г. Шадринск
Начальное и среднее образования в Зауралье во второй половине
XIX - начале XX вв.
В статье рассматривается развитие и становление начальных и средних учебных заведений в Зауралье во второй половине XIX - начале XX вв. Перечислены основные типы образовательных учреждений и дана их краткая характеристика.
Народное образование, церковно-приходские школы, школы грамоты, земские школы.
E.A. Sorokina, Shadrinsk
Elementary and secondary education in Trans-Urals region in the second half of XIX - the beginning of the 20th centuries
Development and formation of elementary and secondary education in Trans-Urals region in the second half of XIX - the beginning of the 20th centuries are considered in the article. The main types of educational institutions are listed and their short characteristic is given.
Keywords: national education, parish schools, schools of the diploma, territorial schools.
Открытие первых школ в Зауралье связано с политикой правительства Петра I, направленной на развитие горной промышленности Урала, требовавшей грамотных людей. Потребности производства стали одной из первых причин открытия школ царским правительством. В эпоху заселения Зауральского края (конец XVII в.) проникновение образования в среду жителей шло медленно. Доминирующую роль в распространении грамотности в Зауралье играло духовенство, которое организовывало школы при церквях и монастырях.
Единой стройной школьной системы в Зауралье во второй половине XIX — начале ХХ вв. не было, так как отдельные школы принадлежали различным государственным ведомствам, организациям и имели во многом несхожие программы обучения. Уровень грамотности в Зауралье и на Урале к середине XIX в. оставался весьма низким. В 1861 г. на территории Западной Сибири функционировало только 23 гражданских министерских школы, в которых обучалось 998 учеников [4, с. 74].
К школам духовного ведомства относились церковно-приходские школы, церковные школы грамоты, духовные училища, приходские училища. Они организовывались работниками церкви, занятия проходили обычно в помещениях при церкви или в доме священника.
В церковных школах грамоты насчитывалось от одной до трех групп, где изучались предметы: закон Божий (краткая священная история Ветхого и Нового завета и краткий катехизис), церковное пение с голоса, церковно-славянское и русское чтение, письмо и начальное счисление.
В 80-е гг. ХЕХ в. активно открываются церковно-приходские школы, которые воспитывали детей, прежде всего, в духе православной церкви. Часто их целью было не столько «русское дитя, сколько православно-церковное» [3, с. 176]. В качестве доказательства можно привести тот факт, что закон Божий и церковно-славянский язык считались важнее русского языка, а учителя в таких школах часто не имели ни
общеобразовательной, ни педагогической подготовки, и их положение учителя было бесправно перед священником.
Срок обучения в церковно-приходских школах изначально был двухлетним, а к концу 90-х гг. XIX в., когда во многих земских школах стал вводиться четырехлетний курс, продолжительность обучения в церковно-приходских школах увеличилась до трех лет.
В церковно-приходских школах изучались следующие предметы: закон Божий, церковно-славянский язык, русский язык, счисление, чистописание, церковное пение. Основную часть занятий вели священники, дьяконы, дьячки, зарплата которым не платилась, поэтому они и воспринимали свою работу как обузу, что объясняет низкий уровень преподавания. Обычно в церковно-приходских школах имелся второй учитель со специальным образованием. Таких учителей готовили духовные училища, но очень часто преподавали ученики, успешно закончившие два класса этой же школы.
После учреждения земств и открытия большого количества земских школ публикуются «Правила о церковно-приходских школах», согласно которым церковноприходским школам оказывалось особое покровительство со стороны правительства. Это было связано со страхом царского правительства и церкви потерять контроль над народным образованием в стране. Однако из Курганского округа в Тобольский епархиальный училищный Совет поступали сообщения священников, в которых сообщалось, что церкви не имели возможности открыть требуемое количество школ в виду отсутствия финансовых средств и преподавателей. Отмечалось также, что во многих приходах уже функционировали приходские училища, удовлетворявшие потребность жителей в образовании детей.
Содержание церковно-приходских школ и школ грамоты происходило уже не только за счет крестьян. Средства поступали от Тобольского епархиального училищного совета, церквей, волостных и сельских общин, благотворительных учреждений, от частных лиц. Несмотря на это, материальная база школ духовного ведомства в Зауралье находилась на очень низком уровне. Не хватало школьных помещений, оборудования, учебников и учебных пособий.
В 1896 г. в Шадринском уезде было всего 48 церковно-приходских школ и школ грамоты. В 1904-1905 гг. в уезде насчитывалось уже 33 церковно-приходских школы. До революции в уезде работала 41 церковно-приходская школа. В Курганском округе в 1886 г. работало 6 школ такого типа со 105 учениками, а к 1891 г. открылось еще 14 школ. Обучающихся стало 1081 [2, с. 6].
