74
Обществу «Динамо» - 90 лет
Б.А. БАЗУНОВ
НА ФУТБОЛЬНЫХ И ЛЕДОВЫХ ПОЛЯХ
В ноябре 1945 г. на лондонском стадионе «Стэнфорд-Бридж» футбольная команда московского «Динамо» провела первый матч своего турне по Великобритании, которое впоследствии назвали триумфальным.
Стартовая встреча с лондонским «Челси» завершилась вничью (3:3). Первый мяч в ворота известного профессионального клуба провел 25-летний форвард белоголубых Василий Карцев. К ничьей матч свел Всеволод Бобров, приглашенный в команду армейский игрок. По окончании встречи гвардейский оркестр исполнил гимны СССР и Великобритании.
Общий итог турне (4 матча - две победы и две ничьи при соотношении забитых и пропущенных мячей 19:9) на родине футбола расценили как сенсацию первой величины. И один из воздавших должное гостям-соперникам был Стенли Роуз, генсек Английской ассоциации футбола, позже ставший президентом ФИФА. В книге мемуаров он написал: «Московское “Динамо” стало той командой, которая впервые после Второй мировой войны показала нам новый, непривычный для нас футбол. В Англии все преклонялись перед героизмом, мужеством и отвагой русских во время войны, и чувство восхищения и благодарности вылилось в особенно теплый прием, оказанный советским футболистам. “Динамо” оправдало свое название, играя динамично и передвигаясь по всему полю с неослабевающей энергией. В Англии мы впервые увидели, какой большой объем работы должен выполняться в современном футболе».
А три месяца спустя, 17 февраля 1946 г. в Москве, на катке Государственного центрального института физкультуры, который находился на улице Казакова, двенадцать студентов впервые явили народу новую ледовую игру - канадский хоккей.
Случайные зрители увидели необычно экипированных игроков с крючковатыми клюшками, метавших от одного к другому плоскую шайбу, и вратарей в ватерпольного размера воротах.
Пять дней спустя такой же хоккей увидели несколько десятков тысяч зрителей на малом стадионе «Динамо» в Петровском парке столицы. То был демонстрационный матч с участием команд-полуфиналистов Кубка СССР по русскому хоккею - динамовской и армейской команд. И они показали настоящий «шинни», как тогда называли заокеанский хоккей.
В том же году в Москве издали правила игры в новоявленный хоккей и начали производство спортивного инвентаря.
А в марте 1946 г. председатель Всесоюзного комитета по физической культуре и спорту Николай Романов подписал приказ о проведении первого чемпионата страны по хоккею с шайбой, который в официальных документах именовался «канадским хоккеем». И немногие из ближайшего окружения главы спорткомитета знали предысторию появления этого приказа.
Дать или не дать народу новую игру, решало высшее партийное руководство страны. Ключевую роль, как гласит народное предание, сыграл Климент Ворошилов, член политбюро Центрального комитета партии и зампред Совета министров СССР. Его и принялся обхаживать руководитель спортивного ведомства Николай Романов.
Вскоре на заседании политбюро ЦК Ворошилов сделал доклад о «канадском хоккее». Глава политбюро слушал внимательно, не перебивая. После выступления докладчика Иосиф Сталин не проронил ни слова. Окружающие поняли его молчание однозначно: он - не против. Такова никем не опровергнутая до сих пор версия появления на российском льду канадской шайбы.
В том же году в Москве, Ленинграде, Каунасе, Архангельске и Риге были сыграны первые матчи первого чемпионата СССР по хоккею с шайбой.
В одном из стартовых матчей - в архангельской подгруппе - была заброшена первая шайба. Ее провел в ворота местного «Водника» 30-летний динамовский нападающий Николай Поставнин. Правда, по иной версии, это сделал играющий тренер «Динамо» Аркадий Чернышев.
