Научная статья на тему 'СВОЕНРАВНАЯ ДОРОГА ДО ТУНЧЖОУСКОГО ОСТРОГА: ЖИЗНЕННЫЙ ПУТЬ ЛИ ЧЖИ'

СВОЕНРАВНАЯ ДОРОГА ДО ТУНЧЖОУСКОГО ОСТРОГА: ЖИЗНЕННЫЙ ПУТЬ ЛИ ЧЖИ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
88
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИ ЧЖИ / МИН / КИТАЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ / НЕОКОНФУЦИАНСТВО / ТАЙЧЖОУСКАЯ ШКОЛА

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Руденко Николай Владимирович

Статья представляет собой краткую биографию минского философа Ли Чжи李贄 (1527-1602) и призвана отразить главные вехи его жизненного и карьерного пути, а также в общих чертах установить круг общения мыслителя, места его пребывания и мотивы судьбоносных поступков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A ROAD OF WILLFUL REASON WHICH LED TO TONGZHOU PRISON: THE LIFE OF LI ZHI

The paper presents a brief biography of the late Ming thinker Li Zhi李贄 (1527-1602). It highlights the key milestones in his life and career and describes his communication circle, places of residence, and motives for some of his crucial decisions.

Текст научной работы на тему «СВОЕНРАВНАЯ ДОРОГА ДО ТУНЧЖОУСКОГО ОСТРОГА: ЖИЗНЕННЫЙ ПУТЬ ЛИ ЧЖИ»

ORCID: 0000-0002-9055-6234

DOI: 10.31696/9785907384699-2021-51-1-113-130

Н. В. Руденко *

Своенравная дорога до тунчжоуского острога: жизненный путь Ли Чжи

АННОТАЦИЯ: Статья представляет собой краткую биографию минского философа Ли Чжи (1527-1602) и призвана отразить главные вехи его жизненного и карьерного пути, а также в общих чертах установить круг общения мыслителя, места его пребывания и мотивы судьбоносных поступков.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: Ли Чжи, Мин, китайская философия, неоконфуцианство, Тайчжоуская школа

Изложенная ниже биография мятежного философа Ли Чжи $ ® (1527-1602), переводы трёх эссе которого включены в настоящий сборник, призвана расширить и дополнить существующее в отечественной синологии представление о главных вехах его жизненного пути, в общих чертах описанного ранее А. И. Кобзевым [Кобзев 2002, с. 390-397] и Д. Н. Воскресенским [Воскресенский 2006, с. 256-259]. Основным источником послужила погодичная биография Ли Чжи, составленная Ли Жуй-ляном и вошед-

шая в 26-томное собрание его сочинений [Чжан 2010 d, с. 413488], кроме того, были использованы данные из биографий Ли Чжи, написанных современными исследователями Сюй Су-минем [Сюй 2006] и Сюй Цзянь-пином [Сюй 2004].

Ли Чжи родился в уезде Цзиньцзян ^^ префектуры Цюань-чжоу ^^Н провинции Фуцзянь 26-го числа десятого месяца шестого года периода Цзя-цзин 1 , что соответствует 19 ноября

* Руденко Николай Владимирович, к. филос. н., научный сотрудник отдела Китая Института востоковедения РАН (Москва), nikolay_rudenko@mail.ru

© Руденко Н. В., 2021; © ФГБУН ИВ РАН, 2021

1 Цзя-цзин ШШ (1522-1566, букв. «Отрадное умиротворение») - девиз правления императора Чжу Хоу-цуна (храмовое имя Ши-цзун Йж, правил в 1521-1567 гг.).

1527 г.2 по григорианскому календарю. Изначально его фамильный знак был Линь а имя (мин - Цзай-чжи МЖ3, однако вскоре после получения первой ученой степени, не позднее 1552 г.,

2 Стоит отметить, что в ряде источников-родословных в качестве даты рождения указывается пятый год правления под девизом Цзя-цзин (в этом случае корректной датой будет 30 ноября 1526 г.), однако сам Ли Чжи указывал шестой год, а его знакомые и друзья свидетельствовали о том, что философ умер в возрасте 76 лет, что также является аргументом в пользу 19 ноября 1527 г. (поскольку в традиционном Китае возраст считался по количеству пережитых календарных лет, т. е. человек, появившись на свет, уже считался однолетним) [Чжан 2010 d, с. 419].

3 Выражение цзай-чжи МЖ/Ш («нести дары») восходит к каноническому «[Трактату] Учителя Мэна» («Мэн-цзы» где в главе «"Тэн-ский князь Вэнь-гун", [часть] нижняя» («Тэн Вэнь-гун ся» ) приведён следующий диалог: «Чжоу Сяо, вопрошая, сказал: "Древние благородные мужи служили?" Учитель Мэн сказал: "Служили. Предание гласит: ' [Когда] Учитель Кун три месяца был без государя, то [выглядел] будто потерянный, а выезжая за границу [княжества], непременно нёс [с собой] дары' "» ШШ: " ^0: 'Ч±о #0: ' Л^^ИШШ, М'ШМ£РШ,ЖЯйМШо ' " [Вань и Лань 2007, с. 126] (пер. И. И. Семененко с незначительными изменениями [Мэнцзы в новом переводе... 2016, с. 407]).

Крупнейший сунский конфуцианец Чжу Си ^ Ж (1130-1200) в «"Четверокнижии" с [разбивкой на] статьи и фразы и сводными примечаниями» («Сы-шу чжан-цзюй цзи-чжу» так прокомментировал вышеизложенный фрагмент: «"Дары-чжи Ш" - одинаково с чжи Ж, ниже - одинаково. "Чжоу Сяо" - человек из [княжества] Вэй. "Без государя" - [так] названа [ситуация, когда] не удалось [найти возможность для] службы и служить государю. "Потерянный" - смысл [выражения в том, что] как будто имеется [то, чего] ищешь, но [это] не удаётся. "Выезжая за границу" - [так] названа [ситуация, когда] теряют место [при дворе] и покидают княжество. "Дары" - то, что держат [при себе], чтобы увидеться с [другими] людьми, например [если] служилый - то держит [при себе] фазана. Тот, кто, выезжая за границу, несёт это, собирается воспользоваться [этим], чтобы увидеться с государем княжества, куда [он] направляется, и послужить ему» ШШШ, Т^о1|,1Ао Ш,

Шо мм, шшт^Мо жя, ш,

жяжиштт^шшш^шо [Чжу

1983, с. 266] (пер. И. И. Семененко с незначительными изменениями, ср. [Мэнцзы в новом переводе. 2016, с. 409]).

