Научная статья на тему 'Оптимизация ассортимента хлебобулочных изделий на основе анализа структуры потребительского рынка в г. Санкт-Петербурге и Челябинске'

Оптимизация ассортимента хлебобулочных изделий на основе анализа структуры потребительского рынка в г. Санкт-Петербурге и Челябинске Текст научной статьи по специальности «Прочие технологии»

CC BY
2188
185
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОПТИМИЗАЦИЯ АССОРТИМЕНТА ХЛЕБОБУЛОЧНЫХ ИЗДЕЛИЙ / ИЗУЧЕНИЕ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО РЫНКА / OPTIMIZATION OF THE ASSORTMENT OF BAKERY PRODUCTS / STUDY OF CONSUMER MARKET

Аннотация научной статьи по прочим технологиям, автор научной работы — Нилова Людмила Павловна, Науменко Наталья Владимировна, Калинина Ирина Валерьевна, Маркова Ксения Юрьевна

Статья посвящена изучению особенностей рынка хлебобулочных изделий, реализуемых в двух крупных мегаполисах. Целью исследовательской работы авторов явилось изучение структуры рынка хлебобулочных изделий на примере г. Санкт-Петербурга и Челябинска и перспектив его развития на основании социологического опроса потребителей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по прочим технологиям , автор научной работы — Нилова Людмила Павловна, Науменко Наталья Владимировна, Калинина Ирина Валерьевна, Маркова Ксения Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Optimization of the assortment of bakery products based on the analysis of consumer markets in St. Petersburg and Chelyabinsk

The article studies the features of the bakery product market in two megalopolises. The aim of the research was the study of bakery product market structure on the examples of St. Petersburg and Chelyabinsk and its development prospects based on a poll of consumers.

Текст научной работы на тему «Оптимизация ассортимента хлебобулочных изделий на основе анализа структуры потребительского рынка в г. Санкт-Петербурге и Челябинске»

Управление качеством товаров и услуг

УДК 664.66.016(470)+658.8

ОПТИМИЗАЦИЯ АССОРТИМЕНТА ХЛЕБОБУЛОЧНЫХ ИЗДЕЛИЙ НА ОСНОВЕ АНАЛИЗА СТРУКТУРЫ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО РЫНКА В г. САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ И ЧЕЛЯБИНСКЕ

Л.П. Нилова, Н.В. Науменко, И.В. Калинина, К.Ю. Маркова

Статья посвящена изучению особенностей рынка хлебобулочных изделий, реализуемых в двух крупных мегаполисах. Целью исследовательской работы авторов явилось изучение структуры рынка хлебобулочных изделий на примере г. Санкт-Петербурга и Челябинска и перспектив его развития на основании социологического опроса потребителей.

Ключевые слова: оптимизация ассортимента хлебобулочных изделий, изучение потребительского рынка.

Российский рынок хлебобулочных изделий находится в сложной стадии развития. С начала XXI века наметилась тенденция сокращения производства хлебобулочных изделий. Хлеб перестает быть главным продуктом питания россиян, каковым он был многие века. Согласно официальным статистическим данным производство хлеба в стране падает ежегодно в среднем на 4 % [6]. Серьезную конкуренцию хлебозаводам могут составить хлебопекарные предприятия малой мощности. Выработка малыми предприятиями и индивидуальными производителями составляет 23,7 % от общих поставок хлебобулочной продукции рынку [1, 2], что должно вынуждать службы хлебозаводов проводить более серьезные маркетинговые исследования рынка хлеба и актуализировать свои бизнес-планы. Основные причины сокращения производства связывают со снижением численности населения и уменьшением потребления хлебобулочных изделий, вызванной ростом доходов [2]. И хотя реальные доходы населения в связи с финансово-экономическим кризисом сократились, что могло бы привести к росту потребления хлебобулочных изделий, структура ассортимента как на сегодняшний день, так и в дальнейшем будет продолжать претерпевать изменения в сторону увеличения доли рынка хлебобулочных изделий повышенной пищевой ценности или эксклюзивных сортов.

