Научная статья на тему 'Н. И. Новиков и формирование гражданской позиции школьников средствами гуманитарного образования'

Н. И. Новиков и формирование гражданской позиции школьников средствами гуманитарного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1132
182
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
гражданское воспитание / гражданская позиция / формирование гражданской позиции / гражданские качества личности / гуманитарное образование / гуманитарные науки / воспитательный потенциал / новиков н.и

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Корниенко Е. Р.

В статье рассматривается формирование гражданской позиции школьников в процессе изучения истории, литературы и педагогического наследия русского просветителя второй половины XVIII в. Н. И. Новикова.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article deals with the problems of pupils" civic viewpoint formation while studying history, literature and pedagogical inheritance of N. Novikov, a Russian enlightener of the late 18th century.

Текст научной работы на тему «Н. И. Новиков и формирование гражданской позиции школьников средствами гуманитарного образования»

Н. И. НОВИКОВ И ФОРМИРОВАНИЕ ГРАЖДАНСКОЙ ПОЗИЦИИ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ГУМАНИТАРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Работа представлена кафедрой педагогики, психологии и профессионального обучения Архангельского государственного технического университета.

Научный руководитель - доктор педагогических наук, профессор Т. С. Буторина

В статье рассматривается формирование гражданской позиции школьников в процессе изучения истории, литературы и педагогического наследия русского просветителя второй половины XVIII в. Н. И. Новикова.

Ключевые слова: просвещение, гражданское воспитание, гражданская позиция, гражданские качества личности, гуманитарные науки, воспитательный потенциал.

The article deals with the problems of pupils' civic viewpoint formation while studying history, literature and pedagogical inheritance of N. Novikov, a Russian enlightener of the late 18,b century.

Key words: enlightenment, patriotic education, patriotic stand, citizenship, humanities, educative capacity.

В условиях возрастания роли личности как носителя национальной культуры важнейшей задачей является повышение эффективности работы педагогов по реализации целей гражданского воспитания. Анализ истории научного педагогического знания показывает, что философия гражданского воспитания закладывалась еще в древних цивилизациях. Значительный вклад в эту область внес Платон. Об этом свидетельствуют названия глав его трудов, в том числе «Законов»: «Дитя должно находиться в непрестанном движении», «Программа обучения юношества» и др. Аристотель развил идеи Платона о воспитании, утверждая, что каждому гражданину следует направлять свои стремления к тому, чтобы быть в состоянии властвовать над собственным государством.

Просветители XVIII в. (Ж.-Ж. Руссо, К. Гельвеций, Д. Дидро, Т. Джефферсон, И. Г. Песталоцци) видели путь к совершенствованию общества в увеличении числа образованных людей. Они высказывали идею о развитии способностей ребенка через вовлечение его в активную жизнедеятельность, через обеспечение естественного права каждого человека на образование.

Теория гражданского воспитания получила новое звучание в XIX - начале XX в. в утопических системах Р. Оуэна, А. Сен-Симона, Ш. Фурье, социальной теории К. Маркса, Ф. Энгельса, русских демократов - В. Г. Белинского, Н. А. Добролюбова, Н. Г. Чернышевского, которые считали людей равными от природы, отстаивали права личности.

В советской педагогике гражданскому воспитанию уделяли особое внимание П. П. Блонский, А. С. Макаренко, В. А. Су-хомлинский, С. Т. Шацкий. Их труды пронизаны идеями развития у детей любви к семье, родителям, уважения к людям; формирования духовных потребностей.

Различные аспекты гражданского воспитания освещаются в работах современных философов, психологов, педагогов (А. Г. Асмолов, В. А. Караковский, Я. В. Соколов, Е. А. Ямбург и др.). Они подчеркивают значимость гуманных отношений между учителем и учащимися и считают, что ребенок должен быть активным участником учебного процесса. По мнению Ш. А. Амо-нашвили, учение становится смыслом жизни для школьника, если оно управляется с его же позиций, реализуя внутреннюю готовность к развитию, самостоятельности, нравственному становлению.

