136
НАУКА. ИСКУССТВО. КУЛЬТУРА
Выпуск 2(6) 2015
СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ
УДК 8: 821.161.1
«на уровне души...»
О ХАРАКТЕРЕ И ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ОСОБЕННОСТЯХ ЛИРИКИ ГЕННАДИЯ СУЗДАЛЕВА
Л. В. Рыжкова-Гришина1^ Е. Н. Гришина2)
Московский психолого-социальный университет, филиал в г. Рязань
1) e-mail: Rapsod@list.ru
Московский государственный университет культуры и искусств, филиал в г. Рязань
2) e-mail: ujinia@list.ru
В данной статье рассматривается творчество современного поэта, члена Союза писателе России, лауреата литературных премий Геннадия Суздалева, тематика, общий характер его лирики, художественные особенности, выразившиеся в решении определенных задач, использовании изобразительно-выразительных средств; отмечается преемственность и связь его творчества с поэтическими традициями русской поэзии.
Ключевые слова: русская поэзия, «почвенный» характер, Г. М. Суздалев, драматизм, традиции. *
Индивидуальное художественное видение любого поэта выражается не только в тематике его стихов, способах его самовыражения, но и в изобразительновыразительных средствах и приемах, используемых им, сознательно или по наитию, по словам Г еннадия Суздалева, «на уровне души».
Говоря о тематическом многообразии поэзии Г. М. Суздалева, в первую очередь мы отмечаем такие магистральные темы, как: судьба России, малая родина, военное детство, отец и мать, но есть и другие: природа, тема поэта и поэзии, любовь, жизнь и смерть. Но решение любой темы зависит от общего характера лирики, интересов и устремлений поэта, его личных предпочтений, индивидуальной манеры, особенностей его мировосприятия.
Так, тема любви у Г. М. Суздалева окрашена красками лирического драматизма. В сборнике «Феникс» представлено много стихов, которые можно отнести к любовной лирике: «Мы высказали все...», «Приударился - искры из глаз...»,
НАУКА. ИСКУССТВО. КУЛЬТУРА
Выпуск 2(6) 2015
137
«Был жених веселым...», «Попытался сорвать я цветок...», «Ты не зовешь...», «Уходит день...», «Как медленно листья осенние падают...», «В плену хрустального излома...» и др.
Как выясняется, в лирическом пространстве поэта любовь редко бывает счастливой или же дело в том, что счастливая любовь редко бывает воспетой, уже давно подмечено, что строки о ней немногочисленны, зато мотивы грусти, уныния, предчувствия расставания с любимым человеком, разлуки, последующего одиночества - наиболее частые в лирике. Н. С. Гумилев в свое время написал об этом: «У муки столько струн на лютне, / У счастья нету ни одной»1. Вот и у Г. М. Суздалева чувство любви чаще всего связано с «душевным неуютом», «беспросветными небесами», снегами, туманом, «звенящей прохладой» осеннего «догорающего сада» и т. п. Даже восприятие теплого «ультрамаринового моря» со временем превращается в воспоминание о море Черном.
Почему чувство любви его героя так драматично, надрывно, словно «в плену хрустального излома...»? Его лирический герой страдает от одиночества и непонимания, от невозможности разделить свою жизнь с той единственной, которую ищет. Он - в поиске, но каждая новая встреча таит в себе опасность разочарования и новой разлуки. Любовь случается с ним, но озаряя его на какое-то время, покидает его, она уходит - тихо, но так, что остаются только «тень женщины» и «тень мужчины», и «плачет дверь, и ставни плачут», опаляя душу, выжигая ее своим огнем и оставляя пепел.
Пронзительная нота драматизма становится доминирующей в решении любовной темы, иногда начинает казаться, что она характерна всему творчеству Г. М. Суздалева. В самом деле, если любовь - это тайна,«небесная тайна земли», то отчего она несет человеку такие страдания и муки? Открывая для себя тайну любви, герой неожиданно и горько восклицает: «Дожил / До запретного мига. / И понял: / Смертельно устал... / Закрылась / Бессмертная книга. / Зачем / Я её прочитал?»1 2.
Отметим, что анализ любовной лирики любого поэта (ныне живущего или ушедшего) всегда таит в себе опасность вторгнуться в запретные сферы, поэтому делать это следует в высшей степени осторожно и деликатно, отстраняясь от личных пристрастий и стремясь быть, согласно древнему ведическому принципу, выраженному в «Махабхарате», как Бог над битвой. Именно этот принцип невмешательства и отстраненной объективности допустим при анализе стихов о любви, ведь эта тема касается самых тонких душевных переживаний человека, вследствие чего разговор об этом следует вести на полутонах.