Целью работы явилось изучение структуры рынка хлебобулочных изделий на примере г. Санкт-Петербурга и Челябинска и перспектив его развития на основании социологического опроса потребителей.

Исторически рынок хлебобулочных изделий складывался следующим образом: за каждым административным округом закреплялся определенный хлебозавод, призванный обеспечивать

продукцией данный округ. Соответственно долгие годы рынок сбыта хлебозавода привязывался к определенной территории. С переходом на рыночную экономику конъюнктура рынка хлебобулочной продукции начала меняться.

Главная особенность петербургского рынка хлебобулочных изделий заключается в значительных расстояниях между районами и сложная, перегруженная транспортная инфраструктура города. При этом хлебобулочная продукция, имеющая короткий срок хранения, должна доставляться ежедневно в розничную торговую сеть для реализации потребителю в свежем виде. Формирование сложных логистических и дистрибьюторских цепочек исключается. Организация простой схемы доставки «производитель -розница» требует немалых усилий. Свежий хлеб должен быть доставлен вовремя, невзирая на пробки, плохие дороги и прочие внешние факторы. В результате в более выгодном положении находятся собственные пекарни при гипермаркетах сетей «Ашан», «О’Кей», «Карусель», «Лента», «Перекресток».

Емкость рынка хлебобулочных изделий в Санкт-Петербурге составляет около 800 т/сут. Основными поставщиками хлебобулочных изделий в г. Санкт-Петербурге являются крупные хлебозаводы. 85 % рынка приходится на долю трех крупных компаний: группы компаний ¥агет (бренд - «Хлебный Дом») - около 40 %; ОАО «Каравай» (бренд «Каравай») - 25-30 %; группы компаний «Черемушки» (бренды «Пекарь» и «Дарница») - 15 %. [1] Далее следуют ООО «Первое хлебопекарное объединение», ОАО «Холдинг «Петрохлеб», ЗАО «Ржевка Хлеб», ОАО «Сестрорецкий хлебозавод», ОАО «Хлебный завод «Арнаут». Хлебопекарные предприятия малой мощности в качестве самостоятель-

ных единиц практически отсутствуют, за исключением ООО «ПК «Балтийский хлеб». Зато при каждом гипермаркете появились собственные пекарни, составляющие значительную конкуренцию продукции хлебозаводов. Анализ ассортимента хлебобулочных изделий гипермаркетов показал, что на долю продукции собственных пекарен приходится 40-60 %. В результате в гипермаркетах ассортимент продукции хлебозаводов более узкий, по сравнению с супермаркетами и сетевыми магазинами, не имеющими собственных пекарен.

Рынок хлебобулочных изделий в г. Челябинске в целом такой же, как и в Санкт-Петербурге, только меньшей емкости - около 250 т/сут. 75 % (а по некоторым данным до 90 %) продукции поставляется региональным монополистом ОАО «Первый хлебокомбинат» в составе холдинга «Макфа». Занимать стойкие лидирующие позиции ему позволяет не только широкий ассортимент вырабатываемой продукции, но и собственная крупнейшая транспортная компания, обеспечивающая оптимальные логистические цепи. Крупными производителями хлебобулочной продукции являются ООО «Хлебпром» в составе одноименной ассоциации «Хлебпром» -около 40 т/сут, ОАО «Союзпищепром» - около 10 т/сут, а также ООО «Хлебокомбинат № 5». Особенностью деятельности крупных компаний является замкнутый и самодостаточный цикл производства - от зерна и муки до реализации хлеба в собственных розничных сетях. Производство хлеба для данных компаний стало скорее «социальным проектом», поскольку основным источником дохода являются смежные производства. Гиганты отрасли практически вытеснили с рынка продукцию частных пекарен, количество которых в последние годы сокращается. На сегодняшний день на рынке хлебобулочных изделий г. Челябинска присутствует продукция 18 мини-пекарен, среднесуточный объем производства которых, составляет 15-18 т. Исключением среди частных хлебопеков является пионер данной отрасли на челябинском рынке - ООО «Мэри», ежесуточно выпекающий 20-25 т хлеба, что даже превышает объем выпечки одного из гигантов отрасли ОАО «Союзпищепром».

