Научная статья на тему 'Мыслительные стили через призму языкового пространства коммуникативных стратегий'

Мыслительные стили через призму языкового пространства коммуникативных стратегий Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
192
100
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИТУАТИВНОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ / ЛОГИКА МЫШЛЕНИЯ / МЫСЛИТЕЛЬНЫЙ СТИЛЬ / КОММУНИКАТИВНАЯ СТРАТЕГИЯ / АРГУМЕНТАЦИЯ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Скворцова Виктория Алексеевна

Цель исследования выделить параметры коммуникативных стратегий каждого мыслительного стиля. Задачи исследования представить пять мыслительных стилей, дать определение коммуникативной стратегии, выделить основные параметры коммуникативной стратегии, описать каждый параметр коммуникативной стратегии, смоделировать мыслительный стиль в соответствии с этим параметром. В работе смоделированы коммуникативные стратегии пяти мыслительных стилей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Мыслительные стили через призму языкового пространства коммуникативных стратегий»

УДК 81’1:[81:1]

ББК 81.0 С 42

Скворцова В. А.

Преподаватель кафедры французской филологии, соискатель кафедры французской филологии Кубанского государственного университета, e-mail: vitta_23@mail.ru.

Мыслительные стили через призму языкового пространства коммуникативных

стратегий

Аннотация:

Цель исследования - выделить параметры коммуникативных стратегий каждого мыслительного стиля. Задачи исследования - представить пять мыслительных стилей, дать определение коммуникативной стратегии, выделить основные параметры коммуникативной стратегии, описать каждый параметр коммуникативной стратегии, смоделировать мыслительный стиль в соответствии с этим параметром. В работе смоделированы коммуникативные стратегии пяти мыслительных стилей.

Ключевые слова: ситуативное моделирование, логика мышления, мыслительный стиль, коммуникативная стратегия, аргументация.

Skvortsova V.A.

Cogitative styles through a prism of language space of communicative strategy

Abstract:

The research objective is to allocate parameters of the communicative strategy of each cogitative style. The author presents five cogitative styles, gives definition of the communicative strategy, distinguishes the key parameters of the communicative strategy, describes each parameter of the communicative strategy and simulates a cogitative style in accordance with this parameter. In the work, the communicative strategy of five cogitative styles is simulated.

Keywords:

Situational modeling, logic of thinking, cogitative style, communicative strategy, the argument.

Жизнь человека не мыслима без общения. Процесс общения - это естественная форма взаимодействия людей в жизненном пространстве. Данное понятие понимается учеными по-разному. В настоящей работе мы придерживаемся определения, которое дают Грушевицкая Т.Г., Попков В.Д. и Садохин А.П. в своем исследовании «Основы межкультурной коммуникации»: «общение представляет собой социально обусловленный процесс обмена мыслями и чувствами между людьми в различных сферах их познавательно-трудовой и творческой деятельности, реализуемый главным образом при помощи вербальных средств коммуникации» [1: 124]

Говоря об общении, мы подразумеваем понятие с более широким значением, а именно - коммуникацию. Ч.Кули считает, что «коммуникация - механизм, посредством которого обеспечивается существование и развитие человеческих отношений, включающий в себя все мыслительные символы, средства их передачи в пространстве и сохранении во времени» [2: 15] Иными словами, это определенное информационное взаимодействие между людьми, где сообщение передается по различным каналам при помощи вербальных и невербальных средств. Мы передаем сообщение, точнее вступаем в процесс коммуникации для того, чтобы объяснить, убедить, предупредить, проинформировать, описать что-либо и т.д. Таким образом, целью коммуникации является удовлетворение тех или иных потребностей людей.

Для того чтобы эту цель реализовать, необходимо иметь стратегию, то есть

определенную тактику, позволяющую достичь поставленных целей в конкретных ситуациях. Коммуникативная стратегия понимается нами как определенная модель коммуникативного поведения, направленная на достижение поставленных целей. Выбор правильной коммуникативной стратегии представляется нам решающим в процессе общения, поскольку именно успешно выбранная речевая стратегия позволяет убедить аудиторию в правоте говорящего. А. П. Сковородников следующим образом определяет данное понятие: «Речевая (коммуникативная) стратегия - это общий план, или «вектор», речевого поведения, выражающийся в выборе системы продуманных говорящим/пишущим поэтапных речевых действий; линия речевого поведения, принятая на основе осознания коммуникативной ситуации в целом и направленная на достижение конечной коммуникативной цели в процессе речевого общения» [3: 5-11]

Выбирая правильную коммуникативную стратегию, говорящий преподносит факты с определенной позиции, соответственно организует свою речь, подбирает необходимые для достижения успешного результата языковые средства. Таким образом, реализация коммуникативной стратегии обеспечивает достижение коммуникативной цели речевого общения в соответствии с прагматической целеустановкой говорящего.

