Научная статья на тему 'На пути обретения творческого вдохновения (о некоторых аспектах творческой работы композитора)'

На пути обретения творческого вдохновения (о некоторых аспектах творческой работы композитора) Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
324
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУЗЫКА / ВДОХНОВЕНИЕ / ТВОРЧЕСТВО / СОЧИНЕНИЕ / АНАЛИЗ / УПРАЖНЕНИЕ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Дубкова Ирина Анатольевна

Статья рассчитана на студентов композиторских отделений ВУЗов, в ней анализируются вопросы, связанные с творческой активностью, с подготовительными этапами работы композитора над творческим проектом. Цель данной работы показать, что на мозг человека, создающего музыкальные произведения, также необходимо определенное воздействие в виде решения творческих задач и упражнений. И приведены примеры некоторых из них.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «На пути обретения творческого вдохновения (о некоторых аспектах творческой работы композитора)»

ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ

НА ПУТИ ОБРЕТЕНИЯ ТВОРЧЕСКОГО ВДОХНОВЕНИЯ (О НЕКОТОРЫХ АСПЕКТАХ ТВОРЧЕСКОЙ РАБОТЫ КОМПОЗИТОРА) Дубкова И.А.

Дубкова Ирина Анатольевна - доцент, кафедра сочинения, композиторский факультет, Московская государственная консерватория имени П.И. Чайковского, г. Москва

Аннотация: статья рассчитана на студентов композиторских отделений ВУЗов, в ней анализируются вопросы, связанные с творческой активностью, с подготовительными этапами работы композитора над творческим проектом.

Цель данной работы - показать, что на мозг человека, создающего музыкальные произведения, также необходимо определенное воздействие в виде решения творческих задач и упражнений. И приведены примеры некоторых из них.

Ключевые слова: музыка, вдохновение, творчество, сочинение, анализ, упражнение.

Вдохновение — это такая гостья, которая не любит посещать ленивых.

Она является к тем, которые призывают ее.

П.И. Чайковский

Есть в жизни вещи, которые сложно описать словами. И тем более трудно объяснить откуда они «пришли», по какой причине возникли и почему вдруг исчезли. Таково вдохновение.

Многие испытывали это чувство. Но многие ли могут объяснить, при каких условиях оно возникает, что собой представляет, приходит ли оно само или возникает благодаря какому-то действию? Если да, то какому? В чем природа этого явления и можно ли на это воздействовать? Возможно ли только усилием воли создать благоприятные условия для его появления или необходимы какие-либо другие стимулы? Что может ускорить приход этой «гостьи» и кого она посещает чаще?

Музыка - одно из древнейших искусств. О ее могущественном воздействии на слушателей писали и пишут многие ученые, мыслители, писатели, художники, музыканты -представители разных профессий, возрастных групп, взглядов, интересов.

Даже те люди, которые, казалось бы, никогда не интересовались музыкой, как искусством - не остаются без ее воздействия. Мы все, без исключения, слушаем музыку и попадаем под ее влияние. Она оказывает сильное и непосредственное влияние на мозг любого человека. Известнейший ученый Владимир Михайлович Бехтерев1 отмечал, что

«... музыка не только фактор облагораживающий, воспитательный.

Музыка — целитель здоровья». Эмоции, возникающие под влиянием музыки настолько сильны, что уже не одно десятилетие музыка используется для лечения некоторых болезненных состояний. И музыкальная терапия в некоторых случаях, оказывается, более действенной, чем лекарства.

Возможен ли обратный вариант? Если музыка оказывает сильнейшее воздействие на человека, то возможно ли воздействовать на человека, который ее сочиняет? В каких «взаимоотношениях» находятся музыка и ее создатель, можно ли воздействовать на человека, сочиняющего музыку и способствовать его более активному творческому

1 Бехтерев В.М. Мозг и его деятельность // электронная библиотека ГНПБУ. [Электронный ресурс]. URL: http://elib.gnpbu.ru/text/behterev_mozg-i-ego-deyatelnost _1928/go,0; fs,1/ (дата обращения: 25.11.2018).

