Научная статья на тему 'НА ПУТИ К УГЛЕРОДНОЙ НЕЙТРАЛЬНОСТИ: "УМНЫЕ" ПОРТЫ И "ЗЕЛЕНЫЕ" КОРАБЛИ КИТАЯ'

НА ПУТИ К УГЛЕРОДНОЙ НЕЙТРАЛЬНОСТИ: "УМНЫЕ" ПОРТЫ И "ЗЕЛЕНЫЕ" КОРАБЛИ КИТАЯ Текст научной статьи по специальности «Экологические биотехнологии»

CC BY
242
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КИТАЙ / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ ПОРТЫ / ДЕКАРБОНИЗАЦИЯ / ЭКОЛОГИЧНЫЕ КОРАБЛИ

Аннотация научной статьи по экологическим биотехнологиям, автор научной работы — Семенова Н. К.

В последние годы Китай придает большое значение строительству «умных», «зеленых» портов и «зеленых» кораблей. Строительство интеллектуальных портов способствует повышению уровня автоматизации и интеллектуальных функций портов, повышению эффективности их работы, а также содействию трансформации и модернизации портов, что, в свою очередь, способствует созданию «зеленых» портов и сокращает использование традиционной энергии и выбросы углерода за счет использования экологически чистой энергии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE WAY TO CARBON NEUTRALITY: "SMART" PORTS AND "GREEN" SHIPS OF CHINA

In recent years, China has attached great importance to the construction of "smart", "green" ports and "green" ships. The construction of smart ports contributes to increasing the level of automation and intelligent functions of ports, improving their e ciency, as well as facilitating the transformation and modernization of ports, which, in turn, contributes to the creation of "green" ports and reduces the use of traditional energy and carbon emissions through the use of environmentally friendly energy.

Текст научной работы на тему «НА ПУТИ К УГЛЕРОДНОЙ НЕЙТРАЛЬНОСТИ: "УМНЫЕ" ПОРТЫ И "ЗЕЛЕНЫЕ" КОРАБЛИ КИТАЯ»

Научная статья. экономические науки УДК 338.1

https://doi.org/10.31696/2227-5568-2023-01-069-088

НА ПУТИ К УГЛЕРОДНОЙ НЕЙТРАЛЬНОСТИ: «УМНЫЕ» ПОРТЫ И «ЗЕЛЕНЫЕ» КОРАБЛИ КИТАЯ

Нелли Кимовна Семенова

Институт востоковедения РАН, Москва, Россия, [email protected], https://orcid.org/0000-0001-7872-8972

Аннотация. В последние годы Китай придает большое значение строительству «умных», «зеленых» портов и «зеленых» кораблей. Строительство интеллектуальных портов способствует повышению уровня автоматизации и интеллектуальных функций портов, повышению эффективности их работы, а также содействию трансформации и модернизации портов, что, в свою очередь, способствует созданию «зеленых» портов и сокращает использование традиционной энергии и выбросы углерода за счет использования экологически чистой энергии.

Ключевые слова: Китай, интеллектуальные порты, декарбонизация, экологичные корабли Для цитирования: Семенова Н. К. На пути к углеродной нейтральности: «умные» порты и «зеленые» корабли Китая. Восточная аналитика. 2023;14(1):69-88. https://doi.org/ 10.31696/2227-5568-2023-01-069-088

Original article. Economics studies

ON THE WAY TO CARBON NEUTRALITY: "SMART" PORTS AND "GREEN" SHIPS OF CHINA

№Ni Semenova

Institute of Oriental Studies of the Russian Academy of Sciences, Moscow, Russia, [email protected], https://orcid.org/0000-0001-7872-8972

Abstract. In recent years, China has attached great importance to the construction of "smart",

"green" ports and "green" ships. The construction of smart ports contributes to increasing

the level of automation and intelligent functions of ports, improving their efficiency, as well

as facilitating the transformation and modernization of ports, which, in turn, contributes to

the creation of "green" ports and reduces the use of traditional energy and carbon emissions

through the use of environmentally friendly energy.

Keywords: China, intelligent ports, decarbonization, eco-friendly ships

For citation: Semenova N. K. On the way to carbon neutrality: "smart" ports and "green" ships

of China. Vostocnaa analitika = Eastern Analytics. 2023;14(1):69-88. (In Russ.) https://doi.

org/10.31696/2227-5568-2023-01-069-088.

С вступлением в XXI в. порт превратился в интегрированный сервисный центр, который сочетает в себе информатизацию, сетевое взаимодействие и гибкость. Снижение затрат и повышение эффективности

|{сс) © © I контент доступен подлицензией Creative Commons «Attribution-It^^j^EeShareAlike» («Атрибуция-СохранениеУсловий») 4.0 Всемирная.

©Семенова Н.К., 2023 © Восточная аналитика, 2023

стали насущными требованиями операторов портов, для которых содействие строительству интеллектуальных портов стало безальтернативным выбором.

«Умные» порты принципиально решают проблемы эффективности, управления и безопасности, благодаря расширению возможностей новых технологий, ускорению реформы портов и инноваций, преобразованию и модернизации до порта четвертого и пятого поколений и расширению интегрированных логистических функций с высокой добавленной стоимостью, таких как мультимодальные перевозки, логистика с гарантированным налогообложением, логистические услуги полного цикла и финансирование цепочки поставок на основе традиционной погрузки и услуги по разгрузке, складированию и перевалке грузов. В этой связи Китай начал планировать строительство интеллектуальных портов. В 2017 г. Министерство транспорта и Бюро водного транспорта выпустили «Уведомление о проведении демонстрационных проектов интеллектуальных портов» [Цзяо Тун Юнь Шу...] и выбрали группу портов для реализации демонстрационных проектов «умных» портов, направленных на повышение уровня информатизации и интеллектуализации портов КНР. В настоящее время внедрение искусственного интеллекта в портах находится на начальной стадии и, в основном, сосредоточено на производственных портовых операциях.

Новое поколение информационных технологий, представленных искусственным интеллектом (ИИ) [Синь И Дай Жэнь...], большими базами [Цу Цзинь Да Шу.], интернетом вещей [Гуань Юй Цзи Цзи...], новыми технологиями [Сы Ши У Го Цзя...], облачными вычислениями [Го У Юань.] и 5G [5G Инъюнъян..., Чжун Хуа Жэнь Минь.2021], стало одной из важных движущих сил в создании интеллектуальных портов, обозначая тенденции быстрого развития агломерации и интеграции.

В последние годы значительно повысился уровень масштабности и специализации китайских портов, что обеспечило поддержку применения технологии «SMART+» [Цели по SMART.]. Огромный объем данных, обрабатываемых крупномасштабными контейнерными терминалами, не может быть своевременно проанализирован с помощью традиционных ручных или простых компьютеризированных процедур. В этой связи в портах Китая внедряются интерактивные компьютерные системы управления операциями в режиме реального времени, которые объединяет алгоритмы оптимизации и искусственный интеллект для удовлетворения потребностей на погрузку и разгрузку, хранение и др. операции с грузами в порту. Инновационные технологии,

|{сс) © © I wor'<'s licensed under a Creative Commons Мяяд Attrihl itinn-SharpAlib л n International (CC BY-SA4.0).

© Semenova N. K., 2023 © Eastern Analytics, 2023

такие как автономное вождение, визуальное распознавание [Ган Коу Ма...] и интеллектуальное принятие решений перешли и на портовые операции, которые превратились из трудоемких в высокотехнологичные, а обработка контейнеров, управление портами и услуги становятся полностью автоматизированными и интеллектуальными.

