Научная статья на тему 'На пути к международному признанию: кейс миэф'

На пути к международному признанию: кейс миэф Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
104
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Яковлев Сергей Михайлович

Цель статьи продемонстрировать на примере опыта МИЭФ, как на основе использования возможностей интернационализации, нацеленной на высокие академические результаты в области экономики и финансов, можно обеспечить создание с нуля и дальнейшее развитие института, стандарты академической деятельности которого сопоставимы с ведущими университетами мира. МИЭФ был создан в 1997 году с участием ЛШЭ в стенах НИУ ВШЭ. Сегодня его преподавательский состав набирается с мирового рынка, ведет научные исследования, результаты которых публикуются в ведущих международных журналах, реализует англоязычные образовательные программы (бакалавриата двух дипломов и магистратуры с участием ЛШЭ) международного уровня качества. Последний имеет формальное подтверждение в виде второго документа об образовании от ведущего зарубежного университета и международного признания глобальным рынком труда и дальнейшего образования. В статье анализируются проблемы, стоящие на пути реализации академически ориентированной стратегии интернационализации, и управленческие решения по их преодолению. Деятельность МИЭФ демонстрирует такую новую форму интернационализации в рамках институциональ -ного сотрудничества с ведущим университетом, как интернационализация кампуса (Internalization at home), результаты которой доступны всем участникам академического процесса, в отличие от традиционной интернационализации (Internationalization abroad), как синонима академической мобильности, при которой выигрывают в основном непосредственные участники мобильности. Новое в этом опыте заключается в том, что деятельность по развитию кампуса не ограничиваются только развитием учебного плана образовательных программ за счет его насыщения дисциплинами на международную тематику и действиями, которые позволяют лучше подготовить выпускников к жизни и профессиональной карьере в глобальном мире, а идет дальше. Она, во-первых, направлена на обеспечение институциональной международной среды для обучения, преподавания, ведения научных исследований в предметной области экономики и финансов, академическая деятельность в которой в предыдущий период времени находилась в определенной изоляции от международного профессионального сообщества и поэтому требует большей интеграции с международным измерением. Во-вторых, специфика стратегии интернационализации кампуса, реализуемая МИЭФ, состоит в нацеленности на обеспечение международного высокого уровня качества, а не просто на обеспечение соответствия международным практикам и интеграцию в научно образовательное мировое пространство. На основе рассмотрения опыта МИЭФ в статье формулируются критерии академического совершенства в подобных предметных областях, которые могут использоваться при разработке стратегий интернационализации вузами с целью достижения высокой международной академической репутации и международного признания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On the way to international recognition: IIEF

The aim of the article is to demonstrate how the use of opportunities for internationalization aimed at high academic performance in economics and finance can support the creation and development of the institution academic performance and standards of which can be compared with the leading international universities, using the example of IIEf. IIEF was created in 1997 with the help of lSe at the premises of HSE. Nowadays its lecturers are invited form the international market to lead academic research the results of which are presented in the leading international journals, implement English language educational programs (double diploma bachelor course and master course with the participation of LSE) of the international quality. The quality level is supported by relevant documents on second education certificate issued by a leading foreign university and is acknowledged by the global labor market and further education market. The article analyses problems facing the implementation of academic oriented internationalization strategy and managerial solution to solve these problems. IIEF activities demonstrate a new form of internationalization within institutional cooperation with leading universities internationalization at home, results of which are available for all participants of the academic process unlike the traditional internationalization abroad, the synonym of academic mobility, which benefits only those directly involved in the mobility process. The novelty of this experience is in the fact that activities on campus development are not limited by curriculum development in the form of introducing new disciplines on international topics and activities facilitating graduates' promotion in life and profession on a global market. These activities are aimed at providing institutional international environment for learning, teaching and conducting research in economics and finance as beforehand this sphere was somewhat isolated from international professional community and therefore requires higher level of integration into international dimension. Secondly internationalization at home strategy introduced by IIEF is aimed at providing international high level of quality and not just at meeting the requirements of international practices and integration into international education environment. Using IIEF experience, the article formulates academic perfection criteria in relevant subject fields that can be used in developing university internationalization strategies with the aim of achieving high international reputation and international acknowledgement.

Текст научной работы на тему «На пути к международному признанию: кейс миэф»

DOI 10.15826/umj.2016.102.010

С. М. Яковлев*

Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», г. Москва, Россия

на пути к международному признанию: кейс миэф

Цель статьи - продемонстрировать на примере опыта МИЭФ, как на основе использования возможностей интернационализации, нацеленной на высокие академические результаты в области экономики и финансов, можно обеспечить создание с нуля и дальнейшее развитие института, стандарты академической деятельности которого сопоставимы с ведущими университетами мира. МИЭФ был создан в 1997 году с участием ЛШЭ в стенах НИУ ВШЭ. Сегодня его преподавательский состав набирается с мирового рынка, ведет научные исследования, результаты которых публикуются в ведущих международных журналах, реализует англоязычные образовательные программы (бакалавриата двух дипломов и магистратуры с участием ЛШЭ) международного уровня качества. Последний имеет формальное подтверждение в виде второго документа об образовании от ведущего зарубежного университета и международного признания глобальным рынком труда и дальнейшего образования.

В статье анализируются проблемы, стоящие на пути реализации академически ориентированной стратегии интернационализации, и управленческие решения по их преодолению.

Деятельность МИЭФ демонстрирует такую новую форму интернационализации в рамках институциональ -ного сотрудничества с ведущим университетом, как интернационализация кампуса (Internalization at home), результаты которой доступны всем участникам академического процесса, в отличие от традиционной интернационализации (Internationalization abroad), как синонима академической мобильности, при которой выигрывают в основном непосредственные участники мобильности.

Новое в этом опыте заключается в том, что деятельность по развитию кампуса не ограничиваются только развитием учебного плана образовательных программ за счет его насыщения дисциплинами на международную тематику и действиями, которые позволяют лучше подготовить выпускников к жизни и профессиональной карьере в глобальном мире, а идет дальше. Она, во-первых, направлена на обеспечение институциональной международной среды для обучения, преподавания, ведения научных исследований в предметной области экономики и финансов, академическая деятельность в которой в предыдущий период времени находилась в определенной изоляции от международного профессионального сообщества и поэтому требует большей интеграции с международным измерением. Во-вторых, специфика стратегии интернационализации кампуса, реализуемая МИЭФ, состоит в нацеленности на обеспечение международного высокого уровня качества, а не просто на обеспечение соответствия международным практикам и интеграцию в научно образовательное мировое пространство.