Остановим наше внимание на художественных особенностях творчества Геннадия Суздалева и сразу же отметим, что форма его лирики лишена того драматизма, который присутствует в содержании. Ритмический рисунок его стихов, порядок слов, используемые приемы настолько просты и естественны, что кажутся живой человеческой речью и часто лишены тех примет внешней выразительности, к которым стремятся многие поэты. Порой это стремление выходит за границы здравого смысла и приобретает характер эпатажности. Но у Г. М. Суздалева все иначе. Конечно, им создан свой мир эпитетов, как привычных, так и индивидуальных: свадебная купель, красногрудые трамваи, всесильная трава, ультрамариновое море,
1 Гумилев Н. С. Стихи. Письма о русской поэзии / Вступ. ст. Вяч. Иванова. Сост., науч. подгот. текста, послесл. Н. Богомолова. М.: Худож. литература, 1989. 447 с. (Забытая книга). С. 125.
2 Суздалев Г. М. Феникс: Стихотворения, поэмы, переводы, песни. Смоленск: издательство «Смоленская городская типография», 2012. 246 с. С. 83.
138
НАУКА. ИСКУССТВО. КУЛЬТУРА
Выпуск 2(6) 2015
непобедимая река, медовое детство, паслённая межа, русалочий приют, золотые невода, скудельная песня и др.
Поэт умело, но умеренно использует звукопись; есть у него строки с ассонансами и аллитерациями: «унижает остуженный ужин» (акцент на звуке -ж-), «в забытье забытья» (акцент на звуках -з-, -б-, -т-), ««усталость есть у стали» (очень интересная в звуковом решении строка), «а изба не засутулится от осиновых стропил» (акцент на свистящих звуках -з- и -с-); ««смычки осоки» (тот же акцент); ««пугливая пуля подлеца» (в каждом слове повторяются буквы -п- и -л-), «ворона проворонит», ««черный черновик», «скопища скопцов»; в названии речки Непрядва ему слышится «сколько скорби, правды и неправды» и т. д. Таким образом, поэт использует эти приемы, но не злоупотребляет ими и не делает самоцелью игру словами, рифмами или звуками.
Иногда у него встречаются противопоставления: «Но жизнь меня не оградила / Ни от рабов, ни от господ»3; «в пути булыжников и звезд» и др.
Встречаются и лаконично афористичные строки: «суть от суеты не
отличишь», «уж если не сломались на мякине, то на хлебах вовек не пропадем», «война открыла столько трав съедобных» и т. д.
Есть у него аллюзия: девочка «в розовой накидке» (аллюзия к С. А. Есенину, его «девушке в белой накидке»); «Когда иссяк табачный дым, / Когда мой разум утомился, / Мне не явился серафим - / а образ матери явился» (аллюзия к А. С. Пушкину).
Примечательна реминисценция с стихотворении Г. М. Суздалева «Бывшему другу», но сначала следует вспомнить классические строки из стихотворения А. С. Пушкина «К Чедаеву»:
Товарищ, верь: взойдет она,
Звезда пленительного счастья,
Россия вспрянет ото сна,
И на обломках самовластья Напишут наши имена!4 5
Теперь прочитаем строки Г. М. Суздалева:
Уймись.
Наступит тишина:
придет черед твоим капризам.
Товарищ - зверь, взойдет луна, тогда походишь
5
по карнизам .
Эффект реминисценции, намеренного использования чужого текста, отдельных образов, ритмического рисунка часто используется поэтами с целью
3 Суздалев Г. М. Феникс: Стихотворения, поэмы, переводы, песни. Смоленск: издательство «Смоленская городская типография», 2012. 246 с. С. 9.
4 Пушкин А. С. Полное собрание сочинений. В 17 т. Т. 2 (кн. 1). Стихотворения 1817 - 1825. Лицейские стихотворения в позднейших редакциях. М.: Воскресенье, 1994. 568 с. С. 68.
5 Суздалев Г. М. Феникс: Стихотворения, поэмы, переводы, песни. Смоленск: издательство «Смоленская городская типография», 2012. 246 с. С. 164.
НАУКА. ИСКУССТВО. КУЛЬТУРА
Выпуск 2(6) 2015
139
привлечь внимание к проблеме или преследующих какую-либо другую стилистическую цель.
