https://doi.org/10.30853/pedaqoqy.2019.2.3
Помелов Владимир Борисович
Н. В. ЧЕХОВ - ВИДНЫЙ РОССИЙСКИЙ ПЕДАГОГ, ПРОСВЕТИТЕЛЬ И ОРГАНИЗАТОР НАРОДНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
В статье раскрываются основные вехи биографии видного российского педагога второй половины XIX - начала XX в. Николая Владимировича Чехова (1865-1947). Рассказывается о его общении с А. И. Ульяновым и М. С. Александровым (Ольминским). Охарактеризован вклад Чехова в развитие педагогической науки и народного образования в России. Представлены его взгляды на пути формирования отечественной системы образования и педагогической науки. Н. В. Чехов показан и как научный руководитель Анатолия Ивановича Кондакова, одного из первых руководителей Академии педагогических наук РСФСР, создателя известной в свое время Знаменской школы-коммуны в Вятской губернии. Адрес статьи: отм^.агат^а.пе^т^епа^М^Р^^/З.^т!
Источник
Педагогика. Вопросы теории и практики
Тамбов: Грамота, 2019. Том 4. Выпуск 2. C. 13-20. ISSN 2500-0039.
Адрес журнала: www.gramota.net/editions/4.html
Содержание данного номера журнала: www.gramota.net/materials/4/2019/2/
© Издательство "Грамота"
Информация о возможности публикации статей в журнале размещена на Интернет сайте издательства: www.gramota.net Вопросы, связанные с публикациями научных материалов, редакция просит направлять на адрес: [email protected]
Список источников
1. Бутырин Г. Н., Ефимов Н. Н., Нечаев В. Я. Дистанционное образование по оценкам экспертов // Материалы 4-й конференции по дистанционному образованию. М., 2006. C. 114-171.
2. 10 мифов об онлайн-образовании [Электронный ресурс]. URL: https://sn.ria.ru/20180330/1517602947.html (дата обращения: 28.04.2019).
3. Кларин М. В. Инновации в обучении. Метафоры и модели. М.: Наука, 1997. 398 с.
4. Назаренко А. Л. Информатизация образования: синтез традиционного и электронного обучения (опыт создания новой модели лекционного курса) // Открытое образование. 2015. № 2. С. 70-74.
5. Полат Е. С., Бухаркина М. Ю., Моисеева М. В., Петров А. Е. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / под ред. Е. С. Полат. М.: Академия, 2002. 272 с.
6. Фомина А. С. Онлайн-обучение в высшем учебном заведении: методики, контент, технологии [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.rU/article/v/onlayn-obuchenie-v-vysshem-uchebnom-zavedenii-metodiki-kontent-tehnologii (дата обращения: 04.07.2019).
7. Хохлова А. А. Массовые открытые онлайн-курсы в системе высшего образования на примере Самарского государственного технического университета // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2017. № 5 (71). Ч. 2. С. 210-212.
8. Хуторской А. В. Дистанционное обучение и его технология [Электронный ресурс]. URL: http://eidos.ru/journal/ 2005/0910-18.htm (дата обращения: 03.07.2019).
9. Царев А. С. Развитие новых институциональных форм высшего образования на современном этапе [Электронный ресурс]. URL: http://eidos.ru/journal/2006/0901-10.htm_(дата обращения: 03.07.2019).
10. Шитова В. А. Организация обучения в высшей школе с применением дистанционных образовательных технологий [Электронный ресурс]. URL: https://evestnik-mgou.ru/vi/Articles/Doc/211 (дата обращения: 03.07.2019).
ONLINE COURSES: REVOLUTION IN EDUCATION OR SUCCESSFUL PR CAMPAIGN?
Kravchenko Mikhail Aleksandrovich, Ph. D. in Philology, Associate Professor Rostov State Transport University [email protected]
Kravchenko Oksana Viktorovna, Ph. D. in Philology Rostov State University of Economics aspiranttgpi@yandex. ru
The article aims to describe the "online education" phenomenon, which has become popular in our country nowadays due to the development of distant and electronic learning systems. The paper summarizes the experience of the West European and American education systems, which influences directly the development of the Russian online education. The analysis of the advantages and shortcomings of online education leads the authors to the conclusion about the necessity to develop the so called "hybrid education" system, which is synthesis of traditional and electronic formats of teaching.
Key words and phrases: online education; online courses; distant learning; electronic learning; education system; information and communication technologies.
УДК 37 Дата поступления рукописи: 08.04.2019
https://doi.Org/10.30853/pedagogy.2019.2.3
В статье раскрываются основные вехи биографии видного российского педагога второй половины XIX- начала XX в. Николая Владимировича Чехова (1865-1947). Рассказывается о его общении с А. И. Ульяновым и М. С. Александровым (Ольминским). Охарактеризован вклад Чехова в развитие педагогической науки и народного образования в России. Представлены его взгляды на пути формирования отечественной системы образования и педагогической науки. Н. В. Чехов показан и как научный руководитель Анатолия Ивановича Кондакова, одного из первых руководителей Академии педагогических наук РСФСР, создателя известной в свое время Знаменской школы-коммуны в Вятской губернии.