На основе рассмотрения опыта МИЭФ в статье формулируются критерии академического совершенства в подобных предметных областях, которые могут использоваться при разработке стратегий интернационализации вузами с целью достижения высокой международной академической репутации и международного признания.

Вместо введения

еждународный институт экономики и финансов (МИЭФ) был создан в 1997 году в Научном исследовательском университете «Высшая школа экономики» (НИУ ВШЭ). В те годы универ -ситет назывался Высшая школа экономики (ВШЭ). Институт возник при академической поддержке Лондонской школы экономики (ЛШЭ) и финансовой поддержке крупнейших российских банков и финансовых институтов. Целью было формирование академического института в области экономики и финансов, обеспечивающего возможности получения современного экономического образования самого высокого международного уровня, сопоставимого с ведущими университетами мира.

За 18 лет работы институт прошел несколько этапов в своем развитии, каждому из которых соответствовала своя стратегия развития

и интернационализации. МИЭФ за это время превратился из бакалаврской программы двух дипломов по экономике, реализуемой силами преподавателей-совместителей, в исследовательски ориентированный научно-образовательный центр. Штатные преподаватели МИЭФ набираются с мирового рынка труда. Реализуется международная магистерская программа «Финансовая экономика» с участием ЛТТТЭ В институте ведутся исследования, результаты которых публикуются в международных реферируемых журналах. А выпускники имеют высокую степень глобальной востребованности в мире, что подтверждается высокой профессиональной мобильностью.

За этот период институт «произвел» более тысячи выпускников бакалавриата с двумя дипломами и выпускников магистратуры. МИЭФ сегодня насчитывает более 900 студентов, 17 штатных преподавателей (все они имеют степень РhD

*Яковлев Сергей Михайлович, кандидат экономических наук, почетный доктор экономических наук Лондонского университета, директор Международного института экономики и финансов НИУ ВШЭ, yakovlev_icef@hse.ru

известных зарубежных университетов) и около 65 совместителей-лекторов (более 30 из которых являются внутренними совместителями, работая в НИУ ВШЭ). Выпускники МИЭФ успешно выдерживают конкуренцию как при поступлении в лучшие зарубежные вузы, так и при найме на работу.

Это стало возможным благодаря тому, что все этапы развития опирались на высокий уровень внутренней интернационализации института. Хотя стратегия интернационализации МИЭФ не разрабатывалась отдельно как таковая, она фактически была интегрирована во все основные направления деятельности института, которая ориентировалась на высокие международные академические стандарты и академическую институциональную поддержку ведущего зарубежного вуза - ЛШЭ и ресурсный потенциал НИУ ВШЭ. Как показывает международный опыт, университеты и факультеты, создаваемые при институциональной поддержке ведущих университетов мира, как правило, быстрее развиваются, а их интегрируемость в мировое научно-образовательное пространство и международная конкурентоспособность бывает выше.

МИЭФ представляет собой одну из новых моделей институционального сотрудничества между университетами. Оно не ограничивается сотрудничеством в создании и реализации международных образовательных программ, хотя является важной его составной частью. Данное сотрудничество также включает сотрудничество в сфере формирования и развития современного конкурентоспособного академического корпуса преподавателей; в проведении признаваемых в мире научных исследований; в развитии академического управления, отражающего мировой университетский опыт с целью создания в рамках НИУ ВШЭ нового научно-образовательного академического центра в области экономики и финансов, деятельность которого имела бы международное признание («center of academic excellence»).

Под последним термином обычно понимаются научно-образовательные заведения, которые характеризуются прежде всего тем, что преподавательский состав ведет научные исследования на передовых рубежах науки, результаты которых получают широкое международное признание и реализует образовательные программы высокого уровня качества, имеющего разные формы подтверждения.

Важно, как справедливо подчеркивает Д. Салми, что подобный статус достигается не путем самодекларирования, а требует подтверждения

со стороны внешнего мира на основе международного признания [1, с. 15]. История МИЭФ отражает этапы постепенного становления института как центра «международного совершенства», все более подтверждающего свою конкурентоспособность по отношению к ведущим международным научно-образовательным центрам экономического профиля.

В зависимости от решаемых задач в развитии МИЭФ можно выделить три этапа:

1) 1997 год. Создание и становление бакалаврской программы двух дипломов.

2) 2005 год. Открытие с участием ЛШЭ магистерской программы «Финансовая экономика».

3) 2009 год. Формирование на базе МИЭФ исследовательского центра в области финансовой экономики путем открытия синонима Международной лаборатории по финансовой экономике с участием ЛШЭ; развития современной исследовательской среды и академического потенциала ППС МИЭФ, проводимых им научных исследований, признаваемых международным научным сообществом.

Создание и развитие образовательных программ

Бакалавриат двух дипломов по экономике

Для создания образовательной англоязычной программы бакалавриата международного уровня, который имел бы формальное подтверждение, была выбрана одна из форм совместной программы двух дипломов, получивших распространение на рубеже веков и позже ставших одним из ключевых элементов Болонской архитектуры высшего образования в Европе. Бакалаврская программа двух дипломов МИЭФ была интегрирована с международной программой Лондонского университета (ЛУ), действующей по всему миру. Студенты, поступившие в МИЭФ по общим правилам для всех абитуриентов НИУ ВШЭ, в конце первого года учебы в МИЭФ сдают международные экзамены (Advanced Placement Test по предметам и IELTS по английскому языку). По их результатам они зачисляются на международную программу Лондонского университета в области экономики, за которую отвечает ЛШЭ В дальнейшем учебный процесс осуществляется на основе интегрированного учебного плана, отвечающего требованиям двух университетов. В соответствии с ним студенты ежегодно сдают наряду с российскими экзамены международной программы ЛУ, а выпускники получают наряду с российским диплом британского университета. Тем самым создается

возможность формального внешнего подтверждения международного качества программы МИЭФ.

Интеграция учебного процесса на программе двух дипломов с международным измерением потребовала новых академических управленческих решений:

- по разработке и реализации интегрированного учебного плана, отражающего требования двух университетов;

- развития методов обучения за счет увеличения доли самостоятельной работы студентов на основе подготовки шлейфа методических материалов;

- реформирования внутренней системы оценки знаний студентов в ходе ее интеграции с системой международных экзаменов;

- формирования преподавательского состава на основе международных конкурсных процедур под эгидой Международного академического комитета (МАК) МИЭФ как органа совместного академического руководства институтом;

- формирования современной академической культуры и интеллектуальной среды, свойственной ведущим университетам мира, путем развития исследовательского и методического академического потенциала преподавателей и формирования высоких академических идеалов внутри студенческого сообщества [2].

Осуществление многих управленческих решений в становлении программы по ее интеграции с международным измерением сталкивалось с различными трудностями.

