Научная статья на тему 'МЫСЛИ МЕЦЕНАТА КОНЦА XIX - НАЧАЛА ХХ В. ШАКИРА РАМИЕВА ОБ ИЗВЛЕЧЕНИИ ПОЛЬЗЫ ИЗ РАЗЛИЧНЫХ ИСТОЧНИКОВ, ПРОСВЕТИТЕЛЬСТВЕ И ВЕЧНОСТИ'

МЫСЛИ МЕЦЕНАТА КОНЦА XIX - НАЧАЛА ХХ В. ШАКИРА РАМИЕВА ОБ ИЗВЛЕЧЕНИИ ПОЛЬЗЫ ИЗ РАЗЛИЧНЫХ ИСТОЧНИКОВ, ПРОСВЕТИТЕЛЬСТВЕ И ВЕЧНОСТИ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
43
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОСВЕТИТЕЛЬСТВО / ЗАКИР РАМИЕВ / ШАКИР РАМИЕВ / ЗОЛОТОПРОМЫШЛЕННОСТЬ / МЕЦЕНАТСТВО / МЕДРЕСЕ / НОВОМЕТОДНЫЕ ШКОЛЫ / КОНЕЦ XIX В / НАЧАЛО ХХ В

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Маликов Рустам Шайдуллович, Галиакберова Альфинур Азатовна

Среди татарских меценатов конца XIX - начала ХХ в., занимавшихся просветительской деятельностью, широкую известность получили братья Мухаммадшакир (Шакир) и Мухаммадзакир (Закир) Рамиевы, оренбургские купцы первой гильдии, богатые золотопромышленники. Шакира Рамиева, старшего из братьев, к просветительству привели незаурядность личности, энциклопедические знания и интерес ко многим наукам. Целью проведенного исследования является изучение просветительской деятельности Ш. Рамиева, который одним из первых начал проводить ее среди татар России. Материалами для исследования стали воспоминания соратников Ш. Рамиева, работников его типографии, поэтов и писателей конца XIX - начала ХХ в. В статье раскрыта многосторонняя просветительская деятельность Ш. Рамиева: он участвовал в реформировании татарской письменности, развивал издательское дело, создал собственную типографию, организовав издание газеты «Вакыт» («Время»), а затем журнала «Шура» («Совет»), художественной и научной литературы на татарском языке, строил мечети, открывал медресе и новометодные школы для сельских детей, за свой счет обучал молодых людей в исламских и русских учебных заведениях. Авторы предлагают изучать просветительскую деятельность Ш. Рамиева в курсе «Истории педагогики и образования» в педагогических учебных заведениях с целью воспитания подрастающего поколения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Маликов Рустам Шайдуллович, Галиакберова Альфинур Азатовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE THOUGHTS OF THE PHILANTHROPIST OF THE LATE XIX - EARLY XX CENTURY SHAKIR RAMIYEV ABOUT THE BENEFITS FROM VARIOUS SOURCES, ENLIGHTENMENT AND ETERNITY

The brothers Muhammadshakir (Shakir) and Muhammadzakir (Zakir) Ramiyev, Orenburg merchants of the first guild, rich gold industrialists, were widely known among the Tatar philanthropists of the late XIX -early XX century, engaged in educational activities. Shakir Ramiev, the eldest of the brothers, was led to enlightenment by an outstanding personality, encyclopedic knowledge and interest in many sciences. The purpose of the research is to study the educational activities of Sh. Ramiev, who was one of the first to conduct enlightenment among the Tatars of Russia. The materials for the study were the memoirs of Sh. Ramiev's associates, workers of his printing house, poets and writers of the late XIX - early XX century. Sh. Ramiev's multilateral educational activities are revealed in the paper: he participated in the reform of Tatar writing; developed the publishing business; founded his own printing house; organized the publication of the newspaper “Vakyt” (“Time”) and then the magazine “Shura” (“Council”), fiction and scientific literature in the Tatar language; built mosques; opened madrasahs and new-method schools for rural children; taught young people in Islamic and Russian educational institutions at his own expense. The authors propose to study the educational activities of Sh. Ramiev in the course “History of Pedagogy and Education” in pedagogical educational institutions in order to educate the younger generation.

