Научная статья на тему 'Начальник подразделения дознания, его полномочия'

Начальник подразделения дознания, его полномочия Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1995
285
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЧАЛЬНИК ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ ДОЗНАНИЯ / ПОЛНОМОЧИЯ / УКАЗАНИЯ / РЕАЛИЗАЦИЯ / ПРОЦЕССУАЛЬНОЕ РУКОВОДСТВО / ВЕДОМСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Галиахметов М. Р.

Начальник подразделения органа дознания является относительно новым участником судо( производства. Его полномочия определены в УПК РФ. Они вызывают ряд вопросов при реализа( ции на практике, что требует их законодательного урегулирования. В статье анализируется ряд проблем, связанных с реализацией полномочий начальником подразделения дознания, пред( лагаются пути их разрешения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Начальник подразделения дознания, его полномочия»

Галиахметов М.Р.

Удмуртский государственный университет E-mail - larisa-lisa@mail.ru

НАЧАЛЬНИК ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ ДОЗНАНИЯ, ЕГО ПОЛНОМОЧИЯ

Начальник подразделения органа дознания является относительно новым участником судопроизводства. Его полномочия определены в УПК РФ. Они вызывают ряд вопросов при реализации на практике, что требует их законодательного урегулирования. В статье анализируется ряд проблем, связанных с реализацией полномочий начальником подразделения дознания, предлагаются пути их разрешения.

Ключевые слова: начальник подразделения дознания, полномочия, указания, реализация, процессуальное руководство, ведомственный контроль.

Новым участником со стороны обвинения является начальник подразделения дознания, введенный ФЗ №90-ФЗ от 6 июня 2007 года. Данный участник был введен в связи с проведением судебно-правовой реформы. Несмотря на однозначно позитивное значение введения указанного участника процесса, следует отметить, что предоставленные ему законом полномочия не отражают полностью его назначения. Начальник подразделения дознания выполняет с учетом предоставленных ему полномочий организационно-распорядительные функции,при этом контроль за деятельностью дознавателей носит более не процессуальный, а организационный характер. По-прежнему процессуальное руководство деятельностью органов дознания осуществляется прокурором, что, на наш взгляд, вполне обоснованно, поскольку уровень подготовки дознавателей невысок. К тому же они находятся в подчинении руководителя органа дознания, который заинтересован в высоких ведомственных показателях, а потому его интерес к деятельности подразделений дознания логичен. Осуществление процессуального руководства дознанием со стороны прокурора является гарантом соблюдения законности, обеспечением процессуальной самостоятельности дознавателя.

Некоторые авторы полагают, что следует изменить соотношение полномочий по процессуальному руководству дознанием между прокурором и начальником подразделения дознания. По мнению Д.А. Гришина, следует наделить начальника подразделения дознания правом отмены любого незаконного решения подчиненных дознавателей, что, по его мнению, позволит максимально оперативно реагировать на нарушения законности при производстве дознания [1, с.17].

Однако мы не можем согласиться с данным предложением, поскольку его реализация может создать сложности при принятии решений. При этом следует учитывать, что данное полномочие в своей сущности имеет надзорный характер, который не свойственен для начальника подразделения дознания, а присущ органам прокуратуры.

Анализируя полномочия начальника подразделения дознания, следует обратить внимание, что они подразделяются на две группы: полномочия, которые он осуществляет по отношению к подчиненным ему дознавателям, и полномочия, которые он осуществляет по отношению к производству по уголовным делам, поскольку оно осуществляется в форме дознания не только дознавателями, но и иными должностными лицами, на которых возложены полномочия дознавателя.

