Научная статья на тему 'Начальное и среднее образования в Зауралье во второй половине xix - начале XX вв'

Начальное и среднее образования в Зауралье во второй половине xix - начале XX вв Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
404
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАРОДНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / NATIONAL EDUCATION / ЦЕРКОВНО-ПРИХОДСКИЕ ШКОЛЫ / PARISH SCHOOLS / ШКОЛЫ ГРАМОТЫ / ЗЕМСКИЕ ШКОЛЫ / SCHOOLS OF THE DIPLOMA / TERRITORIAL SCHOOLS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Сорокина Елена Андреевна

В статье рассматривается развитие и становление начальных и средних учебных заведений в Зауралье во второй половине XIX начале XX вв. Перечислены основные типы образовательных учреждений и дана их краткая характеристика.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Elementary and secondary education in Trans-Urals region in the second half of XIX - the beginning of the 20th centuries

Development and formation of elementary and secondary education in Trans-Urals region in the second half of XIX the beginning of the 20th centuries are considered in the article. The main types of educational institutions are listed and their short characteristic is given.

Текст научной работы на тему «Начальное и среднее образования в Зауралье во второй половине xix - начале XX вв»

г. Шадринск

Начальное и среднее образования в Зауралье во второй половине

XIX - начале XX вв.

В статье рассматривается развитие и становление начальных и средних учебных заведений в Зауралье во второй половине XIX - начале XX вв. Перечислены основные типы образовательных учреждений и дана их краткая характеристика.

Народное образование, церковно-приходские школы, школы грамоты, земские школы.

E.A. Sorokina, Shadrinsk

Elementary and secondary education in Trans-Urals region in the second half of XIX - the beginning of the 20th centuries

Development and formation of elementary and secondary education in Trans-Urals region in the second half of XIX - the beginning of the 20th centuries are considered in the article. The main types of educational institutions are listed and their short characteristic is given.

Keywords: national education, parish schools, schools of the diploma, territorial schools.

Открытие первых школ в Зауралье связано с политикой правительства Петра I, направленной на развитие горной промышленности Урала, требовавшей грамотных людей. Потребности производства стали одной из первых причин открытия школ царским правительством. В эпоху заселения Зауральского края (конец XVII в.) проникновение образования в среду жителей шло медленно. Доминирующую роль в распространении грамотности в Зауралье играло духовенство, которое организовывало школы при церквях и монастырях.

Единой стройной школьной системы в Зауралье во второй половине XIX — начале ХХ вв. не было, так как отдельные школы принадлежали различным государственным ведомствам, организациям и имели во многом несхожие программы обучения. Уровень грамотности в Зауралье и на Урале к середине XIX в. оставался весьма низким. В 1861 г. на территории Западной Сибири функционировало только 23 гражданских министерских школы, в которых обучалось 998 учеников [4, с. 74].

К школам духовного ведомства относились церковно-приходские школы, церковные школы грамоты, духовные училища, приходские училища. Они организовывались работниками церкви, занятия проходили обычно в помещениях при церкви или в доме священника.

В церковных школах грамоты насчитывалось от одной до трех групп, где изучались предметы: закон Божий (краткая священная история Ветхого и Нового завета и краткий катехизис), церковное пение с голоса, церковно-славянское и русское чтение, письмо и начальное счисление.

В 80-е гг. ХЕХ в. активно открываются церковно-приходские школы, которые воспитывали детей, прежде всего, в духе православной церкви. Часто их целью было не столько «русское дитя, сколько православно-церковное» [3, с. 176]. В качестве доказательства можно привести тот факт, что закон Божий и церковно-славянский язык считались важнее русского языка, а учителя в таких школах часто не имели ни

общеобразовательной, ни педагогической подготовки, и их положение учителя было бесправно перед священником.

Срок обучения в церковно-приходских школах изначально был двухлетним, а к концу 90-х гг. XIX в., когда во многих земских школах стал вводиться четырехлетний курс, продолжительность обучения в церковно-приходских школах увеличилась до трех лет.

