Научная статья на тему 'На пути решения глобальных энергетических проблем в контексте Санкт-Петербургского саммита'

На пути решения глобальных энергетических проблем в контексте Санкт-Петербургского саммита Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
157
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САММИТ / САНКТ-ПЕТЕРБУРГ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «На пути решения глобальных энергетических проблем в контексте Санкт-Петербургского саммита»

На пути решения глобальных энергетических проблем в контексте Санкт-Петербургского саммита

Л.С. Иванов

Кандидат экономических наук, доцент, ученый секретарь (Всероссийский научно-исследовательский конъюнктурный институт)

ВМ. Копылов

Заместитель главного редактора «Бюллетеня иностранной коммерческой информации» (Всероссийский научно-исследовательский конъюнктурный институт)

За время, прошедшее после совещания "восьмерки" в Санкт-Петербурге (июль 2006 г.), отчетливо проявилась вся много-векторность и разнохарактерность глобальных энергетических проблем, обозначились всплески острых противоречий, и вместе с тем наметились возможности их совместного решения. Как известно, в заявлении восьми стран - участниц Санкт-Петербургского саммита "Глобальная энергетическая безопасность" были обозначены следующие серьезные и взаимосвязанные проблемы:

- высокие и неустойчивые цены на

нефть;

- возрастающий спрос на энергоресурсы;

- растущая зависимость многих стран от импорта энергоносителей;

- потребность в огромных инвестициях во все звенья энергетической цепочки;

- необходимость защиты окружающей среды и решения проблемы климатических изменений;

- уязвимость жизненно важной энергетической инфраструктуры;

- политическая нестабильность, природные катаклизмы и иные угрозы.

Для решения этих проблем в связи с растущей взаимозависимостью между стра-нами-производителями, транзитными странами и государствами-потребителями необходимо развивать партнерские отношения всех заинтересованных сторон, добиваясь формирования прозрачных, эффективных и конкурентных мировых энергетических рынков, чтобы обеспечить надежное и экологически безопасное энергоснабжение по ценам, отражающим фундаментальные принципы рыночной экономики.

Было признано, что при наличии политической воли и консолидации усилий международное сообщество в состоянии решить три взаимосвязанные задачи - энергетической безопасности, экономического роста и экологии (Три "Э").

Принятое на саммите совместное заявление "Глобальная энергетическая безо-

пасность" призвало к развитию диалога между всеми заинтересованными сторонами и наметило План действий по следующим направлениям:

1. Повышение прозрачности, предсказуемости и стабильности глобальных энергетических рынков (обмен информацией, диалог между странами -производителями и потребителями энергоресурсов, прозрачность использования государственных доходов от экспорта энергоресурсов).

2. Улучшение инвестиционного климата в энергетическом секторе (совершенствование систем налогообложения и др.), способствующее притоку инвестиций в энергосбережение, расширение использования возобновляемых и альтернативных источников энергии, в разработку месторождений на континентальном шельфе, формирование рынка СПГ, развитие и модернизацию систем транспортировки и хранения углеводородов.

3. Повышение энергоэффективности и энергосбережения. Обеспечение снижения энергоемкости в условиях экономического роста, определение финансовых и налоговых стимулов, обеспечивающих применение энергоэффективных технологий с целью рационального использования энергоресурсов на транспорте, в промышленности и т. д.

4. Диверсификация видов энергии с целью снижения рисков путем развития низкоуглеродной (экологически чистой) и альтернативной энергетики (возобновляемых источники энергии - солнечной, ветровой, геотермальной, гидроэнергии, биомассы), а также посредством разработки инновационных систем ядерной энергетики и др.

5. Обеспечение физической безопасности жизненно важной энергетической инфраструктуры (определение наиболее уязвимых участков на объектах инфраструктуры, оценка потенциальных рисков, ужесточение контроля за экспортом радиоактивных материалов, формирование действенной системы борьбы с терроризмом, развитие международного сотрудничества исследователей данных вопросов и др.).

6. Сокращение масштабов энергетической бедности. Формирование на национальном и региональном уровне структур управления и разработка соответствующей энергетической политики с целью социальной защиты беднейших групп потребителей (предоставление энергетическим фондом ЕС грантов по обеспечению частичного финансирования проектов с целью преодоления разрыва между богатыми и бедными странами и др.).

7. Решение проблем изменения климата и устойчивого развития (проекты и меры, обеспечивающие улучшение состояния окружающей среды, сокращение выбросов парниковых газов, снижение уровня загрязнения атмосферы).

