Научная статья на тему 'Н. В. Никольский - последователь идей и дел Н. И. Золотницкого'

Н. В. Никольский - последователь идей и дел Н. И. Золотницкого Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
156
100
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОСВЕТИТЕЛЬСТВО / ПРОСВЕЩЕНИЕ / ЧУВАШСКАЯ ПЕДАГОГИКА / ENLIGHTENMENT / EDUCATION / CHUVASH PEDAGOGICS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Портнов К. П.

В статье показано просветительская и педагогическая деятельность родоначальников чувашского просвещения и педагогики И. Я. Яковлева и Н. В. Никольского, которые являются последователями идеи и дел Н. И. Золотницкого.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The author relates about the founding fathers of the Chuvash education -I.Ya.Yakovleva and Н. V.Nikolsky who were followers of N.I.Zolotnitsky's ideas.

Текст научной работы на тему «Н. В. Никольский - последователь идей и дел Н. И. Золотницкого»

УДК 314.004

К. П. Портнов

Н. В. НИКОЛЬСКИЙ - ПОСЛЕДОВАТЕЛЬ ИДЕЙ И ДЕЛ Н. И. ЗОЛОТНИЦКОГО

«Весь мир считает Менделеева создателем периодической системы элементов. Немцы не согласны с этим. Они говорят, что периодическую систему элементов впервые подметил немецкий химик Меер.» (И. Я. Яковлев в воспоминаниях современников. - Чебоксары. - 1968. - 96 с.). Часто пользовался этим изречением наш чувашский Великий Просветитель И. Я. Яковлев, когда речь заходила о представителях наций в продвижении науки вперед, о вкладе каждого народа в развитие педагогики и просвещения. «Науку двигают вперед не представители только двух или трех национальностей, а ученые всего мира, всех народов, какие существуют на земле», говорил он. Это изречение применимо и к отдельному народу, нации. Любая новая, передовая мысль, любое прогрессивное дело, в какой бы отрасле это не происходило - не продвигается, не достигается без участия нескольких личностей. Если даже он один, все равно он будет черпать знания, мысли, задумки предшественников, пользоваться тем богатством, фактами, которые были до него или есть.

Вся просветительская и педагогическая деятельность родоначальников чувашского просвещения и педагогики И. Я. Яковлева и Н. В. Никольского пронизаны идеями, думами, делами передовых мыслителей того времени, в особенности вдохновителя и идеолога педагогов - шестидесятников Х1Х столетия К. Д. Ушинского.

В статье «О народности в общественном воспитании» (опубликованной впервые в «Журнале для воспитания». - 1857. - № 7, 8) коренной закономерностью в развитии образования, просвещения К. Д. Ушинский называет народность воспитания. Ушинский требовал создать школы доступной для народа, управляемой самим народом и отвечающей его интересам. Он стремился к разработке такой системы школьного образования, которая смогла бы удовлетворить эти интересы, отразить самый дух народа, особенности национальной культуры. В статье «Родное слово» (впервые опубликован в «Журнале Министерства народного просвещения». - 1861. - № 5), он дает высокую оценку родному языку, назвав его «величайшим народным наставником», «удивительным педагогом».

Зная о диапазоне научных и познавательных интересов Н. В. Никольско -го, зная об удивительных стремлениях его к истоковедческим изысканиям, с большой уверенностью можно утвердить, что труды Н. И. Золотницкого для Н. В. Никольского были одними из почитаемых. Он не только глубоко

изучал деятельность Золотницкого, но и является одним из последователей просветительских, педагогических идей и дел Н. И Золотницкого. Плеяда сегодняшних исследователей и ученых выражает благодарность Никольско -му и за сохранение и доведение до последующих поколений трудов Золотницкого. Деятельность Н. И. Золотницкого для Н. В. Никольского был примером, и он становился продолжателем дел, начатых им.

Никольский высоко ценил труды Золотницкого. В работе «Краткий обзор работ по этнографии чуваш» он ставил Золотницкого выше своего любимого учителя - В. К. Магницкого. «Если В. К. Магницкий старается как можно больше собрать и описать для науки этнографических фактов, то Н. И. Зо-лотницкий проделывает весьма важную для этнографии работу по объяснению уже известных фактов. Пользуясь данными сравнительного языковедения тюркского и финно-угорского. Золотницкий ввел изолированные до сих пор чувашские этнографические факты в общую семью урало-алтайских народов и таким образом наметил пути для выяснения взаимоотношений чуваш с тюркскими и финскими племенами. С этой стороны заслуженной известностью в русской и иностранной науке пользуются труды Н. И. Зо-лотницкого» - писал он. Между прочим отрадно отметить, В. К. Магницкий считал себя учеником Золотницкого.

Что связывало Никольского с Золотницким? Последователем каких идей, дел Золотницкого становился Никольский? Хотя Никольского с Золотницким отделяло большой возрастной период, почти 50 лет. (Годы жизни Золотницкого 1829-1880, а Никольского - 1878-1961), у них было много общего. Это и юношеские годы, учеба, выбор жизненного пути, идеи и помыслы, преданность чувашскому народу, борьба за его просвещение, благосостояние. Самое первое, что связывало Никольского и Золотницкого - это стремление к знаниям, к учебе, притом с малых лет. Связывает их и то, что они учились в одних и тех же учебных заведениях, хотя в разные годы.

