Научная статья на тему 'Н. К. Байбаков - выдающийся государственный деятель. К 100-летию со дня рождения'

Н. К. Байбаков - выдающийся государственный деятель. К 100-летию со дня рождения Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
148
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
NIKOLAI K. BAIBAKOV / OUTSTANDING STATESMAN

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Сенчагов В.К., Иванов Е.А.

Бывшие сотрудники Госплана СССР рассказывают о жизненном пути и деятельности Председателя Госплана СССР Н. К. Байбакова, 100-летие которого отмечалось в марте 2011 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The former employees of the State Planning Committee of the USSR Senchagov V. K., the deputy chief of department of perfection of planning and provision of economic incentives (1982-1987), and Ivanov E.A., the deputy chief of summary department of national economy planning (1963 1991) tell about N. K. Baibakovs, the Chairman of the State Planning Committee of the USSR, life and activity. His 100 anniversary is marked in March 2011.

Текст научной работы на тему «Н. К. Байбаков - выдающийся государственный деятель. К 100-летию со дня рождения»

ЭКО. - 2011. - №7

В. К. СЕНЧАГОВ, Е. А. ИВАНОВ

Бывшие сотрудники Госплана СССР рассказывают о жизненном пути и деятельности Председателя Госплана СССР Н. К. Байбакова, 100-летие которого отмечалось в марте 2011 г.

Н. К. Байбаков — выдающийся государственный деятель

К 100-летию со для рождения

В. К. СЕНЧАГОВ, доктор экономических наук,

Е. А. ИВАНОВ, кандидат экономических наук, Институт экономики РАН, Москва. E-mail: kurnova@inecon.ru

Совершенствование планирования

В марте 1963 г. Н.К. Байбаков был назначен председателем Государственного комитета по химии при Совете министров СССР, а в мае того же года - председателем Государственного комитета химической и нефтехимической промышленности при Госплане СССР. В этот период в рамках задачи химизации народного хозяйства Н.К. Байбаков делал упор на развитие производства минеральных удобрений и химических средств защиты растений.

После снятия Н.С. Хрущева Н.К. Байбаков в 1965 г. был вновь назначен Председателем Госплана СССР. Главным своим делом на этом посту он считал развитие и углубление балансового метода в планировании, разработку сбалансированных народнохозяйственных планов. Этим он начал заниматься еще в период своего руководства Госпланом СССР в 1955-1957 гг. Он тщательно изучал теоретические исследования по вопросам планирования народного хозяйства Н.А. Вознесенского, который отстаивал принцип сбалансированности планов, а также соблюдения опережающих темпов роста производительности труда по сравнению с ростом заработной платы, видя в этом важное условие социалистического накопления и расширенного воспроизводства.

Во время своей 20-летней работы в качестве Председателя Госплана СССР (а это - почти треть всего срока существования этого органа) Н. К. Байбаков всегда опирался на принципиальные теоретические подходы к решению многочисленных

СТРАНИЦЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ИСТОРИИ РОССИИ

Н. К. Байбаков - выдающийся государственный деятель

К 100-летию со для рождения _

конкретных проблем. Он придавал огромное значение взаимосвязям различных экономических показателей и всегда требовал, чтобы любое, казалось бы, частное решение, например, по объемам производства каких-либо конкретных видов продукции проводилось по цепочке расчетов до макроэкономических параметров.

Н.К. Байбаков, прежде всего, привел структуру Госплана СССР в соответствие с методологическими принципами народнохозяйственного планирования и задачами, которые стояли перед экономикой страны. Были, во-первых, усилены и расширены отраслевые отделы Госплана СССР, что требовалось при переходе к отраслевому принципу управления в стране. Количество таких отделов в отдельные годы доходило при нем до 50 - каждый значительный вид производства имел свое подразделение в Госплане СССР. Отделы были сгруппированы в управления: например, управление по комплексному планированию социального развития или управление по комплексному планированию топливно-энергетических ресурсов и т.д. Эти управления имели свои сводные отделы. Так, в управлении по комплексному планированию топливно-энергетических ресурсов был сводный отдел топливно-энергетических ресурсов, балансов и планов распределения и отделы энергетики и электрификации, нефтяной и газовой промышленности, угольной промышленности и геологии.

Таким образом, на первом же этапе разработки отраслевых планов осуществлялась внутрикомплексная сбалансированность производства и потребления группы продуктов.

Далее была крупная группа сводно-функциональных отделов: сводный отдел материальных балансов и планов распределения, отдел финансов, отдел труда, сводный отдел капитальных вложений и др., на уровне которых осуществлялось межотраслевое натуральное и стоимостное сбалансирование экономики.

Существовали также отделы территориального планирования и размещения производительных сил, науки и техники, совершенствования планирования, внешней торговли. А наверху этой пирамиды был сводный отдел народнохозяйственного планирования, отвечавший за окончательное сбалансирование плана и решавший балансовые проблемы, которые не удалось согласовать на нижестоящих уровнях.

В. К. СЕНЧАГОВ, Е. А. ИВАНОВ

Вся структура Госплана СССР была выстроена так, чтобы обеспечить последовательное ступенчатое сбалансирование плана. Достаточно сказать, что к 1970-м годам только материальных балансов, т.е. балансов производства и потребления конкретных видов продукции, разрабатывалось более 230. А были еще и стоимостные балансы.

Именно в процессе сбалансирования достигалось согласование интересов отдельных отраслей, регионов, социальных групп населения, определялись приоритеты, структура экономики, пути решения социальных задач. Роль Н.К. Байбакова в развитии и углублении балансового метода, в практическом применении теоретических положений в этой области к решению конкретных социально-экономических проблем неоценима.

