УДК 94(415)
НА ПОРОГЕ МИРНОЙ КОНФЕРЕНЦИИ: АНГЛО-ИРЛАНДСКИЙ ДОГОВОР 1921 ГОДА
с. В. Акимов
Самарский государственный университет E-mail: [email protected]
в статье рассматриваются события, предшествовавшие подписанию Англо-ирландского договора 1921 г. особый акцент сделан на анализе переписки премьер-министра великобритании дэвида Ллойда джорджа и президента непризнанной республики ирландии имона де валеры. анализ документов демонстрирует целый спектр противоречий как внутри правительства великобритании, так и среди ирландских националистов.
Ключевые слова: Южная ирландия, республиканская партия «шинн Фейн», мирная конференция в Лондоне 1921г., Англо-ирландский договор 1921 г
on the Threshold of the Peace Conference: Anglish-Irish Treaty of 1921 s. V. Akimov
The article deals with the events preceding the signing of the Anglo-Irish Treaty in 1921. Particular emphasis is placed on the analysis of correspondence between the British Prime Minister David Lloyd George and President of the unrecognized Republic of Ireland, Eamon De Valera. Analysis of the documents shows a spectrum of conflicts both within the UK government, and among Irish nationalists.
Key words: Southern Ireland, republican party Shin-Fain, Peace Conference in London of 1921, Anglish-Irish Treaty of 1921.
В начале декабря 2011 г. Ирландская республика праздновала одну из важнейших дат своей истории, а именно 90-летний юбилей подписания Англо-ирландского договора, по которому 26 графств, традиционно объединенных под названием Южная Ирландия, получили статус доминиона. Юбилейные даты, как правило, всегда вызывают некоторый ажиотаж как среди населения, так и в научной среде. К юбилейным торжествам вновь открыли общий доступ в сети Интернет к архивным материалам по событиям 1919-1921 гг., а также создали новые ресурсы, на которых были выложены оцифрованные материалы из ведущих архивов Ирландской республики, посвященные событиям лета - начало зимы 1921 г Опубликование новых данных заставляет вновь обратиться к теме подписания Англо-ирландского договора 1921 г.
В советской историографии вооруженный конфликт Ирландии и Великобритании трактовался как яркий пример антиимпериалистической борьбы ирландского народа, проходившей под влиянием Октябрьской революции в России1. В современной отечественной исторической науке крайне мало исследований, посвященных англоирландскому противостоянию. В британской и
ирландской историографии подход к изучению ирландского вопроса в политике Великобритании определяется, во-первых, идеологической ориентацией исследователей, во-вторых, отношением исследователей к проблеме национализма2.
В настоящее время с развитием средств коммуникации становится возможным использование документов, хранящихся в архивах Ирландии, по интересующей нас проблеме. Имеющиеся в распоряжении документы, а именно переписка премьер-министра Великобритании Ллойда Джорджа и президента непризнанной Ирландской республики Имона Де Валеры3, а также стенограмма мирных переговоров4, позволяют проанализировать подготовку и ход мирных переговоров, результатом которых стало подписание Англо-ирландского договора 1921 г
Опубликованные в последние годы архивные данные позволяют проследить и проанализировать острые противоречия сторон при подготовке нескольких мирных конференций, а также «гибкость» позиций правительства Великобритании и представителей Южной Ирландии.
В январе 1919 г. в Дублине ирландские республиканцы, набравшие большинство голосов в ирландской партии на всеобщих выборах в имперский парламент, приняли декларацию о независимости Ирландии. Это послужило причиной англо-ирландского вооруженного противостояния 1919-1921 гг., которое имело характер партизанской войны. К лету 1921 г. обеим сторонам становится понятно, что эта затянувшаяся война не приносит политических дивидендов ни одной из сторон, каждая из которых стремится начать переговоры. Результатом переговоров должен был стать договор, который положил бы конец многовековому противостоянию ирландских националистов и Великобритании.