Текст научной работы на тему «МЫСЛИ МЕЦЕНАТА КОНЦА XIX - НАЧАЛА ХХ В. ШАКИРА РАМИЕВА ОБ ИЗВЛЕЧЕНИИ ПОЛЬЗЫ ИЗ РАЗЛИЧНЫХ ИСТОЧНИКОВ, ПРОСВЕТИТЕЛЬСТВЕ И ВЕЧНОСТИ»

Общество: социология, психология, педагогика. 2022. № 8. С. 152-157. Society: Sociology, Psychology, Pedagogics. 2022. No. 8. P. 152-157.

Научная статья УДК 37.058.2

https://doi.org/10.24158/spp.2022.8.22

Мысли мецената конца XIX - начала ХХ в. Шакира Рамиева об извлечении пользы из различных источников, просветительстве и вечности

Рустам Шайдуллович Маликов1, Альфинур Азатовна Галиакберова2

12Набережночелнинский государственный педагогический университет, Набережные Челны, Россия

1rustiku@bk.ru, https://orcid.org/0000-0002-7938-593X 2elifbata@mail.ru, https://orcid.org/0000-0002-3564-9737

Аннотация. Среди татарских меценатов конца XIX - начала ХХ в., занимавшихся просветительской деятельностью, широкую известность получили братья Мухаммадшакир (Шакир) и Мухаммадзакир (Закир) Рамиевы, оренбургские купцы первой гильдии, богатые золотопромышленники. Шакира Рамиева, старшего из братьев, к просветительству привели незаурядность личности, энциклопедические знания и интерес ко многим наукам. Целью проведенного исследования является изучение просветительской деятельности Ш. Рамиева, который одним из первых начал проводить ее среди татар России. Материалами для исследования стали воспоминания соратников Ш. Рамиева, работников его типографии, поэтов и писателей конца XIX - начала ХХ в. В статье раскрыта многосторонняя просветительская деятельность Ш. Рамиева: он участвовал в реформировании татарской письменности, развивал издательское дело, создал собственную типографию, организовав издание газеты «Вакыт» («Время»), а затем журнала «Шура» («Совет»), художественной и научной литературы на татарском языке, строил мечети, открывал медресе и новометодные школы для сельских детей, за свой счет обучал молодых людей в исламских и русских учебных заведениях. Авторы предлагают изучать просветительскую деятельность Ш. Рамиева в курсе «Истории педагогики и образования» в педагогических учебных заведениях с целью воспитания подрастающего поколения.

Ключевые слова: просветительство, Закир Рамиев, Шакир Рамиев, золотопромышленность, меценатство, медресе, новометодные школы, конец XIX в., начало ХХ в.

Для цитирования: Маликов Р.Ш., Галиакберова А.А. Мысли мецената конца XIX - начала ХХ в. Шакира Рамиева об извлечении пользы из различных источников, просветительстве и вечности // Общество: социология, психология, педагогика. 2022. № 8. С. 152-157. https://doi.org/10.24158/spp.2022.8.22.

Original article

The Thoughts of the Philanthropist of the Late XIX - Early XX Century Shakir Ramiyev about the Benefits from Various Sources, Enlightenment and Eternity

Rustam Sh. Malikov1, Alfinur A. Galiakberova2

12Naberezhnye Chelny State Pedagogical University, Naberezhnye Chelny, Russia Vustiku@bk.ru, https://orcid.org/0000-0002-7938-593X 2elifbata@mail.ru, https://orcid.org/0000-0002-3564-9737