Проблемы и их решения

В ходе разработки интегрированного учебного плана пришлось преодолевать различия между российскими образовательными стандартами и стандартами, принятыми в ведущих университетах мира, включая ЛШЭ. Чтобы обеспечить сопоставимость учебного плана как по структуре, так и по содержанию с практикой в зарубежных университетах потребовалось осуществить введение ряда новых курсов, которые в то время отсутствовали в российских вузах; реформирование существующих курсов при одновременном значительном сокращении числа предметов и учебной нагрузки (иногда более чем в два раза). В итоге учебный план программы стал богаче, чем у каждого из университетов-партнеров. Он отражает российские университетские традиции широкого образования, а также глубокий профессиональный британский подход к подготовке экономистов. Реализация его на английском языке расширяет студентам возможности использования учебных ресурсов не только НИУ ВШЭ, но и Лондонского

университета. Все это обеспечивает большие возможности в процессе обучения, которые потом реализуются в сравнительных преимуществах выпускников.

Отбор преподавателей по международным процедурам с местного рынка труда на основах совместительства, осуществляемый с участием зарубежных независимых экспертов ЛШЭ, выявлял зачастую отсутствие связи между российским признанием квалификации кандидата (в форме степеней и званий) и его компетентностью в знании современной экономической теории и способности преподавать ее на английском языке. Многие кандидаты на преподавание в МИЭФ в начальный период формирования института не смогли успешно пройти интервью. За первые четыре года в МИЭФ обратилось примерно около 150 кандидатов, 30 % из которых не смогли подтвердить свою квалификацию (в ряде случаев они имели даже докторские степени) и не были рекомендованы к преподаванию в МИЭФ. В конечном счете за счет строгого отбора, несмотря на все эти проблемы, в МИЭФ сложился высокопрофессиональный состав преподавателей-совместителей, большая часть которого была отобрана из разных факультетов НИУ ВШЭ, их силами программа получила международное признание и развитие.

Первые итоги сдачи студентами внешних международных экзаменов (Advanced P^ement Test, IELTS) были обескураживающими: лишь около 70 % студентов успешно сдали экзамены по экономике, около 40 % - экзамены по математическому анализу и статистике. Среди причин важной была недостаточная готовность сдавать экзамены в международном формате, принятом в западных университетах. Впоследствии внутренние экзамены МИЭФ были переведены в международный формат, а преподавание предметов количественного блока было реформировано, что радикально изменило ситуацию к лучшему.

Стимулирование развития современных научных исследований в области экономики преподавателями совместителями МИЭФ посредством программы грантов вызвала сначала их большой интерес. Однако энтузиазм довольно быстро уменьшился после результатов независимой международной экспертизы первых исследовательских проектов. Выяснилось, что гораздо труднее проходить требовательную международную научную экспертизу, чем публиковать свои исследования в отечественных журналах и обращаться за поддержкой в отечественные фонды. К ней большинство преподавателей просто не было готово по уровню своего исследовательского потенциала.

Впоследствии были организованы серии регулярно работающих научных семинаров, учреждена серия научных препринтов (с международной экспертизой) для публикации результатов исследований, проведенных в том числе в рамках программы. Однако в целом проблема формирования современной исследовательской среды в институте только силами преподавателей-совместителей решена не была. Перелом в формировании научно-исследовательской среды наступил позднее, после появления в институте штатных преподавателей cPhD, отобранных с международного рынка труда и студентов магистратуры, а также начала приглашения на семинар исследователей из зарубежных университетов.

Магистратура

При открытии программы «Финансовая экономика» речь также шла о создании программы высокого международного уровня. Замысел состоял в том, чтобы создать программу, позволяющую использовать содержательную глубину годовых профессиональных программ ЛШЭ в этой области и возможности большей ее академической фундаментальности, учитывая двухлетний формат магистерских программ в России. После многочисленных дискуссий удалось сформировать учебный план, который балансирует академические и прикладные дисциплины в данной предметной области.

Международный характер программы обеспечивается совместной с преподавателями ЛШЭ разработкой учебного плана с преподаванием на английском языке как штатными преподавателями МИЭФ, закончившими программы PhDs известных университетов и имевшими там опыт преподавательской работы, так и приглашенными профессорами из зарубежных университетов.

Итоги обучения подводятся на основе экзаменов с участием экзаменаторов из ЛШЭ, а выпускники магистратуры, успешно освоившие программу, получают, наряду с дипломом ВШЭ, письмо-сертификат, подписанное директором ЛТТТЭ

Проблемы и их решения

Обеспечение набора хорошо подготовленных по академическому потенциалу абитуриентов, соответствующих по своему уровню высоким входным требованиям программы. С этой проблемой на начальном этапе удалось справиться благодаря учреждению банком «ВТБ 24» (одним из членов Попечительского совета МИЭФ) стипендиальной программы, а позднее - выделением бюджетных мест, а также путем приема на программу на основе конкурса портфолио.

Проблема привлечения на программу преподавателей с подтвержденной международной квалификацией (отсутствующих в достаточном количестве в Москве и России). Для ее решения по -требовался выход на международный рынок труда, что являлось новой задачей для государственного университета (этот вопрос рассматривается в следующем разделе).

Итоги реализации образовательных программ

МИЭФ сегодня осуществляет единственную в России программу подготовки экономиста международного уровня, от уровня бакалавра до магистра, имеющего подтверждение международного уровня качества в виде второго документа об образовании от ведущего зарубежного университета, который получают выпускники МИЭФ. Успешная реализация программ подтверждается устойчивым спросом абитуриентов, успехами в освоении программы студентами, качеством получаемых дипломов, а главное, международным признанием выпускников на мировом рынке труда и дальнейшего обучения, где они получают предложения на продолжение обучения от ведущих университетов в мире и мировых топовых компаний.

Бакалавриат

Создание к 2015 году всех шести основных специализаций программы ЛУ по экономике создает мультипликативный эффект в отношении выбора индивидуальных траекторий в учебном плане, для наиболее мотивированных и подготовленных студентов реализуется специальная подпрограмма ICEF Academia, которая включает исследовательскую и учебную компоненты.

Конкурс стабилен, и уже ряд лет составляет более трех человек на место, минимальный проходной балл составляет порядка 75 % от максимально возможного балла, при том что средний балл также высок (83 балла из 100) и продолжает расти. Высок и академический уровень поступающих в МИЭФ. Так, в 2014 году около 45 % студентов 1-го курса имели средний балл по ЕГЭ 88 и выше. Оценивая эти данные, необходимо помнить, что программа МИЭФ является платной для подавляющей части студентов (за исключением мест для победителей и призеров олимпиад по экономике), хотя и с дифференцированными уровнями оплаты в зависимости от академических достижений студента.

