Научная статья на тему 'НАЧАЛЬНЫЙ ЭТАП ОБУЧЕНИЯ ИГРЫ НА САКСОФОНЕ НА ОСНОВЕ КООПЕРИРОВАНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА'

НАЧАЛЬНЫЙ ЭТАП ОБУЧЕНИЯ ИГРЫ НА САКСОФОНЕ НА ОСНОВЕ КООПЕРИРОВАНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА Текст научной статьи по специальности «Социальные науки»

CC BY
5
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
музыкальная школа / саксофон / кооперировано-деятельностный подход / мотивация / ансамбль. / music school / saxophone / cooperative-activity approach / motivation / ensemble.

Аннотация научной статьи по социальным наукам, автор научной работы — Сы Чэнькай

В данной статье поднимается вопрос формирования у школьников навыков игры на саксофоне на начальном этапе обучения, являющегося самым важным этапом, позволяющим в дальнейшем добиться высокого качественного уровня исполнения. Цель статьи заключается в освещении методики игры на саксофоне учащихся специализированных учебных заведений на основе кооперировано-деятельностного подхода. В статье используются следующие методы исследования: изучение педагогической и специальной литературы по теме исследования; анализ, синтез и обобщение, педагогическое наблюдение. Как показали результаты исследования, начальный этап формирования у школьников навыков игры на саксофоне в учреждениях внешкольного специализированного образования будет более успешным, если организовывать учебный процесс не только в индивидуальном ключе, но и как коллективное творчество, что возможно только в рамках кооперировано-деятельностного подхода. Автор статьи делает вывод, что именно на начальном этапе у юных саксофонистов формируются навыки работы в ансамбле.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE INITIAL STAGE OF SAXOPHONE TEACHING ON THE BASIS OF COOPERATIVE-ACTIVITY APPROACH

This article raises the question of formation of saxophone playing skills in schoolchildren at the initial stage of training, which is the most important stage allowing to achieve a high quality level of performance in the future. The aim of the article is to highlight the methodology of playing the saxophone for students of specialized educational institutions on the basis of the cooperative-activity approach. The following research methods are used in the article: study of pedagogical and special literature on the research topic; analysis, synthesis and generalization, pedagogical observation. As the results of the research have shown, the initial stage of formation of saxophone playing skills among schoolchildren in institutions of out-of-school specialized education will be more successful if the educational process is organized not only in an individual way, but also as a collective creativity, which is possible only within the framework of the cooperative-activity approach. The author of the article concludes that it is at the initial stage that young saxophonists form the skills of working in an ensemble.

Текст научной работы на тему «НАЧАЛЬНЫЙ ЭТАП ОБУЧЕНИЯ ИГРЫ НА САКСОФОНЕ НА ОСНОВЕ КООПЕРИРОВАНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА»

— КУЛЬТУРОЛОГИЯ —

Научная статья

https://doi.org/10.23672/HSCP.2024.83.52.016 УДК 008

начальный этап обучения игры на саксофоне на основе кооперированно-деятельностного подхода

Сы Чэнькай

Российская академия музыки имени Гнесиных

Аннотация. В данной статье поднимается вопрос формирования у школьников навыков игры на саксофоне на начальном этапе обучения, являющегося самым важным этапом, позволяющим в дальнейшем добиться высокого качественного уровня исполнения. Цель статьи заключается в освещении методики игры на саксофоне учащихся специализированных учебных заведений на основе кооперированно-деятельностного подхода. В статье используются следующие методы исследования: изучение педагогической и специальной литературы по теме исследования; анализ, синтез и обобщение, педагогическое наблюдение. Как показали результаты исследования, начальный этап формирования у школьников навыков игры на саксофоне в учреждениях внешкольного специализированного образования будет более успешным, если организовывать учебный процесс не только в индивидуальном ключе, но и как коллективное творчество, что возможно только в рамках кооперированно-деятельностного подхода. Автор статьи делает вывод, что именно на начальном этапе у юных саксофонистов формируются навыки работы в ансамбле.