Abstract. The brothers Muhammadshakir (Shakir) and Muhammadzakir (Zakir) Ramiyev, Orenburg merchants of the first guild, rich gold industrialists, were widely known among the Tatar philanthropists of the late XIX -early XX century, engaged in educational activities. Shakir Ramiev, the eldest of the brothers, was led to enlightenment by an outstanding personality, encyclopedic knowledge and interest in many sciences. The purpose of the research is to study the educational activities of Sh. Ramiev, who was one of the first to conduct enlightenment among the Tatars of Russia. The materials for the study were the memoirs of Sh. Ramiev's associates, workers of his printing house, poets and writers of the late XIX - early XX century. Sh. Ramiev's multilateral educational activities are revealed in the paper: he participated in the reform of Tatar writing; developed the publishing business; founded his own printing house; organized the publication of the newspaper "Vakyt" ("Time") and then the magazine "Shura" ("Council"), fiction and scientific literature in the Tatar language; built mosques; opened madrasahs and new-method schools for rural children; taught young people in Islamic and Russian educational institutions at his own expense. The authors propose to study the educational activities of Sh. Ramiev in the course "History of Pedagogy and Education" in pedagogical educational institutions in order to educate the younger generation.

Keywords: enlightenment, Zakir Rameyev, Shakir Rameyev, gold industry, philanthropy, madrasahs, new-method schools, late XIX century, early XX century

© Маликов Р.Ш., Галиакберова А.А., 2022

- 152 -

For citation: Malikov, R.Sh. & Galiakberova, A.A. (2022) The Thoughts of the Philanthropist of the Late XIX - Early XX Century Shakir Ramiyev about the Benefits from Various Sources, Enlightenment and Eternity. Society: Sociology, Psychology, Pedagogics. (8), 152-157. Available from: doi:10.24158/spp.2022.8.22 (In Russian).

Введение. Среди татарских меценатов конца XIX - начала ХХ в. широкую известность получили братья Мухаммадшакир (Шакир) и Мухаммадзакир (Закир) Рамиевы, оренбургские купцы первой гильдии, богатые золотопромышленники. В рамках общественной жизни татар просветительская деятельность братьев Рамиевых стала уникальным явлением по масштабности, достигнутым результатам, пользе для общества и отдельных граждан, так как способствовала распространению грамотности, открытию новометодных школ, развитию сферы образования, поддержке поэтов и писателей (Маликов, Галиакберова, 2022).

Шакир Рамиев, старший из братьев, по воспоминаниям современников, был высоконравственным человеком, обладавшим спокойным характером. Большое удовольствие он получал от того, что приносил пользу другим и был милосердным по отношению к ним. Он никогда не обсуждал недостатки людей, когда кто-то начинал разговор об этом, резко прерывал беседу.

Ш. Рамиеву была присуща природная щедрость. При жизни он выделял значительные денежные средства на частную благотворительность и фонды помощи нуждающимся, а также на решение проблем, касающихся нации и религии. После себя он оставил много средств для поддержки благотворительных фондов. Тем не менее он не любил хвастаться своей благотворительностью, опасался прославлять свое имя и получить известность в этом направлении, поэтому большая часть его благотворительной деятельности оставалась в тени. Недостаточно изучена и просветительская деятельность Ш. Рамиева. В литературных источниках отражены лишь некоторые ее фрагменты, несмотря на то, что он в свое время вносил большой вклад в строительство новометодных школ и медресе, открывал мечети, участвовал в реформировании татарской письменности.

Цель и методы исследования. Целью настоящего исследования является изучение просветительской деятельности в конце XIX - начале ХХ в. Шакира Рамиева - одного из братьев Рамиевых, для которых основным видом деятельности стала золотодобыча. В исследовании выявлены мысли Ш. Рамиева о совершенствовании своей промышленной отрасли, извлечении пользы из использования природных ресурсов, философские мысли о вечности и т. д.

Материалами исследования стали воспоминания соратников, работников типографии, поэтов и писателей конца XIX - начала ХХ в. Большую помощь в работе оказали воспоминания Р. Фахретдина, Ф. Карими и Б. Шарафа, а также научно-литературные труды Л. Хамидуллина, Дж. Миннуллина, Г. Халита, Р. Марданова и др. (Братья Рамиевы..., 2002). Основными теоретическими методами исследования проблемы явились индукция, дедукция, анализ и синтез, главным эмпирическим методом - абстрагирование.