В британской и ирландской историографии нет единого мнения о том, кому принадлежала инициатива начала мирных переговоров, Часть исследователей считает, что его инициировал Георг V5, поскольку прологом для начала мирных переговоров стала речь короля Соединенного Королевства в Белфасте 22 июня 1921 г. на открытии первой сессии парламента Северной Ирландии6. Безусловно, эта речь стала сигналом не только правительству, но и ирландским националистам о стремлении Англии положить конец кровопролитию в Южной Ирландии.
© Акимов С. В., 2012
С В. Акимов. На пороге мирной конференции: англо-ирландский договор 1921 года
В своей речи король призывал ирландцев «протянуть друг другу руки, простить и забыть, объединиться, ради того чтобы на их любимой родине воцарился мир, согласие и добрая воля ... От всего сердца я молю Бога, чтобы мой сегодняшний приезд в Ирландию стал первым шагом на пути к прекращению вражды между населяющими ее людьми, к какой бы расе или религии они не принадлежали»7.
Георг V высказывал надежду, что вскоре по примеру Северной Ирландии в оставшихся
26 графствах Южной Ирландии также будет создан парламент.
Представители другого направления британской и ирландской историографии считают, что инициатива мирного урегулирования англо-ирландского конфликта принадлежит премьер-министру либералу Ллойду Джорджу8, так как речь короля была написана его личным секретарем9 и не вызывает сомнения, что Ллойд Джордж был прекрасно осведомлен о ее содержании. Учитывая эти обстоятельства, можно считать, что инициатива исходила в равной степени от короля и его правительства.
Мирным конференциям предшествовала обширная переписка между британским правительством, лидером Ольстера Джеймсом Крейгом и непризнанным президентом Южной Ирландии Имоном Де Валерой, которая на данный момент имеется в полном объеме в нашем распоряже-нии10. При анализе этой переписки вскрываются основные противоречия участвовавших в ней сторон, и именно эти противоречия и вызывают наибольший интерес.
После открытия парламента Северной Ирландии 24 июня 1921 г. премьер-министр Великобритании направил письмо президенту непризнанной Ирландской республики Имону Де Валера с приглашением на мирную конференцию11. Ллойд Джордж выдвинул только два условия: во-первых, на конференции должен присутствовать премьер-министр Северной Ирландии Джеймс Крейг для максимального изучения возможностей урегулирования конфликта, во-вторых, Имон Де Валера вправе взять с собой любых других представителей Ирландии, которым Великобритания предоставит гарантии безопасности. Аналогичное письмо было направлено в правительство Ольстера.
Имон де Валера ответил премьер-министру Великобритании 28 июня: «Мы искренне желаем содействовать установлению прочного мира между народами двух островов, но не видим возможности, с помощью которых оно может быть достигнуто, если вы отрицаете единство Ирландии и принцип национального самоопределения. Прежде чем ответить более полно на Ваше письмо, я прошу дать мне время для проведения совещания с некоторыми представителями политических меньшинств»12. В письме излагается позиция президента непризнанной Ирландии о необходимости участия в переговорах единого
представителя от всего Ирландского острова, который должен был бы выражать волю большинства ирландской нации. Имон Де Валера не признавал правительства Северной Ирландии, и когда он просил времени для проведения совещания с политическим меньшинством Ирландии, то имел в виду именно протестантов Ольстера, поскольку в тот же день отправил письмо Джеймсу Крейгу, который в ответном письме от 29 июня 1921 г. написал о том, что для него неприемлемы какие-либо встречи с представителями ирландских националистов и что он уже принял приглашение Ллойда Джорджа13.
В период с 4 по 8 июля в Дублине проходило совещание между политическим большинством и меньшинством, на котором вырабатывалась позиция ирландской делегации и корректировались политические разногласия14. Имон Де Валера писал в письме к Джеймсу Крейгу: «Ирландские делегации не должны быть разобщены, а должны действовать как единое целое на некоторых общих принципах»15. Позиция Имона Де Валеры заключалась в следующем: в переговорах должна участвовать объединенная делегация ирландского народа, это предотвратит разделение Ирландии на две административные единицы.