Сказанное позволяет заметить, что каждая коммуникативная стратегия характеризуется определенными речевыми аспектами, то есть параметрами речи, при наличии которых достигается цель коммуникативного процесса. Такими речевыми параметрами, на наш взгляд, являются:

1) языковые средства (лексические средства и синтаксис):

лексические средства - устойчивые словосочетания или другие единицы языка, которые используются для описания объектов, действий и отношений между ними. Иными словами, это тот набор языковых единиц, характеризующий индивидуума в зависимости от социально-классовых, профессиональных, возрастных и территориальных различий. Выбор словарного состава зависит не только от вышеперечисленных факторов, а также и от типа мышления индивидуума. Например, представитель идеалистического типа мышления практически не использует в своей речи повелительное и условное наклонение или побудительные предложения, что больше характерно для аналитического типа мышления (стоит вернуться, давайте..., должны ли...?). Для него свойственны в основном положительные оценочные или модальные высказывания (к счастью., очень счастливый.).

синтаксис - система языковых категорий, относящихся к строению предложений, то есть построению связной речи. В рамках нашего исследования мы говорим о синтаксисе коммуникативном, объектом изучения которого являются такие проблемы, как актуальное и синтагматическое членение предложения, функционирование словосочетаний в предложении, коммуникативная парадигма предложений, типология высказывания. Так, например представитель синтетического типа мышления использует в своей речи в основном распространенные предложения, наличие второстепенных членов предложения это доказывает, и восклицательные, что определяется по наличию дополнительной эмоциональной окраски в предложении (Да, я очень много вояжирую! Тем более с театром мы объездили уже всю Европу. Жили по три месяца во всяких Франциях (смеется), прям в каждом городе успели побывать!). И, наоборот, синтаксические связи, характеризующие речь реалиста, свидетельствуют об отсутствии второстепенных членов предложения и дополнительной эмоциональной окраски, то есть использование нераспространенных и невосклицательных предложений (Нет, такой задачи нет.).

2) способ аргументации - утверждения, имеющие цель изменить позицию или убеждения оппонента с помощью речевого воздействия. Иными словами, это выбор таких доводов, которые аргументирующая сторона находит нужным внушить аудитории. Используя определенный аргумент, представляется возможным добиться оправдания или опровержения чьего-либо мнения. Воздействие на убеждения оппонента с помощью определенной речевой тактики является главным механизмом «незаметного искусства» речевого воздействия в

рамках самых разных коммуникативных систем. К примеру, представитель синтетического стиля мышления целенаправленно применяет стратегию соперничества для достижения своей коммуникативной цели (Вы же сами себе противоречите!). И этот стратегический способ главным образом отличает его от представителя прагматического стиля мышления, который чаще прибегает к стратегии сотрудничества в процессе речевого воздействия (Надо исправить ошибки - значит, будем исправлять...).

3) логика мышления - форма человеческого мышления, некая последовательность выстраиваемых утверждений в поиске истины. Это определенная система формирования и выражения мысли, соответствующая позиция человека, с которой он осмысливает тот или иной вопрос. В зависимости от стиля мышления формируется та линия обоснования своей мысли, которая отражает его сознание. Например, логику представителя аналитического стиля мышления можно определить как прескриптивную (это необходимо, чтобы., на самом деле., следовательно.), реалист обладает эмпирическим мышлением (на мой взгляд., я помню, как.), а идеалист является примером ассоциирующей логики мышления (если мы будем воевать как Сталин и ...).

4) моделирование ситуации - методология мышления в условной ситуации. Иными словами, это архитектоника речи говорящего в рамках заданной ситуации и в зависимости от принадлежности к определенному стилю мышления. Процесс исследования предлагаемой ситуации, выраженный в конкретном алгоритме речевой структуры, и является ситуативным моделированием (констатация факта - ссылка на свой опыт - решение проблемы -обобщение).