С точки зрения внутренних производственных операций в портах, применение ИИ разделено на два уровня:

• процесс горизонтального перемещения контейнеров («единая горизонталь», ^Ш, и вертикальная эксплуатация и управление («единая вертикаль», ^Щ);

• применение искусственного интеллекта в цепочке логистических услуг («единая цепочка», ^Ш) и региональной/глобальной сети сотрудничества портов («единая сеть», ^И) [A1 Фу Нэн, 2019, с. 10].

В целом, реализация ИИ в глобальном интеллектуальном порту, особенно в рамках «единой горизонтали, единой вертикали, единой цепочки и единой сети», должна основываться на совместном использовании больших объемов данных. В настоящее время данные, собираемые портом, разделены на различные отделы и платформы. Строительство интеллектуальных портов изменит форму существования этих секторов и платформ, вызовет конфликт интересов между соответствующими сторонами.

Инвестиции в технологии искусственного интеллекта требуют от портовых операторов высокой степени стратегического подхода. В этой связи строительство интеллектуальных терминалов в КНР на сегодняшний день осуществляется небольшим числом ведущих портов.

Рассмотрим примеры выдающихся проектов автоматизированных контейнерный терминалов, построенных в Китае за последние годы.

Строительство автоматизированного терминала Сямэнь Юаньхай (ЖПЙШ компании Cosco Shipping Port было завершено в марте 2016 г., тогда же терминал был введен в эксплуатацию (Рис. 1).

При проектировании и строительстве использовались новейшие технологии и оборудование, такие как облачные вычисления, беспроводная связь, автоматическая навигация и позиционирование, интеллектуальная идентификация, беспилотное автоматическое оборудование, приводы с питанием от литиевых батарей, а также разработана первая отечественная и международная усовершенствованная автоматизированная система управления и управления погрузкой и разгрузкой терминалов (TOS-ECS) для решения технических проблем, таких как информационное взаимодействие между погрузочно-разгрузочным оборудованием и системами управления терминалами, множество моделей управления для операций терминала и беспилотный мониторинг

интеллектуальных переходов. 11 мая 2020 г. года Cosco Shipping Group совместно с China Mobile и Dongfeng Group выпустили первое в стране полнофункциональное приложение 5G smart port, которое внедрено на терминале Сямынь Юаньхай. Основываясь на технологии 5G, терминал Сямынь Юаньхай и партнеры независимо разработали беспилотные тележки-контейнеровозы в порту и по-настоящему беспилотную эксплуатацию с помощью решений для объединения нескольких датчиков, таких как лидар, камера и Beidou. Подсчитано, что автоматизированный терминал может сэкономить более 25% энергии и сократить выбросы углерода более чем на 16% по сравнению с традиционными терминалами [5G Цзя Чу Синь...].

Рис. 1. Полностью автоматизированный Терминал Юаньхай порта Сямэнь

Источник: [Ша Мэнь Юань...]

В полностью автоматизированном контейнерном терминале порта Циндао группы портов Шаньдун (Рис. 2) впервые внедрено более десяти инновационных технологий, таких как круговая загрузка транспортных средств с автоматическим управлением, крепление крупногабаритного оборудования на автоматизированной причальной площадке с применением новой автоматической ветрозащитной анкерной системы «одним ключом» (One-key Anchoring, ASC) [Чжан Лянган et al., 2016, pp. 25-27], поворотные замки для роботизированной разборки и сборки контейнеров и др.. Автоматизированный терминал порта Циндао побил мировой рекорд по эффективности автоматической загрузки и разгрузки в течение шести лет подряд, и является образцом недорогого, интеллектуального, высокоэффективного, безопасного и полностью автоматизированного терминала с нулевым уровнем выбросов.

Рис. 2. Полностью автоматизированный контейнерный терминал порта Циндао

Источник: [Цин Дао Ган...]

Автоматизированный терминал четвертой очереди Шанхайского порта Яншань (Рис. 3) получил Национальную премию в области науки и техники 2020 г. за вклад в научно-технический прогресс. Производительность труда нового автоматизированного терминала с нулевым уровнем выбросов составляет 213% от производительности традиционной пристани. Поэтому не удивительно, что технологии порта Яншань очень востребованы и уже были применены на 14 внутренних и зарубежных терминалах [Шан Хай Сян Кэ...].

Рис. 3. Автоматизированный терминал Яншань Фаза IV, порт Шанхай

Источник: [Ян Шань Сы...]

Терминал Яншань имеет общую площадь 2,23 млн м2, в общей сложности 7 контейнерных причалов и общую длину береговой линии контейнерного терминала 2,35 тыс. м [Ян Шань Сы...]. Впервые автоматизированная операционная система, независимо разработанная Китаем, используется для подключения основных информационных платформ порта Шанхай и реализации автоматизации планирования производства в основных бизнес-звеньях терминала. Интеллектуальная система управления и контроля (ITOS) внешне связана с морскими судами, дорожным транспортом, портовым надзором, планированием внутреннего контроля, а также исполнительными и измерительными блоками оборудования и средств, охватывая несколько сценариев и весь процесс терминальных операций, и является «мозгом» сверхбольшого автоматизированного контейнерного терминала. Терминал оснащен 26 комплектами береговых мостов, 119 комплектами железнодорожных кранов, 135 комплектами транспортных средств с автоматическим управлением (AGV) и 4 комплектами шинных кранов. Это крупнейший в мире полностью автоматизированный терминал с одним блоком, это также терминал с самой высокой степенью комплексной автоматизации в мире [Чжун Го Кэ Чи...].

Строительство полностью автоматизированных терминалов позволило повысить интеллектуальность и автоматизацию портов при одновременном сокращении использования традиционных источников энергии и сокращении выбросов углекислого газа. Это повышает эффективность портовых операций и способствует преобразованию и модернизации портов в «зеленые» порты, которые реализуют концепцию зеленого развития, активно выполняют юридические и социальные обязанности в процессе производства, эксплуатации и обслуживания, а также всесторонне принимает технические и управленческие меры для экономии ресурсов и энергии, защиты окружающей среды и экологии и реагирования на изменение климата [Ши Ичэнь, Цзинь Лэй, Чжоу Сыюань, 2021].

Энергетическая структура «зеленых» портов достигает новых высот [Тао Сюэцзун, 2018, с. 153]. Сосредоточившись на цели перехода к зеленой и низкоуглеродной энергии, расширяются исследования и применение чистой энергии, в частности, оффшорная ветроэнергетика, фотовольта-ика и др. Морские возобновляемые источники энергии играют важную роль в мегатенденции декарбонизации в энергетическом балансе портов КНР. «Зеленые» технологии способствуют строительству портов с нулевым выбросом углерода. Всего в 2020 г. к электросети Китая подключены 18 ветропарков общей мощностью 5,6 ГВт, на очереди инвестиционные проекты 48 морских ветропарков общей мощностью 16,4 ГВт [Хай Шан...].

В последние годы в Китае постоянно повышается эффективность комплексного предотвращения и контроля загрязнения атмосферы и воды с судов. В целях улучшения качества воздуха в прибрежных и внутренних районах, особенно в портовых городах, с 2015 г. Китай установил три системы контроля выбросов с судов: в дельте Жемчужной реки, дельте реки Янцзы и в водах Бохайского края. Были опубликован «План реализации для зон контроля выбросов загрязняющих веществ в атмосферу с судов» (2018) [Чуань Бо...] и «Комплексный план действий по улучшению качества воздуха 2021-2025 гг.» &НМШ±ЩШ.ШШШ\Ш(2021-2025^)) [Кун Ци...], которые расширили сферу контроля, охватывающую прибрежные воды страны, порты и внутренние водные пути. Документы повысили требования к контролю оксидов серы и установили предельное содержание серы в судовом топливе, уточнили меры контроля оксидов азота и летучих органических соединений и рекомендовали применение экологически чистой энергии. Для повышения эффективности экологического надзора активно внедряется оборудование для быстрого обнаружения топлива в акваториях портов, беспилотные летательные аппараты для телеметрии и обнаружения в воздухе судовых выхлопов и др. Выбросы загрязняющих веществ в атмосферу с судов значительно сократились: по сравнению с 2015 г. выбросы оксидов серы с судов за пять лет сократились примерно на 614 тыс. т, а выбросы твердых частиц - примерно, на 82 тыс. т.

