Научная статья на тему 'На небеси рай - на земли Валдай: Иверский Богородицкий Святоозерский монастырь'

На небеси рай - на земли Валдай: Иверский Богородицкий Святоозерский монастырь Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
413
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «На небеси рай - на земли Валдай: Иверский Богородицкий Святоозерский монастырь»

НА НЕБЕСИ РАЙ - НА ЗЕМЛИ ВАЛДАЙ: Иверский Богородицкий Святоозерский монастырь

«Дивна дела Твои, Господи...» - с. 85; «Слава Ти Господи, сотворившему вся...» - с. 89; «Яко возвеличишася дела Твоя, Господи; вся премудростию сотворил еси...» - с. 94; «Благослови, душа моя, Господа.» - с. 94

К числу живописных местностей обширной Новгородской губернии, бесспорно относится территория, окружающая г. Валдай, лежащий на Ала-унской возвышенности, известной под названием Валдайских гор. На величественном Валдайском озере живописно раскинулась группа островов, на одном из которых - Сельвицком - находится Иверский Богородицкий монастырь, знаменитый

своим основателем, своими святынями, но прежде всего своим посвящением - устроен во образ Святой горы Афонской, являющейся благословенным земным уделом Пречистыя Богородицы и Присно-девы Марии, где Богоматерь изрекла: «Благодать Божия да пребудет на месте сем и на пребывающих зде с верою и благоговением, сохраняющих заповеди Сына и Бого Моего. И с малым попечением все будет

на земли сей изобильно. И жизнь небесную получат, и не оскудеет милость Сына и Бого Моего к месту сему до скончания века. Аз же буду Заступница месту сему и к Богу о нем теплая Ходатаица»1.

Иверская обитель находится в 5 км по прямой линии через озеро от города Валдая. Остров, на котором построен монастырь, входит в группу таких же островов: с одной стороны остров Рябинкин, а с другой - Березин, и еще несколько меньших. Валдайское озеро со всеми почти находящимися на нем островами, а также и соединяющееся с ним узким проливом, называемым Копанью2.

В 1652 г., по поручению царя Алексея Михайловича, Новгородский митрополит отправляется в Соловецкий монастырь для перенесения в Москву мощей святителя Филиппа митрополита Московского. Святитель пострадал в правление Иоанна Грозного в 1568 г. за обличение царских беззаконий и жестокостей. В специальной грамоте Царь Алексей Михайлович приносил покаяние за своего «прадеда» Иоанна Васильевича, признавал его вину и выражал почтение к его мученической смерти. Никон прочитал перед гробом святителя Филиппа царскую грамоту и принес покаяние от имени Царя за беззаконие своего предка. Митрополит Никон с торжественным шествием возвратился с мощами святителя Филиппа в Москву. По дороге, в сонном видении, ему явился святой Филипп и благословил его намерение о построении обители на Валдае3.

Весной 1652 г. скончался Патриарх Иосиф; единодушным решением Царя и российских архиереев на Патриарший престол был выбран Никон. 25 июля 1652 г. состоялось поставление митрополита Никона в Патриарха Московского и всея Руси архиерейским собором.

Вступив на первосвятительский престол, Никон высказал Царю Алексею Михайловичу свое намерение основать монастырь на Валдайском озере.

Государь одобрил просьбу Патриарха и выделил из государственной казны достаточные для скорейшего построения обители средства4. Уже летом 1653 г. под руководство архимандрита Иакова5, на место строительства были посланы искусные зодчие, множество людей со строительными материалами, а к осени - построены и готовы к освящению две деревянные церкви. Соборный храм был освящен в честь чудотворной иконы Иверской Божией Матери, а теплый - во имя свт. Филиппа, митрополита Московского. Первым настоятелем монастыря Патриарх назначает архимандрита Дионисия - «мужа искусна и божественному писанию исполнена, добродетельна, незлобива же и кротка...»6.

Патриарх всей душой стремился как можно быстрее взглянуть на свое детище. При первом посещение строящейся обители, Никон переименовал посад Валдайский в село Богородицкое, а также нарек Валдайское озеро Святым, предварительно освятив его и опустив на дно Евангелие и крест. Сам монастырь в дополнение к прежнему названию был назван Святоозерским.

Для прославления обители по распоряжению Патриарха туда были перенесены святые мощи Иакова Боровичского, обретение которых произошло загадочным и таинственным образом. Как свидетельствует Новгородская летопись, в 1541 г. (по другим источникам - в 1452 г.) «в веси Боровичах на реке Мсте в пороге на светлой неделе во вторник явился гроб обгорелый, а в нем тело нетленно суть мертвого. И ту живущим люди тот гроб трижды отвозиша вниз по реке Мсте, за поприще и больше. Он же против быстрин речных являшеся на том месте в пороге». В сонном видении старейшинам селения открылось имя усопшего. Святой назвал себя Иаковом и укорял людей за его отвержение. «И поняли тогда жители Боровичские свое неразумное отношение к явленным им через приплытие

1 Жервэ Н.Н. Валдайский Иверский Святоозерский Богородицкий монастырь. СПб., 1999; Истомина Э.Г., Красноречьев Л.Е. Иверское чудо. Л., 1982; Шмидт В.В. Иверский Богородицкий Святоозерский Валдайский монастырь // Патриарх Никон. Труды / Сост. и общ. ред. В.В. Шмидта. М., 2004. С. 543-579.

2 Леонид (Кавелин), архим. Акты Иверского Святоозерского монастыря (1582-1700). СПб., 1878; Историческое описание Валдайского Иверского Святозерского Богородицкого монастыря. Новгород, 1889 (СПб., 1901); Петр, архим. Описание первоклассного Иверского Богородицкого монастыря, Новгородской епархии. СПб., 1850; Силин П.М. Валдайский Иверский Богородицкий первоклассный монастырь. СПб., 1892.

3 РНБ ОР. Ш.9.6а, № 1187: Никон, Патриарх Московский и всея Руси. Рай мысленный. Иверский монастырь, 1656.

4 См.: Леонид (Кавелин), архим. Акты Иверского Святоозерского монастыря (1582-1700). Грамота № 18.

5 См.: Там же. Грамота № 21.

6 См.: Там же. Грамота № 40.

мощей отрока Божия». На месте остановки гроба была построена деревянная часовня, и очень скоро вблизи часовни забил целебный источник. За время от явления святых мощей до их переноса в Иверскую обитель сохранилось двенадцать письменных свидетельств о чудесных исцелениях различных болезней.

24 февраля 1654 г. в соборном храме Иверского монастыря состоялось торжественное переложение мощей праведного Иакова из ветхой деревянной раки в серебряную, устроенную попечением Святейшего Никона. В тоже время в монастырь были привезены ковчеги с частицами мощей Московских святителей Петра, Ионы и Филиппа, и других святых.