Ключевые слова: музыкальная школа, саксофон, кооперированно-деятельностный подход, мотивация, ансамбль.

THE INITIAL STAGE OF SAXOPHONE TEACHING ON THE BASIS OF COOPERATIVE-ACTIVITY APPROACH

Si Chenkai

Gnessin Russian Academy of Music

Abstract. This article raises the question of formation of saxophone playing skills in schoolchildren at the initial stage of training, which is the most important stage allowing to achieve a high quality level of performance in the future. The aim of the article is to highlight the methodology of playing the saxophone for students of specialized educational institutions on the basis of the cooperative-activity approach. The following research methods are used in the article: study of pedagogical and special literature on the research topic; analysis, synthesis and generalization, pedagogical observation. As the results of the research have shown, the initial stage of formation of saxophone playing skills among schoolchildren in institutions of out-of-school specialized education will be more successful if the educational process is organized not only in an individual way, but also as a collective creativity, which is possible only within the framework of the cooperative-activity approach. The author of the article concludes that it is at the initial stage that young saxophonists form the skills of working in an ensemble.

Keywords: music school, saxophone, cooperative-activity approach, motivation, ensemble.

Введение.

На современном этапе развития и совершенствования образовательной системы, определенная роль отводится внешкольным специализированным учреждениям, среди которых особой популярностью пользуются детские музыкальные школы (ДМШ) и детские школы искусств (ДШИ), в которых дети и подростки приобщаются к миру искусства на профессиональном уровне. Но, несмотря на теоретическую фундаментальность учебно-воспитательного процесса в этих учреждениях на уже устоявшиеся виды, формы, методы обучения, следует отметить, свойствен© Сы Чэнькай

ные этим школам, организационно-методические проблемы.

На наш взгляд, современные требования к выпускникам учреждений внешкольного специализированного образования, а также социально-экономические реалии обусловливают необходимость разработки и реализации новых подходов к формированию организационно-методического и дидактического содержания начальной музыкальной подготовки по некоторым инструментальным специальностям, ориентированным на коллективную исполнительскую деятельность. К этим специальностям, в первую

— КУЛЬТУРОЛОГИЯ —

очередь, следует отнести духовые инструменты. Согласно Федеральным государственным требованиям, принятым Министерством культуры РФ в 2012 году, приобретение знаний, умений и навыков игры на духовых инструментах (флейта, гобой, кларнет, валторна, труба, саксофон, фагот, туба, тромбон) не только создает условия для художественного образования, эстетического воспитания, духовно-нравственного развития детей, но и способствует их приобщению к коллективному музицированию, приобретению умений и навыков как сольного, так и ансамблевого и оркестрового исполнительства [2].

В связи с этим, на наш взгляд, следует поднять вопрос совершенствования методики игры на саксофоне в учреждениях внешкольного специализированного образования на основе подхода, который мы бы назвали кооперировано-деятельностным.

Кооперированно-деятельностный подход мы будем рассматривать как систему научно-педагогических установок, касающихся содержания и способа организации подготовки учеников-саксофонистов, предусматривающего необходимость совместной учебной деятельности на основе коллективного исполнительства как сотрудничества и взаи модействия, исходящего из диалектической взаимосвязи личностного и социального, и характеризующегося взаимообусловленностью, взаимодополнением, взаимовлиянием, взаимопомощью субъектов деятельности.

Усвоение основ исполнительского мастерства юными саксофонистами, формирование у обучающихся музыкально-практических навыков и приемов игры на саксофоне на начальном этапе поможет не только активизации их творческих возможностей, но и расширит, путем накопления эстетически-ценностного опыта в результате изучения музыкальных произведений, их потенциал коллективного исполнительства.

Результаты.

Работа по обучению ученпков игре на саксофоне в контексте кооперированно-деятельностного подхода должна включать три этапа: аналитико-подготовительный, содержательно-рефлексивный и исполнительско-творческий.

