ИЗВЕСТИЯ
ПЕНЗЕНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА имени В. Г. БЕЛИНСКОГО ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ № 27 2012
IZVESTIA
PENZENSKOGO GOSUDARSTVENNOGO PEDAGOGICHESKOGO UNIVERSITETA imeni V. G. BELINSKOGO HUMANITIES
№ 27 2012
УДК 908
н. и. КОСТОМАРОВ и САРАТОВСКОЕ ИСТОРИЧЕСКОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ
© В. М. ЗАХАРОВ
Урюпинский филиал Волгоградского государственного университета, кафедра истории и теории общественного развития e-mail: [email protected]
Захаров В. М. - Н. И. Костомаров и саратовское историческое краеведение // Известия ПГПУ им. В. Г. Белинского. 2012. № 27. С. 630-633. - В статье говорится о жизни и научной деятельности выдающегося русского и украинского историка Н. И. Костомарова в период саратовской ссылки. В Саратове Н. И. Костомаров организовал общественно-политический кружок, в котором принимал активное участие Н. Г. Чернышевский, исследовал хозяйственное состояние ряда уездных городов губернии, занимался сбором фольклора, составил подробный очерк прошлого региона.
Ключевые слова: провинциальная интеллигенция, политический ссыльный, губернский статистический комитет, волжские казаки, хозяйство уездных городов.
Zakharov V. M. - N. I. Kostomarov and Saratov regional studies // Izv. Penz. gos. pedagog. univ. im.i V. G. Belinskogo. 2012. № 27. P. 630-633. - The article covers the life and scientific activity of an outstanding Russian and Ukrainian historian N. I Kostomarov during the period of his Saratov exile. In Saratov N. I. Kostomarov organized a socio-political club, in which N. G. Chernyshevsky took an active part. N. I. Kostomarov studied the economic situation of a number of county-level towns of the province, he was engaged in the collection of folklore, made a detailed sketch of the regional history.
Keywords: provincial intelligentsia, political exiles, provincial statistic committee, Volga cossacks, the economy of county-level cities.
Выдающийся русский историк Н. И. Костомаров почти десять лет находился в Саратове в качестве политического ссыльного за участие в Кирилло-мефодиевском обществе. Костомаров, просидев год в Петропавловской крепости, был отправлен в Саратов, где и был отдан под надзор местной полиции. Ему на будущее время воспрещалось заниматься педагогической деятельностью и публиковать научные и литературные труды.
Саратовский краевед П. Юдин говорит, что губернской администрации по поводу Костомарова III отделение предложило определить его на службу, но никак не по учебной части, и установить за ним строжайший надзор. Однако на жандармском отношении имелась личная приписка шефа жандармов графа орлова: «Прошу быть милостивым, человек с достоинством, но заблуждался и искренно раскаивается» [10. С. 563-564].
В Саратове молодой профессор оказался в центре общественного внимания. «Наличная интеллигенция города,.. заинтересованная судьбой молодого профессора, - судьбою, не лишенною романтической подкладки и политической тайны, - усердно искала знакомства с ним», - свидетельствовал позднее писа-
тель и историк Д. Л. Мордовцев [6. С. 65]. В Саратове Костомаров принял активное участие в деятельности общественно-политический кружка местной интеллигенции, собиравшийся в доме местного учителя Е. А. Белова. П. Юдин со ссылкой на архивариуса Саратовского окружного суда В. А. Никольского говорит, что в кружок входили преподаватели гимназии Н. Г. Чернышевский, Е. А. Белов, писатель Д. Л. Мордовцев, врач С. Ф. Стефани, Е. А. Варенцов [11. С. 883]. Близкие отношение с кружком поддерживал преподаватель истории местной гимназии М. А. Лакомте [12. С. 149].
Кружок Костомарова описан Д. Л. Мордовцевым и романе «Профессор Ратмиров», в котором, говорят многие исследователи жизни и творчества Н. Г. Чернышевского саратовская действительность изображена с фотографической точностью [9. С. 146-147]. Мордовцев свидетельствует об интересе кружковцев к немецкой философии, в частности, к Фейербаху, о дискуссиях по поводу славянофилов. В романе излагается общественно-политическая программа Костомарова: «Уничтожение крепостного права, по почину ли правительства, по почину ли дворянства — это все равно; такое же уничтожение всяких привилегий, уничтоже-
ние смертной казни и телесных наказаний; потом обязательно обучение народа; - религиозная терпимость и свобода мнений» [9. С. 99].