Российские представители стремились расширить круг участников обсуждения глобальных энергетических проблем. Они предложили подключить к диалогу стран-потребителей и производителей по вопросам энергобезопасности транзитные государства (для России такими являются Белоруссия, Украина и др.). Это позволило отразить в декларации позиции почти всех участников мирового энергетического сообщества.

В 2006 г. страны "восьмерки" наметили контуры будущей системы глобальной энергетической безопасности, что позволило приступить к подготовке плана совместных действий, включающего согласование энергостратегий (на государственном уровне с учетом странового, регионального и глобального аспектов) и способствующего выравниванию рисков всех участников рынка энергоресурсов. Важным направлением является развитие сотрудничества на корпоративном уровне, в том числе посредством участия в активах компаний-партнеров в разных звеньях энергетической цепи.

Вопросы энергетической безопасности сводятся прежде всего к обеспечению глобальных потребностей в энергоресурсах и растущих потребностей конкретных нетто-импортеров, а также в преодолении уязвимостей в производстве и транспортировке топлива (от неблагоприятных экологических последствий, природных катастроф, трудностей с транзитерами, угрозы терроризма и т.д.).

Мировое потребление энергоресурсов в последние годы ускорилось(возрастая в 2003 - 2005 гг. в среднем на 3,4% против 1,6% в предыдущие 7 лет), что не подкреплялось соответствующим открытием новых нефтяных месторождений. В 2004 г. валовой объем глобального энергопотребления превзошел символическую отметку в 10

миллиардов тонн в нефтяном эквиваленте, причем 60% потребностей покрывалось нефтью и природным газом, хотя на фоне подорожания нефти в последние годы ускоренно росло потребление угля (в 2003 г., 2004 г. и 2005 г. соответственно на 8%, 6,5% и 4,7% против 1,6% в среднем за предыдущие 7 лет).

Таблица 1

Структура мирового потребления энергоресурсов по видам топлива

" Годы Виды энергоресурсов " 1995 2000 2003 2004 2005

Глобальное энергопотребление (в нефтяном эквиваленте - млн т) S56S 92S5 9S32 10291 10537

Распределение (в %) 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0

Нефть 3S,0 3S,1 37,2 3б,9 3б,4

Природный газ 22,б 23,б 23,S 23,б 23,5

Уголь 2б,б 25,4 2б,7 27,2 27,S

Атомная энергия б,1 б,3 б,1 б,1 б,0

Г идроэлектроэнергия б,7 б,б б,2 б,2 б,3

Примечание: Учитываются коммерческие ресурсы (не включено биотопливо - древесина, торф, отходы и т.д., а также энергия солнца, ветра, геотермальные источники). Биомасса, по оценке Всемирного банка, составляет дополнительно примерно 10%.

Источник: Подсчитано по "BP Statistical Review of World Energy", June 2006.

По масштабам производства и потребления энергоресурсов выделяются три великие энергетические державы - США, Китай и Россия (см. таблицы 2 и 3), среди которых США являются крупнейшим нетто-импортером - свыше 700 млн т в нефтяном эквиваленте, а Китай масштабным потребителем и растущим покупателем (более 100 млн т нетто-импорта). Россия же - с 2001 г.

- крупнейший мировой экспортер энергоресурсов, имеющий (по совокупности всех видов топлива) избыточные количества для внешнего рынка, превышающие 520 млн т в нефтяном эквиваленте.

Среди 10 крупнейших нетто-экспор-теров энергоресурсов (35% мирового производства, 16% потребления) помимо России выделяются Саудовская Аравия (более 420 млн т) и Норвегия (200 млн т). Остальные семь стран поставляют на рынок по 120

- 140 млн т - в нефтяном эквиваленте.

Среди 10 крупнейших нетто-импор-теров (36% мирового производства, 59% потребления) помимо США выделяются Япония (импорт свыше 430 млн т) и Германия (более 210 млн т), а остальные страны ввозят 100 -1 80 млн т.

При росте валового потребления энергии и сохраняющейся ограниченности внутренних ресурсов во многих странах происходит усиление зависимости импортеров от внешних поставок. Так, с 1 995 г. по 2005 г. доля импорта в покрытии потребности 10 крупнейших импортеров повысилась с 34,8% до 38,2%, а доля экспорта в продукции 10 крупнейших нетто-экспортеров - с 53,2% до 55,6%. Характерна высокая зависимость от импорта (порядка 85% - см. таблицу) таких стран, как Япония, Республика Корея, Тайвань, Италия, Испания. Значительна зависимость Германии (66%), Франции (56%).