Результатом совещания стало официальное заявление, в котором говорилось, что невозможно будет вести переговоры с какой-либо надеждой на достижение удовлетворительных результатов, если не будет прекращено кровопролитие в Ирландии16. После этого заявления в Ирландии объявляется о перемирии и прекращаются активные боевые действия. Мирные переговоры начались не с перемирия, а с выдвижения условий возможного мирного процесса, и кровопролитие было остановлено только спустя несколько недель после начала предварительных консультаций по вопросу о мирном урегулировании вооруженного конфликта.
После соглашения о перемирии Имон Де Валера соглашается приехать в Лондон для участие в мирной конференции, которая была назначена на второю половину июля 1921 г. Четыре встречи (14, 15, 18 и 21 июля) проходили в резиденции премьер-министра на Даунинг-стрит, 10.
За день до последний встречи, 20 июля, участникам конференции были предоставлены «Предложения правительства Великобритании для ирландского урегулирования», в которых ирландцам предлагалось самоуправление на основах доминиона, в том числе автономия в области финансов, налогового обложения, полиции и вооруженных сил. Предложение сопровождалось шестью условиями. Четыре из них касались морских и военных вопросов, суть которых заключалась в том, что Великобритания намерена использовать как морские порты и пути, так и воздушное пространство Ирландии для осуществления связей с Северной Америкой. Одно условие требовало запрещения покровительственных пошлин при
торговле между обоими островами, а последнее заключалось в том, что Ирландия должна принять на себя определенную долю общенационального долга17.
Имон Де Валера отверг весь документ, поскольку был не согласен с главной его частью, а именно со статусом доминиона в составе Британии, и провозгласил принцип полной независимости, отвергнув всякое подчинение британской короне. В ответ на это Ллойд Джордж заявил, что правительство Великобритании не может обсуждать плана, который основывается на принципе отказа Ирландии от свободного и равноправного участия в Британском содружестве народов, подчиненном единому монарху.
В процессе переговоров сложилась патовая ситуация: с одной стороны, правительство Великобритании на могло предоставить Южной Ирландии независимости, так как при всем желании либералов подобный договор не получил бы поддержки в имперском парламенте, где большинство было у юнианистов, и правительству пришлось бы уйти в отставку из-за сложившегося бы тогда кризиса коалиционного правительства18. С другой стороны, Имон Де Валера не мог принять статуса доминиона для Южной Ирландии, поскольку неоднократно заявлял, что Ирландия является независимым государством.
Уинстон Черчилль, глава военного министерства, считал, что у Великобритании есть только два пути выхода из сложившейся ситуации: или вновь пригласить президента Ирландской республики на конференцию, или вместе с ним пригласить других ирландских представителей, которые могли бы повлиять на принятие решения19. Необходимо подчеркнуть, что в среде ирландских республиканцев начинала складываться открытая оппозиция президенту Ирландии по вопросу о возможности заключения мирного соглашения на условиях широкой автономии. Данная идея получала поддержку во все более широких политических кругах. В правительстве Великобритании не обсуждался вопрос о том, что какая-либо часть Ирландского острова получит статус независимого государства.
Следующая попытка начать конструктивные мирные переговоры датируется началом сентября 1921 г., когда президенту Ирландии было направлено еще одно приглашение на конференцию для выяснения вопроса о том, «каким образом связь Ирландии с сообществом наций, известным под именем Британской империи, можно лучше всего примирить с национальными ирландскими стрем-лениями»20. Предлагалось 20 сентября провести конференцию в Инвернесе. В этом приглашении содержалось только одно условие - Ирландия останется частью Британской империи. 12 сентября Ллойд Джордж получил письмо от Имона Де Валеры следующего содержания: «Наша нация формально провозгласила свою независимость и признает себя суверенным государством. Лишь в
качестве представителей этого государства и его избранных руководителей мы можем действовать от имени нашего народа»21. Естественно, после подобного ответа Ллойд Джордж был вынужден отказаться от проведения конференции.