росту и более полному раскрытию творческого потенциала? Существуют ли помимо высшего профессионального музыкального образования, при наличии особых музыкальных способностей у музыканта дополнительные методы стимулирования творческого процесса? Возможно ли в наш интенсивный век сделать и творческий процесс более интенсивным и плодотворным? Если да, то, как это сделать?

Как сделать, чтобы профессионально подготовленный композитор, овладевший мастерством и обширными познаниями в музыкальной теории, различных видах искусства, литературе и философии сумел «настроить» себя на созидательную волну?

Для каждого музыканта-исполнителя очень важна настройка инструмента, на котором он будет играть. Если нет хорошей настройки - звучание будет фальшивым. Инструмент композитора - его мозг, требующий особо тонкой, филигранной настройки на создание нового. И настраивать его можно несколькими путями. Один из них - самый существенный, значительный и, безусловно, дающий наибольшие результаты -доскональное изучение курса специальных музыкально-теоретических дисциплин. Но есть еще дополнительные действия, которые на крепкой базе профессиональных знаний помогут композитору быстрее настроиться на творческую работу, активируют необходимые нейронные связи. Эти упражнения носят вспомогательный характер. Они не имеют прямого отношения к музыкальной деятельности, но «подталкивают» к активной работе те части мозга, которые отвечают за творческие процессы,

а также помогают синхронизировать работу правого и левого полушарий головного мозга. И эта синхронизированная работа позволяет не только испытывать эмоциональный подъем, но и четко структурировать музыкальную ткань, создавать баланс эмоционального и рационального.

Следует отметить, что вопрос не стоит так, что из человека, прошедшего курс музыкально-теоретических и практических дисциплин по специальности «сочинение» при дополнительном воздействии на точки «творческой активности» мозга можно сделать композитора высочайшего класса. Но у каждого композитора есть уровень возможностей, свои пороги - минимум и максимум. Эти упражнения могут помочь музыканту достичь верхнего порога, развиться по максимуму, а не оставаться на нижнем или среднем уровнях своих возможностей.

О том, что композитор может «настроить» себя на творческую работу, сочинение, замечательно писал Петр Ильич Чайковский1 в письмах к Надежде Филаретовне фон Мекк:

«Находясь в нормальном состоянии духа, я могу сказать, что сочиняю всегда, в каждую минуту дня и при всякой обстановке. Иногда я с любопытством наблюдаю за той непрерывной работой, которая сама собой, независимо от предмета разговора, который я веду, от людей, с которыми нахожусь, происходит в той области головы моей, которая отдана музыке. Иногда это бывает подготовительная работа, т. е. отделываются подробности голосоведения какого-нибудь перед тем проектированного кусочка, а в другой раз является совершенно новая, самостоятельная музыкальная мысль, и стараешься удержать ее в памяти. Откуда это является, — непроницаемая тайна».

Умение настроить себя на творческую работу, осознанно влиять на творческий процесс Петр Ильич считал настоящим профессионализмом, в отличии от дилетантизма, когда автор ждет волны вдохновения и «озарения».

Итак, первое и самое главное правило - постоянная, регулярная работа. Поддержкой вышесказанному звучат слова американского предпринимателя, инвестора, автора более 26

'Чайковский П.И. Переписка с Н.Ф. фон-Мекк // (в 3 книгах). по изданию: П.И. Чайковский ПЕРЕПИСКА с Н.Ф. фон - Мекк, тома 1—3 изд. Academia, 2004. книга 1, С. 624.

84

книг Роберта Кийосаки:1 «Ваш мозг может все. Абсолютно все. Главное, убедить себя в этом. Руки не знают, что они не умеют отжиматься, ноги не знают, что они слабые, живот не знает, что он сплошной жир. Это знает ваш мозг. Убедив себя в том, что вы можете все, вы сможете действительно все».