Таблица 2

Энергетические балансы основных стран нетто-поставщиков и стран нетто-импортеров

энергоресурсов (млн т в нефтяном эквиваленте)

Годы 1995 2000 2003 2004 2005

Страны

Страны нетто-поставщики (избыток производства над потреблением)

Россия 328 361 480 522 539

Саудовская Аравия 380 389 413 422 439

Норвегия 150 191 205 206 200

Австралия 87 122 135 138 144

Венесуэла 136 155 117 135 135

Канада 118 137 131 133 132

Алжир 81 116 124 126 132

Иран 125 123 125 126 120

ОАЭ 99 111 111 113 116

Кувейт 99 94 98 109 116

Страны нетто-импортеры (дефицит производства относительно потребления)

США -473 (22) -654 (28) -674 (29) -713 (30) -731 (31)

Япония -405 (82) -421 (82) -429 (85) -432 (83) -438 (83)

Германия -204 (61) -215 (65) -219 (66) -217 (66) -213 (66)

Республика Корея -130 (87) -163 (85) -179 (84) -185 (85) -189 (84)

Италия -129 (80) -144 (82) -153 (85) -156 (85) -157 (86)

Франция -128(54) -143 (56) -144 (55) -147 (56) -147 (56)

Китай -19 (2) -17 (2) -56 (5) -114 (8) -118 (8)

Испания -72 (72) -99 (77) -110 (78) -117(80) -115 (83)

Индия -45 (18) -82 (26) -90 (26) -97 (26) -98 (25)

о. Тайвань -55(85) -74 (87) -84 (88) -88 (89) -90 (89)

Примечание: В таблице приводятся расчетные данные. В скобках указана доля внешних источников в покрытии потребностей стран нетто-импортеров в энергоресурсах.

Источник: Подсчитано по "BP Statistical Review of World Energy", June, 2006.

Структура потребления отдельных стран по видам энергоресурсов представляет собой пеструю картину, определяемую как природными ресурсами, так и спецификой внутреннего потребления. Соответственно формируются и их балансы внешней торговли по каждому виду топлива.

При общепризнанной универсальности нефти как топливного ресурса и, в частности, нефтепродуктов для транспорта, боль-

шинство стран ориентируется на местные ресурсы, которые и определяют приоритеты промышленного и бытового потребления. Так, доля угля в энергопотреблении составляет (в 2005 г. в %): Китая - 70, ЮАР - 76, Польши

- 62, Индии - 56, Казахстана -49, Австралии - 44.

Доля гидроэнергетики составляла (в %) в Норвегии - 68, Бразилии - 40, Швеции

- 31, Австрии, Швейцарии и Канаде - 26.

Газовое обеспечение потребностей высоко как в производящих странах (в %): Туркменистан - 75, Алжир - 64, Азербайджан - 58, Россия и Аргентина - 54, Великобритания -37, США - 21; так и в ряде снабжаемых стран: Италия - 39, Германия - 24, Испания - 20. Показательно, что потребности стран Ближнего Востока покрываются на 53% нефтью, и на 43% природным газом.

Отдельные страны, располагая весьма ограниченными местными ресурсами, полагаются на атомную энергию. За счет нее покрываются энергетические потребности (в

2005 г., доля в %): Франции -39, Швеции -

33, Литвы - 28, Финляндии и Болгарии - 21, Республики Корея и Украины - 15, Японии -13, Германии - 11. Отношение к атомной энергетике у разных стран неоднозначно, что нашло отражение в компромиссной формулировке совместного заявления "восьмерки": "Те из нас, кто уже разработал или рассматривает планы, связанные с использованием атомной энергии и/или развитием безопасной ядерной энергетики, считают, что ее развитие будет способствовать глобальной энергетической безопасности, позволяя одновременно сократить загрязнение атмосферы и решит проблему изменения климата...".

Таблица 3

Структура энергобалансов в основных странах нетто-экспортерах и странах нетто-импортерах энергоресурсов (млн т, в нефтяном эквиваленте)

Годы 1995 2004 2005

Страны Всего Всего Нефть Газ Уголь А/Э Гидро Всего

Нетто-экспортеры

Россия

Производство 991,8 1192,8 470,0 538,2 137,0 33,9 39,6 1218,7

Потребление 668,1 670,5 130,0 364,6 111,6 33,9 39,6 679,7

Баланс 323,7 522,3 340,0 173,6 25,4 - - 539,0

Саудовская Аравия

Производство 477,1 565,2 526,2 62,6 - - - 588.8

Потребление 97.2 142,8 87,2 62,6 - - - 149,8

Баланс 379,9 422,4 439,0 - - - - 439,0

Норвегия

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Производство 191,1 245,2 138,2 76,5 - - 30,9 245,6