Ключевые слова и фразы: Н. В. Чехов; О. Ф. Миллер; А. И. Ульянов; М. С. Александров (Ольминский); земская школа; школы грамоты; съезды деятелей по техническому и профессиональному образованию; А. И. Кондаков; Д. И. Тихомиров.
Помелов Владимир Борисович, д. пед. н., профессор
Вятский государственный университет, г. Киров vladimirpomelov@mail. гы
Н. В. ЧЕХОВ - ВИДНЫЙ РОССИЙСКИЙ ПЕДАГОГ, ПРОСВЕТИТЕЛЬ И ОРГАНИЗАТОР НАРОДНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Видный российский педагог Николай Владимирович Чехов при жизни считался одним из самых значительных российских деятелей народного образования, причем как в дооктябрьский период, так и в годы советской власти. Его многогранная, неустанная деятельность на ниве просвещения снискала ему большую популярность и любовь в самых широких учительских кругах.
Н. В. Чехов
Редкий случай для видных педагогов его поколения - и после Октября 1917 года он не затерялся в непривычном для себя социальном окружении, не занимался фрондерством по отношению к новой власти, а продолжил, как и прежде, напряженно трудиться и успешно сотрудничал с советской властью до конца жизни, еще 30 лет!
Его заслуги перед народным образованием и отечественной педагогической наукой весьма значительны, но биографических статей о нем было крайне мало; в советские годы его работы вообще не переиздавались. А потому и имя его, и дела стали постепенно забываться. Мы посчитали необходимым напомнить современному учительству об этом человеке и составили более или менее полное изложение его биографии и основных трудов.
Н. В. Чехов родился 15 (27) июня 1865 г. в Санкт-Петербурге в семье известного врача-психиатра. Начальное образование Николай получил дома. В 1877 г. он поступил сразу во второй класс 6-й Санкт-Петербургской гимназии, которую окончил в 1884 г.
Благополучная домашняя обстановка способствовала формированию у юноши интереса к гуманитарным наукам, а на становление его общественных взглядов существенное влияние оказал его двоюродный брат Михаил Степанович Александров (1863-1933), вошедший в историю большевистского движения под псевдонимом Ольминский. Он был на два года старше Николая и до своего ареста в 1885 г. проживал в семье Чеховых.
После Октября 1917 г. М. С. Ольминский постепенно отошел от партийной работы, переключился на занятие публицистикой; стал известным историком, литературным критиком и литературоведом. Он один из немногих старых большевиков, кто умер своей смертью и был похоронен, как было принято указывать в советские времена, «на Красной площади, у Кремлевской стены»; фактически же он похоронен в Кремлевской стене.
В 1884 г. Николай Чехов поступил на историко-филологический факультет Санкт-Петербургского университета. Его любимым профессором был О. Ф. Миллер - руководитель студенческого научно-литературного общества, куда вошел на третьем курсе и Н. Чехов. Однако после ареста секретаря этого общества Александра Ульянова О. Ф. Миллер был вынужден покинуть университет.
Вместе с другими студентами Чехов печатал и распространял студенческие прокламации, но ни к какой партии он не принадлежал, хотя по своим взглядам и примыкал к народникам. Его привлекала сама идея «хождения в народ»; была близка мысль о необходимости «возвращения долга народу» через ликвидацию неграмотности, распространение знаний, организацию изб-читален.
Н. В. Чехов относил себя к числу буржуазных либералов, «культурников», гордившихся тем, что они жертвовали своей карьерой и жизненным благополучием ради просвещения народных масс. Он активно участвовал в работе комитета грамотности при Вольном экономическом обществе.
Работал в школе в деревне Волково близ Санкт-Петербурга и в воскресной школе для рабочих на Шлис-сельбургском тракте за Невской заставой - в той самой школе, где впоследствии встретились и познакомились В. И. Ленин и Н. К. Крупская. Кстати, в этих школах все учителя работали на безвозмездной основе.
Кроме того, Н. В. Чехов увлекался изучением редких языков: персидского, монгольского, тибетского и санскрита. Окончив университет в 1888 г., причем сразу по двум отделениям - славянскому и историческому, он тут же поступил в Санкт-Петербургский археологический институт, где проучился еще два года [3, с. 190].
Отказавшись от места столоначальника в столичном департаменте финансов, он покинул Санкт-Петербург и в 1890 г. вместе с женой Марией Александровной выехал в Тульскую губернию, где начал свою педагогическую деятельность. Быстро освоившись на новом месте в должности заведующего хозяйственной частью земских училищ Богородицкого уезда, молодой педагог вскоре стал своим человеком в школах уезда.