Таким образом, вероятно, имя Цзай-чжи стоит считать своеобразным пожеланием достижения успеха в карьере чиновника (поскольку принесение даров было необходимым для поступления на государеву службу), что, как мы увидим далее, вполне соответствовало надеждам отца Ли Чжи.

он сменил фамилию на Ли4, а позже в 1566 г. на императорский престол вступил император Чжу Цзай-хоу 1537-1572, де-

виз правления Лун-цин ЙЙ), и философу пришлось отказаться и от табуированного иероглифа цзай. Величание (цзы Ли Чжи -Хун-фу из прозваний (хао он чаще всего использовал

Чжо-у ^^ (Выдающийся Я), среди иных - Вэнь-лин Цзюй -ши й. М®^ (Пребывающий [на Покое] Муж с Теплых Курганов)5, Бай-цюань Цзюй-ши Н ^ ® ^ (Пребывающий [на Покое] Муж из [местности] Сотен Источников)6, Чжан-чжэ (Старшой), Сы-чжай ^^^ Тоскующий по [Бай-]чжаю7, а также Чжо-у Лао-цзы ^ ^^^ (Старец-Учитель Выдающийся Я).

Род Линь исконно занимался морской торговлей и обеднел, вероятнее всего, вследствие введения «морского запрета» в 1371 г., который со временем соблюдался все жёстче и, по сути, поставил данный род деятельности вне закона. Отец философа Ли, имя которого остается неустановленным (известно лишь величание Чжун-сю ШЩ и упоминавшееся выше прозвание Бай-чжай), был уже не торговцем, а частным учителем, он же впервые и познакомил сына с конфуцианскими канонами, когда тому исполнилось семь лет. Мать Ли Чжи, урожденная Сюй (Сюй-ши Ш К), скончалась, когда ему было шесть-семь лет, после чего отец взял в жены урожденную Дун (Дун-ши ЖК), кроме того, Ли Чжи имел семь младших братьев и сестер. Также стоит упомянуть дядю философа Ли Тин-гуя (величание Чжун-ци прозвание Чжан-тянь который, по свидетельству родственника Ли Чжи Линь Ци-цая ^^й, разбогател на продаже земли8

4 Как полагает А. И. Кобзев, солидаризируясь с Ж. Ф. Биллетером, это было инициировано отцом Ли Чжи ради «открытия дороги к чиновничьей карьере и смене социального статуса, что и ознаменовалось отказом от фамилии, ассоциировавшейся с торговлей и инородной идеологией» [Кобзев 2002, с. 391]. Об инородном элементе родословной Линей будет сказано ниже. Информации о конкретной дате смены фамилии автору статьи пока обнаружить не удалось.

5 Псевдоним связан с местом рождения - префектурой Цюаньчжоу, известной также как Вэньлин ЖМ (букв. Теплые Курганы).

6 Псевдоним связан с первым местом службы - уездом Хуй Щ, известным также как Байцюань (букв. Сотни Источников).

7 Бай-чжай (букв. Белый кабинет) - прозвание отца Ли Чжи, человека, судя по его роду деятельности, достаточно образованного.

8 В связи с чем можно предположить, что его прозвание означает «видные поля».

и строительных работах и оказывал значительную материальную поддержку семье [Чжан 2010 d, с. 420].

Цюаньчжоу был одним из крупнейших торговых портов своего времени, и в родословной мыслителя не обошлось без иноземной крови: предок Ли Чжи по имени Линь Ну крупный торговец, в 1376 г. совершил плавание до острова Ормуз, принял ислам, взял в жены местную женщину и вернулся с ней обратно в Китай. Трудно сказать, насколько прочно мусульманские традиции вошли в жизнь представителей рода Линь, но в целом ко времени Ли Чжи данный инокультурный компонент уже не играл в семье сколько-нибудь значительной роли, никаких прямых либо косвенных упоминаний ислама не обнаруживается и в произведениях Ли Чжи. Тем не менее соответствующие вопросы до сих пор сохраняют научную актуальность: так, Сюй Цзянь-пин предпринял

оригинальную попытку связать именно с мусульманскими устоями любовь философа к чистоте, а гипертрофированный скептицизм -с запретом поклонения идолам [Сюй 2005, с. 26-27]. Определенные мусульманские черты усматриваются некоторыми исследователями и в ритуале захоронения, который описал Ли Чжи в своем завещании («Оставленное слово учителя Ли Чжо-у» («Ли Чжо-у сянь-шэн и-янь» [Чжан 2010 с, с. 314], перевод

Д. Н. Воскресенского см. [Воскресенский 2006, с. 262], подробнее о данной проблеме см. [Чэнь и Ван 2014]).

Свое дебютное эссе - «Суждения о старом земледельце и старом огороднике» («Лао-нун лао-пу лунь» ^Ш^ШШ) - Ли Чжи написал в 12-летнем возрасте, высказав мнение, что в знаменитом эпизоде9 из «Обсужденных речей» («Лунь-юй» Швп) Конфуций

9 Глава «Цзы-Лу» (Т55), 4-й фрагмент: «Фань Чи попросил научить [его] засеванию. Учитель [Конфуций] сказал: "[В этом] я уступаю старому земледельцу". [Фань Чи] попросил научить его огородничеству. [Учитель] сказал: "[В этом] я уступаю старому огороднику". Фань Чи вышел, и Учитель сказал: "[Кто] мелкий человек, [так] это Фань Сюй! Верхи любят благопристойность - значит, в народе не будет никого, кто бы осмелился не [выказать] уважение. Верхи любят долг - значит, в народе не будет никого, кто бы осмелился не подчиниться. Верхи любят благонадежность - значит, в народе не будет никого, кто бы осмелился не применить [собственные] свойства. Будет подобно этому - тогда народ со [всех] четырех сторон запеленает и взвалит на спину своих сыновей и придет! Разве понадобится [тогда самим] засевать?"» ШШШФШ, ТВ:

обругал Фань Чи из-за раздражения, а источник этого раздражения - другой учитель, указавший на пробелы в образовании последователей Куна, «пожилой человек с посохом и корзинами на плечах»10. В 16 лет будущий философ пошел в префектурное училище (фу-сюэ ШФ), в 21 год женился на 15-летней урожденной Хуан (Хуан-ши ТК), семью которой он позже описывал как образованную и зажиточную. О жизни Ли Чжи в возрасте 20-26 лет в целом известно крайне мало, сам он писал, что в то время «скитался по четырем сторонам света в поисках пропитания» (ху-коу сы-фан ПИ^) [Чжан 2010 с, с. 124]. Время получения им первой ученой степени сю-цая ^^ (букв. «цветущего таланта») также остается неустановленным, экзамен же на степень цзюй-^А (букв. «возвысившегося человека») будущий философ выдержал в 1552 г. В 1554 г. у него родилась дочь (все дети Ли Чжи, кроме нее, умерли в раннем возрасте).