Потребление 40,7 39,0 9,8 4,0 0,5 - 30,9 45,2

Баланс 150,4 206,2 128.4 72,5 - 0.5 - - 200,4

Австралия

Производство 185,4 255,3 23,3 33,4 202,4 - 3,7 262,8

Потребление 98,4 117,4 39,7 23,1 52,2 - 3,7 118,7

Баланс 87,0 137,7 -16,4 10,3 150,2 - - 144,1

Канада

Производство 393,5 444,7 145,2 166,9 34,4 20,8 81,7 449,0

Потребление 275,2 311,4 100,1 82,3 32,5 20,8 81,7 317,5

Баланс 118,3 133,3 45,1 84,6 1,9 - - 131,5

Венесуэла

Производство 192,0 200,5 154,7 26,1 6,2 - 17,6 204,6

Потребление 56,4 65,4 25,4 26,1 0,1 - 17,6 69,2

Баланс 135,6 135,1 129,3 - 6,1 - - 135,4

Алжир

Производство 109,4 157,5 86,5 79,0 - - 0,1 165,6

Потребление 28,0 31,3 11,2 21,7 0.9 - 0,1 33,9

Баланс 81,4 126,2 75,3 57,3 - 0,9 - - 131,7

Годы 1995 2004 2005 |

Страны Всего Всего Нефть Газ Уголь А/Э Гидро Всего

Нетто-экспортеры

Иран

Производство 219,2 2Si,7 200,4 7S,3 - - 2.S 2Si,5

Потребление 94,б 15б,2 7S,4 79,б 1,1 - 2,S 1б2,0

Баланс 124,б i 25,5 i22,0 -i,3 -1,1 - - i i 9,5

ОАЭ

Производство 139,7 1бб,4 i29,0 4i,9 - - - 170,9

Потребление 40,3 53,5 iS,3 3б,4 - - - 54,б

Баланс 99,4 i i 2,9 iii,5 5,5 - - - i i б,3

Кувейт

Производство 113,3 i3i,2 i 30,i S,7 - - - i 3 S,S

Потребление i4,S 22,5 i4,4 S,7 - - - 23,1

Баланс 9S,5 i0S,7 i 15,7 - - - - i 15,7

Нетто—импортеры

США

Производство 1б47,7 i б3 i ,S 3i0,2 473,1 57б,2 i S5,9 б0,б 1б0б,0

Потребление 2119,7 2344,7 944,б 570,1 575,4 і S5,9 б0,б 233б,б

Баланс -473,0 -7i2,9 -б34,4 -97,0 0,S - - -730,б

Япония

Производство SS,4 SS,5 - - 0,б бб,3 i 9,S S6,7

Потребление 493,S 520,S 244,2 73,0 121,3 бб,3 і 9,S 524,б

Баланс -405,4 -432,3 -244,2 -73,0 -120,7 - - -437,9

Г ермания

Производство i 29,5 ii3,4 - 14,2 53,2 3б,9 б.3 i і0,6

Потребление 333,1 330,7 121,5 77,3 S2,i 3б,9 б,3 324,0

Баланс -203,б -217,3 -121,5 -б3,1 -2S,9 - - -2i3,4

Республика Корея

Производство 19,0 32,3 - - i,3 33,2 і,2 35,7

Потребление 14S,6 217,3 105,5 30,0 54,S 33,2 1,2 224,б

Баланс -129,б -iS5,0 -105,5 -30,0 -53,5 - - - i SS,9

Италия

Производство 33,0 2S,5 б,1 i0,S - - 9,б 2б,5

Потребление 1б2,4 iS4,3 S6,3 7i,i іб,9 - 9,б iS3,9

Баланс -i29,4 -i55,S -S0,2 -б0,3 -1б,9 - - -157,4

Франция

Производство i07,9 i 16,S - - 0,2 102,4 i2,S і і 5,4

Потребление 235,7 2б3,4 93, i 40,5 13,3 і02,4 i2,S 2б2,1

Баланс -i27,S -І4б,б - 93,i - 40,5 -i3,i - - -і46,7

Китай

Производство S97,5 i309,7 iS0,S 45,0 і і07,7 ii,S 90,S і436,і

Потребление 9іб,4 i423,5 327,3 42,3 і 0S і ,9 ii,S 90,S і554,і

Баланс - i S,9 -ii3,S -І4б,5 +2,7 +25,S - - -іі S,0

Испания

Производство 2S,2 2S,9 - - б,,4 i3,0 5,2 24,б

Потребление i00,5 i 45,5 7S,S 21,1 2і,4 13,0 5,2 і 3 9,5

Баланс -72,3 -i іб,б -7S,S -21,1 -і5,0 - - -і і4,9

Индия

Производство 209,3 27S,S 3б,2 27,4 і 99,б 4,0 21,7 2SS,9

Потребление 254,4 37б,і i i5,7 33,0 2і2,9 4,0 21,7 3S7,3

Баланс -45,1 -97,3 -79,5 -5,б -13,3 - - -9S,4

о. Тайвань

Производство i0,0 i0,4 - - - 9,0 i,S i0,S

Потребление б5,7 9S,0 4і,б 9,б 3S,2 9,0 i,S i00,3

Баланс -55,7 -S7,6 -4і,6 -9,б -3S,2 - - - S9,5

Источник: Подсчитано по "BP Statistical Review of World Energy", June 2006.

