to examine the evolution of the concept of citizenship in Russia. The work emphasizes the importance and the need to increase the level of teaching civic education for younger generation.
Key words: secular education, educational process, civil society, system of average vocational training.
А.Р. Кузнецов, аспирант ФГБОУ ВПО МО «Академия социального управления», г. Москва,
Е-mail: [email protected]
ГРАЖДАНСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В РОССИИ: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ
В настоящее время остро стоит проблема гражданского воспитания молодого поколения, становления личности, обладающей качествами гражданина-патриота. Развитие гражданственности может блокировать негативные тенденции в сознании и поведении молодёжи, в особенности такие, как экстремизм, преступность, ксенофобия, наркомания. Понятие «гражданственность» используется в научной литературе на протяжении веков. Сущность его связывается не только с отдельными нравственными принципами или качествами человека, но и с совокупностью черт социально-нравственной личности, что и позволяет считать гражданственность неотъемлемой её частью. В данной статье описывается история развития вопросов гражданского воспитания, раскрывается сущность гражданственности. Проблема гражданского воспитания рассматривается через призму истории от времен Екатерины II до современности. В статье ставится задача рассмотреть развитие понятия гражданственности в нашей стране, его истоки. Также подчёркивается значение и необходимость увеличения уровня преподавания основ гражданственности для подрастающего поколения.
Ключевые слова: гражданское образование, духовно-нравственные ценности; воспитательный процесс, гражданское общество, система среднего профессионального образования.
Вопросы гражданского образования всегда занимали центральное место в педагогической и общественной жизни России. Они отражали состояние развития общества на определенных исторических этапах. Исторически на Руси понятие «гражданин» понималось как человек, служащий всеобщему делу, думающий о благосостоянии своего государства, а понятие «патриотизм» и «гражданственность» были неразрывно связаны.
Первое упоминание о граждановедении в России появилось во времена правления Екатерины II. Это многократно изданная книга «О должностях человека и гражданина». По мнению российского педагога и психолога П.Ф. Каптерева, это издание явилось примером педагогическо-этического апофеоза правительственной власти того периода. В те времена, как писал Каптерев, педагогика ещё не доросла до понимания и воспитания гражданина и человека, поэтому появились только слова «человек», «гражданин», «должности человека», но соответствующих этим словам понятий ещё не было. Вместо них существовало лишь понятие «подданный», беспрекословно подчиняющийся власти [1]. В XVIII в. формируется идеал гражданина, стержнем которого является патриотизм.
В своих научных трудах писатель и историк Н.М. Карамзин также акцентировал внимание на патриотической составляющей гражданского образования, выделив такие разновидности любви к Отечеству как: физическую любовь, то есть привязанности к месту своего рождения, малой Родине; нравственную, то есть любовь к согражданам, с которым человек растет, воспитывается и живет; политическую, то есть «любовь к славе Отечества и желание способствовать им во всех отношениях». Это сложное чувство не возникает само по себе, а специально воспитывается, формируется [1].
Существуют определённые особенности в понимании идеи развития гражданского воспитания, которые отражаются в концепциях педагогов-гуманистов. Основополагающим принципом для них служит мысль Н.И. Новикова: вначале необходимо воспитать человека, а лишь потом гражданина. Он утверждал, что нравственные особенности человеческой личности закладываются в семье, а учебные заведения должны сделать из них граждан своего государства. «На родителях лежит священная обязанность сделать своих детей человеками; обязанность же учебных заведений сделать их учеными, гражданами, членами государства..., но кто не сделался, прежде всего, человеком, то плохой гражданин» [2].
По мнению Н.И. Новикова, гражданственность неразделима с человечностью, нравственностью и культурой. Если у ребенка нет чувства любви к своему родному краю, природе, то у него и не может быть любви к Родине. Новиков одним из первых среди современников мыслителей, выразил мысль о новых ценностных ориентациях общественного сознания таких, как гражданские права человека, самоценность человеческой жизни, способность к самоопределению. Всё это выразилось в его формулировке «Счастливые люди и полезные граждане» [1].