Из-за необходимости обеспечивать семью Ли принял решение не участвовать в экзаменах на высшую степень цзинь-ши (букв. «продвинутого мужа») и без промедления начать карьеру чиновника. Ожидание вакансии тем не менее растянулось примерно на три года - лишь в 1555 г. он получил назначение на должность уполномоченного по делам просвещения (цзяо-юй ЙШ) в далеком уезде Хуй Щ префектуры Вэйхуй ЩЩ провинции

й, ИИ^ЙШЙЙ^ММ^, ШШ " [Чжан 2006, с. 188]. Ср. пер. Л. С. Переломова [Конфуцианское «Четверокнижие» 2004, с. 204-205].

10 Глава «Учитель Вэй» («Вэй-цзы» ), 7-й фрагмент: «Цзы-Лу следовал [за Учителем Конфуцием] и отстал. Встретил пожилого человека, который с помощью посоха нёс на плечах корзины. Цзы-Лу, спрашивая, сказал: "Вы видели Мужа-Учителя [моего]?" Пожилой человек сказал: "Четырьмя [членами] тела не двигаешь, пяти [видов] злаков не разделяешь - что же это за Муж-Учитель [у тебя]!" Воткнул свой посох [в землю] и [принялся] полоть. Цзы-Лу, [почтительно] сложив руки на груди, стоял. [Человек] оставил Цзы-Лу на ночлег: убил курицу, приготовил просо и накормил его, объявились [и] двое его сыновей. На следующий день Цзы-Лу двинулся [в путь], дабы сообщить [Конфуцию о произошедшем]. Учитель сказал: "Это отшельник". Послал Цзы-Лу повторно свидеться с ним. Когда [Цзы-Лу] добрался [до прежнего места], [тот] уже двинулся [оттуда в путь]»

Шо "£АВ: "ИМ^Ш,

"ш#Шо -^т&й^о шит

^ [Чжан 2006, с. 284]. Ср. пер. Л. С. Переломова [Конфуцианское «Чет-верокнижие» 2004, с. 230].

Хэнань. Увы, дорога к месту долгожданной службы омрачилась смертью новорожденного сына Ли Чжи. В уезде Хуй философ прослужил до 1560 г., после чего был приглашён в Нанкин на должность «мужа обширных [знаний]» (бо-ши М^) в нанкин-ский Надзор за сыновьями государства11.

Не прошло, однако, и нескольких месяцев после переезда в южную столицу, как Ли Чжи пришлось ее покинуть - поступила весть о кончине его отца и философ был вынужден вернуться в родные места на 27 месяцев12 для совершения траурных церемоний. Путешествие сулило опасности (в то время побережье Цюаньчжоу часто подвергалось нападениям пиратов) - и действительно, по прибытии он обнаружил родной город в осаде японских и местных разбойников. Ли Чжи пришлось присоединиться к защитникам и участвовать в обороне на равных с другими жителями.

Исполнив траурные обязательства, в 1562 г. Ли Чжи отправился с семьей в Пекин и принялся искать там вакантную должность, в ожидании которой занимался частным преподаванием. Лишь в середине 1564 г. его утверждают на прежнюю должность бо-ши, на сей раз в пекинском Надзоре за сыновьями государства. И вновь ситуация повторяется с поразительной точностью: поступает весть о кончине деда Ли Чжи Ли Цзун-цзе и философу снова приходится приостановить карьеру и ехать в Цюаньчжоу. Одновременно с этим умирает от болезни второй сын Ли. Чтобы обеспечить безопасность жены и детей и не брать их с собой в Цюаньчжоу, философ приобретает участок в уезде Хуй. Тем не менее уберечь родных от беды ему не удалось: за время отсутствия две его дочери погибли от голода, вызванного засухой, а остальные выжили только благодаря помощи чиновника Дэн Линь-цая13. Во время отправления траура Ли, видимо накопив

11 Надзор за сыновьями государства (Го-цзы цзянь ЙТ^) - главное высшее учебное заведение в императорском Китае с эпохи Суй Ш (581618) до начала XX в.

12 Расчет длительности трехгодичного траура был аналогичен подсчету возраста: календарный год начала траура считался первым, во время празднования Нового года происходил переход ко второму, и, наконец, с наступлением следующего, третьего года траур завершался.

13 Дэн Линь-цай (получил степень цзюй-жэня в 1561 г., величание Цзы-пэй прозвание Ши-ян 51Щ) - чиновник, друг Ли Чжи, во время описываемых событий занимал должность судьи (туй-гуань й^, букв. «проталкивающий [расследования] чиновник») префектуры Вэйхуй. Здесь и далее биографическая информация приводится согласно

за время пребывания в столице определенные сбережения, наконец осуществил захоронение прадеда, деда и отца, которые оставались непогребенными долгие годы из-за бедности рода.

В 1566 г. Ли Чжи возвращается с семьей в Пекин, где получает назначение на секретарскую должность ведающего делами (сы-у в Отделении14 благопристойности (Ли-бу М^). Кол-

леги по отделению Ли Фэн-ян15 и Сюй Юн-цзянь16 впервые знакомят философа с учением Ван Шоу-жэня17 и буддийскими сутрами. «Писания о [местности] Минь» 18 свидетельствуют, что именно высокая оценка способностей философа со стороны коллег и породила псевдоним «Выдающийся Я»19 [Чжан 2010 <1, с. 433].

Чжан Цзянь-е Ж®^ [Чжан 2010 а], если не указано иное; если информация не указывается - обнаружить её автору статьи не удалось.

14 Отделения (бу - в империи Мин государственные учреждения, по функции аналогичные министерствам.

15 Ли Фэн-ян (1529-1572, величание Вэй-мин ЩЩ, прозвание Хань-фэн - чиновник, дослужившийся до заведующего департаментом (лан-чжун ЙРФ, букв. «молодец, [охраняющий] центральный [дворец]») Отделения благопристойности.

16 Сюй Юн-цзяньШДШ (1528-1611, величание Кэ-сянь ^К, прозвания Лу-юань ^М, Лу-чжай - чиновник и литератор, в разное время занимал такие высокие должности, как глава (букв. ши «посланник») [ведомства] проверок и расследований [провинции] Гуандун (Гуандун ань-ча ши ЖЖЙШ^), глава «[ведомства] по покрытию управлением» (бу-чжэн ши ^Й^) провинции Хэнань и глава Жертвенного приказа (Тай-чан сы цин А^^^Р, букв. «сановник храма Великого постоянства»).

