Научная статья на тему 'НА СТРАЖЕ НАЦИОНАЛЬНЫХ КУЛЬТУР: О МНОГОГРАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В.В.КИТОВА'

НА СТРАЖЕ НАЦИОНАЛЬНЫХ КУЛЬТУР: О МНОГОГРАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В.В.КИТОВА Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
46
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БУРЯТИЯ / УЛАН-УДЭ / ОРЕНБУРГ / ВЫСШЕЕ МУЗЫКАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / КОЛЛЕКТИВ НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА / НАЦИОНАЛЬНЫЕ КУЛЬТУРЫ СИБИРИ / ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Лесовиченко Андрей Михайлович

Статья посвящена деятельности видного музыканта и культуролога, внесшего большой вклад в развитие культуры Сибири и Урала, профессора В.В. Китова. Основные его достижения связаны с созданием и активной творческой работой ансамбля народной музыки “Сибирский сувенир” Восточно-Сибирского государственного института культура, а также организацией крупных международных фестивалей и конгрессов по народной музыке. Продуктивной является также его практика генеалогических исследований

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE GUARD OF NATIONAL CULTURES: ABOUT THE MULTIFACETED ACTIVITIES OF V.V. KITOV

The article is devoted to the activities of a prominent musician andculturologist who made a great contribution to the development of the culture of Siberia and the Urals, Professor V.V. Kitov. His main achievements are connected with the creation and active creative work of the folk music ensemble “Siberian Souvenir” The East Siberian State Institute of Culture, as well as the organization of major international festivals and congresses on folk music. His practice of genealogical research is also productive

Текст научной работы на тему «НА СТРАЖЕ НАЦИОНАЛЬНЫХ КУЛЬТУР: О МНОГОГРАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В.В.КИТОВА»

ЛЮДИ И СОБЫТИЯ МУЗЫКАЛЬНОЙ ЖИЗНИ

Андрей Лесовиченко

НА СТРАЖЕ НАЦИОНАЛЬНЫХ КУЛЬТУР: О МНОГОГРАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В.В.КИТОВА

Аннотация. Статья посвящена деятельности видного музыканта и культуролога, внесшего большой вклад в развитие культуры Сибири и Урала, профессора В.В. Китова. Основные его достижения связаны с созданием и активной творческой работой ансамбля народной музыки "Сибирский сувенир" Восточно-Сибирского государственного института культура, а также организацией крупных международных фестивалей и конгрессов по народной музыке. Продуктивной является также его практика генеалогических исследований.

Ключевые слова: Бурятия, Улан-Удэ, Оренбург, высшее музыкальное образование, коллектив народного творчества, национальные культуры Сибири, генеалогические исследования.

Среди деятелей музыкальной культуры особое место занимают те, кто способен инициировать и реализовывать новые организационные проекты. Таких людей, в принципе, не очень много, потому что занятие искусством далеко не всегда легко сочетается с менеджерскими задачами. Нередко самые талантливые музыканты вообще не способны что-либо организовывать, а профессиональные антрепренёры (не из числа артистов) не в состоянии продуцировать свежие идеи, поскольку не находятся внутри художественного процесса. Фактически, лишь те немногие специалисты, которые авторитетны в творчестве и при этом обладают значительными организаторскими способностями, являются локомотивами музыкальной жизни. В числе таких мастеров яркой фигурой стал заслуженный работник культуры Российской Федерации и Республики Бурятия, профессор, кандидат культурологии Виктор Васильевич Китов.

Главное дело его жизни - создание ансамбля народной музыки «Сибирский сувенир» путём объединения разнонациональных музыкальных и хореографических групп студентов Восточно-Сибирского государственного института культуры. Параллельно Китов выступил инициатором и организатором ряда крупных фестивалей и конгрессов народной музыки. Важные идеи профессора в плане изучения и строительства бурятской народно-инструментальной культуры тоже были реализованы. Наконец, в последние годы Виктор Васильевич инициировал огромную работу генеалогического содержания.