В Саратове Н. И. Костомаров служил переводчиком при губернском правлении, редактировал «Саратовские губернские ведомости», занимал пост секретаря губернского статкомитета. В конце 1850-х годов он служил делопроизводителем в губернском комитете по улучшению быта крестьян.
В эти годы Н. И. Костомаров работал над исследованиями о местном фольклоре, о восстаниях Богдана Хмельницкого, Степана Разина, над монографией о домашней жизни и нравах русского народа в XVI-
XVII века, занимался изучением прошлого Саратовского региона. Так, Н. И. Костомаров создает очерк исторического развития Саратовского края, начиная с периода вхождения Нижнего Поволжья в состав Русского государства и до 1825 года.
Присоединение Нижнего Поволжья к Московскому государству имело, по мнению Н. И. Костомарова, для последнего огромное хозяйственное значение, ибо «Волга сделалась единственным тогда путем этого новооткрытого знакомства запада с востоком [2. С. 1]. По Волге в Московское государство доставлялись персидские и бухарские ткани, фрукты, рыба, а из Русского государства на восток отправлялись хлеб, железо, ножи, европейское сукно. «Торговая деятельность, -подчеркивает Н. И. Костомаров, необходимость защиты и удержания края в руках России год от году наполняли берега Волги селениями и городами» [2. С. 2.].
В отличие от других местных историков-краеведов (А. Ф. Леопольдов, Р. А. Фадеев) Н. И. Костомаров не считает возможным назвать точной даты основания Саратова, замечая, что город был заложен в царствование Федора Ивановича. «В каком именно году, - замечает исследователь, - подлинно неизвестно, потому что не отыскано еще грамоты о построении его» [2. С. 2].
По мнению Костомарова, Саратов был основан на левом брегу Волги, а в XVII столетии город был перенесен на правый берег. «Название его. - свидетельствует исследователь, - татарское, взятое, вероятно, от татарского прозвища урочища, на котором он основан: в русском переводе он значит Желтогорск, от сары -желтый и тау - гора» [2. С. 3].
Важное место, по мнению Н. И. Костомарова, в развитии Нижнего Поволжья во второй половине XVI
- начале XVII столетий занимало казачество. «Служа оплотом России и орудием расширения и распространения русской национальности, - подчеркивал он, -казаки в то же время были важнейшим препятствием к водворению гражданственности на юге России» [2. С. 3].
Казаки систематически организовывали грабежи судов на Волге, «не разбирая были ли то суда казенные или частные, находились ли на них послы или торговцы, бухарцы, хивинцы, персияне или же русские» [2. С. 4]. В 1580 году они разгромили нагайский центр Сарайчик. В 1581 году волжские казаки во главе с атаманом Ермаком завоевали Сибирское ханство. Весной
1606 года из среды волжского казачества вышел самозванец Лжепетр, якобы сын царя Федора. В 1609 году на Волге появилось три самозванца, один из которых называл себя сыном Ивана IV, а двое - внуками. «Народные предания, - говорит Н. И. Костомаров, - до сих пор сохранили в Саратовской губернии память о многих из таких удалых; так, например, рассказывают о каком-то татарине Кудеяре , жившем, как одни полагают, близ селения Лох в Саратовском уезде, другие
- близ села Репного, третьи - на горе Богатырка над Хопром в Балашовском уезде...»[2. С. 4].
Большое значение Н. И. Костомаров придавал взаимоотношениям центральной власти с казаками. он рассматривал эти явления как столкновения старых удельно-вечевых порядков и новой цивилизации. В этом «противодействии» Н. И. Костомаров видел один из главных механизмов развития отечественной истории.
Негативным явлением, по мысли Н. И. Костомарова было восстание Разина. Самого Разина исследователь изображал песенным героем, которого «не брала ни пуля, ни копье». Восстание Разина способствовало возврату края назад, ибо насаждало «удельно-вечевые порядки».
Существенным этапом российской истории Н. И. Костомаров считал начало XVIII столетия, когда «меры преобразования Петра Великого касались и Саратовского края» [2. С. 14]. Волжская вольница потерпела поражение. В 1698 году был основан город Петровск, в котором разместился военный гарнизон. В Саратове сооружен собор и несколько церквей. Были предприняты попытки соединить каналом Волгу и Дон, построить в селе Безродном на Ахтубе шелковичный завод. С целью обезопасить Саратовское Поволжье от набегов калмыков в 1708 году был заключен специальный договор с калмыцким ханом Аюкой, а Саратов стал «центром сообщения русского правительства с Аюкою» [2. С. 16]. Несколько позднее была развернута компания по обращению калмыков в христианство. Когда в 1717 году совершили набег на Саратовский край, и Петр I «приказал постоянно стоять двум драгунским полкам между Саратовом и Пензой, сделать от Дмитриевска до Иловли и Дона или от Царицына в Паншилу черту, называемую Царицынской линиею, и построить в Паншиле крепость» [2. С. 17].