Об успешном характере освоения студентами программы бакалавриата двух дипломов можно

ikklllikktilhliiilii

ICEF (ROW

Рис. 1. Экзамены Лондонского университета, средние оценки в 2015 году:

МИэФ и остальной мир

судить по сопоставлению результатов международных экзаменов студентов МИЭФ с результатами экзаменов студентов ЛУ на этой программе в мире. Средний балл по экзаменам Лондонского университета в МИЭФ превышает результаты аналогичных экзаменов студентов в мире в целом примерно на 10 пунктов (рис. 1), а доля дипломов выпускников МИЭФ 1 и 22 степени Лондонского университета устойчиво держится ниуровне 70 %, что совнставимо с международными университетами. Примечатеаьно, что уровень качества нро-граммы сохраняется наряд у с ростом масштабов обучен ия на ней.

Ежегодно более 50 % выпускникое МИЭФ получают дипломы Лондонского университета с отличием первой и второй высшей степени. Эта доля растет (рис. 2. Линия тренда показана на графике), при этом общее число таких дипломов выросло с 3 в 2001 году до порядка 70 ежегодно в 2013-2015 годнх. Это один из лучших рееульта-тов среди всах университетов мира, участвующих в международной программе Лондонского университета. Для других университетов международной

программы эта доля находится на уровне 20 %. Дипломы с отличием первой и второй высшей степени дают возможность для поступления и обучения налучших в мире магистерских и I'll!) программах по экономике, финансам, менеджменту и другим смежным направлениям.

Магистратура

На магистерскую программу в 2015 году конкурс на бюджетные места составил около трех человек на место. Учитывая, что программа академически требовательна, на входе имеет место процесс само отбора (self selection), когда слабо подготовле иные абитуриенты, зная о высоких требованиях, не идут на программу. В то же время подобный самоотбор отсутствует у иностранных абитуриентов, ибо из 100 зоявлений квотных иностранных абитуриентов программа смогла выЛрать только шесть человек. В магистретуру МИЭ Ф принимаются абитуриенты с дипломами, эквивалентнеши по уровню дипломам с отличилм первой и второй (высшей) степени выпускников бакалавриата Лондонского университета.

80% 70% 60% 50% 40% 30% 20% 10% 0%

2000

2002 2004 2006 2008 • % 1st + upper 2nd ■

2010 2012 •Линия тренда

2014

2016

Рис. 2. Доля дипломов Лондонского университета первой (1st Class) и второй высшей (2nd Upper)

степени, 2001-2015 годы

Характер востребованности выпускников МИЭФ на мировых рынках труда и дальнейшего обучения служит одним из ключевых: показателей международного признания качества образовательных программ (см. рис. 3 и табл. 1). Если вы1-пускники первых выпусков бакалавриата быстро нашли хорошо оплачиваемую работу и были в числе лидеров на магистерских российских программах, то попытки «прорыва» на международный рынок дальнейшего образования сразу не были успешными. Сравнительно мало сильных выпускников послали свои документы в зарубежные вузы, и большая часть из них не была принята.

Среди причин, породивших эти проблемы, были неизвестность МИЭФ на международном рынке образования, а главное - недостаточная подготовленность студентов к участию в международной конкуренции на поступление в ведущие университеты мира; отсутствие навыков выбора университета, аргументированного обоснования этого выбора и целей обучения при подготовке документов, максимально успешной сдачи специальных международных экзаменов. Позднее в МИЭФ был нанят специальный сотрудник, имевший международный опыт в этой области и оказывавший студентам содействие в дальнейшем обучении в зарубежных университетах. В результате была сформирована программа поддержки дальнейшего обучения выпускников в ведущих зарубежных университетах. За эти годы более 250 выпускников обучились или обучаются в ведущих университетах мира, среди них более 55 человек - в ЛШЭ. Уже ряд лет в МИЭФ действует Центр карьеры, который осуществляет Программу подготовки студентов действиям по успешному трудоустройству и дальнейшему обучению в российских и зарубежных фирмах и университетах. В ней участвуют работодатели и выпускники в качестве менторов. Программа рассчитана на четыре года и оказывает содействие студентам в выборе своего пути (наука или профессиональная карьера), вуза (в случае продолжения обучения) или области экономики (в случае начала карьеры на рынке труда). Она помогает в выработке навыков быть успешным в избранной карьере: находить место работы или учебы, проходить отбор на избранном пути и т. д.

Выпускники, продолжающие обучение в зарубежных вузах: с момента первого выпуска в 2001 году около 35 % выпускников бакалавриата более чем из 1000 продолжили обучение на магистерских и PhD программах ведущих зарубежных университетов, а около 30 % из них были приняты в T0P-20 (по рейтингу QS) университетов мира.

Профессиональная карьера выпускников: более 40 % вышускников бакалаврской програм-мы1 ежегодно сразу после ее окончания успешно проходят профассиональныш отбор и начинают рабочую карьеру в экономике. Для выпускников магистратуры МИЭФ эта доля превышает 90 %.

Fyflt^f -MudV Work

ai Ru»l* ..

<20

FurtlMtr «(Lidy

ab^ad

МЧь

Рис. 3. Распределение выпускников бакалавриата (слева) и магистратуры (справа)

Развитие исследовательского потенциала ППС МИЭФ и международного качества проводимых исследований. Международныйрекрутмент.

Намерение открыть магистерскую программу международного уровня потребовало преподавателей-исследователей с международной квалификацией, чьи результаты работы признаются профессиональным академическим сообществом в виде публикаций в международных реферируемых журналах. В ведущих университетах мира это достигается за счет набора с мирового рынка труда как выпускников программ PhD, так и уже признанных исследователей, а также за счет создания условий для развития, закрепления и карьерного продвижения нанятых с мирового рынка труда международных специалистов (МС). Данные действия по формированию академического состава и обеспечивают прогресс научных исследований.

МИЭФ первым в НИУ ВШЭ в 2006 году начал международный рекрутмент выпускников программ PhDs с мирового рынка труда для формирования штатных преподавателей (в дополнение к существующему найму совместителей с местного рынка) по процедурам и на условиях труда и оплаты, принятым в мире. Фактически это дало толчок формированию новой академической карьерной лестницы в рамках НИУ ВШЭ, отражающей международную практику ведущих университетов по обеспечению условий для закрепления, развития и продвижения специалистов, привлеченных на условиях международного ре-крутмента. Через несколько лет найм преподавателей с мирового рынка распространился на другие факультеты НИУ ВШЭ. В результате в настоящее время в НИУ ВШЭ фактически развиваются две академические карьерные лестницы:

Further »iy<ly Fgrtbtr

ill Rutha atroad

«Ь №

V

Таблица 1

20 ведущих международных университетов, в которых выпускники МИЭФ продолжили или продолжают свое образование (2001-2014 годы)

№ Название университета Количество выпускников

l LSE PhD programme - 4 / MSc programme - 54.