Из глубины веков звучит голос Сенеки Луция:2

«Как было бы похвально, если бы люди столько же упражняли свой мозг, сколько упражняют тело, и так же рьяно стремились к добродетели, как они стремятся к удовольствиям»

Значит, второе правило - мозг надо упражнять. Вопрос управления собой, своим мышлением, работой собственного мозга - один из сложнейших для человечества в целом и для каждого человека в отдельности. Но, к счастью, история знает положительные примеры.

Не могу не привести в пример высказывание нашей современницы, прекрасной ученой, профессора Санкт-Петербургского Государственного Университета, доктора филологии и биологии, Татьяны Черниговской:3

«Мозг - это тоже искусство. Мне кажется, что мозг и то, что он делает, больше всего похоже на музыку, а точнее на джем-сейшн, джазовые импровизации. Все участники событий - нейроны или сгустки нейронов. У каждого есть свое место жительства, но, когда им нужно выполнить задачу, они съезжаются вместе и начинается: у них нет партитуры, нет дирижера, они раньше даже никогда не встречались, но начинают играть вместе. Наш мозг - невероятный инструмент с миллиардом клавиш, который мы ничем не заслужили. Неприятность заключается в том, что на нем нужно учиться играть, на это уходит много времени и сил, а можно ведь так и не научиться».

Татьяна Владимировна Черниговская продолжает: «У творцов действительно другие мозги: данные томографов показывают, что некоторые его части у них работают более активно, чем у остальных людей. То есть мозг развивает те части, которые заняты делом. Если вы хотите сохранить свой ум в пристойном состоянии, то голова должна постоянно и тяжело работать. Обучение физически меняет мозг, влияет на качество нейронов, толщину коры, объем серого вещества.» 4

Самый большой творец в человеческом обществе - ребенок. Он только познает мир, у него нет шаблонов. По мере взросления человек создает шаблоны. Их количество возрастает пропорционально прожитому времени и полученным знаниям. От самых простых до весьма сложных. Без этого было бы невозможно выживание человека. Человек старается передать созданные или полученные от своих предшественников шаблоны своим детям, внукам. Это естественный процесс обучения. Взрослый хорошо знает, что нельзя лезть ножницами в электророзетку, потому что ударит током - это шаблон. Нельзя бить посуду - она создана для другого - шаблон. Дорога в школу, институт, на работу - шаблон.

1 Кийосаки Р. Лучшие цитаты // Nistagm. [Электронный ресурс]. URL: https://mstagm.ru/лучшие-цитаты-роберта-кийосаки/ (дата обращения: 05.11.2018).

2 Сенека Луций Анней Избранные афоризмы // Мир афоризмов. [Электронный ресурс]. URL: http://aphoristic-world.ru/aphoristic-world/authors/1210-seneka-lutsij-annej.html (дата обращения: 01.11.2018).

3 Черниговская Т.В. Мозг и музыка: что общего? // Программа «Правила жизни» на телеканале «Культура» 28.11.2016. [Электронный ресурс]. URL: https://tvkultura.ru/anons/show/episode_id/1435293/brand_id/57402/ (дата обращения: 21.09.2018).

4 Черниговская Т. В. Искусство и мозг // Программа «Правила жизни» на телеканале «Культура» 26.04.2016 [Электронный ресурс]. URL: http://tvkultura.ru/video/show/brand_id/57402/episode_id/1293906/video_id/1467542/ (дата обращения: 21.09.2018).

Выполнение очень многих обыденных и привычных действий - шаблон. Без шаблонов нельзя жить, они оберегают нас от ошибок, благодаря им мы не думаем, как войти в метро, вызвать такси, пользоваться телефоном, компьютером. Навыки, которые мы получаем - это все шаблоны, которые мы сначала получаем, а затем постепенно закрепляем. То же относится и к профессиональному обучению. То, что не укладывается в рамки шаблона вызывает наше изумление. Мир настолько разнообразен, что нам всегда есть чему удивляться. Но все же ... Получив в свое распоряжение огромное количество шаблонов композитор должен сочинять, создавать то, что должно удивлять, радовать, возмущать, заставлять задумываться. То есть выйти за пределы привычного и хорошо известного. Да, на этапе творчества композитор должен иначе позиционировать себя. Ему очень нужны полученные знания, но в тоже время он должен стать ребенком-творцом. Но ребенком мудрым, смотрящим на уже известные вещи другим взглядом, представляя хорошо изученное совершенно по-новому.