Китов родился в 1952 году на Украине в семье участников Великой Отечественной войны (отец был боевым офицером, а мать - подпольщицей). Раннюю юность провёл в Оренбурге, где получил профессиональное образование в музыкальном училище, по окончании которого поступил в Уфимский государственный институт искусств. Здесь он показал себя успешным и перспективным баянистом, проявил интерес и способности к оркестровому дирижированию. Получив высшее образование, был направлен в 1976 году по распределению в Улан-Удэ, в Восточно-Сибирский государственный институт культуры (ВСГИК), где получил большую преподавательскую нагрузку по классам дирижирования, баяна и другим дисциплинам, начал активную концертную деятельность со студенческим оркестром и оркестром Улан-Удэнского медицинского училища. Вскоре Виктор Васильевич заочно поступил в ассистентуру-стажировку Государственного музыкально-педагогического института им. Гнесиных - ведущего вуза страны по народно-инструментальному музицированию. За несколько лет успешной безупречной работы он

снискал большой авторитет среди коллег. Следствием этого стало его назначение деканом Факультета культурно-просветительной работы.

Вполне типичная история хорошо подготовленного выпускника советского вуза, ставшего преподавателем провинциального института, в котором ещё не успел устояться кадровый состав. Здесь почти каждый молодой специалист сразу становился лидером своего дела. В подавляющем большинстве коллеги врастали в педагогическую круговерть, проживали профессиональную жизнь, фактически не меняя содержания своей деятельности. Виктор Васильевич, обладая большой энергией и творческими устремлениями, хорошо выполнял основные обязанности, но не удовлетворялся этим. Ему хотелось больших творческих результатов.

Главный интерес Китова был направлен на практически незадействованный потенциал института - национальные группы студентов из Якутии, Тувы и Монголии. Здесь было немало носителей подлинного фольклорного искусства. Были такие студенты также среди бурят [7] и среди русских, особенно выходцев из субкультурных сообществ Забайкалья - казаков и семейских старообрядцев.

В 1983 году Виктор Васильевич начал занятия с представителями аборигенных культур, из которых вскоре сложился комплексный ансамбль народной музыки, названный позднее «Сибирским сувениром» [9]. Коллектив быстро снискал известность, стал востребованным не только в Бурятии, но и по всей стране. Много гастролировал за рубежом. Всего за годы руководства В.В. Китова с 1983 по 2003 год «Сибирский сувенир» выступил в 14 странах мира, сделал множество записей на радио и телевидении, стал площадкой для научных исследований и инновационных творческих проектов, благодаря чему был преобразован в творческую лабораторию института культуры, первую в истории этого сибирского вуза. Параллельно в 1990-е годы Китов провёл серьёзную изыскательскую работу по бурятской народно-инструментальной культуре: написал обобщающий труд, опубликованный и защищённый на учёную степень кандидата культурологии [3], инициировал конструирование новых моделей народных инструментов, на одну из которых (реконструкция сура) было выдано авторское свидетельство. Виктор Васильевич предложил идею и провёл конкурсы сочинений профессиональных композиторов, предназначенных для бурятских инструментов, а также дирижёров национальных оркестров, тем самым обеспечив значительные приращения ресурсов для творческого развития музыкантов.

В начале 2000-х годов интересы Китова переместились на организацию фестивалей, где он проявил себя не просто менеджером, а настоящим фестографом -творцом праздников народной музыки. [10, 11, 12, 17, 26] Цикл таких акций проходил под названием «Звуки Евразии». Они имели разный масштаб: от регионального до всемирного, став событиями не только для слушателей, но и для участников, потому что были организованы с учётом потребностей их профессионального роста. Прекратив преподавательскую деятельность в 2012 году и переехав в Оренбург, Виктор Васильевич продолжает поддерживать статус крупного специалиста в народно-инструментальном искусстве, регулярно участвуя в форумах Международной организации народной музыки (10У) и других всемирных и всероссийских научных конгрессов и конференций [4, 6, 8]. Главные же его творческие и организационные интересы сосредоточились на генеалогических исследованиях, благо к этому располагает творческий потенциал многочисленных родственников и друзей. Его книги являются любопытным, достаточно системно организованным срезом жизни советских людей, которые без прикрас и утаивания рассказывают о радостях, бедах и заботах. Китов предпочитает давать высказаться своим собеседникам, сумев побудить многих отложить текущие дела и написать воспоминания (некоторые тексты получились весьма интересными в литературном смысле). Сам он «огранил» книги вступлениями, заключениями, комментариями. Обильно оснастил их фотоматериалами из созданной им родовой фототеки [1, 2, 5, 28, 29]. Кроме того, собрал видеотеку, которая с годами будет

приобретать национальное значение как документальный фонд, дающий представление о реальной жизни жителей нашей страны определённого времени. Китов организовал несколько презентаций этих работ, ставших событиями культурной жизни города и области. Юбилеи своих родителей сумел сделать актом общественного звучания на национальном уровне. Об этом свидетельствуют поздравления от президента РФ, губернатора, других руководителей Оренбургской области и мэрии. Виктор Васильевич инициировал и сумел воплотить целый пласт культурных артефактов, представляющих несомненную ценность для нашего народа, что делает его фонды, созданные в госархивах Бурятии и Оренбуржья, возможной основой для многих культурологических разработок.