2 Imperial College London MSc programme - 26

3 City University London MSc programme - 25

4 University of Oxford PhD programme - 1 / MSc programme - 21

S Bocconi University PhD programme - 2 / MSc programme - 17

б London Business School PhD programme - 1 / MSc programme - 15

l University of Warwick MSc programme - 13

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

S HEC Paris MSc programme - 12

9 EDHEC Business School MSc programme - 12

l0 Vlerick Leuven Gent Management School MSc programme - 6

ll Erasmus University Rotterdam MSc programme - 5

l2 Stanford University PhD programme - 1 / MSc programme - 4

l3 Columbia University PhD programme - 1 / MSc programme - 3

l4 Carnegie Mellon University PhD programme - 2 / MSc programme - 2

lS University of Cambridge MSc programme - 4

tó University of Amsterdam MSc programme - 4

ll New York University PhD programme - 1 / MSc programme - 3

lS MIT MSc programme - 3

l9 Harvard University PhD programme - 1 / MSc programme - 2

20 UC, Berkeley PhD programme - 2 / MSc programme - 1

20 основных организаций, в которых работают выпускники МИЭФ (дано название компании и количество выпускников):

l VTB Group 2б ll KPMG l

2 Sberbank 2l l2 Morgan Stanly l

3 McKinsey & Company l9 l3 J.P. Morgan б

4 Ernst&Young is l4 Bank of America б

S Gazprombank ll is Credit Suisse б

б PwC l3 ^ Goldman Sachs б

l Citigroup l2 ll BNP Paribas S

S Barclays S lS Alfa Bank S

9 Deloitte&Touche l l9 BCG 4

l0 Deutshche Bank l 20 Gazprom 4

1) для нанятых с местного рынка труда (включает позиции ассистента, преподавателя, старшего преподавателя доцента, профессора);

2) для нанятых с мирового рынка труда (включает позиции Assistant Professor/доцент, Associate

Professor/доцент-профессор, Full Professor/между-народный профессор).

На первых порах действия в МИЭФ по набору столкнулись с юридическими, административными, финансовыми и социальными трудностями.

Среди них были:

- значительное отличие процедур и принципов российского конкурсного отбора преподавателей (как конкурса в основном документов) от принятых в зарубежном академическом сообществе процедур (на основе оценки научного потенциала не только по документам и имеющимся количественным показателям итогов исследований, но и на основе многоступенчатой процедуры, включающей экспертизу с внешним участием качества результатов исследований, обязательного личного доклада на научном семинаре и серии интервью специальному отборочному комитету);

- сложности обеспечения условий контракта преподавателям, нанятым с международного рынка труда, сопоставимых с принятыми в мире. Это касается аудиторной нагрузки, условий работы, зарплаты, бюджета для международного профессионального общения, возможностей заключения долгосрочных контрактов, социальное и пенсионное обеспечение и многое другое.

Для решения этих проблем были разработаны принципы и процедуры отбор;!, которые отвечают международным требованиям и р ос-сийскому законодательству. Они закреплены в новом типе контракта с МС и в регламенте найма международного уровня специалистов с мирового рынка труда ("IC EF recruitment Guidelines", рис. 4). Эти документы позднее легли в основу соответствующих документов НИУ ВШЭ. В соответствии с регламентом создается специальный отборочный комитет с участием зарубежных, внешних экспертов, который координирует деятельность по набору в МИЭФ. Он принимает академические решения о найме в рамках согласованных с центральной администрацией университета условий найма. Важно, что руководство университета полностью поддержиеаее значение роста данной группы преподавателей, особенно в свете реализации прогрвммы развития по становлению НИУ ВШЭ исследовательским университетом международного класса.

В стратегии развития МИЭФ на среднесрочную перспективу поставлены зад ачи диф -ференциации найма с мирового рынка за счет найма не только выпускников программ PhD, но и более признанных ученых. Их предполагается нанимать как на контракты без срока действия, так и на условиях совместительства. Это усилит академический потенциал института и его интеграцию в международное академическое сообщество.

A new vacancy is advertised in international professional media

Applications are collected and screened by the Screening Committee

Shortlistsd candidates are invited far the interview at the ДЕД meeting fn the USA

Selected candidates are invited for job market presentations and interview; with the Extended IAC in Moscow

Offer letteisaresentto successful candidates

The candidates, approved at the meeting of the HSE Academic Council, sign the contracts

Рис. 4. Процедура международного рекрутмента

Развитие международное академичеекей керьерной лустницы в области экономики

Начало набора преподавателей с мирового рынка поставило новую задачу - создание условий! для обеспечения ихрезулотативных исслодований, развития и карьерного лоста, закрепления в университете, что требовало новых управленческих решуний. Для этого было необходимо создать в условиях российского влве и сеответствующих конкурсных процедур новую академическую карьерную лестницу, вопоставимую с практикой ведущих варубежных университетов и обеспечивающую вземажность академической мобильности и миграции преподавателей разного статуса между университетами разных стран.

В ведущих зарубежных университетах деятельность по формированию преподавательского состава междунар одного уровня не завершается его набором, а включает еще ряд направлений дейетвий:

а) формирование принципов и процедур оценки результатов научных исследований и карьерного продвижения или, другими словами, международной (теньюрной) академической карьерной лестсицы, Она оОеспечивает мотивацию универаитетских преподаветелей на всех этапах рабо гы в универвитеве з ис следееиниям, рееульта-ты которых признаются международным профессиональным сообществом и которые определяют карьерный рост этих преподавателей;

б) формирование условий для эффективных научных исследований и современной институциональной исследовательской среды как части международного научно-образовательного пространства.

Под международной академической карьерной лестницей обычно понимается ограниченный по времени цикл академической деятельности университетского преподавателя до получения им долговременного контракта на работу в университете без определенного срока действия (тенью-ра). В отведенное для этого время преподаватель должен фактически доказать свою способность осуществлять международно признаваемые исследования. В университетах разных стран этот цикл может иметь отличия по продолжительности, ступеням (например, в Англии в рамках теньюрной академической карьерной лестницы существуют позиции Senior lecturer and Reader). Общее же состоит в том, что в основе решения о наделении преподавателя теньюрным контрактом лежит оценка его академических достижений (в исследованиях, преподавании, в развитие университета и академического сообщества) и прежде всего его научного вклада в существующие представления о предмете его исследований.

