Научная статья на тему 'На рынке хлебопекарного оборудования'

На рынке хлебопекарного оборудования Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
359
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Алексеенкова Елена

За четверть века рынок хлебопекарного оборудования достаточно устоялся, однако за последние годы в этой нише произошло немало изменений. Камеры шоковой заморозки, расширение сети мини-пекарен, обеспечиваемых из единого пригородного цеха, интерес к мелкоштучной продукции, автоматизация дозирования муки об этом и многом другом рассказывают представители крупнейших компаний, занимающихся оборудованием для хлебопеков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Алексеенкова Елена

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «На рынке хлебопекарного оборудования»

Алексеенкова Елена,

руководитель пресс-службы Института развития сельского хозяйства

НА РЫНКЕ

ХЛЕБОПЕКАРНОГО

ОБОРУДОВАНИЯ

За четверть века рынок хлебопекарного оборудования достаточно устоялся, однако за последние годы в этой нише произошло немало изменений. Камеры шоковой заморозки, расширение сети мини-пекарен, обеспечиваемых из единого пригородного цеха, интерес к мелкоштучной продукции, автоматизация дозирования муки - об этом и многом другом рассказывают представители крупнейших компаний, занимающихся оборудованием для хлебопеков.

СНЕКИ, СЛОЙКИ, ПИРОЖКИ

Хлеб всегда был одним из главных в рационе русского человека, поэтому его производство по-прежнему востребовано, меняется лишь подача. Производство классического «советского кирпича» снизилось и, напротив, возрос спрос на слойки, пирожки, как называют их хлебопеки, мелкоштучную маржинальную продукцию. В связи с растущим темпом жизни далеко не у каждого человека есть возможность для полноценной трапезы, поэтому популяризировалась тема здорового перекуса - снеков с питательными и полезными начинками. Без автоматизации производства здесь не обойтись.

- На классическом хлебе много не заработаешь, потому что он велик в размере, чтобы отвезти его по магазинам, нужны машины больших габаритов. Для сравнения, тот же пирожок может стоить столько же, сколько булка хлеба, но на него затрачено и по сырью, и по оборудованию, и по рабочей силе, и, что немаловажно, по логистике, гораздо меньше денег. А итоговая цена у него на полке, как у хлеба, а иногда и больше. Такой продукт является маржинальным. Но, если его лепить по-старинке руками, ориентируясь на серийный продукт, а не штучный, в цеху нужно держать много человек. Это повышает затраты на рабочую силу и делает продукт не таким рентабельным. Здесь приходит на помощь автоматизация производства, которая позволяет на одной машине делать до 30000 тысяч единиц в сутки, тогда как 3 пекаря не сделают больше и 10000 тысяч, - рассказывает коммерческий директор «РиБтех» Вячеслав Лесовик.

Главная тенденция сегодня - это переход к здоровому питанию, считает директор НИИ хлебопекарной промышленности, кандидат технических наук Марина Николаевна Костюченко.

Растет спрос на продукцию с чистой этикеткой: из натуральных компонентов, без добавления ароматизаторов, эмульгаторов, консервантов, а также соли, сахара и насыщенных трансжиров. Другой современной тенденцией является повышенный интерес к хлебу ремесленного приготовления по традиционным рецептам. Во всем мире повышается потребление изделий на традиционных заквасках и цельнозерновых. Новое развитие получило домашнее хлебопечение, быстро растет рынок хлебопекарных смесей, сухих заквасок и других ингредиентов для хлебопечек. Меняются не только предпочтения потребителей, но и способы потребления хлебобулочных изделий. Происходитотход оттрадиционного трехразового питания с употреблением хлеба к питанию на ходу, на рабочем месте, в общественном транспорте, в автомобиле. Это ведет к уменьшению потребляемых порций и снекификации еды, быстрому развитию сферы общественного питания, в том числе, доставки продукции на дом или в удобные пункты продаж.

Идет спрос на ремесленный хлеб, подтверждают в ООО «Технофреш». В связи с этим полным ходом проходит оснащение пекарен ферментаторами для заквасок, камерами замедленного брожения и подовыми печами.