17 Ван Шоу-жэнь ^^^ (1472-1529, величание Бо-ань {Й^, прозвание Ян-мин ЩЩ) - крупнейший философ-неоконфуцианец эпохи Мин (1368-1644), выдающийся литератор, военачальник и государственный деятель. Его учение «идейно доминировало в Китае до середины XVII в. и оказало значительное влияние на развитие философской мысли в Корее и Японии» [Кобзев 2006, с. 184-186]. О его жизненном пути и исследовании его идей см. [Кобзев 2020].

18 «Писания о [местности] Минь» («Минь шу» ШШ) - сочинение земляка Ли Чжи историка Хэ Цяо-юаня М^Ж (1558-1631), включающее в том числе биографию философа. Минь Ш - традиционное обозначение региона современной провинции Фуцзянь.

19 Что, вероятно, следует счесть иронией. В ироничном ключе о своих именах и псевдонимах Ли Чжи высказывается, например, в автобиографическом эссе «Абрис суждений о Чжо-у» («Чжоу-у лунь-люэ»

Й-), русский перевод которого см. [Руденко 2019].

В течение следующих пяти лет до 1570 г. Ли Чжи постигает учение Ван Шоу-жэня совместно с Ли Фэн-яном и Ли Цаем20.

В 1571 г. философа переводят в Нанкин на должность заместителя начальника департамента (букв. юань-вай лан М ^Ь ®, «сверхштатного молодца») в Отделении наказаний (Син-бу И^), где он активно включается в местное интеллектуальное сообщество и знакомится со своими ближайшими друзьями-единомышленниками Гэн Дин-ли21 и Цзяо Хуном22, будущим идейным оппонентом Гэн Дин-сяном, прямым учеником Ван Шоу-жэня Ван Цзи23, представителями Тайчжоуской школы (Тайчжоу сюэпай ЖМН^Ш) Ло Жу-фаном24 и Ван Би25, а также многими другими

20 Ли Цай ^й (1529-1607, величание Мэн-чэн ^Ш, прозвание Цзянь-ло .МШ) - чиновник, во время описываемых событий занимал должность распорядителя канцелярии (букв. чжу-ши «главенствующий над делами») Отделения наказаний.

21 Гэн Дин-ли Ш Й Я (1534-1584, величание Цзы-юн Т Ш , прозвание Чу-кун - близкий друг Ли Чжи, который после своей отставки в 1580 г. приехал в имение Гэнов, где жил до смерти Дин-ли. Его брат Гэн Дин-сян ШЙМ (1524-1597, величание Цзай-лунь прозвания Чу-тун ®11, Тянь-тай ^ • ) - влиятельный сановник, видный представитель Тайчжоуской школы. В отличие от Дин-сяна, Дин-ли глубоко интересовался даосизмом и буддизмом и стремился не к официальной карьере, а к личному духовному совершенствованию.

22 Цзяо Хун ШШ (1540-1620) - известный мыслитель, один из ближайших друзей Ли Чжи. Его величания: Жо-хоу Ц^, Цун-у Шу-ду ЙЖ; прозвания: Шань-юань Ш@, И-юань И-нань-шэн ШЙ^, Тай-ши-ши Ж^К. Лун-дун Шань-нун ИМШШ (Горец-Крестьянин из Драконьей Пещеры) - также одно из его прозваний, подробно об этом см. [Чжан 2010, т. 1, с. 278]. Занимал должность редактора-составителя (сю-чжуань ШШ) двора Леса кистей (Хань-линь юань известен также как «академия Ханьлинь»), впоследствии попал в опалу и был сослан в провинцию Фуцзянь на должность помощника главы уезда (букв. тун-чжи |н|Й1, «едино [с главой] ведающий [уездом]») Нинчжоу ^МН.

23 Ван Цзи (1498-1583, величание Жу-чжун ЙФ, прозвание Лун-си ШШ) - ближайший ученик Ван Шоу-жэня, выступавший за свободу и гибкость в вопросах выбора пути самосовершенствования и трактовки конфуцианских идей, а также уделявший особое внимание «благому знанию» (Е^ЙП лян чжи), или «благосмыслию», и его связи с природой будды. Подробно см. [Кобзев 2006, с. 180-181].

24 Ло Жу-фан ШЙ^ (1515-1588, величание Вэй-дэ прозвание Цзинь-си ЙМ) - представитель Тайчжоуской школы последователей Ван Шоу-жэня, ученик Ван Цзи и Янь Цзюня ЛЙ (1504-1596). Занимал должность «участника управления» (цань-чжэн 0Й), главы ведомства

мыслителями. Около 1574 г. получает повышение до лан-чжуна, а в 1575-1576 гг. совершает путешествие в горы Тяньчжуншань А ФШ в уезде Хуанъань провинции Хугуан26, где начинает работу над «Книгой для сокрытия» («Цан-шу» Щ®) - одним из своих самых известных произведений (подробно см. в статье «Книги для сожжения: краткая библиография Ли Чжи» настоящего сборника).

В 1577 г. официальная карьера Ли Чжи достигает пика - его назначают ведающим префектурой Яоань Ш ^ в провинции Юньнань. По дороге в далекий край он останавливается в доме Гэн Дин-ли в уезде Хуанъань, где оставляет свою дочь и зятя и дает обещание другу вернуться спустя три года, когда получит право на более высокое жалование, которое позволит им заниматься духовным совершенствованием, не отвлекаясь ни на что иное. На высокой должности философ показал себя эффективным и гибким руководителем, успешно обеспечивая мир в неспокойном регионе с преобладанием неханьского населения, кроме того, он оставил о себе добрую память как инициатор строительства моста через реку Ляньханьхэ который и по сей день но-

сит имя Ли Чжи [Ли Чжи цяо]. Помимо служебных дел, он также погружается в изучение буддизма.

В 1580 г. наступает срок нового повышения, однако Ли Чжи направляет в вышестоящие инстанции прошение об отставке. Провинциальный цензор-ревизор (цзянь-ча юй-ши ^^^^, букв. «надзирающий и расследующий императорский историограф») Лю Вэй пытался уговорить Ли Чжи остаться на службе, протестовали против его ухода и местные власти, которые сначала не дали разрешения философу покинуть должность, однако тот был

по покрытию управлением провинции Юньнань; как и Ли Чжи, придерживался принципов гибкости в управлении и минимального вмешательства в уклад жизни местных народностей. Одна из центральных категорий эгалитаристского учения Ло Жу-фана - «младенческое сердце» (чи-цзы чжи синь интуитивно мудрое и свойственное каж-

дому человеку независимо от происхождения и социального положения (что напоминает «детское сердце» (тун-синь ж') Ли Чжи, подробно о котором см. статью «"Толкование разнородных [спектаклей]" и "Толкование детского сердца": эссе Ли Чжи об истоках совершенного творчества Поднебесной» настоящего сборника).