Давайте прямо сейчас попробуем иначе посмотреть на уже хорошо известные нам явления. Для начала - небольшая разминка. Постарайтесь прочитать текст:

У|9№Ы73ЛЬНЫЗ 83ЩЫ МОЖ37 93Л47Б Н4Ш Р43УМ! 8ПЗЧ47ЛЯЮЩШ 83Щ№ СН4Ч4Л4 Э70 6ЫЛО 7РУ9НО, НО СЗЙЧ4С Н4 370Й С7РОКЗ 84Ш Р43УМ *ВЧ7437 370 4870М47^3СКМ, НЗ 349УМЫВ4ЯСЬ 06 370М.

Рис. 1. Попробуйте прочитать текст 1

Первоначально текст будет восприниматься просто набором цифр и букв. Не спешите, вглядитесь в него внимательнее и, постепенно начнет проступать текст, значение которого будет совершенно ясно и просто. Ваш разум читает это автоматически, не задумываясь об этом!

Всем известно имя знаменитого советского физика, лауреата Нобелевской премии Льва Ландау2.

Как ни странно, на вступительных экзаменах в аспирантуру(!) он предлагал абитуриентам не совсем обычную вещь - решить простую детскую задачку. Сам Ландау считал, что справиться с ней может либо гений, либо идиот. Скорее всего он искал все-таки гениев.

Итак, дано: Р, Д, Т, Ч, П, Ш, С, ... продолжите этот ряд, пожалуйста.

Решение на удивление простое, но приходит не сразу. Ландау хотел увидеть способность к нестандартному подходу. Потому что нет такого шаблона. Не надо искать сложных решений. Это первые буквы: раз, два, три, четыре, пять, шесть, семь. следовательно, дальше будут буквы В, Д, Д и т. д.

Теперь попробуйте выполнить следующее упражнение: возьмём чистый лист бумаги и напишем какое-либо слово. Ну, например, «вдохновение». Сделать это нетрудно. Теперь немного усложним задание и попробуем написать то же самое слово, но уже другой рукой. Сделать это немного сложнее, но возможно.

Следующей ступенью будет написание того же слова левой рукой (для правшей) и правой (для левшей) в ракоходе, в зеркальном отражении и в зеркальном ракоходе. Подобное задание уже потребует некоторой тренировки и привыкания. Когда упражнение получается уже без особого напряжения, можем попробовать еще более усложнить. Для этого возьмем в каждую руку по карандашу или ручке и попробуем написать слово

1 Лучшие головоломки для вашего мозга // Фишки [Электронный ресурс]. URL: https://fishki.net/1398886-luchshie-golovolomki-dlja-vashego-mozga.html (дата обращения: 20.10.2018).

2 Жемчужины мысли [Электронный ресурс]. URL: Ы1рз://%г№мг.треаг1з.ги/цитаты (дата обращения: 30.10.2018).

одновременно двумя руками в прямом расположении, в ракоходе, в зеркальном отражении и в зеркальном ракоходе.

А теперь попробуйте рисовать двумя руками одновременно. Для начала - разными руками - разные фигуры. Правой - треугольник, левой круг. Затем наоборот. Придумывайте фигуры сами.

Это упражнение помогает быстро активизировать и синхронизировать работу обоих полушарий головного мозга. Правого - отвечающего за образное мышление, умение думать нестандартно, за интуицию, воображение, и левого, отвечающего за логику, мышление, речь, письмо, решение математических задач, движение правой стороны тела. Мозг тренируется выполнять несколько задач одновременно. С каждым разом это упражнение будет выполняться все с большей и большей легкостью.