Таким образом, гражданское воспитание выступает в качестве ценностно-деятельностного процесса и обеспечивает активизацию социального функционирования личности. Главная задача гражданского воспитания, определяющая доминанту практической деятельности, заключается в формировании готовности личности к полноценной самореализации в обществе. В целом, на наш взгляд, под понятием гражданского воспитания следует понимать целенаправленную духовнопрактическую деятельность по формированию гражданской сознательности, активности, ответственности личности, ее готовности к преобразованию действительности.

Данная трактовка гражданского воспитания идентична взглядам таких отечественных мыслителей, как В. Г. Белинский, А. И. Герцен, Н. А. Добролюбов. Н. Г. Чернышевский, которые понимали его как формирование привычки к участию в гражданских делах. И. А. Ильин и В. П. Острогорский связывали гражданское воспитание с развитием у человека любви к своей Родине, осознанием им своего национального достоинства и духовного своеобразия.

В качестве доминирующей основы гражданского воспитания важно обозначить гражданскую позицию, которая в середине 1970-х гг. рассматривалась с точки зрения активности личности и была связана с гражданской ответственностью, долгом, участием в социальной практике.

К середине 90-х годов XX в. вопросы формирования гражданской позиции поднимаются вновь, однако акценты делаются на национальное самосознание и менталитет.

Психологические аспекты формирования гражданской позиции личности освещаются в трудах А. Н.Леонтьева, А. В. Петровского, Д. Н. Узнадзе и др. Так, А. Г. Ковалев соотносил позицию с отношением человека к действительности. С. Н. Иконникова определяла грани становления гражданской позиции через систему отношений к жизни, событиям, людям, самому себе. Таким образом,гражданская позиция изучается как сложное психологическое образование самодостаточной в развитии личности.

В научной литературе существуют различные характеристики компонентов структуры жизненной позиции: культура нравственного сознания и нравственного поведения (В. Бакштановский); знания, убеждения, совокупность действий и устойчивость поведения (А. В. Петров). Ряд авторов раскрывает процесс формирования гражданской позиции: А. Т. Ефимов, М. С. Косола-пов, Г. Н. Филонов и др. В педагогической

науке формирование гражданской позиции рассматривается в процессе нравственного становления и развития личности, ее национального самосознания.

На связь позиции личности и ее ценностных ориентации указывали Б. Г. Ананьев, Т. Н. Мальковская и др. Проявление гражданской позиции детерминируют те ориентации школьника, которые адекватны требованиям общества. Ценностными ориентациями являются идеологические, моральные, политические основания оценок действительности. С другой стороны, в качестве объектов ценностных ориентации выступают различные виды деятельности: трудовая, учебно-познавательная, общественно-политическая.

Социологические исследования показывают, что в российском обществе значительно изменилось отношение к таким непреходящим ценностям, как Отечество, долг, патриотизм, честь, верность героическим традициям своего народа, знание истории страны, уважение к национальным святыням, в том числе и русскому языку.

Таким образом, формирование гражданского сознания, чувств и поведения как основная задача гражданского воспитания приобретает несомненную важность.

Основой гражданской позиции является гражданственность как личностное интегрированное качество, формирующееся в процессе социализации, воспитания и образования. В понятие гражданской позиции личности входят следующие составляющие: качества (патриотизм, ответственность, достоинство и др.), направленность (социально значимые идеалы, ценности, интересы, потребности и пр.), знания (истории и культуры отечества, нравственно-юридических основ), активное участие в социальной практике, система отношений.

Таким образом, гражданская позиция как целостное общественно-личностное образование включает в себя систему идейно-нравственных качеств и реализуется

главным образом в труде, общественной деятельности, нравственном поведении, проявляясь в каждой из сфер как некий специфический феномен .