Финальный турнир трех сильнейших команд проходил в Москве - на стадионе «Динамо». После первого круга бело-голубой клуб при двух поражениях - от ЦДКА (2:3) и «Спартака» (0:1) - занимал последнее место. Но во втором круге динамовцы взяли реванш у обоих соперников. И 26 января 1947 г. три финалиста набрали в итоге равное число очков. Подсчет заброшенных и пропущенных шайб дал преимущество динамовцам (10:6) над армейцами (5:6). И первые золотые медали завоевали Аркадий Чернышев (играющий тренер), Михаил Степанов, Михаил Ухмылов, Борис Бочарников, Василий Комаров, Олег Толмачев, Михаил Якушин, Всеволод Блинков, Николай Медведев, Николай Поставнин, Сергей Соловьев и Василий Трофимов.
В апреле 1948 г. председателем Комитета по делам физической культуры и спорта при СМ СССР был назначен Аркадий Аполлонов, сменивший на этом посту Николая Романова. Генерал-полковнику сохранили его воинское звание, а также прежние должности - заместителя министра внутренних дел и председателя Центрального совета спортобщества «Динамо». Однако в конце 1950 г. Аполлонова сняли с поста спортивного руководителя - за бездеятельность, которая дорого обошлась всему советскому спорту. Именно он свел спортивные контакты практически к нулю (16 из 25 чемпионатов Европы и мира прошли без участия советских спортсменов). Им было сорвано европейское баскетбольное первенство среди мужчин 1949 г. в Ленинграде. За неполные три года руководства Аполлоновым Всесоюзным комитетом был нанесен не только ощутимый урон спортивному престижу страны, но и сорвана подготовка спортсменов
ФНЦ ВНИИФК
Обществу «Динамо» - 90 лет
75
и команд к дебюту сборной СССР на летней Олимпиаде-1952.
Однако и в эти годы динамовцы не переставали удивлять своими достижениями. Одной из таких выдающихся спортсменок была легендарная Мария Исакова.
Она родилась и выросла в Вятке, по-соседству с динамовским катком. Первые коньки для нее смастерил брат: приклепал лезвие собственной конструкции к футбольным бутсам. Когда принявший ее в конькобежную секцию тренер взвесил те «бегаши», то они потянули 4 килограмма 150 граммов. Тогда он выдал школьнице беговые коньки, весившие 900 граммов.
Первый выезд за рубеж выпускницы индустриального техникума - на ее первый чемпионат мира - состоялся в 1948 г. В финском Турку она обыграла соотечествен-ниц-конкуренток - Лидию Селихову и Зою Холщев-никову, а заодно и любимицу финской публики Верне Леше, чемпионку мира 1939 г. И тогда, пробираясь сквозь толпу болельщиков в раздевалку, Исакова не раз вздрагивала от щипков, притом довольно болезненных. Сама она расценила это как мелкую месть за победу над любимицей толпы. Финские журналисты объяснили такое «приветствие» иначе: мол, люди хотели убедиться в том, что русская чемпионка не из железа. Иначе как она могла обыграть их любимую чемпионку?!
Следующей зимой финка Леше взяла реванш у Исаковой. Но лишь частично - выиграла последнюю из четырех дистанций мирового первенства-1949. Но на трех других никто не превзошел московскую конькобежку. В феврале 1950 г. на московском стадионе «Динамо» завершился первый чемпионат мира, проведенный в СССР, по конькобежному спорту для женщин. Двухдневные забеги на знаменитом ледовом овале вновь принесли победу 32-летней Марии Исаковой. На динамовском льду Исакова вновь стала абсолютной чемпионкой. И это был первый случай, когда советская спортсменка завоевала три золотые медали на трех подряд первенствах мира.
2 июля 1950 г. на главной динамовской арене дебютировал другой выдающийся динамовец - вратарь Лев Яшин. Тренер клубной команды Михаил Якушин доверил ему место в воротах в матче чемпионата СССР второго круга - против тбилисских динамовцев. И хозяева поля с трудом одолели одноклубников - 5:4.
Солдат срочной службы и новобранец команды мастеров, Яшин в матче совершил столько ошибок, что по тренерскому приговору дебютант был «сослан» в дубль, а опальный Алексей Хомич возвращен в ворота.
Через два футбольных сезона тот же Якушин вернул Яшина из «ссылки» в основной состав. И на футбольном небосклоне засверкал талант вратаря XX века.
