Научная статья на тему 'НА БЕРЕГУ ДИАЛОГА'

НА БЕРЕГУ ДИАЛОГА Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
40
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДУХОВНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ДИАЛОГ / ДОШКОЛЬНИКИ С РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ / ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА / SPIRITUALLY ORIENTED DIALOG / PRESCHOOLERS WITH SPEECH DISPRDERS / THE GREAT PATRIOTIC WAR

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Тихонова Е.С.

В основу статьи положен опыт практической работы методом духовно-ориентированного диалога с детьми дошкольного возраста с речевыми нарушениями. Содержит оригинальные тексты военной тематики. Показывает возможности диалога в работе по духовно-нравственному воспитанию личности дошкольника.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE SHORE OF DIALOGUE

The paper is based on practical educational experience through a spiritually oriented dialogue with children of pre-school age with speech disorders. Contains original military texts. Shows dialogue in the work of spiritual and moral education of the personality of a preschooler.

Текст научной работы на тему «НА БЕРЕГУ ДИАЛОГА»

Humanity space International almanac VOL. 9, No 6, 2020: 699-704

На берегу диалога

Е.С. Тихонова

Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет 115184, г. Москва, ул. Новокузнецкая д. 23Б Saint Tikhon's Orthodox University of Humanities Novokuznetsk str., 23 B., Moscow 115184 Russia e-mail: pf@pstgu.ru

Ключевые слова: духовно-ориентированный диалог, дошкольники с речевыми нарушениями, Великая Отечественная война.

Key words: spiritually oriented dialog, preschoolers with speech disprders, the Great Patriotic War.

Резюме: В основу статьи положен опыт практической работы методом духовно-ориентированного диалога с детьми дошкольного возраста с речевыми нарушениями. Содержит оригинальные тексты военной тематики. Показывает возможности диалога в работе по духовно-нравственному воспитанию личности дошкольника.

Abstract: The paper is based on practical educational experience through a spiritually oriented dialogue with children of pre-school age with speech disorders. Contains original military texts. Shows dialogue in the work of spiritual and moral education of the personality of a preschooler. [Tikhonova E.S. On the shore of dialogue]

Ходили мы по небу, как будто нам по шесть... Упали мы на землю и стали старики.

Елена Гродская

Желание

В один из неприметных дней, когда не складывалось логопедическое занятие, мне пришлось прибегнуть к банальному, но безотказно работающему приему: пообещать дошкольникам за старание и активность по два подарка. Первый подарок - это наклейка или веселый смайлик. Второй подарок -желание. Да, да, именно желание, а не поощрительный приз или еще что-то в этом роде, что получается за деньги. Не трудно догадаться, что про желание запомнили все. Легко представить, что желания оказались разными: наивными, забавными, предсказуемыми. Но одно из них заставило меня вырваться за рамки профессионального мышления и подняться над

повседневностью. Шестилетний Николка подошел ко мне одним из последних и сказал: «Елена Сергеевна, мне не нужно сюрприза или компьютерную игру. Я хочу посидеть с вами и поговорить. Такое мое желание».

Мы выбрали ближайший день, мне пришлось нарушить все рабочие планы, отодвинуть нескончаемые бумаги и отключить мобильный телефон. Уединившись в рабочем кабинете, мы стали говорить на простые и одновременно сложные темы. И не было в нашем разговоре, на первый взгляд, ничего особенного. Но почему-то все отчетливее из кулисы моей памяти выступало детское воспоминание: залитый солнцем паром, на нем молодые родители, которых я крепко держу за руки, а с берега уже ласково улыбается моя бабушка. И от света этой улыбки щекочет в носу, а в груди расправляет крылья колокол.

С каждой новой фразой Николки я почти переставала дышать от метафизики обычных слов, тем и интонаций. А его взгляд на жизнь, взгляд ребенка в узкую щелку деревянного забора, передавался и мне, слушателю, собеседнику. Взрослый, если бы и не прошел мимо забора, то ничего в саму щелку толком бы и не разглядел, а малыш видит в ней самое главное. Вот в фокусе внимания попадает галка с перебитым крылом, вот шмель засыпает в одуванчике, а вот березы машут своими зелеными крыльями чему-то невидимому в небе. Стесненность взгляда рождает пристальность. А это и есть то, с чего начинается духовно-ориентированный диалог.

