Научная статья на тему 'Мюнхен: Европейский воспитатель чувств и учитель искусств'

Мюнхен: Европейский воспитатель чувств и учитель искусств Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
181
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Мюнхен: Европейский воспитатель чувств и учитель искусств»

Т.А. Казначеева

МЮНХЕН: ЕВРОПЕЙСКИЙ ВОСПИТАТЕЛЬ ЧУВСТВ И УЧИТЕЛЬ ИСКУССТВ

Г рода, являющиеся «главными точками приложения и проявления культурных сил», имеют свой облик [1]. Запахи, краски, звуки, формы, свойства, вид, свет - всё это создает образ города.

Описание атмосферы Мюнхена встречается у многих людей творчества. «Этот город в Германии уникален и не имеет сравнений, в нём можно жить, как хочется. Если нравится, то можно окунуться в бурлящую и кипящую жизнь большого города, а кому такое не по душе, может полностью уединиться, в Мюнхене возможно и то, и другое», - писал немецкий драматург Фридрих Геббель во второй половине XIX века.

Генрих Гейне противопоставлял Мюнхен Берлину, уловив дух города: «Мюнхен... являет полную противоположность Берлину. Именно Мюнхен - город, созданный самим народом, и притом целым рядом поколений, дух которых до сих пор ещё отражается в постройках, так что в Мюнхене, как в сцене с ведьмами из «Макбет», можно наблюдать вереницу духов в хронологическом порядке, начиная от дикого, тёмного духа средневековья, выступающего в броне из готического портала храма, и кончая просвещённым духом нашего времени, протягивающим нам зеркало, в коем каждый из нас с удовольствием узнаёт себя. В такой последовательности есть элемент примирения. Как сказано, зрелище это не раздражает нас, оно усиливает живое восприятие современности и её светлых сторон, и когда мы начинаем рассматривать творения нового времени, высящиеся рядом со старыми, то кажется, с головы нашей сняли тяжёлый парик и сердце освободилось от стальных оков. Я имею здесь в виду радостные, художественные храмы и благородные дворцы, в дерзком изобилии возникающие из духа великого мастера - Кленце» [2].

Так характеризовал атмосферу Мюнхена перед Первой Мировой войной Томас Манн: «Это была атмосфера человечности, терпимого индивидуализма, .непринужденности; атмосфера радостной чувственности, артистичности; настроение жизнерадостности, молодости, народности, той народности, на чьей здоровой, плотной, пахотной земле могло цвести самое своеоб-

разное, чувствительное, смелое, иногда экзотическое, при истинно добродушных условиях».

На рубеже XIX-XX вв. Мюнхен достиг расцвета в художественном смысле, оспаривая репутацию «метрополии модерна» у Парижа. О баварской столице писали и говорили как о городе, где «цветет искусство и существует искренний культ линии, украшения, формы, чувств, красоты». Сам город именовал называл себя «ars metropolis» [1]. Мюнхен притягивал художников со всего мира и был «самым художественным немецким городом, городом художественной молодежи».

Совершая путешествие из Берлина в Соррен-то и обратно, Отто Юлиус Бирман писал из Мюнхена конца XIX века: «.это самый свободный немецкий город. В отличном свежем высотном воздухе дышится уже физически легче, чем в других немецких городах, а также его духовная атмосфера - высотный воздух».

Сохранился и восторженный отзыв американского писателя Томаса Вольфа о городе 20-х годов начала XX века: «Как можно было бы говорить о Мюнхене, не упоминая, что этот город одновременно является немецким раем? Случается, что во сне мечтают о рае, но мечта большинства немцев - это путешествие в баварскую столицу Мюнхен».

До сих пор Мюнхен имеет славу открытого миру и людям «города с сердцем», который «поцеловали музы». Искусство в Мюнхене - не роскошь, а неотъемлемая составная часть функционального города, не занимательное побочное занятие, а существенно значимое. Искусство здесь никогда не предписывалось против воли населения ни монархами, ни носителями культуры. Занятия музыкой, театром, живописью или архитектурой соответствует жизненной потребности широких слоёв города.

