УДК 179
Н.И. Ешкина (Тула, ТГПУ им. Л.Н. Толстого)
35-74-37, e-mail: [email protected]
МЫСЛИ 0 ВОСПИТАНИИ, ОБРАЗОВАНИИ И ОБУЧЕНИИ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ Л.Н. ТОЛСТОГО
В статье дается обзор педагогических идей Л.Н.
Толстого. Рассматриваются возможности их реализации в современном педагогическом процессе. Указываются основные требования, предъявляемые Л.Н. Толстым ко всем субъектам образовательного процесса.
Ключевые слова: Л.Н. Толстой, педагогика ненасилия, воспитание, образование, история педагогических идей.
Педагогические взгляды Льва Николаевича Толстого оказали значительное влияние на мировую философско-педагогическую мысль. Писатель описывает на страницах произведений взгляды на образовательный процесс в целом и на различные средства формирования гармонически целостной личности в частности, отвечает на вопрос, каким должен быть настоящий учитель, разрабатывает теоретические и практические основы свободного обучения и воспитания, создает теорию гуманистического воспитания. Высказанные ещё в XIX веке педагогические идеи и сейчас актуальны и применимы в условиях современного мира.
В трудах писателя мы находим его взгляды на основные категории педагогики - образование, обучение и воспитание.
Так, в работе «О народном образовании» Лев Николаевич характеризует проблемы развития образования и выступает против господствующего догматизма в современном ему образовательном процессе. «Образование должно исходить из жизни. Но это отнюдь не означает, что в школу должны быть перенесены жизненные приемы познания. Педагогика должна нарабатывать свои методы, позволяющие эффективно классифицировать те наблюдения, которые произвела жизнь... Главное средство для приобретения знаний есть непосредственное отношение к явлениям, требующим полной свободы» [3]. Подтверждение данного тезиса мы находим и в художественных произведениях - на станицах романа «Анна Каренина»: «Ему [Серёже Каренину] было девять лет, он был ребенок; но душу свою он знал, она была дорога ему, он берег ее, как веко бережет глаз, и без ключа любви никого не впускал в свою душу. Воспитатели его жаловались, что он не хотел учиться, а душа его была переполнена жаждой познания. И он учился у Капитоныча, у няни, у Наденьки, у Василия Лукича, а не у учителей. Та вода, которую отец и педагог ждали на свои колеса, давно уже просочилась и работала в другом месте» [1].
Писатель отмечает, что если учебный процесс отвлечен от жизни, а учеба сводится только к схоластичному зазубриванию учебного материала, это отрицательно сказывается на ребенке, моральные и интеллектуальные потребности которого остаются невостребованными. И на примере Серёжи Каренина, показывает, что развитие ребенка происходит не столько путем принудительного обучения в школах или на дому, сколько на его развитие и воспитание влияет фактор окружающей среды и сама жизнь.
Лев Николаевич обращает внимание на процесс организации обучения в современных ему учебных заведениях и отмечает самый главный минус учебного процесса в гимназиях второй половины XIX века - это ориентация только на интеллект ребенка, и пренебрежительное отношение к духовному миру воспитанника. Так, в подтверждение этих слов можно привести пример обучения Гриши Облонского. Он, как и его родители, видит целью образования, прежде всего, социальное благополучие, достигаемое при помощи статуса, который и дает это самое традиционное обучение. О прикладных знаниях в частности и об общей пользе знания в этой семье речь не идет. «Гриша, уже поступивший в гимназию, летом должен был повторять уроки. ... Левин вызвался заменить её [Дарью Александровну]; но мать,
услыхав раз урок Левина и заметив, что это делается не так, как в Москве репетировал учитель, конфузясь и стараясь не оскорбить Левина, решительно высказала ему, что надо проходить по книге так, как учитель, и что она лучше будет опять сама это делать. Левину досадно было и на Степана Аркадьевича за то, что по его беспечности не он, а мать занималась наблюдением за преподаванием, в котором она ничего не понимала, и на учителей за то, что они так дурно учат детей; но свояченице он обещал вести учение, как она этого хотела» [1].
Л.Н. Толстой в статьях «О воспитании» и «Воспитание и образование» отмечает, что воспитание должно идти в неразрывной связи с обучением. Писатель был глубоко убеждён, что «человеку при рождении даётся в дар своеобразный сосуд - душа, чистая и незапятнанная. Человек жизнь свою, прежде всего, должен расходовать на самоусовершенствование. И смысл жизни заключён во всепрощении, в жизни для других, в полном самопожертвовании». Поэтому основная нагрузка ложится на нравственное воспитание, которое, с точки зрения Л.Н.Толстого, имеет первостепенное значение.
Подтверждение данных положений можно найти во многих произведениях писателя. Так, в романе-эпопее «Война и мир» представлены разные модели нравственного воспитания в семьях Ростовых, Болконских и Курагиных.
Ростовы воспитывали и растили своих детей в атмосфере любви, взаимопонимания, гармонии, вследствие чего детям были привиты и любовь к искусству, и тяга к культуре, и народная органичность, которую Толстой считает неотъемлемой частью духовного мира истинно русского человека. Не зря Толстой самым любимым своим героем считал Наташу Ростову. Это
самый противоречивый персонаж. Много проблем выпадает на ее долю. Но именно эти проблемы и делают ее сильнее, формируя в ее сознании такие ценности, как верность, доброжелательность, сострадание, милосердие, альтруизм и др.