Реализация коммуникативной цели зависит от стиля мышления говорящего. Каждому индивидууму характерен свой стиль мышления. «Под стилем мышления мы понимаем открытую систему интеллектуальных стратегий, приемов, навыков и операций, к которой личность предрасположена в силу своих индивидуальных особенностей (от системы ценностей и мотивации до характерологических свойств)» [4: 352]

Выделяются [4: 17-24] пять стилей мышления: синтетический, идеалистический, прагматический, аналитический, реалистический, каждый из которых использует свою коммуникативную стратегию.

Рассмотрим выделенные стили мышления в соответствии с обозначенными нами речевыми параметрами коммуникативной стратегии.

Проведенный нами анализ языкового материала представлен в следующей таблице.

Стили синтезатор идеалист прагматик аналитик реалист

мышления Речевые

параметры языковые дескриптивные положительн стереотипными длинные сжатые

средства конструкции, ые оценочные фразы, дискурсивные формулировк

вводные слова, высказывания сравнительные предложения, и и,

сложные , вводные конструкции, развернутые и модальные

прилагательные, слова и оценочные конкретизирую высказывания

безличные модальные высказывания, щие ,

обороты, глаголы высказывания глаголы 1 л. высказывания, повелительно

1 л.ед. ч., (C’est une très ед.ч. (Moi, je повелительное е и условное

распространенны bonne crois que c’est и условное наклонения,

е предложения initiative. Je un faux наклонения, глаголы в

(Donc, engageons remercie, je problème.) побудительные будущем

la république félicite et предложения, времени,

lucidement, parce encourage le глаголы в невосклицате

qu’il est facile Pasteur будущем льные

mourir et ne point Mulunda. ) времени, чаще предложения

rendre compte à la всего (C'est vrai. )

descendance.) восклицательны е предложения (S’ils ont le portugais comme langue de communication,

способ софистика, стратегии эмпирические pourquoi pas!) Теоретические стратегии

аргумента стратегии сотрудничест аргументы, обоснования, сотрудничест

ции противоборства ва, уступки, полемика, корректные ва,

(En revanche... ) корректные стратегии приемы спора исключительн

приемы компромисса, (дискуссии), о

спора, предложения, стратегии эмпирические

эмпирические сотрудничества сотрудничества обоснования,

и (Ma stratégie est и предложения корректные и

теоретически de confirmer (le principe de некорректные

е toutes les ma vie - de dire приемы спора

обоснования interprétations) oui à toutes les (эклектика)

(Pour être hypothèses) (... c’est ce que

franc... ) j’ai appris de plus

логика Опровержение ассоциирующ метод см. прагматика important. ) эмпирическая

мышления высказывания ая сотрудниче (je pensais

(Non, j’assume la (рецептивное ства (Oui. Je

situation et je ne мышление) m’en explique...)

peux ru

changer...)

моделиров метод ание провокации/

ситуации ,

конфликта

(доминанта-

решение

проблемы)

y (Je n 'ai pas été surprise, j’ai été

submergée. )

метод метод

компромисса предложения

(доминанта- (доминанта-

обобщение)

qu’il valait

mieux qu’il ne

soit pas

reconnaissable

sur les

clichés... ) детальность и достижение

реалистичность согласия на

(доминанта- уровне

ссылка на свой констатация фактов

опыт) факта - (доминанта-

решение решение

проблемы) проблемы)

Таким образом, коммуникативная стратегия интервьюируемого выстраивается при помощи совокупности вышеизложенных речевых параметров, что позволяет журналисту смоделировать ход интервью в зависимости от мыслительного стиля интервьюируемого.

Примечания:

1. Грушевицкая Т.Г., Попков В.Д., Садохин А.П. Основы межкультурной коммуникации. М.: Юнити-Дана, 2002. 352 с.

2. Кравченко С.А. Социология: парадигмы через призму социологического воображения: учеб. пособие для вузов. М.: Экзамен, 2002. 511 с.

3. Сковородников А.П. О необходимости разграничения понятий «риторический прием», «стилистическая фигура», «речевая тактика», «речевой жанр» в практике терминологической лексикографии // Риторика = Лингвистика: сб. ст. Смоленск, 2004. Вып. 5. С. 5-12.

4. Алексеев А.А., Громова Л.А. Поймите меня правильно или книга о том, как найти свой стиль мышления, эффективно использовать интеллектуальные ресурсы и обрести взаимопонимание с людьми. СПб.: Экономическая школа, 1993. 352 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.