Питерский и челябинский рынок хлебобулочных изделий - высокобрендированные. Хлебопекарные предприятия занимаются не только ассортиментной политикой, но и активно проводят брендинг и ребрендинг своей продукции. В результате ребрендинга дизайн каждой группы хлебобулочных изделий получил свои отличительные особенности. Продукция хлебозаводов поступает упакованная в пакеты из полимерных пленок с полной информацией для потребителя и характеристикой используемого улучшителя (при использовании), заделанная клипсой с указанием даты производства. Высокий процент упакован-

ного хлеба и батонов поступает в нарезке в виде целого или 1/2 целого изделия, а мелкоштучные булочные изделия в виде целого или нескольких изделий.

Практически во всех магазинах городов присутствует продукция крупных производителей, часто одноименных наименований. Ассортимент хлебобулочных изделий хлебозаводов г. Санкт-Петербурга в розничной сети включает простые, улучшенные, заварные и обогащенные сорта ржаного, ржано-пшеничного и пшеничного хлеба; булочные изделия крупноштучные (батоны, плетенки) и широкий ассортимент мелкоштучных сдобных булочных изделий. Наиболее узкий ассортимент простых по рецептуре изделий: 1-2 наименования хлеба из ржаной муки (только хлеб ржаной из обдирной муки подовый или формовой, зачастую отличающиеся только торговой маркой); 1-2 наименования из пшеничной муки (хлеб из пшеничной муки высшего сорта, реже 1-го сорта, подовый). Ассортимент ржанопшеничного хлеба - украинский, дарницкий формовой, реже подовый. Улучшенные хлебобулочные изделия - ржано-пшеничные до 6 наименований, в том числе столичный, столовый и заварные - карельский, бородинский, северный; заварной ржаной - московский (только в некоторых розничных предприятиях); улучшенные пшеничные - молочный, горчичный и новинка ОАО «Хлебный Дом» - кефирный. Появился новый хлеб ржано-пшеничный заварной «Боярский» с грецким орехом производства ОАО «Первое хлебопекарное объединение» ТМ «Дар-ница». Наибольший ассортимент обогащенных хлебобулочных изделий, чаще из ржанопшеничной муки многозерновой, с отрубями, цельнозерновой и с семенами подсолнечника, а также краюшки в ассортименте. На долю обогащенного хлеба приходится более 1/4 от количества поставляемой продукции хлебозаводами. Булочные изделия представлены крупноштучными - батонами, в основном улучшенными по рецептуре, до 10 наименований, плетенками - до двух. Одновременно в продаже могут присутствовать батоны одноименных наименований разных хлебозаводов. Самый разнообразный ассортимент у сдобных булочных изделий, особенно мелкоштучных. На его долю приходится до 30 % и более от количества хлебобулочных изделий хлебозаводов в розничном торговом предприятии. Кроме того, ЗАО «Ржевка хлеб» поставляет в торговлю в ассортименте национальные хлебобулочные изделия - лаваш армянский (премиум, для шавермы, с укропом), кавказский, индийский, хлеб армянский Матканаш. Хлеб «Чиабат-та» поставляется в торговлю единичными хлебозаводами.

В Челябинске наиболее широкий ассортимент хлебобулочных изделий поставляет в торговлю ОАО «Первый хлебокомбинат», более 40

наименований только хлеба (причем массовые сорта - лишь 3). Весь ассортимент хлебобулочных изделий ОАО «Первый хлебокомбинат» можно описать следующими группами:

> массовые сорта хлеба («Уральский новый», хлеб из пшеничной муки, «Станичный»);

> хлеб для здоровья, в том числе диетический хлеб («Изобилие», «Зерновой с кальцием», «Фитнес», «Елена», «Тысяча зерен» и др.);

> заварные и специальные сорта хлеба («Заварной тминный», «Баварский», хлеб заварной фруктовый и т. д.);

> итальянские сорта хлеба («Фокаччо», «Риталио», «Чиабатта» и т. д.);

> булочные изделия:

■ батоны (нарезной, молочный, любительский и т. д.)

