически он стал для простых корейцев той духовной основой, которая была для него понятна и проста. Данную ситуацию можно сравнить с тем, что происходит в это время в Китае. Дело в том, что господство в Поднебесной конфуцианства привело к тому, что на долю простого народа остался религиозный даосизм. Фактически здесь мы видим распад на народную и элитарную сферу культуры. Как отмечает В.В. Малявин «граница меж-
ду элитарной и народной культурами пролегает через религиозную жизнь средневекового китайского общества» [4, С.171-174.]. Как мы видим и в Кореи, и в Китае ситуации схожие и граница действительно пролегает, через религиозную жизнь. Но все же есть отличия. Это прежде всего шаманизм, которые после периода Троецарствия вышел более утонченным и смог обогатить народную музыкальную культуру.
Но в период Троецарствия, конечно, была и светская придворная музыка. Так в Когуре, по мнению исследователей, была распространена вокально-танцевальная композиция каму (ка -песня, му - танец), имеющая схожие черты с пе-сенно-танцевальной композицией Древнего Китая - гэу. Данное предположение основывается на найденных фресках гробниц [5]. О музыкальной жизни государства Пэкче почти ничего не известно. В государстве Силла, напротив, велась очень активная музыкальная деятельность. В столице устраивались концерты придворного оркестра, насчитывавшего более сотни музыкантов. Особое место среди выступлений занимали танцы в масках тальчхум и выступления хваранов.
С 676 г. по 918 г. наступает период музыки государства Объединенная Силла. В этот период была распространена музыка хянгак (местная, родная музыка). В 888 году был издан «Сборник родных песен трех периодов» («Хангачип самдэ-мок»). Этот сборник не сохранился, но названия песен из него упоминаются в хронике «Самгук юса» [6]. В конце IX века началось распространение буддийского церемониального пения помпхэ. Таким образом, мы видим, что музыкальная придворная традиция имеет и региональную традицию, и освещение в книжной культуре.
Пожалуй, самая важная музыкальная деятельность в этот период была связана с национальными событиями, сосредоточенными на королевском дворе, и среди них особо следует отметить внедрение конфуцианской ритуальной музыки аак из Китая. В этот средневековый пери-
од, и особенно в эпоху Чосона, господствующей идеологией государства было конфуцианство. Свергнув предыдущую династию и установив новую, правители почувствовали необходимость не только оправдать собственную революцию и стабилизировать общественные настроения, но и заручиться поддержкой своего могущественного соседа Китая. Соответственно, они приняли китайскую доктрину церемонии еак (^1^).
Аак был впервые представлен в XII веке во время династии Корё, но его золотой век пришелся на XV век во время правления короля Седжона (1418-1450), известного как величайший монарх Кореи. В тот период многие ученые стремились возродить церемониальную музыку древней китайской династии Чжоу, и в конечном итоге был создан и исполнен новый аак как преемник древней китайской традиции. В этот период была создана оригинальную систему нотной записи чонганпо - один из видов мензуральной (линейной ритмической) нотации, а также классификация придворной и народной музыки. В 1493 году группой ученых во главе с Сон Хеном и при правлении правнука Седжона - Сончжона - была создана первая музыкальная энциклопедия - «Ак-хак квебом» [7, С.309].
Однако наиболее важно то, что китайская конфуцианская философия музыки оказала глубокое влияние на корейскую придворную музыку в целом. В результате в наше время слово аак стало использоваться по отношению ко всей музыке, исполняемой при дворе, включая репертуар хян-гака корейского происхождения. Но хотя такое широкое использование аак, кажется, предназначено для того, чтобы связать всю корейскую придворную музыку с китайской философией, сама музыка уникальна по стилю и не может быть найдена в Китае, изначальном источнике аака. Концептуально эта элитная музыкальная традиция сформировалась под влиянием Китая, но по своему звучанию, ритмам и тону — это было уже оригинальное корейское творение.
Импорт и кореянизация китайской поэзии и музыки стали возможными благодаря таким факторам, как: непредубежденная готовность принимать иностранную музыку без сопротивления и музыкальная способность сделать эту музыку своей собственной. Таким образом, хотя корейская музыка или, по крайней мере, музыка правящего класса, находилась под сильным влиянием китайской музыки, в процессе импортированная музыка была полностью кореянизиро-вана и приобрела уникальный характер, который нельзя найти нигде в Китае. Здесь также можно вспомнить строки из одного из разделов «Истории Трех Государств», посвященном музыке:
«Король Касил из королевства Кайя увидел цитру империи Тан и изменил ее, потому что, по его словам, «в каждой стране есть свой язык и диалекты, так как же музыка может быть везде одинаковой?» [8, С. 235]
Тем не менее, корейцы приняли китайскую музыку как некий фундамент в некоторых музыкальных сферах, затем перестраивая и объединяя их со своими собственными музыкальными традициями. В музыке корейцы следовали китайцам только в философии и общих принципах, в то время как инструменты, мелодии, ритмы и фактические звуки музыки были оригинальными корейскими творениями, почти не подверженными влиянию китайской музыки. Возможно, поэтому корейцы часто говорят, что традиционная музыка гугак (на корейском) - это дух нации.