Мы рассматриваем воспитание гражданственности, исходя из культурологического подхода, на основе концепции Е. В. Бонда-ревской: «Воспитание - как возрождение гражданина, человека культуры и нравственности». Именно поэтому воспитание гражданственности определяется Законом РФ «Об образовании» в качестве одного из принципов образовательной политики. Содержательные аспекты гражданского воспитания включены в ряд школьных дисциплин, в частности гуманитарного цикла. Так, программа курсов отечественной и всеобщей истории предполагает возможность обсуждать вопросы о статусе личности, о проблемах свободы и ответственности, гражданственности и гражданского самосознания; курс литературы дает дополнительные возможности для конкретизации важнейших понятий: «ответственность»,

«достоинство», «честь» и др. Внимание учащихся привлекается к вопросам этико-философского характера: о добре и зле, жизни и смерти, человеке и нации, чести и долге, нравственном выборе.

Прежде всего на уроках русского языка, литературы и истории возможно приобщение школьников к духовным ценностям, нравственным задачам, к осознанию ответственности и воспитанию добрых чувств и любви к России, людям, миру.

Одним из ведущих предметов школьной программы, значимым в воспитании будущего гражданина и формировании гражданских качеств личности, является история, которую еще Н. М. Карамзин рассматривал как важнейшее средство воспитания гражданственности. Воспитательное воздействие истории на личность разнопланово: изучение исторических событий (Отечественная война 1812г., Великая Отечественная война и др.), национальной культуры

(летописи, сказания, соборы, храмы и др.), духовно-нравственных основ развития российского общества, в частности истории русской философии, русского православия; приобщение к традициям и идеалам, включающим национальные и духовные ценности. Именно они (бескорыстное служение Отечеству, чувства долга и чести, самопожертвование, милосердие, гуманизм) являются основополагающими в формировании человека-гражданина. Гуманизация исторического образования предполагает повышенное внимание к личности, раскрытие

идеи самоценности человека как субъекта

2

социального развития .

Средством формирования гражданской позиции школьников, особенно в старшем возрасте, когда происходит самоопределение, поиск цели и смысла своего существования, стремление к идеалу, гражданское становление, является изучение жизни и деятельности исторических лиц.

Такие исторические личности, как М. В. Ломоносов, Н. И. Новиков, А. Н. Радищев, стали определенными символами эпохи, совершили личный подвиг, посвятили жизнь Отечеству, вдохновили соотечественников на бескорыстное служение Отечеству, работу ради общего блага. Жизнь каждого из них полна драматизма, сложных жизненных исканий, сомнений, разочарований, славы и падений. При этом камертоном их жизни являлась судьба Родины, Вера, Правда в их высоком общечеловеческом понимании, верность своим избранным нравственным ценностям.

Значимой личностью русской культуры второй половины XVIII в. является просветитель, писатель, журналист Н. И. Новиков (1744-1818). Важнейшим обстоятельством общественной биографии просветителя оказалось его участие в работе Комиссии по составлению нового Уложения, где был поднят вопрос об улучшении положения крепостных. Через несколько месяцев после ухода из Комиссии он уже обращался со

страниц своего журнала «Трутень» к дворянам, рисовал картины бедствий и страданий крестьян. В комиссии демократические депутаты характеризовали моральные достоинства крестьянина-труженика, его благородный нравственный облик. В статьях журнала Н. И.Новикова подчеркивались благородство, честность, трудолюбие, высокие нравственные достоинства крестьян. Издатель настойчиво объяснял, что крестьяне такие же «человеки», как и их господа.

Одна из важнейших тем журнала «Трутень» - борьба за национальные основы русской культуры, против варварского преклонения перед чужой внешне показной культурой французского дворянства. Отстаивая позиции русского языка, русской культуры, журналист демонстрировал собственную гражданскую позицию.

В том же издании Н. И. Новиков изображал человека, который «по наречию (по выражению) некоторых глупых дворян, есть человек подлой: ибо он от добродетельных и честных родился мещан... защитник истины, помогатель бедности, ненавистник злых нравов и роскоши, любитель человечества, честности, наук, достоинства и отечества...». Именно так можно охарактеризовать личность самого журналиста. Все перечисленные качества определяют гражданскую позицию как Н. И. Новикова, так и любого человека.