В первом матче начавшегося чемпионата СССР по футболу между столичными командами «Динамо» и «Локомотив» в Петровском парке в воротах хозяев поля вторично дебютировал Лев Яшин.
Он пропустил один гол, на который динамовцы ответили тремя забитыми мячами. С тех пор голкипер белоголубых 21 сезон выходил на игру в неизменном темном вратарском свитере с буквой «Д» на груди.
В том же году свой первый футбольный радиорепортаж провел Николай Озеров - с московского стадиона
«Динамо», где хозяева поля принимали столичных армейцев.
Сын известного оперного певца и солиста Большого театра Николая Озерова, 28-летний дебютант-комментатор был уже заслуженным мастером спорта, известным актером Московского Художественного театра, многократным чемпионом-теннисистом, футбольным центрфорвардом в дубле и основном составе спартаковского клуба.
Впоследствии ученик патриарха советской радиожурналистики Вадима Синявского вел передачи с футбольных и хоккейных чемпионатов мира, с семнадцати Олимпийских игр. И был наставником многих спортивных радио- и тележурналистов.
А между тем продолжали радовать своими успехами конькобежцы. И для этого были основания.
4 февраля 1951 г. сильнейшие скороходы страны впервые выступали на вновь открытой ледовой дорожке высокогорного катка Медео. Первый рекорд у подножия горы Мохнатки получился сразу мировым: во второй день розыгрыша приза Совета министров Казахской ССР Софья Кондакова на 1000-метровой дистанции показала невиданно высокой результат - 1 мин 36,8 с. К тому же возрос и ее мировой рекорд в сумме многоборья.
Стадион для поразительных скоростей был построен в поразительно короткий срок: от идеи создания высокогорной ледовой дорожки до первых стартов на ней прошло всего три года. А нашел этот чудо-уголок в горах Заилийского Алатау в Казахстане и инициировал строительство ледового овала знаменитый динамовец -Константин Кудрявцев, скороход-спринтер, ставший лучшим тренером советских конькобежцев.
Неоднократный чемпион и рекордсмен страны, а затем наставник сборных «Динамо» и Советского Союза, 33-летний москвич со своими сподвижниками нашел в 1949 г. идеальное место для высокогорного катка: 1691 м над уровнем моря, лишенная солей и примесей вода для заливки льда из речки Алма-Атинки и ее ручьев, чистейший воздух, щедрое солнце и целительный микроклимат... И стараниями Всесоюзного спорткомитета и местных организаций на средства профсоюзов была уложена 400-метровая дорожка и создана необходимая инфраструктура горного стадиона, на котором за всю его историю установлено ровно девять десятков мировых достижений. Что оправдывало название катка Медео: фабрика рекордов.
В феврале 1953 г. в Хельсинки звание абсолютного чемпиона мира по конькобежному спорту первым из советских скороходов завоевал 22-летний харьковчанин и динамовец Олег Гончаренко. Прервавший гегемонию скандинавских мастеров, дебютант сборной СССР на следующий день стал героем беспрецедентного эпизода с участием кремлевского вождя, которому осталось жить на свете чуть больше двух недель.
История сенсации такова. Ровно пять лет до этого события в том же Хельсинки советская сборная потерпела жестокое поражение на чемпионате мира: ни один из конькобежцев не занял места выше двенадцатого. Итоги провального выступления скороходов обсуждались в Кремле - на политбюро ЦК партии. После выступления
ФНЦ ВНИИФК
76
Обществу «Динамо» - 90 лет
Сталина понизили в должности спортивного руководителя страны Николая Романова, конькобежцам запретили выезжать на соревнования за границу до тех пор, пока не удастся овладеть всеми мировыми рекордами. Лишь в 1953 г., когда на высокогорном катке Медео были побиты мировые достижения почти на всех дистанциях, тренеры заявили спортивному руководству страны: подготовлена команда, способная овладеть абсолютным мировым первенством. О том доложили Сталину. Гарантировав ему лавровый венок, получили молчаливое разрешение вождя на участие в очередном, хельсинкском чемпионате мира.