Почему бывает война?

Одна из тем, взволновавших Николку, была тема войны. Чуть позже я обнаружила, что к ней имели живой внутренний интерес многие мои воспитанники. Даже самые маленькие. Но как и что рассказать о войне пятилетним малышам? Послушать после занятий фронтовые песни? Почитать и выучить стихи о войне? Примерить гимнастерку и пилотку? Сделать аппликацию «Салют Победы» в технике квиллинг? Мы много чего перепробовали в практике работы с дошкольниками. Как то раз нам на помощь пришли даже выпускники-подростки. Они нарисовали войну и передали рисунки в детский сад. Это были яркие, душевные работы. Но и их оказалось недостаточно. С

каждой новой попыткой моя растерянность нарастала, и, почти отчаявшись, я поделилась своими чувствами с папами наших ребят, просто сказав: «Помогите, я не знаю, как говорить с малышами о войне».

Уже на следующий день на моем столе лежало несколько текстов, написанных папами. Их содержание было неожиданным, глубоким, тонким, мудрым, с широкой палитрой интонаций и акцентов.

Случается, что дети в детском саду ссорятся и дерутся. Иногда дети постарше тоже ссорятся и дерутся. Даже взрослые ссорятся и дерутся, но совсем редко. А иногда целые страны ссорятся между собой и начинают драться. Это называется ВОЙНА. Когда ссорятся люди, все заканчивается кулаками и ссадинами. Когда страны воюют, все заканчивается хуже. У стран нет кулаков, поэтому они используют оружие, которым убивают людей. Многие люди, у которых есть семьи, идут убивать других людей, у которых тоже есть семьи. В общем, гибнет много людей.

Все войны происходят, когда нечестные люди обманывают глупых людей. Поэтому надо быть честным и умным. Если все будут стараться быть такими, то войны не будет.

Папа Артема Белоусова

В центре всех отцовских размышлений неизменно был человек. К серьезному диалогу о нем приглашали папы своих малышей, создавая пространство, в котором хочется думать, беречь друг друга, ценить каждый прожитый день.

Люди одинаковые. У них разная внешность, они разговаривают на разных языках, по-разному думают о Боге. У одних есть родители, у других нет, но люди все равно все одинаковые. В том смысле, что всем одинаково хочется, чтобы их любили. Когда все-все люди это поймут, между ними навсегда установится МИР. Потому что «ЖИТЬ В МИРЕ», значит понимать, что ты не лучше и не хуже других, ты - один из людей. Есть люди, которые так и живут. Но большинство людей живет все-таки иначе...

Худой МИР лучше самой маленькой ВОЙНЫ. На время, пока люди не согласились с тем, что они одинаковые, люди

должны согласиться хотя бы с тем, что они разные, и что надо уважать право другого человека жить по-своему, пока речь идет о мирной жизни...

Папа Максима Гасанова

Одним из последних свой лист бумаги протянул мне Ваня. «Это передал мой папа», - тихо произнес малыш. Я прочла первые строчки и поняла, что, если буду читать дальше, то не смогу провести занятия.

Позже мы с ребятами стали рассматривать рисунки, сделанные нашими выпускниками. Детские вопросы подтвердили предположения о том, что малыши не понимают, что такое голод и бомбежка, и куда идет плачущая девочка с прострелянным плюшевым медведем. Одновременно во мне росла уверенность в том, что многое малыши чувствуют. И тогда я прочла рассказ Ваниного папы.

Это было давно. Когда ещё вас не было на свете. Жили-были девочка и мальчик. Ни мальчик, ни девочка с самого рождения не видели своих пап. Почему так? Мама Поля и мама Анфиса объясняли им, что это все из-за «ВОЙНЫ», хотя дети и не понимали еще, что такое ВОЙНА.