Воспитание Марии и Андрея Болконских существенно отличается от воспитания Ростовых. Отец воспитывал их со строгостью и крайней требовательностью, но, несмотря на это, душа каждого члена семьи проникнута любовью друг к другу, глубокой сердечностью, а также близостью к народу.
Воспитание в семье Курагиных проходило в атмосфере корысти, зависти, всеобщего расчета и бездуховности. Безнравственность, допускаемая в их роду, становится нормой жизни (Элен и Анатоль Курагины) [2].
Первостепенное значение нравственного воспитания мы можем найти и в романе «Анна Каренина»: « - Только бы были лучше меня. Вот все, чего я желаю. Вы не знаете еще всего труда, - начал он [князь Львов], - с мальчиками, которые, как мои, были запущены этой жизнью за границей.
- Это все нагоните. Они такие способные дети. Главное - нравственное воспитание. Вот чему я [Левин] учусь, глядя на ваших детей» [1].
Так же стоит отметить, что в произведениях писателя нравственное воспитание очень тесно связано с семейным воспитанием и ролью семьи в формировании положительного примера у воспитанников.
Лев Николаевич отмечает, что в воспитании должна быть мера, а «крайность ни в чем не хороша» [3]. В подтверждение данных слов автор приводит две крайние модели семейного воспитания: «. когда нас
воспитывали, была одна крайность - нас держали в антресолях, а родители жили в бельэтаже; теперь напротив - родителей в чулан, а детей в бельэтаж. Родители уж теперь не должны жить, а все для детей» [1]. «В Петербурге дети не мешали жить отцам. Дети воспитывались в заведениях, и не было этого, распространяющегося в Москве - Львов, например, - дикого понятия, что детям всю роскошь жизни, а родителям один труд и заботы. Здесь понимали, что человек обязан жить для себя, как должен жить образованный человек» [1].
В произведениях Льва Николаевича с нравственным и семейным воспитанием тесно переплетается патриотическое воспитание. Так, в романе-эпопее «Война и мир» Николай и Петя Ростовы, Андрей Болконский являются образцами не только нравственного поведения, но и людей с глубоко развитым чувством патриотизма, их образы наделены любовью к своему отечеству, преданностью, готовностью служить своей Отчизне. Они уважают и чтят традиции Родины, своих соотечественников, жертвуют своими жизнями за близких им людей и за Россию, что, в сущности, и делают: Петр погибает во время сражения, Андрей - от ранения во время сражения [1].
Описывая высокие стандарты, предъявляемые к личности подрастающего человека, характеризуя системы обучения и воспитания, Л.Н. Толстой определяет и набор требований, которым должен соответствовать учитель: «... насильно не принуждать детей к учебе, чтобы не создавать у них отвращение к школе, приучающее их к лицемерию и обману; учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка, "которые поставила для него природа”; замечать психологическое состояние, которое Лев Николаевич называл "школьным состоянием души”, дающим возможность развивать "высшие способности - воображение, творчество, соображение...”; иметь "педагогический дар”; уметь общаться с родителями, чтобы совместно с ними отказываться от физических наказаний детей; понимать, что "образование - это совокупность всех тех влияний, которые развивают человека, дают ему более обширное миросозерцание, новые сведения. Детские игры, страдания, наказания родителей, книги, работа, учение, ненасильственное и свободное, искусства, науки, жизнь - все образовывает"; знать хорошо свой предмет, ибо "хочешь наукой воспитать ученика - люби свою науку и знай ее, и ученики полюбят и тебя, и науку, и ты воспитаешь их"; устанавливать "между учителями и учениками ... дружеские, естественные отношения, при которых только и возможно учителю узнать вполне своих учеников, их склонности"; воспитывая, образовывая, развивая, действуя на ребенка, учитывать, что он "представляет собой первообраз гармонии, правды, красоты и добра" [4].
Данные мысли, высказанные писателем больше века назад, являются как никогда актуальными в XXI веке. И пока есть дети, родители и педагоги, мы раз за разом будем обращаться к педагогическим идеям Льва
Николаевича Толстого.
Литература
1. Толстой, Л. Н. Анна Каренина [Электронный ресурс] //
http://az.lib.ru/t/tolstoj lew nikolaewich/text 0080.shtml - [Дата обращения -
10.10.2012]
2. Толстой, Л. Н. Война и мир [Электронный ресурс] //
http://az.lib.ru/t/tolstoj lew nikolaewich/ [Дата обращения - 6.10.2012]
3. Толстой, Л. Н. О народном образовании [Электронный ресурс] // -
[ http://www.rvb.ru/tolstov/01 text/vol 16/01 text/0341 .htm - [Дата обращения -
9.10.2012]
4. Толстой, Л. Н. Избранные произведения [Электронный ресурс] //
http://az.lib.ru/t/tolstoj lew nikolaewich/ - [Дата обращения - 10.10.2012]
Eshkina N.I.
THOUGHTS OF EDUCATION, EDUCATION AND TRAINING IN WORKS L.N. TOLSTOY
In article the review of pedagogical ideas of L.N.Tolstoy is given. Possibilities of their realization in modern pedagogical process are considered. The main demands made by L.N. Tolstoy to all subjects of educational process are specified.
Keywords: L.N.Tolstoy, non-violence pedagogics, education, education, history of pedagogical ideas.