Помимо земских школ он посещал крестьянские школы грамоты, контролировал их работу и давал советы и указания учителям. Н. В. Чехов вспоминал: «Сначала я сам учился у учителей и только понемногу сделался их руководителем, не переставая быть учеником их практического опыта» [Цит. по: 5, с. 26].
Учителями земских школ в массе своей были крестьяне, окончившие начальную школу и кое-чему выучившиеся самостоятельно, а затем сдавшие экзамен на звание учителя. Эти экзамены принимались в гимназиях, в том числе и в первое время после Великой Октябрьской социалистической революции, пока в 1918 г. советской властью не были упразднены сами гимназии - вместо них были учреждены так называемые единые трудовые школы [3, с. 190].
В крестьянских школах грамоты зачастую учителями были грамотные подростки. Все эти учителя оставались, прежде всего, крестьянами и «меняли плуг на указку» с наступлением зимы, по окончании сельскохозяйственных работ. Для них указания человека, окончившего столичный университет, были равносильны «лучу света в темном царстве» собственной малограмотности, хотя, конечно, сам Н. В. Чехов в те годы был еще совсем молодым человеком. Разумеется, он получил в университете фундаментальную научную подготовку, но пока что не имел существенного практического педагогического опыта [Там же].
Сохранились интересные воспоминания Н. В. Чехова о деревенской школе того времени: «Школа помещалась в простой избе. Десятка два учеников сидели вокруг стола, а в задней половине избы помещалась и вся семья хозяина. Бабы пряли, дети пищали в люльках, младшие ребята играли в уголке в какие-то тряпочки. Тут же находился теленок, кудахтали куры, кричал петух. В избе так темно, что сначала видны только какие-то тени. Наконец, различаешь кучку ребят за столом, перед ними - высокого учителя с большой бородой в каком-то дьяконовском полукафтане.
Бросаются в глаза книги, по которым читают ребята: это толстые в кожаных переплетах с металлическими застежками богослужебные книги на церковнославянском языке. Прошу показать, как читают ученики. Учитель указывает на одного из мальчиков, и тот, водя указкой по книге, с невероятной скоростью начинает выкрикивать: "Буки люди аз живете...". Когда слушаешь это чтение, то кажется, что присутствуешь при каком-то непонятном обряде: бормочет человек какие-то бессмысленные слова, за смыслом текста никто не гонится на этой первой ступени обучения, и ученики привыкли к этой бессмыслице и не стараются проникнуть в ее содержание. Они исполняют приказание учителя и очень прилежно.
Процесс урока или, вернее, учебного дела, который продолжается от света до сумерек с перерывом на обед, всегда один и тот же. Ученики раскрывают книги, каждый свою, - а они различны, - каждый на своем месте, где он остановился вчера, и начинают все зараз твердить урок. В избе стоит неумолкающий гул голосов; дети выкрикивают в разных комбинациях каждый свое. Этот гул не мешает учителю спрашивать в это время урок. За тем, что и как читают остальные ученики, он не следит.
По очереди он подходит к ученику и заставляет его прочесть "урок", то есть заданный отрывок текста. Спросив прошлый урок, учитель задает следующий, показывая указкой слова, сам читает их по азам, складывая из букв, а ученики повторяют это за ним. Так они прочитывают текст три, четыре раза.
Затем учитель заставляет ученика самого повторить этот текст, а сам слушает. Если ученик не запомнил и ошибается, то учитель снова повторяет с ним текст еще несколько раз и затем говорит: "Ну, учи хорошенько". И ученик начинает неистово повторять новый кусочек, чтобы не забыть его, потому что большинство берет эти тексты только памятью, и сами разобрать новый текст не могут. Читать они способны только выученные страницы. Учитель повторяет ту же работу и со следующим учеником, и так, пока не обойдет всех. Теперь он может отдохнуть, но детям отдых не полагается. Учитель иногда уляжется на печь и оттуда покрикивает на них: "Учи веселей!". Или: "Ванька, что замолчал?! Не ленись!"» [5, с. 27-28].
Мы привели этот отрывок текста с той целью, чтобы наглядно показать современному читателю, как выглядел сам процесс обучения в старой школе. В те годы шла борьба между старым, буквослагательным методом обучения грамоте (пример использования которого приведен в процитированном выше отрывке) и звуковым, аналитико-синтетическим. В земских школах было, конечно, больше сторонников прогрессивного, звукового метода. В церковно-приходских и «домовых» школах грамоты, где учителями были малоподготовленные люди, преобладал «более привычный» буквослагательный метод.
Н. В. Чехов приложил немало усилий к внедрению звукового метода посредством методической подготовки учителей. Для этого он давал показательные уроки и проводил их обсуждение, добивался регулярного снабжения школ через земства методическими и наглядными пособиями, учебной литературой.
Большую работу инспектору Н. В. Чехову приходилось проводить среди крестьян, агитируя их за открытие школ в деревнях. Ассигнования земства составляли недостаточную сумму, и без помощи сельских обществ было не обойтись.