Том Боден в своем исследовании «Ирландское подполье и война за независимость»22 описывает, что за крепко закрытыми дверями национального собрания Ирландии, почти непрерывно заседавшего в Дублине, и на совещаниях республиканской партии «Шинн Фейн» намечалось определенное и решительное движение против занятой Де Валерой позиции. Артур Гриффит, руководитель республиканской партии «Шинн Фейн», представители которой имели весомое преимущество в непризнанном парламенте Южной Ирландии, и Майкл Коллинз, руководитель Ирландской республиканской армии, были, пожалуй, самыми ярыми сторонниками проведения мирной конференции и заключения мира на условиях доминиона.
Учитывая сложившуюся внутриполитическую ситуацию в Южной Ирландии, в последующих письмах, адресованных премьер-министру Великобритании, Де Валера избрал гораздо более примирительный тон. Он разъяснял, что он и его друзья вовсе не хотели связывать британское правительство какими бы то ни было предварительными условиями23. Де Валера высказывал надежду, что договор между Великобританией и Ирландией навсегда положит конец спорам и даст обеим нациям возможность идти своим собственным путем и в то же время дружественно работать сообща в вопросах, касающихся их обеих. Он также спрашивал, считает ли британское правительство отказ партии «Шинн Фейн» от их принципиальной позиции непременным предварительным условием мирного процесса или Ллойд Джордж согласен начать конференцию безо всяких предварительных условий, связывающих обе стороны24.
Данное письмо имеет исключительную важность, поскольку в нем впервые предложение о проведении конференции исходит от ирландской стороны и характеризует изменение позиции Де Валеры под давлением внутренней оппозиции. В этом письме президент Де Валера перекладывает всю ответственность за срыв переговоров на республиканскую партию «Шинн Фейн» и ее лидера Артура Гриффита, тем самым заранее негативно настраивая Ллойда Джорджа по отношению к тому, с кем он вскоре встретится на мирных переговорах.
21 сентября 1921 г. состоялось заседание кабинета министров Великобритании, на котором обсуждался ирландский вопрос и было составлено очередное пригласительное письмо на мирную конференцию25. Планировалось созвать
11 октября в Лондоне конференцию, на которой переговоры проходили бы в расширенном составе.
Приглашение было принято ирландской стороной, и 11 октября встреча состоялась. В
С. В. Акимов. На пороге мирной конференции: англо-ирландский договор 1921 года
британскую делегацию входили Ллойд Джордж, Остин Чемберлен, лорд Биркенхед, сэр Лемминг Вортингтон-Эванс, сэр Гамар Гринвуд и Уинстон Черчилль, в составе ирландской делегации были Артур Гриффит, Майкл Коллинз, Гаван Деффи, Бартон и Дуган.
Весьма примечательным является тот факт, что президент непризнанной Ирландской республики отказался приезжать в Лондон. Решение Де Валеры было продиктовано нежеланием взять на себя ответственность за подписание мирного договора и тем самым лишиться возможности политического маневра в будущем.
На этой стадии мирного процесса многое зависело от позиции отдельных представителей британской делегации. Либералам и сторонникам гомруля было легко поддержать предоставление Ирландии самого широкого самоуправления, но представителям юнионистской партии, вся политическая карьера которых была связана с борьбой против гомруля, приходилось решить неприятную и весьма рискованную с политической точки зрения задачу. Главная ответственность в сложившейся ситуации лежала на плечах Остина Чемберлена - лидера юнионистской партии, которая после выборов 1918 г. имела большинство в парламенте.
Была важна позиция лорда Биркенхеда, занимавшего на тот момент пост канцлера казначейства. За все время своей деятельности Биркенхед энергично и последовательно противился введению самоуправления в Ирландии. Он был тесно связан с сэром Эдуардом Карсоном, некогда лидером ирландских протестантов, и они не отступили перед угрозой гражданской война в Ирландии в 1914 г., когда в силу должен был вступить акт о самоуправлении Ирландии 1912 г. Сопротивление намеченному проекту разрешения ирландского вопроса никому другому не принесло бы столь большой личной выгоды, как лорду Биркенхеду, а поддержка этого шага ни на ком другом не отразилась бы так тяжело, как на нем. Тем не менее вопреки своим прошлым традициям и интересам своей будущей карьеры он оказался самым решительным сторонником гомруля - наиболее решительным из всех консерваторов. В этот критический момент независимость и бесстрашие лидера юнионистской партии Остина Чемберлена сыграли немалую историческую роль.