Усилился контроль за сбросом загрязняющих веществ с судов в соответствии с требованиями «Плана действий по предотвращению и контролю загрязнения воды» [Шуй У.], «Плана действий по предотвращению и контролю загрязнения с судов и портов (2015-2020)» [Чуань Бо Юй Ган...], «Плана устранения серьезных проблем загрязнения с судов и портов в Экономическом поясе реки Янцзы» (^/ХШ^^Й&ЙЙ^ЖП^^ ^ЖИШШ^^Ш) [Сы Бу Мэнь...], а также в соответствии с «Мнениями о реализации по созданию и совершенствованию долгосрочного механизма предотвращения и контроля загрязнения с судов и портов» [Гуань Юй Цзянь...28.07.2021] и «Мнениями о создании и совершенствовании долгосрочного механизма предотвращения и контроля загрязнения судов и портов в экономическом поясе реки Янцзы» [Гуань Юй Цзянь...08.04.2021].

Работы по предотвращению загрязнения воды и атмосферы с судов и портов в Китае идет активно и в соответствии с намеченными в вышеуказанных документах планами. В частности, только в районе Экономического пояса реки Янцзы в 2020 г. проводилось строительство и преобразование установок для сбора или очистки бытовых сточных вод с судов, субсидирование реконструкции бытовых канализационных соо-

ружений для судов водоизмещением 100-400 т. Были переоборудованы в общей сложности 21,92 тыс. судов по принципу «хранение, доставка, прием и утилизация на борту». С октября 2020 г. сброс сточных вод с судов полностью запрещен. Также был введен запрет на сброс судового мусора в реку. Вдоль реки было построено в общей сложности около 13 тыс. приемных сооружений для бесплатного сбора мусора с судов. Введены в опытную эксплуатацию баржи и станции промывки химических резервуаров на магистрали реки Янцзы. Также в порту постоянно увеличивается использование береговой энергии судами, насчитывается более 12 тыс. судов с энергопринимающими установками. Порты в провинциях и городах вдоль реки Янцзы в 2020 г. использовали береговую энергию около 110 тыс. раз (1,09 млн часов и 24,56 млн кВт*ч) [Чан Цзян Цзин Цзи...]. Только в июле 2020 г. Морское бюро реки Янцзы провело в общей сложности 17 тыс. проверок по борьбе с загрязнением.

«Зеленые» суда являются одним из важных направлений трансформации и модернизации судостроительной отрасли КНР, а также важным средством повышения конкурентоспособности судостроительной отрасли страны в новой рыночной ситуации. Чтобы способствовать развитию технологии «зеленого корабля» (Ш& Ю) выделены четыре приоритетных направления: технологии проектирования, строительства, эксплуатации и демонтажа «зеленых» кораблей.

Следуя вышеперечисленным приоритетам, в КНР не первый год создаются «зеленые» корабли нового поколения, от проектировки судна до его спуска на воду. По данным НИИ Минтранса КНР в целом по стране к 2020 г. было построено более 290 судов, работающих на сжиженном природном газе, в прибрежных портах построено 4 буксира, работающих на сжиженном природном газе, построено более 2 тыс. контейнеровозов, работающих на сжиженном природном газе, и 20 заправочных станций для портовых транспортных средств.

Осуществляя государственную экологическую политику в портовой сфере, в КНР активно внедряется применение сжиженного природного газа (СПГ) в отрасли водного транспорта. Примером этого служат некоторые уже осуществленные крупные проекты.

Например, 26 мая 2021 г. был передан французской судоходной группе CMA CGM [CMA CGM Group] и отправился из Китая в Северную Европу сверхбольшой двухтопливный контейнеровоз «Трокадеро» грузоподъемностью 23 тыс. TEU, где будет введен в эксплуатацию на маршруте между Азией и Европой. Судно было построено на шанхайской верфи Цзяннаньского судостроительного завода [Цзян Нань

Цзао Чуань] на острове Чансин в устье реки Янцзы в Шанхае и является первым в мире сверхбольшим контейнеровозом с мембранными

топливными баками и двухтопливной силовой установкой, использующей СПГ в качестве основного топлива. По сравнению с традиционными контейнеровозами, работающими на жидком топливе, он может сократить выбросы углерода более, чем на 20%, оксидов азота на 85-92%, оксида серы на 99% [Чжун Го Цзао] и мелких частиц - на 91% [CMA CGM SORBONNE ...], что значительно снижает загрязнение окружающей среды. Контейнеровоз «CMA CGM Trocadero» является восьмым судном из серии девяти судов Ultra Large Container Vessel (ULCV), по контракту CMA CGM и China Shipbuilding Group [Чжун Го Чуань Бо...], а также заключительным из четырех судов, поставленных с верфи Цзяннань.

Также в 2021 г. на верфи Худун-Чжунхуа СРШ ФФ ШШ ШШ) ^Ш^Ш) [Hudong-Zhonghua...] в Шанхае, для той же CMA CGM, было построено завершающее контракт, девятое судно «Сорбонна» (23 тыс. TEU), работающее на СПГ. Все его восемь систер-шипов, построенных в Китае с 2018 г., зарегистрированы во Французском реестре судов. Головное судно серии названо в честь основателя группы Жака Сааде, остальные контейнеровозы носят названия «Елисейские поля», «Пале-Рояль», «Лувр», «Риволи», «Монмартр», «Трокадеро», «Сорбонна» и «Конкорд» (Рис. 4) [CMA CGM SORBONNE ...].

Рис. 4. Первый в мире сверхбольшой двухтопливный контейнеровоз вместимостью 23 тыс. TEU «CMA CGM Jacques Sade»

Источник: [Сян Цюань Цю...]

На верфи Цзяннань [Very Large LPG...] в Шанхае был построен первый крупнейший двухтопливный газовоз (Very Large Gas Carrier, VLGC) в мире, объемом 86 тыс. м3, работающий на сжиженном нефтяном газе

(СНГ) для бельгийского судовладельца EXMAR [EXMAR ...]. Судно под названием «Flanders Innovation» (Рис. 5) было спущено на воду в 2020 г., а родственное ему судно «Flanders Pioneer» - в апреле 2021 г. [Jiangnan delivers.].

Рис. 5. Крупнейший двухтопливный газовоз «Flanders Innovation» китайского производства

Источник: [Jiangnan delivers...]

Только в Книге заказов верфи Цзяннань числятся 54 судостроительных проекта [Order Book] с плановой реализацией до 2024 г. В их числе крупнейшее судно для перевозки новых автомобилей и других накатных грузов 7 тыс. CEU Post-Panamax PCTC (Pure Car Carroer & Ro-Ro) на 7,6 тыс. автомобилей с СПГ в качестве топлива для китайской SAIC Anji Logistics [Шан Хай Го Цзи...] (Рис. 6).

Подобные суда Pure Car Carroer & Ro-Ro с СПГ в качестве топлива вместимостью до 7 тыс. автомобилей производятся также на двух судостроительных платформах Guangzhou Shipyard International Co., Ltd (GSI) [Guangzhou Shipyard.], одной из крупнейших верфей в южной части Китая. Судостроительный завод Гуанчжоу к концу 2025 г. планирует спустить на воду 18 танкеров-химовозов дедвейтом по 49,9 тыс. т. В качестве топлива используется метанол, который является конкурентоспособным по стоимости биоразлагаемым чистым судовым топливом и обеспечивает значительное сокращение выбросов, таких как твердые частицы, оксиды серы и азота, а также снижает выбросы парниковых газов.

