Научная статья на тему 'Рецензия на монографию Халидовой Ольги Борисовны «Протестанты в Дагестане: историко-социологическое исследование» (Махачкала: Алеф, 2018. – 208 с. )'

Рецензия на монографию Халидовой Ольги Борисовны «Протестанты в Дагестане: историко-социологическое исследование» (Махачкала: Алеф, 2018. – 208 с. ) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
60
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Ольга Халидова / Дагестан / протестанты / религии / Olga Khalidova / Protestants / Dagestan / religion

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Иноземцева Елена Ивановна, Гарунова Нина Нурмагомедовна

В монографии автор решает целый ряд крупных исследовательских задач: исследована эволюция протестантизма в Российской империи, показана взаимосвязь переселенческой политики царизма и возникновения протестантов на территории Дагестанской области, проанализирована история протестантов в советской партийногосударственной политике, а также в период их религиозного возрождения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Иноземцева Елена Ивановна, Гарунова Нина Нурмагомедовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Review of the monograph by Olga Borisovna Khalidova, “Protestants in Dagestan: a Historical and Sociological Study” (Ma- khachkala: ALEF, 2018. - 208 p.).

In the monograph, the author solves a number of major research problems. It investigates the evolution of Protestantism in the Russian Empire and shows the relationship of the resettlement policy of tsarism and the emergence of Protestants in the Dagestan region. Also analyzes the history of Protestants in Soviet party-state politics, as well as during their religious revival.

Текст научной работы на тему «Рецензия на монографию Халидовой Ольги Борисовны «Протестанты в Дагестане: историко-социологическое исследование» (Махачкала: Алеф, 2018. – 208 с. )»

ACTA HISTORICA: труды по историческим и обществоведческим наукам Т. 2. №1. 2019

КРИТИКА И БИБЛИОГРАФИЯ

РЕЦЕНЗИЯ НА МОНОГРАФИЮ ХАЛИДОВОЙ ОЛЬГИ БОРИСОВНЫ

«ПРОТЕСТАНТЫ В ДАГЕСТАНЕ: ИСТОРИКО-СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ»

л

(МАХАЧКАЛА: АЛЕФ, 2018. - 208 С.)

Иноземцева Елена Ивановна к.и.н., с.н.с.,

Институт истории, археологии и этнографии Дагестанского научного центра РАН, Махачкала, РФ. 1по7ешсеуа47@ша11. ги

Гарунова Нина Нурмагомедовна д.и.н., профессор,

Дагестанский государственный университет,

Махачкала, РФ.

gaгuпovaпiпa@шai1.гu

Аннотация:

В монографии автор решает целый ряд крупных исследовательских задач: исследована эволюция протестантизма в Российской империи, показана взаимосвязь переселенческой политики царизма и возникновения протестантов на территории Дагестанской области, проанализирована история протестантов в советской партийно-государственной политике, а также в период их религиозного возрождения. Ключевые слова:

Ольга Халидова, Дагестан, протестанты, религии

Elena I. Inozemceva PhD (In History), Senior Researcher, The Institute of History, Archeology and Ethnography of the Daghestan Scientific Centre of RAS, Makhachkala, Russian Federation Inozemceva47@mail.ru

Nina N. Garunovav DSc. (History), Professor, Dagestan State University Makhachkala, Russian Federation garunovanina @mail. ru

Annotation:

In the monograph, the author solves a number of major research problems. It investigates the evolution of Protestantism in the Russian Empire and shows the relationship of the resettlement policy of tsarism and the emergence of Protestants in the Dagestan region. Also analyzes the history of Protestants in Soviet party-state politics, as well as during their religious revival.

Keywords:

Olga Khalidova, Protestants, Dagestan,

religion

На протяжении всей человеческой истории институты религии и государства активно взаимодействовали и взаимовоздействовали, взаимно дополняя друг друга, играя роль своеобразного приспособления человека к изменяющимся условиям среды. На современном этапе проблема регулирования конфессиональных отношений является одной из наиболее сложных для России. Исследователи все чаще называют Российскую Федерацию политизированным обществом, где огромное влияние на все сферы жизни принадлежало государству, однако роль государства в этно-исторических и конфессиональных процессах до сих пор остается малоизученной.