■ сдобные изделия (плетенка с маком, ру-летик сдобный и др.);

■ мелкоштучные булочные изделия (булочка «Трактирная», «Бархатная», «Пражская», сдобная ванильная, рогалик и др.)

Особым сегментом в структуре челябинского рынка хлебобулочных изделий стала мелкоштучная продукция, количество которой в последние несколько лет увеличилось в разы. Так, в ассортименте ООО «Хлебпром» по 9 сортов хлеба и батонов и 20 - различных булочных изделий.

Ассортимент хлебобулочных изделий, выпекаемый пекарнями при гипермаркетах, отличается от заводского. В г. Санкт-Петербурге в более широком ассортименте представлены изделия из пшеничной муки простые и улучшенные по рецептуре, так как их технология производства значительно проще по сравнению с ржанопшеничным хлебом. Удельный вес таких изделий доходит до 60 %. Кроме того, ассортимент отличается присутствием изделий, отличных наименованием и рецептурой от заводского ассортимента, например, с луком, с сыром, национальных сортов «Лучиана», «Чиабата», «Пицеллино», французский с чесноком и др. Пекарня при гипермаркете «Ашан» освоила производство хлеба с фруктовыми и ореховыми добавками - хлеб «Лапландия» ржано-пшеничный с мукой каштана, инжиром и лесным орехом в рецептуре; хлеб «Фруктовый» ржано-пшеничный с черносливом, курагой, фундуком и семенами льна, подсолнечника и кунжута. Ежедневно на прилавках гипермаркетов Челябинска обеспечивается присутствие около 40 наименований хлебобулочных изделий. Подобная активность определяется основным отличием мини-пекарен при гипермаркетах от хлебозаводов, как правило, они работают на уже готовых, чаще импортных смесях. В целом в пекарнях ассортимент обогащенного хлеба незначителен - 2-3 максимум до 5 наименований как в Санкт-Петербурге, так и в Челябинске. Таким образом, продукция частных производств

лишь дополняет ассортимент хлеба массового потребления, разрабатывать и производить продукты повышенной пищевой ценности в большей степени могут крупные хлебозаводы.

Преимуществом продукции пекарен является разнообразный ассортимент национальных изделий, более низкая цена и возможность предоставить потребителю изделия в горячем виде. Эти хлебобулочные изделия реализуются в санитарно-гигиенической упаковке с неполной информацией для потребителя - состав улучшителя не раскрывается. Продукция быстро черствеет. Основными потребителями продукции пекарен являются любители горячего и нетрадиционного ассортимента хлебобулочных изделий или те, кто вынужден приобретать более дешевый хлеб. Только 10 % питерцев и 4 % челябинцев отдают предпочтение продукции пекарен, но для многих - 48,8% питерцев и 34,5 % челябинцев не имеет значения, чью продукцию они покупают. То есть это потенциальные потребители продукции пекарен.

Основным критерием при выборе хлеба независимо от места проживания является свежесть, на втором месте - вкус продукции, полезность для здоровья - на третьем, и только на четвертом - цена (рис. 1). В отличие от челябинцев жители Санкт-Петербурга в большей степени высказались за полезность хлебобулочных изделий. И только 1,2 % питерцев вместо хлеба предпочитают употреблять хлебцы, которые долго хранятся и их можно закупить впрок.

В Санкт-Петербурге большинство потребителей (52,9 %) приобретают хлебобулочные изделия 2-3 раза в неделю, через день - 21,8%, а ежедневно только 17,1 %. Около 3 % вообще приобретают хлебобулочные изделия один раз в неделю. Это связано с появлением большего количества потребителей, которые в связи с загруженностью на работе не имеют возможности ходить в магазины ежедневно, а закупают продукты в выходные дни сразу на неделю. Поэтому большее значение приобретают более длительные сроки хранения упакованного хлеба. В Челябинске потребители предпочитают покупать хлебобулочные изделия ежедневно или 2-3 раза в неделю (рис. 2).