- Популярность формата пекарни у дома и повышение внимания к здоровому питанию, при общем снижении доходов населения - вот чем дышит сейчас рынок. С одной стороны, нужны камеры шоковой заморозки, магазинные печи и оборудование для производства не только хлебных изделий, но и гастрономических, кондитерских, чего требует покупатель кафе-пекарни. С другой - оборудование для длительного

* § * *

г \

га щщ 111

ООО «ХЛЕБМАШ» (Москва) предлагает оборудование для промышленной нарезки и упаковки хлеба производства компании BSM Ltd (Болгария)

Автоматические линии

Все линии оснащаются

универсальной ленточной хлеборезкой

ВБЛЛ ТпигЫ 176, позволяющей нарезать хлеб с содержанием ржаной муки до 100%.

Хлеборезки BSM Triumf 176

Особенности хлеборезки ВБЛЛ ТпигЫ 176: А) Ленточные лезвия длиной 176 дюймов. Лезвия увеличенной длины (176") отличаются повышенным ресурсом и не изнашивают пальцы направляющих гребенок, что позволяет увеличить гарантию на износ пальцев направляющих гребенок до 5 лет; Б) Штатный режим самоочистки. В процессе нарезки не требуется принудительной механической очистки лезвий скребками, т.е. после выхода из нарезаемого продукта лезвие остается таким же чистым, как и вошло. Данное качество обеспечивается подбором режимов, заложенных в контроллере хлеборезки.

Подробную информацию об оборудовании и видеоматериалы вы можете найти на сайте компании. Наши телефоны: +7 (903) 572-71-51; +7 (916) 687-97-29. www.hlebmahs.ru e-mail: hlebmash@inbox.ru

тестоведения и работы с пред-тестом, подовые печи. При этом инвестиции в оборудование пристально оцениваются, и зачастую приходит понимание, что экономия на персонале, стабильность качества и возможность выгодно отличаться продукцией от конкурентов оправдывают вложения, - считает руководитель проектов хлебопекарного направления ООО «Технофреш» Александра Прохорова.

НЕМНОГО О САНКЦИЯХ

Из-за выросших цен на импортную замороженную хлебобулочную продукцию, появился спрос внутри страны на слоёные, сдобные замороженные изделия для АЗС, кафе и ресторанов.

- С появлением экономических санкций пекарям и,в первую очередь, кондитерам, пришлось искать отечественного производителя молочных продуктов. А основная проблема с нашими поставщиками - стабильное качество, - считает Александра Прохорова.

В «ХЛЕБМАШ» и «Русской трапезе» влияния экономических санкций особенно не заметили. А в «Rusimex» отмечают, что рост доллара и евро ударил по их клиентам, так как цена зарубежного оборудования выросла в разы. Кто-то начал смотреть более внимательно на отечественный рынок и для отечественных производителей открылась зеленая улица. Хотя печи из Швеции как продавались, так и продаются, замечают в компании.

ХЛЕБОЗАВОД ИЛИ МИНИ-ПЕКАРНЯ

В ООО «ХЛЕБМАШ» уверенны, что мини-пекарни не могут соперничать с промышленными предприятиями по качеству и безопасности продукции. Предприятие успешно осуществляет поставки и сервис промышленного оборудования болгарского производства по нарезке и упаковке хлеба.

В «Rusimex» обращаются клиенты, у кого целая сеть пекарен. Когда ставят тесторазделочное оборудование где-то в пригородном цеху мегаполиса и потом доставляют оттуда полуфабрикаты в свои мини пекарни. Это может быть замороженная продукция, которая выпекается уже на месте. Делать полный цикл производства, от замеса теста до выпечки, не всегда возможно и удобно на месте, считают в компании:

- Минипекарни, как правило, расположены в проходных местах, с высокой арендой, а формат помещения не позволяет поставить тестомес, держать склад муки. Иногда только есть место, чтобы отпечь продукцию. И тогда им необходимо где-то эту продукцию произвести, сделать полуфабрикаты и развести по своим точкам. Естественно, если эта точка только одна, то экономического смысла это не имеет. А когда у людей несколько пекарен по городу, то это уже очень выгодно!

Печи, тестоделители, тестомесы, кондитерское и упаковочное оборудование - то, что сегодня заказывают в «Русской трапезе». Компания работает на рынке

с 1994 года и за это время завоевала лидирующие позиции в отрасли, заработав репутацию надежного и компетентного партнера.