В мае того же года была дана царская грамота с закреплением за обителью не только Валдайского озера с островами, но и других значительных земельных вотчин и монастырских угодий близ лежащих обителей - села Валдай, Боровичи, Вышний Волочек; ямы: Выдропужск, Едрово, Яжел-бицы. Среди русских монастырей не много имеется обителей, которые за короткое время были бы так быстро обогащены и возведены на одинаковую степень с древними монастырями.

В 1656 г. в Иверский монастырь переселилась братия белорусского Оршанского Кутеинского монастыря в количестве более 70 человек. Переезд был связан с притеснениями православных верующих со стороны униатов на территориях Литовской Руси, выходцы из которой пополнили в дальнейшем Иверское братство7. Наместником был назначен иеромонах Дионисий II из числа пришедшей братии. Среди монахов был будущий Патриарх - Иоаким, а так же Исакий Полоцкий -брат Симеона Полоцкого. Иноки на новое место перевезли с собой все имущество и типографию. С приходом Кутеинских монахов8, начинает развиваться книгопечатание и переплетное мастерство (это было новшеством для России, так как до этого в стране существовала только одна типогра-

фия - Государев печатный двор в Москве). Новая типография расположилась в угловой Патриаршей башне монастыря.

Необходимо отметить, что это первая провинциальная типография в Российской империи. С 1665 г. повелением Святейшего Никона она была переведена в Воскресенский монастырь Нового Иерусалима9.

С приездом в Иверский монастырь Кутеинских иноков, получают развитие новые ремесла - появляются туземные печатники, переводчики, переплетчики, мастера ценинного дела (на Руси начинается производство цветных изразцов)*; появляются искусные мастера - резчики по дереву и иконописцы.

В 1656 г. была закончена первая каменная постройка монастыря - Успенский собор; одновременно была сооружена и деревянная ограда с десятью шатровыми башнями и четырьмя проезжими воротами. 16 декабря этого же года в торжественной обстановке соборный храм был освящен10. На торжество вместе с Патриархом прибыли митрополиты Новгородский Макарий и Крутицкий Питирим, архиепископ Тверской Лаврентий и многочисленное духовенство из различных епархий России. На средства Патриарха к этому торжеству мастер Александр Григорьев вылил 1000 пудовый колокол, на котором было изображение основателя обители Патриарха Никона.

Даже в недостроенном своем состоянии этот монастырь поражал взор прибывших богомольцев. «Поистине нет ему подобного в мире» - отозвался об Иверском монастыре путешественник и племянник Антиохийского Патриарха Макария диакон Павел Алеппский11. Могучий белоснежный собор, словно высеченный из монолита, украшал золоченый пятиярусный иконостас и огромное паникадило «желтой меди», специально выписанное из-за границы, «величиною с большое дерево, с цветами, птицами и неописуемыми диковинами». Сюда же из Москвы была доставлена поражавшая всех, как

7 См.: Там же. Грамота № 88.

8 См.: Там же. Грамота № 123.

9 См.: Там же. Грамота № 208.

* До наших дией дошли частично сохранившиеся изразцы иа одиом из окон настоятельского корпуса Иверского монастыря и богатейший декор Воскресенского монастыря Нового Иерусалима.

10 Также см.: Торжество освящеиия соборного храма в Валдайском Иверском монастыре. Новгород, 1898.

11 Путешествие Антиохийского Патриарха Макария в Россию в половине XVII века, описанное его сыном, архидиаконом Павлом Алеппским. М., 2005.

Яко да не осужденно сіпавше пред славою Святого Твоего жертвенника: принесем Ти жертву хваления, Оаждь Господи о наших согрешешшх и о людских невежествиих, приятне быши жертве нашей, на месте сем. и благоприятна пред Тобою. К Тебе бо прихожду преклонь свою выю. и молютися да не отвратииш лица Своего: но мчлостивно буди зря на место сие. во дни и в нощи и во всяко время благоволи I осподи на место святое сие и собери боящаяся Тебе Господи, да пребывающий и входящий поклоняются в Церкви Святей Твоей во страсе Твоем, и настави их правдою Твоею: и да восхвалятся вси уповающий на Ти. во веки возрадуются и вселитися в них: и похвалятся о Тебе вси любящии имя Твое: яко Ты благословити их

на небеса Гай. а на земли Badafi

благодать Ьожия 1>а пребуОет на месте сем и ни пребывающих зде с верою и благоговением.

—- сохраняющих заповеди Сына и Чого Моего и с малым попечением все будет на земли сей изобильно, и жизнь небесную получат, и не оскудеет милость Сына и Чого Моего к месту сему до скончания века. Аз же 6vdv Чпчнупница месту сему — и к Богу о нем ч"

Валдайский Иверский Богородицкий Святозерский

монастырь ....

1. Успенский собор. 2.Богоявленская трапезная церковь. З.Колокольны. 4.Наместничий корпус.

5.Настоятельский корпус. б.Надвратная церковь Михаила Архангела. 7.Михайловская (Никоновская) башня. в.Казначейский корпус. Э.Братский корпус. 10. Надвратная церковь сет. Филиппа митроп.Московского.

11.Церковь св. Иакова Боровшского с трапезной и больничными палатами. 12.Гостиничные палаты.

13. Странноприимная (Зимогорская) башня. 14. Странноприимный корпус. 15. Южные врата.

16. Башня угловая (ю-в). 17. Кузнечные ворота с башней. 18.Квасоваренная башня. 19. Часовня. 20.Баня и прачечная. 21. Северные врата. 22.Амбар. 23.Конюшни с сенником.

24. Конная (Гэмысельская) башня. 25. Конюшенные кельи. 26,27. Гэстиные корпуса.

Богородица Иверская Портаитисса

Афон, Иверский монастырь, 1648 г. ГИМ, г. Москва

замечает Павел Алеппский, своим великолепием и дорогим убранством копия чудотворной иконы Божией Матери: «. икона превыше всякого удивления, поражает взор и ум зрителя: нет подобной ей даже в сокровищнице Царя, ни в его церквах, ибо мы видели все иконы.». Ценность украшений этой иконы достигала в то время более 44 000 рублей серебром. Патриарх Никон запретил всем иконописцам делать с нее списки и копии.

Удивительна была не только икона Иверской Божией Матери2*, но и история пришествие этой святыни в обитель.

