Научная статья на тему 'Наблюдение за поведенческими реакциями детей как метод определения клинико-психологической группы аутизма'

Наблюдение за поведенческими реакциями детей как метод определения клинико-психологической группы аутизма Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
2743
873
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Наблюдение за поведенческими реакциями детей как метод определения клинико-психологической группы аутизма»

С. Л. МАЗАЛОВА, О. В. АЛМАЗОВА

г. Екатеринбург

Наблюдение за поведенческими реакциями детей как метод определения клинико-психологической группы аутизма

Поведение на уровне общественно-детерминированной деятельности обозначает действия человека по отношению к обществу, другим людям, предметному миру. Это психическое отражение, проявляющееся в реакциях на среду, в двигательной активности, в поисках положительных и избегании отрицательных раздражителей, в различных исследовательских формах [Психологический словарь, 1996].

Нарушения поведения были и остаются актуальными проблемами специальной психологии. Исследователи этой области науки отмечают не только специфику нарушений поведении, но и своеобразие его проявлений у каждой конкретной категории детей. Особую группу представляют собой дети, страдающие аутизмом.

Интерес к проблеме изучения аутистических расстройств и детском возрасте особо возрос в последние четыре десятилетия. Это связано с рядом причин, основными из которых можно назвать следующие:

1. Отсутствие общения, а, следовательно, взаимодействия с окружающим миром и людьми, возникающее с раннего детства, резко искажают ход всего психического развития ребёнка, препятствуют его социальной адаптации.

2. При отсутствии своевременной диагностики и адекватной психолого-педагогической коррекции значительная часть таких детей становится необучаемой и неадаптированной в обществе.

3. В условиях своевременного начала коррекции большинство аутичных детей может быть подготовлено к обучению в разных видах школ.

4. Сложность диагностики из-за недостатка знаний об этой аномалии в целом.

Одновременно указанные причины определяют актуальность изучения проблем аутичных детей, среди которых диагностика проявлений аутистических расстройств и дифференциация их с другими отклонениями психического развития занимают одно из ведущих мест.

Успешная диагностика того или иного состояния возможна только при чётком знании специалистами сути расстройств и комплексов симптомов, входящих в описания этих расстройств.

«Аутизм - это крайние формы нарушения контактов, уход от реальности в мир собственных переживаний, где аутистическое мышление подчинено аффективным потребностям, его произвольная организация нарушена» - такое обобщённое определение аутизма даётся в психологическом словаре (1996).

К.С.Лебединская и О.С.Никольская определяют детский аутизм как аномалию психического развития, особую патологию нервной системы, при которой затруднено формирование эмоциональных контактов ребёнка с внешним миром и более всего - с человеком (1991).

Основными психолого-педагогическими признаками аутизма являются следующие: аутизм как симптом, стереотипии, страхи (фобии), агрессия и аутоагрессия, необычные пристрастия, интересы, влечения, нарушения аффективных реакций, полюсность ряда расстройств, специфическое моторное и речевое развитие. Все эти признаки объединяются понятием «искажённое психическое развитие» (В.В.Лебединский).

Из всех перечисленных признаков аутизма разные авторы выделяют либо диаду, либо триаду симптомов. Так К.С.Лебединская и О.С.Никольская выделяют основными признаками стойкое сочетание двух видов расстройств: аутизм как симптом и стереотипность поведения. С.А.Морозов и Т.И.Морозова считают основными симптомами триаду расстройств: аутизм с аутистическими переживаниями, стереотипность с одержимостью, специфические речевые расстройства.

Данные признаки представляют собой обобщенную картину аутизма, но каждый ребёнок, страдающий аутизмом, сугубо индивидуален, поэтому зачастую различия превалируют над чертами сходства разных детей, отнесённых к категории аутичных. Основные симптомы различаются как по характеру, так и по степени выраженности, это определяет наличие вариантов аутистических расстройств, имеющих разную клинико-психологическую картину, течение и прогноз социальной адаптации.