С населением около 1300000 жителей Мюнхен является третьим по величине городом Германии. Столица земли Бавария, её административный центр, занимает первое место в опросах о популярнейших немецких городах. Это место, где хотели бы жить многие граждане Германии, куда ежегодно приезжает со всего света более

198

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ Специальный выпуск, 2008

© Т.А. Казначеева, 2008

3 миллионов туристов. Мюнхен называют центральным созвездием, вокруг которого вращаются другие части Баварии, столицей, имеющей сердце. Посетитель может наслаждаться ландшафтами с горами, озёрами, долинами реки Изар. Культурная программа также разнообразна: музеи с мировой славой, государственные и частные театры, выставки, достопримечательная архитектура. Мюнхен, кроме того, известен как место для получения высшего образования, резиденция значительных промышленных фирм, центр ярмарок и конгрессов, город киноискусства и средств массовой информации.

П. Вайль назвал Мюнхен «самым негерманским из больших городов страны» [1]. По его мнению, «тут вся изысканность и вычурность убрана внутрь, извне остаются голые замковые стены». Вайль сравнивает город с мюнхенской церковью Asamkirche: «снаружи сдержанная лепка фасада, а за дверью - грубое, тяжёлое, серебряное и золотое».

Как считают многие искусствоведы, до XIX века история Мюнхена, не считая некоторых событий, не была интересной, развёртывалась в рамках приподнятой провинциальности. Но думается, что события, происходящие в городе с дней его основания, непосредственно оказывали влияние на расцвет «баварской Мекки».

Бавария - одна из самых древних стран Европы. Нигде в Германии так не гордятся своим прошлым, так ревностно не берегут народные традиции. В Баварии свой гимн, свой диалект, национальные костюмы жители надевают не только по большим праздникам. Самобытность баварцев вошла в поговорки, их диалект труден для понимания тех, кто приехал из других областей Германии. Покорённая римлянами, а затем германцами, Бавария породила народ, вышедший из смешения римлян, древних кельтских и германских племён.

Сначала эти места были населены кельтами. На рубеже старой и новой эры здесь находилась римская провинция. Бавария возникла после распада Римской империи и вторжения баварцев, пришедших из Богемии (племя баваров).

С XI в. она находится под властью династии Вельфов. Первые герцоги Баварские были выходцами из семейства Ашлофингер и вместе с Бонифацием способствовали созданию епархии во Фрайзинге, а также монастыря в Тегернзее (746 год). Получивший название Ад Мюнихен, он быстро начал процветать благодаря своим мона-

хам. До сих пор молодой монах (Muencher Kindl) остается эмблемой Мюнхена.

В 1156 году герцогство Баварское возвращается к одному из представителей династии Вель-фов, Генриху Льву, герцогу Саксонскому и Баварскому, который и считается основателем города. Герцог Генрих Лев укрепил герцогство и основал новое поселение на берегах реки Изар (нынешний Мюнхен). Чтобы суметь извлечь выгоду из земли, полученной в собственность от кайзера Барбароссы, герцог разрушил мост соляной трасы Аугсбург-Зальцбург, которая вела у деревни Феринг через Изар и принадлежала его дяде, епископу Отто фон Фризинг. Герцог Генрих Лев должен был создать себе источники дохода, а хорошую прибыль обещала тогда торговля солью. Затем герцог у совершенно неизвестной деревни «bei den Munichen», около 6 километров вверх по реке, построил новую переправу, таможенные сборы с которой потекли в его карманы. Маленькое местечко на скудной равнине с галькой он снабдил всяческими привилегиями. Важный транспортный путь с востока на запад насильно перенёсся в его область влияния.

Отныне путь шёл мимо маленького поселения «apud Munichen» (у монахов). Герцогу так понравилось брать налоги, что он перенёс монетный двор и рынок в Мюнхен. В 1158 году Мюнхен впервые был упомянут документально, этот год считается годом основания города. Позднее Бавария попала под власть Фридриха Барбароссы, а в 1180 году - Оттона Виттельсбахско-го (1231-1253), основателя династии Виттельсба-хов, правившей страной 700 лет, - он перенёс резиденцию в Мюнхен. В следующие столетия династия Виттельсбахов пыталась распространить свою гегемонию на другие земли. Активное попечение искусства и науки всегда было особым делом Виттельсбахов. Благодаря Людвигу Суровому, построившему замок Альтерхоф, Мюнхен становится резиденцией династии, которая начинает печатать свою марку. В 1214 году Мюнхен впервые в документах назвали «civitos» (город). Мюнхен развивался при содействии династии Виттельсбахов.

