Научная статья на тему 'Н. К. Рерих: космический синтез красоты'

Н. К. Рерих: космический синтез красоты Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
364
77
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСКУССТВО СЕВЕРНОГО ВОЗРОЖДЕНИЯ / ЭСТЕТИКА СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА / КОСМИЗАЦИЯ ИСКУССТВА РЕРИХОМ / РУССКИЙ КОСМИЗМ / ART OF NORTHERN RENAISSANCE / AESTHETICS OF THE SILVER AGE / COSMISM OF ROERICH ART / RUSSIAN COSMISM

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Маточкин Евгений Палладьевич

В статье идет речь о неповторимом космическом синтезе красоты на полотнах Н. К. Рериха.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Nicolas Roerich is the cosmic synthesis of beauty

The article is dedicated to the inimitable cosmic synthesis of beauty on the pictures of Nicolas Roerich.

Текст научной работы на тему «Н. К. Рерих: космический синтез красоты»

РАЗДЕЛ 2

ЖИВОПИСНОЕ ТВОРЧЕСТВО Н. РЕРИХА В СВЕТЕ ИДЕЙ ЖИВОЙ ЭТИКИ

УДК 75.036(470) Рерих Н.

Е. П. Маточкин Н. К. Рерих: космический синтез красоты1

В статье идет речь о неповторимом космическом синтезе красоты на полотнах Н. К. Рериха.

Ключевые слова: искусство Северного Возрождения, эстетика Серебряного века, космизация искусства Рерихом, русский космизм.

E. P. Matochkin Nicolas Roerich is the cosmic synthesis of beauty

The article is dedicated to the inimitable cosmic synthesis of beauty on the pictures of Nicolas Roerich.

Keywords: art of Northern Renaissance, aesthetics of the silver age, cosmism of Roerich art, Russian cosmism.

«Вам поручил сказать - Красота! ...И заповедаю вам - храните, и покажите, и утвердите ее, Красоту. В ней путь ваш»2. Эти слова были переданы Учителем и записаны рукой Николая Константиновича Рериха 26 июля 1922 года. Наказ этот оказался девизом всей его жизни, начиная с ранних лет.

С детства увлеченный тайной курганов, археологическими раскопками, с трепетом прикасаясь к обнаруженным находкам, он художественным оком не мог не заметить, что все, созданное когда-то, несло в себе подлинную красоту. Надо было обладать развитой культурой видения, чтобы узреть в древних артефактах свои эстетические достоинства, свое представление о прекрасном, поразительное знание натуры, проявление художественности в воплощении самых заветных идей. В литературных и живописных произведениях Рерих языком слов и художественных образов говорил о красоте, разлитой в каменном веке и в последующих эпохах.

Николай Константинович был в числе первооткрывателей архитектурного и живописного наследия Древней Руси. Пророчествуя о всемирном признании красоты древнерусской иконописи, возрождая ее, он обогатил культуру ХХ века «высоким слогом» христианского искусства.

Паломничество по святыням Италии, знакомство с шедеврами ренессансных мастеров значительно расширили диапазон источников, которые вошли в круг ху-

дожественных пристрастий Рериха. Николай Константинович обращался также к Северному Возрождению - творениям Яна ван Эйка, Рогира ван дер Вейдена и «как истинный готик», по словам Александра Бенуа, вживался в атмосферу живописной сценографии3.

Восток с юности вошел в мечты Рериха. Он глубоко изучал искусство Индии, особенно древнего Китая. Не случайно Ю. Н. Рерих впоследствии писал, что его отец творил «подобно старым китайским пейзажистам, сочетавшим глубокую философию с поразительным изобразительным искусством и чувством природы»4. Н. К. Рерих не мог пройти мимо иранской мифологии и «узорчатости Персидской и Могульской миниатюры»5. Ему, живописцу синтезирующего стиля, важно было проявить возможности своего искусства в претворении еще одной значительной художественной традиции. Как ранее Рерих указывал на грядущее значение русских икон, так позднее в Индии, он предсказывал большое будущее древнему Тибетскому и Непальскому искусству.