В церковно-приходских школах изучались следующие предметы: закон Божий, церковно-славянский язык, русский язык, счисление, чистописание, церковное пение. Основную часть занятий вели священники, дьяконы, дьячки, зарплата которым не платилась, поэтому они и воспринимали свою работу как обузу, что объясняет низкий уровень преподавания. Обычно в церковно-приходских школах имелся второй учитель со специальным образованием. Таких учителей готовили духовные училища, но очень часто преподавали ученики, успешно закончившие два класса этой же школы.

После учреждения земств и открытия большого количества земских школ публикуются «Правила о церковно-приходских школах», согласно которым церковноприходским школам оказывалось особое покровительство со стороны правительства. Это было связано со страхом царского правительства и церкви потерять контроль над народным образованием в стране. Однако из Курганского округа в Тобольский епархиальный училищный Совет поступали сообщения священников, в которых сообщалось, что церкви не имели возможности открыть требуемое количество школ в виду отсутствия финансовых средств и преподавателей. Отмечалось также, что во многих приходах уже функционировали приходские училища, удовлетворявшие потребность жителей в образовании детей.

Содержание церковно-приходских школ и школ грамоты происходило уже не только за счет крестьян. Средства поступали от Тобольского епархиального училищного совета, церквей, волостных и сельских общин, благотворительных учреждений, от частных лиц. Несмотря на это, материальная база школ духовного ведомства в Зауралье находилась на очень низком уровне. Не хватало школьных помещений, оборудования, учебников и учебных пособий.

В 1896 г. в Шадринском уезде было всего 48 церковно-приходских школ и школ грамоты. В 1904-1905 гг. в уезде насчитывалось уже 33 церковно-приходских школы. До революции в уезде работала 41 церковно-приходская школа. В Курганском округе в 1886 г. работало 6 школ такого типа со 105 учениками, а к 1891 г. открылось еще 14 школ. Обучающихся стало 1081 [2, с. 6].

Приходские училища, которые давали начальные знания и делились на одноклассные и двухклассные, также являлись неотъемлемой частью системы образования в регионе. Их отличительной чертой являлось то, что они давали знания детям одного прихода. В одноклассном училище курс обучения, длительность которого была три года, делился на младшее, среднее и старшее отделение. В двухклассном училище обучение продолжалось 4-5 лет, второй класс при этом имел младшее и старшее отделения. Преподавали в приходских училищах как учителя, так и представители церкви. Светский учитель вел занятия во всех отделениях, а законоучитель преподавал закон Божий в обоих классах. В первом классе преподавались следующие предметы: закон Божий, русский язык, церковно-славянский язык, чистописание, арифметика и пение. В двухклассных училищах

дополнительно изучались русская история, геометрия, естествознание, география. Расширялась программа по русскому языку и арифметике.

Более основательное образование жители региона могли получить в городских училищах, цель которых заключалась в «обеспечении повышенным начальным образованием и прикладными знаниями детей недворянского происхождения (сыновей ремесленников, мелких служащих, мелких торговцев и пр.)» [6, с. 160]. Обучение продолжалось в этих училищах уже 6 лет. Однако большая часть уездных училищ, существовавших по уставу 1828 г., преобразовалась в 70-х гг. в городские училища по «Положению» 1872 г. Городские же училища были преобразованы в высшие начальные училища с четырехлетним курсом обучения (после начальной школы).

На 1 января 1916 г. в Кургане насчитывалось 5 мужских приходских городских училищ, 4 женских приходских городских училищ, 2 смешанных приходских городских училища и 2 железнодорожных училища, программа которых не отличалась от приходских. В Шадринском уезде в 1872 г. насчитывалось 13 мужских и 2 женских сельских приходских училища.

В результате анализа архивных данных становится очевидным, что кроме мужских и смешанных начальных учебных заведений за 80-90-е гг. XIX в. открыто несколько женских приходских школ для обучения девочек, из которых, например, Шадринское, после ряда преобразований, в 1906 г. стало женской гимназией.