25 Ван Би (1511-1587, величание Цзун-шунь жШ, прозвание Дун-я ЖШ) - сын и продолжатель учения основоположника Тайчжоуской школы Ван Гэня (1483-1541), подробно см. [Кобзев 2006, с. 167-169].

26 Хугуан ШЖ - провинция, объединявшая прежние провинции Хубэй и Хунань с эпохи Юань (1271-1368) до начала эпохи Цин (1644-1911).

непреклонен и удалился в местные горы Цзицзушань27, где пребывал до тех пор, пока с его решением не смирились. Вскоре после отставки в 1581 г. Ли Чжи, согласно прежнему обещанию, прибывает в имение Гэнов, а через несколько месяцев переселяется в расположенный поблизости в горах Уюньшань книжный

двор28 «Небесное гнездо» (Тянь-во шу-юань ЖШШ1Й), где преподает свое учение вместе с Гэн Дин-ли. В конце года философ по приглашению друга Чжоу Сы-цзю29 впервые посещает озеро Лун-ху ИШ в уезде Мачэн ШМ, который в недалеком будущем надолго станет его пристанищем. Вплоть до середины 1584 г. Ли Чжи живет на книжном дворе и занимается обучением младших членов семьи Гэнов, а также совершает кратковременные путешествия на озеро Лунху (1582) и к знаменитым Красным скалам30 (15 84).

В 1584 г. умирает Гэн Дин-ли, что становится для философа тяжелой утратой, а вскоре обостряются его взаимоотношения с братом покойного, Гэн Дин-сяном, который к тому времени стал проявлять явное недовольство гостем. Исследователи называют разные причины данного конфликта: с одной стороны, Гэн Дин-сян был обеспокоен негативным влиянием Ли Чжи на брата и молодёжь, поскольку тот демонстративно отказался от службы и был скептически настроен к официальной карьере; с другой - инициатором разлада мог стать сам Ли Чжи, осудивший отказ Гэна от

27 Цзицзушань Ш ^ Ш - букв. «гора Петушиная Лапа», получила свое название, вероятно, по аналогии с одноименной почитаемой в буддизме индийской горой Куккутапада, в которой, по преданию, достиг нирваны Будда Кашьяпа. Судя по всему, Ли Чжи начал тесное знакомство с буддизмом именно во время визита в местный буддийский монастырь в бытность ведающим префектурой Яоань.

28 Книжные дворы (шу-юань часто переводятся как «академии») - негосударственные образовательные центры, в которых наставники жили и обучали своих воспитанников, занимаясь также и написанием собственных трудов.

29 Чжоу Сы-цзю (получил степень цзинь-ши в 1553 г., величание Лю-тан - чиновник, занимал должность главы префектуры Цюнчжоу ШНН провинции Гуандун.

30 Красные скалы (Чи-би ^М) - место масштабной битвы объединённых войск правителей царства У ^ и царства Шу Щ Сунь Цюаня Ш Ш (182-252) и Лю Бэя (162-223) против армии владыки царства Вэй Ш Цао Цао (155-220), произошедшей в 208 г. и описанной в классическом романе Ло Гуань-чжуна ШЯФ (1330-1400) «[Художественное] переложение смысла [повествования] о трёх царствах» («Сань-го янь-и» НЙМШ), известном в русском переводе как «Троецарствие».

спасения своего учителя Хэ Синь-иня31. В сложившейся обстановке Ли Чжи решает покинуть «Небесное гнездо» и переехать в Мачэн, однако первая попытка найти там место для проживания в 1584 г. не увенчалась успехом (ему пришлось вернуться спустя несколько дней), и лишь в 1585 г. при содействии Чжоу Сы-цзю и Чжоу Сы-цзина32 он строит скит Вималакирти33 (Вэймо-ань ЩШ Ш) и селится в нем в одиночестве, оставив жену и дочь в Ху-анъане. Через два года, осенью 1587-го, он отправляет их в родные места вместе с Чжуан Фэн-вэнем34, что знаменует окончательное расставание философа с семьей.

В этот период главным образом и разгорается эпистолярная дуэль Ли Чжи и Гэн Дин-сяна, которая впоследствии легла в основу первого издания «Книги для сожжения», заглавие которой в связи с этим, возможно, правильнее было бы переводить как «Письма для сожжения» (иероглиф шу Ш имеет оба этих значения) - «Книгой» они стали позже, когда к письмам добавились философские, исторические и стихотворные произведения. Помимо этого, во время проживания в ските Ли Чжи заводит переписку с Мэй Дань-жань ШШ^, дочерью своего высокопоставленного друга Мэй Го-чжэня35, которая, овдовев, заинтересовалась буддизмом.

Летом 1588 г. философ принимает постриг и обривает голову, однако оставляет нетронутой растительность на лице, не изменяет имени и не выбирает себе наставника, вероятно желая совместить в своем облике обе идентичности - буддийскую и конфуцианскую. Свой поступок он позже объяснял желанием освободиться от пут общества, что неудивительно, учитывая, как дорого ему

31 Подробно о нём, а также перевод его некролога см. [Руденко 2020]. Подробно о конфликте между Ли Чжи и Гэн Дин-сяном см. [Jin 2001].

32 Чжоу Сы-цзин (ум. 1597, величание Цзы-ли ^Ш, прозвание Ю-шань - один из ближайших друзей Ли Чжи.

33 Вималакирти - легендарный современник Будды, благочестивый мирянин, прославившийся умом и достигший просветления. Является центральным персонажем «Вималакирти-сутры» подробнее см. [Комиссарова 2007].

34 Чжуан Фэн-вэнь ЙЙ^ (1554-1606, величание Чунь-фу М^/М

- зять Ли Чжи.

