Научная статья на тему 'Н. А. Рубакин о формировании социальной памяти библиотечно-библиографическими средствами'

Н. А. Рубакин о формировании социальной памяти библиотечно-библиографическими средствами Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
263
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ ПАМЯТЬ / КОЛЛЕКТИВНАЯ ПАМЯТЬ / БИБЛИОТЕЧНО-БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА / СОЦИАЛЬНАЯ МНЕМА

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Харьковская Елена Владимировна, Заманова Ирина Федосеевна, Фоменко Ирина Григорьевна

В статье выявляется значимость влияния слова, фразы, книги на сознание человека. Анализируется механизм заполнения социальной памяти с помощью библиотечно-библиографических средств с точки зрения известного просветителя, библиографа, библиотековеда Н.А. Рубакина.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Н. А. Рубакин о формировании социальной памяти библиотечно-библиографическими средствами»

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №8/2016 ISSN 2410-700Х_

КУЛЬТУРОЛОГИЯ

УДК 026.06

Харьковская Елена Владимировна,

канд. пед. наук, доцент Белгородского государственного института искусств и культуры, г. Белгород, РФ Е-mail: Elena.xarkovskaya@mail.ru Заманова Ирина Федосеевна канд. филол. наук, доцент Белгородского государственного института искусств и культуры, г. Белгород, РФ Е-mail: ira-zamanova@rambler.ru Фоменко Ирина Григорьевна, преподаватель Белгородского государственного института искусств и культуры, г. Белгород, РФ Irina_lomatschen@mail.ru

Н.А. РУБАКИН О ФОРМИРОВАНИИ СОЦИАЛЬНОЙ ПАМЯТИ БИБЛИОТЕЧНО-БИБЛИОГРАФИЧЕСКИМИ СРЕДСТВАМИ

Аннотация

В статье выявляется значимость влияния слова, фразы, книги на сознание человека. Анализируется механизм заполнения социальной памяти с помощью библиотечно-библиографических средств с точки зрения известного просветителя, библиографа, библиотековеда Н.А. Рубакина.

Ключевые слова

Социальная память, коллективная память, библиотечно-библиографические средства, социальная мнема.

Процесс использования информации, чтения выражается зачастую как объект-субъектные отношения, то есть отношения, когда потребитель информации активно подражает изображаемому в текстах. На это обратил внимание Н.А. Рубакин, выделив явление подражания или действия примера в книжном деле [1, c.74]. К этому же он относил и заразительное влияние «героев» на толпу. В качестве разновидностей этого типа отношений рассматривал коллективные «упражнения», коллективные привыкания, коллективные привычки, коллективные эпидемии, начиная с моды и кончая массовым помешательством и другими источниками социальной мнемы. Подчеркивал значимость внушения и самовнушения как источников энграмм. Выделял влияние слова, фразы, книги как иллюстрации всего этого. Говорил о явлениях самовнушения и внушения как источниках энграмм социальной мнемы, крайне опасных для индивида, так как они ослабляют сознание [1, c.74-75].

Таким образом, Н.А. Рубакин подчеркивал влияние на формирование памяти людей не только положительных эмоций, которые появляются в процессе информационно-читательской деятельности, но и всякого рода отрицательных эмоциональных состояний, возникающих при подражании самым разным героям, в том числе и негативным.

Очевидно, Н.А. Рубакин не случайно выделил объект-субъектные отношения для характеристики чтения как коммуникативного процесса. Ему важно было обратить на более тонкие, чем социологические, моменты в отражении информации на индивидуально-психологическом уровне, выделить особенности формирования индивидуальной памяти. В качестве главнейших характерных элементов индивидуальной мнемы (памяти) он считал не знания и убеждения человека, а его эмоции, чувства, страсти, аффекты, влечения, стремления и желания [1, c.76]. По существу, данный подход к пониманию процессов отражения информации и влияния информации на память человека недооценивается и сегодня, поскольку, особенно в условиях развития информационно-знаниевых процессов, значительное внимание уделяется распространителями информации их когнитивной составляющей.

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №8/2016 ISSN 2410-700Х_

В опоре на индивидуальную мнему он видел пути формирования социальной памяти, в качестве структурной единицы которой он выделял память коллективную. Коллективную мнему, или память, он рассматривал как совокупность сходных энграмм у всех (или у подавляющего большинства) членов этого коллектива [1, c.76], подчеркивал, что «...коллектив нивелирует понимание речи (печатной, рукописной и устной) разными индивидами. Его влияние ведет к однородности, хотя и не к одинаковости и тем более не к тождественности понимания одних и тех же речений разными индивидами», - писал он [1, с.76].

Кроме коллективной памяти, Н.А.Рубакин не рассматривал подробно другие разновидности социальной памяти, но сделал обобщения относительно того, какую связующую роль она выполняет в социальной коммуникации. Его мысль - «только социальной мнеме мы обязаны тем, что человек понимает человека, слушащий говорящего, а читающий пишущего», - как нельзя более свидетельствует о том, что социальная память - это связующее звено между коммуникатором и потребителем информации.

Им была поставлена и задача, как библиотечно-библиографическими средствами можно участвовать в поддержании социальной памяти. В заполнении мнемы (памяти), по его мнению, помогают разносторонние и научно составленные схемы, или классификации явлений. С их помощью можно найти пробелы в знаниях, кроме того, направлять свою деятельность на пополнение этих пробелов. В качестве примера Н.А. Рубакин приводит свой собственный библиографический труд «Среди книг», в основу создания которого была положена идея комплексного метода распространения знаний [1, с.80-81]. По-другому говоря, классификационные системы, с помощью которых приводится в порядок книжный поток, позволяют создавать некую общую основу для взаимодействия людей, нормирования отношений между ними. И это особо было выделено в качестве фактора формирования социальной мнемы (памяти).

Кроме того, им был в известной степени определен механизм заполнения социальной памяти с помощью создаваемых библиографических трудов. Исходя из своих теоретических предпосылок обращенности к сознанию читателя, Н.А. Рубакин предполагал, что на память целесообразнее всего воздействовать интегрально и синтетически. Такой способ соответствует наиболее распространенному типажу людей с синтетическим и конкретным мышлением. Поэтому для них каждый вопросу лучше освещать данными не одной, не двух-трех наук, а, по возможности, всех, показывая на примере каждого вопроса, во-первых, интегральность жизни, а во-вторых, синтетического подхода к ее пониманию [1, с.81].

Список использованной литературы: 1. Рубакин Н.А. Гл.111 Биологические основы библиопсихологии, теории рефлексов и мнемы как естественный фундамент книжного дела / Н.А. Рубакин // Психология читателя и книги: Краткое введение в библиологическую психологию / Н.А. Рубакин. - М. : Книга, 1977.

© Харьковская Е.В., Заманова И.Ф., Фоменко И.Г., 2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.