Апогеем стало завоевание Людвигом IV Баварским (1294-1347), германским кайзером и императором Священной Римской империи, Бран-денбургского маркграфства, Тироля, Голландии и Эно. Он сделал Мюнхен столицей. Тогда же город перенял и цвета империи: чёрный и жёлтый.

Людвиг был одним из самых активных коллекционеров картин, обеспечил свою галерею произведениями Тициана, Рафаэля и Ботичелли. Людвиг IV Баварский велел окружить город крепостной стеной. После столетнего застоя, в конце XV века, начался новый подъём, ознаменованный строительством Фрауенкирхе (церковь Пресвятой Девы), которая стала символом города. В XVI веке город обогатился прекрасными зданиями, а авторитет его постоянно рос. В это время он стал главным центром немецкого католицизма. После смерти Людвига надрегиональное значение Мюнхена снова снизилось.

Из Виттельсбахов в истории заметна деятельность герцога Альберта V (1550-1579), который превратил Мюнхен в научный и культурный центр. Герцог Альберт V хотел сделать из Мюнхена город музыки. Поэтому он пригласил в 1556 году композитора Орландо ди Лассо в качестве придворного капельмейстера, который за время проживания в Мюнхене сочинил более 2000 произведений и заложил большие музыкальные традиции. История Мюнхена отмечена опустошительной Тридцатилетней войной. Колонна на площади Мариенплац, поставленная Максимилианом I (1597-1651), первым курфюрстом Баварии, свидетельствует о тех чёрных годах, когда войска короля Швеции оккупировали город.

XVII столетие и Фердинард Мария подарили Мюнхену его самые прекрасные памятники архитектуры в стиле барокко: церковь театинцев и замок Шляйсхайм. С Карла VII Альберта Виттельс-бахского начинается период культурного расцвета, отмеченного развитием стилей барокко и рококо. Этот период закончился с Максимилианом-Иосифом III (1727-1777).

В 1777 году династия Виттельсбахов по мужской линии прервалась. Правителем стал кузен из Маннгейма Карл Теодор. Он, правда, поменял бы Баварию на что-нибудь итальянское или французское, но внёс лепту в развитие города: в 1780 году открыл для бюргеров дворцовый сад, а в 1781 году - картинную галерею над аркадами дворцового сада, предшественницу Старой Пинакотеки. Кроме того, он велел устроить в городе парк, который в наше время известен как Английский Сад и служит большим аттракционом. Парк был заложен не только на благо бюргеров, а и в качестве занимательной терапии для королевских солдат, чтобы отвлечь их мысли от французской революции.

Во времена Наполеона Бавария искусно сражалась на «правой стороне», прежде всего на стороне Корсиканца. То, что потом фронты поменялись, принесло Баварии не только подтверждение территориальных добыч, но и сильное положение в империи. Отныне Мюнхен был столицей важного немецкого государства между Пруссией и Австрией, начался его подъём к одному из самых известных городов искусства в Европе. Во времена союза с французским королем Людовиком IV Мюнхен дважды был оккупирован австрийцами.

Время правления Людовика I и Максимилиана II отмечено необычайным интеллектуальным и художественным взлётом. Людовику I принадлежит фраза: «Я не успокоюсь, покуда Мюнхен не уподобится Афинам». В 1816-1830 годах он соорудил Глиптотеку для хранения фронтонов одного из элинских храмов, посвященного Зевсу. В это же время философ Шеллинг стал главным хранителем Королевских коллекций и представил публике новый открывшийся музей (Глиптотеку). Людовик I также пригласил работать в Мюнхен многих известных художников из Северной и Средней Германии и основал один из богатейших по коллекции музеев мира - Мюнхенскую пинакотеку. В 1810 году на поляне перед городскими воротами праздновалась свадьба будущего короля Людовика I. В восторге от удачного и весёлого торжества, народ решил отмечать это событие каждый год - так возник один из самых известных немецких праздников - Октоберфест.