Вкусы потребителей в большей степени остаются традиционными. Хлеб с использованием ржаной муки составляет большинство предпочтений, но в Челябинске большее количество потребителей по сравнению с Санкт-Петербургом предпочитают пшеничные сорта хлеба (рис. 3). Однако наметилась тенденция увеличения потребления обогащенных хлебобулочных изделий. И если в Санкт-Петербурге предпочитают покупать их 47,6 % потребителей, то в Челябинске такие изделия покупают меньше, но достаточное количество людей (30,5 %).

ДРУГОе

традиции

цена

полезность

вкус

свежесть

31,2

- і 8 I 7,6

115 і 15,3

24,5

136,4

•Н 51,3 _ 51,2

□ Санкт-Петербург В Челябинск

172 I 72,3

Рис. 1. Основные критерии при выборе хлебобулочных изделий, % от числа опрошенных потребителей

Через день; 21

Ежедневно; 17,1

2-3 раза в неделю; 52,9

Через день; 25,5

Не ем хлеб вообще; 3

Ежедневно; 38,5

2-3 раза і неделю; 32,5

Рис. 2. Частота потребления хлебобулочных изделий, % от числа респондентов

52,5

О Санкт-Петербург И Челябинск

Рис. 3. Предпочтения потребителей по видам хлебобулочных изделий, %, от числа потребителей

Наиболее популярными сортами являются хлеб линии «Геркулес» с отрубями и многозерновой, «Бурже» ОАО «Хлебный Дом» г. Санкт-Петер-бург. Эти торговые марки вспомнили при опросе 41 % петербуржцев. В г. Челябинске предпочитают хлеб фитнес, мультизлак, с отрубями. Характерно то, что около 10 % потребителей к хлебу для здорового питания отнесли хлеб ржаной и бородинский. На вопрос «Покупаете ли вы новые сорта хлеба для здорового питания?» практически одинаково ответили как в Санкт-Петербурге, так и в Челябинске. Большинство потребителей ответили «да» (61,8 и 61,5 %, соответственно); «нет» - 22,9 и 22,5; и только для 15,3 и 15,5 % -не имеет значения покупают они массовые или обогащенные сорта. Фактически около 15 % потребителей - неопределившаяся аудитория, которая может стать потребителем новых обогащенных сортов. Для этого нужна просветительная работа. И немаловажную роль при этом играет реклама. Причем сами потребители (71,8 и

73,5 %, соответственно) высказались за рекламу новых сортов хлебобулочных изделий для здорового питания. Но реклама должна быть направлена на конкретную информацию пользы для здоровья человека вносимых добавок из растительного сырья. И уже при вопросе: «если вы будете знать, что хлеб с добавками из растительного сырья полезен для здоровья, купите ли вы его?» процент потребителей, ответивших положительно, увеличился на 2,6 и 5 %.

Причины отказа от покупки хлебобулочных изделий для здорового питания у жителей Санкт-Петербурга и Челябинска разные (рис. 4). Петербуржцы в большей степени считают, что обогащенные сорта хлеба очень дорого стоят. И хотя обогащенные сорта хлеба рекомендованы всем, кому они не противопоказаны, но у членов семьи, для которой приобретается хлеб, могут быть разные вкусы. Поэтому многие потребители покупают сорта хлеба, которые будут есть только все члены семьи, а многие из них просто предпочитают традиционные сорта хлеба и не любят менять свои вкусы. Только 15 % петербуржцев ответили, что не покупают такой хлеб из-за того, что он не нравится.

Жителям Челябинска обогащенный хлеб не нравится (20 %) в большей степени, особенно мужчинам (27 %). Вообще женщины всегда первыми выступают за здоровый образ жизни. Учитывать вкусы всей семьи для жителей Челябинска более важно (35 %), а вот «слишком дорого» считают только 17,5 %. Скорее всего это связано с более низкими ценами на хлебобулочные изделия в г. Челябинске по сравнению с Санкт-Петербургом.

