Научная статья на тему 'МЫСЛЬ ДЕРЖАВНАЯ В ПРОПОВЕДЯХ СВЯТИТЕЛЯ ФЕОФАНА, ЗАТВОРНИКА ВЫШИНСКОГО'

МЫСЛЬ ДЕРЖАВНАЯ В ПРОПОВЕДЯХ СВЯТИТЕЛЯ ФЕОФАНА, ЗАТВОРНИКА ВЫШИНСКОГО Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
52
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СВТ. ФЕОФАН / ПРОПОВЕДИ / ГОСУДАРСТВО / ИМПЕРАТОР / ДЕРЖАВНАЯ МЫСЛЬ / НАРОД / ГОМИЛЕТИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Творогов Питирим

В статье рассматривается особый жанр проповедей, которые произносились в торжественные дни чествования августейших особ по различным случаям. Анализируются произведения указанного жанра, принадлежащие свт. Феофану Затворнику, их центральные идеи, образы, проблемы, актуальные и в наше время. Особое внимание в работе уделяется пониманию свт. Феофаном власти, ее сущности, основ русской государственности, ответственности императора за судьбы людей и будущее страны. В статье представлены основные угрозы русскому монархическому строю, описана пагубность западного влияния на всю жизнь российского общества. Автор показывает, что Святитель был противником прогресса, оторванного от Бога, положительно отзывался о государственных реформах, которые призваны улучшить общественную жизнь в стране, но предупреждал об опасности ложного понимания даруемых человеку свобод.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE SOVEREIGN THOUGHT IN THE SERMONS OF ST. THEOPHAN, RECLUSE OF VYSHA

The article examines a special genre of sermons that were delivered on the solemn days of honouring the august persons on various occasions. The works of this genre, belonging to St. Theophan the Recluse, their central ideas, images, problems, topical in our time. Particular attention is paid to St. Theophan’s understanding of power, its essence, the foundations of Russian sovereignty, the responsibility of the emperor for the fate of people and the future of the country. The article presents the main threats to the Russian monarchical system, describes the perniciousness of Western influence on the entire life of Russian society. The author shows that the saint was opposed to progress detached from God, spoke positively about state reforms designed to improve social life in the country, but warned about the danger of a false understanding of the freedoms given to human.

Текст научной работы на тему «МЫСЛЬ ДЕРЖАВНАЯ В ПРОПОВЕДЯХ СВЯТИТЕЛЯ ФЕОФАНА, ЗАТВОРНИКА ВЫШИНСКОГО»



DOI https://doi.org/10.22455/2686-7494-2020-2-4-172-185

УДК 821.161.1.09"19'

© 2020. Епископ Скопинский и Шацкий Питирим (Творогов)

г. Скопин, Россия

Мысль державная в проповедях святителя Феофана, Затворника Вышинского

В статье рассматривается особый жанр проповедей, которые произносились в торжественные дни чествования августейших особ по различным случаям. Анализируются произведения указанного жанра, принадлежащие свт. Феофану Затворнику, их центральные идеи, образы, проблемы, актуальные и в наше время. Особое внимание в работе уделяется пониманию свт. Феофаном власти, ее сущности, основ русской государственности, ответственности императора за судьбы людей и будущее страны. В статье представлены основные угрозы русскому монархическому строю, описана пагубность западного влияния на всю жизнь российского общества. Автор показывает, что Святитель был противником прогресса, оторванного от Бога, положительно отзывался о государственных реформах, которые призваны улучшить общественную жизнь в стране, но предупреждал об опасности ложного понимания даруемых человеку свобод.

Ключевые слова: свт. Феофан, проповеди, государство, император, державная мысль, народ, гомилетические приемы.

Информация об авторе: Епископ Скопинский и Шацкий Питирим (Творогов), г. Скопин, Рязанская обл., Россия.