В МИЭФ сформировался теньюрный цикл, в большей мере отражающий практику американских университетов. Он предполагает несколько этапов, включая регулярную, через три года, академическую аттестацию (interim and tenure review). По итогам последней кандидат может получить искомый контракт, который, как правило, сопровождается ростом зарплаты и карьерного статуса. Решение об успешном прохождении преподавателем теньюрной академической аттестации принимается специальным международным аттестационным комитетом с участием мнения внешних экспертов и по согласованной процедуре и критериям. При аттестации оцениваются все результаты исследований преподавателя (как опубликованные, так и нет, но прежде всего учитываются публикации в ведущих реферируемых журналах), его преподавательская деятельность, а также вклад в развитие института, университета, общества. В случаях непрохождения аттестации преподавателю может быть дано продление на срок с условиями. А в окончательном негативном случае ему дается год для нахождения новой работы за пределами университета или может быть предложена работа за пределами данной карьерной лестницы.

На основе вышеназванных процедур был подготовлен и реализован Регламент проведения академической оценки и продвижения преподавателей, нанятых с мирового рынка труда МИЭФ (ICEF Review and Promotion Guidelines). Он также позднее был использован при разработке документов, регулирующих подобные процедуры в НИУ ВШЭ.

Реализации новых процедур являются сложными, особенно в условиях существующей российской традиционной академической карьерной лестницы. Последняя обеспечивала в прошлом, например, в области естественных наук академические результаты мирового уровня, и на ее основе и сегодня работает подавляющее большинство преподавателей университета, также имеющих свои академические достижения (данная проблема стоит менее остро в МИЭФ и в РЭШ, где все штатные преподаватели набираются с мирового рынка). Таким образом, речь идет о необходимости синхронизации и координации двух академических карьерных лестниц в одном университете, о создании условий и дополнительной мотивации более активного участия МС в академическом самоуправлении и социальной жизни профессионального университетского сообщества.

Наличие прогресса в исследованиях и продвижение преподавателей по международной академической карьерной лестнице характеризует ее эффективность и зависит во многом от условий, институциональной среды для исследований в данном университете. Большое значение имеют такие материальные факторы, как объем учебной нагрузки, компьютерное, программное и другое материально-техническое обеспечение, фонды, обеспечивающие академическую мобильность МС как для участия в конференциях, так и приглашения соавторов для работы. Но наряду с ними важнейшую роль в формировании современной международной исследовательской среды как части мирового научно-образовательного сообществ играет международная «зрелость» местного академического сообщества, его интеграция с мировым, концентрация в нем исследователей международного класса. В условиях формирующегося нового профессионального сообщества в предметных областях, где ранее не было заметных академических достижений и отсутствия признанных ученых-лидеров, МС, выпускники программ PhD могут попадать в среду менее интеллектуально насыщенную, чем в университетах академически более зрелых, например, Западной Европы или Америки, где преподавательский состав в большей мере интегрирован в международное научное разделение труда. Для развития исследовательской среды МИЭФ, хотя и с неодинаковым успехом, предпринимает целый ряд действий по большей интеграции научного кампуса в мировое профессиональное сообщество, отражающих лучший международный опыт. Среди них регулярный исследовательский семинар, в том числе с докладчиками из зарубежных университетов; семинары

Международной лаборатории по финансовой! экономике (ЛФЭ) с экспертизой внешними экспертами подготовленных МС докладов; приглашения соавторов для совместной работы; долговременные визиты ведущих исследователей из зарубежных университетов для совместной работы; проведение традиционной международной конференции по финансовой экономике, где МС МИЭФ могут получить дополнительную обратную связь от ведущих ученых на свои исследования; отпуска для осуществления исследований; проведение (наряду с аттестацией, влияющей на условия продления контракта) периодической самооценки своей академической деятельности самими МС вместе с руководителями института; развитие системы научного менторства ведущими учеными более молодых исследователей в целях проведения исследований и выработки стратегии публикаций.

В итоге после 10 лет функционирования теньюрной академической лестницы в МИЭФ работает 17 МС со степенью PhD по экономике. Среди работающих МС шестеро получили те-ньюрный контракт (причем двое из них получили его после завершения 6-летнего цикла работы в МИЭФ), а остальные 10 находятся на разных ступенях академической карьерной лестницы. Примечательно, что преподавательский состав института достаточно молод (средний возраст -39 лет). Он интернационален и по гражданству (9 преподавателей - российские граждане, в то время как 7 других - граждане Германии, Италии, Украины, Аргентины, Австралии и Греции). Интернационален он и по академической географии университетов, где преподаватели получили степени PHd (University of Manchester, University of California, Berkeley; Bocconi University, London Business School, University of Pittsburgh, University of Oxford, Universität Pompeu Fabra и т. д.).

Международное признание прогресса научных исследований

Укрепление научного потенциала преподавательского состава проявляется в росте признания результатов исследований международным профессиональным сообществом, и происходит это в разных формах. Общепринято в научно-образовательном сообществе, что основным показателем признания результатов исследований является рост числа публикаций в международных журналах.

Анализ публикационной деятельности МС МИЭФ показывает рост как количества, так

и качества публикаций. Речь идет" не просто о публикациях в международных реферируемых журналах фиксируемых, например, Scopus или Web of Science, а о публикациях в журналах наиболее высокого уровня, в частности Top 5 и Top field Journal, (вреди которы х Review of Economic Studies, Journal of Finance and Journal of Financial Economics, Review of Financial studies and ets. (рис. 5)

1.6 1.4

1.2 i

0,8—»—All PO per«.

0.6—Щ— АЛ A p J ре ri

$4

0,2 0

■0.2

Рис. 5. Динамика среднего числа! публикаций накопленным итогом за три года [з международнореферируемылх журналах (AA - Top 5;A - top Pield; B - other reputable international journalp)

Вместе с тем динамика числа публикаций, а еще в большей мере индексы цитирования статей, являясь важнейшими индикаторами прогресса в исследованиях, делают это со значительным лагом во времени. Признание результатов в форме публикаций - это как айсберг: они показывают его верхнюю часть, а его нижняя часть, скрывающая гигантский объем предшествующей работы, остается невидимой. Учитывая молодость МС в МИЭФ, их малоизвестность еще в международном профессиональном сообществе, отсутствие у ряда из них международно признанных соавторов, отсутствие ведущих исследователей в местном академическом сообществе и т. д., можно сделать вывод, что дорога к международному признанию в форме публикаций в наиболее престижных журналах занимает значительное время, иногда даже большее, чем предполагается стандартным теньюрным циклом. Из этого, в свою очередь, могут следовать, несколько выводов, в частности о целесообразности большей продолжительности теньюрного цикла (как сделали, например, в РЭШ, где теньюрный цикл составляет теперь восемь лет) или о возможности продления его для тех МС, кто демонстрирует явный прогресс в исследованиях, но чей прогресс в публикациях отстает.