Рис. 6. Крупнейшее судно Pure Car Carroer & Ro-Ro с СПГ в качестве топлива

Источник: [7,000 CEU Post-Panamax...]

Китайский научно-исследовательский и проектный институт ядерной энергетики (NPI), дочерняя компания китайского государственного предприятия China National Nuclear Corporation (CNNC), построит первую в Китае морскую атомную электростанцию (Рис. 7). CNNC планирует инвестировать 2,1 млрд долл. в строительство морских атомных электростанций. Сообщается, что первая атомная электростанция будет размещена на побережье провинции Шаньдун в Бохайском море для электроснабжения морских платформ на шельфе. В настоящее время они проходят период тестирования. Морская атомная электростанция не только соответствует стандартам безопасности, но также требует меньших инвестиций в оборудование и привлекает большое внимание как экономичная атомная электростанция нового поколения, а стоимость производства электроэнергии составляет всего одну треть от стоимости наземных атомных электростанций [Чжун Го Ни Дин ...].

Китайская национальная ядерная корпорация [Чжун Го Хэ Гунъе...], Китайская генеральная ядерная энергетическая группа [Чжун Го Гуан...] и Китайская государственная судостроительная корпорация [Чжун Го Чуань Бо...] являются тремя основными группами, которые продвигают концепцию морской ядерной энергетики Китая. Сообщается, что в ближайшее время Китай планирует построить около 20 морских атомных электростанций, которые, вероятно, будут расположены в Бохайском и Южно-Китайском морях [Ни Цзянь...].

Рис. 7. «Создано в Китае»: первая плавучая атомная электростанция

Источник: [China Becomes.]

В последние годы Китай придает большое значение строительству «умных» и «зеленых» портов [Ли Да Син, 2020, с. 19-20]. Строительство интеллектуальных портов способствует повышению уровня автоматизации и интеллектуальных функций портов, повышению эффективности их работы, а также содействию трансформации и модернизации портов, что, в свою очередь, способствует созданию «зеленых» портов и сокращает использование традиционной энергии и выбросы углерода за счет использования экологически чистой энергии. Например, создание полностью автоматизированного терминала для реализации интеллектуальных функций и автоматизации порта при одновременном сокращении использования традиционной энергии и выбросов углерода. Активное продвижение строительства «умных» «зеленых» портов является неизбежной тенденцией для будущего развития портовой отрасли Китая. Однако на этом пути все еще существует множество проблем, которые необходимо решить посредством укрепления механизмов стимулирования: увеличения финансовых инвестиций, внедрения инновационных институциональных механизмов, поощрения межведомственных связей и разработки соответствующих норм и стандартов, содействия стандартизации энергосбережения и сокращения выбросов и т. п. [Ли Да Син, 2020, с. 19-20], что, в конечном итоге, сформирует энергосберегающую и экологически чистую модель развития портов.

Литература / References

1. Al Фу Нэн Al ШШ (Расширение прав и возможностей). Цюань Цзюй Хуа Чжи Хуэй Ган Коу ЙШ^^Ш^П (Глобальный интеллектуальный порт) // Чжунго Ганкоу ФЩ^П, 2019. № 5 (43):10 (Чжунго Ганкоу, 2019. № 5 (43). С. 10 [Al Fu Ning Al. Quan Ju Hua Zhi Hui Gang Kou (Empowerment. Global smart Port) // Zhongguo Gankou, 2019. 5(43). P. 10 (in Chinese)].

2. Ли Да Син ^^^ (2020). Чжун Го Люй Сэ Ган Коу Цзянь Шэ Цунь Цзай Дэ Вэнь Ти Хэ Цзянь И Цзянь Чжу Фа Чжань (Проблем^! и предложения по строительству зеленого порта в Китае) // Цзянь Чжу Фа Чжань Ш^ЖМ (Цзяньчжу Фачжань). Ди 4 Цзюань 6 Ди Ци Бань Бэнь 1.0, 2020 Нянь Ш 4 #, Ш 6 да, 1.0, 2020 ^ (Том 4, выпуск 6, версия 1.0. С. 19-20). [Li Daxing (2020). Zhong Ho Lui Xi Gan Hou Jian She Quan Ju De Wenti He Jian And Jian Zhi Fazhan // Jian Zhi Fazhang. Di 4 Juan 6 Di Qi Ban Ban 1.0, 2020 Nyan (Problems and suggestions in the construction of green ports in China. Architectural development. Volume 4, Issue 6, Version 1.0. Pp. 19-20) (in Chinese)].

3. Тао Сюэцзун Й^ж (2018). Ган Коу Хуань Цзин Бао Ху (Защита окружающей среды порта) // Шан Хай Цзяо Тун Да Сюэ Чу Бань Шэ

ffi№±± (Издательство Шанхайского университета Цзяотун). Е Шу (ЖШ: 170) (170 с. С. 153.) [Tao Xuejun (2018). Gan Kou Huanjing Bao Hu Shanghai Jiao Tong Da Xue Chu Ban She (Port environmental protection) // Shanghai Jiaotong University Press, 170 p. P. 15з). (in Chinese)].

4. Чжан Лянган ЖШй, Цзоу Цзыцин Чжан Вэй ЗИ, Лу Сяндун и

Сю Фанцян ШЯ®, Чжан Пэн ЗШ (2016). «И Цзянь Мао Дин» Синь Син Цзы Дун Фан Фэн Мао Дин Си Тун Цзай Цзы Дун Хуа Ма Тоу Дуй Чан Дэ Инъюн Цин Дао Цянь Вань (При-

менение новой автоматической ветрозащитной анкерной системы «One-key Anchoring» на автоматизированной причальной площадке) // Ган Коу Чжуан Се «®Р^£р» (Ган Коу Чжуан Се). Ш2Ш 25-27Ж (Выпуск 2. С. 25-27). [Zhang Liangang, Zou Ziqing, Zhang Wei, Lu Xiangdong, Xiu Fang Qiang, Zhang Peng (2016). "Yi Qiang Mao Ding" Xin Xin Tzu Ding Feng Mao Ding Si Tung Tzai Tzu Dong Hua Ma Tou DUI Chan De Yingyun Qin Dao Qian Wan (Application of the new automatic windproof anchoring system of "one-key anchoring" in the automated terminal yard) // Gang Hou Jun Xie. Issue 2. Pp. 25-27). (in Chinese)].

5. 5G Цзя Чу Синь Дун Нэн 5GinffiKsMe (Работа 5G plus создает новую кинетическую энергию). Ша Мэнь Юань Хай Цюань Цзы Дун Хуа Ма Тоу Чжэнь Чжэн Цзо Дао У Жэнь Цао Цзо ЯПЙТв^ёШШ^ЖШШКАШФ (Полная автоматизация Сямынь Юаньхай действительно решает проблему беспилотных доков) // People's Daily Online, 20.10.2020. [5G Jia Chun Xin Dong Ning 5G. Sha Man Yuan Hai Quan Zi Dong Hua Ma Tou Zhang Zheng Zuo Dao Wu Ren Cao Zuo (Add new kinetic energy. Xiamen Yuanhai Fully automated Terminal is truly unmanned) // People's Daily Online, 20.10.2020(in Chinese)]. URL: http://fj.people. com.cn/n2/2020/1023/c181466-34369991.html (accessed: 20.12.2022).