Что касается школ духовного ведомства, то к ним в первую очередь относились духовные училища. На территории Зауралья их было два: Далматовское и Курганское Они готовили священнослужителей для церковных приходов. Соответственно курс обучения в таких училищах был специфичен. Он включал в себя такие предметы как: священная история Ветхого и Нового Завета, катехизис и церковный устав, русский и церковнославянский языки, греческий и латинский языки, краткая русская история, арифметика, чистописание, черчение, природоведение, география, церковное пение.

В начале XX в. в связи с ростом образованности населения церковно-приходское образование перестает удовлетворять возросшим потребностям крестьян. Учредительный съезд Всероссийского крестьянского союза потребовал в 1905 г. переквалификации всех школ в светские и признания необязательности преподавания закона Божьего. Возникла потребность в организации целой сети светского образования.

Отсутствие материальных средств и нехватка учителей сдерживали открытие новых школ. Однако к началу 70-х гг. XIX в. в Курганском уезде уже работало 30 светских сельских училищ. Находившиеся первоначально в ведении Министерства государственных имуществ, они затем были переподчинены Министерству народного просвещения. В результате слабой материальной базы училища не могли позволить себе достаточного количества азбук, картин для наглядного обучения, арифметических ящиков, географических карт и другого учебного оборудования, поэтому результаты обучения были низкими. Несмотря ни на что, число сельских училищ растет и достигает в Курганском уезде к 1880 г. 47, а к концу XIX в. - 55. Число учащихся выросло с 51 до 7825 [1, с. 160].

В исследуемый период в Зауралье функционировали также школы домашнего обучения, целью которых было распространение грамотности в уезде и создание переходной ступени к нормальной школе. В Шадринском уезде в 1888 г. школы домашнего обучения посещали 2,79% населения. Еще одним типом школ, где давалось начальное

образование, были школы грамоты, активное открытие которых было связано со стремлением крестьянства к образованию. «Школки грамоты», как их раньше называли, пришли на смену домашних школ и подчинялись в организационном и методическом отношениях начальному народному училищу. Они являлись подобием филиалов основных начальных училищ, но содержались в хозяйственном отношении за счет родителей учащихся или населения.

Однако количество открываемых начальных школ было недостаточным, а уровень даваемых знаний невысоким. Огромный вклад в развитие народного образования в Шадринском уезде, входившем в рассматриваемый период в Пермскую губернию, внесли органы местного самоуправления - земство. В первый год своего существования земство решило открыть 5 школ. В следующие годы открытие школ шло в следующем порядке: в 1871-1872 гг. школ не открывалось, в 1873 г. была открыта 1 школа, в 1874 г. - 9, в 1875 г. -6, в 1876 г. - 2, в 1877 г. - 0, 1878 г. - 2, 1879 г. - 1, 1880 г. - 5, 1881 г. - 3, 1882 г. - 2, 1883 г. - 4, 1884 г. - 3, 1885 г. - 3, с 1886 г. по 1889 г. школ открыто не было. Всего открылось за указанные годы 20 школ, а за 9 лет было открыто 70 школ грамоты [5, а 58]. Благодаря этим школам Шадринское земство получило всероссийскую известность.

14 марта 1890 г. Министерством народного просвещения издается распоряжение о подчинении школ грамоты духовному ведомству. Это было связано с опасениями духовного ведомство о потере влияния над народным образованием. Результатом данного распоряжения явилось закрытие почти 74% школ грамоты; к 1895 г. их осталось 19 с 545 учащимися. Земских школ распоряжение не коснулось.

Состояние светский школы Курганского округа определялось следующими показателями: в 1857 г. было 3 школы, в 1873 г. - 30, в 1881 г. - 48, в 1889 г. - 53, в 1897 г. -57, в 1899 г. - 83, в 1909 г. - 101, в 1915 г. - 155, в 1916 г. - 162. То есть за 43 года количество школ увеличилось в 54 раза. Это ощутимый результат развития образования в уезде.