Следует отметить сокращение за десятилетие валового потребления энергии в Германии на 2,7%, что при росте ВВП свидетельствует о существенном повышении эффективности энергопотребления в стране.

2006 год привнес некоторый драматизм в развитие рынка нефти и газа. Цена на нефть, повышавшаяся четвертый год подряд (в 2003 г. на 1 5,7%, в 2004 г. на 30,6%, в

2005 г. на 41,5% и в 2006 г. на 20,4%), - с июля по октябрь 2006 г. снизилась на 20%.

Изменению ценовой динамики в этот период способствовал рост запасов нефти и нефтепродуктов в странах-импортерах (в США запасы мазута и газойля достигли наи-

высших объемов с 1999 г.), а также ослабление напряженности на Ближнем Востоке. Кроме того, часть стран ОПЕК не всегда строго придерживалась индивидуальных квот добычи.

Стремясь предотвратить значительное снижение цен, Организация стран - экспортеров нефти в октябре 2006 г. на внеочередном заседании в Дохе (Катар) решила сократить общую добычу нефти в ноябре 2006 г. на 1,2 млн барр./сут. - до 26,3 млн барр./ сут., а на следующем заседании 14 декабря

2006 г. в Абудже (Нигерия) с 1 февраля

2007 г. еще на 0,5 млн барр./сут. И все же в I квартале 2007 г. цены снизились на 11% против уровня 2006 г.

Таблица 4

Динамика цен на основные виды топлива в 2003-2006 гг. и в I квартале 2007 г.

Нефть 1) (долл./барр.) Газ 2) (долл./млн ВТЕ) Уголь 3) (долл./т) Урановый концентрат 4) (долл./ а.ф.)

2003 28,9 3,91 27,84 11,2

2004 37,73 4,28 52,95 18,0

2005 53,39 6,33 47,62 27,9

2006 64,29 8,47 49,09 47,7

(январь-декабрь)

Январь 62,46 7,96 43,19 36,8

Февраль 59,7 7,95 47,7 37,7

Март 60,93 7,99 49,75 39,8

Апрель 67,97 8,24 52,6 41,1

Май 68,68 8,28 52,38 42,3

Июнь 68,29 8,29 52,38 44,2

Июль 72,45 8,58 52,75 46,5

Август 71,81 8,71 50,94 47,4

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Сентябрь 62,12 8,77 47,1 52,4

Октябрь 57,91 8,97 44,05 56,1

Ноябрь 58,14 8,99 46,0 61,4

Декабрь 60,99 8,92 49,75 66,6

2007 г., январь 53,52 8,59 51,29 72,0

февраль 57,56 8,56 52,90 76,3

март 60,60 8,37 55,23 89,4

Примечания к таблице:

1) АР5Р, средняя, фоб (Брент, Дубай, Западнотехасская).

2) Европейская средняя цена, франко-граница.

3) Австралийский каменный уголь, Ньюкасл, фоб.

4) По разовым сделкам компании США “Миехсо” за англ. фунт содержания из08 - по данным МВФ.

Источник: Данные Всемирного банка.

Цена на природный газ, отражающая в основном долгосрочные контракты, возросла в 2006 г. на 34% против уровня предыдущего года, увеличившись за 3 года в 2,2 раза. Однако в I квартале 2007 г. она осталась на уровне 2006 г.

Цена на уголь в 2006 г. была на 3% выше уровня предыдущего года, а в I квартале 2007 г. повысилась еще на 8%.

В то же время все рекорды побило урановое сырье: цены на него, повышавшиеся в 2004-2006 гг. в среднем на 62% (соответственно на 60,50 и 71 %), - в I квартале 2007 г. превысили уровень 2006 г. на 66%. Это явилось результатом растущего спроса на урановый концентрат в связи с возвратом ряда стран (Китай, Индия) к широкому использованию АЭС - в течение ближайшего десятилетия в мире предполагается ввод в строй 120-140 реакторов.