В течение нескольких недель обе стороны держались на строго официальной ноте. Обсуждение вопросов затруднялось не только тем, что приходилось касаться неясных и малоопределенных пунктов, но и тем, что сплошь и рядом всплывали запутанные детали, грозившие сорвать весь ход переговоров.
Открытые и закрытые заседания в рамках мирной конференции продолжались два месяца. Каждый дальнейший шаг сопровождался усилением внутренней борьбы в консервативной партии и бурными сценами в ирландском национальном собрании26.
Переговоры продолжались уже больше полумесяца, но подписания мирного соглашения в ближайшее время не предвиделось. Британская делегация постепенно выходила из себя. Как сообщает в своих воспоминаниях Черчилль, «в первых числах ноября желание подать в отставку было столь сильное, что ни на один день нельзя было поручиться за существование кабинета. Тем не менее среди либеральных членов британской делегации существовала точка зрения, что необходимо довести дело до конца и не отступать до тех пор, пока правительство не отстранят от власти или пока не будет достигнуто соглашение с ирландской делегацией или пока не возобновятся военные действия в Южной Ирландии»27.
Ответственность за подобное затягивание переговоров Черчилль возлагал исключительно на ирландскую делегацию. Дело в том, что ирландские делегаты каждый день отправляли корреспонденцию в Дублин, где Ирландский национальный совет обсуждал каждое предложение британской стороны28. По большому счету, именно нерешительностью ирландских делегатов, которые не имели полномочий подписывать какие-либо соглашения без согласования с Ирландским национальным советом, можно объяснить затягивание переговоров.
5 декабря 1921 г. премьер-министр Великобритании Ллойд Джордж предъявил ирландским делегатам ультиматум: «Мы не можем делать дальнейших уступок и не будем продолжать дальнейшего обсуждения. Вы должны решить вопрос немедленно и либо подписать соглашение
о заключении договора в той форме, которую вы получили, или уехать обратно. В случае непод-
писания соглашения обе стороны могут снова
29
приступать к активным военным действиям»29.
В ответ на полученный ультиматум лидер ирландской делегации Артур Гриффит заявил: «В девять часов вечера я передам ответ ирландских делегатов; что касается меня лично, г-н премьер-министр, то я подпишу это соглашение и буду рекомендовать сделать то же самое моим соотечественникам». Ллойд Джордж переспросил: «Должен ли я вас понять в том смысле, что вы подпишете соглашение даже в том случае, если все прочие ирландские делегаты откажутся это сделать?». «Да, именно так, г-н премьер-министр», - отвечал глава республиканской партии Ирландии30.
Ирландская делегация покинула зал заседаний и вернулась за полночь. Артур Гриффит заявил: «Г-н премьер-министр, ирландская делегация готова подписать соглашение, но остается несколько деталей, о которых следовало бы, по моему мнению, мне теперь упомянуть»31.
Подписанное соглашение предусматривало, что Ирландия должна иметь тот же самый конституционный статус, как и доминионы (Канада, Содружество Австралии, Новая Зеландия, Союз Южной Африки), с парламентом, имеющим
полномочия принимать законы, назначать правительство Ирландии и руководителя, ответственного перед этим парламентом. Государство должно именоваться Ирландское Свободное государство32.
Анализ переписки вскрыл целый спектр противоречий. С одной стороны, это традиционные для англо-ирландских отношений недоверие и взаимная неприязнь. С другой стороны, подготовка к мирным конференциям выявила противоречия внутри кабинета министров Великобритании, которые премьер-министр Ллойд Джордж сумел преодолеть для установления мира на Ирландском острове.