E-mail: skopin.eparhia@gmail.com

Дата поступления: 17.10.2020

Дата публикации: 08.12.2020

Для цитирования: Епископ Скопинский и Шацкий Питирим (Творогов) Мысль державная в проповедях святителя Феофана, Затворника Вышинского // Два века русской классики. 2020. Т. 2. № 4. С. 172-185. DOI https://doi.org/10.22455/2686-7494-2020-2-4-172-185

This is an open access article distributed under the Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)

© 2020. Pitirim, Bishop of Skopin and Shatsk (worldy lastname — Tvorogov)

Skopin, Russia

The sovereign thought in the sermons of St. Theophan, recluse of Vysha

The article examines a special genre of sermons that were delivered on the solemn days of honouring the august persons on various occasions. The works of this genre, belonging to St. Theophan the Recluse, their central ideas, images, problems, topical in our time. Particular attention is paid to St. Theophan's understanding of power, its essence, the foundations of Russian sovereignty, the responsibility of the emperor for the fate of people and the future of the country. The article presents the main threats to the Russian monarchical system, describes the perniciousness of Western influence on the entire life of Russian society. The author shows that the saint was opposed to progress detached from God, spoke positively about state reforms designed to improve social life in the country, but warned about the danger of a false understanding of the freedoms given to human.

Keywords: St. Theophan Recluse, sermons, state, emperor, sovereign thought, people, homiletic methods.

Information about the author: Pitirim, Bishop of Skopin and Shatsk (worldy lastname — Tvorogov), Skopin, Ryazan region, Russia.

E-mail: skopin.eparhia@gmail.com

Received: October 17, 2020

Published: December 8, 2020

For citation: Bishop of Skopinsky and Shatsk Pitirim (Tvorogov). The sovereign thought in the sermons of St. Theophan, recluse of Vysha. Two centuries of the Russian classics, 2020, vol. 2, № 4, pp. 172-185. (In Russ.) DOI https://doi.org/10.22455/2686-7494-2020-2-4-172-185

В русской гомилетике существует жанр проповедей, произносившихся в торжественные дни чествования августейших особ по случаю их тезоименитств, восшествия на престол, дней рождения или кончины. Одним из первых и самым известным в их ряду стал панегирик святому равноапостольному князю Владимиру в «Слове о Законе и Благодати...» свт. Илариона Киевского. В этих «Словах.», как правило, звучали мысли о том, как Промысл Божий действует через земных правителей в устроении общественного порядка и народного благосостояния. Расцвет этого жанра пришелся на XIX в., а одним из самых ярких его представителей стал свт. Феофан Затворник, проповеди которого, по словам П. А. Смирнова, проникнуты «истинной искрой божественного огня» [Смирнов: 214]. Остановимся на нескольких проповедях Вышинского Затворника в период его архипастырского служения на Владимирской кафедре — времени зрелого церковного учительства. Как справедливо отмечают многие исследователи, в частности, архимандрит Зосима (Шевчук), святитель Феофан раскрывает в своих проповедях вопрос о религиозном и общественно-политическом будущем России» [Зосима 2013; Зосима 2019].

В данной статье мы не будем подробно освещать текстологические вопросы, связанные с проповедями Святителя Феофана, мы уже отмечали ранее, что над этими проблемами работают современные известные ученые [Щербакова], а также научные коллективы (специалисты-текстологи Петрозаводского университета занимались восстановлением более аутентичного текста проповедей). Обратимся к идеям Святителя о государственном устройстве, власти и народе, о роли императора в жизни России. В проповеди «В день Рождества Пресвятой Богородицы» свт. Феофан обращает внимание слушателей на знаменательное совпадение двух праздников, церковного и светского, — Рождества Богородицы и дня рождения наследника Всероссийского Престола цесаревича Николая Александровича. Первое торжество — это «начало