Современный рынок хлебобулочных изделий диктует жесткие требования к производителю. Сегодня недостаточно выпускать только массовые сорта хлебобулочных изделий. Чтобы выжить и быть успешным, необходимо вырабатывать широ-

кий ассортимент продукции, строго контролировать ее качество и при этом обязательно учитывать специфику и привычку покупателей. И хотя ассортимент хлебобулочных изделий для здорового питания расширился, но, в основном, он представлен изделиями, включающими добавки из зерновых и масличных культур в виде цельного зерна, отрубей, многозерновых смесей. В состав таких хлебобулочных изделий входят улучшители - пищевые добавки в виде ферментативно-активного сырья или синтетического происхождения. Все больше традиционных сортов также вырабатывается с использованием улучшителей по разным причинам. Это и необходимость ускоренного созревания теста, особенно при автоматизации производства, и низкое качество исходного сырья, или просто упрощение приготовления теста. Но у потребителей к использованию улучшителей разное отношение. Большинство жителей Санкт-Петербурга (61,8%) знают, что такое улучшители, но не обращают внимание при покупке (46,4 %). Категорически не купят хлеб с улучшителями всего 23 % потребителей. Жители Челябинска, напротив, в основном не знают об улучшителях (65,5 %), но также большинство не обращает на это внимания (55,0 %) при покупке. Только 18% челябинцев откажутся от покупки хлеба, выработанного с улучшителями. Производители хлеба должны информировать потребителя об использовании улучшителей информацией на упаковке. Крупные хлебозаводы в составе продукта приводят полную информацию о составе улучшителя, а вот пекарни только указывают на его присутствие, не раскрывая состав. Практически половина опрошенных потребителей г. Санкт-Петербурга (48,8 %) читают информацию о составе на упаковке, а вот в г. Челябинске практически не читают (70,5 %).

Функции улучшителей может выполнять ферментативно-активное сырье растительного происхождения, которое обладает одновременно и функциональными, и технологическими свойствами. Во многих городах России разрабатываются новые сорта хлебобулочных изделий, обогащенные добавками из продуктов переработки фруктов, ягод, орехов [3, 4]. Использование такого сырья в рецептурах хлебобулочных изделий позволяет не только исключить использование улучшителей, но и повысить пищевую ценность продукции за счет витаминов, минеральных веществ, пищевых волокон, содержащихся в растительном сырье. Но готовы ли потребители покупать такую продукцию? Большинство потребителей готовы, если хлебобулочные изделия будут вкусными (38,2 и 50,0 %, соответственно в Санкт-Петербурге и Челябинске). О пользе для здоровья такого хлеба вспомнили 20,0 и 17,0%. Около 13 % считают, что хлеб не должен содержать фруктовых добавок и 25,3 и 19,5 %, соответственно, предпочитают только традиционный хлеб (рис. 5).

24,7

18,2

слишком

дорого

не нравится

21,:

І5

не люблю менять свои вкусы

покупаю хлеб для всей семьи

18,8 ...рщ

3,5

другое

□ Санкт-Петербург В Челябинск

Рис. 4. Причины отказа от покупки хлебобулочных изделий для здорового питания, % от числа опрошенных

другое

затрудняюсь ответить да, если хлеб недорогой

да, если хлеб вкусный

да, если буду знать, что этот хлеб полезен для здоровья

нет, предпочитают традционный хлеб

нет, хлеб не должен содержать фруктовых добавок

0.5

И,2

7.5

7.5

Л5

] 6,5

л 17

I 20

19.5

25,3

~Ш7

12,9

50

□ Санкт-Петербург 0 Челябинск

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Рис. 5. Отношение потребителей к покупке хлебобулочных изделий с добавками из фруктов, ягод или орехов, % от числа опрошенных потребителей

Но, если добавки из растительного сырья исключат использование улучшителей в хлебобулочных изделий, то половина потребителей, не смотря на предыдущие мнения, готовы их покупать (45,9 и 51,3 %, соответственно для жителей Санкт-Петербурга и Челябинска). Категорически откажутся от покупки такого хлеба только 27,0 % опрошенных жителей г. Санкт-Петербурга и

18,5 % г. Челябинска. Оказались в затруднительном положении и не смогли ответить почти 27 % потребителей Санкт-Петербурга и 18,5% Челябинска. Последних можно рассматривать как потенциальных потребителей хлеба, обогащенного добавками из растительного сырья, что можно отрегулировать должной рекламой.