В итоге за 8 лет работы Чехова в Богородицком уезде количество начальных земских школ увеличилось с 35 до 90. И это при том, что правительством проводилась политика их удушения и насаждения церковноприходских школ. Бюджет земства на нужды школы за эти годы поднялся с 7500 руб. до 40000 руб., в том числе и благодаря усилиям Н. В. Чехова [4, с. 283].
В 1885 г. Чехов участвовал в работе 2-го Всероссийского съезда русских деятелей по техническому и профессиональному образованию, на котором он активно выступил по вопросу о введении всеобщего образования. Там он познакомился с известным русским педагогом и организатором образования Василием Порфирьеви-чем Вахтеровым, который был одним из организаторов съезда.
К этому времени относятся и первые печатные работы Чехова: «Отчеты о состоянии народного образования в Богородицком уезде Тульской губернии» (с 1890/91 по 1896/97 учебные годы), «О роли земства в осуществлении всеобщего обучения».
Между тем в Богородицке над головой Н. В. Чехова сгущались тучи. Новый председатель земской управы граф Бобринский дал понять молодому педагогу, что его деятельность ему неугодна. Следствием доноса на Чехова о том, что своей деятельностью среди крестьян он на них вредно влияет, стало то, что в 1897 г. он был вынужден покинуть Богородицк.
Н. В. Чехову удалось получить назначение на должность заведующего двуклассным училищем при станции Екатеринослав (ныне город Днепр). Одновременно ему было поручено инспектирование всех начальных двухклассных школ Екатерининской железной дороги. Училище было открыто в 1889 г. с числом учеников 128. Опыт организации трудовой школы был задуман и осуществлен инженером, начальником железнодорожных мастерских Петром Ивановичем Христиановичем и служащим правления Павлом Ивановичем Буланже, другом и последователем Л. Н. Толстого. Так что Н. В. Чехов начинал не на пустом месте.
В Богородицке весь годовой уездный бюджет по народному образованию составлял, как уже отмечалось, 40000 рублей, а здесь Н. В. Чехов заведовал училищем, которое одно расходовало в год 50000 рублей. Данное учебное заведение отличалось прогрессивным характером преподавания. Здесь была хорошо налажена воспитательная работа, связь обучения с физическим трудом, оно было в достаточной степени обеспечено необходимым оборудованием.
Кроме того, Чехов с большим увлечением работал в комиссии народных чтений, участвовал в создании общества содействия физическому развитию детей и в научном обществе г. Екатеринослава, руководил курсами для железнодорожных рабочих, читал лекции по истории русской литературы в местном народном университете.
В 1897 г., когда Н. В. Чехов принял училище, численность обучавшихся составляла 444 человека, имелись 12 классов, 15 педагогов. Спустя пять лет, когда он оставлял училище, численность учащихся и учителей составляла, соответственно, 1110 и 50 человек, количество классов - 40 [3, с. 192]. Заканчивавшие это училище подростки могли продолжить образование в средних железнодорожно-технических училищах, средних технических училищах и ремесленных училищах министерства просвещения.
Н. В. Чехов стремился внести новое содержание и новые методы работы. Так, общеобразовательные дисциплины преподавались три-четыре часа в день до обеда; в 12 часов - бесплатный обед; затем - практические предметы и труд, а именно обучали закону Божию, русскому языку, арифметике, чистописанию, славянскому языку, труду (предметные уроки), истории, географии, гигиене, естествознанию, геометрии, чтению образцов русской литературы, рисованию, черчению, пению.
Трудовое обучение для мальчиков и девочек было различным: у мальчиков оно включало работу с картоном (2 класс) и жестью (3 класс), пайку, столярные, слесарные и кузнечные работы (4-5 классы), токарные работы по дереву и металлу (5 класс); девочки занимались шитьем и кройкой (1-5 классы), кулинарией (3-5 классы), прачечным делом (3-5 классы), обучались основам медицины (5 класс).
Загородные прогулки, ученический хор, путешествия во время летних каникул, воскресные чтения с «волшебным фонарем», елка, праздник встречи весны и другие мероприятия, проводившиеся в училище, делали жизнь детей насыщенной и интересной.
Н. В. Чехов работал с большим воодушевлением. «Его уроки как образцовые посещались учителями многих школ. Его школа становится рассадником педагогических знаний и передовых методов обучения» [6, с. 48]. В 1900 г. поделки учащихся даже экспонировались на Всемирной выставке в Париже.
Постепенно Н. В. Чехов включился в профессиональное учительское движение, стал принимать активное участие в учительских обществах, различных просветительских организациях, комитетах грамотности, местных и всероссийских учительских съездах.
Так, в зимние каникулы 1902-1903 учебного года в Москве прошел 1-й учительский съезд общества взаимопомощи, участниками которого были 300 делегатов из 80-ти учительских обществ взаимопомощи.