исполнения надежд рода человеческого», второе — «основание благих надежд нашего Отечества». Выстраивая художественную параллель празднуемых событий, проповедник заостряет внимание на промыс-лительном действии Бога в жизни отдельных государств и в бытии всего рода человеческого. Гарантом стабильности государственного строя и общественного порядка Святитель называет твердую веру в Бога и верность Церкви Христовой: «...хотите ли, чтоб отечественные надежды ваши были прочны, сделайте, чтоб они были поглощаемы надеждами человечества и не думайте основывать их на чем либо другом, кроме Того, Который был и есть чаяние всех языков»1. Преосвященный архипастырь, оберегая свою паству от волков, готовых погубить не только тело, но и душу, указывает на опасность слепого следования западным учениям, которые хлынули на русскую землю по окончании Крымской войны («как будто плотина какая прорвалась»). Новые порядки в семейной, религиозной и политической жизни приводят к растлению умов, упадку нравов и политическим катаклизмам, так ярко проявившимся в жизни западноевропейских государств. В рождении наследника Всероссийского престола в день празднования Рождества Богоматери свт. Феофан усматривает божественный урок, который в шуме военных смятений был не столь явен и понятен. По словам свт. Феофана с наступлением мира появилась возможность взглянуть на происходящее «прямыми глазами» и увидеть пагубность «чужеземных внушений». Свою мысль проповедник иллюстрирует библейскими примерами из истории судей Израильских, когда Богоизбранный народ в течение четырехсот лет до 12 раз был вразумляем преданием в рабство соседним языческим племенам, у которых израильтяне перенимали злые нравы и обычаи, противные Богу. А как только каялись — получали освобождение и благоденствие. Возвращаясь к современности, свт. Феофан обращает внимание слушателей на неукоснительность соблюдения постов, супружеской верности и святости брака, уважительного отношения к монашеству, почитание церковных праздников и устранения от «гульбищ» и «срамных утех». Перечисляя заимствованные у соседей «дурные обычаи», проповедник

1 Въ день Рождества Пресв. Богородицы, и рожденм Благов®рнаго Государя цесаревича и велик. Князя Николая Александровича / Слова къ Владимiрской паств® Преосвященнаго беофана. Губ. г. Владимiръ: Ти-пографiя губернскаго правлешя, 1869. С. 431-434.

предупреждает: «.это не пройдет нам даром, если не опомнимся и дадим все более и более расширяться гордыням нашим».

Наконец, Святитель переходит к обозначению главных принципов и форм Богоустановленного государственного устройства:

— «Бог дает Царя — Отца нашему отечеству, и в сердце его глаголет благая для нас» (ср.: нет власти не от Бога; существующие же власти от Бога установлены (Рим. 13:1-2));

— «Православное Богопреданное Царство есть Царство Богоправи-мое. Ибо сердце Царево в руце Божией» (ср.: Притч. 21,1);

— Самодержавное правление — единственно приемлемое для православного Царства. «Оно понятно только истинно верующему, который созерцает в Пресвятой Троице единоначалие, и мире ангельском единого Архистратига, и в церкви Божией единую главу, — и в семействе отца, попечительно, но независимо действующего ко благу всех».

«Западное злоумное суемудрие» не понимает и не принимает традиционные, Богом установленные формы самодержавного правления, почитая их устаревшими, тормозящими прогресс и ограничивающими человеческую свободу. Проповедник призывает не поддаваться духу «самоуправства, самонадеяния», своеволия, утвердить в своей жизни «правила жизни святой, благочестной и, в силу Богопреданности, преданной Престолу».

Интересно расширить мысль свт. Феофана о Божественном уроке-предупреждении, усматриваемом в совпадении двух праздников — Рождества Богородицы и рождения цесаревича, наследника Престола, в более позднюю историческую перспективу — царствование последнего Всероссийского императора — полного тезки Николая Александровича Романова. Примерно через полтора года, 13 апреля 1865 г., свт. Феофан будет произносить проповедь на панихиде по новопреставленному цесаревичу Николаю Александровичу. Ранняя, неожиданная смерть наследника Престола потрясла тогда весь мир. Эта утрата тоже была Божиим предупреждением о грядущей страшной трагедии, которая произойдет в Ипатьевском доме 17 июля 1918 г. Победа «злоумного суемудрия» обернулась настоящей библейской катастрофой — гибелью последнего православного Царства. И возрождаемая ныне на его обломках Россия с удивлением наблюдает, до какой степени извращения опустился современный Запад, навязывая всему миру антихристианские ценности в семье, обществе, международной политике.