Будущий Патриарх Никон, услышав о многочисленных чудесах источаемых от Иверской иконы на Святой горе Афон, вознамерился сделать с нее список и обратился с такой просьбой к Афонскому архимандриту Пахомию. Список был доставлена в Россию 1648 г., вместе с письмом от братии Иверс-кой обители, в котором говорилось: «.. собрав всю братию 365 братов, и сотворили есьма великое мо-лебное пение, с вечера и до света, и святили есьма воду со святыми мощами, и святою водою обливали чудотворную икону Пресвятой Богородицы старую Портаицкую, и в великую лохань ту святую воду собрали, и собрав, паки обливали новую доску, что сделали всю от кипарисова дерева. И опять собрали ту святую воду в лохань и потом служили Святую и Божественную литургию с великим дерзновением. И после Литургии дали ту святую воду и святые мощи иконописцу, отцу, господину Иамвлиху Романову, чтобы ему смешав святую воду и святые

мощи с красками, написать святую икону». Далее указывалось, что иконописец «токмо в субботу и воскресенье употреблял пищу, а братия по дважды в неделю совершали Всенощные и Литургии. И та икона новописанная не разнится ничем от первой иконы ни длиною, ни шириною, ни ликом, только слово в слово новая аки старая».

Сопровождать этот образ доверили афонским инокам Корнилию и Никифоры. Уже по пути в Москву икона прославилась чудесами. При переправе через Дунай на границе афонские монахи были задержаны, от них потребовали большую пошлину. Не имея денег, они приняли решение вернуться обратно. В эту же ночь во сне им явилась Богородица и укрепила их, пообещав скорую помощь. В тоже время Божия Матерь явилась греческому купцу Мануилу и попросила помочь инокам - купец заплатил требуемую сумму, и монахи отправились дальше.

В Москве Иверская икона была торжественно встречена Царем Алексеем Михайловичем, церковными иерархами и многочисленным народом. В Иверский монастырь икона была доставлена в 1656 г. к освящению Успенского собора.

Естественно, что к создателю обители в честь этого чудотворного образа, Святейшему Никону, братия обители относится с большой любовью - его имя всегда поминается в церковных заупокойных молитвах, и в келиях.

История жизни этого великого иерарха необыкновенна: в ней монашеский, аскетический

2* ГИМ ОР. Син. № 436: Сказание об Иверской иконе Богоматери.

История Иверской иконы просматривается с первого века, когда по неизреченной любви к людям Божия Матерь благословила святого апостола и евангелиста Луку написать ее изображение еще во дни Своей земной жизни. Предание приписывает кисти святого апостола и евангелиста Луки от трех до семидесяти икон Божией Матери, в том числе и Иверскую.

В первые века христианства среди мира Святой Христианской Церкви и тишины, наставшей после одоления духовных смут, - внезапно, попущением Божиим, создалась новая ересь - иконоборческая, сопровождавшаяся тяжкими гонениями на православных за почитание ими святых икон. Начавшись при иконоборце императоре греческом Льве Исавре, она продолжалась еще и при императоре Феофиле (829-842).

В стране Никейской жила в это многобедственное время некая благочестивая христианка вдова с единственным своим сыном. Была она добродетельна, очень богата и поставила церковь вблизи своего дома, а в ней - икону Богоматери, которую почитала выше всех своих сокровищ. Воины, посланные царем-иконоборцем по всей Греческой стране истреблять иконы, пришли и в дом этой христианки и, обыскивая все места, чрез окно увидели в храме и образ Пречистой.

Войны стали разорять храм, один из них со злобой ударил копием в лик Божией Матери и тотчас из него истекла кровь, как из живого лица. На разорителей напал ужасный страх, и все они разбежались, а дерзнувший ударить копием лишился рассудка.

Богобоязненная вдова, не желая более подвергать опасности эту великую христианскую святыню, взяла ее со страхом и трепетом и вместе с сыном принесла на берег моря. Вознеся молитву, они опустили св. икону в море. Произошло чудо - икона Божией Матери поплыла по воде. В течении двух веков неизвестно было, где скрывалась заветная святыня. Принять к себе икону суждено было Иверскому монастырю, который был основан на стыке ІХ-Х вв. на Афоне благочестивым грузинским полководцем Торникием. По преданию сын этой вдовицы бежал в Фессалоникию, а оттуда на Святую Гору Афонскую, в Иверскую обитель, где и был пострижен в монахи и, проведя в Иверском монастыре преподобническую жизнь, с миром отошел ко Господу, от него и услыхали афонцы об иконе, пущенной в море.

подвиг, смиренное терпение к клеветам, предательствам, изгнанию соединены с неслыханным дерзновением ко Господу. Он попытался дело личного спасения души поставить во главу угла и гражданско-государственного служения, возродив византийскую идею «симфонии» государственной и церковной власти.

«Симфония» просуществовала в России четыре года. Восточные Патриархи даже стали мечтать, чтобы Русский Царь освободит их от турецкого гнета, объединив все православные государства. Но по немощи человеческой на земле, как видно, трудно если вообще возможно устроить Царство Божие - «симфония» была разрушена усилиями внешних злорадетелей Руси при активном пособничестве бояр и молчаливом согласии Царя из тогда еще только набиравшей силу новой династии. Святейший Никон вынужден был оставить Москву, возомнившую себя Римом третьим и обратиться горе - к Новому Иерусалиму. То понимание, которое приобрел Патриарх Никон в своих исканиях пути ко Граду Божию, он оставил нам не в виде писаний, а в виде живого образа - построенного им Воскресенского монастыря, ставшего иконой Небесного Иерусалима не только в архитектурном смысле, но более - в духовном.

Ревность по Бозе, или горение сердца ко Христу, - вот основание великих деяний Святейшего Патриарха Никона по воцерковлению Русского государства, по исправлению церковного чина, по устроению монастырей во образ святынь Земли обетованной и горы Афонской.

По смерти архимандрита Дионисия II его приемником стал архимандрит Филофей, а монастырь получил статус первоклассного; возросло и число братии до 200 человек. Но к началу XVIII в. Ивер-ский монастырь оскудел и пришел в упадок, но при этом отличался высокой благочестивой и духовной жизнью братии: с 12 по 30 г. обитель со всем имуществом и землей была приписана к строившейся тогда Александро-Невской лавре.

Известен своими подвигами молчальник Па-хомий, пришедший в обитель в середине XIX в., который с радостью выполнял самые тяжелые послушания и скончался на коленопреклоненной молитве в своей келье. Особенную известность приобрел и настоятель обители архимандрит

Лаврентий, снискавший всеобщее уважение своей духовностью, добротой и кротким нравом - он был духовным наставником не только для братии, но и для многих жителей Валдая и окрестностей.

Особенно много гостей посещало монастырь в день празднования Иверской иконы Божией Матери, отмечающийся во вторник Светлой седмицы. В настоятельство архимандрита Лаврентия были установлены торжественные крестные ходы с чудотворной иконой в города Валдай, Боровичи, по уездам Новгородской и соседних губерний.