Олег Гончаренко, новичок сборной и чемпионатов, произвел фурор на ледовой дорожке: на 500-метровке выиграл «конек» у голландца Ван дер Воорта, на дистанции 5000 м опередил того же голландца на одну секунду, на «полуторке» снова опередил на конек - это около сорока сантиметров - Ван дер Воорта, на 10 000-метровой дорожке обыграл соперника на целый круг.
Вскоре после того, как отшумели аплодисменты и харьковчанин завершил круг почета с лавровым венком, в Москве дежурный редактор газеты «Правда» получил сообщение ТАСС о триумфе Гончаренко. Чтобы не переверстывать готовый к печати понедельничный выпуск газеты, он отложил информацию из Хельсинки. По рассказам старожилов главной партийной газеты, Сталин, просмотрев свежую «Правду», позвонил в редакцию и спросил: «Вы-таки не верите, что в Хельсинки на чемпионате мира победил наш Гончаренко? Весь мир верит, а “Правда” не верит?..»
И 17 февраля «Правда» вышла с фотографией Олега Гончаренко на первой полосе. Такого еще не бывало, чтобы орган ЦК публиковал чемпионов мира на заглавной странице.
Впоследствии Олег Гончаренко завоевал две бронзовые олимпийские медали (1956 г.), выиграл второй (1956 г.), а затем третий (1958 г.) лавровый венок абсолютного чемпиона мира. Став почетным гражданином норвежской столицы и американского города Денвер, он не удостоился подобных почестей на Родине.
На памятнике Олегу Гончаренко, что поставлен в 1986 г. над его могилой на Кунцевском кладбище в Москве, остается надпись: «Я сделал всё, что мог».
...19 июля 1952 г. в Хельсинки на стадионе, построенном еще к Олимпиаде-1940, глава Финляндской Республики Юхо Кусто Паасикиви провозгласил открытие Игр XV Олимпиады.
На параде атлетов и флагов 69 стран в тот прохладный день с моросящим дождем впервые появилась сборная Советского Союза. Под советским флагом в Хельсинки выступили 295 спортсменов из разных спортобществ. В том числе динамовцы. И небезуспешно.
В течение четырех турнирных дней многократно раздавались аплодисменты, адресованные советским олимпийцам-гимнастам. Особенно впечатляюще выступили они в командных соревнованиях - мужских и женских, ведомых бесподобными Виктором Чукариным и Марией Гороховской.
В мужской восьмерке многоборцев выделялся 34-летний динамовец Владимир Беляков, уроженец подмосковного Дмитрова. Старейший по возрасту в сборной,
он был и самым титулованным: двукратный абсолютный чемпион страны и обладатель девяти высших титулов на отдельных снарядах. Его авторитет помог обрести уверенность другому динамовцу - москвичу Евгению Королькову, который к тому же отличился в турнире на отдельных снарядах, завоевав серебряную медаль за лихую комбинацию упражнений на коне.
Впервые на олимпийский помост взошли и советские тяжелоатлеты. И произвели фурор под сводами зала «Мессухали-2».
Победный почин сделал 28-летний ростовский динамовец Иван Удодов. Трехкратному чемпиону СССР выпала нелегкая доля - открывать турнир в легчайшей весовой категории (до 56 кг). Олимпийский дебютант встретил на помосте достойных соперников из Ирана. Один из них - Али Мирзаи - выиграл у Удодова в первом движении - жиме: 95 против 90 кг. В рывке ростовчанин превзошел двух азиатов, в том числе трехкратного чемпиона мира Махмуда Намдью: 97,5 против 95 кг. В решающем упражнении - толчке - Удодов нанес главный удар, подняв 127,5 кг и оставив далеко позади иранских крепышей. В сумме чемпион набрал 315 кг и установил два рекорда - национальный и олимпийский.
Победа Удодова подвигла товарищей по команде на небывалые успехи. Выступавшие в следующей весовой категории (до 60 кг) динамовец из Тбилиси Рафаэль Че-мишкян и свердловчанин Николай Саксонов завоевали золотую и серебряную медали. 35-летний московский динамовец, тяжелораненный на войне в 1943-м, Евгений Лопатин уступил лишь блистательному Томасу Коно из США в турнире легковесов (до 67,5 кг) и добыл для команды серебряный трофей. Зато 28-летний армеец Трофим Ломакин превзошел другую американскую звезду - Стенли Станчика в поединке средневесов. А третье место в той же категории занял свердловчанин Аркадий Воробьев - будущий двукратный олимпийский чемпион, доктор медцинских наук и тренер сборной СССР. А седьмую награду команде принес полутяж Григорий Новак, который уступил в дуэли с американцем Нор-бертом Шемански.