Теперь давайте попробуем задание немного другого плана.

Например: даны четыре точки. Нам надо соединить их тремя прямыми линиями, чтобы они образовали замкнутую фигуру:

Рис. 2. Данные точки необходимо соединить тремя прямыми линиями, чтобы они образовали

замкнутую фигуру

Рис. 3. Решение предыдущего задания.1

Задача, казалось бы, очень простая. Но не все находят решение сразу.

Мешают так необходимые нам стереотипы. Мысль начинает вращаться внутри обозначенного четырехугольника и ведет себя как птица в клетке.

Для решения же необходимо вырваться за пределы намеченной фигуры. Тогда решение простое. И есть даже несколько вариантов. Очень важное для композитора упражнение. Упражнения этой группы развивают пространственное мышление. Оно как бы делает видимым акустические возможности звука.

1 Лучшие головоломки для вашего мозга // Фишки URL: https://fishki.net/1398886-luchshie-golovolomki-dlja-vashego-mozga.html (дата обращения: 20.10.2018).

87

Попробуем следующий пример: Нам дано: шесть равных прямых линий

Рис. 4. Задание с построением четырех треугольников

Допустим, мы возьмём три прямые линии и построим из них равносторонний треугольник.

Рис. 5. Задание с построением четырех треугольников

Из трех прямых получается один треугольник.

Вопрос: что необходимо сделать, чтобы из шести прямых линий построить четыре треугольника? 1

Эта задача немного более сложная. Но решение может быть найдено только в том случае, если мы начнем думать не в плоскости, а в трехмерном пространстве и построим пирамиду. Каждая из ее сторон будет треугольником.

Звук также никогда не «живет» в плоскости. Он распространяется в трехмерном пространстве и не ограничивается заданной плоскостью. Решая «объёмные» задачи, композитор иначе относится к музыкальной форме, звуку, акустике. Звук «живет» в трехмерном пространстве. Поэтому, в нашем воображении необходимо учиться выходить за пределы плоскости и создавать объёмное пространство. Также, как в изобразительном искусстве важен объём и перспектива, которые достигаются уже специфически музыкальными средствами.

Сломать стереотипы, мешающие творчеству, помогают, как ни странно, задачи, рассчитанные на детскую аудиторию. Как известно, дети мыслят нестандартно. Гораздо более ясно и просто, нежели это делают взрослые. И, как правило, именно с такими задачами, с которыми за секунды справляются дети, не могут справиться многие взрослые.

Приведу пример из детских головоломок: какая цифра должна быть на месте знака вопроса?

1 Лучшие головоломки для вашего мозга // Фишки [Электронный ресурс]. URL: https://fishki.net/1398886-luchshie-golovolomki-dlja-vashego-mozga.htm1 (дата обращения: 20.10.2018).

88

6636 3

8118 4

2242 О

3316 ?

Рис. 6. Упражнение для детей1

Решение этого задания, уверена, не вызовет больших затруднений. Но все-таки, на всякий случай, подскажу ответ: один.

Мне особенно нравится своей простотой, доступностью и, в то же время необыкновенной продуктивностью следующая группа упражнений, связанных с чтением. Их основная идея - «не верь глазам своим». Это перечисление в свободном порядке различных цветов. Слова написаны разными цветами, не совпадающими с реальным значением слов. Первое задание заключается в названии цветов, которыми написаны слова. Второе - в прочтении написанных слов. Несмотря на кажущуюся простоту, выполнить оба задания без остановок и запинок очень не просто. За восприятие текста и цвета у нас отвечают разные полушария головного мозга. И в результате работы с цветным текстом у нас синхронизируется работа обоих полушарий, устанавливаются между ними новые связи. Мозг учится мгновенно переключать внимание. Именно поэтому требуется максимальная концентрация внимания.