DOI: https://d0i.0rg/10.24411/26.58-.38.36-20iQ-10012

* ©Иноземцева Елена Ивановна ©Гарунова Нина Нурмагомедовна © РОО « Ассоциация педагогов Республики Дагестан

Creative Commons «Attribution» 4.0 International License 88

Сложившаяся в 1990-х годах новая общественно-политическая ситуация, резко возросший интерес к религии как социокультурному явлению, ее значимости в истории и культуре обусловили кардинальные изменения места и роли религии в жизни нашего общества. Частью общества религия стала восприниматься как символ патриотизма и этничности, частью - как механизм, при помощи которого можно выразить протестные настроения.

Сегодня, в связи с кардинальным изменением роли религии и религиозных объединений, усилением значимости конфессионального фактора, проникновением его во все социальные сферы, ростом уровня религиозной самоидентификации россиян в современном российском обществе, увеличением численности религиозных объединений эта проблема не может не вызывать закономерного интереса историков. Причем, активизировались не только последователи ислама и православия, но и носители иных вероучений, в частности протестантских, что ярко проявилось в религиозно-общественной жизни Республики Дагестан. Дагестан представляет собой исторически сложившийся уникальный механизм по сотрудничеству и поддержанию диалога между представителями различных конфессий, в котором, как и в других российских регионах, усиление позиций протестантизма ярко проявилось в религиозно-общественной жизни. Возросшая в конце XX в. активность со стороны христианских миссионеров не могла не спровоцировать напряженность в таком поликонфессиональном регионе, каким является Дагестан. В этой связи изданное исследование является как нельзя более актуальным и своевременным.

В рецензируемом исследовании Халидова О.Б. решает целый ряд крупных исследовательских задач: исследована эволюция протестантизма в Российской империи, показана взаимосвязь переселенческой политики царизма и возникновения протестантов на территории Дагестанской области, проанализирована история протестантов в советской партийно-государственной политике, а также в период их религиозного возрождения.

Структурно монография состоит из введения, трех глав и заключения. К основному авторскому тексту исследования прилагается объемное и информативное насыщенное приложение документов и материалов, которое достаточно красноречиво иллюстрирует полученные результаты, выводы автора.

Введение в научный оборот письменных источников, особенно местных, не попавших ранее в поле зрения участников научного процесса весьма похвально, ведь без глубокого анализа разных источников, документов и материалов невозможно воссоздать правдивую картину исторического прошлого данного региона. Привлечение архивных источников и материалов, часть из которых впервые вводится в научный оборот, позволило автору раскрыть широкий круг вопросов, ранее не являвшихся предметом научного поиска, тем самым попытаться воссоздать наиболее целостную картину процесса формирования такого явления как «протестантизм» в национальной республике в хронологической последовательности. Источниковой базой исследования послужили материалы центральных и республиканских, архивохранилищ (фонды Государственного архива Российской Федерации (ГАРФ), фонды Центрального государственного архива Республики Дагестан (ЦГА РД) , фонды Центрального Государственного архива Республики Северная Осетия - Алания (ЦГА РСО-А).

Методологическую основу работы составляют принципы историзма, научной объективности, исходящей из признания главенствующего изучения источников при критическом анализе фактического материала. При анализе исторических источников автором широко применялся метод контент-анализа, при котором выделялась определенная система качественных признаков, характеризующих свойства массового сознания верующих интересующих нас конфессий. Автор с пониманием относится и к цивилизационному взгляду на развитие общества, концепции многомерности классовых различий и положений, которая в принципе означает свободу выбора методологической ориентации.

Введение монографии, вводит нас в основной научный замысел автора, определяет цели и задачи исследования, дает развернутый анализ существующих по проблеме наработок, суждений и оценок, очерчивает источниковую базу исследования.

В первой главе автор представляет краткую историю протестантизма, характеризует «сектантскую колонизацию» Северного Кавказа. Причем эти процессы рассматриваются автором в контексте переселенческой и межконфессиональной политики Российской империи на Северном Кавказе в конце XIX - начале XX в.

Во второй главе в хронологической последовательности автор рассматривает проблемы религиозной политики СССР в целом и положение протестантов в Дагестанской АССР, в частности. Автором приводятся интересные наблюдения и фактические данные в динамике численности представителей протестантизма непосредственно в Дагестане, очерчивается география расселения сектантов, преимущественно на севере современного Дагестана. Причем наблюдения автора удачно сочетаются с контекстом меняющейся политики Советского государства в отношении миссионерской деятельности и религиозной пропаганды.