И вот мальчик и девочка немного подросли и стали такими же большими, как вы теперь. Они играли во дворе со своими друзьями, у которых тоже все папы были на ВОЙНЕ. Каждый из них часто представлял себе, как вот придет папа и какой он есть на самом деле. Но однажды, в один грустный-прегрустный день, их мамы очень сильно плакали и сказали им, что папы погибли на фронте. Ну, то есть они исчезли насовсем и никогда больше не смогут прийти к ним, не поговорят, не обнимут и не поиграют с ними. И вот тогда дети поняли, что же такое ВОЙНА.

А потом они выросли, встретились и стали моими мамой и папой. А у меня так и не было ни одного дедушки, к которому я мог бы сходить в гости. Только ордена и желтая порванная бумажка, где написано, что мой дедушка, мамин папа, «пал смертью храбрых».

Почему «храбрых»? И как это - «пал смертью»? И зачем? А представьте, как будто на вашу семью надвигается страшный огонь, от которого нельзя спрятаться. И только

один человек, самый сильный и самый храбрый, может закрыть вас от огня своим телом. А кто у вас в семье самый сильный и самый храбрый? Конечно, папа! Так и на ВОЙНУ в огонь уходили папы и защищали свою страну, семью и детей.

В той войне, когда пали мои деды, погибло много людей. Их мамы, папы, братья, сестры и другие близкие люди плакали все от горя. И слез, если собрать вместе - целое море!

Почему бывает ВОЙНА, если она приносит столько горя? Давайте, когда вы станете большими, то сделаете так, чтобы все люди жили в МИРЕ! А может, вы уже сейчас знаете и объясните взрослым, что нужно для этого сделать?

Папа Вани Осинцева

Разговор с малышами о войне получился. В ходе его слова не придумывались, не вспоминались, а рождались. В конце занятия дети рассматривали рисунки друг друга о войне. В них отразились те чувства и переживания, которые испытали малыши на занятии. Они рисовали чистое небо и яркое, но плачущее солнце, стаю летящих журавлей, цветущую поляну и памятник погибшим на полях сражений защитникам Родины, себя и своих близких, пришедших поклониться героям войны и дорогу, ведущую к храму.

Я же совершила ошибку. Как-то незаметно для себя вдруг утратила позицию собеседника. В позе учителя, словно потеряв связь с источником слова, воспроизводила лишь клишированные выражения: «Мы должны помнить о тех, кто сохранил нам мир, должны быть благодарны, должны, должны...». Моя растерянность от неуклюжести и неискренности собственных слов нарастала, да и дети как-то затихли. На несколько секунд в группе воцарилась тишина. Однако возникший диалог, поставленный под угрозу взрослым, был спасен самым неожиданным образом. Внезапно раздался детский голос: «Я буду молиться за них!» - просто сказала Катя. И все ребята ее серьезно поддержали.

Капля на ладони

Желание Николки и разговор с ним навсегда в моей памяти. Почему так? Ведь это был обычный, на первый взгляд, разговор. Разговор без скуки, напряжения, тяжести, ощущения напрасно потраченного времени, без четкого сценария и тем,

навязанных ребенку. Та встреча никогда не зовет нас из прошлого в прошлое. Она здесь и сейчас, она дышит в ухо и перышком проводит по сердцу. Она видится дождем, льющим с неба в три ведра, но не того, что идет с грохотом, а того, что идет как мирное торжество водосвятия. И для этого чуда нужно всего-то остановиться в замешательстве перед каплей, упавшей на ладонь. Что с ней сделать: стряхнуть или помедлить? А еще вовремя убрать себя, настроить внутреннюю оптику и сердечный слух. И тогда твоя ладонь станет колыбелью для капли. И ты долго-долго будешь помнить лето, солнце на плоту, родные лица, капли в ладони и себя на берегу. На берегу диалога.

ЛИТЕРАТУРА

Колпакова М.Ю. 2013. Введение в диалогическую психологию. М.: Канон+,

Реабилитация. 256 с. Тихонова Е.С. 2014. Диалог в практике помощи детям с речевыми

нарушениями. М.: Издательство ПСТГУ. 144 c. Флоренская Т.А. 1991. Диалог в практической психологии. М.: Институт психологии АН СССР. 244 c

Получена /Received: 18.11.2020 Принята/Accepted: 22.11.2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.