Николай Иванович Золотницкий родился (1829 г.) в семье русского священника, работавшего в чувашском селе Чурашево Чебоксарского уезда Казанской губернии. Николай с детства наблюдал за чувашскими обычаями и традициями. В результате постоянного общения с чувашами Золотницкий прекрасно овладел чувашским языком. После окончания Чебоксарского духовного училища Золотницкий некоторое время учился в Казанской духовной семинарии. В 1847 г. он оставляет учебу там и поступает в историко -филологический факультет Казанского университета. Как и Никольский, в Казанском университете он увлекся и сделал жизненным кредом собирание и изучение произведений устно-поэтического творчества чувашского народа. После окончания Казанского университета в 1851 г. он работал в Казанской палате государственных имуществ, некоторое время жил в родном селе Чурашево. В 1855 г. Золотницкий выехал в г. Вятку, где служил в государственных канцеляриях, много ездил по Вятской губернии. В родной деревне

и в Вятке он понял, насколько важным для России являются вопросы народного образования.

Как и Золотницкий (В 1860-1863 гг. Золотницкий был редактором «Вятских губернских ведомостей»), Н. В. Никольский в деле просвещения народа большое значение придавал печати. Изучение редакторской деятельности Золотницкого укрепляло в Никольском мысль о важности и действенности печатного слова. Именно тогда зарождалась у Никольского в голове мысль об издании газеты для чувашей. Когда появилась возможность выпустить газету, он смело решился издать газету «Хыпар».

В 1865 г. Н. И. Золотницкий, после освобождения от должности редактора, поселяется в Казани. С этого периода он всю свою жизнь, свою энергию полностью посвятил просвещению чувашского народа. В 1867 г. ему поручают руководство чувашскими школами земства Казанской губернии, а 7 февраля 1867 г. Министерство просвещения назначает Н. И. Золотницко -го инспектором чувашских школ Казанского учебного округа. На этой должности он работал до 17 мая 1871 г. Благодаря неутомимой деятельности Николая Ивановича с 1870 г. в чувашских школах родной язык стал языком обучения. Это было закреплено решением Министерства просвещения России.

Н. И. Золотницкий в историю просвещения нерусских народов России вошел как один из первых основателей системы Н. И. Ильминского. В ее основе лежало использование родного языка в обучении нерусских народов.

Для Н. В. Никольского идея обучения родного языка инородцам стало делом жизни. В своих трудах «Народное образование у чуваш», «Основы инородческого просвещения» и др. он связывал успехи просвещения чувашей со второй половиной Х1Х в., прежде всего с «народной школой», в ко -торой средством обучения выступает родной язык.

Н. И. Золотницкий занимался повышением педагогической и методической культуры учителей. Инспекторские поездки Николая Ивановича были связаны с многочисленными встречами с крестьянами. Говорил он с ними на чувашском языке, агитировал за обучение детей в школах. Золотницкий умело вносил свои идеи в развитие двухклассных училищ, школ повышенного типа. Так, в 1867 году в Шинерпосях было открыто двухклассное училище и оно сразу получило новое дыхание: улучшилась посещаемость учащихся, сократился отсев и повысился охват детей обучением. Для поддержания интереса девочек к учению в школе были введены уроки рукоделия.

Книги и учебные пособия для чувашских школ Золотницкого явились золотым фондом чувашского просвещения, основой и фундаментом его становления. «Чуваш кнеге» — первый чувашский букварь, изданный дважды, в 1867 и 1870 гг. Буквы для букваря основывались на русской графике, составлен был в основном применительно к звуковому методу. Здесь он был последователем К. Д. Ушинского.

Есть у Золотницкого и другой труд, в последующем в издании такого пособия стал и его последователь Никольский. Это первый чувашский календарь - «Сьолдалык кнеге». Золотницкий его тоже, как и «Чуваш кнеге», издавал дважды: в 1867 и 1874 гг. Календарь содержит исторические сведения из жизни России. Значительное место занимали материалы о наших соотечественниках К. Минине и Д. Пожарском и др. В этих книгах отразились и методические взгляды автора, непосредственно проверенные в школах.

Работая в переводческом комиссии ПМО, Никольский составлял и издавал календари на чувашском языке - «Султалык кенеги» с 1906 по 1914 гг. -всего 9 книг.

Вне сомнения Н. И. Золотницкий является одним из основоположников эстафеты чувашского просвещения. Хотя историкам просвещения известны отдельные факты личной неприязни И. Я. Яковлева к Золотницкому, тем не менее, Яковлев продолжил дело просвещения чувашского народа на прочно заложенном Золотницким фундаменте, которого продолжил другой просветитель - Н. В. Никольский.

Библиографический список

1. Ултургашева, О. Г. Подготовка учителя родного языка и литературы как основа сохранения и развития языка, культуры и истории этноса (на примере Республики Хакассии) // Сибирский педагогический журнал. - 2006. - № 2. - С. 183 - 189.

2. Ключникова, М. Ю., Ключникова, Е. В. Подготовка учительских кадров для миссионерских школ Горного Алтая (вторая половина XIX - начало XX в.) // Сибирский педагогический журнал. - 2006. - № 3. - С. 153 - 165.

3. Тадыев, П. Е. Выдающееся событие в истории алтайского народа // Сибирский педагогический журнал. - 2006. - № 3. - С. 97 - 106.

4. Цаллагова, З. Б.Этнопедагогический диалог культур // Сибирский педагогический журнал. - 2007. - № 4. - С. 231 - 235

5. Волков, Г. Н. Факторы народного воспитания в их взаимодействии // Сибирский педагогический журнал. - 2007. - № 4. - С. 235 - 261

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.