35 Мэй Го-чжэнь ШНМ (1542-1605, величание Кэ-шэн прозвание Хэн-сян ШШ) - чиновник, занимал должности второго помощника главы цензората (ю цянь ду юй-ши букв. «правого помогающего столичному императорскому историографу»), инспектора (сюнь-фу ЖШ, букв. «объезжающего и улаживающего») префектуры Датун All, второго заместителя главы (ю ши-лан букв. «правого молодца-прислужника») Отделения вооружений (Бин-бу

стоило исполнение социальных обязательств: необходимость помогать младшим братьям не позволила ему претендовать на высшую учёную степень, соблюдение траура - значительно затормозило карьеру и лишило жизни дочерей, а трёхлетняя задержка выхода на пенсию из соображения обеспечения семьи украла невосполнимое время общения и духовных поисков с ближайшим другом Гэн Дин-ли. Осенью он переселяется из скита в буддийский монастырь Чжи-фо-юань (ЖШШ, букв. «[монастырское] подворье Грибо [подобных] будд36»), расположенный на южном берегу озера Лунху. Во время его пребывания там в 1590 г. были изданы «Письма для сожжения», прообраз будущей одноимённой «Книги», что вызвало бурное возмущение Гэн Дин-сяна, составившего в ответ «Стремящееся предостеречь письмо» («Цю цзин шу» ^^Ш) с заявлением, что Ли Чжи «заставляет учеников-последователей подхватывать [свой] нрав и ступать [за своей] тенью, яд [от него] разольётся дальше, чем на мириады [последующих] поколений» и что «то, что отличает [его] от [диких] птиц и зверей, - едва заметная граница, и только» [Чжан 2010 ^ с. 452]. Вероятно, письмо Гэна возымело свой эффект - и Ли Чжи, видимо спасаясь от преследований, отправляется в префектуру Хэнчжоу ШНН провинции Хугуан, где встречается с помощником главы префектуры Шэнь Те ^Щ, а после отправляется в Учан Йн, где знакомится с местным сановником Лю Дун-сином37, который становится его покровителем и защитником. Там же он впервые встречается

36 Название монастыря связано с преданием, согласно которому во время рытья земли для его фундамента были обнаружены несколько грибов, очертаниями напоминавших Будду [Хубэй Мачэн Чжи-фо-юань]. Ранее Д. Н. Воскресенский ошибочно перевел название монастыря как «пристройка "Кунжутное семя" при храме "Буддийская Обитель"», усмотрев в этом «важную мысль буддистов... о том, что в мельчайшем зернышке может быть заключен Космос и, поняв это, человек может обрести прозрение», т. е. отделил друг от друга иероглифы чжи Ж и фо-юань ШШ и истолковал первый как «кунжут», посчитав сокращением от чжима ЖШ [Воскресенский 2006, с. 257].

37 Лю Дун-син ШЖЖ (1538-1601, величание Цзы-мин ТВД, прозвание Цзинь-чуань ^ЛI) - чиновник, в разное время глава ведомства по покрытию управлением провинции Хугуан, первый заместитель главы цен-зората (цзо фу-ду юй-ши ^ Щ Щ ^ , букв. «левый заместитель столичного императорского историографа»), второй заместитель главы Отделения чинов (ли-бу ШЭД, глава (шан-шу букв. «держащий в ведении писания») Отделения [общественных] работ (гун-бу и др.

с братьями Юанями38. Зимой он возвращается в монастырь Чжи-фо-юань, где распоряжается выделить место для собственного захоронения.

В 1591 г. Ли Чжи вновь едет в Учан, на сей раз в компании с Юань Хун-дао, и сталкивается там с агрессией в свой адрес -разъярённая толпа изгоняет его из города, обвинив в «извращении пути-дао и смущении люда» (цзо дао хо чжун ^ЖЙЖ, это же выражение в 1602 г. прозвучит в обвинительном императорском указе). Остановившись на некоторое время в близлежащем буддийском монастыре Хун-шань-сы (, букв. «[буддийский] монастырь Величественных гор»), они дожидаются приезда Лю Дун-сина, и тот с демонстративным почтением проводит Ли Чжи обратно в город. Далее философ какое-то время живет попеременно то в Учане, то в соседнем Ханьяне ШШ и возвращается в Чжи-фо-юань в начале 1593 г.

В Мачэне Ли Чжи продолжает переписку с Мэй Дань-жань и ее сестрами, которые к тому времени постриглись в монахини, а также периодически принимает гостей-единомышленников. В конце 1595 г. мыслитель, наконец, улаживает отношения с Гэн Дин-сяном, прибыв в Хуанъань по приглашению его племянника Гэн Жу-няня В 1596 г. Ли Чжи также на год покидает Чжи-фо-юань, дабы навестить своего благодетеля Лю Дун-сина в его родных местах, в деревне Пиншан ^^ уезда Циньшуй провинции Шаньси. Затем философ на несколько месяцев останавливается в Датуне у Мэй Го-чжэня, а после отправляется в Пекин, где полгода живет в буддийском монастыре Цзи-лэ-сы (Й^^, букв. «[буддийский] монастырь Предельного блаженства») недалеко от столицы.

Весной 1598 г. Ли Чжи вместе с попавшим в опалу и пониженным в должности Цзяо Хуном путешествуют на лодке на юг до Нанкина, где селится в буддийский монастырь Юн-цин-сы (Ж Ш ^ , букв. «[буддийский] монастырь Вечного ликования»), именно в южной столице в 1599 г. он встречается со знаменитым

38 Братья Юани - основатели и руководители литературного Гунъаньского течения (Гунъань пай ^^М): Юань Цзун-дао (1560-1600), Юань Хун-дао ^^Ж (1568-1610) и Юань Чжун-дао ^Ф Ж (1570-1626). Идейная основа данного объединения сформировалась под явным влиянием Ли Чжи и предполагала изменение литературы со сменой эпох в противовес подражанию древним стандартам, а также особую ценность подлинных чувств и эмоций в творчестве [Серебряков 2008, с. 69-70].

миссионером Маттео Риччи39. В 1600 г. Лю Дун-син прибывает в Нанкин по служебным делам, и они вместе едут в префектуру Цзи-нин Й^, где он служил. После этого Ли Чжи не едет обратно в Нанкин согласно первоначальному плану, а возвращается в Мачэн, ссылаясь на одолевшие его болезни и, вероятно, предчувствуя близкую кончину.