Помощь Божия и заступничество Пресвятой Богородицы постоянно проявлялась в различных чудотворных явлениях. Так, в 1848 г., когда эпидемия холеры свирепствовала почти по всей России, унося многочисленные жизни людей, объятые ужасом смерти жители Валдая, не надеясь на медицинские средства, прибегли к молитвенному заступничеству Пресвятой Богородицы. Взяв Иверскую икону Божией Матери, весь народ, с торжественным крестным ходом и молитвенным упованием обнес ее вокруг города - молитвы об избавления от холеры были услышаны, и предстательством Царицы Небесной, болезнь стала ослабевать, а затем совершенно прекратилась. В память об этом событии в следующем году Святейший Правительственный Синод утвердил совершать ежегодно крестный ход из Иверского монастыря вокруг города Валдая с молебным пением. Крестные ходы так же совершались и в престольные праздники: Успение Божией Матери, Богоявления Господня, в день памяти св. Иакова Боровичского. В крестных ходах принимали участие не только жители окрестных городов и сел, но и многочисленные паломники из отдаленных весей .

Последним настоятелем Иверского монастыря перед революцией был архимандрит Иосиф (Николаевский), который в 1920 г. был рукоположен во епископы города Валдая.

После событий 1917 г. судьба монастыря разделила участь почти всех обителей и Русской Церкви в целом. С января 1918 г. Советская власть постоянно реквизировала у монастыря хлеб, скот, рыбу, а так же овощи и фрукты. 15 июня 1918 г. специальный отряд по постановлению уездного исполкома прибыл в монастырь для реквизиции «излишков хлеба». Монахи ударили в набат и жители

3* Например, в начале XX в. в святую обитель часто посещал вместе со своей семьей церковный писатель С.А. Нилус (на Валдае они прожили около 5 лет).

Новгородский облаетмоА Свмт народных д г аута ТО!

ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЙ КОМИТЕТ

РЕШЕН И Е

.13,05,21-

. * Ж_

О передаче на баланс Ноэгоррдской епархии Тверского монастыря

В соответствии с Законом РСФСР "О собственности в РСФСР" и постановлением Верховного Совета РС4СР от 25 декабря 1990 года "0 неотложных мерах со сохранению национального культурного и природного наследия народов РС4СР"и в связи с ходатайством Валдайского районного Совета народных депутатов и общественности г.Валдая.Испол нительюій комитет Новгородского областного Совета народных депутатов РЭШ:

1. Передать в безвозмездное пользование памятники Иверского монастыря балансовой стоимостью 567В5 руб. с баланса производственной группы охраны памятников управления культуры облисполкома на баланс Новгородской епархии.

2. Сохранить функцию заказчика на реставрационные работы и инженерное обеспечение комплекса с учетом экологии за генеральной дирекцией "Новгородреконструкция" с учетом того, что Иверский мо-наотырь входит в перечень первоочередных объектов реставрации, финансируемых в соответствии с постановлением Совета Министров СССР от 04.07.88 » 816.

3. Новгородскому специальному научно-роставрационному управлению совместно с Валдайским райисполкомом до 01.01.92 довости объе: реставрационных работ Валдайского реставрационного участка до 300 ті рублей в год.

4. Генеральной дирекции "Новгородреконструкция" с учетом предложений Новгородской епархии:

4.1. В течение 1991 года совместно с ЦНИИП реконструкции городов откорректировать концепцию Иверского монастыря с учетом характера использования памятников;

Валдая, любившие и почитавшие святую обитель, подняли восстание против такой дерзости - все население города как один вышли на улицу, захватили оружейный склад и разобрали оружие. Прибывший на остров вооруженный отряд с тревогой наблюдал за ростом народа на противоположном берегу. Архимандриту Иосифу было предложено отправиться с отрядом и успокоить собравшийся Валдайский народ - настоятель согласился. При приближении к берегу лодки были обстреляны, и случайная пуля ранила архимандрита. Пострадавшему настоятелю была оказана медицинская

РС*СР

Новгородский областной Совет народных депутатов Исполнительный комитет УПРАВЛЕНИЕ КУЛЬТУРЫ

ПРИКАЗ

г. Новгород

1B.10.9I **-----в«-------

О передаче Иверского монастыря

Во исполнение решения Новгородского облисполкома > 196 от 13.05.91 ”0 передаче на баланс Новгородской епархии Иверского монастыря"

ПРИКАЗЫВАЮ:

1. Передать с баланса производственной группы охраны памятников управления культуры облисполкома ка баланс Новгородскому епархиальному управлению Русской Православной Церкви в беэвозмеэд ное постоянное пользование памятники Иверского монастыря балансовой стоимостью 56785 руб. и находящиеся в нем историко-художественные ценности.

2. Передачу памятника осуществить в срок до 31 октября 1991 года с оформлением охренной документации согласно Инструкции о порядке учета, обеспечения сохранности, содержания, использования и реставрации недвижимых памятников истории и культуры, утвержденной приказом МК СССР № 203 от 13.05,86.

3. Передачу учетной, научно-реставрационной, проектно-изыска тельской документации по Иверскоцу монастыре в полном объеме (копии) осуществить в срок до 31 декабря 1991 г.

4. Краеведческому музе» г. Валдая передать учетную, научно-реставрационного документами в полном объеме (копии) по изначальн принадлежавшим Иверс ко цу монастыре историко-художественнш ценностям в срок до 15 декабря 1991 г.

5. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя начальника управления культуры т.Щенникова В.Г.

управле»

»ОЛИСПОЛ1

культуры облисполкома

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

-КккМ4^

Ю. А. »Дубин

помощь, а реквизицию срочно отменили. На следующий день в Валдае было введено военное положение и применены вооруженные силы для наведения порядка.

В 1919 г. монастырь был преобразован в Ивер-скую трудовую артель с зарегистрированным советской властью уставом. Эта артель насчитывала 70 человек, имела 5 га монастырских угодий и 200 га занятых садами, огородами, пахотой, пастбищами. В голодные годы большевизма обитель занималась делами милосердия и раздавала бесплатно хлеб местному населению.

В 1927 г. Иверскую трудовую артель обследовал Наркомзем. В отчете было отмечено, что трудовая община «слишком тесно связана с Иверской чудотворной иконой». Это послужило поводом для снятия ее с регистрации и намерением «очистить территорию монастыря от нетрудового элемента». Монастырь был закрыт, а Иверская икона Божией Матери в золотом и богато украшенном окладе увезена в неизвестном направлении. Наступало время безбожия и торжества лихолетья...

«Дивна дела Твои, Господи...»

