Научная статья на тему 'Н. З. Кидакоева, А. А. Кубова. Социально-исторические аспекты фэшн-индустрии в западных странах'

Н. З. Кидакоева, А. А. Кубова. Социально-исторические аспекты фэшн-индустрии в западных странах Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
149
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Н. З. Кидакоева, А. А. Кубова. Социально-исторические аспекты фэшн-индустрии в западных странах»

Н.З. Кидакоева, А.А. Кубова

СОЦИАЛЬНО-ИСТОРИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФЭШН-ИНДУСТРИИ В ЗАПАДНЫХ СТРАНАХ*

Фэшн-индустрия занимает важное место в системе современной культуры, представляя собой отрасль, в которой задействовано огромное количество людей, ресурсов, производственных мощностей. В фэшн-индустрии помимо модельеров и моделей работают фотографы, гримеры, рекламисты, стилисты, экономисты, работники швейных фабрик, мастерских и различных производств.

Важным аспектом функционирования фэшн-индустрии является деятельность модельных агентств, формирующих образ современного красивого, успешного человека. В доинформационную эпоху, в отсутствие развитых средств коммуникации, тем не менее находились способы распространения сведений о том, что предпочитают носить законодатели моды. Например, в Римской империи использовались раскрашенные куклы из обожженной глины высотой от 8 до 25 см, которые отправляли в провинции Римской империи вместо модных иллюстраций. Французы до 1860-х годов использовали похожие куклы, только большего размера для демонстрации последних парижских тенденций в Петербурге, Вене и Мадриде.

Современные формы трансляции моды в одежде начали формироваться в Европе в XVII в. В этот период начали выпускаться специальные журналы, которые распространяли парижскую моду по всей Европе. В них публиковали отдельные крупные гравюры, раскрашен-

* Кидакоева Н.З, Кубова А.А. Социально-исторические аспекты зарождения фэшн-индустрии в западных странах. - Режим доступа: http://cyberleninka.ru/ article/n/sotsialno-istoricheskie-aspekty-zarozhdeniya-feshn-industrii-v-zapadnyh-stranah

ные вручную с описанием каждой модной детали. Для ознакомления с модными тенденциями в Париж из других городов и стран отправляли своих мастеров.

В индустриальную эпоху с появлением швейных машин производство одежды становится действительно массовым. Одежда большинства людей, носившая раньше индивидуальный характер, поскольку производилась вручную, становится более стандартной. При этом достаточно сложные и интересные модели стали доступны большему количеству модниц за счет удешевления процесса производства. Х1Х в. становится переломным в истории моды: зарождается модная индустрия. Возникают швейные предприятия, магазины по продаже готовой одежды. Новые технологии сделали качественную и модную одежду доступной для более широкого круга людей и дали толчок развитию торговли. Важным условием успешности коммерции на рынке одежды становится реклама - визуальная демонстрация предметов одежды, для чего стали приглашать девушек-манекенщиц. Слово «манекенщица» происходит от голландского слова mainikin, использовавшегося для обозначения детализированной куклы, которая служила в качестве натуры художникам. В XIX в. этот термин начал обозначать куклу человеческих размеров, служивших в работе французским портным.

В это же время появилось понятие haute couture (фр. «высокое шитье»). Родоначальником и создателем высокой моды повсеместно признается англичанин Чарльз-Фредерик Ворт. Все новшества Ворта, касающиеся модных элементов одежды, становились чрезвычайно популярными среди знатных дам по всему свету. В 1868 г. Ворт объединяет салоны, в которых одевались высшие круги общества, и создает Синдикат французской моды. Посылом для создания Синдиката послужило в первую очередь желание охранять авторские права на модели членов Синдиката. До этого времени портной, создававший шедевры для представителей высшего общества, оставался безликим автором. Его произведения могли копировать, права автора не были защищены. Теперь имя портного или ателье стали указывать на ярлыках, пришиваемых к одежде, что вслед за Вортом стали делать и другие кутюрье во всем мире.

Другой причиной создания Синдиката было желание мастеров от кутюр одевать своих клиентов в уникальные модели, в которых они отличались бы от простых буржуа. Высокая мода смогла удовлетво-

Н.З. Кидакоева, А. А. Кубова

рить потребности высших кругов в эксклюзивной одежде. Имя кутюрье на модели приобретало ценность как гарантия качества и знак высокого положения.

Синдикат высокой моды с некоторыми добавлениями и изменениями в уставе существует и сегодня. Члены Синдиката должны дважды в год представлять новые коллекции и проводить регулярные показы моделей. Стать членом Синдиката очень непросто. Для вступления в Синдикат существует ряд правил: применение ручной работы при изготовлении одежды (доля машинной работы 30%), показ два раза в год новых сезонных коллекций в Париже и требуется иметь Дом высокой моды в Париже.

Именно Вортом были заложены основы управления индустрией моды: регулярное обновление стилей и силуэтов, использование большого разнообразия тканей, увеличение производства шелка как самого востребованного вида ткани, приведшее к конкуренции отдельных фирм производителей, все это явилось мощным фактором расширения сбыта и соответствовало потребностям рыночной экономики.

Развитие индустрии моды повлекло за собой развитие модельной отрасли. Изначально манекенщицами выступали актрисы и танцовщицы, для которых показы мод были разовым заработком, поэтому о профессионализме не было и речи. Из девушек, демонстрировавших одежду, делали обезличенные манекены: чтобы отличаться от аристократок, на них надевали «нательные чехлы», т.е. длинные черные платья, поверх которых надевали модели дизайнера. Такая традиция продержалась довольно долго, прежде чем профессиональные манекенщицы вышли на подиум.

После Первой мировой войны на Запад хлынула волна русских аристократов-эмигрантов. Девушки, обладавшие прекрасным образованием, изысканными манерами и привлекательной внешностью, заняли место непрофессиональных манекенщиц. В индустрии моды появилось новое понятие - светская манекенщица. Именно в это время манекенщицы становятся уважаемы в обществе и начинают зарабатывать хорошие деньги.

XIX век стал эпохой пассионариев для мира моды. В лидеры выходят несколько стран, которые и по сей день остаются законодателями фэшн-индустрии. В городах Франции, Великобритании, США начинают свою деятельность люди, создавшие предпосылки для

формирования модной индустрии и заложившие основы, остающиеся базовыми для модного бизнеса и сегодня. Такие знаковые личности, как Чарльз Ворт, Алексис Лавинь, Жанна Сен-Дени Пакен, Коко Шанель, Эйлин Форд - создали правила модной и моделинговой индустрии. Благодаря их новаторским взглядам мода сложилась как институт.

Т.А. Фетисова

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.