Либеральные резолюции съезда появились в печати лишь через пять лет. Чехов выступил на съезде с докладами о правах и обязанностях учителей и об обществе взаимопомощи учителей. Своими выступлениями он приобрел популярность в среде учителей. Как отмечали современники, его имя становилось дорогим и близким для передового революционно настроенного учительства [1, с. 39].
В эти годы Н. В. Чехов активно выступал в прессе («Приднепровский край», «Екатеринославские губернские ведомости»), развивал широкую культурно-просветительскую работу среди взрослого населения, поэтому «царская охранка» внимательно следила за ним.
Последовали доносы, затем ревизия из министерства просвещения во главе с А. И. Барановым (автором учебника «Наше, родное»). Тот нашел работу Чехова не отвечающей требованиям министерства. Перепуганное местное начальство стало искать повод избавиться от Чехова, и в 1902 г. он был вынужден покинуть город.
Н. В. Чехов устроился на работу в качестве заведующего отделом образования при Тверской губернской земской управе. Это земство слыло либеральным и одним из самых прогрессивных в России. Чехов развернул здесь чрезвычайно широкую и плодотворную деятельность. Это было время его беспрерывных командировок в Вышний Волочок, Торжок, Ржев, Бежецк, Корчев, Старицк и другие населенные пункты в качестве лектора на учительских курсах и съездах.
Отдел образования под его руководством вел статистику школьного и библиотечного дела, ведал книжными складами (так тогда назывались книжные магазины), руководил учреждениями профессионального образования, такими, как женская учительская школа имени П. П. Максимовича в Твери. Важным направлением деятельности отдела была также организация летних курсов повышения квалификации для учителей [3, с. 193].
В Твери он познакомился с С. И. Гусевым1, впоследствии видным большевиком, и В. П. Потемкиным, ставшим в дальнейшем министром народного просвещения РСФСР и первым президентом академии педагогических наук РСФСР.
Вскоре Н. В. Чехов стал членом, а потом и председателем учительского общества взаимопомощи в Твери. Он задумал провести в жизнь постановления вышеупомянутого съезда, которые касались улучшения правового, материального и общественного положения сельских учителей.
Это смелое решение совпало по времени с правительственной ревизией Тверской губернии. Правительство вело атаку на земские учреждения, и тверское земство было выбрано в качестве первой жертвы. Весь либерально настроенный состав земской управы был не только не утвержден, но даже выслан за пределы губернии, рассеян по всей России.
Но Н. В. Чехов не сдался и на этот раз. Он оказался в Москве и поступил на работу в крупную книготорговую фирму И. Д. Сытина на должность помощника редактора книг для народа и детского чтения. Он написал цикл рассказов для журнала «Друг детей» о зарубежных писателях, разнообразные научно-популярные статьи.
Н. В. Чехов развернул бурную общественную деятельность. Он выступил одним из учредителей Всероссийского учительского союза (1905), был членом союза учительских обществ и бюро учительского союза, много ездил по стране. Выступал в качестве участника и организатора всех учительских съездов тех лет.
Активно проявил себя Н. В. Чехов на 2-м съезде деятелей по техническому и профессиональному образованию (1895-1896, Москва), который стал, по существу, первым общественным выступлением русского учительства.
На 3-м съезде (1903-1904, Санкт-Петербург) собрались уже около 3000 участников. Главное внимание было уделено вопросам общего образования, жесткой критике деятельности министерства просвещения.
В годы первой русской революции Н. В. Чехов вместе с В. И. Чарнолуским и Я. И. Душечкиным входил в центральное нелегальное бюро Всероссийского учительского союза, где развернулась интенсивная работа по профессиональному сплочению учительских масс за свои права. Несмотря на противодействие царского режима, удалось организовать два губернских съезда.
Кроме того, союз развернул, несмотря на официальный запрет, бурную работу по созыву Учредительного всероссийского съезда учителей, который был открыт в помещении столичного технологического института в июне 1905 г., но уже на следующий день работы все 152 делегата переехали в Выборг, где было спокойней.
Съезд прошел на даче М. Н. Стоюниной2, заведующей известной женской гимназией, председателем совета которой был один из организаторов съезда В. А. Герд. Председателем съезда избрали В. И. Чарнолу-ского, секретарем - Н. В. Чехова.
Делегаты приняли программу реорганизации российской школы на демократических основах и устав союза учителей, в котором главной задачей была признана борьба за коренную реорганизацию дела образования в России на началах свободы, демократизации и децентрализации. Под этим подразумевалось введение всеобщего бесплатного и обязательного начального обучения, уничтожение сословных и преимущественных привилегий и ограничений по признакам пола, национальности, происхождения, вероисповедания и т.п. [Там же, с. 194].
В Бюро Союза вошел и Н. В. Чехов. Следующий съезд состоялся в начале 1906 г. в Териоках (Финляндия).