- Каждый 4-й фасовочно-упако-вочный автомат, изготовленный в России, произведен на заводе «Русской Трапезы». Количество выпускаемого оборудования позволяет нам снижать издержки производства, цену комплектующих, следовательно, и себестоимость продукции. Поэтому наши заказчики получают оборудование европейского уровня по рос-

ГИЛЬОТИННАЯ РЕЗКА

сийским ценам, - рассказывает руководитель дилерского отдела комплексного оснащения хлебопекарных производств по России и странам СНГ Холдинга «Русская Трапеза» Ростислав Степанов.

Специфика компании Wiesheu - это работа с булочными, пекарнями и киосками для продажи хлебобулочных изделий. Такой формат работы развивают как крупные хлебозаводы, так и отдельные инвесторы среднего и малого формата. Этот сегмент рынка интенсивно растет, особенно последние 2-3 года. Все больше открывается пекарен в сегменте «булочная-у-дома», в связи с чем, наблюдается рост спроса на профессиональные конвекционные магазинные печи. Выпечка заморозки в торговых точках становится все популярней, а процесс этот требует специального оборудования, учитывающего ряд требований.

- С прошлого года мы рекомендуем и демонстрируем преимущества использования такихсистем, как полностью автоматическая мойка пекарной камеры, удаленный доступ и контроль за работой печей, единовременная загрузка противней. Лидер нашего ассортимента - модель Dibas 64, обладающая уникальной сдвижной дверью, получила заслуженную оценку пользователей и расширяет свое присутствие на российском рынке, - делится новостями директор по продажам Wiesheu в России Дмитрий Дуденко.

- Не могу не рассказать и про нашего флагмана оборудования, -рассказывает Вячеслав Лесовик из «Rusimex». Это линия для сдобного и слоеного теста RUSIMEX UNI COMPACT 7. Приобрели их у нас за 2 года уже 26 штук, некоторые предприятия берут сразу несколько линий. Например, объединение хлебозаводов «Крымхлеб», сначала приобрели 2 линии. Поработали несколько месяцев, и взяли еще три, и в ближайшей перспективе, рассматривают покупку еще двух. Думаю, это о чем-то говорит. Объем пирожков, производимых только в одном Симферополе, вырос с 600 штук, когда их делали руками, до 20 000 при автоматическом производстве. Оборудование работает по 23 часа в сутки и быстро себя окупает.

ОБОРУДОВАНИЕ: РОССИЯ, ЕВРОПА, КИТАЙ

Когда у вас круглосуточно работающий хлебозавод, оборудование не имеет права останавливаться. Купить технику - не проблема, сложности начинаются с обслуживания, считают на Свердловском экспериментальном механическом заводе (СЭМЗ).

- С введением санкций основная проблема при покупке европейского оборудования - это запчасти. Сегодня 90% запчастей иностранного производства ввозится в Россию нелегально. Приобретая российское оборудование, промышленник избавляет себя от сложностей с техобслуживанием, исключает риск остаться с проблемой один на один, - утверждает генеральный директор СЭМЗ Константин Писаревский.

Наиболее значимым преимуществом отечественного оборудования является его закупочная стоимость, считают в Ш1е$Иеи. Однако стоимость владения отечественного оборудования вплотную приближается к оборудованию иностранного производства, в том числе благодаря использованию в конструкции большого количества импортируемых комплектующих и деталей, уверен Дмитрий Дуденко.

- На мой взгляд, в хлебе три основных европейских игрока - Германия, Скандинавия и Италия. Германия, как родина хлебопечения, задала высокий уровень стандартов лет 30 назад. Скандинавия подхватила, а Италия реализовала максимально широко, считает Александра Прохорова из «Технофреш». -

Сейчас кризис ставит заводам все более жёсткие условия, и все балансируют на сохранении основных конкурентных преимуществ: инновации, надёжность, цена, функционал, кастомизация. То есть при сохранении высокого качества и отражении последних тенденций рынка (здесь ПО играет не последнюю роль), машина должна быть по хорошей цене. Радует, что сейчас пекари стали считать также и стоимость владения, так что при более высокой цене машина может оказаться более выгодной. Так, ЗИП потребует в два раза меньше вложений в год.