Идея передачи Иверского Богородицкого Валдайского Святоозерского мужского монастыря в лоно Русской Православной Церкви возникла еще в конце 80-х гг. XX в. Она нашла поддержку среди жителей г. Валдая, которые были обеспокоены судьбой архитектурного ансамбля и уникального природного комплекса в целом. Инициаторами были депутат Верховного Совета СССР В.И. Трофимов, председатель Валдайского Райсполкома

А.С. Бойцов и житель города Валдая П.Н. Прохоров, от которых исходили первые обращения о возрождении духовного центра на территории монастыря к тогда еще митрополиту Ленинградскому и Новгородскому Алексию (Ридигеру), будущему Патриарху Московскому.

В 1990 г. Новгородскую епархию возглавил епископ (ныне архиепископ) Новгородский и Старорусский Лев (Церпицкий). К решению этой проблемы он подключился еще на стадии обсуждений и первых совещаний, посвященных решению судьбы монастыря. Милостью Божией, во многом стараниями и по молитвам Преосвященнейшего владыки в дальнейшем стало возможным знаменательное событие - в июне 1991 г. решением Исполкома Новгородского областного Совета народных депутатов Валдайский Иверский Богородицкий Святоозерский мужской монастырь был возвращен Русской Православной Церкви и перешел в ведение Новгородской епархии.

Это событие предотвратило надвигающуюся культурную и духовную катастрофу, которая могла бы привести к уничтожению исторического духовного центра, поскольку в то время разрабатывался проект об открытии крупного международного туристического комплекса на территории монастыря, в котором должны были функционировать рестораны (в церкви Богоявления и в Патриаршей башне), мастерская ремесленника (в церкви Архангела Михаила), музей книги (в церкви свт. Филиппа, митрополита Московского).

За годы советской власти монастырь сменил ни одного хозяина. На его территории располагались в разные годы историко-архивный музей, музей краеведения, мастерские, госпиталь, дом инвалидов, лесная школа. В 70-е гг. на монастырском острове был выстроен жилой поселок, а в нескольких монастырских корпусах открыта база отдыха. Так что возвращенный Русской Церкви монастырь был в

удручающем, плачевном состоянии - многие здания были сильно разрушены, некоторые требовали восстановления кровли. Несмотря на неустройство и разруху, для духовного укрепления и в ознаменование возобновления жизни в Иверскую обитель из собора Петра и Павла г. Валдая перенесли ее главную святыню и покровительницу - икону Богоматери, Которая обещалась быть «Заступницей месту сему и к Богу о нем теплой Ходатаицей».

И уже 15 августа 1991 г. город Валдай посетил Патриарх Московский и всея Руси Алексий II, отслужив в Иверском монастыре перед чудотворным образом Иверской Богоматери молебен и преподав благословение на восстановление обители.

Первым наместником монастыря с благословения архиепископа Льва стал игумен Стефан (Попков), на чьи плечи лег колоссальный труд восстановительных работ. Разрушение храмов и монастырских построек, возвращенных наследниками богоборческого режима Русской Православной Церкви, было столь значительным, что многие из посещавших монастырь не верили в его возрождение.

Помимо восстановительных работ, требующих неотложных мер, главным для наместника было возрождение духовной жизни (вся братия состояла тогда из шести насельников). По благословению архиепископа Льва образцом внутреннего устройства монастырской жизни стал устав ПсковоПечерского монастыря (именно поэтому сюда был и назначен игумен Стефан, бывший насельником Свято-Успенкой Псково-Печерской обители и изнутри знавший монастырскую жизнь). Главное, что было сделано на этом этапе, - это были возобновлены ежедневные богослужения, которые сопровождались пением вновь пришедшей братии и благочестивых мирян.

Первыми помощниками в восстановлении обители стали простые валдайские жители, которые помогали приводить монастырь в порядок; первыми благотворителями были валдайские предприятия, на первых порах оказывающие посильную экономическую помощь возрождающемуся монастырю. Общими усилиями за годы наместничества игумена Стефана удалось справиться с сильной захламленностью территории, стала налаживаться хозяйственная жизнь: заготовка дров для кочегарки, работа на огородах. И, что немаловажно, была открыта трапезная. С возобновлением монастырской жизни в обитель потянулись и паломники.

,4ми*е$ -jssxzr:.

W firm*. **цм* V'h/ióSk *?«***?✓<•.

ZUVít*

и 'Я'мгфаю ijxfrftf. _________________iîL.

frvtíle*rt¿4*b4'<2ui**r¡¿ ' ОнМмг* tyA¿ÓV' &VtHU*X/sßcjftU/

M

UMMufyiMMkli

глн* ^ vfc-WA f<v'^\_.' .w<v«Vt?

А вот добраться до Иверского монастыря, который расположен на живописном острове Валдайского озера в десяти километрах от города Валдая, можно было только по старенькой плохонькой дороге и по воде. Строительство военными понтонного моста через узкий пролив в 1992 г. позволило связать монастырь и город автомобильной дорогой, что значительно облегчило передвижение автотранспорта в течение всего года.

В том же году случилось еще одно знаменательное событие, которое связано с иконой Иверской Божией Матери. Часть братии роптала на то, что перенесенный образ из церкви Петра и Павла не является тем древним образом, который был в монастыре еще при Патриархе Никоне. Икона стояла в храме в обрамлении искусственных цветов, а перед ней находился подсвечник. Так случилось, что по недосмотру в церкви Богоявления возник пожар, потушить который удалось не сразу, и икона некоторое время находилась в огне. Церковь частично пострадала, выгорел пол, а икона с тыльной стороны хотя местами и обгорела, но лик остался нетронутым огнем - был цел и невредим. После небольшой реставрации образ вновь был возвращен на прежнее место. Это происшествие было воспринято братией как первое произошедшее в обители чудо, показавшее как Сама Пречистая Богородица видимым образом дала вразумление той сомневающейся в благодатности Ее образа братии. Ропот прекратился и наладилось должное почитание иконы. Ныне же мы видим, что икона украшена многими драгоценностями, - это люди в знак благодарности в течение этого десятилетия приносят Богородице дары в подтверждение многих происходящих в их жизни чудес по молитвам перед этим святым образом.

Еще одним важным событием в жизни возрождающейся обители стало проведение в 1994 г. на ее территории Всероссийского фестиваля звонарей, который привлек внимание любителей колокольного звона всей страны. Администрацией г. Валдая для этих целей был закуплен комплект колоколов и впоследствии был передан в дар монастырю (колокола сперва были установлены на колокольне и несколько дней в обители раздавались радостные колокольные перезвоны; праздник прошел с большим воодушевлением). Так, обитель вновь обрела свой голос.

Постепенно хозяйственная жизнь в монастыре стала обустраиваться. Территория монастыря постепенно принимала благообразный вид и уже в 1996 г. появилась возможность заняться внутренним обустройством храмов. Так в церкви Богоявления был установлен иконостас. Немаловажным событием в духовной жизни монастыря, если не основным, являются монашеские постриги. Эти знаменательные события с 1995 г., когда были пострижены в мантию и рукоположены в священный сан иеромонах Борис (Григорьев) и иеродиакон Глеб (Шевченко), стали проходить все чаще.