Виктор Васильевич Китов - незаурядная фигура в культуре российской провинции рубежа ХХ-ХХ1 веков. Его многоаспектное наследие будет оказывать влияние на процессы, происходящие в нашей жизни, ещё многие годы. Разумеется, его личность многократно отражалась, отражается и, несомненно, будет отражаться в публицистике и научных исследованиях.

Любопытно, что интерес к творчеству Китова стали проявлять музыковеды, журналисты, культурологи фактически одновременно с его появлением на концертной площадке. Первые рецензии в местных газетах относятся к 1970-м годам. Со времени приезда в Улан-Удэ присутствие имени Китова на страницах различных изданий становится весьма частым. Среди авторов работ о Викторе Васильевиче заслуженный работник культуры РФ и РБ, доктор культурологии, профессор В. Л. Кургузов [16], заслуженный деятель искусств РФ и РБ, профессор, кандидат искусствоведения О. И. Куницын [13, 14, 15], заслуженный работник культуры Якутии, кандидат философских наук, доцент В. С. Орлов, кандидат исторических наук, доцент О. А. Русинова [27]. Автор настоящей статьи тоже наблюдает за трудами Китова четвёртый десяток лет [18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25]: опубликовал о нём немало статей. В приведённом ниже списке литературы перечислены лишь те публикации, где в центре он сам, причём наиболее крупные. Знакомство с этим списком многое говорит о масштабе сделанного героем нашей работы. Стоит обратить внимание, что труды самого Китова и посвящённые ему статьи составляют большой текстовый материал, сложившийся параллельно его исполнительскому творчеству. Это весьма редкий случай для практикующего музыканта. Книжная часть его наследия - большое подспорье для исследователей музыкальной культуры Бурятии и Оренбуржья, как минимум, но и всей России тоже. Именно поэтому можно уверенно утверждать, что такая деятельность В.В. Китова является нашим национальным достоянием. Н.В. Чахвадзе призвала изучать наследие видных деятелей национальных музыкальных культур, действовавших после распада СССР [30, 57]. Это важная задача, решая которую, мы создаём картину музыкальной жизни в интереснейший период нашей истории. Творчество В.В. Китова здесь - один из ярких штрихов.

Литература

1. Авинов П. Обращение к истокам. Советы хранителя памяти. О выставке трудов В.

Китова // Вечерний Оренбург, 2017, 20 сентября.

2. Беспалова Т. Оренбуржец написал книгу о своём отце // Оренбургская правда, 2018,

14 июня.

3. Богомолова И. Оркестр бурятских народных инструментов: об издании книги В.

Китова // Бурятия, 2001, 23 октября.

4. Васильева М. Против течения. Интервью с В. Китовым о традиционной музыке //

Оренбуржье, 2017, 13 сентября.

5. Войтин В. Зов рода. О презентации фотоальбома В. Китова «Отец» // Оренбуржье,

2018, 16 мая.

6. Галь Г. Дорогу осилит идущий. К 65-летию музыканта В. Китова // Оркестр, 2018, №

1-2. - С. 31 - 33.

7. Гончикова Н. В мире бурятских народных инструментов // Бурятия, 2001, 12 декабря.

8. Давлеталинова Г. Я не чувствую, что нахожусь в России. Интервью с В. Китовым //

Южный Урал, 2013, 8 июля.

9. Дугарова В. Он объехал целый мир, наш «Сибирский сувенир». Интервью с В. Китовым // Бурятия 1999, 21 сентября.

10. Конева Т. Поздравляем. В. Китову-50 // Бурятия, 2002, 17 октября.

11. Конева Т. Яркое явление в оркестровой литературе // Бурятия, 1999, 11 марта.