В Советское время гражданское воспитание рассматривалось в контексте социальной направленности личности, получения опыта, навыков через коллективную работу. Впервые к
проблеме гражданственности в советский период обратился Василий Сухомлинский в своей книге «Рождение гражданина». Благодаря этому, проблема впервые прозвучала на общегосударственном и научном уровнях. В труде «Воспитание гражданина» В.А. Сухомлинский обобщил практический и общетеоретический опыт деятельности советской школы по гражданскому воспитанию. Центральное место в данной книге автор уделил формированию гражданской позиции ребёнка, влиянию семьи, школы, общественных организаций на воспитание гражданственности.
В современном обществе считается, что патриот - это человек, разбирающийся в проблемах экономики, знающий, что такое демократия и умеющий отстаивать свои права, знает законы своего государства и придерживается их. Сухомлинский подчеркивал, что гражданственность - это любовь к Отчизне, труд на её пользу, это идеалы, к которым мы стремимся и стараемся посвятить свою жизнь.
В своё время Сухомлинского сильно критиковали за данную точку зрения о воспитании и развитии каждой отдельной личности. Он акцентировал своё внимание на том, что значение коллектива в формировании личности преувеличивается, что воспитывать подрастающее поколение нужно убеждениями, а не наказаниями и ограничениями.
Педагогические ориентиры современности во многом совпадают с мыслями и взглядами В.А. Сухомлинского.
В настоящее время кажется невероятным, что Сухомлин-ского обвиняли в том, что он отстаивал «буржуазные» концепции любви к каждому ребенку. Несомненно, нужно оценивать его идеи с учетом времени, в котором жил Василий Александрович. Нельзя заимствовать его идеи бездумно. На сегодняшний день взгляды Василия Сухомлинского относительно ценности личности, духовности, значения семьи и семейного воспитания, гражданственности остаются актуальными и привлекают огромное внимание к его творчеству тех, кто хочет, чтобы молодое поколение жило и развивалось в демократическом, гражданском обществе.
Одним из деятелей современности, который сделал весомый вклад в развитие педагогики и образования, являлся А.Н. Тубельский. В аспекте гражданского образования интересным является создание им «школы самоопределения». В школе, предлагается, что все участники образовательного процесса будут строить свои отношения на основе демократических законов, разработанных и утвержденных внутри данного учебного заведения с учетом его специфики. Школа представляет собой модель демократического государства, где существует самоуправление, действуют собственные законодательные, исполнительные и судебные органы. Каждый человек, переступив порог школы, обязан жить по её законам. Основной отличительной особенностью демократически организованной жизни школы является право выбора, которое обеспечивается для каждого ученика и педагога. Обучающийся может определять сам педагога, учебный предмет, способ его освоения и т. п. По мнению исследователей, в этом заключается самый эффективный путь освоения школьниками норм демократии, формирования ценностей и навыков поведения в демократическом обществе.
В период с 1991 по 2005 годы главной целью становится образование личности, а именно её собственного развития. Частные и платные школы активно развиваются. Вновь организуются колледжи, лицеи и гимназии.
В настоящее время гражданское воспитание осуществляется через учебные заведения посредствам общеобразовательных предметов, которые неразрывно связаны с познанием гражданственности: «История», «Политика и право», «Экономика», через семью, а также СМИ, музеи, выставки.
В официальном документе Правительства РФ «Стратегия образования 2020» определены приоритетные направления образования, среди которых важнейшим является увеличение воспитательного потенциала образовательного процесса. Ставится задача формирования у студентов гражданской ответственности и правового самосознания, инициативности, самостоятельности, духовности и культуры, толерантности, способности к успешной социализации в обществе [3].
Гражданское образование необходимо для развития государства и постоянно требуется гражданскому обществу. Эффективность инновационной деятельности во многом зависит от активности участия в ней педагогов [4].
Исходя из этого, перед педагогами стоит сложная задача -поиск и исследование новых возможностей повышения уровня
Библиографический список
гражданского образования, в соответствии с современными требованиями. Гражданское образование требует нововведений, а значит есть необходимость находить социально-педагогические факторы становления личности в современном обществе, разрабатывать и внедрять новые современные методы для формирования гражданина, которые должны основываться на знаниях, навыках и ценностях.
Основной целью гражданского образования является достижение такого уровня личностного сознания, которому можно было дать характеристику в одном предложении: «От того, что и как я делаю, как веду себя и за что голосую, зависит судьба моего народа, моя собственная, моего государства; за все я отвечаю, все я должен делать по закону и совести». Воспитать исторически грамотного гражданина является одной из главных задач современного образования. При всех этих обстоятельствах, не вызывает сомнения, что мы не хотим больше быть «Иванами, не помнящими родства».