В 1907 г. Н. В. Чехов работал в нелегальном исполнительном комитете национальных учительских объединений, организовывал и редактировал боевой профсоюзный печатный орган «Учитель».
В апреле 1908 г. он выступил с большим докладом о положении Всероссийского союза учителей на конференции представителей учительских союзов, в том числе национальных. Н. В. Чехов отметил, что при всем разнообразии народностей, населяющих Россию, и различии местных условий одна учительская организация не может обслуживать запросы всего учительства России. Поэтому педагог выдвинул идею учреждения региональных союзов в каждой российской губернии [Там же].
В 1906-1909 гг. Н. В. Чехов работал в Санкт-Петербургской земской учительской семинарии. «Чехов оказался незаменимым человеком, - говорил о нем директор А. К. Янсон. - Прежде всего, поражало всех его
1 Сергей Иванович Гусев (настоящее имя - Яков Давидович Драбкин) (1874-1933). Его дочь Елизавета Яковлевна Драб-кина (1901-1974) была в советские годы известной писательницей, автором книг о В. И. Ленине и его соратниках («Черные сухари», «Навстречу бурям», «Баллада о большевистском подполье» и др.). В книге «Кастальский ключ» она выдвинула ряд гипотез, связанных с творчеством А. С. Пушкина.
2 Мария Николаевна Стоюнина (1846-1940) была основательницей частной женской гимназии. Ее муж Владимир Яковлевич Стоюнин (1826-1888), видный российский педагог. В начале 1920-х гг. М. Н. Стоюнина была вынуждена эмигрировать из Советской России на одном из так называемых «философских пароходов» вместе с дочерью Людмилой и зятем Николаем Онуфриевичем Лосским (1870-1965), впоследствии знаменитым философом. Жили они преимущественно в Праге.
необычайное добродушие, уравновешенность и спокойствие. Ученики со всеми воевали, но не с ним: он их обезоруживал. В нем я нашел такого товарища и друга, что я даже не представляю себе, как бы я справился со своей работой без него. Это была моя совесть и моя вера. Как мы, преподаватели и ученики, горевали, когда он уходил от нас» [Цит. по: Там же].
Вместе с женой в 1908 г. Н. В. Чехов организовал общество содействия дошкольному воспитанию, членами которого были Е. И. Тихеева1 и А. М. Коллонтай2. Совместно с профсоюзом рабочих-металлистов он открыл детский сад для детей рабочих при клубе «Знание».
При его содействии в столице были открыты еще 14 детских садов. Н. В. Чехов разрабатывал методику детского чтения для младших школьников и для детей дошкольного возраста, издал ее под названием «Детская книга и детское чтение», редактировал журнал «Учитель», сотрудничал в «Народном учителе», «Просвещении», «Вестнике воспитания», «Русской школе».
В 1909 г. Н. В. Чехов перешел на работу в Московскую городскую управу, где он продолжил свою просветительскую деятельность. Однако городской голова Н. К. Гучков вскоре отстранил Чехова, заявив ему: «Я знаю, что вы очень много делаете, но вы делаете совсем не то, что нужно нам; ваша деятельность для нас вредна» [Цит. по: 5, с. 79].
Увольнение Н. В. Чехова вызвало бурю протеста со стороны прогрессивной общественности. 423 общественных деятеля и педагога Москвы подписали памятный адрес, в котором были такие слова: «Вы, Николай Владимирович, один из тех, которые несут с собой бодрость всюду и стремятся пробуждать ее в других...». В письме выражалась уверенность, что недалеко то время, когда для реализации идеалов, за которые борется Чехов, будет создана иная, более благоприятная почва [Цит. по: Там же].
После увольнения из управы Н. В. Чехов поступил на работу преподавателем на Московские женские педагогические курсы Д. И. Тихомирова3, а вскоре его избрали председателем педагогической секции этих курсов. Для будущих учительниц он читал курс методики преподавания русского языка, курс организации школьного дела и делал обзор детской и народной литературы.
В предоктябрьские годы Н. В. Чехов пишет ряд книг, принесших ему славу историка педагогики. Особенно выделяется его монография «Народное образование в России с 60-х годов XIX века» (1912), которая стала настольной книгой для каждого серьезного исследователя истории российской педагогики. Всего им было опубликовано свыше семисот работ.
В 1916 г. вместе с семьей (у него было семь детей) он переехал в Воронеж, где организовал двухлетние педагогические земские курсы для учителей, которыми и заведовал до 1919 г. (позднее на их базе был открыт пединститут).
В сентябре 1920 г. Н. В. Чехов был приглашен в Наркомпрос РСФСР на работу в качестве члена комиссии отдела единой школы. Спустя два года он был назначен заведующим отдела опытно-показательными учреждениями Наркомпроса.
Возникновение опытно-показательных учебно-воспитательных учреждений, таких, как школы-коммуны и школьные городки, было вызвано стремлением передовых педагогов к поиску новых путей воспитания и обучения подрастающего поколения.