5 мая 1997 г. указом архиепископа Льва архимандрит Ефрем (Барбинягра) был назначен исполняющим обязанности наместника монасты-ря4*. В свои 56 лет, он был одним из старейших и почитаемых монашествующих священников в епархии. Кроме того, архимандрит Ефрем имел большой жизненный и духовный опыт, а также хорошо знал строительное дело. В дар монастырю он принес старинную икону Божией Матери Знамение, которую почитал и никогда не расставался (эта икона до сих пор хранится в алтаре одного из монастырских храмов).

Имея заслуженное уважение среди прихожан, архимандрит Ефрем привлек много благотворителей и работа по восстановлению монастыря пошла быстрыми темпами - строительные работы не прекращаясь велись теперь круглый год: летом ремонтировали внешнюю часть здания, зимой занимались его внутренней отделкой. В этот период были отреставрированы фасады, на многих корпусах заменена кровля. Также была осуществлена модернизация котельной, которая к тому времени значительно обветшала.

20 января 1998 г. Преосвященнейшим Львом, архиепископом Великого Новограда и Старой Русы, было совершено первое освящение престола в церкви Богоявления.

Жизнь набирала свой темп. В монастыре было совершено пять монашеских постригов и четыре хиротонии. Большими стараниями и трудами в Успенский собор провели центральное отопление, что также позволило проводить богослужения круглогодично. Колокольня - одна из важных монастырских построек в реставрационном плане оказалось одним из сложнейших объектов. С Бо-жией помощью ее реставрация-восстановление,

4* См. также с. 91 о назначении архим. Ефрема наместником монастыря.

продолжавшееся на протяжении двух лет, было завершено в 2001 г. - на колокольне были установлены часы и она обрела завершенный вид.

21 августа этого же года обитель в своих стенах принимала Президента Российской Федерации В. В. Путина (он осмотрел архитектурный ансамбль, поставил свечи перед чудотворным образом и в дар монастырю передал еще один список иконы Божией Матери Иверская).

26 июня 2002 г. произошло еще одно замечательное событие - исполняющим обязанности наместника монастыря впервые из числа братии был назначен иеромонах Нил (Михайлов), который прошел все стадии послушания в возрождающемся монастыре. По сложившейся традиции, ему выпало продолжить проведение восстановительных работ. Забот у вновь назначенного наместника было много и он вплотную приступили к ремонту Успенского собора (были отштукатурены внешние стены, внутри собора вдоль солеи была установлена новая кованная решетка), однако трагические события оборвали его земную жизнь12. В декабре 2002 г. также из числа братии и. о. наместника был назначен иеромонах Никандр (Степанов), который и продолжил теперь уже комплексную реставрации и реконструкции всего архитектурного ансамбля Иверской обители.

«Слава Ти Господи, сотворившему вся.»

Как ни значительны были предыдущие строительные работы, но они были ситуационными -касались то одного, то другого объекта. Пришло время полномасштабной реставрации и восстановления монастырского комплекса во всем его великолепии.

Грандиозные по своему масштабу и размаху работы требовали взвешенного подхода. С первых дней и поныне они ведутся под патронатом Управляющего делами Президента Российской Федерации В.И. Кожина. В создании проекта реставрации активно участвовал заместитель Управляющего делами президента Российской Федерации И.Д. Малюшин (он взял на себя тяжкое бремя согласований на уровне проекта во всех ведом-

ствах, а также нашел необходимых подрядчиков и проектировщиков).

Всему этому грандиозному деланию предшествовал период разработки концепции реставрации и реконструкции монастыря. Ее ни один год вынашивал и выстраивал архиепископ Лев, тщательно продумывая назначение каждого корпуса, поскольку на территории монастыря помимо основных объектов планировал разместить библиотеку, иконописную школу, древлехранилище, ризницу и мастерские. Монастырь, как это было и в древности, призывался быть миссионерско-паломническим центром, в котором большое внимание должно уделяться подрастающему поколению. Так, было запланировано, а затем и осуществлено строительство трех корпусов для паломников; здание, в котором расположилась воскресная школа для детей, и детский корпус; трапезная на 250 человек. Было задумано открытие в Никоновской башне музея истории и реконструкции монастыря, включающего большую экспозицию, посвященную «фундатору места сего» - Святейшему Патриарху Никону.

И вот пришло время этим планам быть воплощенными. Но не надо забывать, что все задуманные столь грандиозные преобразования должны осуществляться на территории уникального природоохранного комплекса - объемные строительные работы должны вестись так, чтобы не был нанесен ущерб ГУ «Национальный парк “Ваддай”». Кроме того, работы должны были проводиться на территории действующего монастыря, что создавало для строителей дополнительные сложности, поскольку привычный уклад монастырской жизни не должен был нарушаться, а об отселении братии за стены обители не могло быть и речи.

Для проведения капитальные работы на территории монастыря - ремонту и обустройству его построек, - прежде всего, было необходимо обеспечить стройку современной техникой. Это в свою очередь требовало современных подъездных путей. Также было необходимо обеспечить стройку бесперебойным электро- и тепло-снабжением - подвести электричество и газ. Все это и составило первоочередные задачи.

12 Направляясь 9 декабря на празднование иконы Божией Матери Знамения в г. Великий Новгород иеромонах Нил вместе с иеромонахом Сергием (Бирюковым) и послушником Сергием (Астраханцевым) погиб в автомобильной катастрофе. Они погребены на старом монастырском кладбище за алтарем Успенского собора.

Начали, как это принято, со строительства дороги. Прокладчики столкнулись с тем, что местность труднодоступная и сильно заболоченная, но им удалось проложить качественную асфальтированную дорогу.

Еще одной сложностью в решении этой проблемы было строительство моста, соединяющего монастырский остров с островом Рябиновым. Когда-то, в XIX в., разделяющая острова протока была засыпана для более удобного проезда к монастырю, однако по прошествии времени отрезанная вода стала заболачивать территорию, что грозило природной катастрофой. Пришлось эту протоку раскапывать и через нее проложить еще один мостик. На этом примере, а их можно привести множество, ясно видно, что ежедневно вставали ранее незапланированные работы, которые приходилось решать по ходу дела.

Также, на месте старого понтонного моста, по которому тяжелая строительная техника пройти не могла, был возведен новый мост (его открытие и освящение состоялось 23 ноября 2004 г.).

После того как дорога была введена в эксплуатацию, монастырь стал более доступен как для необходимого для стройки грузового транспорта, так и для паломников на легковом транспорте и на больших туристических автобусах.