Клинико-Психологическая классификация детского аутизма разработана О. С. Никольской (1985-1987). Она выделает четыре основные группы: детского аутизма по критериям характера и степени нарушений взаимодействия ребёнка с внешней средой. По сути О. С. Никольская определила типы самого аутизма. Первая группа - дети с отрешённостью от внешней среды; вторая группа - дети с отверженном окружающей среды; третья группа - дети с замещением окружающей среды; четвёртая группа - дети со сверхтормозимостью их внешней средой.

Степень патогенного фактора может быть разной, поэтому вполне возможен переход детей по группам в

сторону ухудшения - при эндогенных, экзогенных или психогенных влияниях; в сторону улучшения - при эффективных медико-психолого-педагогических мероприятиях иди спонтанно.

Деление детей по группам аутизма имеет большое значение как для применения медикаментозной терапии, так и для выбора адекватных способов взаимодействия с детьми с точки зрения психолого-педагогических подходов.

Специалисты, работающие с аутичными детьми, должны владеть методами и методиками психодиагностики, с помощью которых, зная основные симптомы аутистических расстройств, могли бы отнести того или иного ребёнка к конкретной клинико-психологической группе. В этом случае удобным инструментом может стать некая диагностическая матрица, включающая в себя все основные признаки аутентических расстройств, характерных для каждой группа.

С этой целью на основе подробного анализа описаний каждой группы детей в источниках научной литературы нами были выбраны основные диагностические признаки и занесены в таблицу, которая, по сути, может играть роль диагностической матрицы.

Основные диагностические признаки объединены следующими критериями: поведение ребёнка в опасной ситуации, страхи, агрессия, стереотипии, специфические особенности речи. Все перечисленные критерии проявляются в поведенческих реакциях детей и хорошо наблюдаемы, поэтому метод наблюдения за детьми является ведущим при работе с предложенной матрицей (Табл. 1).

Расшифруем некоторые критерии и признаки, занесённые в таблицу. «Стереотипность поведения - это стремление к сохранению «привычного постоянства в окружающем», то есть однообразие во всём» (К.С.Лебединская, О.С.Никольская). Этот критерий характерен для всех аутичных детей, но его проявления для каждой группы различны.

Таблица 1. Определение группы аутизма по особенностям поведенческих реакций

Группа Опасные ситуации Страхи Агрессия Стерео- типность Специфичная особенность

1 группа ОТРЕШЕННОСТЬ Полевые влияния, опасность из-за спонтанности, случайности внешних влияний. Всё в себе, внутри, скрыто. Преодоление -аутостимуляция (не очень сформированная). Реагирует уходом Единственно возможна -самоагрессия из-за повышенной пресышаемости Отсутствует Мутизм

2 группа ОТВЕРЖЕНИЕ Из-за себя - реальная травма может быть (неловок, резок, импульсивен). То есть опасен для себя Внешне - постоянно в состоянии страха, это дезорганизует поведение. Но о пугающих объектах может только догадываться. Механизм преодоления -агрессивные действия Активное отвержение и заглушение окружающего: физическая ауто стимуляция, агрессивные разряды: 1) самоагрессия; 2) на других (циклическая; импульсивная; по отношению к близким; генерализованная (из-за сенсорных свойств предметов); свернутая психодрама; агрессивный контакт) Особо остро Скандиро- вание

3 группа ЗАМЕЩЕНИЕ Демонстративное поведение «напоказ». Поиски острых ощущений. Сам путается, возбуждается, становится неосторожным. Пугающие объекты лежат на поверхности В основе поведения - страх. Ребёнок тянется к тому, чего боится. Особо негативно настроены и агрессивны. Вербальная и физическая. Фантазии. Генерализованная более вербализуется. 1. Агрессивные образы. 2. Фантазии (вербально или через рисунок). 3. Агрессия по отношению к окружающим Проникания взрослых. Стереотипность влечений «Захлебы- вающаяся скороговор ка»

