Научная статья на тему 'НА КОЛЛЕКТИВНУЮ МОНОГРАФИЮ ПОД РЕДАКЦИЕЙ КОНСТАНТИНА АЛЕКСАНДРОВИЧА ПАХАЛЮКА «ПРЕПОДАВАНИЕ ВОЕННОЙ ИСТОРИИ В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ» (М.: СБ.: НЕСТОР-ИСТОРИЯ, 2019. 256С.)'

НА КОЛЛЕКТИВНУЮ МОНОГРАФИЮ ПОД РЕДАКЦИЕЙ КОНСТАНТИНА АЛЕКСАНДРОВИЧА ПАХАЛЮКА «ПРЕПОДАВАНИЕ ВОЕННОЙ ИСТОРИИ В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ» (М.: СБ.: НЕСТОР-ИСТОРИЯ, 2019. 256С.) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
39
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
преподавание / война / история / монография / учебник / за рубежом / Россия / teaching / war / history / monograph / textbook / abroad / Russia

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Гарунова Нина Нурмагомедовна

В монографии рассмотрены задачи, которые призвано решить преподавание военной ис-тории. В частности, выделен вопрос разра-ботки и внедрения междисциплинарных курсов преподавания военной истории в Рос-сии. Авторами акцентировано внимание на создание специальной и действующей обра-зовательной среды, актуализировано проти-водействие фальсификации и искажению истории. Предусмотрено осуществление за-дачи духовно-нравственного воспитания

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Гарунова Нина Нурмагомедовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REVIEW OF A COLLECTIVE MONOGRAPH EDITORIAL BY KONSTANTIN ALEXANDROVICH PAKHALYUK "TEACHING MILITARY HISTORY IN RUSSIA AND ABROAD" (Moscow: St. Petersburg: NESTOR-IISTORIYA, 2019 .-256 p.)

The monograph discusses the tasks that the teaching of military history is in-tended to solve. The Issue of developing and introducing interdisciplinary courses in the teaching of military history in Rus-sia is highlights; attention is focuses on creating a special and current educational environment. The counteraction to falsifi-cation and distortion of history, the im-plementation of the task of spiritual and moral education are updated.

Текст научной работы на тему «НА КОЛЛЕКТИВНУЮ МОНОГРАФИЮ ПОД РЕДАКЦИЕЙ КОНСТАНТИНА АЛЕКСАНДРОВИЧА ПАХАЛЮКА «ПРЕПОДАВАНИЕ ВОЕННОЙ ИСТОРИИ В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ» (М.: СБ.: НЕСТОР-ИСТОРИЯ, 2019. 256С.)»

ACTA HISTORICA: труды по историческим и обществоведческим наукам Т. 3. № 1. 2020

КРИТИКА И БИБЛИОГРАФИЯ

РЕЦЕНЗИЯ НА КОЛЛЕКТИВНУЮ МОНОГРАФИЮ ПОД РЕДАКЦИЕЙ КОНСТАНТИНА АЛЕКСАНДРОВИЧА ПАХАЛЮКА «ПРЕПОДАВАНИЕ ВОЕННОЙ ИСТОРИИ В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ» СМ.: СБ.: НЕСТОР-ИСТОРИЯ, 2019. - 256С.)*

Гарунова Нина Нурмагомедовна д.и.н., профессор,

Дагестанский государственный университет,

Махачкала, РФ.

garunovanina@mail.ru

Аннотация:

В монографии рассмотрены задачи, которые призвано решить преподавание военной истории. В частности, выделен вопрос разработки и внедрения междисциплинарных курсов преподавания военной истории в России. Авторами акцентировано внимание на создание специальной и действующей образовательной среды, актуализировано противодействие фальсификации и искажению истории. Предусмотрено осуществление задачи духовно-нравственного воспитания Ключевые слова:

преподавание, война, история, монография, учебник, за рубежом, Россия

Nina N. Garunova1 DSc. (History), Professor, Dagestan State University Makhachkala, Russian Federation garunovanina@mail.ru

Annotation:

The monograph discusses the tasks that the teaching of military history is intended to solve. The Issue of developing and introducing interdisciplinary courses in the teaching of military history in Russia is highlights; attention is focuses on creating a special and current educational environment. The counteraction to falsification and distortion of history, the implementation of the task of spiritual and moral education are updated

Keywords:

teaching, war, history, monograph, textbook, abroad, Russia

Война, как явление, возникло в истории человечества с появлением первых людей. Традиционно, историки уделяли и уделяют исключительное внимание истории войн и военных действий, но на наш взгляд незаслуженно мало внимания уделяется вопросам преподавания военной истории. И это притом, что есть немало специальных исследовательских работ, так как время диктует необходимость постоянного обращения к этим вопросам. Связано это и с тем, что воспитание патриотизма, формирование гражданской идентичности является одной из главных задач образовательной деятельности государства, всей системы образования и общественной активности российского общества.