В соответствии с ч. 1 ст. 40.1 УПК РФ начальник подразделения по отношению к находящимся в его подчинении дознавателям уполномочен:

1) поручать дознавателю проверку сообщения о преступлении, принятия по нему решения в порядке, установленном ст. 145 УПК, выполнение неотложных следственных действий либо производство дознания по уголовному делу. Данное полномочие носит организационный характер, поскольку заключается в даче поручения дознавателю провести указанные действия;

2) изымать уголовное дело у дознавателя и передавать его другому дознавателю с обязательным указанием оснований такой передачи. Данное полномочие может быть реализовано в случае, когда возникает необходимость разгрузить дознавателя в связи с имеющимся у него в производстве большим количеством уголовных

дел, когда имеется указание прокурора о передаче уголовного дела другому дознавателю; когда необходимо решить вопрос о соединении уголовных дел и т. д.;

3) отменять необоснованные постановления дознавателя о приостановлении производства дознания по уголовному делу. Поскольку решение о приостановлении производства дознания носит промежуточный характер, то начальник подразделения дознания имеет больше возможностей контролировать своевременность, законность и обоснованность принятия указанных решений;

4) вносить прокурору ходатайство об отмене незаконных или необоснованных постановлений дознавателя об отказе в возбуждении уголовного дела. Данное полномочие обеспечивает своевременность принятия решения по материалам проверки.

Следует обратить внимание на то, что начальник подразделения дознания имеет право в соответствии с ч. 2 ст. 40.1 УПК самостоятельно возбудить уголовное дело, принять уголовное дело к своему производству и произвести дознание, обладая при этом полномочиями дознавателя. Полагаем, что начальник органа дознания вправе поручить начальнику подразделения дознания принять уголовное дело к своему производству и провести по нему дознание. В указанном случае начальник подразделения дознания не может перепоручить производство по данному уголовному делу другому дознавателю.

К полномочиям, которые осуществляет начальник подразделения дознания по отношению ко всем лицам, наделенным полномочиями дознавателя, относятся:

1) проверка материалов уголовного дела. Данное полномочие осуществляется как в отношении уголовных дел, находящихся у дознавателей, так и в отношении уголовных дел, находящихся у лиц, наделенных полномочиями дознавателя. Это обусловлено следующим. Поскольку начальник органа дознания наделяет полномочиями дознавателя должностных лиц органа дознания в связи с необходимостью обеспечения своевременного производства по уголовным делам, находящимся в производстве подразделения дознания, то контроль над их деятельностью должен осуществлять начальник подразделения дознания. На наш взгляд, начальник подразделения дознания по резуль-

татам проверки должен иметь право изымать уголовное дело у дознавателя и передавать его другому дознавателю в случае, если установит неспособность лица производить дознание. Полагаем, что в указанном случае начальник подразделения дознания должен обращаться к начальнику органа дознания с ходатайством о снятии с должностного лица полномочий по проведению дознания и направлении его для выполнения своих непосредственных обязанностей;

2) давать дознавателю указания о направлении расследования, производстве отдельных следственных действий, об избрании в отношении подозреваемого меры пресечения, о квалификации преступления и об объеме обвинения. Данное полномочие может быть реализовано и в отношении дознавателя подразделения дознания, и в отношении должностного лица, наделенного полномочиями дознавателя для осуществления производства по уголовным делам в форме дознания.

Указания начальника подразделения дознания имеют обязательный характер. В случае несогласия дознаватель вправе обжаловать их начальнику органа дознания или прокурору (ч. 4 ст. 40.1 УПК РФ). Законодатель указал, что обжалование указаний начальника подразделения дознания не приостанавливает их исполнения. С данным положением сложно согласиться. В чем смысл обжалования, если указания следует исполнять. Рассматривать обжалование как механизм защиты дознавателя в случае наступления негативных последствий при выполнении указаний начальника подразделения дознания? Дознаватель обладает процессуальной самостоятельностью при производстве дознания. Он несет персональную ответственность за результат расследования преступления по уголовному делу. Считаем, недопустимо обязывать дознавателя выполнять указания начальника подразделения дознания, если он считает это нецелесообразным. Следует установить жесткий порядок обжалования указаний начальника подразделения дознания, который бы не нарушал процессуальной самостоятельности следователя и обеспечивал своевременное разрешение спорных ситуаций, возникающих в связи с необходимостью выполнения указаний начальника подразделения дознания. В этих целях было бы целесообразным добавить в ст. 40.1 часть пятую, в которой предусмотреть,

что подача возражения на указания начальника подразделения дознания осуществляется в день их получения дознавателем. Начальник органа дознания или прокурор в течение суток должны рассмотреть указанные возражения и принять по ним окончательное решение. При поддержании указаний начальника подразделения дознания дознаватель обязан их выполнить.