Покоя у озера Лунху он, однако, не находит: от его злопыхателей с каждым днем поступает все больше угроз физической расправы и уничтожения монастыря Чжи-фо-юань, а с назначением на должность помощника инспекции (аньча-сы цяньши Щ букв. «помогающего в делах ведомства проверок и расследований») провинции Хугуан Фэн Ин-цзина эти

угрозы претворяются в жизнь: чиновник отдает распоряжение разрушить обитель и подвергнуть наказанию ее обитателей. Ли Чжи был проинформирован о готовящемся погроме заранее и успел спрятаться у Ян Дин-цзяня40, после чего укрылся в горах Хуанбошань ТТШШ провинции Хэнань. Оттуда в 1601 г. он в сопровождении Ма Цзин-луня41 добирается до владения последнего в префектуре Тунчжоу близ Пекина. Лю Дун-син, узнав о преследованиях, отправляет туда людей, чтобы сопроводить Ли Чжи в надежное место в Цзинин, однако он отказывается отправляться куда-либо, а вскоре и сам Лю Дун-син умирает, не дожив до отставки.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В 1602 г. в Тунчжоу Ли Чжи, уже будучи тяжело больным, составляет завещание, а двадцатого числа второго месяца цензор нравов (ли-кэ цзи-ши-чжун букв. «несущий службу

центральному [дворцу] по разряду благопристойности») Чжан Вэнь-да направляет императору донесение, в котором об-

виняет философа в крамольной переоценке исторических персонажей, непризнании утверждаемого и отрицаемого Конфуцием и прочих «бесчинствах», а также в разврате и пагубном влиянии на

39 Маттео Риччи (1552-1610) - итальянский миссионер-иезуит, первый из европейцев после эпохи Юань получивший разрешение на въезд во внутренние территории Поднебесной и добившийся признания при императорском дворе. Подробнее см. [Дубровская 2000].

40 Ян Дин-цзянь ШЙЙ (прозвание Фэн-ли ЩМ) - ученик Ли Чжи, обитатель монастыря Чжи-фо-юань.

41 Ма Цзин-лунь ММй (1562-1605, величание Чжу-и Ф^, прозвание Чэн-со ШЯЯ) - ученый-чиновник, один из ближайших друзей Ли Чжи в последние годы его жизни, служил в цензорате, откуда был уволен в 1595 г. за нелицеприятный доклад императору.

молодое поколение; подчеркивалось также, что Ли Чжи представляет особую угрозу, находясь в Тунчжоу, в непосредственной близости от столицы. Императору предлагалось отдать распоряжение задержать Ли Чжи, доставить его в родные места и там осудить, а все его произведения запретить и уничтожить. Предложение было одобрено, император Чжу И-цзюнь 42 издает соответствующий указ, и вскоре отряд гвардейцев арестовывает философа и доставляет его в тунчжоускую тюрьму.

Находясь в заключении, Ли Чжи продолжает писать, несмотря на тяжелую болезнь: его последними произведениями стали несколько стихотворений и предисловий. Узнав, что его готовятся отправить в Цюаньчжоу, пятнадцатого числа третьего месяца (26 апреля 1602 г.) он подзывает брадобрея и, выхватив у него из рук бритву, надрезает себе горло со словами: «Мне семьдесят шесть лет. Умру и дело с концом, к чему возвращаться?». Смерть Ли Чжи наступила на следующий день. Официальная версия произошедшего, объявленная властями, звучала так: «Чжи был арестован и доставлен [в тюрьму], страшился наказания, от недоедания умер»

[Чжан 2010 ^ с. 486]. Философ был похоронен в Тунчжоу около буддийского монастыря Ин-фу-сы (Шн#, букв. «[буддийский] монастырь Встречи благословения») согласно своему завещанию.

Так в тунчжоуском остроге и завершился жизненный путь Ли Чжи, что вызвало большой общественный резонанс. Его книги, несмотря на запрет, а возможно и благодаря ему, обрели еще большую популярность, из-за чего в 1625 г. властям пришлось повторно издать аналогичный указ и проводить операции по изъятию книг философа в правительственных учреждениях империи. Тем не менее уже к концу XVII в. философ, кажется, оказался практически забыт и обрёл новую популярность только через сотни лет в начале XX века, когда деятели «движения за Новую культуру» выдвинули его в качестве одного из прогрессивных мыслителей и критиков конфуцианства43.

Источники и литература

На русском языке

42 Чжу И-цзюнь ^^Й (1563-1620) - император, правивший под девизом Вань-ли ЖМ (букв. «Мириады [лет] длящееся [правление]», 1573-1620), храмовое имя Шэнь-цзун

43 Об этих событиях, а также об исследовании идей Ли Чжи в XX в. см., например, [Чжан 2017].

Воскресенский 2006 - Воскресенский Д. Н. Литературный мир средневекового Китая: китайская классическая проза на байхуа: собрание трудов. М.: Восточная литература, 2006.

Дубровская 2000 - Дубровская Д. В. Миссия иезуитов в Китае. Маттео Риччи и другие (1552-1775 гг.). М.: «Крафт+»; ИВ РАН, 2000.

Кобзев 2002 - Кобзев А. И. Философия китайского неоконфуцианства. М.: Восточная литература, 2002.

Кобзев 2006 - Кобзев А. И. Ван Гэнь; Ван Цзи; Ван Ян-мин; Ван Би // Духовная культура Китая: энциклопедия: в 5 т. Т. 1: Философия / ред. М. Л. Титаренко, А. И. Кобзев, А. Е. Лукьянов. М.: Вост. лит., 2006. С. 167-169; 170-171; 180-181; 184-186.

Кобзев 2020 - Кобзев А. И. Превратности судьбы Ван Шоу-жэня и его «учения о сердце» // Общество и государство в Китае. Т. L. Ч. 1. М.: ИВ РАН, 2020. С. 245-275.

Комиссарова 2007 - Комиссарова Т. Г. «Вэй-мо цзе цзин» // Духовная культура Китая: энциклопедия: в 5 т. Т. 2: Мифология. Религия / ред. М. Л. Титаренко и др. М.: Восточная литература, 2007. С. 408-411.

Конфуцианское «Четверокнижие» 2004 - Конфуцианское «Чет-верокнижие» («Сы шу») / Пер. с кит. и коммент. А. И. Кобзева, А. Е. Лукьянова, Л. С. Переломова, П. С. Попова при участии В. М. Майорова. М.: Восточная литература, 2004.

Мэнцзы в новом переводе. 2016 - Мэнцзы в новом переводе с классическими комментариями Чжао Ци и Чжу Си / исслед., пер. с кит., примеч. и прил. И. И. Семененко. М.: Восточная литература, 2016.

Руденко 2019 - Руденко Н. В. «Абрис Чжо-у в суждениях»: Ироничная автобиография Ли Чжи // Общество и государство в Китае. Т. XLIX. Ч. 2. М.: ИВ РАН, 2019. С. 453-478.

Руденко 2020 - Руденко Н. В. Конфуций, которому не повезло: «Суждения о Хэ Синь-ине» Ли Чжи // Общество и государство в Китае. Т. L. Ч. 2. М.: ИВ РАН, 2020. С. 368-398.