Важным и сложным делом была газификация монастырского хозяйства. Уникальность построенного газопровода в том, что были применены современные технологии (монастырь находится на острове, поэтому трубопровод был проложен методом «прокола» по острову и по дну Валдайского озера, не нанеся ущерба окружающей среде). И как ни хорошо было для монастыря, что газопровод построен, но особенно ценно то, что специально для проведения природного газа была построена газораспределительная станция, а 16 декабря 2004 г. была пущена в эксплуатацию газовая котельная, которая отапливала весь комплекс и что сразу сказалось на качестве и темпах строительства.

Проблема бесперебойной подачи электроэнергии также была решена. На следующем этапе силами Валдайских электрических сетей во главе с ген. директором В.И. Приколотиным была проложена новая линия электропередачи. Кроме того, этой организацией была построена и современная подстанция, без которой строительство и реконструкция монастыря были бы невозможны.

Но на этом крупномасштабные работы не закончились. Первым подрядчиком выступила возглавляемая А.Л. Борисовой фирма ООО «Кредо», которая осуществила проектные работы, подготовила сметную и разрешительную документацию (были проведены все необходимые согласования и получены разрешения на начало работ). Однако, в связи с загруженностью этой фирмы на других важных государственных объектах, было принято решение о замене этого подрядчика на фирму ООО «БСК-ПГС», возглавляемую С.Л. Будолаком.

Сложнейшей задачей, которую предстояло решить этой компании, - ведение крупномасштабных реставрационных работ на территории монастыря, не нарушая привычную жизнь обители. Поскольку большое строительство требует и привлечения большого количества рабочих, возникла необходимость в стройгородке с возможностью проживания.

Начались плановые работы: пришла тяжелая строительная техника; здания оделись в строительные леса. Для снабжения монастыря и стройки водой была пробурена новая артезианская скважина. По территории требовалось проложить множество инженерных коммуникаций и подвести их к каждому зданию. Необходимо было проложить километры электросетей, подвести водоснабжение, провести пожарную сигнализацию. И при этом надо было сделать так, чтобы не была разрушена ни одна стена, толщина которых порой доходит до полутора метров, но главное - чтобы все современные коммуникации и устройства, подведенные к зданиям, не бросались бы в глаза и были незаметны, не искажали бы исторического облика архитектурного ансамбля XVII в.

Для сохранности зданий и предотвращения их от разрушения велись большие работы по вертикальной планировке, выемке грунта и укреплению фундаментов.

Прокладка коммуникаций и строительные работы оставляли горы мусора. Даже такое простое дело как его вывоз, вылился в крупную акцию - с довольно небольшой территории было вывезено более 400 грузовиков строительного мусора.

Любое доброе дело не проходит без искушений, а тем более на территории монастыря. Таким испытанием стал пожар в 2005 г. - тогда сгорело три корпуса западного каре. Однако это печальное событие не повлияло на ход восстановительных работ - они

не только не приостановились, но продолжились с еще большим усердием.

Весной 2006 г. в монастырь пришли новые строители - фирма ООО «АРС-Центр» во главе с ген. директором В.А. Киселевым. На ее долю выпало завершение строительных работ. Именно эта организация придала благолепие вновь отреставрированным постройкам (были оштукатурены и покрашены фасады, покрыты кровли, позолочены купола, осуществлена внутренняя отделка).

Монастырь засиял белоснежными стенами, особую нарядность которым придает розовый оттенок декора; правда, былое благолепие фасадов - знаменитейшие изразцовые ковры времен Патриарха Никона так и не оказались восстановлены. Проводились большие землеустроительные работы, прокладывались дорожки, разбивались цветники и засеивались газоны.

На протяжении всего хода восстановительных работ не оставлял своим вниманием монастырь

В.И. Кожин. Он постоянно интересовался тем, как идут работы, неоднократно приезжал в монастырь, чтобы увидеть своими глазами какую именно помощь необходимо оказать в каждый момент. Также он координировал работу подрядных организаций и своевременное поступление финансовых средств.

Еженедельно, а иногда и по несколько раз в неделю, в монастырь приезжал архиепископ Лев, отслеживая ход работ и проверяя качество их исполнения. Вникая во все мелочи, он также участвовал в проектных и производственных совещаниях.

С первых дней своего назначения на губернаторский пост (с 2007 г.) С.Г. Митин оказывает посильную административную помощь монастырю во всех возникающих ситуациях.

Несмотря на всю эту грандиозную стройку, жизнь в монастыре текла своим чередом - он не закрывался ни на день, и все желающие могли посетить его, прибегнуть к помощи и заступничеству Святейшего Патриарха Никона и Пресвятой Богородицы, приложившись к ее чудотворному образу.

Во времена Патриарха Никона икона Иверской Божией Матери была покрыта ризою из чистого чеканного золота, отделанного жемчугом, алмазами и сапфирами. Также и для перенесенного в монастырь образа Пресвятой Богородицы было задумано создать высокохудожественный оклад по канонам церковного искусства.

Стараниями настоятеля обители архиепископа Новгородского и Старорусского Льва были привлечены благотворители, на средства которых был изготовлен новый оклад. Над созданием ризы трудились мастера различных специальностей Патриарших мастерских декоративно-прикладного искусства «ЛиК» города Златоуста под руководством художников А.И. и В.Н. Лохтачевых. Было создано произведение прикладного искусства, достойное обрамление живописного образа кисти древних мастеров.

25 декабря 2006 г. архиепископ Лев совершил торжественное освещение новой ризы к иконе Иверской Божией Матери. Как только оклад был установлен на чудотворный образ, был отслужен братский молебен о помощи Пресвятой Богородицы в восстановлении обители.

Огромные работы проведены в Успенском соборе. Еще в 60-е гг. XX в. окна собора были закрыты наглухо и здание сильно отсырело. Стены настолько пришли в негодность, что роспись потрескалась, штукатурка большей частью осыпалась. Чтобы осушить собор и для поддержания его в определенном температурном режиме были подведены сложные инженерные работы - в соборе были устроены полы с подогревом; отремонтирована уникальная в своем роде опоясывающая собор с четырех сторон

внутренняя галерея. Также в соборе установлен тябловый басменный иконостас, выполненный московскими мастерами.

Но не только восстановлением монастыря озабочена братия, но и жизнью верующих на прилежащих монастырю территориях. Так, было построено и отремонтировано несколько часовен в Валдайском районе, которые были взяты под окормление братии: часовня свт. Тихона Задонского на могиле его родителей в деревне Короцко; часовня на источнике прп. Варлаама Хутынского в деревне Моисевичи; часовня св. прав. Симеона Богоприимца в деревне Семеновщина; часовня Тихвинской иконы Божией Матери в деревне Ново-Троице; часовня Покрова Божией Матери в деревне Байнево.