Аналитико-подготовительный этап направляется на накопление слуховых и образно-эмоциональных впечатлений, которые возникают у учеников-саксофонистов на основе приобретенных музыкально-теоретических знаний. Но на этом этапе ученик учится эстетическому осмыслению игры, включив активное мышление и богатую и развитую эмоциональную сферу, что со временем поможет достичь максимальной выразительности и убедительности музыкального исполнения [3, с. 112]. В качестве основной задачи на данном этапе выделяется стимулирование у учащихся-саксофонистов положительной мотивации по осуществлению коллективно-

исполнительской деятельности в неразрывной связи с индивидуальным развитием художественных интересов и потребностей. Чтобы эта задача была успешно выполнена, педагогу необходимо использовать следующие методы стимулирования к обучению: индивидуальные и групповые беседы, метод педагогической поддержки (одобрение, похвала), ансамблево-исполнительский показ.

Второй этап, содержательно-рефлексивный, нацелен на повышение уровня эмоционального и интеллектуального познания ансамблевого музыкального искусства, на формирование музыкально-теоретических и музыкально-практических знаний о коллективно-исполнительской деятельности. На данном используются такие методы, как вербализация содержания музыкальных произведений, учебная дискуссия, познавательная игра, опрос, презентация инструмента (в нашем случае саксофона).

Исполнительско-творческий этап направлен на активизацию творческого потенциала учащихся-саксофонистов, обеспечение их готовности к ансамблевой исполнительско-творческой деятельности. Этот этап ориентирован на практическое применение приобретенных знаний, умений и навыков, необходимых для осуществления ансамблевой исполнительско-творческой деятельности; на выявление благоприятных условий для активизации творческого потенциала учащихся; на воспитание исполнительских качеств в процессе осмысления и оценки результатов собственного участия в коллективно-исполнительской деятельности.

Цель этапа - сконцентрировать внимание учащихся на художественном образе произведения, на понимании музыкальной формы, жанра, что требует осознания логических закономерностей музыкального материала и целостного охвата музыкального произведения. На данном этапе используются творчески-проблемные методы, среди которых, в первую очередь, отметим метод аналитического комментирования и метод эскизной обработки музыкальных произведений.

Обсуждение.

Занятия по классу саксофона, согласно учебному плану, проводятся дважды в неделю. Мы считаем, что, начиная с содержательно-рефлексивного этапа, одно занятие следует проводить в индивидуальной форме, а второе занятие мы бы назвали «обучением в ансамбле».

В процессе индивидуальных занятий с учениками, которые проходят на стадии первого, анали-тико-подготовительного, этапа, используются беседы, тестирование, даются задания, с помощью которых необходимо выяснить состояние основных умений, способностей, качеств, составляющих музыкальные компетенции учащихся-саксофонистов.

— КУЛЬТУРОЛОГИЯ —

Предложенные задания и поставленные вопросы направлены на получение информации об ученике по трем позициям:

1) проявление музыкальных способностей (памяти, слуха, чувства темпа, ритма, звуковысот-ности, лада);

2) проявление сознательности, воли, самостоятельности;

3) проявление социальных качеств (коммуникативности, доброжелательности, терпеливости, стрессоустойчивости, упорства).

Таким образом, на этом этапе анализируется уровень способностей, личностных социальных качеств, психофизических свойств, которые имеют значение для успешного становления юного саксофониста.

На втором этапе, содержательно-рефлексивном, начинается обучение в классе ансамбля. Проанализировав возможности начинающих учеников и фактический уровень сложности игры в ансамблях с разным инструментальным составом, мы пришли к выводу о том, что в первый и второй годы обучения ансамбль должен состоять только из саксофонистов, с возможностью фортепианного сопровождения. На третий и четвертый годы обучения саксофонисту можно предложить ансамблевое исполнительство совместно с кларнетистами с возможностью фортепианного сопровождения. В пятый, шестой и седьмой годы обучения ансамбль духовых инструментов может состоять из саксофона, флейты, гобоя, фагота, других инструментов, на которых учатся играть ученики конкретного учебного заведения.