Серебряков 2008 - Серебряков Е. А. Классическая поэзия // Духовная культура Китая: энциклопедия: в 5 т. Т. 3: Литература. Язык и письменность / ред. М. Л. Титаренко и др. М.: Восточная литература, 2008. С.43-75.

На западных языках

Billeter 1979 - Billeter J.-F. Li Zhi, philosophe maudit (15271602) contribution à une sociologie du mandarinat chinois de la fin des Ming. Geneve: Droz, 1979.

Handler-Spitz (eds.) 2016 - Handler-Spitz R., Lee P. C., Saussy H. (eds.). A Book to Burn & A Book to Keep (Hidden): Selected Writings of Li Zhi. N. Y.: Columbia University Press, 2016.

Jin 2001 - Jin J. Heresy and Persecution in Late Ming Society: Reinterpreting the Case of Li Zhi // Late Imperial China. Vol. 22. № 2, December 2001. P. 1-34.

На китайском языке

Вань и Лань 2007 - Вань Ли-хуа 77 ГО ^, Лань Сюй Ж Ш (ред.). Мэн-цзы ^^ («[Трактат] Учителя Мэна»). Пекин: Чжун-хуа шуцзюй 2007.

Ли Чжи цяо - Ли Чжи цяо (Мост Ли Чжи) // Веб-сайт

правительства уезда Яоань. URL: http://www.yaoan.gov.cn/ mPag-es_41_4266.aspx (дата обращения 15.12.2020).

Сюй 2004 - Сюй Цзянь-пин Ли Чжо-у чжуань

(Биография Ли Чжо-у). Пекин: Дунфан чубаньшэ ^^ffi^tt, 2004.

Сюй 2005 - Сюй Цзянь-пин Ли Чжи сысян яньбянь ши

jj (История эволюции идей Ли Чжи). Пекин:

Жэньминь чубаньшэ ХйЖ^^, 2005.

Сюй 2006 - Сюй Су-минь Ü^^. Ли Чжи пин чжуань fê (Комментированная биография Ли Чжи). Нанкин: Наньцзин дасюэ чубаньшэ Ш^Ж^Ж^Й, 2006.

Хубэй Мачэн Чжи-фо-юань - Хубэй Мачэн Чжи-фо-юань Ш ЛШШЖШ^ ([Буддийское]

подворье Будд-грибов [уезда] Мачэн [провинции] Хубэй) // Интернет-энциклопедия Baidu. URL: https://baike.baidu.com/item Ш Л Ш Ш Ж Ш ^ (дата обращения 15.12.2020)

Чжан 2010 a - Чжан Цзянь-е Ж®Ф (ред.). Ли Чжи цюань цзи чжу ^Й^ЛЙ (Полное собрание [сочинений] Ли Чжи с примечаниями). В 26 т. Т. I: «Фэнь шу» чжу (и) ^^Й (—') («Книга для сожжения» с примечаниями [1]) / Ред. Чжан Цзянь-е, коммент Чжан Цзянь-е, Чжан Дай Ж©. Пекин: Шэхуй кэсюэ вэньсянь чубаньшэ 2010.

Чжан 2010 b - Чжан Цзянь-е Ж^Ф (ред.). Ли Чжи цюань цзи чжу ^Й^ЛЙ (Полное собрание [сочинений] Ли Чжи с примечаниями). В 26 т. Т. II: «Фэнь шу» чжу (эр) ^^Й («Книга для сожжения» с примечаниями [2]) / Ред. Чжан Цзянь-е, коммент Чжан Цзянь-е, Чжан Дай Ж©. Пекин: Шэхуй кэсюэ вэньсянь чубаньшэ 2010.

Чжан 2010 c - Чжан Цзянь-е Ж^Ф (ред.). Ли Чжи цюань цзи чжу ^Й^ЛЙ (Полное собрание сочинений Ли Чжи с примечаниями). В 26 т. Т. III: «Сюй "Фэнь шу"» чжу

«Ш («Продол-

жение "Книги для сожжения"» с примечаниями). Пекин: Шэхуй кэсюэ вэньсянь чубаньшэ 2010.

Чжан 2010 d - Чжан Цзянь-е Ж®Ф (ред.). Ли Чжи цюань цзи чжу (Полное комментированное сочинений Ли Чжи с

примечаниями). В 26 т. Т. XXVI: Фулу Pft^ (Приложения). Пекин: Шэхуй кэсюэ вэньсянь чубаньшэ 2010.

Чжан 2017 - Чжан Цзянь-е Ж^Ф. Гуаньюй Ли Чжи дэ сысян хэ яньцзю - цзинянь Ли Чжи даньчэнь 490 чжоунянь цзичэнь 415 чжоунянь 490

415 (Об идеях и изучении Ли Чжи: к 490-й годовщине со дня рождения и 415-й годовщине со дня кончины Ли Чжи) // Бэйцзин кэцзи дасюэ сюэбао (шэхуй кэсюэ бань) (tt^

44^^) (Вестник Пекинского научно-технического университета [серия «Общественные науки»]). 2017. Т. 33. № 1. С. 42-47.

Чжан 2006 - Чжан Янь-ин Ж^^ (ред.). Лунь-юй ШШ (Обсуждённые речи). Пекин: Чжунхуа шуцзюй 2006.

Чжу 1983 - Чжу Си ^Ж. «Сы-шу» чжан-цзюй цзи-чжу И^ J^^ftft («Четверокнижие» с [разбивкой на] статьи и фразы и сводными примечаниями). Пекин: Чжунхуа шуцзюй 1983.

Чэнь и Ван 2014 - Чэнь Мин-хай ^ВДШ, Ван Ли-ли IffJffJ. Ли Чжи исыланьцзяо цинцзе таньси

(Анализ исламских пристрастий Ли Чжи) // Хуайбэй шифань дасюэ сюэбао (Чжэсюэ шэхуй кэсюэ бань)

(Вестник Хуайбэйского педагогического университета [серия «Философские и общественные науки»]). 2014. Т. 35. № 1. С. 63-66.

Nikolai V. Rudenko

A Road of Willful Reason Which Led to Tongzhou Prison: The Life of Li Zhi

ABSTRACT: The paper presents a brief biography of the late Ming thinker Li Zhi (1527-1602). It highlights the key milestones in his life and career and describes his communication circle, places of residence, and motives for some of his crucial decisions.

KEYWORDS: Li Zhi, Ming, Chinese Philosophy, Neo-Confucianism, Taizhou School

* Rudenko Nikolai Vladimirovich, Ph. D. (Philosophy), Research Associate, China Department, Institute of Oriental Studies RAS (Moscow), nikolay_rudenko@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.