При Людвиге II (1845-1886) Бавария участвовала в войнах против Пруссии и Франции. Она вынуждена была войти в состав империи, объединённой благодаря Бисмарку (1871 год). Людвиг II, самый известный из Виттельсбахов, «король сказок», постепенно отдалился от политики. Он был строителем и мечтателем. Посвятив остаток жизни возведению замков и музыке Вагнера, в 1886 году он нашёл свою смерть на озере Штар-нберг. Его дядя, регент Луитпольд (1886-1912), затем его сын Людовик III (1912-1918) были последними регентами из династии Виттельсбахов, которые правили Баварией на протяжении 738 лет, до 1918 года. Сохранилось множество прекрасных памятников, созданных правителями Мюнхена. Но историю хранят не только камни крепостей и дворцов. Золотой век Мюнхена закончился из-за Первой Мировой войны.

200

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ Специальный выпуск, 2008

Можно выделить некоторые факторы, оказавшие благотворное влияние на культурную жизнь Мюнхена:

1. Духовный. По впечатлениям В. Розанова, в Мюнхене «свершился брак церкви с жизнью». Само название города «у монахов», его основание на месте монастыря, сохранение католической веры во время Реформации говорят о духовности Баварии и её столицы. Эта духовность породила и воспитала многих выдающихся философов, композиторов, художников, поэтов, для которых Мюнхен был если не родиной, то приютом.

2. Природный. Окрестности Мюнхена вдохновляют на творчество, благотворно влияют на сердца и умы баварцев и их гостей. Неслучайно славилась мюнхенская пейзажная живопись. Известно Мурнау, местечко под Мюнхеном, где образовалась и работала группа «Синий всадник». В наши дни дом-музей Габриэлы Мюнтер открыт для посетителей.

3. Национальный. Широкие слои Баварии увлекаются искусством, бережно хранят традиции (школа рисунка, подстекольная живопись), принимают все проявления культуры. Баварцы самобытны: у них свой диалект, гимн, национальные костюмы.

4. Исторический. Правители Мюнхена в разные годы оказывали покровительство искусству в городе, делая вклад в архитектуру, поддерживая деятелей искусства, создавая бесценные коллекции.

5. Художественно-образовательный. По мнению З.С. Пышновской, выполнившей перевод «Синего всадника», Мюнхен на рубеже веков был городом «философического искусства» художников, читавших Ницше и Шопенгауэра, Стриндберга, Метерлинка и Ибсена, Достоевского и Гамсуна, хорошо знавших русскую литературу. Мюнхенская академия имела большое значение в Европе. Она отражала принципы новейших художественных школ. Выпускники академии основывали частные школы, участвовали в международных выставках, издавали критические

журналы, искали новые пути и средства в изобразительном искусстве.

Многочисленные выставки доказывают то, что Мюнхен - самый значимый художественный город Германии.

В августе 2007 года в Новой Пинакотеке в Мюнхене экспонировалась немецкая живопись XIX века, упорядоченная по принципу «Взгляд на Европу». На этой выставке немцы предстали философами-космополитами, которые путешествовали по странам Европы, выискивая и перенимая лучшее, чтобы систематизировать, привести в порядок и представить в виде интеллектуального фонда Европы.

Так, в Грецию и Италию немцы ехали в поисках идеальной первозданной архитектуры, так как верили, что изучение идеальных форм греческих и римских храмов классической эпохи приведёт к усовершенствованию мира.

Посетившие Данию художники из Германии написали загадочные символистские пейзажи.

Во Франции немцы почитали особую свободу и учились изображать реальность.

Учитывая все факты и обстоятельства, можно сказать, что в ходе истории Мюнхен занял достойное место среди городов Германии и всего мира, а на рубеже XIX-XX вв. достиг расцвета, в особенности в художественном смысле. Русский философ В. Розанов, побывавший в Мюнхене в начале XX века, отметил, что город «весь зарос искусством».

Библиографический список

1. Вайль П. Гений места / Послесловие Л. Лосева. - М.: Изд-во КоЛибри, 2007.

2. Гейне Генрих. Путешествие от Мюнхена до Генуи // Стихотворения. Поэмы. Проза. Библиотека всемирной литературы. Т. 72. - М.: ХХудож. лит., 1971.

3. Энциклопедический словарь «Избранный Брокгауз». Искусство Западной Европы. Германия. Нидерланды. - М., 2000.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.