12. Кузаева П. О музыке и России [интервью] // Оренбуржье, 2011, 9 июля.

13. Куницын О. Виктор Китов. Главное - впереди // Бурятия, 2000, 11 января.

14. Куницын О. От «Сибирского сувенира» до «Звуков Евразии». Китову-60 // Бурятия, 2012, 20 сентября.

15. Куницын О. Музыкант, педагог, организатор // Музыкальная академия, 2012, №4. -С. 18-21

16. Кургузов В. О культурном потенциале личности (к 60-летию профессора В. В. Китова) // Проблемы социально-экономического развития Сибири, 2012, №3 (9). -С. 141 - 144.

17. Каева П. О музыке и России. Интервью с В. Китовым // Оренбуржье, 2011, 9 июля.

18. Лесовиченко А. Звучит над Волгой чанза. Интервью с В. Китовым // Молодёжь Бурятии, 1990, 5 мая.

19. Лесовиченко А. Полпред сибирской народной культуры // Музыкальное искусство и культура: наблюдения, анализ, рекомендации. Вып. 4. - М.: АПКиПКРКиТ, 2004.

- С.95 - 98.

20. Лесовиченко А. Мастер инициативы // Музыка и время, 2012, №9. - С.15-16.

21.Лесовиченко А. Современные музыкальные просветители Бурятии // Просветительство как форма освоения музыкального наследия: прошлое, настоящее, будущее. Материалы междунар. науч.-прак. конф. - Курск: изд. КГУ, 2011. - С.245-249.

22.Лесовиченко А. Социально-культурный потенциал музыкального фестиваля в вузе // Культура и образование, 2019,?1 (32). - С.126-135.

23.Лесовиченко А. Музыкально-фестивальное движение Бурятии и вклад в него профессора В. Китова // Традиции и перспективы искусства как феномена культуры. - М. : изд. РГУ, 2019, - С.125- 138.

24. Лесовиченко А. Деятельность профессора В. Китова по сохранению и развитию бурятских народных инструментов // Культурное пространство России и Монголии: опыт сотрудничества в трансграничных регионах: материалы VIII междунар. науч.-прак. конф. - Улан-Удэ: ИПК ВСГИК, 2019. - С.304- 311.

25.Лесовиченко, А. М. Деятельность профессора В. В. Китова по подготовке руководителей народно-инструментальных коллективов как проявление канонической природы художественной культуры // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. — 2020. — № 2 (51). — С.231-238.

26. Огибалина Д. Звуки Евразии. Беседа с В. Китовым // Гусли, 2011, №1. - С. 54 - 56.

27. Русинова О. Многогранный талант. В. Китову-60 // Народник, 2012, №3 (79). - С. 57

- 60

28. Сафронова С. Ещё одна семейная реликвия. О презентации фотоальбома В. Китова «Отец» // Степные зори, 2018, 31 мая.

29. Стрельникова Е. Точка притяжения. О бузулукских корнях В. Китова // Российская провинция, 2017, 28 сентября.

30. Чахвадзе Н.В. Актуальные вопросы взаимодействия культур в работах С.А, Закржевской // Музыкальное искусство Евразии. Традиции и современность, 2021, №1/2 — С. 48-52].

Andrey Lesovichenko On the guard of national cultures: about the multifaceted activities of V.V. Kitov

Abstract. The article is devoted to the activities of a prominent musician and culturologist who made a great contribution to the development of the culture of Siberia and the Urals, Professor V.V. Kitov. His main achievements are connected with the creation and active creative work of the folk music ensemble "Siberian Souvenir" The East Siberian State Institute of Culture, as well as the organization of major international festivals and congresses on folk music. His practice of genealogical research is also productive.

Keywords: Buryatia, Ulan-Ude, Orenburg, higher musical education, folk art collective, national cultures of Siberia, festography, genealogical research.

Сведения об авторе: Лесовиченко Андрей Михайлович, доктор культурологии, профессор, ведущий научный сотрудник Научно-аналитического отдела Московской государственной консерватории имени П.И. Чайковского.

e-mail: lesovichenko@mail.ru

Information about the authors: Andrey Mikhailovich Lesovichenko - Doctor of Culturology, Ph.D. in Arts, Professor, leading researcher of the scientific and analytical Department of the Moscow P.I. Tchaikovsky Conservatory.

e-mail: lesovichenko@,mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.