Приходские училища, которые давали начальные знания и делились на одноклассные и двухклассные, также являлись неотъемлемой частью системы образования в регионе. Их отличительной чертой являлось то, что они давали знания детям одного прихода. В одноклассном училище курс обучения, длительность которого была три года, делился на младшее, среднее и старшее отделение. В двухклассном училище обучение продолжалось 4-5 лет, второй класс при этом имел младшее и старшее отделения. Преподавали в приходских училищах как учителя, так и представители церкви. Светский учитель вел занятия во всех отделениях, а законоучитель преподавал закон Божий в обоих классах. В первом классе преподавались следующие предметы: закон Божий, русский язык, церковно-славянский язык, чистописание, арифметика и пение. В двухклассных училищах
дополнительно изучались русская история, геометрия, естествознание, география. Расширялась программа по русскому языку и арифметике.
Более основательное образование жители региона могли получить в городских училищах, цель которых заключалась в «обеспечении повышенным начальным образованием и прикладными знаниями детей недворянского происхождения (сыновей ремесленников, мелких служащих, мелких торговцев и пр.)» [6, с. 160]. Обучение продолжалось в этих училищах уже 6 лет. Однако большая часть уездных училищ, существовавших по уставу 1828 г., преобразовалась в 70-х гг. в городские училища по «Положению» 1872 г. Городские же училища были преобразованы в высшие начальные училища с четырехлетним курсом обучения (после начальной школы).
На 1 января 1916 г. в Кургане насчитывалось 5 мужских приходских городских училищ, 4 женских приходских городских училищ, 2 смешанных приходских городских училища и 2 железнодорожных училища, программа которых не отличалась от приходских. В Шадринском уезде в 1872 г. насчитывалось 13 мужских и 2 женских сельских приходских училища.
В результате анализа архивных данных становится очевидным, что кроме мужских и смешанных начальных учебных заведений за 80-90-е гг. XIX в. открыто несколько женских приходских школ для обучения девочек, из которых, например, Шадринское, после ряда преобразований, в 1906 г. стало женской гимназией.
Что касается школ духовного ведомства, то к ним в первую очередь относились духовные училища. На территории Зауралья их было два: Далматовское и Курганское Они готовили священнослужителей для церковных приходов. Соответственно курс обучения в таких училищах был специфичен. Он включал в себя такие предметы как: священная история Ветхого и Нового Завета, катехизис и церковный устав, русский и церковнославянский языки, греческий и латинский языки, краткая русская история, арифметика, чистописание, черчение, природоведение, география, церковное пение.
В начале XX в. в связи с ростом образованности населения церковно-приходское образование перестает удовлетворять возросшим потребностям крестьян. Учредительный съезд Всероссийского крестьянского союза потребовал в 1905 г. переквалификации всех школ в светские и признания необязательности преподавания закона Божьего. Возникла потребность в организации целой сети светского образования.
Отсутствие материальных средств и нехватка учителей сдерживали открытие новых школ. Однако к началу 70-х гг. XIX в. в Курганском уезде уже работало 30 светских сельских училищ. Находившиеся первоначально в ведении Министерства государственных имуществ, они затем были переподчинены Министерству народного просвещения. В результате слабой материальной базы училища не могли позволить себе достаточного количества азбук, картин для наглядного обучения, арифметических ящиков, географических карт и другого учебного оборудования, поэтому результаты обучения были низкими. Несмотря ни на что, число сельских училищ растет и достигает в Курганском уезде к 1880 г. 47, а к концу XIX в. - 55. Число учащихся выросло с 51 до 7825 [1, с. 160].
В исследуемый период в Зауралье функционировали также школы домашнего обучения, целью которых было распространение грамотности в уезде и создание переходной ступени к нормальной школе. В Шадринском уезде в 1888 г. школы домашнего обучения посещали 2,79% населения. Еще одним типом школ, где давалось начальное
образование, были школы грамоты, активное открытие которых было связано со стремлением крестьянства к образованию. «Школки грамоты», как их раньше называли, пришли на смену домашних школ и подчинялись в организационном и методическом отношениях начальному народному училищу. Они являлись подобием филиалов основных начальных училищ, но содержались в хозяйственном отношении за счет родителей учащихся или населения.
Однако количество открываемых начальных школ было недостаточным, а уровень даваемых знаний невысоким. Огромный вклад в развитие народного образования в Шадринском уезде, входившем в рассматриваемый период в Пермскую губернию, внесли органы местного самоуправления - земство. В первый год своего существования земство решило открыть 5 школ. В следующие годы открытие школ шло в следующем порядке: в 1871-1872 гг. школ не открывалось, в 1873 г. была открыта 1 школа, в 1874 г. - 9, в 1875 г. -6, в 1876 г. - 2, в 1877 г. - 0, 1878 г. - 2, 1879 г. - 1, 1880 г. - 5, 1881 г. - 3, 1882 г. - 2, 1883 г. - 4, 1884 г. - 3, 1885 г. - 3, с 1886 г. по 1889 г. школ открыто не было. Всего открылось за указанные годы 20 школ, а за 9 лет было открыто 70 школ грамоты [5, а 58]. Благодаря этим школам Шадринское земство получило всероссийскую известность.