4 группа СВЕРХТОРМОЗИ МОСТЬ Осторожен, тормозим. Может потерять чувство края. Физическая самоагрессия из-за обиды, неуспешности. Преодоление страха сопровождает желание испытать, перепроверить себя. Пугливы, неуверенны, общая тревожность, боязнь отрицательной оценки. Сфера влечений подавлена и не подключается к преодолению страха. Преобладание вербальной, над физической. 1) Самоагрессия (самообвинение, суицидальные высказывания) 2) Генерализованная (не очень ожесточённая) Консерватизм Замедленн ый темп, интонация затухает к концу фразы

«Нолевое поведение - это безотчётное поведение ребёнка, определяемое объектами, случайно оказывающимися в поле его восприятия» (Е. К. Ваенская, М. М. Либлинг, О. И. Никольская). Этот признак наиболее характерен для детей первой группы.

«Аутостимуляция - настойчивое стереотипное извлечение сенсорных ощущений с помощью окружающих предметов и своего тела» (там же).

«Мутизм - полное отсутствие целенаправленной речевой коммуникации при возможности случайного произнесения отдельных слов или даже фраз» (там же). Данный признак характерен для детей первой группы.

«Скандирование - акцентирование ударениями и интонацией отдельных слогов и слов» (там же). Данный признак наиболее характерен для детей второй группы.

Работа по таблице идёт следующим образом. Мы наблюдаем за поведением ребёнка, за его речевыми высказываниями, затем соотносим наиболее яркие особенности с данными, занесёнными в таблицу, и определяем группу аутизма.

Проиллюстрируем примером.

Юля К. Поведение неадекватное ситуациям: дикий смех, расторможенность, постоянное привлечение внимания к себе; может неожиданно побежать. Наблюдаются страхи: письма, чтения, открытой двери. Любит манипулировать другими людьми для удовлетворения своих потребностей. Стереотипность влечений ежедневные игры в сериалы - <мыльные оперы, разговоры о полнотиках, манипуляции аудиокассетой с записью определённой группы, прогулки только в двух излюбленных местах города. Речь быстрая, захлёбывающаяся.

Из данного набора наблюдаемых признаков можно определить, что по критерию поведения в опасных ситуациях девочка демонстрирует неадекватное вычурное поведение «напоказ», что соответствует третьей группе аутизма.

По критерию страха невооружённым глазом выделяется несколько страхов, лежащих на поверхности, что также соответствует особенностям третьей группы детей. По критерию агрессии наблюдаются манипуляции поведением других людей в угоду удовлетворения собственных потребностей, иначе говоря, это - агрессия по отношению к окружающим, провокация взрослых, что также соответствует особенностям проявлений аутизма у детей третьей группы. Особенности стереотипности поведения и речевые расстройства также соответствуют признакам третьей группы.

Представленнаятаблица была апробирована на практике. Исследования показали эффективность и удобство её применения. Между тем, она не является приоритетным источником исчерпывающей информации об аутичных детях, а служит одним из инструментов диагностического этапа работы с данной категорией детей.

Определение клинико-психологической группы детей является необходимым, так как в существующей отечественной литературе по проблеме оказания помощи аутичным детям постоянно идут ссылки на классификацию О. Н. Никольской.

Организуя общение учащихся со знакомыми людьми, педагог заранее обговаривает объем информации, которую сообщают взрослые детям, с тем, чтобы часть сведений учащиеся получали в беседе самостоятельно. Предлагаемые задания подробно разбираются, обсуждаются источники информации, с помощью которых можно приобрести интересующие данные. Учащиеся, которые испытывают затруднения в формировании вопросов, делают необходимые записи, которыми можно вое пользоваться.

© Мазалова С. Л., Алмазова О. В., 2002

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.