Патриарх Никон освящает Успенский собор Фрагмент росписи на западной стене собора

Братия монастыря также окормляет церковь прп. Сергия Радонежского, находящуюся на берегу Валдайского озера - в ней регулярно служится Литургия (этот храм является точной копией храма, построенного в Антарктиде).

25 ноября 2007 г. наместником монастыря вновь назначен архимандрит Ефрем (Барбинягра). За этот период число братии возросло до 23 насельников, из которых пять - иеромонахи, четыре - иеродиаконы, четыре - иноки, а также послушники и трудники. Священство и часть братии, занятые на послушаниях при храме, неизменно и ежедневно присутствует на всех богослужениях, остальная часть выполняет другие различного рода послушания - занимаются огородами, работают на скотном дворе, в столярных мастерских, на пасеке.

12 января 2008 г. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II в связи с окончанием комплексной реставрации и реконструкции монастыря, совершил Божественную литургию в соборном Успенском храме Иверского монастыря, совершив перед тем чин Малого освящения собора. После Литургии Святейший Патриарх совершил молебен, на котором присутствовал и Президент Российской Федерации В.В. Путин, чьим вниманием и активной поддержкой велись эти работы.

«Яко возвеличишася дела Твоя, Господи; вся премудростию сотворил еси...»

Величие идей и наследия шестого Предстоятеля Церкви - Святителя земли Русской для пользы гражданско-государственной и гражданско-церковной все более и более осознается от поколения к поколению, от года к году. Размышляя над непростым и многозначным прошлым, мы в нем обретаем примеры и опору и духовным своим дерзновениям, и творческим свершениям. Можно с удовлетворением отметить, что то внимание, которое политическое руководство современной России уделяет монастырям никонова строения, которые как никакие другие воплощают идеи Вселенского Православия в части просветительско-прообразо-вательного свидетельства Логосного бытия в жизни мира дольнего, как никогда своевременно и находит в народе живой отклик. Идеи «симфонии» властей, столь близкие миро- и умонастроениям общества нашли свою реализацию теперь уже и в начинающейся комплексной реставрации Воскресенского монастыря Нового Иерусалима.

Как и некогда в истории, первоначально был устроен во образ святой горы Афонской - монашеской республики, живущей боговдохновенной Благо-вестной любовью - по закону Града Небесного, Валдайский Иверский Богородицкий Святоозерский монастырь. Его начало - итог богомудрого попечения и разрешения духовной скорби и раскаяния о неправдах власть придержащих предков: митрополит Филипп (Колычев) «возвращаясь» никоновым несением в Москву, указал будущему Святителю место для строительства обители - остров на Валдае. В те времена Русь преодолела Смуту и мало-помалу восстановилась от ее последствий.

Следующим шагом стало возрастание ее мощи - Русь навека становилась прибежищем и

защитителем Мира Православного, поскольку конституирующим ее принципом было симфоническое церковно-государственное стяжание образа Града Небесного. Святая Русь - новый Израиль, прообразуя Иерусалим Новый и во образ Святой Земли, начала созидать Подмосковную Палестину. Ныне же после долгого лихолетья, богоборчества, устрояя жизнь дольнюю с надеждой вспомоществования Истины торжествующей, прибегаем к ее рукотворному образу, которой устроен крепостью духа наших богомудрых и, по Слову «несть пророка в отечестве своем» (Мф. 6, 4), отверженных отцов - никонову Святого Живоносного Христова Воскресения монастырю Нового Иерусалима.

Вместе с тем заметим, что до сих пор в забвении пребывает и ждет своей череды никонов первенец - обетный Крестный Кий-островский, что в Онежском море, монастырь. Выразим надежду, что восстанавливая благолепие камней великих святынь, не забудем о воздаянии чести и тем нашим молитвенникам и предстателям у престола Божия - устроении видимого образа их Крестной обители, в которой на северных рубежах Отечества был водружен крест-мощевик - полагалась вся молитвенная сила Всех Святых по слову: «Крест хранитель всея вселенныя: Крест красота Церкви: Крест царем держава: Крест во бране победа: Крест верных утверждение: Крест ангелом слава: Крест христианом упование: Крест заблудшим наставник: Крест труждающимся тишина: Крест нуждающимся врач: Крест мертвым воскресение: Крест бесом язва».

«Благослови, душа моя, Господа.»

При проведении полномасштабных ремонтнореставрационных работ на монастырских объектах может повториться ситуация, возникшая в Иверс-ком монастыре, когда были быстро (или спешно) восстановлены и отреставрированы жилые здания, подсобные помещения, заменены инженерные коммуникации, т.е. все то, что не требует длительных и сложных соглосований с министерством культуры и органами охраны памятников. Когда же подошли к реставрации главной святыни - Успенского собора монастыря, выяснилось, что в графике-плане ни времени, ни средств на реставрацию храмов уже нет. Так, из семи храмов на территории монастыря сейчас действует только один, а работы в Иверском

(Успенском) соборе приостановлены на не определенный срок.

Во-вторых, крупномасштабные работы в краткие сроки влекут за собой множество накладок (отсутствие квалифицированного персонала, огромный расход энергоресурсов, инженерные недоделки, незапущенные резервные мощности и т.п.), которые осложняют эксплуатацию новейшего импортного оборудования и в итоге приводят к быстрому его износу и выходу из строя.

Несмотря на все эти трудности, летнее время в монастыре отмечено особой активностью. Обитель с радостью принимает своих гостей, предлагая паломникам вкусить монастырского хлеба, потрудиться во славу Божию и проникнуться духом монастырского бытия. Во время экскурсионных обзоров паломники знакомятся с богатой историей обители. Насельники монастыря с особенной заботой и теплотой встречают детей, из воскресных

школ не только Новгородской епархии, но и из других епархий России и дальнего зарубежья.

На современном этапе представляется наиболее значимым то, что исторические традиции не прервались, удалось отстоять еще один Остров Православия. Русский Север стал украшен еще одной жемчужиной - возрожденной Иверской обителью, чьи многовековые преображенные белоснежные стены, величественно отражаются в зеркале святого Валдайского озера, находящегося в уникальном природном национальном заповеднике. И какое сердце русское не порадуется, видя эту неземную красоту! Предстательством Пресвятой Богородицы, простирающей Свой омофор над Иверским монастырем, и по молитвам верующих ее небесных заступников, смеем надеяться, что возрожденную обитель ждет большое будущее и она станет духовным центром не только Русского Севера, но и всей России.

© Ефрем (Барбинягра), архимандрит, наместник Валдайского Иверского Святоозерского Богородицкого мужского монастыря

© Серафим (Игнатьев), иеромонах, насельник Валдайского Иверского Святоозерского Богородицкого мужского монастыря

Кийский крест с предстоящими (Поклонение Кресту) Икона. 1780 г. ГИМ, Москва

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.