Результаты исследования и их обсуждение. Шакир Рамиев организовал фонд помощи имамам и муэдзинам Оренбургской губернии, вносил большой денежный вклад в содержание фонда. Много средств он выделял на строительство мечетей, медресе и новометодных школ, за свой счет обучал молодых людей в исламских и русских учебных заведениях. Выделил денежные средства для издания произведений нескольких просветителей. Вся эта благотворительная деятельность свидетельствует о разносторонности его личности и щедрости души, стремлении к удовлетворению различных потребностей нации.

Шакиру Рамиеву был присущ мягкий характер. Беседа с ним оставляла приятное впечатление, он легко и непринужденно общался с людьми. С каждым он разговаривал искренне и от души, никогда не перебивал собеседника, внимательно выслушивал до конца, уважительно относился к его мнению и аргументам. С первого взгляда он умел понять состояние людей, поэтому легко находил слова, поднимающие душевное настроение и приносящие радость собеседнику. Он никогда не стеснялся высказать свое мнение, казавшееся ему правильным. Особого внимания заслуживало его остроумие.

Ш. Рамиев считал необходимым, чтобы начатое дело двигалось вперед путем обновления и реформирования. Для реализации своих замыслов он стремился приобрести опыт в различных сферах деятельности, так, например, освоил профессию мыловара, изобрел новый способ использования сита, наладил выделку шкур. В конце концов, он пришел к необходимости поставить золотодобычу на возможно высокий уровень и смог добиться этого.

Шакир Рамиев находился на самой вершине прогрессивной мысли своего времени, о чем свидетельствует его отношение к газете «Тэржеман» («Переводчик»), которая среди мусульман России считалась самой передовой и влиятельной. О прогрессивности его мыслей свидетельствуют и письма, адресованные его брату Закиру, когда тот обучался в Турции. В письмах Ш. Рамиев пишет брату, что он с огромным удовольствием читает турецкую газету «Тэржемане ха-

кыйкать» («Правда перевода»), просит о ее постоянной отправке, а также высказывает пожелание получать какой-нибудь еженедельный журнал или газету. Сообщает брату, что на родине народ понемногу стал «шевелиться», захотел поднять образование на новый уровень. Отмечает, что животные также поддаются обучению и становятся более покладистыми. Подчеркивает необходимость чтения книг, чтобы разбираться в современном состоянии дел (позднее для этого в его издательстве выпускали маленькие брошюры - руководства по различным вопросам). Просит привезти больше разных книг, способствующих умственному развитию, и романы, раскрывающие жизненные проблемы. Расспрашивает брата об издании книг, типографиях и газетах, просит также раздобыть информацию о типографских шрифтах и расценках на них, узнать, имеется ли возможность их привезти.

Данные письма свидетельствуют, какими мыслями жил Шакир Рамиев, стремившийся к тому, чтобы со временем нация встала на путь прогресса. Мысли и пожелания Шакира, хотя и были передовыми для своего времени, тем не менее продолжали совершенствоваться в этом же направлении. Он стал пристально изучать русскую и турецкую периодическую печать. Исторический опыт развития и вступления на путь цивилизации других народов он стремился применить к своей нации, свято веря, что в цивилизационном развитии нации огромную роль играют литература и периодическая печать. Именно поэтому своей самой главной целью Ш. Рамиев поставил открытие типографии и издание в ней газет и журналов, художественной и научной литературы на татарском языке, для чего стремился хорошо изучить издательское дело и печатную продукцию.

Шакир Рамиев занимался изучением деятельности издательств в Петербурге, лично посещал типографию Борагинских, другие русские типографии и редакции, старался по возможности ближе познакомиться с творческим миром, о чем свидетельствуют его письма брату Закиру. Постепенно он приближался к освоению издательского дела. Когда в 1900 г. Гильман-ахун изъявил желание открыть в Оренбурге типографию, он оказал ему материальную помощь, после чего типография заработала. Из этой практики стало ясно, сможет ли мусульманин освоить издательское дело или нет. Когда Шакир Рамиев понял, что издательское дело доступно мусульманину, то он загорелся этой идеей, решил постепенно развивать этот вид деятельности и считал эту цель первостепенной. В 1902-1903 гг. братья Рамиевы обращались в Петербург с просьбой издавать газету на татарском языке, но, к сожалению, в то время мусульманам невозможно было получить разрешение на издание газеты на своем языке. В связи с этим они были вынуждены повременить с реализацией своей цели и мечты.