Как издатель большого количества ценного научного материала и книготорговец, настоящим своим делом великий просветитель считал издательство. «Благородная натура этого человека, по мнению В. Г. Белинского, постоянно одушевлялась высокою гражданскою страстью - разливать свет образования в своем отечестве. И он увидел могущественное средство для достижения этой цели в распространении в обществе страсти к чтению».

Одним из важнейших стимулов гражданского развития личности является общественная деятельность. Детям необходимо

прививать «культуру социального героизма», чему может способствовать ознакомление с жизнью, деятельностью и подвигами личностей, посвятивших жизнь герои-

3

ческому служению Отечеству . Изучение истории, знакомство с биографиями исторических деятелей, знание народной жизни содействуют развитию в человеке неразрывной связи с родиной, глубокого чувства патриотизма.

Пример жизни и деятельности философа, просветителя, сатирика, книгоиздателя, книготорговца Н. И. Новикова имеет воспитательное значение, так как способствует выработке осознанной активной гражданской позиции школьника.

Во второй половине XVIII в., в период обострения борьбы писателей русского Просвещения с дворянской литературой, замечательным явлением не только в литературной, но и в общественно-политической жизни России стало появление «Пословиц российских» Н. И. Новикова, большая часть которых политическая сатира, направленная против самодержавия: «Близ царя, близ смерти», «Битому псу только плеть покажи» и т. д. Своими «Пословицами...» писатель показывал, как народ судит

о государстве, крепостнических порядках, царе.

Н. И. Новиков считал, что предметом искусства должен быть реальный, исполненный мучительных контрастов и противоречий социальный мир, что литература должна активно вмешиваться в жизнь, отображая ее.

Просветитель стремился использовать пословицу (форму народного творчества) при создании характера сатирического персонажа. В многочисленных «Письмах дяди к племяннику» и «Письмах к Фалалею» он создает национально и социально точный образ русского помещика и использует для характеристики пословицу: «Вор слезлив, плут - богомолен». Эта народная пословица вскрывает социальную природу мо-

шенников и плутов. Писатель считал социальный опыт народа основанием эстетики «действительной живописи». В журнале «Живописец» он раскрывал аморальность крепостного права, показывал бесчеловечность рабства и гибельность его для России.

Задача писателя и просветителя, по определению Н. И. Новикова, заключалась в следующем: воспитывать новые поколения просвещенных русских людей, которые утвердят разумные отношения между сословиями России. Главным принципом в них должно быть равенство. В напечатанных в «Трутне» «Рецептах» помещику Безрассу-ду внушается: «Разве забыл то, что ты сотворен человеком, неужели ты гнушаешься самим собою во образе крестьян, рабов твоих? Разве не знаешь ты, что между твоими рабами и человеками больше сходства, нежели между тобою и человеком».

Официальная педагогика русского государства (Екатерина II) проповедовала принцип сословности. Н. И. Новиков провозглашал равенство людей, обосновывая внесословную ценность человека. В журнале «Живописец» он высказывал гуманный взгляд на сословные предрассудки. «Подлыми людьми по справедливости называться должны те, которые худыя делают дела; но у нас не ведаю, по какому предразеуж-дению вкралось мнение почитать подлыми людьми тех, кои находятся в низком состоянии»4. Борьбе с дворянским тщеславием посвящены некоторые статьи журнала «Кошелек». Так, в «Разговоре» в ответ на хвастовство Француза своими генеалогическими преимуществами Немец защищает права низших людей: «Честному человеку никакое состояние безчестья не приносит. Стыдно делать безчестныя дела: напротив

того никакова безчестия не делает низкое 5

состояние» .

Нравственный портрет Н. И. Новикова, как истинного патриота, обозначается в предисловии к журналу «Кошелек»: «Две

причины побудили меня издавать в свет сие слабое творение и посвятить оное отечеству моему; первая, что я, будучи рожден и воспитан в недрах отечества, обязан оному за сие служить посильными своими трудами и любить оное, как я и люблю его по врожденному чувствованию и почтению ко древним великим добродетелям, украшавшим

6 ТТ “

наших праотцев...» По духу статей, напечатанных в этом издании, заметно, что Н. И. Новиков с помощью сатиры выступил на защиту русской народности против иноземных влияний.