Электронные ресурсы/ Electronic sources

1. Ган Коу Ма Тоу Гунъе Цзы Дун Хуа Пин Тай - Гунъе Цзи У Сянь Ши Нэн Ган

Коу Цзи Се Чжи Нэн Хуа -ХШЯШШШПШМ'ШШК.

(Платформа промышленной автоматизации для портов и терминалов - промышленная беспроводная связь обеспечивает интеллектуальное оборудование портов). [Gan Kou Ma Tou Gongye Tzu Dong Hua Ping Tai - Gong Ji Wu Hsien Shi Nan Gan Kou Ji Xie Zhi Nan Hua (Industrial automation platform for ports and terminals - Industrial-grade wireless enables the intelligence of port machinery). (in Chinese)] // Гунъе Ху Лянь Ван Чань Е Лянь Мэн, 12.03.2018. URL: http://www. aii-alliance.org/index/c147/n1827.html (accessed: 19.12.2022).

2. Го У Юань Гуань Юй Цу Цзинь Юнь Цзи Суань Чуан Синь Фа Чжань Пэй Юй Синь Си Чань Е Синь Е Тай Дэ И Цзянь, 2015. IH^I^iififfisif^WSM®

2015 (Мнения о содействии инновациям и развитию облачных вычислений и культивировании новых форматов информационной индустрии, 2015). [Guo Wu Yuan Guan Yu Qiu Jin Yun Ji Chuan Chuan Xin Fa Zhan Pei Yu Xin Xi Chan Ye Xin Ye Tai De And Jian, 2015 (Opinions of the State Council on promoting the Innovation and Development of cloud Computing and cultivating new Formats of the information industry, 2015). (in Chinese)] // Энциклопедия Baidu, 06.01.2015. URL: https://baike.baidu.com/item/m#I^i{ffisif

(accessed: 18.12.2022)

3. Го Цзя Синь Си Хуа Фа Чжань Чжань Люй Э Ганъяо ШШвЖ^^ШШЯ^ (Концепция национальной стратегии развития информатизации) Цюань Вэнь Й^С (Полный текст) // Finance china, 27.07.2016. [Guo Jia Qin Xi Hua Fazhan Zhanliue E Gangyao. Quanfen (Outline of the National information Technology Development Strategy. Full text // Finance china, 27.07.2016) (in Chinese)]. URL: http://finance. china.com.cn/news/gnjj/20160727/3832184.shtmI (accessed: 18.12.2022)

4. Гуань Юй Цзи Цзи Туй Цзинь «Ху Лянь Ван+» Син Дун Дэ Чжи Дао И Цзянь

(Руководящие мнения по активному продвижению действий «Интернет+»). [Guan Yu Ji Ji Tui Jin "Hu Lian Wang+" Xing Dong De Zhi Dao And Jian (Guiding opinions on actively promoting the "Internet+" action). (in Chinese)] // Чжун Хуа Жэнь Минь Гун Хэ Го Чжунъян Жэнь Минь Чжэн Фу, 04.07.20155. URL: http://www.gov.cn/zhengce/content/2015-07/04/ content_10002.htm (accessed: 17.12.2022)

5. Гуань Юй Цзянь Ли Цзянь Цюань Чан Цзян Цзин Цзи Дай Чуань Бо Хэ Ган Коу У Жань Фан Чжи Чан Сяо Цзи Чжи Дэ И Цзянь ^Ш^Ш^ГШ^ИШШ

(Интерпретация «Мнения о создании и совершенствовании долгосрочного механизма предотвращения и контроля загрязнения судов и портов в экономическом поясе реки Янцзы», 2021). [Guan Yu Jian Li Jian Quan Chang Jiang Jing Ji Dai ChuanBo He Gan Kou Wu Ran Fan Zhi Chang Xiao Ji Zhi De And Jian (Opinions on the establishment and improvement of a long-term mechanism for the prevention and control of pollution from Ships and ports in the Yangtze River Economic Belt). (in Chinese)] // Чжун Хуа Жэнь Минь Гун Хэ Го Чжунъян Жэнь Минь Чжэн Фу, 08.04.2021. URL: https://www.mot.gov. cn/2021zhengcejd/changjiangwrfzyj/ (accessed: 22.12.2022)

6. Гуань Юй Цзянь Ли Цзянь Цюань Чуань Бо Хэ Ган Коу У Жань Фан Чжи Чан Сяо Цзи Чжи Дэ Ши Ши И Цзянь

йй (Мнения о реализации по созданию и совершенствованию долгосрочного механизма предотвращения и контроля загрязнения с судов и портов, 2021). [Guan Yu Jian Li Jian Quan Chen Bo He Gan Kou Wu Ran Fan Zhi Chang Xiao Ji Zhi De Shi Shi And Jian (Opinions on the establishment and improvement of a long-term mechanism for the prevention and Control of pollution from Ships and ports). (in Chinese)] // Чжун Хуа Жэнь Минь Гун Хэ Го Чжунъян Жэнь Минь Чжэн Фу, 28.07.2021. URL: https://webcache.googleusercontent.com/search?q=-cache: SmcNj7MEx4J: https://jtyst.zj.gov.cn/art/2021/7/28/art167754159022761.htm-l+&cd=2&hl=ru&ct=clnk&gl=ru (accessed: 22.12.2022)

7. Кун Ци Чжи Лян Цюань Мянь Гай (2021-2025). ^.Мж^ШЙШтйШи (2021-2025^) (Комплексный план действий по улучшению качества воздуха (20212025 гг.). Шань Син Дун Цзи Хуа Нянь Шэн Тай Хуань Цзин Бу Нянь Чжэнъу

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Гун Кай Гун Цзо Ань Пай (План работы Мини-

стерства экологии и окружающей среды по раскрытию информации о государственных делах на 2021 г.). [Kung Qi Zhi Liang Quan Mian Gai (2021-2025). Shan Xiang Dong Jia Hua Lian Sheng Tai Huan Jing Bu Yan Zhengyu Gong Kai Gong Zuo An Pai (Comprehensive Air Quality Improvement Action Plan (2021-2025). The Ministry of Ecology and Environment will make public work arrangements for government affairs in 2021.). (in Chinese)] // Чжэн Чжоу Вэй Чи Вай Цзы Ци Е Фу У Чжун Синь, 06.08.2021. URL: https://www.waizi.org.cn/law/112895.html (accessed: 21.12.2022)

8. Ни Цзянь 20 Цзо Бу Шу Бо Хай Нань Хай (Новая китайская компания строит морские атомные электростанции). Чжун Го Цзу Синь Гун Сы Цзянь Шэ Хай Шан Хэ Дянь Чжань ^ШШЯ/^ШШвХЙ^Й (Планируется построить 20 групп для развертывания интеллектуальной энергии в Бохае, Наньхае и порту Тяньцзинь). [Ni Jian 20 Zuo Bu Shu Bu Hai Nan Hai zhong Gu Zu Xin Gong Si Jian she Hai Shan He Lian Zhan (It is proposed to build 20 bases to deploy in the Bohai Sea and the South China Sea. China formed a new company to build offshore nuclear power plants) (in Chinese)] // Синь Лан Цзюнь Ши, 07.01.2018. URL: http:// mil.news.sina.com.cn/2018-01-07/doc-ifyqiwuw7830771.shtml (accessed: 19.12.2022)

9. 5G Инъюнъян Фань Син Дун Цзи Хуа (2021-2023), 2021 Нянь. 77 Хао ШК'^гШ^Ш (2021-2023^), 2021, 77^ (План действий по применению 5G «Парус» (2021-2023), 2021. № 77). [5G Yingyunyang Fan Xing Dong Ji Hua (20212023), 2021 Nyan. 77 Hao (5G Application «Sailing» Action Plan (2021-2023), 2021, No. 77). (in Chinese)] // Чжун Хуа Жэнь Минь Гун Хэ Го Чжунъян Жэнь Минь Чжэн Фу, 13.07.2021. URL: http://www.gov.cn/zhengce/zhengceku/2021-07/13/ content_5624610.htm (accessed: 18.12.2022).