Лишь революция 1905 г. и последовавшие после нее послабления позволили татарам иметь периодическую печать на родном языке. 17 апреля 1905 г. Николай Второй подписал указ «Об укреплении начал веротерпимости», которым фактически провозгласил свободу вероисповедания. Этот указ устранил ограничения, и каждый народ получил возможность развивать издательское дело, чтобы иметь возможность читать литературу на своем языке. Пользуясь такой возможностью, братья Рамиевы организовали издание сначала газеты «Вакыт» («Время»), а затем журнала «Шура» («Совет»). Шакир Рамиев мечтал постепенно изменить и развивать газету, печатать в ней полезную информацию.

Будучи патриотом и человеком большой души, Ш. Рамиев поставил на нужный уровень дело издания просветительской газеты и пропаганду достижений цивилизации своего времени. Несмотря на то, что Шакир был богатым золотопромышленником, миллионером, он не считал, что богатство человека определяется количеством денег и золота, а стал убежденным сторонником гуманизма, знаний и прогрессивной мысли, обладающих, по его мнению, точно такой же ценностью, как золото. Он полагал, что человек должен жить правильной и правдивой жизнью и после себя оставить в вечности доброе имя, лишь такие люди становятся подлинно счастливыми (Фахретдин, 1913: 186-188).

После кончины Ш. Рамиева в газетах было отмечено, что он являлся богатым интеллигентом, который одним из первых в России начал просветительскую деятельность среди населения. За сорок лет до него приобрели известность такие татарские мыслители, как Ш. Марджани, К. Насыри и А. Баязитов, а он стал известен среди мыслителей своего времени, хотя и был успешным предпринимателем.

Шакир Рамиев был самым первым среди мусульман России, кто начал выписывать книги и газеты из мусульманских стран на турецком и арабском языках. Наряду с художественной он читал и научную литературу. В частности, он любил такие науки, как физика, химия и механика. Его достижения в золотопромышленной отрасли являются не случайностью, а результатом изучения многих наук. Для своих золотоносных шахт он изобрел несколько механизмов для подъема руды и даже запатентовал свои изобретения1.

1 Господин Шакир Рамиев // Йолдыз. 1912. 20 марта.

- 154 -

Беседуя с людьми, Шакир Рамиев тщательно скрывал свою принадлежность к золотопромышленности. Он любил вести дискуссию о литературе, так как был начитан и не пропускал последние издания. Ш. Рамиев успевал прочитать произведения молодых писателей и поэтов и получал удовольствие от обмена мнениями об их произведениях. Он любил философствовать о взглядах на жизнь Толстого, Канта, Ницше и др., сравнивал их мысли со взглядами Мухутдина Араби и Газали на аналогичные темы1. Шакир Рамиев мог свободно вести беседу о творчестве тюркского поэта-просветителя Алишера Навои. Он брал в руки его произведение и мог приводить цитаты по теме беседы и бесконечно комментировать строки поэта. По итогам таких встреч современники оценивали его как крупного литератора и ученого, видели в нем возможного преподавателя литературы. Он удивлял современников хорошим знанием биографий Алишера Навои и Ибн Араби, комментировал любые их произведения и приводил цитаты (Фахретдин, 1912: 224).

Шакир критически воспринимал каждую новость, следил за развитием общественной мысли, вступал в широкую дискуссию по реформированию религии, вел беседы о европейской и азиатской культуре, техническом прогрессе. Он умел поддержать разговор на любую тему, выдвигал обоснованные мысли, в то же время с уважением слушал мнения других, не напоминал о своих достижениях и планах на будущее по добыче золота. В его визитках никогда не было написано, что он золотопромышленник. При знакомстве с другими людьми он не упоминал об этом. Поэтому окружение не рассматривало его как промышленника, а считало ученым и просто святым человеком. Он жил не ради золота, а считал его только средством достижения высоких результатов на пути просвещения народа и использовал именно в этих целях2.