Если говорить о традициях лирики Геннадия Суздалева, можно отметить определенную связь с Николаем Тряпкиным, с которым в свое время они были дружны. Это родство выразилось в близости тем и их решений, в ритмическом строе, лексическом наполнении, но главное - в «почвенном» характере их лирики и тесной связи с русским фольклором. «Можно с уверенностью сказать, что творчество Н. И. Тряпкина находится в лоне русской литературы, но прежде всего, изначально оно находится в лоне устной народной традиции. Его лирический герой постоянно обращается к силам природы и ее проявлениям - к солнцу, ветру, реке, земле, временам года, и все это - лишь частное проявление исконно народных взглядов поэта на окружающий мир и природу»6 7 8. То же можно сказать и о творчестве Г. М. Суздалева, здесь приемы, свойственные народному поэтическому творчеству -одинаковое начало смежных слов, повторы, обращение к силам природы и т.д. Несомненно, что Н. И. Тряпкин, так или иначе, оказал влияние на своего, более молодого друга.
Отчасти встречаем мы и есенинские «нотки», но их, скорее, связывают лишь общие мотивы русской лирики, ее лирико-психологический характер, пристальный взгляд в душу человека, любовь ко всему живому миру, словом, классическая «милость к падшим». Дело в том, что поэтический мир Г. М. Суздалева находится в поэтическом пространстве русской литературы и является его частью, он не «выпадает» из него, а напротив, существует в нем органично и гармонично.
Каков общий характер его лирики? Характеризуя одним словом творчество Г. М. Суздалева, можно сказать, что это теплота, которая исходит от его строк. Поэт и сам говорит, что его речь - «объяснение в любви» («Встреча с читателями»), и в том же стихотворении есть строки, объясняющие очень много в поэте, по крайней мере, в его отношении к своему творчеству: «Страшно мне за любые слова» . В этих строках - осознание высочайшей ответственности за подуманное, произнесенное, написанное, напечатанное, растиражированное и выпущенное в мир слово, которое (если оно правдиво), может указать другому человеку правильный путь, а если лживо - увести его по «кривой» дорожке. Вследствие этого слово поэта, писателя приобретает особую ценность, вес, смысл, который поначалу даже не всегда познается самим пишущим, для него важнее высказаться. И только зрелой душой эта истина понимается им в полной мере, тогда и приходят мысли о том, сколько ненужного, лишнего, даже опасного создано им, и со скольким количеством людей он «поделился» собственными заблуждениями. Именно подобное происходит и с Геннадием Суздалевым, осознание значимости поэтического слова порождает и высокое отношение к своему «нерукотворному ремеслу», как сказал он в стихотворении «Суть»: «От звездного ветра - висок, ступни - от земного озябли» .
В стихотворении «Оттрубят городские рассветы...» поэт вновь всерьез задумывается о судьбе своего поэтического слова:
Замолчит мое горькое слово,
Зародятся цветы над быльем.
6 Рыжкова-Гришина Л. В. «Эти розмыслы и прибаски...». Народные мотивы и философия природы в лирике Н. И. Тряпкина // Российский научный журнал, 2014, № 3(41). С. 247.
7 Суздалев Г. М. Феникс: Стихотворения, поэмы, переводы, песни. Смоленск: издательство «Смоленская городская типография», 2012. 246 с. С. 137.
8 Там же, с. 140.
140
НАУКА. ИСКУССТВО. КУЛЬТУРА
Выпуск 2(6) 2015
Отлетит мишура и полова...
Что останется в сите моем?9.
Но это - размышление и о судьбе как таковой, попытка подвести какие-то итоги. Рано или поздно подводить эти итоги, неизвестно, хотя жизнь человека в любом случае коротка, даже если он и проживет на земле век. Успеть наполнить эти годы смыслом, содержанием, ценнейшими знаниями, драгоценным опытом, духовными прозрениями и любовью, удается далеко не каждому поэту и человеку. Г еннадий Суздалев ориентируется на высокие образцы, на «седого слепого Г омера», пытаясь «всей своей жизнью» понять, «чему подчиняется слово», в чем секреты поэтического мастерства.
Есть ли огрехи в стихах Г. М. Суздалева? Возможно, и есть, но наш подход таков, что оценивать надо сделанное, а не то, что могло быть сделано. На наш взгляд, само расположение стихов в строфах могло бы быть иным, более соответствующим ее рисунку и размеру, но поэту по каким-то причинам захотелось свои стихи расположить именно так, а не иначе, значит, он стремился выделить отдельное слово, какую-то мысль. В конце концов, ввел же Владимир Маяковский в свое время «лесенку», и она прижилась в лирике, хотя, на наш взгляд, строфа должна иметь гармонично строгий рисунок и архитектурно законченный вид. Не по нраву нам и часто минорный характер лирики, однако можно ли это считать недостатком, если таково мировосприятие поэта, его психологический настрой. Мы можем только пожелать поэту видеть как можно более часто «солнечные дни». Он и сам высказал подобное желание в стихотворении «Петрушин березник»: «Подари октябрю / Пару солнечных дней, / Пару солнечных слов / В трудный час - человеку. / Будет воздух родней, / Будет сердцу видней...»10 11.