14 марта 1890 г. Министерством народного просвещения издается распоряжение о подчинении школ грамоты духовному ведомству. Это было связано с опасениями духовного ведомство о потере влияния над народным образованием. Результатом данного распоряжения явилось закрытие почти 74% школ грамоты; к 1895 г. их осталось 19 с 545 учащимися. Земских школ распоряжение не коснулось.
Состояние светский школы Курганского округа определялось следующими показателями: в 1857 г. было 3 школы, в 1873 г. - 30, в 1881 г. - 48, в 1889 г. - 53, в 1897 г. -57, в 1899 г. - 83, в 1909 г. - 101, в 1915 г. - 155, в 1916 г. - 162. То есть за 43 года количество школ увеличилось в 54 раза. Это ощутимый результат развития образования в уезде.
Что касается средних учебных заведений, то в Шадринске появляются: женская гимназия, преобразованная в 1906 г. из Мариинского женского училища, мужская гимназия, Реальное училище (1907 г.), городские училища, начальные училища, учительская семинария (1914 г.).
В Кургане в 1903 г. открывается Александровская женская гимназия, в 1911 г. -мужская гимназия, преобразованная затем в школу второй ступени. Ученики, прошедшие полный курс гимназии, работали учителями в местных начальных школах.
Другими заведениями повышенного типа в Кургане были: высшие начальные училища, низшая ремесленная школа, духовное училище, лесная школа. Лесная школа готовила специалистов по лесному хозяйству. На выпускных экзаменах сдавались следующие предметы: лесоводство, строительное искусство, лесные законы, съемка, сведения по охоте, нивелировка, древоизмерение, канцелярское делопроизводство, черчение планов. Открытие низшей ремесленной школы обусловлено быстрым развитием промышленности на Урале, которая нуждалась в квалифицированных рабочих, способных осуществлять ремонт и уход за дорогим оборудованием. Школа была открыта при Курганском отделении железной дороги и готовила рабочих для ДЕПО и железнодорожных мастерских.
На территории современной Курганской области насчитывалось несколько общеобразовательных казачьих школ, которые функционировали в станице Звериноголовской и близлежащих деревнях и являлись станичными и поселковыми учебными заведениями для казачьего сословия. Школы подчинялись Войсковому хозяйственному правлению и атаману военного отдела Оренбургского казачьего войска. Позже они перешли в подчинение Министерства народного просвещения. Программа обучения в казачьих школах имела некоторые характерные особенности. Ученики не только изучали общеобразовательные дисциплины, но и получали специальную военную подготовку.
Трудности материального характера, отсутствие систематической работы с родителями стали причиной неуспеваемости учеников и их отчисления из школ. Учащимся приходилось дома заниматься полевыми работами или другими делами, отвлекающими от школы. Полный курс обучения проходили единицы. В крестьянских семьях дети рано приобщались к труду. В конце XIX в. из 100 мальчиков школьного возраста в Шадринском уезде шли учиться только 48. Из 100 девочек лишь 12 становились ученицами [1, с. 132].
Резюмируя вышесказанное, следует отметить, что начальное и среднее образование в Зауралье к началу XX в. достигло определенного прогресса. Сложилась система учебных заведений, принадлежащих различному ведомству. Решающую роль в распространении образования в Зауралье сыграли церковно-приходские школы и земские школы, где обучалась основная часть детей. Особенно значима роль земства в развитии образования в Зауралье.
ЛИТЕРАТУРА
1. История земли Курганской (1861-1917). В 2 ч. Ч. 2 : учеб. пособ. по истории родного края. - Курган, 1998. - 160 с.
2. Кузьмин, А. Школа церковного прихода / А. Кузьмин // Новый мир. - 2006. - 9 февр. - С. 6.
3. Медведков, А.П. Краткая история русской педагогики в культурно-историческом освещении для самообразования и специально-педагогического характера школы / А.П. Медведков. - Петроград : Изд-е Я. Башнакова и Ко, 1916. - 274 с.
4. Менщиков, И.С. Распространение грамотности и образования в Зауралье во второй половине 19 -начале 20 веков / И.С. Менщиков // Культура Зауралья: прошлое и настоящее : сб. науч. тр. - Курган, 2003. -Вып. 5. - с. 73-78.
5. Никитин, В.В. Деятельность Шадринского земства в области народного просвещения во 2-ой половине XIX века / В.В. Никитин // Культура Зауралья: исторический опыт и уроки развития. - Курган, 1997. - С. 57-60.
6. Пашков, А.А. Народное образование и его проблемы / А. А. Пашков // Шадринский край. 1919-1950 гг. Страницы истории. - Шадринск : Шадринский Дом Печати, 2009. - С. 152-166.
УДК 371.84
А.А. Стерхов, г. Сургут