Шакир Рамиев был хорошо знаком с творчеством Гете. По воспоминаниям Фатиха Карими, в Берлине они вдвоем проехали через Бранденбургские ворота на площадь Паризер-плац. Вдоль площади выстроились величавые мраморные памятники. Когда повозка проезжала мимо памятника Гете, Шакир Рамиев попросил остановиться и изъявил желание присесть на скамейке у памятника поэту. Они сели. Шакир некоторое время молча любовался мраморным памятником Гете. «О чем же задумались, Шакир-эфенди?» - поинтересовался Ф. Карими. В ответ Шакир Рамиев сказал, что слово «смерть» имеет много значений. Некоторые люди живут в этом мире, умирают, и их имена забываются навсегда, но некоторые люди после смерти начинают заново жить сильнее. Имя Гете известно всему миру культуры, его произведения знают даже школьники, его имя считает святым весь немецкий народ. Приходя к этому памятнику, каждый культурный человек приветствует его, и в душе у него пробуждаются неописуемые чувства, и как после этого Гете можно назвать мертвым?! Так они беседовали у памятника значительное время. Почему-то Шакир Рамиев у этого памятника особо растрогался и размечтался. Далеко побежали его мечты тогда. Он сказал, что если человек живет лишь для себя, его жизнь и смерть заканчиваются вместе с ним. В действительности жизнь - явление общественное и реализуется для общественности. Несмотря на то, что тело человека уходит из мира сего, имя его остается навечно, и жизнь его продолжается. Именно такие люди являются истинно счастливыми3.

Шакир Рамиев не был пессимистом, он смотрел на будущее с надеждой, на жизнь - с оптимизмом, считал, что люди из самых низких слоев могут подняться на самую высшую ступень.

По воспоминаниям Фатиха Карими, находясь в Азиатском музее Академии наук Петербурга, они с Шакиром Рамиевым зашли в библиотеку и попросили каталог книг. Тогда каталог был составлен от руки. В каталоге они обнаружили множество невиданных чужих книг с мусульманскими названиями. Шакир сильно заинтересовался этими книгами и захотел переписать названия нескольких книг, но ему пришлось переписать названия всех книг подряд, так как там были произведения из области истории, литературы, поэзии, путешествий и др. Ш. Рамиева заинтересовали названия всех книг и их авторы. Они попросили у заведующего разрешения переписать. Стали переписывать вдвоем, но книги были бесконечными. Так они до закрытия просидели в библиотеке4. Шакир в библиотеке наслаждался книгами, пролистывал их. Лишь одним посещением он не удовлетворился. На следующий день снова пришли туда и продолжали переписывать. Именно поэтому его невозможно назвать лишь золотопромышленником, в то же время он ученый, литератор, филантроп.

Считать его лишь любителем литературы и книг также мало. Кроме того, он не с меньшим интересом относился к локомобилю и машинам для производства металла. Инженер-экскурсовод на фабрике машин в городе Бохем в Германии сразу понял, что Шакир Рамиев хорошо раз-

1 Карими Ф. Кем был господин Шакир? (Воспоминания о покойном) // Вакыт. 1912. 25 марта. С.

2 Там же.

3 Там же.

4 Там же.

бирается в технике и тонкостях этих машин, поэтому с удовольствием отвечал на его заинтересованные вопросы1. Ш. Рамиев вносил много нового в дело добычи золота и его промывки. Некоторые его открытия были даже запатентованы. В последние годы жизни он увлекался проблемой конструирования паровых машин, в частности такими вопросами: как экономить топливо и сберечь тепло, как дольше эксплуатировать эти машины с пользой. Следует отметить, что в данном направлении он добился больших успехов2.

По предположениям Фатиха Карими, болезнь Шакира Рамиева связана с перенапряжением памяти и интенсивной умственной деятельностью. Если его память и мыслительная деятельность были сосредоточены на чем-нибудь, то он охватывал проблему очень широко и изучал дотошно. Естественно, такое положение дел имело сильное влияние на его нервы3.