Из вышеизложенного можно сделать вывод, что исключительное значение приобретает исследование теоретических и практических аспектов гражданского образования, определение его целей, задач, принципов, осуществление анализа методов и форм воспитания гражданина.
1. Карамзин Н.М. О любви к отечеству и народной гордости. Антология педагогической мысли России (первая половина 19 в. до реформы 60-х гг.) сост. П.А. Лебедев. Москва, 1987.
2. Новиков Н.И. Умом и сердцем. Мысли о воспитании: хрестоматия. Москва, 1989.
3. Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года. Утверждена Распоряжением Правительства РФ от 08.12.2011 № 2227-р
4. Ковалева Е.В., Яковенко И.М. История педагогики и образования: учебно-методическое пособие. Петропавловск-Камчатский: КамГУ им. Витуса Беринга, 2013.
References
1. Karamzin N.M. O lyubvi k otechestvu i narodnoj gordosti. Antologiya pedagogicheskoj mysli Rossii (pervaya polovina 19 v. do reformy 60-h gg.) sost. P.A. Lebedev. Moskva, 1987.
2. Novikov N.I. Umom i serdcem. Mysli o vospitanii: hrestomatiya. Moskva, 1989.
3. Strategiya innovacionnogo razvitiya Rossijskoj Federacii na period do 2020 goda. Utverzhdena Rasporyazheniem Pravitel'stva RF ot 08.12.2011 № 2227-r
4. Kovaleva E.V., Yakovenko I.M. Istoriya pedagogiki i obrazovaniya: uchebno-metodicheskoe posobie. Petropavlovsk-Kamchatskij: KamGU im. Vitusa Beringa, 2013.
Статья поступила в редакцию 17.05.16
УДК 37.018.8
Kurakin S.I., postgraduate, Department of Music Education, Musicology and Instrumental Performance, Institute of Culture and Arts, Moscow City Pedagogical University (Moscow, Russia), Е-mail: [email protected]
ESTHETICS AS A SCIENCE AND AS A PHENOMENON IN THE CONTEXT OF WORK OF ARTS TEACHERS. Esthetics is a complex concept. Many experts and specialists cannot come to a consensus, what esthetics is? This scope of knowledge captures the area of human life, where the object of observation and study are human affects, emotions and feelings. That's why in the judgments on the subject an irrational component should be considered, which drives esthetic knowledge beyond the exact science. Esthetics as a study exists only as a philosophical and historical discipline. It studies the experiences accumulated by mankind in the process of development of culture and arts. But when it comes to immediate esthetic effect, making attempts to uncover its nature, one always needs to consider a number of subjective factors. Arts teacher is obliged to consider all the subtleties and nuances of esthetics such as historical knowledge, and even his own personal experience. In the article esthetics is considered from different positions, also connection of esthetics and arts is discussed. The author makes an attempt to discover the core of esthetic emotions and experience. As a result, esthetic emotions and experience are understood as the main part of this specific scope of knowledge. The issue of development of esthetic consciousness of arts teachers, in connection with the search for ways to improve the quality of upbringing and educational work is raised.
Key words: esthetics, art, pedagogy, esthetic consciousness, reflection, emotional experience, esthetic experience, education, pedagogical competence.
С.И. Куракин, аспирант каф. музыкального образования, музыковедения и инструментального исполнительства института культуры и искусств, ГАОУ ВО МГПУ «Московский городской педагогический университет», г. Москва, Е-mail: [email protected]
ЭСТЕТИКА КАК НАУКА И КАК ЯВЛЕНИЕ В КОНТЕКСТЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГОВ ИСКУССТВ
Эстетика - это сложное понятие. Многие эксперты и специалисты до сих пор не могут прийти к единому мнению о том, что есть эстетическое. Данная сфера захватывает ту область человеческой жизни, где объектом наблюдения и изучения становятся человеческие аффекты, эмоции и чувства. Поэтому в суждениях на данную тему необходимо учитывать иррациональный компонент, который выводит эстетическое знание за рамки строгой научности. Эстетика как наука существует только как философско-историческая дисциплина, изучающая опыт накопленный человечеством в процессе развития культуры и