Спрос на отечественное оборудование пришел после кризиса 2008 года, после известных всем событий, связанных с ростом валюты, замечают в «Яизтех». Тем не менее, на рынке много зарубежного оборудования: итальянского, немецкого, шведского и даже американского. Важно сказать про выход на рынок хорошей продукции из Китая, страны,

которая последнее время хорошо себя зарекомендовала, как производитель качественного оборудования. Если раньше Китай - это было нечто слепленное на коленке, то на сегодняшний день в Китае действуют высокотехнологичные заводы, которые нисколько не уступают Европе, плюс ко всему, активно отзываются на любые модернизации и корректировки со стороны заказчика.

Свердловский экспериментальный механический завод (СЭМЗ) работает с 1954 года. В те времена в каждом регионе был свой ремонтный комбинат, обслуживающий все хлебозаводы. Предприятие переформатировалось и сегодня успешно работает в десятке лидеров отечественной отрасли. Специализируются на линиях бестарного хранения муки и подачи жидких компонентов.

- Лет 10-15 назад был бум на печи. Большое количество предприятий переоснастились. Потом пошел ажиотаж на новые линии: для пряников, сушек и т.д. Сегодня основная потребность - автоматизация и уход от ручного труда

- подачи муки и жидких компонентов, улучшая тем самым качество выпускаемой продукции,

- продолжает Писаревский. -Торговые сети четко задают тренд, что вчерашний, сегодняшний и завтрашний хлеб должен быть одного качества. Потребитель хочет быть уверен, что купленный им у

одного производителя продукт будет такого же вкуса, как и в прошлый раз. Это логично. Для достижения одинакового вкуса вся система подачи муки, соли, сахара, дрожжей не должна зависеть от бабы Мани, стоящей у тестомеса. Мы автоматизируем процесс и исключаем человеческий фактор.

Весьма высок процент предприятий, работающих на устаревшем оборудовании, считают в СЭМЗ. Модернизации требует 35-40% компаний. Но вопрос в другом, утверждает Константин Писаревский. Производителям хлеба не дают повышать цены на свои изделия, идет контроль государства. И на фоне подорожания муки в 2019 году, в первую очередь деньги сегодня идут на покупку сырья, а не на модернизацию. Если эта ситуация будет продолжаться, подобные им предприятия могут остаться без работы, говорит руководитель.

ПОМОГИТЕ «ХЛЕБНИКАМ»!

Минпромторг делает достаточно много для производителей оборудования, им помощь не нужна, считает Константин Писаревский.

- Больше бы хотелось видеть господдержку «хлебников. Если у производителей хлеба все будет хорошо, значит и мы сможем развиваться, двигаться вперед. Полезный опыт Татарстана в 20142015 годах. Там предприятия, ко-

торые приобрели оборудование у отечественных производителей, установили и начали на нем работу, им предоставили субсидию на технику до 50%! Это был огромный шаг вперед.

- Мы - члены правления Российского союза пекарей и, благодаря президенту союза Валерию Леонидовичу Чешинскому, нашим совместным усилиям сумели добиться отмены возврата хлеба от торговых сетей, - продолжает Писаревский. - Это был большой шаг вперед, что очень заметно по увеличению количества заказов в нашей отрасли. У хлебников появились свободные деньги, которые они пустили на модернизацию. Мы это четко увидели с принятием закона. Такие инициативы - хорошая поддержка отрасли. (По оценке Минсельхоза РФ, потери хлебопекарной промышленности от возврата торговыми сетями хлебобулочной продукции составляли 30 миллиардов рублей в год, или 4% от годового оборота - примеч. автора,).

Антимонопольное регулирование, особенно ограничение роста федеральных сетей, обучение пекарей в соответствии с современными мировыми стандартами, кредитная поддержка предпринимателей, специальные льготы предприятиям, создающим рабочие места в сложных регионах -такие меры господдержки хотят видеть в ООО «Технофреш».

- Главное, чтобы государство поддерживало наших клиентов, возможно, субсидировало модернизацию. Я знаю, что есть такие программы, но количество их и сложность получения не дает им реализовываться, - считают в «Rusimex». - Я много слышал о том, что клиент, заручившись господдержкой, собирался приобретать нашу линию. Но пока только один реализовал эту программу! У нас в компании давно идут обсуждения по поводу открытия своего производства на территории России. Одним из главных аргументов в поддержку этой идеи была господдержка. Но все наши просчеты и аналитика, приводили к тому, что такого качества и такой цены в нашей стране мы достичь не сможем. Хотя, как патриоту, мне очень хочется, чтобы самое лучшее оборудование производилось у нас в стране.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.