В итоге можно сказать, что позиция ирландских националистов оказалась более «гибкой» во многом благодаря личной позиции создателя и лидера республиканской партии «Шинн Фейн», в то время как позиция либерала Ллойд Джорджа оказалась несгибаемой с самого начала переговоров.
Примечания
1 См.: Сапрыкин Ю. С. История Ирландии. М., 1980 ; Крылов Л. С., Осипова Т. С. Ирландцы против британских колонизаторов // Вопросы истории. М., 1981. № 5. С. 01-111 ; Крылов Л. С. В огне ирландских восстаний // Вопросы истории. М., 1971. № 12. C. 200204 ; Зимулина Л. А. Ирландская республиканская армия // Вопросы истории. М., 1973. № 8. C. 103-108.
2 См.: DelaneyE. Irish in Post war Britain. Oxford, 2007 ; Boyse G. Nationalism in Ireland. N. Y, 2004 ; Howe S. Ireland and Empire. Oxford, 2005 ; Hart P. The Social Structure of the Irish Republican Army 1916-1923 // The Historical Journal. 1999. Vol. 42, № 1. Р. 207-231.
3 Documents on Irish Foreign Policy : in 6 vols. Dublin, 1998. Vol. I. 1919-1922. URL: http://www.difp.ie/documents/ volume1/vol1_1921.pdf (дата обращения: 14 декабря 2009 г.).
4 Ibidеm.
5 Darby J. Northern Ireland : The background to the Peace Process. URL : http://www.cain.ac.uk (дата обращения:
10 октября 2010 г.).
6 См.: Кеннет Р. Король Георг V. М., 2005. С. 135.
7 Там же. С. 139.
8 См.: Гривз Д. Ирландский кризис. М., 1974 ; Джексон Т. А. Борьба Ирландии за независимость. М., 1949.
9 См.: Кеннет Р. Указ. соч. С. 137.
10 Official Correspondence relating to the Peace Negotiations June-September, 1921 (Eamon de Valera and David Lloyd George). URL : http://www.nli.ei/documents/ officialcorrespondencerelatingtothepeacenegotiationsjune-september, 1921 (eamondevaleraanddavidlloydgeorge.pdf (дата обращения: 14 декабря 2009 г.).
11 Ibidem.
12 Ibidem.
13 Ibidem.
14 Dail Eireann Cabinet minutes (1919-1922). URL: http:// www.treaty.nationalarchives.ie (дата обращения: 7 марта 2011 г.).
15 Official Correspondence relating to the Peace Negotiations June-September, 1921 (Eamon de Valera and David Lloyd George).
16 Dail Eireann Cabinet minutes (1919-1922).
17 Documents on Irish Foreign Policy.
18 См.: KevinK. Ireland and the British Empire. Oxford, 2006. P. 113.
19 См.: Черчилль У. Мировой Кризис : 1918-1925. М., 2007. С. 196.
20 Official Correspondence relating to the Peace Negotiations June-September, 1921 (Eamon de Valera and David Lloyd George).
21 Ibidem.
22 Bowden T. The Irish Underground and the War of Independence 1919-21 // J. of Contemporary History. 1973. Vol. 8. № 2. P. 14.
23 Official Correspondence relating to the Peace Negotiations June-September, 1921 (Eamon de Valera and David Lloyd George).
24 Ibidem.
25 См.: Darby J. Op. cit. P. 67.
26 См.: Hart P. Op. cit. P. 30.
27 См.: Черчилль У. Мировой кризис : пер. с англ. ; с пре-дисл. И. Минца. М. ; Л., 1932. С. 190.
28 Dail Eireann Cabinet minutes (1919-1922).
29 Official Correspondence relating to the Peace Negotiations June-September, 1921 (Eamon de Valera and David Lloyd George).
30 Ibidem.
31 Documents on Irish Foreign Policy.
32 Final text of the Articles of Agreement for a Treaty between Great Britain and Ireland as signed. URL : http://www.difp. ie/documents/volume1/vol1_1921.pdf (дата обращения: 14 декабря 2009 г.).