Цикл «Письма к Фалалею» представляет собой своеобразный миниатюрный роман,в центре которого образ богомольного ханжи Трифона Панкратьевича, изгнанного со службы взяточника, корыстолюбивого и жестокого помещика, безжалостно обирающего и истязающего своих крестьян.

Гражданская позиция проявляется не только в уважении своих и чужих прав, но и в небезразличном отношении к несчастьям и страданиям. В связи с этим необходимо учить школьников видеть их и соответственно реагировать. Истинный гражданин не может оставаться равнодушным при общественных бедствиях, хладнокровно взирать на эксплуатацию одних другими, на

злоупотребления властью, положением, * 7

богатством .

В журнале «Пустомеля» появляется образцовый положительный тип героя. Так, в «Историческом приключении» Н. И. Новиков представлял идеальный русский характер, воспитанный русскими учителями в русском национальном духе. Без сомнения, мы обнаруживаем здесь основные идеи воспитания добронравными отцами добросердечных детей. Герои этой повести воплощают в себе нравственную добродетель. Новгородский дворянин Добронрав был хлебосол из числа тех, кто, «часто забывая самого себя и стараясь помогать бедным, доходят нередко до беднейшего состояния,

в каком были те, коим они помогали» . Он старался природные дарования сына «изострить» учением и «приумножить» хорошим воспитанием. Как известно, в основу педагогической программы Н. И. Новиков положил соединение обучения и воспитания под руководством русских учителей, обладавших «разумом, учением и добропорядочным поведением».

Изучая отечественную историю и произведения русской литературы, школьники отмечают позитивные типичные черты общественного деятеля, постигают смысл духовных исканий литературных героев, осознают необходимость личной ответственности за судьбу Отечества, а также выбора жизненной и нравственной позиции. Они приобщаются к высоким идеалам гуманизма и народности русской литературы, соотносят идеалы писателя со своими жизненными устремлениями, вырабатывают гражданское самосознание и собственную гражданскую позицию.

Гражданский воспитательный характер могут иметь все предметы учебного плана. Так, весь образовательный процесс М. И. Махмутов рассматривает как систему, все элементы которой направлены на

воспитание граждан, их гражданских качеств. По мнению Б. Т. Лихачева, именно гуманитарные науки несут ребенку познание общественной жизни и занимают идеологически господствующее, определяющее место в содержании образования для формирования гражданина, так как в различной степени формируют духовный мир школьника.

Значительными ресурсами для воспитания гражданственности у старшеклассников обладает общественно-политическая литература. Учитель, знакомя школьников с творчеством писателя, должен показать его гражданскую позицию, которую он мужественно отстаивает в столкновении с произволом и беззаконием.

Таким образом, содержание гуманитарного образования обладает особым гражданским воспитательным потенциалом. Историческое прошлое неотделимо от формирования ценностного потенциала гражданина современной России, от воспитания сознательного патриотизма, гордости за героические страницы истории своей Родины и переживания ее трагедий, нашедших отражение в исторических и литературных источниках.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Смиров Г. Л. Революционная суть перестройки. Социально-философский очерк. М., 1987. С.113.

Дайри Н. Г. Основное усвоить на уроке. М., 1987.

Филонов Г. Н. Феномен гражданственности в структуре личностного развития // Педагогика.

2002. №10.

4

Генри П. Николай Иванович Новиков // Филологические записки. Вып. III. Воронеж. 1909. С. 358.

'Там же.

Н.И. Новиков и его современники. Избранные сочинения. М., 1961. С. 243.

Лебедева О. В. Патриотическое воспитание - верноподданническое или гражданское? // Педагогика. 2003. № 9.

8

Новиков Н. И. Историческое приключение. Пустомеля. Избранные сочинения. 1770. С. 196.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.