В итоге команда советских атлетов-дебютантов, бросившая вызов непобедимой сборной США, превзошла всех по числу завоеванных медалей: семь (3 + 3 + 1) против шести (4 + 2 + 0) у заокеанских штангистов.
Игры XV Олимпиады в Хельсинки вошли в историю как праздник, который забыл закрыть тогдашний президент МОК Зигфрид Эдстрём. Произнеся пространную речь на торжественной церемонии, он не закончил ее фразой, предписанной Олимпийской хартией: «Объявляю Игры XV Олимпиады закрытыми».
Олимпийский мир был ошеломлен и выступлением сборной СССР, лидировавшей в течение всех Игр. Лишь под занавес состязаний бессменный олимпийский лидер на летних Играх - команда США - смогла сравняться с советским соперником в неофициальном командном зачете. Дебютанты СССР завоевали в Хельсинки 71 медаль (22 + 30 + 19). Почти половину наград (9 + 12 + 10) добыла динамовская дружина.
Как бы то ни было, советские олимпийцы дали понять прежнему гегемону Игр, что время его олимпийского лидерства кончилось.
ФНЦ ВНИИФК
Обществу «Динамо» - 90 лет
77
26 января 1956 г. в итальянском городе-курорте Кортина д’Ампеццо торжественно открылась седьмая Белая Олимпиада. Очередные Игры сделались поистине планетарным событием благодаря двум обстоятельствам: первой прямой показ соревнований по телевидению и зимняя олимпийская премьера команды Советского Союза.
Первую в истории советского спорта на Олимпийских зимних играх медаль завоевала 27-летняя лыжница из ленинградского «Буревестника» Любовь Баранова, выступавшая в 10-километровой гонке под девичьей фамилией Козырева. В лыжных гонках, двух женских и четырех мужских, нашим спортсменам удалось завоевать превосходный комплект медалей: две золотые, столько же серебряных и три бронзовые.
Немалый вклад внесли в успех динамовцы. А прежде всего - олимпийская семья Колчиных. Алевтина заняла 4-е место на «десятке», проиграв Козыревой полминуты, а в эстафетном трио удостоилась серебряной награды. Ее супруг - 26-летний Павел - дважды был третьим (в гонках на 15 и 30 км). В эстафетной четверке он вместе с другим динамовцем Николаем Аникиным, а также Федором Терентьевым и Владимиром Кузиным удостоился чемпионских почестей: финская команда оказалась позади на целую минуту.
На турнире конькобежцев, где триумфально выступал армеец Евгений Гришин, динамовскую марку поддержал Олег Гончаренко, завоевавший две бронзовые награды на стайерских дистанциях 5 и 10 км.
В предпоследний день зимних Игр в Кортина в решающем матче хоккейного турнира судьба свела сборные СССР и Канады. И дебютанты посрамили корифеев.
Ничего подобного не бывало в прошлом: олимпийцы-новички громили подряд всех соперников - шведов (5:1), швейцарцев (10:3), снова шведов (4:1), немцев из команды ФРГ/ОГК (8:0), чехословаков (7:4), американцев (4:0), наконец, канадцев (2:0). Кстати, обе победные шайбы в ворота родоначальников хоккей забросили динамовские форварды - Юрий Крылов и Валентин Кузин. А руководил сборной Аркадий Чернышев, выдающийся динамовский тренер.
Хоккейная виктория-1956 украсила общекомандный успех посланцев Советского Союза на зимней олимпийской премьере в Кортина. О том красноречиво говорит медальный итог: СССР - 16 наград (7 + 3 + 6), второй призер - Австрия - 11 наград (4 + 3 + 4), третий призер - Швеция - 10 наград (2 + 4 + 4).
(Продолжение следует.)
ФНЦ ВНИИФК