Развитию внимания, концентрации на предмете также учат таблицы Шульте. Существует несколько различных видов таблиц Шульте. Они были разработаны немецким психиатром, психотерапевтом Вальтером Шульте2 . В принципе, на ее основе любой может создать для себя таблицу, в соответствии со своими пристрастиями. Таблица представляет собой квадрат с произвольно расположенными в его ячейках цифрами или буквами. Необходимо сосредоточить внимание на обозначении, находящемся в центральной ячейке квадрата, затем, не отрывая взгляда

найти единицу или первую букву и, отталкиваясь от нее - по возрастанию остальные цифры или буквы. С помощью такой таблицы мозг учится быстро обрабатывать информацию, с каждым разом увеличивая скорость. А также улучшает зрительное периферическое восприятие, что важно не только для композиторов, но и музыкантов других специальностей. Например, для развития навыков чтения с листа.

17 9 24 25 12

8 в 1 15 7

23 21 1!) 3 11

2» 13 4 16 5

2 14 10 18 22

Рис. 7. Таблица Шульте

1 Лучшие головоломки для вашего мозга // Фишки [Электронный ресурс]. URL: https://fishki.net/1398886-luchshie-golovolomki-dlja-vashego-mozga.html (дата обращения: 20.10.2018).

2 Таблица Шульте // Википедия [Электронный ресурс]. URL: https://ra.wikipedia.org/wiki/Таблица_Шульте (дата обращения: 05.10.2018).

89

За решение математических примеров отвечает левая половина мозга, та, которая связана с аналитическими действиями. Но, как ни странно, ее активация путем решения математических примеров дает положительные

результаты, «выравнивая» эмоциональное и рациональное восприятия. Давайте попробуем решить следующую цифровую загадку:

□ СЮ =30

Рис. 8. Математическое задание

Пожалуйста, заполните пустые места, используя следующие числа: 1, 3, 5, 7, 9, 11, 13, 15. Одно и то же число можно использовать неоднократно1. Эта задача использовалась на экзамене UPSC2 в декабре 2013 года. Решить ее смог только 1 человек. Знание математики, в данном случае, не

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

играет решающего значения. Достаточно знать математические основы. А вот нестандартный подход к решению в данном случае просто необходим.

Для любознательных: решение задачи скорее не математического характера. Оно требует не стандартного подхода к написанному. Решение задачи следующее:

1,3,5, 7,9,11,13,15

1,3,5, 7,9,11,13,15

1,3,5, 7,9,11,13,15 7,9 + 9,1 + 13 =30

Побудить людей к творческому мышлению можно разными путями. Для композитора важно не останавливаться. В наш век больших скоростей и новейших открытий в области технологий, душа человека по-прежнему ищет в музыке эмоциональных открытий, искренности и тепла, всего того, что на протяжении веков искусство давало и дает человечеству. Музыканту-композитору необходимо успевать за стремительным течением времени. Для этого необходимо раскрывать свои замечательные способности, скрытые в душе и мозгу каждого композитора.

«Иногда победа достается легко. Иногда вдохновение ускользает, не дается. Но я считаю долгом для артиста никогда не поддаваться, ибо лень очень сильна в людях. Нет ничего хуже для артиста, как поддаваться ей. Ждать нельзя.» 3- писал Петр Ильич Чайковский в письме к Надежде Филаретовне фон Мекк.

Ждать нельзя. Эти слова великого композитора должны стать лейтмотивом в работе каждого профессионального композитора.

По словам Макса Планка4 «Для достижения успеха надо ставить цели несколько выше, чем те, которые в настоящее время могут быть достигнуты».

Могу добавить, что не только цели выше, но и пути достижения этих целей необыкновенные, не всегда те, к которым мы уже привыкли и которые уже легки для нас.

1 Учеба и наука. Математика. // Онлайн консультации экспертов [Электронный ресурс]. URL: https://www.liveexpert.ru/topic/view/1450874 (дата обращения: 21.09.2018).