Следует также обратить внимание на то, что законодатель указал на право начальника подразделения дознания давать указания о квалификации преступления и об объеме обвинения. В то же время в соответствии с положениями ч. 3 ст. 224 УПК РФ обвинение по уголовным делам, производство по которым осуществляется в форме дознания, предъявляется только в тех случаях, когда невозможно в течение 10 суток составить обвинительный акт в отношении подозреваемого, находящегося под стражей, в отношении остальных обвиняемых составляется обвинительный акт, который направляется вместе с материалами уголовного дела для утверждения начальнику органа дознания. Квалификация содеянного лицом по уголовным делам о преступлениях, расследуемых в форме дознания, осуществляется посредством составления процессуальных актов, позволяющих лицу приобрести процессуальный статус подозреваемого, а по окончании производства по уголовному делу - статус обвиняемого. В связи с этим следовало бы уточнить, что начальник подразделения дознания имеет право давать указания о квалификации преступления и об объеме подозрения и обвинения.

В ходе производства дознания при изучении материалов уголовного дела начальник

подразделения дознания при установлении неправильной квалификации деяния подозреваемого должен написать указания о переквалификации деяния. Дознаватель либо выполняет указания путем составления уведомления о подозрении, либо обжалует данные указания.

Сложнее ситуация обстоит с объемом обвинения, поскольку обвинительный акт составляется по окончании расследования и утверждается начальником органа дознания, в связи с чем начальник подразделения дознания не может давать указания об объеме обвинения, поскольку позиция по объему обвинения поддержана вышестоящим руководителем. Давать указания по объему обвинения начальник подразделения дознания может только в случае предъявления обвинения путем составления постановления обвинительного заключения, либо путем изучения материалов уголовного дела и обвинительного акта до предоставления его начальнику органа дознания.

Предлагаем внести изменения в ст. 40.1 УПК РФ, предусмотрев при этом право начальника подразделения дознания давать указания по квалификации преступления, в совершении которого лицо подозревается, а также об объеме подозрения. Необходимо четко разграничить полномочия начальника подразделения дознания и начальника органа дознания. Начальник органа дознания должен осуществлять контроль за принятием окончательных решений по уголовному делу, а начальник подразделения дознания осуществлять промежуточный контроль и организационную деятельность дознавателей.

Список использованной литературы:

1. Гришин Д.А. Реализация принципа законности при производстве дознания: Автореф. ... дис. канд. юрид. наук - М., 2009.

Галиахметов Марат Раильевич, аспирант кафедры уголовного процесса и правоохранительной деятельности Удмуртского государственного университета,

426069, г. Ижевск ул. Студенческая д. 7 корп. 6 к. 213, тел. (3412) 590696, e-mail - larisa-lisa@mail.ru

Galiakhmetov M.R.

HEAD UNIT OF INQUIRY ITS POWERS

Head of the unit body of inquiry is a relatively new party to legal proceedings. Its powers are defined in the Code. They cause a number of issues in the implementation in practice, which requires their legislative settlement. The article examines a number of problems associated with the implementation of head office units of inquiry, proposes ways to resolve them.

Key words: head unit of inquiry, authority, guidance, implementation, procedural guidance, departmental control.

Bibliography:

1. Grishin D.A. The principle of legality in an inquiry: Abstract. ... Dis. Cand. JUDr. Science - M., 2009.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.