На наш взгляд, его лирика все же разумно сочетает в себе мажорно-минорные настроения, но с тяготением к минорно сниженному звучанию. Он и сам признавал это и даже задавал самому себе вопросы: «Что ты плачешь, певец? / И чего тебе хочется / На земле, где рождается свет? / Обошли ли тебя / Затрапезные почести / Или мига для радости нет?»11. В стихотворении «Разговор» лирический персонаж в лице соседа советует его герою: «Пиши повеселей. Зачем ты смуту на душу наводишь?»12 13. Но он и рад бы, да только «уводит в детство память», в его «лебедовое детство», и оживают горькие картины - с чертополохом и некошеной полынью, зеленой водой тихого пруда, но главное - с черным хлебом, которого «мы не поели толком», вот он и снится ему, не давая покоя. Одна надежда - на то, что рано или поздно, «настанет время, / Выплачется память» .
Конечно, он мечтает подарить «свою песню весне», но порой не понимает, для чего, «кто полюбит ее», вместе с тем он высказывает мысль, чтобы человек в своем потребительско-самодовольном существовании не забывал о содержании своей жизни, о цели своего прихода в мир: «Пусть побольше печалится / О бессмысленно прожитом дне»14. Таким образом, печаль поэта можно назвать даже продуктивной, если она заставляет задуматься о философской сути и смысле жизни.
9 Суздалев Г. М. Феникс: Стихотворения, поэмы, переводы, песни. Смоленск: издательство «Смоленская городская типография», 2012. 246 с. С. 154.
10 Там же, с. 51.
11 Там же, с. 106.
12 Там же, с. 44.
13 Там же, с. 45.
14 Там же, с. 105.
НАУКА. ИСКУССТВО. КУЛЬТУРА
Выпуск 2(6) 2015
141
От творчества любого поэта остается некое послевкусие, которое становится главным в его восприятии. Александр Пушкин - для нас светел и свят, Михаил Лермонтов - порывист и чист, Федор Тютчев - философски глубок, Николай Заболоцкий - натурфилософски мудр, Марина Цветаева - всегда надрывна, Николай Рубцов - доверчиво открыт, Николай Тряпкин - по-русски распахнут, Андрей Вознесенский - метафорически хитер, Андрей Дементьев - назидателен, от строк Геннадия Суздалева исходит некая теплота («на уровне души») как отражение его сердечных устремлений, душевных переживаний и склонности любить мир, несмотря ни на что.
Список литературы
1. Гумилев Н.С. Стихи. Письма о русской поэзии / Вступ. ст. Вяч. Иванова. Сост., науч. подгот. текста, послесл. Н. Богомолова. М.: Худож. литература, 1989. 447 с. (Забытая книга).
2. Пушкин А. С. Полное собрание сочинений. В 17 т. Т. 2 (кн. 1). Стихотворения 1817 - 1825. Лицейские стихотворения в позднейших редакциях. М.: Воскресенье, 1994. 568 с.
3. Рыжкова-Гришина Л. В. «Эти розмыслы и прибаски...». Народные мотивы и философия природы в лирике Н. И. Тряпкина // Российский научный журнал, 2014, № 3(41). С. 246 - 248.
4. Суздалев Г. М. Феникс: Стихотворения, поэмы, переводы, песни. Смоленск: издательство «Смоленская городская типография», 2012. 246 с.
«on a soul level ...». about the nature and lyrics art features gennady suzdaleva
L. V. Ryzhkova-Grishina1), E. N. Grishina2)
1) Moscow psychological and social university branch in Ryazan
e-mail: Rapsod@list.ru
2) Moscow state university of culture and arts, a branch in Ryazan
e-mail: ujinia@list.ru
This article discusses the work of contemporary poet, member of the Writers' Union of Russia, laureate of literary awards Gennady Suzdaleva, the subject, the general nature of his lyrics, art features, expressed in a specific task, using descriptive and expressive means; marked continuity and connection of his work with the poetic tradition of Russian poetry
Keywords: Russian poetry, «soil» in nature, G.M. Suzdalev, dramatic, traditions.