Одним из важных этапов в реализации Санкт-Петербургского Плана действий явилась состоявшаяся в ноябре традиционная Московская неделя нефти и газа, названная как Московский энергодиалог. Ее организационная структура охватывала следующие направления: "Сопоставительный анализ энергетических стратегий России и Евросоюза", "Глобальные энергетические проблемы и энергобезопасность", "Электроэнергетика, стратегии эффективного развития", "Энергобезопасность и экономический рост: инструменты и механизмы". Были рассмотрены отраслевые проблемы и перспективы нефтегазового комплекса, угольной и атомной энергетики, а также вопросы энергетической дипломатии в ее глобальных и региональных аспектах, и в частности вопросы подготовки кадров для развития международного энергетического сотрудничества. Обсуждались "Технологические аспекты повышения энергоэффективности", а также перспективы формирования экологически чистой энергетики будущего.

В Московском энергодиалоге участвовали министр промышленности и энергетики В. Христенко, министр экономического развития и торговли Г. Греф, руководители департаментов других министерств и ведомств, а также энергетических компаний, видные ученые, дипломаты, представители международных организаций (ЕС, МЭФ, ОПЕК, МЭА).

Президент Центра энергетической дипломатии и геополитики д.э.н. С. Жизнин отметил, что приоритеты российской энергетической дипломатии определяются уникальным положением России: с одной стороны, она входит в "восьмерку" стран, являющихся нетто-импортерами энергоресурсов (они заинтересованы в обеспечении надежных поставок нефти и газа по разумно низким ценам), а с другой РФ является ведущим нетто-экспортером (особенно газа) и заинтересована в стабильности высоких обоснованных цен на энергоресурсы (в этом ее интересы совпадают с позицией стран ОПЕК). Поэтому Россия, отстаивая свои интересы в сфере энергетики, учитывает несовпадение интересов этих двух групп стран, пытаясь обеспечить их баланс и способствуя принятию компромиссных решений.

После резкого ухудшения в 1998 -1999 гг. ценовой конъюнктуры на рынке нефти Россия активизировала взаимодействие с ОПЕК и получила статус наблюдателя на конференциях этой организации. Благодаря такой позиции российские представители регулярно участвуют во встречах министров нефти и энергетики стран ОПЕК. Одновременно Россия развивает сотрудничество с Международным энергетическим агентством (МЭА) по широкому кругу проблем, определенных Декларацией 1994 г. между Россией и этим агентством. Россия участвует также в мировых энергетических форумах, где на уровне министров проходит диалог стран-потребителей и производителей энергоресурсов.

В ходе Московского энергодиалога комиссар ЕС по энергетике А. Пиебаргс высказал мнение, что Россия не сможет удовлетворить рост энергопотребления стран Европы. Он предложил четко определить позиции всех стран при подготовке будущего соглашения между ЕС и Россией, которое предполагается подписать в 2007 г. в Берлине. По мнению экспертов, для обеспечения растущего спроса европейских стран на российские нефть и газ необходимо значительно увеличить инвестиции в топливно-энергетический комплекс РФ.

Генеральный секретарь Международного энергетического форума (МЭФ) А. Уолтер отметил, что в последние годы мировое сообщество осознало значение энергопроблем благодаря растущей взаимозависимос-

ти государств, когда изменение ситуации в экономике одной стране вызывает рост неопределенности в хозяйстве другой страны или даже группе стран.

По его мнению, в последние годы происходило смещение глобального экономического центра в сторону Азиатского континента. Он также предложил начать формирование системы диалогов с целью создания атмосферы доверия между участниками энергорынков. Важным направлением можно считать формирование мировой базы данных о положении в глобальной энергетике (информация о производстве, предложении и спросе с охватом более 90% рынков энергоресурсов).

Директор Института геологии нефти и газа РАН, академик А. Конторович сообщил, что в расчете на душу населения ВВП России (в ценах 2006 г.) снизился после 1991 г. до 4,8 тыс. долл. (в 1 990 г. - 1 3,9 тыс.), а энергоемкость единицы ВВП увеличилась почти в 5 раз. Он отметил, что Россия - самая большая холодная страна мира, и за счет климатического фактора энергоемкость единицы российского ВВП объективно должна быть выше в 1,5 - 1,8 раза. Однако Россия потребляет условного топлива на душу населения лишь 6,6 т в год, или почти в 2 раза меньше, чем США (11,2 т) и Норвегия (13,8 т); уровень потребления в Германии, Франции и Японии близок к российскому уровню.