2 UPSC - UNION PUBLIC SERVICE COMMISSION (Союзная Комиссия по Государственной Службе, Индия) [Электронный ресурс]. // https://upsc.gov.in(дата обращения: 21.09.2018).

3 Чайковский П. И. Переписка с Н.Ф. фон-Мекк // (в 3 книгах). по изданию: П. И. Чайковский ПЕРЕПИСКА с Н.Ф. фон - Мекк, тома 1—3 изд. Academia, 2004. книга 1, С. 624.

4 Планк М. // Цитаты и афоризмы. [Электронный ресурс]. URL: http://citaty.su/aforizmy-i-citaty-maksa-planka (дата обращения: 20.10.2018).

Идя привычными путями, мы сможем создавать только уже привычные вещи. Мир, в

котором мы живем прекрасен, удивителен и непредсказуем. Он находится в постоянном

развитии и изменении. Поэтому и пути достижения целей могут быть не менее удивительны

и непредсказуемы.

Список литературы

1. Чайковский П.И. Переписка с Н.Ф. фон-Мекк// (в 3 книгах) по изданию: П.И. Чайковский ПЕРЕПИСКА с Н. Ф. фон - Мекк, тома 1—3, Academia, 1934—1936. Книга первая. 1876—1878 годы. 2004. С.624

2. Бехтерев В.М. Мозг и его деятельность. [Электронный ресурс]// электронная библиотека ГНПБУ. URL:http://elib.gnpbu.ru/text/behterev_mozg-i-ego-deyatelnost_1928/go,0;fs, 1/ (дата обращения: 25.11.2018).

3. Роберт Кийосаки. Лучшие цитаты. [Электронный ресурсу/Nistagm, URL:https://nistagm.ru/лучшие-цитаты-роберта-кийосаки/.(дата обращения 05.11.2018)

4. Сенека Луций Анней. Избранные афоризмы. [Электронный ресурс] //Мир афоризмов. aphoristic-world. URL:http://aphoristic-world.ru/aphoristic-world/authors/1210-seneka-lutsij-annej. html (дата обращения 01.11.2018)

5. Жемчужины мысли [Электронный ресурс] //URL: https://www.inpearls.ru/цитаты (дата обращения 30.10.2018)

6. Макс Планк. Цитаты и афоризмы. [Электронный ресурс] URL: http://citaty.su/aforizmy-i-citaty-maksa-planka (дата обращения 20.10.2018)

7. Лучшие головоломки для вашего мозга. [Электронный ресурс] //Фишки.URL:https://fishki.net/1398886-luchshie-golovolomki-dlja-vashego-mozga.htmI (дата обращения 20.10.2018)

8. Таблица Шульте. Википедия. [Электронный ресурс]// URL:https://ru.wikipedia.org/wiki/Таблица_Шульте. (дата обращения 05.10.2018).

9. Учеба и наука. Математика. //Онлайн консультации экспертов [Электронный ресурс]. URL: https://www.liveexpert.ru/topic/view/1450874 (дата обращения 21.09.2018).

10. Черниговская Татьяна Владимировна. Мозг и музыка: что общего? [Электронный ресурс] // Программа «Правила жизни» на телеканале «Культура»,28.11.2016 URL:https://tvkuItura.ru/anons/show/episode_id/1435293/brand_id/57402/(дата обращения 21.09.2018)

11. Черниговская Татьяна Владимировна. Искусство и мозг [Электронный ресурс]//Программа «Правила жизни» на телеканале «Культура»,26.04.2016 URL: http://tvkuItura.ru/video/show/brand_id/57402/episode_id/1293906/video_id/1467542/(дата обращения 21.09.2018)

12. Черниговская Татьяна Владимировна «Как научить мозг учиться?» [Электронный ресурс] //Программа «Правила жизни» на телеканале «Культура»21.04.2015. URL:http://tvkultura.ru/video/show/brand_id/57402/episode_id/1189653/ (дата обращения 21.09.2018).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.