Заключение. Таким образом, Шакир, старший из братьев Рамиевых, в экономическом плане стал крупнейшим золотопромышленником, который искусно управлял доставшимся по наследству от отца делом, в то же время вносил предложения по совершенствованию техники золотодобычи и реализовал на деле свои идеи. Несмотря на свое богатство, он был близок к литературе, искусству, географии и многим другим наукам. Шакир Рамиев мог свободно общаться с собеседниками о философии и литературе, экономике и географии и т. д. Такие энциклопедические знания и интерес ко многим наукам привели его к меценатству, в результате чего он спонсировал издание книг просветителей, писателей и поэтов; строил мечети по месту расположения приисков, а при них открывал медресе и новометодные школы для сельских детей; создал собственную типографию, организовал издание газеты и журнала на родном языке. Такая многосторонняя просветительская деятельность навечно вписала его имя в список самых знаменитых меценатов конца XIX -начала XX в. Просветительскую деятельность Ш. Рамиева следует изучать в курсе «Истории педагогики и образования» в педагогических учебных заведениях в целях воспитания у подрастающего поколения щедрости, изобретательности, толерантности и т. д.

Список источников:

Братья Рамиевы : научно-биографический сборник. / сост. Л. Хамидуллин, Р. Марданов. Казань, 2002. 368 с.

Маликов Р.Ш., Галиакберова А.А. Просветительская деятельность золотопромышленников братьев Рамиевых в конце XIX -начале ХХ в. // Общество: социология, психология, педагогика. 2022. № 4. С. 113-118. https://doi.Org/10.24158/spp.2022.4.17.

Фахретдин Р. Действительно, уложили достойно, и вместе с ним похоронили большой авторитет // Шура. 1912. № 7. С. 224.

Фахретдин Р. Господин Мухаммтшакир Рамиев // Шура. 1913. № 6. С. 186-188.

References:

Fakhretdin R. (1912) Deistvitel'no, ulozhili dostoino, i vmeste s nim pokhoronili bol'shoi avtoritet [Indeed, they laid him down with dignity, and buried a great authority with him]. Shura. (7), 224. (In Russian)

Fakhretdin R. (1913) Mr. Gospodin Mukhammtshakir Ramiev [Mukhammtshakir Ramiyev]. Shura. (6), 186-188. (In Russian)

Khamidullin, L. & Mardanov, R. (eds) (2002) Brat'ya Ramievy [The Ramiev Brothers]. Kazan, Rukhiyat. 368 р. (In Russian)

Malikov, R. Sh. & Galiakberova, A. A. (2022) Educational Activities of the Ramiev Brothers, Gold Miners in the Late XIX -Early XX Century. Society: Sociology, Psychology, Pedagogics. (4), 113-118. Available from: doi:10.24158/spp.2022.4.17 (In Russian).

Информация об авторах Р.Ш. Маликов - доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры педагогики имени З.Т. Шарафутдинова, Набережночелнинский государственный педагогический университет, Набережные Челны, Россия.

https://elibrary.ru/author_items.asp?authorid=375499.

А.А. Галиакберова - кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры истории и методики ее преподавания, Набережночелнинский государственный педагогический университет, Набережные Челны, Россия.

https://elibrary.ru/author_items.asp?authorid=1059283.

Information about the authors R.Sh. Malikov - D.Phil. in Education Science, Professor, Professor of the Pedagogy Department named after Z. T. Sharafutdinov, Naberezhnye Chelny State Pedagogical University, Naberezhnye Chelny, Russia.

https://elibrary.ru/author_items.asp?authorid=375499.

1 Карими Ф. Указ. соч. С. 2.

2 Там же.

3 Там же.

A.A. Galiakberova - PhD in Economics, Associate Professor, Associate Professor of the Department of History and Its Teaching Methodology, Naberezhnye Chelny State Pedagogical University, Naberezhnye Chelny, Russia.

https://elibrary.ru/author_items.asp?authorid=1059283.

Статья поступила в редакцию / The article was submitted 16.05.2022; Одобрена после рецензирования / Approved after reviewing 28.07.2022; Принята к публикации / Accepted for publication 30.08.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.