Самую известную в стране школу-коммуну возглавлял вятский учитель Анатолий Иванович Кондаков, создавший ее в селе Знаменка Яранского уезда Вятской губернии. О своей работе в ней Анатолий Иванович рассказал в книге «Школа-коммуна» (М., 1961).
Впоследствии Н. В. Чехов стал научным руководителем аспиранта А. И. Кондакова, который в своих мемуарах тепло вспоминал Н. В. Чехова, сохранившего, по словам А. И. Кондакова, «до конца жизни черты простого народного учителя, открытого жизнерадостного человека с широкой русской душой, мудрого и доброжелательного советника» [Цит. по: 2, с. 15].
Н. В. Чехов активно работал над созданием сети опытно-показательных учреждений. Задумка, в принципе, была такая: на опыте лучших обучать остальных, тем самым распространяя передовой педагогический опыт. Одних всероссийских съездов (конференций) по данному вопросу Чеховым было организовано пять, но прогрессивные демократические эксперименты в области образования продолжались недолго.
Нарождавшейся в СССР административно-бюрократической системе ни к чему были педагогические объединения коммунарского типа, и вскоре все указанные учебные заведения были перепрофилированы в традиционные учебные заведения [Там же, с. 12]. Так, в 1925 году и Знаменский школьный городок, в числе прочих учреждений подобного типа, закончил свое существование. Он был преобразован в сельскохозяйственный техникум, кстати, существующий и по сей день.
Ликвидация Знаменского школьного городка, о деятельности которого Н. К. Крупская знала лично, вызвала у нее сожаление. Узнав об этом от директора городка, она сказала: «Как? Почему? По чьему распоряжению?
1 Елизавета Ивановна Тихеева (1867-1943), видный специалист в области дошкольного воспитания.
2 Александра Михайловна Коллонтай (1872-1952), нарком государственного призрения, чрезвычайный и полномочный посол СССР.
3 Дмитрий Иванович Тихомиров (1844-1915), выдающийся российский педагог, издатель, организатор педагогических курсов, давших начало Московскому государственному педагогическому институту. Автор многочисленных учебных пособий и книг для чтения в младших классах. Безусловный лидер среди всех российских педагогов второй половины XIX в. - начала XX в. по тиражу изданных педагогических работ.
Почему не сумели отстоять это важное для народного просвещения дело? Вам следовало обязательно сообщить в Наркомпрос мне или Н. В. Чехову. Мы могли бы вам помочь» [Цит. по: Там же].
Увы, реально помочь чем-либо Н. К. Крупская уже не могла, но, конечно, не хотела показать свое административное бессилие в разговоре с провинциальным педагогом.
В связи с ликвидацией опытно-показательных учреждений был упразднен и руководимый Чеховым отдел; в 1927 г. он стал заведующим школьным отделом и проработал в нем до 1930 г.
Много творческих исканий, неутомимости в научном поиске проявлял Н. В. Чехов, работая в вузах, на Высших педагогических курсах (1926-1929), в институте повышения квалификации учителей, на педагогическом факультете во 2-м Московском государственном университете (1923-1930), в библиотечном институте (1942-1945), а также в научно-исследовательских учреждениях (1919-1947), в частности, в научном институте педагогики (1926-1930), в институте школ (1937-1941), в Академии педагогических наук СССР в должности директора архива (1943-1945), в научно-исследовательском институте детского чтения и в музее детской книги (1933-1937).
Он был членом центрального комитета общества «Долой неграмотность», редактором журнала «За грамоту».
Некоторое время в Наркомпросе РСФСР Н. В. Чехов работал в отделе всеобщего обучения и в комиссии по просвещению национальностей. Одним из итогов этой работы стал выход в свет его учебников: «Русский язык в школах национальных меньшинств» (М., 1928), «Русский язык для татар» (М., 1929), «Обучение русскому языку нерусских взрослых» (М., 1929), «Обучение русской разговорной речи нерусских взрослых» (М., 1941) (первые три работы были написаны в соавторстве).
Педагогическое мировоззрение Н. В. Чехова, как и многих других передовых педагогов его поколения, сложилось под влиянием взглядов революционеров-демократов.
В соответствии с общедемократическими взглядами он стоял за широкое общее образование, боролся с узостью и утилитаризмом учебных программ, неизменно подчеркивал важность воспитывающего обучения. Школа, по мнению педагога, должна воспитывать детей в духе своего народа, а для этого необходимо, чтобы основным учебным предметом народной школы был родной язык [3, с. 196].
С особой любовью занимался он вопросами исследования детской литературы и детского чтения. Знание детской психологии и литературы позволило Чехову подробно разработать методику обучения чтению детей разных возрастов в классе и дома.