Чтобы получить полную картину происходящего в области исследований в МИЭФ, роста его академической репутации, целесообразно учитывать динамику еще ряда показателей. Например, начиная с 2011 года, МС МИЭФ

регулярно представляли результаты своих исследований на более чем 150 конференциях. Среди них American Economic Association Annual Meeting, European Economic Association Annual Meeting, Econometric Society Meetings, World Finance Conference, International Economic Association World Congress, International Industrial Organization Conference, Game Theory Congress, Macro and Financial Econometrics Conference, Midwest Finance Association's Annual meeting, European Finance Association Annual Meeting, Annual International Industrial Organization Conference etc. Четыре МС получили теньюрный контракт, что подтверждает их международный уровень как исследователей. Двое преподавателей МИЭФ -А. Юрко и Ф. Слонимчик - получили почетный приз Е. Гайдара за свои исследования как лучшие молодые ученые-экономисты России 2014 года, а профессор А. Э. Булатов получил в 2014 году приз за лучшую статью в Journal of Risk and Insurance. В рамках программы приглашенных исследователей трое известных ученых провели несколько месяцев над совместными исследовательскими проектами, а 12 из 16 МС приглашались на научные семинары с докладом о своих исследованиях в университеты Америки, Европы и Азии.

Все вышеперечисленные действия дополнительно отражают прогресс исследований в сфере финансовой экономики в МИЭФ.

МИЭФ в условиях интернационализации

МИЭФ возник благодаря использованию возможностей интернационализации и, в свою очередь, дал новый опыт ее развития. Сама идея создания института появилась в ходе развития международного партнерства российского и европейских университетов в рамках европейского проекта «Темпус». Она имела отчетливо выраженный академический мотив - создать институт с академическими стандартами высокого международного класса.

Говоря про интернационализацию, мы исходим из распространенного (с незначительными отличиями) ее понимания как исторического процесса [3] интеграции научной, образовательной и управленческой деятельности вуза с международным и кросс-культурным измерением (OECD, 1997 год) и могущей иметь академические, социальные, политические, экономические мотивы. Последние определяют цели и меры по их достижению в вузовских стратегиях интернационализации. Сама миссия университетов, хотя

и действующих в рамках национальных систем высшего образования, в начале XXI века все больше наполняется международным содержанием, а их деятельность все больше ориентируется на лучшие международные практики в их стремлении к развитию.

Внимание к проблемам интернационализации высшего образования резко возросло в последние годы, что отчетливо видно по динамике публикаций, отражаемых в «Скопусе». Это показывает значение, которое может иметь интернационализация высшего образования в развитии университетов и их международной конкурентоспособности, а также эволюцию самой интернационализации высшего образования. Эта эволюция от традиционной интернационализации - синонима индивидуальной мобильности студентов и преподавателей к мобильности программ и университетов, транснациональному образованию, к институциональному университетскому сотрудничеству, появлению новых форм интернационализации, такой как интернационализация университетского кампуса ("Internationalization at home" или" Internal"), в отличие от традиционной формы интернационализации как синонима мобильности («Internationalization abroad» или «External») [4, 5]. Последняя охватывает всех участников научно-образовательного процесса в вузе и, строго говоря, становится всеобщей как на индивидуальном, так и на университетском, и на уровне национальных систем образования.

В рамках традиционной интернационализации как синонима мобильности студентов и преподавателей ее участники получают дополнительные возможности: студенты - более богатый учебный план, дополнительный культурный, социальный и лингвистический опыт. Это делает их лучше подготовленными для будущей карьеры в глобальном обществе. Преподаватели получают новые возможности для сотрудничества и развития, вузы - большую привлекательность программ для абитуриентов и работодателей.

Однако, как показал опыт развития программ мобильности в европейских странах, доля ее участников остается все равно очень незначительной, по сравнению с общим числом студентов и преподавателей университетов. Поэтому, чтобы обеспечить всем студентам и преподавателям схожие дополнительные возможности в академической деятельности, надо интернационализировать весь кампус на основе разработанной программы институциональных реформ в вузе. Эта идея, реализованная и доложенная проректором шведского университета (Nilsson) на конференции

ЕУА (EAIE) в Маастрихте в 1999 году, быстро стала популярной. Европейская ассоциация международного образования даже создала рабочую группу (IaH) по изучению, обобщению и распространению лучшего опыта в этой области. В содержание подобных программ, как правило, входили действия по интернационализации учебных планов, прежде всего за счет включения предметов международной (международные отношения, торговля, регионоведение...), кросс-культурной, лингвистической составляющей. Но, как правило, это было за пределами профессиональной предметной области. Они также включали меры по развитию изучения и обучения на иностранном языке, мобильности преподавателей, привлечению иностранных студентов на программы в кампус, проведению разных летних школ и т. д.

За прошедшие 16 лет накоплен большой опыт интернационализации университетских кампусов, прежде всего развития учебного плана, который обеспечивает доступность международного измерения, новых возможностей, интернационализации всем студентам и преподавателям университета (а не только участвующих в мобильности) [6].

История создания и развития МИЭФ представляет собой один из примеров интернационализации кампуса и дает новый опыт в этой области. Интернационализация кампуса в МИЭФ, как было показано ранее, осуществляется на основе сотрудничества с ЛШЭ и включает:

1) Все ключевые составляющие реализации образовательных программ:

- Развитие международной сопоставимости содержания и структуры учебного плана подготовки современных экономистов международного уровня с сохранением традиций российского образования.

- Реализация программ на английском языке, которая расширяет возможности ресурсного и методического обеспечения обучения, делает доступным студентам разные образовательные культуры, готовит к карьере в глобальной экономике.

- Реализация интегрированной системы обеспечения качества (Quality assurance) образователь -ных программ, отвечающая требованиям двух университетов и включающая как внешние, так и внутренние компоненты.

- Виртуальная мобильность студентов на основе использования инфорсистемы Лондонского университета, видеокурсов и других онлайн-ресурсов.

- Оценивание знаний студентов в международном формате с участием зарубежных независимых экзаменаторов.

- Получение выпускниками второго документа об образовании от зарубежного вуза служит формальным подтверждением качества программ и выпускников.

- Глобальный характер востребованности выпускников на рынке труда и дальнейшего обучения служит дополнительной формой рыночного международного признания качества образовательных программ.