Кроме того, все авторы отмечают значительное расхождение в представлении военных событий в учебной литературе, акцентируют внимание на трансформациях, которые происходят с течением времени. При этом далеко не каждый учитывает специфику изучения истории в школе, но без этого невозможно объяснить, как про-

DOI: https://d0i.0rg/10.24411/2658-3836-2020-10009 * © Гарунова Нина Нурмагомедовна

© РОО « Ассоциация педагогов Республики Дагестан

«¡^^кна Creative Commons «Attribution» 4.0 International License

Том. 3. № 1. 2020

изводится отбор содержания исторического образования, почему исторические события представлены так или иначе, какие результаты обучения должны быть достигнуты в процессе изучения истории.

Коллективная монография «Преподавание военной истории в России и за рубежом» представляет собой интересное исследование, цель которого - междисциплинарный синтез, способствующий чтобы вопросы преподавания военной истории стали предметом интереса ученых из разных научных дисциплин. Указанное опубликованное издание объединило исследователей разных направлений: историков, социологов, политологов, философов, методистов и школьных учителей. По сути, она представляет собой результат деятельности участников одноименной Всероссийской научно-практической конференции, состоявшейся 14.10.2019г, проведенной Российским военно-историческим обществом, при поддержке Института истории и политики МПГУ, Института стратегии развития образования РАО, корпорации «Российский учебник» и журнала «Преподавания истории в школе».

В работе рассмотрены различные аспекты преподавания военной истории и концепции авторов, изучающих как российский, так и зарубежный опыт, которые внесли свой вклад в развитие научной дискуссии по вопросу преподавания истории в России. Такая разноплановость тематики, а также расширение круга источников, позволили более глубоко представить поставленные проблемные вопросы.

Привлечение к созданию данной монографии более 16 специалистов позволяет быть уверенным в предлагаемых в ней выводах. В частности, один из которых констатирует, что сегодня историческое сознание в Европе размыто, потому что ее объединение сопровождалось хаотизацией исторического сознания и предпринимаются объединенные и организованные усилия постепенно изменить оценку и роль СССР во Второй мировой войне. Минусом в нашей стране при преподавании военной истории является то, что мы масштабно опираемся на одно наиболее важное событие нашей истории Новейшего времени, что позволяет нашим зарубежным партнерам подвергать этот эпизод сомнению.

Авторы монографии справедливо обозначают задачи, которые сегодня преподавание военной истории призвано разрешить:

1. разработка и внедрение междисциплинарных курсов преподавания военной истории в России,

2. создание специальной и действующей образовательной среды,

3. противодействие фальсификации и искажению истории,

4. осуществление задачи духовно-нравственного воспитания.

Авторы данного труда привлекли большое количество архивных документов, материалов официальных структур, сведений из периодической печати, использовали большое количество иностранной литературы, поэтому на наш взгляд следует подчеркнуть, что перед нами солидная научная работа, базирующаяся на внушительной библиографической и источниковой базе, подготовленная на высоком научном уровне. В частности, ее создатели обращаются к анализу феномена «преподавания Победы», проводят анализ школьных учебников в ряде стран, рассматривают сложные процессы формирования стратегии преодоления этноцентризма в преподавании военной истории в эпоху глобализации, обращаются к истории в контексте теоретико-методологических дискуссий о патриотическом воспитании.

ACTA HISTORICA: труды по историческим и обществоведческим наукам

Коллективная монография «Преподавание военной истории в России и за рубежом», безусловно, актуальна. Она написана грамотным языком, содержание и логика изложения материала в монографии позволяют сделать вывод о значительном теоретическом и практическом опыте авторов по исследуемым ими проблемам. Работа вносит определенный вклад в представление военной темы в школьном учебнике, а дискуссия в основном разворачивается вокруг таких проблемных полей, как коллективная память и те ценности, которые формируются при изучении прошлого.

В качестве пожелания хотелось бы порекомендовать авторам более критично отнестись к ряду исследовательских работ последних лет, изданных за рубежом, особенно в странах социалистического лагеря. Это связанно с тем, что некоторые из них пошли по пути преподавания подрастающему поколению националистической трактовки истории, основанной на мифах о древности своего народа, о высокой культурной миссии предков и о «заклятом враге».

Данная монография будет интересна как специалистам, так и молодым ученым, студентам и аспирантам. В опубликованной работе они найдут не только знания, связанные с теоретическими аспектами проблемы, но и добротный материал, дающий пищу для размышлений.

Статья поступила: 21.01.2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.