На третьем, исполнительско-творческом этапе, для организации исполнительской деятельности в классе учебного ансамбля предлавгается ком-

Конфликт интересов

Не указан Рецензия

Все статьи проходят рецензирование в формате double-blind peer review (рецензенту неизвестны имя и должность автора, автору неизвестны имя и должность рецензента). Рецензия может быть предоставлена заинтересованным лицам по запросу.

плекс творческих заданий с разной степенью сложности. Например, «исполните произведение с изменением темпа, динамики, тембра», «разработайте партии для всех участников ансамбля», «разработайте новые фактурные элементы в составе партий для всех участников ансамбля», «сделайте вариацию предложенной мелодии», «предложите свою импровизацию пьесы для саксофона» и т.п. Школьники также отрабатывают ансамблевое исполнение гамм, арпеджио в октаву, терцию, сексту.

Заключение.

Раннее, введение в образовательный процесс обучения учащихся-саксофонистов коллективной формы обучения - организация ансамбля духовых инструментов с первого года обучения -позволяет обеспечить устойчивую заинтересованность начинающих учеников выбранной специальностью и учебным процессом в целом.

Важная роль на начальном этапе обучения игре на саксофоне отводится соблюдению определенной последовательности (поэтапности), начиная с инструктажа по технике безопасности, знакомства с устройством инструмента, показа, как с ним нужно обращаться. После обеспечения школьников теоретическими знаниями (объяснением особенностей аппликатуры и звукоизвле-чения, демонстрации выразительных возможностей саксофона) следует комплекс различных упражнений на постановку исполнительского аппарата, в том числе и в ансамбле, что поможет раскрыть как творческий, так и технический потенциал ученика. Уделяя при работе над музыкальными произведениями особое внимание академичности ансамблевого исполнения, педагог не только раскрывает в своих воспитанниках чувство прекрасного и умение распознать художественный замысел композитора, но и приучает их работать слаженно в команде, члены которой являются единым целым.

Conflict of Interest None declared

Review

All articles are reviewed in the double-blind peer review format (the reviewer does not know the name and position of the author, the author does not know the name and position of the reviewer). The review can be provided to interested persons upon request.

Литература:

1. Черняков Е.А. Активное и интерактивное обучение начинающих учеников в классе саксофона (на материале работы с младшими школьниками в учреждениях дополнительного образования) / Е.А. Черняков // Наука и школа. 2012. № 4. С. 143-145.

2. Федеральные государственные требования к минимуму содержания, структуре и условиям реализации дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области музыкального искусства «Духовые и ударные инструменты». URL https://www.garant.ru/products/ipo/ prime/ doc/70063780.

3. Шиманец Е.С. Актуальные вопросы теории и практики обучения игре на саксофоне / Е.С. Шиманец // Культура в условиях глобализации: материалы напучной конференции. Мн. : Белорусский государственный университет культуры, 2010. С. 112-115.

— КУЛЬТУРОЛОГИЯ —

References:

1. Chernyakov E.A. Active and interactive training of novice students in the saxophone class (on the material of work with junior schoolchildren in institutions of additional education) / E.A. Chernyakov // Science and School. 2012. № 4. P. 143-145.

2. Federal state requirements to the minimum content, structure and conditions of implementation of an additional pre-professional general education program in the field of musical art «Wind and percussion instruments». URL : https://www.garant.ru/products/ipo/ prime/doc/70063780

3. Shimanets E.S. Actual issues of the theory and practice of teaching saxophone // Culture in the conditions of globalization: Materials of the conference. Mn. : Belarusian State University of Culture, 2010. P. 112-115.

Информация об авторе

Сы Чэнькай

магистр,

Российская академия музыки имени Гнесиных 529874341@gg.com

Si Chenkai

Master,

Russian Academy of Music named after Gnessins 529874341@gg.com

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.