Весьма болезненно была воспринята Н.К. Байбаковым неудача косыгинской реформы. Часть вины за это он взял и на себя, о чем подробно написал в вышедшей в 1993 г. книге «Сорок лет в правительстве». Основными причинами неудачи он считает то, что реформа практически не коснулась научно-технического прогресса, неправильно был решен вопрос о разграничении функций центральной власти, министерств и республик, плохой была организационная подготовка реформы. Указывает он также и на слабую поддержку реформы высшими партийными органами, без которых ни одно серьезное дело в той политической системе не могло быть успешным. Госплан же СССР под руководством Н.К. Байбакова делал все возможное для осуществления реформы.

Надо сказать, что после успешной VIII пятилетки Н.К. Байбаков, пожалуй, первым заметил и доложил политическому руководству страны о нарастающих недостатках в развитии народного хозяйства СССР. Об этом написано в его книге «Сорок лет в правительстве». Во-первых, это произошло в ходе разработки 9-й пятилетки, когда Госплан СССР настаивал на невозможности сохранять пропорции, достигнутые в 8-й пятилетке. Во-вторых, когда подводились итоги выполнения 9-го пятилетнего плана, Госплан СССР констатировал его существенное невыполнение и заявлял, что это отрицательно скажется на последующем развитии. Политическое же руководство страны считало, что итоги 9-й пятилетки были самыми лучшими. И, наконец, в начале 10-й пятилетки Госплан СССР

СТРАНИЦЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ИСТОРИИ РОССИИ

Н. К. Байбаков - выдающийся государственный деятель

К 100-летию со для рождения _

представил доклад, содержавший крайне негативную оценку развития народного хозяйства и дававший предложения о существенном пересмотре заданий 10-го пятилетнего плана. Этот доклад был подвергнут резкой критике и в правительстве страны, и в аппарате ЦК КПСС за попытку «раскачивать пятилетку». Тогда Н.К. Байбаков произнес свою знаменитую фразу: «Кто-то должен докладывать правительству о реальном положении дел в стране. И таким органом должен быть Госплан».

Н.К. Байбакову было ясно видны те негативные тенденции в советской экономике, получившие в дальнейшем название «застоя». Конечно, сейчас может возникнуть вопрос: почему споры по этому поводу замкнулись в правительственных коридорах, а Госплан СССР не выплеснул их на широкое общественное обсуждение? Но Госплан СССР, да и Н.К. Байбаков были плоть от плоти той политической системы и могли действовать только в ее рамках.

Огромное внимание Н.К. Байбаков уделял вопросам научно-технического прогресса. Именно при нем была введена практика разработки Академией наук СССР такого документа, как «Комплексная программа научно-технического прогресса». Этот документ уточнялся к каждому новому пятилетнему плану. Его положения максимально учитывались в народнохозяйственных планах. Но, несмотря на все усилия Госплана СССР максимально включать в народнохозяйственные планы задания по использованию научно-технических достижений, на предприятиях внедрение шло крайне плохо. Все же главными для производства оставались объемные, валовые плановые задания. И косыгинская реформа не преодолела этот недостаток.

Взаимодействие со странами СЭВ

Редко вспоминают председательство Н.К. Байбакова в созданном в 1982 г. Межведомственном совете по изучению опыта стран-членов СЭВ в управлении. В отделе совершенствования планирования и экономического стимулирования Госплана СССР для обеспечения работы Совета был создан соответствующий подотдел. Тогда нелегкие времена переживала Польша. Все помнят о введении военного положения, но иногда упускают из внимания, что именно в 1982 г. были разработаны 10 законов, которые определили переход от

В. К. СЕНЧАГОВ, Е. А. ИВАНОВ

жесткого директивного планирования к резкому повышению роли предприятий и введению самоуправления. Первую записку в ЦК КПСС с анализом этих законов представил Н.К. Байбаков. Затем сотрудники Госплана СССР с участием других ведомств и ученых несколько раз выезжали в Польшу. В результате диалога с Комиссией ПНР по экономической реформе удалось выработать сбалансированную позицию и предостеречь политическое руководство страны от резких движений.

И еще два эпизода деятельности Н.К. Байбакова и его соратников в сфере изучения опыта социалистических стран в области управления. В 1985 г. был обобщен опыт этих стран по передаче мелкого производства, особенно в сфере услуг в частные руки. Этот опыт получил со стороны экспертов положительную оценку, и его даже было рекомендовано использовать в нашей стране. Записка Межведомственного совета рассматривалась на Политбюро ЦК КПСС. И, как вспоминал сам Н.К. Байбаков, несмотря на то, что после доклада некоторые члены Политбюро назвали его нэпманом, предложения о развитии частного хозяйства в сфере услуг были одобрены.

Другой эпизод - работа Н.К. Байбакова и его сотрудников над оценкой экономической реформы в Китае. В 1985 г. упомянутый Межведомственный совет с участием ученых Института Дальнего Востока АН СССР, Института социалистических стран, институтов Госплана СССР в целом дал положительную оценку первых шагов реформы, особенно в сельском хозяйстве. Более того, положительную оценку получил прогноз развития Китая на 10-15 лет. Эти и другие новации, которые поддержал Н. К. Байбаков, позднее предопределили первые шаги экономической реформы в России - разработку

законов о предприятии и о кооперации и др.

* * *

Вот уже практически 20 лет мы живем в стране с новым политическим и экономическим устройством. Нет не только Госплана СССР, но и самого СССР. Коренным образом поменялась оценка деятельности большинства политических деятелей советского периода. Но неизменными остаются позитивная оценка Н. К. Байбакова как выдающегося государственного деятеля, признание его огромного вклада в экономическое развитие России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.