Достаточно емко автору удалось раскрыть методы и формы религиозной политики СССР в отношении, в частности, и протестантов, представленного в Дагестане целым спектром различных групп и направлений. В политическом курсе Советского государства автор выделяет пять этапов, направленных, в сущности, на систематическую борьбу с религий путем последовательного ограничения деятельности различных религиозных организаций.

Завершается же исследование показом резко изменившейся государственной политики нашей страны в отношении государственно-религиозных организаций и принятием закона 1990 г. «О свободе совести».

Принципиальным новым для предлагаемой работы является сочетание исторического и социологического методов исследования. Путем метода социологического исследования, автор попытался составить социальный портрет протестанта в современном дагестанском обществе, их социально-демографическую специфику, измерить религиозное самочувствие последователей изучаемых общин, показать их приверженность к прозелитической и миссионерской деятельности, ориентированность на распространение своего вероучения среди носителей иного, определить их самочувствие в республике.

Интересны попытки автора разграничить понятие «народный протестантизм», «русский протестантизм», «западный протестантизм», выделяя при этом факторы, повлиявшие на зарождение и укрепление протестантизма. В работе автор

90

проводит четкую градацию протестантских и нетрадиционных общин применительно к современному Дагестану, при этом справедливо подчеркивая, что в республике отсутствуют комплексные работы, связанные с бытованием здесь иных, чем ислам, монотеистических религий.

Халидова О.Б. обращает внимание на факты того, что сложившаяся историческая обстановка в северной части современного Дагестана к концу XIX в., выразившаяся в отсутствие здесь православных приходов, не только беспокоила православное духовенство, но и подталкивала к активизации миссионерской деятельности РПЦ в регионе. Определено, что отношение местных властей к старообрядцам и сектантам было более толерантным в регионе, чем требовалось законом. Такое отношение объясняется тем, что среди представителей различных сект и старообрядческих согласий были казаки, которые на тот момент занимали особое положение в Российской империи.

Автором установлено, что политика в отношении представителей протестантских церквей проводилась в рамках общеимперской религиозной политики, но так как значительная часть католиков, меннонитов являлись колонистами, то их вероисповедные права практически не подвергались ограничениям до 1914 г. Халидова О. обращает внимание, что в период Первой мировой войны в государственной политике преобладала неудачная тенденция остановить распространение «русского протестантизма» как «немецкой веры».

Очень подробно автор рассматривает советскую религиозную политику в 1917-1930-егг, характеризует новый виток борьбы с «религиозными предрассудками» в конце 50-х гг. ХХ в.

Наиболее удачным в монографии на наш взгляд является раздел «Религиозное самочувствие и поведение протестантов в зеркале социологической науки», отличающийся свежим взглядом и новыми выводами. Здесь автор, рассматривая протестантские общины Дагестана с точки зрения их религиозной формы, выделил ряд специфических черт, свойственных большинству направлений протестантизма функционирующих в Дагестане, их вероучению, нравственным принципам, организации, психологии и образу жизни протестантских общин.

Новизна работы заключается не только в исследовании практически неизученной отечественной историографией проблемы, но и во введении в научный оборот новых источников: полевого, архивного, эпистолярного материалов, характеризующих особенности социально-политической жизни региона. Автор попытался сосредоточить свое внимание на недостаточно освещенных аспектах проблемы государственно-конфессиональных отношений в Дагестане

Материалы и выводы монографии могут быть широко использованы при подготовке новых обобщающих изданий по истории народов Дагестана и Северного Кавказа, истории религий и государственного регулирования религиозной сферы, в образовательной деятельности, при составлении курса лекций и пр. Полученные результаты в предпринятом исследовании могут быть использованы специалистами при разработке конфессиональной политики Российской Федерации, а также при создании стратегии управления в таком сложном поликонфессиональном регионе как Северный Кавказ. Отдельные положения работы могут использоваться правоведами, политологами, социологами, культурологами, религиоведами.

91

Подводя итоги исследования, автор подчеркивает важную роль религиозного фактора сегодня в Республике Дагестан, как в межконфессиональных, так и межнациональных отношениях. Автор отстаивает свою точку зрения на правомерность бытования в республике протестантских общин, что (и с этим следует согласиться) свидетельствует о существовании в обществе социальных причин и условий, формирующих благоприятную почву для их функционирования. Таким образом, Халидо-вой Ольгой Борисовной опубликовано исследование одной из важных и слабо изученных проблем истории Республики Дагестан. Труд этот своевременен и будет полезен не только специалистам-историкам, но и широкому кругу читателей.

Статья поступила: 10.04.2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.