По его мнению, в России следует увеличить потребление энергии на душу населения, добиваясь при этом снижения энергоемкости единицы ВВП. Этого можно достигнуть путем оптимизации разработки богатых месторождений и увеличения нефте-и газоотдачи, полной утилизации попутного газа, сокращения затрат энергоресурсов на транспортировку нефти и газа, повышения эффективности нефтепереработки. Значительные резервы энергосбережения имеются во всех отраслях промышленности, а также в коммунальном секторе.

Заместитель председателя оргкомитета Международной энергетической недели президент НКЦ "РосКон" Н. Левшина отметила, что важную роль в системе межгосударственного взаимодействия в сфере энергетики в Европе выполняет энергодиалог Россия - Евросоюз. Энергетическое сотрудничество на евразийском пространстве развивается между группами государств, нахо-

дящихся на разных уровнях развития (Евросоюз, ЕврАзЭС и др.). Так, вопросы развития топливно-энергетического комплекса являются приоритетными для стран СНГ, в том числе ЕврАзЭС (Россия, Казахстан, Белоруссия, Киргизия). Кроме того, ряд стран СНГ создали такие объединения, как ЦентральноАзиатское экономическое сообщество -ЦАЭС (Узбекистан, Казахстан и Киргизия) и ГУАМ (Грузия, Украина, Азербайджан и Молдавия) с целью реализации транспортных и энергетических проектов.

На Международной энергетической неделе в Москве подчеркивалось, что важным направлением, обеспечивающим эффективное развитие ТЭК, является сфера подготовки специалистов для мирового энергетического рынка. Директор Международного института энергетической политики и дипломатии - МИЭП МГИМО (У) МИД РФ, член-корреспондент РАН В. Салыгин, сообщил о совершенствовании подготовки кадров экономистов-международников в МИЭП МГИМО. Так, организованы кафедры, которые возглавляют ведущие деятели науки и практики - вице-президент РАН академик Н. Лаверов и президент "НК "Роснефть" профессор С. Богданчиков. Особое внимание уделяется специализированной языковой подготовке с изучением терминологии энергетических отраслей. Направлением,способствующим обеспечению международного уровня подготовки специалистов является создание совместных институтов с учебными центрами Германии, Франции, Италии, Норвегии. Благодаря этому будут обеспечены высокие стандарты подготовки специалистов -международников в энергетической сфере.

По мнению экспертов, "Международная энергетическая неделя - 2006" явилась подходящей площадкой обсуждения спектра проблем мировой энергетики многими участниками глобального энергетического рынка (транснациональными компаниями мира, государственными структурами, международными энергетическими организациями, ведущими компаниями России и других стран СНГ).

В декабре 2006 г. на IV международном форуме "Газ России" был принят меморандум, в котором отмечалось, что проблема глобальной энергобезопасности важна как в рамках газовой стратегии России и Евросоюза, так и в отношениях РФ со странами -транзитерами и производителями газа. При-

знано соответствующим интересам России инициирование создания альянса, объединяющего национальные неправительственные газовые организации стран-производителей и государств-транзитеров газа (в рамках СНГ - это Украина, Белоруссия и др.).

На рубеже 2006 - 2007 гг. на некоторых направлениях энергетического пространства произошло обострение противоречий, выявились сектора, требующие коллективного урегулирования. Так, некоторые европейские эксперты отмечали "асимметрию" в фактическом положении стран-произво-дителей и потребителей на европейском рынке энергоресурсов.

В конце 2006 г. в торговле энергоресурсами России с Белоруссией обострились проблемы, связанные с различиями в подходах сторон к определению цены природного газа, поставляемого из РФ, и оплаты транзита российской нефти, поставляемой в страны Евросоюза. В результате переговоров Российская Федерация и Белоруссия достигли компромисса и нашли решение возникших проблем (цена 1 тыс. куб. м газа была повышена с 46 до 100 долл., что значительно ниже, чем для других стран-потребителей российского газа). Одновременно Россия подписала с украинской стороной контракты на поставку газа - отдельно в Украину, и отдельно на транзит в Европу на пять лет вперед.

По мнению экспертов, странам-потребителям следует активнее участвовать совместно с производителями в снижении рисков. Примером эффективного решения данного вопроса является проект газопровода "Северный поток" (Северо-Европейский газопровод) протяженностью 1,2 тыс. км, который планируется проложить от г. Выборг (Россия) до г. Грайфсвальд (ФРГ) по дну Балтийского моря (строительство должно завершится в 2010 г.). По нему российский природный газ будет экспортироваться в Германию и другие европейские страны. В дальнейшем будет проложена вторая нитка газопровода, и Россия будет экспортировать по двум ниткам в Германию и другие страны Евросоюза 55 млрд куб. м природного газа.

Некоторые европейские эксперты утверждают, что Германия, участвуя вместе с Россией в строительстве газопровода "Северный поток", претендует на особую роль в транспортировке и распределении российского газа в Европе.