2) Основные элементы формирования преподавательского корпуса и проводимых ими научных исследований:

- Набор преподавателей по международным конкурсным процедурам.

- Все штатные преподаватели имеют международно подтвержденную квалификацию (PhD) от ведущих зарубежных университетов, а критерии и процедуры оценки результатов их научных исследований соответствуют практике ведущих университетов, включая участие в ней известных зарубежных ученых как независимых экспертов.

- Признание качества проводимых преподавателями МИЭФ исследований осуществляется в форме публикаций в международных реферируемых журналах.

Своеобразие опыта МИЭФ заключается, во-первых, в интернационализации кампуса и для студентов, и для преподавателей в рамках институционального сотрудничества с ЛШЭ в целях создания сопоставимых возможностей обучения и исследований в определенной предметной области - экономике. Учитывая, что предыдущий длительный период академическая деятельность в этой области находилась в определенной изоляции от международного профессионального сообщества, она требует дальнейшего реформирования и развития в целях большей международной сопоставимости. Во-вторых, в стратегической цели создания центра академического совершенства, в обеспечении нацеленности этого процесса на достижение самых высоких международных академических результатов1.

Опыт реализации программы интернационализации кампуса в целях достижения академического совершенства в области экономики и финансов позволил сформулировать ряд критериев, на которые ориентируется институт в своем развитии и которые могут иметь значение для других академических структур, преследующих подобные цели.

1 Как показывает международный опыт, университеты с высоким уровнем интернационализации далеко не всегда могут иметь выгеокие академические стандарты образовательных программ или результаты научных исследований. Все зависит от того, каковы у них мотивы1 интернационализации: экономические, академические, политические, социальные.

Среди них, например:

• Концентрация преподавателей международной квалификации, ведущих исследования в данной предметной области, результаты которых широко признаются в мире (публикации в наиболее признаваемых журналах, участие и проведение международных конференций, участие в редакционных коллегиях известных журналов и т. д.). Найм преподавателей с мирового рынка труда, профессиональное развитие и карьерное продвижение - основные действия по наращиванию академического потенциала для достижения этой цели.

• Реализация международного качества образовательных программ, имеющих формально подтвержденное международное признание (совместные программы с участием зарубежного вуза), карьеры выпускников, характер мобильности преподавателей. Набор, интеллектуальное развитие и профессиональное обучение талантливых студентов на всех уровнях образовательных программ и программ содействия трудоустройству и дальнейшему обучению - основные действия для достижения данной цели.

• Наличие эффективной системы академического управления и самоуправления,

обеспечивающей реализацию стратегии развития и миссии научно образовательного заведения.

• Наличие стратегии и программ развития, имеющих признание и поддержку международного и национального академического и профессионального сообщества.

• Сотрудничество с академическими центрами международного уровня.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Список литературы

1. Салми Дж. Создание университетов мирового класса. М.: Изд-во «Весь мир». 2009. 132 с.

2. Университетские инновации. Опыт Высшей школы экономики / под ред. Я. И. Кузьминова. М.: Изд. дом ГУ ВШЭ, 2006. 283 с.

3. Wit H. de. Rationales for Internationalization of Higher Education. URL: htpp://www.ipv.pt/millenium/wit11.htm.

4. Nilsson B. Internationalization at Home From a Swedish Perspective: The case of Malmo // J. of studies in international education. 2003. Vol. 7, № 1. Р. 27-40.

5. Wachter B. An introduction: Internationalization in context // J. of studies in international education. 2003. Vol. 7, № 1. Р. 1.

6. Stearns P. N. Educating Global Citizens in colleges and Universities: Challenges and opportunities. Routledge, 2009. 240 p..

DOI 10.15826/umj.2016.102.010

Yakovlev S. M.*

National research university Higher School of Economics, Moscow, Russia

ON THE WAY TO INTERNATIONAL RECOGNITION: IIEF

The aim of the article is to demonstrate how the use of opportunities for internationalization aimed at high academic performance in economics and finance can support the creation and development of the institution academic performance and standards of which can be compared with the leading international universities, using the example of IIEF. IIEF was created in 1997 with the help of LSE at the premises of HSE. Nowadays its lecturers are invited form the international market to lead academic research the results of which are presented in the leading international journals, implement English language educational programs (double diploma bachelor course and master course with the participation of LSE) of the international quality. The quality level is supported by relevant documents on second education certificate issued by a leading foreign university and is acknowledged by the global labor market and further education market.

The article analyses problems facing the implementation of academic oriented internationalization strategy and managerial solution to solve these problems.

IIEF activities demonstrate a new form of internationalization within institutional cooperation with leading universities internationalization at home, results of which are available for all participants of the academic process unlike the traditional internationalization abroad, the synonym of academic mobility, which benefits only those directly involved in the mobility process.

The novelty of this experience is in the fact that activities on campus development are not limited by curriculum development in the form of introducing new disciplines on international topics and activities facilitating graduates' promotion in life and profession on a global market. These activities are aimed at providing institutional international environment for learning, teaching and conducting research in economics and finance as beforehand this sphere was somewhat isolated from international professional community and therefore requires higher level of integration into international dimension. Secondly internationalization at home strategy introduced by IIEF is aimed at providing in-

'Yakovlev Sergey M. Candidate of economic sciences, Degree of doctor of science (economics), honoris causa, University of London, director of the International college of economics and finance (ICEF), HSE, yakovlev_icef@hse.ru

ternational high level of quality and not just at meeting the requirements of international practices and integration into international education environment.

Using IIEF experience, the article formulates academic perfection criteria in relevant subject fields that can be used in developing university internationalization strategies with the aim of achieving high international reputation and international acknowledgement.

References

1. Salmi J. Sozdanie universitetov mirovogo klassa. [The challenge of establishing world-class universities] Moscow, Ves Mir, 2009, 132 p.

2. Universitetskie innovatsii. Opyt Vysshei Shkoly ekonomiki [University innovations. Higher School of Economics Experience] pod redaktsiei Ya. I. Kuzminova. Moscow, SU HSE, 2006, 283 p.

3. Wit H. de. Rationales for Internationalization of Higher Education, available at: htpp://www.ipv.pt/millenium/wit11.htm.

4. Nilsson B. Internationalization at Home From a Swedish Perspective: The case of Malmo. Journal of studies in international education, 2003, vol. 7, No. 1, pp. 27-40.

5. Wachter B. An introduction: Internationalization in context. Journal of studies in international education, 2003, vol. 7, No. 1, p. 1.

6. Stearns P. N. Educating Global Citizens in colleges and Universities: Challenges and opportunities. Routledge, 2009. 240 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.