10. 7,000 CEU Post-Panamax PCTC (LNG Fuelled) // Jiangnan Shipyard (Group) Co., Ltd., 2022. URL: http://www.chinashipbuilding.cn/info.aspx?] FS1mC2TmL AAoVct6FK5apklujyukkpp4JJgXb (accessed: 17.12.2022)

11. Синь И Дай Жэнь Гун Чжи Нэн Фа Чжань Гуй Хуа К^ЛХ^Ш^МШЦ (План развития искусственного интеллекта нового поколения). [Xin Yi Dai Zhen Gong Zhi Nan Fa Zhang Gui Hua (A new generation of artificial intelligence development plan). (in Chinese)] // Чжун Хуа Жэнь Минь Гун Хэ Го Чжунъян Жэнь Минь Чжэн Фу, 20.07.2017. URL: http://www.gov.cn/zhengce/content/2017-07/20/ content_5211996.htm (accessed: 07.12.2022)

12. Сы Бу Мэнь Лянь Хэ Инь Фа Чан Цзян Цзин Цзи Дай Чуань Бо Хэ Ган Коу У Жань Ту Чу Вэнь Ти Чжэн Чжи Фанъань Да Хао У Жань Фан Чжи Гун Цзянь Чжань Туй Цзинь Ханъюнь Люй Сэ Фа Чжань ИШК-иЕРЖШШ^^ШЙШ^

ЙЙЕШЙ^М (Четыре департамента совместно опубликовали «План устранения нерешенных проблем загрязнения судов и портов в экономическом поясе реки Янцзы», чтобы вести упорную борьбу за предотвращение загрязнения и контроль над ним и содействовать экологичному развитию судоходства). [Si Bu Men Lian He Yin Fa Chang Jiang Jing Ji Dai Chuan Bo He Gan Kou Wu Zhan Tu Chu Wen Ti Zheng Zhi Fang 'an Da Hao Wu Zhan Fan Zhi Gong Jian Zhan Tui Jin Hanyun Lui Se Fa Zhan (The four departments jointly issued the "Plan for the Remediation of Outstanding Pollution Problems of Ships and Ports in the Yangtze River Economic Belt" to fight hard for pollution Prevention and control and promote the green development of shipping). (in Chinese)] // Чжун Хуа Жэнь Минь Гун Хэ Го Чжунъян Жэнь Минь Чжэн Фу, 20.01.2020. URL: http://www.gov.cn/xinwen/2020-01/20/content_5470921.htm (accessed: 22.12.2022)

13. «Сы Ши У» Го Цзя Синь Си Хуа Гуй Хуа "+ИЕ"ШШвЖ^ЖУ (Национальный план информатизации «14-й пятилетний план»). [Guan Yu Ji Ji Tui Jin «Hu Lian Wang+» Xing Dong De Zhi Dao And Jian (Guiding opinions on actively promoting the "Internet+" action). (in Chinese)] // Чжун Хуа Жэнь Минь Гун Хэ Го Чжунъян Жэнь Минь Чжэн Фу, 28.12.2021. URL: https://www.gov.cn/xinwen/2021-12/28/5664873/ files/1760823a103e4d 75ac681564fe481af4.pdf (accessed: 18.12.2022)

14. Сян Цюань Цю Цзуй Да Дун Ли Цзи Чжуан Сян Чуань Цзай Ху Цзяо Фу Ю До Ли Хай 23000®, МШШ? (23000 стандартных контейнеров, самый большой в мире контейнеровоз на СПГ доставлен в Шанхай, насколько он мощный?). [Xiang Quan Zui Da Dong Li Ji Chuang Xiang Chuan Zai Hu Jiao Fu Yu Do Li Hai (23,000 boxes, the world's largest LNG-powered container ship was delivered in Shanghai. How powerful is it?). (in Chinese)] // Finance.sina, 09.10.2020. URL: https://finance.sina.cn /tech/2020-10-09/detail-iivhui pp8611126.d.html?fromtech=1&from=wap (accessed: 17.12.2022)

15. Хай Шан Фэн Дянь Ши Чан Люй Сэ Чжуань Син ^ШШ&ШШ (Зеленый переход рынка оффшорной ветроэнергетики). [Hai Shan Feng Dian Shi Chang Lui Se Zhuan Xing (Green transformation of offshore wind power market). (in Chinese)] // Chinaports, 09.02.2021. URL: https://www.chinaports. com/portlsp-news/7038 (18.03.2022)

16. Цели по SMART: подробный обзор. [SMART goals: a detailed overview] // Power-Branding, no date. URL: http://powerbranding.ru/marketing-strategy/smart-celi/#:~: text=Технология%20SMART%20(СМАРТ)%20 современный, ясные%2C%20 точные0/o2C0/o20конкретные0/o20задачи (дата обращения: 17.12.2022)

17. Цзян Нань Цзао Чуань Чан (Цзяннаньский судостроительный завод). [Jiang Nan Jiao Chuan Chang (Jiangnan Shipyard). (in Chinese)] // Цзян Нань Цзао Чуань (Цзи Туань) Ю Сянь Цзэ Жэнь Гун Сы, 26.01.2022. URL: http://www. jnshipyard.com.cn/cms/document/140.html (accessed: 23.12.2022)

18. Цзяо Тун Юнь Шу Бу Фа Бу Гуань Юй Кай Чжань Чжи Хуэй Ган Коу Ши Фань Гун Чэн Дэ Тун Чжи (Министерство транспорта издало «Уведомление о запуске демонстрационных проектов умного порта»). [Jiao Tong Yunshu Bu Fa Bu Guan Yu Kai Zhan Zhi Hui Gan Kou Shi Fan Gong Cheng De Tong Zhi (The Ministry of Transport issued the "Notice on the implementation of the Smart Port Demonstration Project."»). (in Chinese)] // Чжун Хуа Жэнь Минь Гун Хэ Го Чжунъян Жэнь Минь Чжэн Фу, 08.02.2017. URL: http://www.gov.cn/xinwen/2017-02/08/content_5166375.htm (accessed: 17.12.2022)

19. Цин Дао Ган Цзи Шэнь Сянь Дао Цзи Го Цзи Ханъюнь Шу Ню пШШШШ^^ШШ КЙЙШЗ. (Порт Циндао входит в число ведущих международных транспортных узлов) [Qing Dao Gong Tzu Shen Xian Dao Ji Guo Ji Han Yun Shu Nu (Qingdao Port ranks among the leading international shipping hubs). (in Chinese)] // Цзинь Жи Цин Дао, 24.08.2022. URL: https://www.xindb.com/static/content/JRQD/2022-08-24/1012063330145411072. html (accessed: 19.01.2023)

20. Цу Цзинь Да Шу Цзюй Фа Чжань Син Дун Ганъяо [2015]

Щ® [2015]. (Платформа действий по содействию развитию больших данных [2015]). [Qiu Jin Da Shu Ju Fazhan Xing Dong Gangyao [2015] 50 Hao (Action Plan to Promote the Development of Big Data (2015)). (in Chinese)] // Чжун Хуа Жэнь Минь Гун Хэ Го Шанъу Бу, 2018. URL: https://zycpzs.mofcom.gov.cn/html/ nysczl/2018/9/1536891477862.html (accessed: 17.12.2022)