Особенно важное значение Н. В. Чехов придавал чтению естественнонаучных текстов в учебных книгах, поскольку таких предметов, как история, зоология, ботаника, география, в начальной школе не было. Большое внимание педагог уделял арифметике, преподавание которой, считал он, «должно вестись как можно ближе к действительному счету предметов, входящих в круг условий жизни учеников и их семей» [7, с. 16].
Кроме того, Н. В. Чехов внес значительный вклад в теорию вопроса о наглядном обучении. В книге «Наглядность обучения и наглядные пособия в начальной школе» (М., 1904, 1911) он подробно охарактеризовал виды наглядности и методику их использования.
Н. В. Чехов был инициатором создания НИИ детской литературы и активнейшим работником музея детской книги. По его предложению возникла комиссия по собиранию материалов, относящихся к истории детской литературы.
Но не всегда взгляды Чехова находили поддержку коллег. Так, теперь это кажется невероятным, но ему приходилось отстаивать правомерность самого понятия «детская литература». Н. В. Чехов выступал против серых книг, «пинкертоновщины», книг, где персонажи ходульны, а их действия шаблонны.
В качестве примера он называл Лидию Алексеевну Чарскую (1875-1937), автора таких книг, как «Записки институтки», «Княжна Джавахи», «Записки маленькой гимназистки», «Сибирочка», «Смелая жизнь», «За что?», «Вторая Нина» и др. В дооктябрьский период романами Л. А. Чарской зачитывалась вся Россия, после 1917 г. ее творчество было признано большевистскими идеологами несоответствующим идеалам эпохи строительства социализма и находилось под полным запретом [3, с. 197].
Активная и самоотверженная педагогическая деятельность Н. В. Чехова получила достойную оценку. Ему было присвоено почетное звание заслуженного деятеля науки РСФСР (1944), он был награжден орденом Ленина. Профессор, доктор педагогических наук, действительный член АПН РСФСР (1944), Н. В. Чехов пользовался большим уважением и любовью учительства.
Его восьмидесятилетие, по времени совпавшее с окончанием Великой Отечественной войны, было широко отмечено педагогической общественностью. По этому поводу состоялось специальное торжественное заседание АПН РСФСР, педагогические издания дали репортажи с этого мероприятия.
Но дни Н. В. Чехова были уже сочтены, 8 ноября 1947 г. он скончался. Исходя из вышеизложенного, можно утверждать, что педагогическое наследие замечательного российского педагога, просветителя и организатора народного образования Николая Владимировича Чехова широко и разнообразно. Он был автором примерно восьмисот публикаций. Наиболее важными представляются его работы по вопросам школоведения, подготовки учительских кадров и улучшения положения педагогов. Он был одним из зачинателей исследования проблем детской литературы.
Все эти аспекты научного творчества Н. В. Чехова требуют дальнейшего изучения и анализа со стороны современных отечественных ученых.
Список источников
1. Машковский Н. А. Народный учитель в революционном движении. М.: Новая Москва, 1926. 120 с.
2. Помелов В. Б. Педагоги и психологи Вятского края. Киров: Информцентр, 1993. 84 с.
3. Помелов В. Б. Российские педагоги второй половины XIX - начала XX в.: учебное пособие. Киров: Изд-во ВГПУ, 2000. 222 с.
4. Помелов В. Б. Российские педагоги: XIX-XX вв.: учебное пособие. Киров: Изд-во ВятГГУ, 2012. 415 с.
5. Седельникова М. В. Н. В. Чехов - видный деятель народного просвещения. М.: Просвещение, 1960. 171 с.
6. Смирнов О. Н. Академик Н. В. Чехов // Начальная школа. 1945. № 7-8. С. 47-49.
7. Чехов Н. В. Наглядность обучения и наглядные пособия в начальной школе. М.: Тип. Д. И. Тихомирова, 1911. 128 с.
N. V. CHEKHOV - THE PROMINENT RUSSIAN TEACHER, ENLIGHTENER AND PUBLIC EDUCATION INITIATOR
Pomelov Vladimir Borisovich, Doctor in Pedagogy, Professor Vyatka State University, Kirov vladimirpomelov@mail. ru
The article deals with the biography of the prominent Russian teacher of the second half of the XIX - the beginning of the XX century Nikolai Vladimirovich Chekhov (1865-1947). His communication with A. I. Ulyanov and M. S. Alexandrov (Olminsky) is mentioned in the paper. N. V. Chekhov's contribution to the development of pedagogical science and public education in Russia is characterized and his views on the development of the national education system and pedagogical science are shown. N. V. Chekhov is also presented as a scientific supervisor of Anatoly Ivanovich Kondakov, one of the first heads of the RSFSR Academy of Pedagogical Sciences, the creator of Znamenskaya school-commune in Vyatka province well-known at that time.
Key words and phrases: N. V. Chekhov; O. F. Miller; A. I. Ulyanov; M. S. Alexandrov (Olminsky); zemstvo school; schools of reading and writing; congresses on technical and vocational education; A. I. Kondakov; D. I. Tikhomirov.