Проведенный анализ показал, что необходимо оптимизировать ассортимент хлебобулочных изделий за счет увеличения доли продукции с добавками из сырья растительного происхождения (продуктов переработки фруктов, ягод и орехов) [3-5].

Литература

1. Алферов, А. Рынок хлеба и хлебобулочных изделий: реалии, перспективы, тенденции развития / А. Алферов // Хлебопродукты. - 2009. -№ 2-4.

2. Косован, А. Работа хлебопекарных предприятий России в современных условиях: тенден-

ции и перспективы развития / А. Косован // Хлебопродукты. - 2009. — М 8.

3. Нилова, Л.П. Новая обогащающая добавка для хлебобулочных изделий - порошок из красно-плодной рябины / Л.П. Нилова, Н.О. Дубровская // Хлебопродукты. -2008. -МП.

4. Нилова, Л.П. Оптимизация качества хлебобулочных изделий полученных с использованием нетрадиционного сырья / Л.П. Нилова, Н. О. Дуб-

ровская, Н.В. Науменко // Вестник ЮУрГУ. Серия «Экономика и менеджмент». 2007. -

Вып. 4. -М 27(99).

5. Нилова, Л.П. Использование кедровой муки для повышения пищевой ценности хлебобулочных изделий / Л.П. Нилова. И.В. Калинина // Повышение качества и расширение ассортимента потребительских товаров: сб. науч. тр. - СПб. : ТЭИ, 2009.

6. Статистический сборник. Россия в цифрах 2010. — М.: Росстат, 2010.

Поступила в редакцию 10 июня 2010 г.

Нилова Людмила Павловна. Кандидат технических наук, доцент кафедры товароведения и экспертизы потребительских товаров, Санкт-Петербургский торгово-экономический институт. Область научных интересов - товароведение и экспертиза потребительских товаров. E-mail: [email protected]

Nilova Lyudmila Pavlovna. Candidate of Technical Sciences, Associate Professor of the Merchandising and Consumer Goods Expertise Department of St. Petersburg State Institute of Trade and Economics. Research interests: merchandising and consumer goods expertise. E-mail: [email protected]

Науменко Наталья Владимировна. Кандидат технических наук, доцент кафедры «Товароведение и экспертиза потребительских товаров», Южно-Уральский государственный университет (г. Челябинск). Область научных интересов - товароведение и экспертиза потребительских товаров. E-mail: [email protected] Naumenko Natalya Vladimirovna. Candidate of Technical Sciences, Associate Professor of the Merchandising and Consumer Goods Expertise Department of South Ural State University, Chelyabinsk. Research interests: merchandising and consumer goods expertise. E-mail: [email protected]

Калинина Ирина Валерьевна. Кандидат технических наук, доцент кафедры «Товароведение и экспертиза потребительских товаров», Южно-Уральский государственный университет (г. Челябинск). Область научных интересов - товароведение и экспертиза потребительских товаров. E-mail: [email protected]

Kalinina Irina Valeryevna. Candidate of Technical Sciences, Associate Professor of the Merchandising and Consumer Goods Expertise Department of South Ural State University, Chelyabinsk. Research interests: merchandising and consumer goods expertise. E-mail: [email protected]

Маркова Ксения Юрьевна. Аспирант, Санкт-Петербургский торгово-экономический институт. Область научных интересов - товароведение и экспертиза потребительских товаров. E-mail: [email protected]

Markova Kseniya Yuryevna. Postgraduate student of St. Petersburg State Institute of Trade and Economics. Research interests: merchandising and consumer goods expertise. E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.