Свое продолжение державная мысль Вышинского Затворника нашла в проповеди «В день святителя Николая Чудотворца и тезоимент-ства Государя Цесаревича Николая Александровича». Здесь проповедник озвучивает очень важную истину о том, что «участь царственных лиц и престолов», в отличие от участи частных лиц, зависит от «духа, правил и стремления самого народа». Частные лица — сами виновники своей участи. Участь же царей зависит от тех «неотменных обязательств пред лицом всеправящего Промысла, исполнением которых определяется наше достоинство на милости Божии и условливается прочность престолов»1. Нельзя не заметить пророческое предупреждение свт. Феофана в словах о том, «как часто Богоизбранного и Боголю-безного царя отъемлет Господь вместе с престолом и царством у народа, который сам себя сделал того недостойным». Царственный престол будет стоять прочно и непоколебимо при условии, что сам народ составит из себя «нечеловечески прочную, но достойную особенного Божия благоволения и покровительства ему основу». Для пояснения своей мысли Святитель по обыкновению прибегает к излюбленному проповедническому приему — примерам из Библейской истории. Печальное повествование о строительстве Вавилонской башни, наказание Божие Дамаску и Тиру за гордость, забвение и неблагодарность по отношению к Подателю всяческих благ Богу, — все это свидетельства того, что торжество отдельных людей или целых народов, основанное на неправде, насилии, хитрости и обмане, бывает временным, и за ним следует суд Божий по исполнении меры беззаконий.

Свт. Феофан замечает, что его соотечественники и единоверцы любят хвалить себя: святая Русь, Русь православная. «О когда бы навсегда остаться нам святыми и православными, — восклицает проповедник, — по крайней мере, любящими святость и православие!»

Далее святительская мысль возвращается к часто повторяемой идее о пагубности западного влияния на весь строй жизни российского общества. И если политическая коалиция против родного отечества была побеждена единством всех граждан в противостоянии военной угрозе, то другая коалиция — «направленная против света нашей

1 Въ день святителя и Чудотворца Николая и тезоименитства Благов®р-наго Государя Цесаревича и великаго князя Николая Александровича / Слова къ Владимiрской паств® Преосвященнаго беофана. Губ. г. Вла-димiръ: Типографiя губернскаго правлетя, 1869. С. 514-519.

веры» — представляет еще большую опасность для державы и народа ее, и эту опасность нужно тоже отразить, слившись в живом единомыслии Православия. Проповедник призывает соотечественников вооружиться против западных тлетворных идей и развращенных нравов и объединенными усилиями свеять «с земли нашей навеваемый оттуда тлетворный прах». Начать борьбу за очищение нравов и сохранение чистоты веры должны светские образованные люди: «Между вами расходится зло, вы должны начать и восстание против него, — увещевает проповедник. — Ваше молчание будет — или неверие, или равнодушие к вере. Говорите же и пишите»1.

«"Говорите же и пишите" в защиту святой православной веры! — обращается Вышинский Затворник и к нынешней интеллигенции, ученым, способным дать грамотный, научный ответ всем тем вызовам, которые бросает современному миру "великий во зле ум"»2 — дьявол.

В слове «В день восшествия на престол благочестивого Государя Императора Александра Николаевича», произнесенном 19 февраля 1864 г., свт. Феофан обращается к мысли, высказанной самим виновником торжества при восшествии на Всероссийский престол: благоденствие народа зиждется на прочном основании — «живой, просвещенной и деятельной вере». Проповедник выстраивает логическую цепочку. Благоденствие обусловливается «добрым плодом и успехом наших действий», которые зависят от твердости наших шагов и решений, а последняя (твердость) «определяется верностью и непоколебимостью начал, которых держимся»3. Под началами подразумеваются истинные понятия как о Боге-Творце и Его отношении к сотворенному Им м1ру, так и «о нас самих и всем окружающем, о м1ре с его началом, продолжением и концом, о нашем настоящем и ожидающем нас будущем». Бог является источником всякого познания, и именно от Его премудрости апостолы и пророки черпали истинные знания, которые

1 Въ день святителя и Чудотворца Николая и тезоименитства Благов®р-наго Государя Цесаревича и великаго князя Николая Александровича / Слова къ Владимiрской паств® Преосвященнаго беофана. Губ. г. Вла-димiръ: Типографiя губернскаго правленiя, 1869. С. 514-519.

2 Определение свт. Григория Богослова.