Согласно губернской реформе 1708 года Саратов вошел в состав Казанской губернии, затем был передан в Астраханскую. «В Саратове, - говорит Костомаров, - в это время (1717 год. - В. З.) находилось всего восемьдесят два двора» [2. С. 18].
В XVIII столетии Н. И. Костомаров выделяет следующий комплекс важнейших событий: создание в начале 30-х годов XVIII века Волжского казачьего войска, организация в конце 1740-х годов добычи на Эльтоне соли и ее транспортировка в Саратов, заселение Саратовского Поволжья иностранными колонистами. Результатом стало значительное увеличение населения. В волжское казачье войско с центром в Дубовке переселились казаки с Дона и «прочие выходцы из Великороссии и Малороссии» [2. С. 19]. Добыча соли
ИЗВЕСТИЯ ПГПУ им. В. Г. Белинского ♦ Гуманитарные науки ♦ № 27 2012 г.
способствовала размещению, в Саратовском Заволжье украинцев - солевозчиков, что также стало «поводом к большему заселению окрестного края» [2. С. 20 - 21].
С 60-х годов XVIII века правительство Екатерины II организует заселение Саратовского Поволжья добровольными выходцами из различных регионов Германии.
В XVIII веке делались попытки развития в Саратовском Поволжье промышленности и различных промыслов. В 1765 году по инициативе астраханского губернатора Бекетова близ Царицына организуется разведение шелковичных червей. Однако, замечает Н. И. Костомаров, «гораздо успешнее шли те промыслы, которые указывала сама природа, например, скотоводство и рыбная ловля» [2. С. 25].
В августе 1774 года Саратовское Поволжье стало местом развития восстания Е. Пугачева. 5 августа 1774 года восставшие взяли Саратов. «Большая часть населения Саратова, - говорит Н. И. Костомаров, - перешло на сторону восставших». Следствием восстания Пугачева для Саратовского края, по мнению ученого, стал голод [2. С. 38].
В 1780 году было создано Саратовское наместничество, включавшее десять уездов. В декабре 1796 года Саратовская губерния бьша указом Павла I поделена между Астраханской и Пензенской губерниями, но в марте 1797 года она вновь была восстановлена.
В начале XIX столетия происходит ревизия некоторых административных ведомств (полиции, соляного управления и управления межевания земель), уточнение границ губернии, расселение в Аткарском уезде отставных гвардейских солдат, обустройство немецких поселенцев. Саратовский край, с точки зрения
Н. И. Костомарова, есть составная часть Российского государства. Поэтому развитие региона рассматривается сквозь призму процессов, в качестве источников и общерусских летописей и Полного собрания законов Российской империи.
Познакомившись осенью 1852 года с А. Н. Пасха-ловой, Н. И. Костомаров организовал сбор и обработку народных песен, сказок и легенд. Собранные материалы публиковались как в местной, так и в столичной печати. Ведущее место среди них принадлежало песням с историческими сюжетами. Многие из песен относились к так называемым песням разинского цикла. Это дает основания предположить, что фольклорные занятия Костомарова представляют подготовительные работы к монографии о Степане Разине.
В Саратове Н. И. Костомаров интересовался и состоянием местной экономики. На эти сюжеты им также было написано несколько статей. К числу их принадлежит, например, очерк о Вольске.
Становление Вольска Костомаров связывает с деятельностью купца В. А. Злобина. «До 1780 года,
- говорит он, - на месте нынешнего Вольска существовала дворцовая слобода Малыковка» [3. С. 110]. Занятие активной коммерческой деятельностью при поддержке генерал-прокурора А. А. Вяземского бывшего волостного писаря В. А. Злобина способствовало превращению слободы в город, в котором Злобин был
городским головой. На рубеже XVIII-XIX столетий Вольск превращается в один из значительных в Саратовском Поволжье торговых центров. «Главный предмет торговли волжских купцов, - замечает Н. И. Костомаров, - есть хлеб и преимущественно пшеница». [3. С. 97]. Торговые агенты купцов из Вольска скупали зерно на левом берегу Волги, где центром их деятельности стало с. Балаково. «Весь оборот хлебной торговли, - подчеркивает исследователь, - производимой волжскими купцами в Балакове, простирается до десяти миллионов рублей» [3. С. 97]. Затем зерно из Ба-лакова и купленное на правом берегу отправляется в Астрахань. Кроме хлебной в городе была развита торговля салом, рыбой.