15 марта 2007 г. В.В. Путин совместно с болгарским и греческим премьер-министрами подписал долгожданное соглашение о строительстве нефтепровода Бургас -Александруполис, который позволит разрядить напряженность танкерной доставки нефти через Босфор. Это - важный шаг на пути диверсификации транспортировки российской нефти в Европу; 51% акций получает Россия, а остальную часть - поровну Болгария и Греция.

Выступая на Мюнхенской конференции по вопросам политики безопасности 10 февраля 2007 г., В.В. Путин именно в разрезе устойчивости мировой экономики, экономической безопасности остановился на международном энергетическом сотрудничестве. Он подчеркнул, что "в энергетической сфере Россия ориентируется на создание единых для всех рыночных принципов и прозрачных условий. Очевидно, что цена на энергоносители должна определяться рынком, а не являться предметом политических спекуляций, экономического давления или шантажа. Мы, - заявил он, - открыты для сотрудничества. Зарубежные компании участвуют в наших крупнейших энергетических проектах. По различным оценкам, до 26 процентов добычи нефти в России... приходится на иностранный капитал”.

Отвечая на вопросы, он подчеркнул, что наше Правительство в состоянии действовать ответственно при решении проблем энергетических поставок и по обеспечению энергетической безопасности. Он заявил, что наши усилия направлены "на достижение только одной цели: перевести наши отношения с потребителями и тран-зитерами наших углеводородов на рыночные, прозрачные принципы и в долгосрочные контракты”.

Важным актом балансировки интересов зарубежных инвесторов и России явилось решение руководства ОАО "Газпром" о приобретении преобладающей доли акций в проекте "Сахалин-2" (50% плюс одна акция). Это усилило взаимную заинтересованность участников проекта в ускорении разработки Лунского и Пильтун-Ас-тохского месторождений и укрепило позиции российской стороны, проявляющей заботу о сохранении окружающей среды в Сахалинской области.

По мнению специалистов, период после завершения саммита "восьмерки" подтвердил стремление всех стран-участниц к диверсификации поставок энергоресурсов (географической и товарной). Так, страны Евросоюза намерены расширить круг стран

- поставщиков энергоресурсов и наряду с применением местных и альтернативных источников ресурсов они, кроме того, стремятся шире практиковать заключение краткосрочных контрактов и закупки по спотовым ценам. Россия также решила диверсифицировать географию поставок нефти и газа путем активизации строительства трубопроводов в восточном направлении (в КНР и другие страны АТР), в том числе газопровода Восточная Сибирь - Тихий океан (ВСТО).

3 апреля 2007 г. в Кремле открылся пятый Всероссийский энергетический форум "ТЭК России в XXI веке”, направленный на активизацию усилий госструктур, бизнеса, науки и общественных институтов на реализацию долгосрочных программ и привлечение инвестиций в российский ТЭК.

На форуме были рассмотрены также вопросы международного энергетического сотрудничества, законодательного и нормативно-правового обеспечения реформирования отраслей ТЭК, оптмизации системы налогообложения в нефтегазовом секторе, инновационного развития энергетического машиностроения. Как показала практика, многие из предложений форумов находили реализацию в российских законопроектах.

НЮ. Булыгина, Е.Б. Рогатных

Экономическая и социальная география

М.: ВАВТ, 2006. - 405 с.

Проявляя заботу о качестве пополнения студенческого коллектива, преподаватели Академии внешней торговли издают специальные учебные пособия. Среди них книга «Экономическая и социальная география», предназначенная для абитуриентов ВАВТ, поступающих на факультет экономистов-международников. Книга базируется на требованиях образовательного стандарта.

Книга подготовлена преподавателями ВАВТ Натальей Юрьевной Булыгиной и Еленой Борисовной Рогатных.

В учебном пособии два раздела со следующими подразделами:

Раздел 1. Географическая и социальная картина мира.

Тема 1. Современная политическая карта мира.

Тема 2. География природных ресурсов. Экологические проблемы.

Тема 3. География населения мира.

Тема 4. Мировое хозяйство и особенности его развития.

Тема 5. География отраслей мирового хозяйства.

Тема 6. Экономико-географическая характеристика зарубежных стран.

Раздел 2. Экономико-географическая характеристика России.

Часть 1. Географическое положение и ресурсы.

Часть 2. Межотраслевые ресурсы.

Часть 3. Экономико-географическая характеристика экономических районов.

Будущие абитуриенты получили весьма полезное пособие. Ознакомиться с ним можно в библиотеке ВАВТ. Книга поступила в продажу.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.