Выводы
Музыкальная культура Кореи прошла долгий путь развития. Ее зарождение истоками уходит в глубокую древность, когда у людей того времени начинает формироваться религиозное сознание. Одной из древнейших корейских религий является шаманизм, а основой корейской традиционной музыки можно назвать музыку шаманских ритуалов. Со временем жанры шаманской музыки, например, чанбу-тарён и норэкарак, трансформировались в жанры народного музыкального искусства.
Но кроме музыки шаманских ритуалов была еще и придворная музыка, которая не только обогатила шаманизм в период Троецарствия, но и развивалась, формируя уникальную корейскую музыкальную традицию. Постепенно корейская музыкальная культура все больше развивалась, и, конечно же, она взаимодействовала с культурами соседних стран, в частности с Китаем. Когда в Корею начинает проникать конфуцианство, наступает новый этап развития корейской музыки. Но, невзирая на это, корейская музыкальная традиция устояла и сохранила свою самобытность. Особую роль в этом процессе сыграл король Седжон, который был нацелен на развитие исконно корейских традиционных музыкальных особенностей.
Список литературы
1. Гудимова С. А. Символика китайской музыки // Вестник культурологии. 2003. № 3. URL: https:// cyberleninka.ru/article/n/simvolika-kitayskoy-muzyki (дата обращения: 21.02.2022).
2. Борев Ю. Б. Эстетика / Ю.Б. Борев. М.: Русь Олимп; АСТ; Астрель, 2005. - С.12.
3. Hahn, Man-young. The Origin of Korean Music / Hahn Man-young // The World of Music, - Vol. 27, No. 2. -1985. - С. 21
4. Малявин В. В. О религиозном аспекте народной (локальной) культуры в средневековом Китае. // Общество и государство в Китае. 12-ая научная конференция, ч.1. - М., 1981. - С.171 - 179.
5. Keith Howard. Different Spheres: Perceptions of Traditional Music and Western Music in Korea. / Keith Howard // The World of Music: Cultural Concepts of Hearing and Listening. - Vol. 39, No. 2. - 1997. - pp. 61-67.
6. Ирен. Самгук Юса («Оставшиеся сведения о трех государствах»). Перевод Ю.В. Болтач. - М.: Гиперион, 2018. - 896 с.
7. Тювикова Т. Н. Истоки и тенденции развития традиционной корейской музыки. / Т.Н. Тювикова // Вестн. Таганрогского инс-та им. А.П. Чехова, 2019 - №1. - С. 309.
8. Ким Бу Сик. Самгук саги («Исторические записи трех государств»). Перевод М. Н. Пака. - М.: Восточная литература, 2001. - С. 235.
References
1. Gudimova S. A. Simvolika kitayskoy muzyki // Vestnik kul'turologii. - 2003. № 3. - URL: https://cyberleninka. ru/article/n/simvolika-kitayskoy-muzyki (дата обращения: 21.02.2022).
2. Borev YU. B. Estetika / YU.B. Borev. M.: Rus' Olimp; AST; Astrel', 2005. - S. 12.
3. Hahn, Man-young. The Origin of Korean Music / Hahn Man-young // The World of Music, - Vol. 27, No. 2. -1985. - S. 21.
4. Malyavin V. V. O religioznom aspekte narodnoy (lokal'noy) kul'tury v srednevekovom Kitaye. // Obshchestvo i gosudarstvo v Kitaye. 12-aya nauchnaya konferentsiya, ch.1. - М., 1981. - С. 171-179.
5. Keith Howard. Different Spheres: Perceptions of Traditional Music and Western Music in Korea. / Keith Howard // The World of Music: Cultural Concepts of Hearing and Listening. - Vol. 39, No. 2. - 1997. - pp. 61-67.
6. Iren. Samguk Yusa («Ostavshiyesya svedeniya o trekh gosudarstvakh»). Perevod YU.V. Boltach. - M.: Giperion, 2018. - 896 s.
7. Tyuvikova T. N. Istoki i tendentsii razvitiya traditsionnoy koreyskoy muzyki. / T.N. Tyuvikova // Vestn. Taganrogskogo ins-ta im. A.P. Chekhova, 2019 - №1. - S. 309.
8. Kim, Bu Sik. Samguk sagi («Istoricheskiye zapisi trekh gosudarstv»). Perevod M. N. Paka. - M.: Vostochnaya literatura, 2001. - S. 235.
Дата поступления / Received 28.03.2022 Дата принятия в печать /Accepted 18.04.2022
© Д.Р. Миронова, Р.Р. Мухаметзянов, 2022 © D.R. Mironova, R.R. Mukhametzyanov., 2022