Помимо Вольска Н. И. Костомаров создает статистическое описание г. Петровска. Исследователь в первую очередь заинтересовался состоянием города в середине 50-х годов XIX века и его хозяйственным развитием. Город состоял из 1187 домов, из которых 16 были каменными. «Чтобы судить о прогрессе и улучшении Петровска, - замечает Н. И. Костомаров, - достаточно указать, что назад тому двенадцать лет в этом городе было деревянных 1169, а каменных 12, следовательно, в продолжение двенадцати лет прибавилось только четыре каменных и восемнадцать деревянных домов» [4. С. 28].
В городе существовало 12 заводов. Однако на них было занято 40 рабочих, а объем производимой ежегодно продукции оценивался в 12000 рублей. Стоимость продукции, ежегодно вырабатываемой 30 ремесленниками, составляла 9000 рублей. Большая часть жителей занималась земледелием, носившим самодостаточный характер. Слабое развитие промышленности, ремесла и земледелия Костомаров объясняет отдаленностью Петровска от торговых центров. Доставка товаров в Саратов и Пензу гужевым транспортом была нерентабельной. Нерентабельной также была транспортировка продукции, производимой в Петровске, на ближайшие волжские торговые пристани.
Касается Н. И. Костомаров и исторического прошлого Петровска. Ему удалось выяснить у местных старожилов предание о том, что первоначально город был заселен стрельцами и различными служилыми людьми. Просматривая архив уездного суда, Костомаров отобрал 40 дел, содержащих показания лиц, причастных к восстанию Е. Пугачева. Документы относящиеся к пребыванию Пугачева в Петровске, по мнению историка, любопытны «как потому, что показывают степень влияния самозванца на умы народа, так и по некоторым характеристическим чертам, представляющим особенности времени и народных нравов» [4. С. 25].
Фиксирует Н. И. Костомаров и ряд памятников начала XVIII века, сохранившихся в Петровске. В Петропавловском соборе было выставлено семь знамен, аллебарда и бердыш. Костомаров полагал, что знамена и оружие было отнято у мятежных казаков. У здания местной полиции размещались 2 старые чугунные пушки, также относящиеся к началу
XVIII столетия.
Оценивая очерки Н. И. Костомарова, необходимо подчеркнуть, что исследователь не ограничился лишь констатацией статистических данных, что было характерно для описаний А. Ф. Леопольдова, а использовал их для характеристики размещения производительных сил Саратовского Поволжья, для определения перспектив их дальнейшего развития.
В 1856 году с Н. И. Костомарова был снят надзор, и он получил возможность выезжать для работы в архивах и библиотеках. В апреле 1859 года ученый был избран экстраординарным профессором русской истории Петербургского университета и окончательно покинул Саратов.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Домановский Л. В. К саратовским взаимоотношениям Н. Г. Чернышевского и Н. И. Костомарова // Н. Г. Чернышевский, статьи, исследования и материалы. Саратов, 1962. Вып. 3.
2. Костомаров Н. И. Очерк истории Саратовского края от присоединения его к русской державе до вступления на престол императора Николая I // Памятная
книжка Саратовской губернии на 1858 год. Саратов, 1858.
3. Костомаров Н. И. Поездка в г. Вольск // Памятная книжка Саратовской губернии на 1859 год. Саратов, 1859.
4. Костомаров Н. И. Петровск // Памятная книжка Саратовской губернии на 1860. Саратов, 1861.
5. Литвак Б. Г. Николай Иванович Костомаров. Очерк жизни и творчества // Костомаров Н. И. Очерк домашней жизни и нравов великорусского народа в XVI и XVII столетиях. М., 1992.
6. Мордовцев Д. Л. Профессор Ратмиров // Книжки недели. 1889. № 1, 2.
7. Палимпсестов И. Из воспоминаний о Н. И. Костомарове // Русское обозрение. 1885. № 7.
8. Пинчук Ю. А. Исторические взгляды Н. И. Костомарова. Киев, 1984.
9. Стеклов Ю. Н. Г. Чернышевский в изображении наших беллетристов. М.-Л., 1930.
10. Юдин П. К биографии Н. И. Костомарова // Исторический вестник. 1903. № 11.
11. Юдин П. Н. Г. Чернышевский в Саратове // Исторический вестник. 1905. № 12.
12. Юдин П. Н. И. Костомаров в ссылке // Исторический вестник. 1905. № 12.