21. Чан Цзян Цзин Цзи Дай Чуань Бо Хэ Ган Коу У Жань Ту Чу Вэнь Ти Чжэн Чжи Фанъань Цзинь Чжань Цин Куан ШШ^^ШЙШ^ЖЙШШЙ^Ж» ЙШвЖ (Ход выполнения «Плана устранения серьезных проблем, связанных с загрязнением судов и портов в экономическом поясе реки Янцзы». [Chang Jiang Jing Ji Dai ChuanBo He Gan Kou Wu Zhan Tu Chu Wen Ti Zheng Zhi Fang 'an Jin Zhan Qing Kuan (Progress of the "Plan for the Remediation of Outstanding Pollution Problems of Ships and Ports in the Yangtze River Economic Belt") (in Chinese)] // Чжун Хуа Жэнь Минь Гун Хэ Го Чжунъян Жэнь Минь Чжэн Фу, 27.08.2020. URL: https://www.mot.gov.cn/2020wangshangzhibo/2020eighth/zhibozhaiyao/202008/ t20200827_3457048.html (accessed: 23.12.2022)

22. Чжун Го Гуан Хэ Цзи Туань ^ШРЙ^Ш (Китайская генеральная ядерная энергетическая группа). [Zhong Guo Guan He Ji Tuan (China National Nuclear Corporation). (in Chinese)] // Чжун Го Гуан Хэ Цзи Туань Ю Сянь Гун Сы, 2022. URL: http://www.cgnpc.com.cn/cgn/c100910/jtjj.shtml (accessed: 19.12.2022)

23. Чжун Го Кэ Чи Сюй Цзяо Тун Фа Чжань Бао Гао ^Ш^Ш^Я^Шйи (Отчет об устойчивом развитии транспорта в Китае). [Zhong Guo Ke Chi Xu Jiao Tong Fa Zhan Bao Gao (China Sustainable Transportation Development Report). (in Chinese)] // Чжун Хуа Жэнь Минь Гун Хэ Го Чжунъян Жэнь Минь Чжэн Фу, 10.2021. URL: https://www.mot.gov.cn/zhuanti/transport/ chengguowj/202110/ P020211027596549574203.pdf (accessed: 20.12.2022)

24. Чжун Го Ни Дин 2021 Нянь Ци Дун Хай Шан Хэ Дянь Чжань

(Китай планирует запустить морские АЭС в 2021 году) // Вань Вэй Ду Чжэ Ван ЯШШ^Ш (Вань Вэй Ду Чжэ Ван), 22.03.2019. [Zhong Guo None 2021 Nian Qi Dong Hai Shan He Dian Zhan (China plans to start offshore nuclear power plants in 2021) (in Chinese)] // Wanwei Reader Network, 22.03.2019 URL: https://www.rfl.fr/tw/^B/20190322-^BS^2021^ÄffiS±®*^ (accessed: 17.12.2022)

25. Чжун Го Хэ Гунъе Цзи Туань ^Ш^ХФ^Ш (Китайская национальная ядерная корпорация). [Zhong Guo He Gongye Ji Tuan (China Nuclear Industry Corporation). (in Chinese)] // Чжун Го Хэ Гунъе Цзи Туань Ю Сянь Гун Сы, 2022. URL: https://www.cnnc.com.cn (accessed: 19.12.2022)

26. Чжун Го Цзао "^ВШ": Люй Сэ Хуань Бао Дэ Хай Шан Цзюй У Ба Цзяо Фу Ши Юн («Сделано в Китае»: зеленый «морской великан» сдан в эксплуатацию) // Xinhua ffî^fâ. (Синьхуа) 26.05.2021. [Zhong Guo Cao: Lu Xue Han Bao De Hai Shan Ju Wu Ba Jiao Fu Shi Yun ("Made in China": the green and environmentally friendly "Sea Big Mac" is delivered for use) // Xinhua, 26.05.2021. (in Chinese)]. URL: http://www.xinhuanet.com/world/2021-05/26/c1127494248.htm (accessed: 22.12.2022).

27. Чжун Го Чуань Бо Цзи Туань Ю Сянь Гун Сы ^ВШШ^Ш^К^^ (Китайская государственная судостроительная корпорация). [Zhong Guo Chuan Bo Ji Tuan Yuxian Gong Si (China Shipbuilding Corporation Limited). (in Chinese)] // Чжун Го Чуань Бо Цзи Туань Ю Сянь Гун Сы, 2022. URL: http://www.cssc.net.cn/n4/index. html (accessed: 15.12.2022)

28. Чжун Го Чуань Бо Чжун Гун Цзи ^ВШйШЖХ^ (Китайская государственная судостроительная корпорация). [Zhong Guo Chuan Bo Zhong Gong Ji (China Shipbuilding Industry Corporation). (in Chinese)] // Чжун Го Чуань Бо Цзи Туань Ю Сянь Гун Сы, 2022. URL: http://www.cssc.net.cn/ (accessed: 19.12.2022)

29. Чжун Хуа Жэнь Минь Гун Хэ Го Го Минь Цзин Цзи Хэ Шэ Хуэй Фа Чжань Ди Ши Сы Гэ Нянь Гуй Хуа Хэ Нянь Юань Цзин Му Бяо Ганъяо ^^ASÄft ВИШ^ШПЙ^ММ+ИФЕ^ШЦЙ 2035^йй!Ш15: (14-й пятилетний план народно-экономического и социального развития Китайской Народной Республики и наброски перспектив до 2035 г.). [Zhong Hua Ren Min Gong He Guo Min Jin Ji He She Hui Fa Zhan Di Shi Si Ge Nian Gui Hua He Nian Yuan Jing Mu Biao Gangyao (The Fourteenth Five-year Plan for the National Economic and Social Development of the People's Republic of China and the Outline of the Long-term Goals for 2035.). (in Chinese)] // Чжун Хуа Жэнь Минь Гун Хэ Го Чжунъян Жэнь Минь Чжэн Фу, 13.03.2021. URL: http://www.gov.cn/xinwen/2021-03/13/ content_5592681.htm (accessed: 19.12.2022)

30. Чуань Бо Да Ци У Жань У Пай Фан Кун Чжи Цюй Ши Ши Фанъань (2018) ЦШ ^^.^ЖШЙШЙШК^МШЖ (2018) (План реализации для зон контроля выбросов загрязняющих веществ в атмосферу с судов (2018)). [(Implementation Plan of Ship Air Pollutant Emission Control Zone (2018)). (in Chinese)] // Чжун Хуа Жэнь Минь Гун Хэ Го Хай Ши Цзюй Банъо Н Ши, 2018. URL: https://www.msa.gov.cn/ public/documents/document/mte1/odi0/~edisp/ 20190124115824222.pdf (accessed: 21.12.2022)

31. Чуань Бо Юй Ган Коу У Жань Фан Чжи Син Дун Фанъань (2015-2020) Нянь ЙШ^ЙП^ЙШрШМШ (2015-2020 №) (План действий по предотвращению и контролю загрязнения с судов и портов (2015-2020)). [Chen Bo Yu Gang Kou Wu Ran Fan Zhi Xing Dong Fang'an (2015-2020) Nyan (Action Plan for the Prevention and Control of Ship and Port Pollution (2015-2020 (year)). (in Chinese)] // Чжун Хуа Жэнь Минь Гун Хэ Го Чжунъян Жэнь Минь Чжэн Фу, 2016. URL: http://www.gov. cn/gongbao/content/2016/content_5038094.htm (accessed: 17.12.2022).