Что касается средних учебных заведений, то в Шадринске появляются: женская гимназия, преобразованная в 1906 г. из Мариинского женского училища, мужская гимназия, Реальное училище (1907 г.), городские училища, начальные училища, учительская семинария (1914 г.).

В Кургане в 1903 г. открывается Александровская женская гимназия, в 1911 г. -мужская гимназия, преобразованная затем в школу второй ступени. Ученики, прошедшие полный курс гимназии, работали учителями в местных начальных школах.

Другими заведениями повышенного типа в Кургане были: высшие начальные училища, низшая ремесленная школа, духовное училище, лесная школа. Лесная школа готовила специалистов по лесному хозяйству. На выпускных экзаменах сдавались следующие предметы: лесоводство, строительное искусство, лесные законы, съемка, сведения по охоте, нивелировка, древоизмерение, канцелярское делопроизводство, черчение планов. Открытие низшей ремесленной школы обусловлено быстрым развитием промышленности на Урале, которая нуждалась в квалифицированных рабочих, способных осуществлять ремонт и уход за дорогим оборудованием. Школа была открыта при Курганском отделении железной дороги и готовила рабочих для ДЕПО и железнодорожных мастерских.

На территории современной Курганской области насчитывалось несколько общеобразовательных казачьих школ, которые функционировали в станице Звериноголовской и близлежащих деревнях и являлись станичными и поселковыми учебными заведениями для казачьего сословия. Школы подчинялись Войсковому хозяйственному правлению и атаману военного отдела Оренбургского казачьего войска. Позже они перешли в подчинение Министерства народного просвещения. Программа обучения в казачьих школах имела некоторые характерные особенности. Ученики не только изучали общеобразовательные дисциплины, но и получали специальную военную подготовку.

Трудности материального характера, отсутствие систематической работы с родителями стали причиной неуспеваемости учеников и их отчисления из школ. Учащимся приходилось дома заниматься полевыми работами или другими делами, отвлекающими от школы. Полный курс обучения проходили единицы. В крестьянских семьях дети рано приобщались к труду. В конце XIX в. из 100 мальчиков школьного возраста в Шадринском уезде шли учиться только 48. Из 100 девочек лишь 12 становились ученицами [1, с. 132].

Резюмируя вышесказанное, следует отметить, что начальное и среднее образование в Зауралье к началу XX в. достигло определенного прогресса. Сложилась система учебных заведений, принадлежащих различному ведомству. Решающую роль в распространении образования в Зауралье сыграли церковно-приходские школы и земские школы, где обучалась основная часть детей. Особенно значима роль земства в развитии образования в Зауралье.

ЛИТЕРАТУРА

1. История земли Курганской (1861-1917). В 2 ч. Ч. 2 : учеб. пособ. по истории родного края. - Курган, 1998. - 160 с.

2. Кузьмин, А. Школа церковного прихода / А. Кузьмин // Новый мир. - 2006. - 9 февр. - С. 6.

3. Медведков, А.П. Краткая история русской педагогики в культурно-историческом освещении для самообразования и специально-педагогического характера школы / А.П. Медведков. - Петроград : Изд-е Я. Башнакова и Ко, 1916. - 274 с.

4. Менщиков, И.С. Распространение грамотности и образования в Зауралье во второй половине 19 -начале 20 веков / И.С. Менщиков // Культура Зауралья: прошлое и настоящее : сб. науч. тр. - Курган, 2003. -Вып. 5. - с. 73-78.

5. Никитин, В.В. Деятельность Шадринского земства в области народного просвещения во 2-ой половине XIX века / В.В. Никитин // Культура Зауралья: исторический опыт и уроки развития. - Курган, 1997. - С. 57-60.

6. Пашков, А.А. Народное образование и его проблемы / А. А. Пашков // Шадринский край. 1919-1950 гг. Страницы истории. - Шадринск : Шадринский Дом Печати, 2009. - С. 152-166.

УДК 371.84

А.А. Стерхов, г. Сургут

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.