Задача для Рериха была ясна - утвердить красоту «в апофеозе какого-то нового стиля, сейчас немыслимого», где бы слились живописные искания настоящего с мудрым наследием прошлого. Все это было близко эстетике Серебряного века, когда понятие красоты приобрело некий трансцендентный оттенок, а искусство -теургический смысл. «Истина - в красоте. Искусство - вот наша религия», - писал М. А. Врубель. Рерих любил повторять: «Под знаком красоты мы идем радостно. Красотою побеждаем. Красотою молимся. Красотою объединяемся»6. Красота - не только цель искусства, но и цель жизни - в том были единодушны философы всеединства. «И цель последняя - не красота как культурная данность, а красота как сущее, т. е. претворение хаотического уродства мира в красоту космоса. Космос и есть красота как сущее. Космическая красота - цель мирового процесса»7. Стремление воплотить в своем творчестве «ощущение космической правды» привело Рериха к космизации искусства. «Поверх всяких красот есть одна красота, ведущая к познанию Космоса», - утверждал художник в начале 1920-х годов8. Основываясь на идеях Живой Этики, Рерих в своих полотнах расширил художественное представление о пространстве до Беспредельности, а атмосферу духовного Света - до сияния мира огненного. О зрелом искусстве мастера в записях учения Живой Этики сказано: «Если спросят, какую школу искусства представляет Фуяма? Скажите - космического синтеза»9.

Наказ показать красоту Рерих осуществлял в общеобразовательных учреждениях в России и США, на многочисленных персональных и групповых выставках своих произведений на Родине и за рубежом, в печатных изданиях, в монументальных храмовых мозаиках, росписях, в написании икон для русской православной церкви, театральных декораций, архитектурных этюдов, славящих творения русских зодчих, в презентации коллекции каменного века на всемирном археологическом конгрессе, в показе предметов восточного искусства, собранных во время

40 • Труды Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств • 2014 •

экспедиций, в просветительской деятельности основанных им культурных учреждений в России и США, в экспозиции Музея его имени в Нью-Йорке, в литературных эссе, посвященных искусству Востока и Запада.

Наказ хранить красоту всех веков и народов Николай Константинович реализовал в своих многочисленных выступлениях в защиту архитектурных и художественных памятников, в собирательской деятельности, в учреждении Музея допетровского искусства, в создании Пакта о защите культурных ценностей в случае вооруженных конфликтов. В качестве охранительного полотнища был предложен отличительный флаг, названный «Знаменем Мира». И сам Пакт, и Знамя Мира понимались достаточно широко как важный шаг в историческом развитии народов: «Явление Знамени Мира есть тот основной Знак, который даст новую ступень человечеству. Так под этим знаком объединятся - Красота, Знание, Искусство и все народы»10.

У деятелей русского космизма вызрела столь созвучная идеям Живой Этики мысль не только оспасительной, но и об эволюционной роли красоты, призванной пересоздать мир: «Императив творить красоту во всем и везде, в каждом акте жизни, начинает новую мировую эпоху, эпоху Духа, эпоху любви и свободы»11. Можно сказать, этот императив главенствовал в деятельности великого русского художника, ученого, писателя, общественного деятеля, мыслителя. Елена Ивановна Рерих, подытоживая все созданное Николаем Константиновичем, писала, что он «будил сознание ко всему Прекрасному... Истинно, он заложил основание Новой Эпохи, Нового Мира.»12.

Примечания

1 Статья опубликована на сайте независимого интернет-проекта «Грани эпохи» в электронном журнале: Грани эпохи. 2012. № 50, дата публикации 05. 06. 2012. URL: http: // ethics. narod.ru (дата обращения: 25. 11. 2014).

2 Рерих Е. И. Записи Учения Живой Этики: в 25 т. М.: Прологъ, 2008. Т. 3. С. 22-23.

3 Бенуа А. Путь Рериха // Держава Рериха. М.: Изобраз. искусство, 1993. С. 58.

4 Листки воспоминаний // Там же. С. 326.

5 Рерих Н. К. Пути Благословения. Нью-Йорк: Алатас, 1924. С. 110.

6 Там же. С. 145.

7 Бердяев Н. А. Смысл творчества. М.: Правда, 1989. С. 455-456.

8 Рерих Н. К. Цветы Мории. Берлин: Слово, 1921. С. 5.

9 Рерих Е. И. Записи учения Живой Этики. Т. 9. С. 106. 22 янв. 1929 г.

10 Там же. С. 235. 20 апр. 1929 г.

11 Бердяев Н. А. Указ. соч. С. 457.

12 Рерих Е. И. У порога Нового Мира. М.: Междунар. Центр Рерихов, 1994. С. 123.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.