32. Ша Мэнь Юань Хай Ма Тоу (Пирс Сямэнь Юаньхай). [Sha Man Yuan Hai Ma Tou (Xiamen Yuanhai Pier). (in Chinese)] // Fujian Daily Newspaper Group, 2019. URL: http://xm.fjsen.com/wap/2019-08/09/content_22594962.htm (accessed: 19.12.2022)

33. Шан Хай Го Цзи Цзинь Коу Цзяо И Фу У Ю Сянь Гун Сы Шан Ци Ань Цзи У Лю Гу Фэнь Ю Сянь Гун Сы

(Шанхайская международная торговая компания по импорту, ООО). [Shanghai Guo Ji Jin Kou Jiao And Fu Wu Yu Xian Gong Si Shang Qi, An Ji Wu Liu Gu Fen Yu Xian Gong Si (Shanghai International Import Trading Service Co., Ltd. (in Chinese)] // SAIC Anji Logistics Co., Ltd., 2022. URL: https://anji-logistics.e-ciie.com/cn/ index.html (accessed: 17.12.2022)

34. Шан Хай Сян Кэ Цзи Чэн Го Жун Хо Нянь Ду Го Цзя Кэ Сюэ Цзи Шу Цзян ±Ш8

(48 научных и технологических достижений в Шанхае получили Национальную премию в области науки и техники за 2020 год!). [Шан Хай Сян Кэ Цзи Чен Го Жун Хо Нянь Ду Го Цзя Кэ Сюэ Цзи Шу Цзян (48 scientific and technological achievements in Shanghai won the 2020 National Science and Technology Award!). (in Chinese)] // Шан Хай Ши Цин Пу Цюй Жэнь Минь Чжэн Фу, 03.11.2021. URL: https://www.shqp.gov.cn/scien/ ngzdt/20211111/899679.html (accessed: 20.12.2022)

35. Ши Ичэнь МЩ, Цзинь Лэй Чжоу Сыюань М^Щ (2021). Тань Чжун Хэ Бэй Цзин Ся Во Го Люй Сэ Ган Коу Цзянь Шэ Чжи Чу Бу Тань Тао Щ^ЭД^й Т^ИШ'ЁЖПШЙ^Ш^ЙШ" (Предварительное обсуждение строительства

зеленых портов в стране на фоне углеродной нейтральности // Finance china, 28.10.2021). [Shi Chen, Jin Lei, Zhou Xuan (2021). Tan Zhong He Bei Jing Xia Wo Guo Lui Se Gang Kou Jian She Zhi Chu Bu Tan Tao (Shi Yichen, Jin Lei, Zhou Siyuan. Preliminary discussion on the construction of Green Ports in China in the context of carbon neutrality) // Finance china, 28.10.2021 (in Chinese)]. URL: http://finance. sina.com.cn/zl/china/2021-10-28/zl-iktzqtyu3987018.shtml (accessed: 21.12.2022)

36. Шуй У Жань Фан Чжи Син Дун Цзи Хуа 2015 2015 (План действий по предотвращению и контролю загрязнения воды, 2015). [Shui Wu Ren Fan Zhi Xing Dong Jia Hua, 2015 (Water Pollution Prevention and Control Action Plan, 2015). (in Chinese)] // Чжун Хуа Жэнь Минь Гун Хэ Го Чжунъян Жэнь Минь Чжэн Фу, 16.04.2015. URL: http://www.gov.cn/zhengce/content/2015-04/16/ content_9613.htm (accessed: 22.12.2022)

37. «Ян Шань Сы Ци Чао Да Син Цзы Дун Хуа Цзи Чжуан Сян Ма Тоу»: Жу Хэ Чжань Шан Ши Цзе Цзы Дун Хуа Ма Тоу Дэ Гао Фэн "^ШЙШЙ^ШШШ^Й^" : ЙМЙХЙ^-ЁШ^Д^Й^ЙИ? («Яншаньский сверхбольшой автоматизированный контейнерный терминал фазы IV»: как удержаться на вершине мировых автоматизированных терминалов?). ["Yang Shan Si Qi Chao Da Xing Tzu Dong Hua Ji Chuang Xiang Ma Tou": Zhu He Zhan Shan Shi Tse Tzu Dong Hua Ma Tou De Gao Feng ("Yangshan Phase IV Ultra-large Automated Container Terminal": How to stand on the peak of the world's automated terminal?). (in Chinese)] // Шан Ган Цзи Туань, 08.06.2021. URL: https://www.portshanghai.com.cn/yszt/2002.jhtml (accessed: 20.12.2022)

38. China Becomes Third Country To Develop Floating Nuclear Reactor; Claims It Can Withstand The «Rarest Of Rare» Storms // Eurasiantimes, 15.12.2021. URL: https://iqiqis.com/archives/295716 (accessed: 17.12.2022)

39. CMA CGM Group // CMA CGM Group, 2022. URL: https://www.cma-cgm.com/ (accessed: 23.12.2022)

40. CMA CGM SORBONNE: Ninth 23,000 TEU LNG-powered vessel // CMA CGM Group., 30.06.2021. URL: https://www.cmacgm-group.com/en/news-media/cma-cgm-sorbonne-ninth-23000-teu-lng-powered-vessel (дата обращения: 17.12.2022)

41. EXMAR Shipmanagement. URL: https://www.exmar.com (accessed: 17.12.2022)

42. Guangzhou Shipyard International Co., Ltd (GSI). URL: http://gsi.cssc.net.cn/en/ (accessed: 17.12.2022)

43. Hudong-Zhonghua Shipbuilding // Hudong-Zhonghua Shipbuilding (Group) Co., Ltd., 2022. URL: http://hz-shipgroup.cssc.net.cn/hz_en/component _general_situation/ (accessed: 17.12.2022)

44. Jiangnan delivers the first LPG fueled VLGC to Exmar // Chinashipbuilding, 2022. URL: http://www.chinashipbuilding.cn/info.aspx? Kj_U0NE$ZvEjucCk AmOfapklujyukkpp4BCSbb (accessed: 17.12.2022)

45. Jiangnan delivers the first LPG fueled VLGC to Exmar // Jiangnan Shipyard (Group) Co., Ltd., 28.06.2021. URL: http://www.chinashipbuilding.cn/ info.aspx? 0! DL YvcV BDRMl8VVErQapklujyukkpp4BCSbb (accessed: 17.12.2022)

46. Order Book // Jiangnan Shipyard (Group) Co., Ltd., 2022. URL: http://www. chinashipbuilding.cn/info.aspx?cqYR3KySgNb$Ce! ILEUyapklujy ukkpp4csFcacqY R3KySgNanmkhTk8Pl4ENapoljjlSLPHH4J (accessed: 17.12.2022)

47. Very Large LPG Carrier (VLGC) // Jiangnan Shipyard (Group) Co., Ltd., 2022. URL: http://www.chinashipbuilding.cn/info.aspx? Kj_U0NE$ZvEjucCkAm Ofapklujyukkp-p4csFcaKj_U0NE$ZvanmkhTk8Pl4ENapoljjlSLPHH4c (accessed: 17.12.2022)

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ / INFORMATION ABOUT THE AUTHORS

Семенова Нелли Кимовна - Semenova Nelli K. - PhD (Polit.),

канд. полит. наук, старший научный Senior Researcher, Institute of Oriental сотрудник Отдела экономических Studies, Russian Academy of Sciences,

исследований, Институт Moscow, Russia

востоковедения Российской академии наук, г. Москва, Россия

Раскрытие информации о конфликте интересов

Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.

Информация о статье

Поступила в редакцию: 17.01.23. Одобрена после рецензирования и принята к публикации: 27.02.2023. Опубликована: 28.04.2023.

Автор прочитал и одобрил окончательный вариант рукописи.

Conflicts of Interest Disclosure

The author declares that there is no conflict of interest. Article info

Submitted: 17.01.23. Approved after peer reviewing

and accepted for publication: 27.02.2023. Published: 28.04.2023.

The author has read and approved the final manuscript.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.