3 Въ день восшествiя на престолъ Благочестив®йшаго Государя Императора, Александра Николаевича / Слова къ Владимiрской паств® Преосвященнаго беофана. Губ. г. Владимiръ: Типографiя губернскаго прав-лешя, 1869. С. 213-221.

«никто из князей века сего — гениев — не ведал и ведать не мог». Эти богооткровенные знания необходимо «напечатлеть» в своем уме, чтобы они «срастворились» с «естественными началами познания и познавания» и составили природу ума. В результате вся область нашего познания будет проникнута Божественною истиною, которая сообщит уму «единство, стройное согласие во всех частях, и отсюда непоколебимую твердость».

Еще одну очень важную мысль пытается донести до сознания слушателей преосвященный проповедник: «Народ, верный указаниям Божиим, благословляется и благоденствует, стоит и крепнет; народ, перестающий быть Ему верным, слабеет по мере неверности, как по мере верности стоит и продолжает жить». Казалось бы, последнее утверждение Святителя опровергается реалиями современной жизни — самые неверные государства крепнут и усиливаются, а старающиеся сохранять традиционные ценности, со всех сторон уязвляемы и гонимы. Но так может показаться только на первый, поверхностный и близорукий взгляд. Вспомним высказанное нами ранее утверждение Святителя, что основанное на лжи и насилии царство, каким бы сильным и прочным ни казалось, долго не устоит.

Далее свт. Феофан раскрывает секрет счастья как для отдельно взятого человека, так и для целых народов. Проповедник для раскрытия сего секрета прибегает к притчевой форме изложения: «Одинъ ревнитель народнаго благоденств1я вотъ что говоритъ о себ®: жаль мн® было окружающаго меня народа, и мн® хот®лось сд®лать его счастливымъ. <...> я устроилъ такъ, что довольство въ моемъ околодк® поднялось. Но это не принесло счаспя, мира и покоя народу моему. И ропотъ, и зависть, и ссоры, убшства, смятеше, враждоваше возросли вм®ст® съ довольствомъ. Горько было мн® это вид®ть! но вотъ — однажды встр®чаю инвалида. <. > Изъ бес®ды съ нимъ я удостов®рился, что онъ точно не подд®льно счастливъ; но не зд®шнимъ счасиемъ, а т®мъ, которое удостов®рительно ожидалъ въ другой жизни. По сил® моей, говорилъ онъ, б®гаю гр®ховъ и д®лаю добро; въ гр®хахъ своихъ каюсь Господу и стараюсь загладить ихъ посильнымъ трудомъ, и — особливо терп®ливымъ перенесешемъ всего случающагося со мною, и в®рю, что Господь не лишитъ меня Своей милости. Посл® сего разговора я изм®-нилъ совс®мъ свою мысль объ осчастливлены народа. Н®тъ счаспя на земл®. Возгр®й в®ру въ челов®к® въ будущую жизнь, укажи в®рныя ус-

лов1я къ полученш блаженства въ ней и удостов®рь его, что, въ какомъ бы ничтожномъ состоянш ни находился онъ, это никакъ не лишаетъ его возможности выполнить сш услов1я и сподобиться блаженной в®ч-ности. Настрой такъ челов®ка, — онъ будетъ счастливъ, какъ бы худо ни шли его вн®шшя д®ла. Настроите такъ ц®лый народъ, — ц®лый на-родъ будетъ счастливъ, какъ бы ни былъ скуденъ вн®шнимъ благоден-ств1емъ»'.

Насмешливый, враждебно настроенный по отношению к Церкви Христовой и ее служителям ум увидит в этой притче пример того, как служители культа оболванивают несчастный народ, заставляя его смириться с мыслью о неизбежности своего нищего прозябания без надежды на земное благополучие, а только на упование о загробном воздаянии за скорби и лишения в этой жизни. Так и мыслили многие отпавшие от Церкви современники Святителя. Однако притча повествует не просто о небесном счастье и земном покое, а о том, что это счастье и покой дает не материальное благополучие, а живая вера в Бога. Стремление же только к земному благоденствию неизбежно приводит к политическим нестроениям, бунтам и смутам. Проповедник приходит к выводу, что «распространение и укрепление живой веры в народе есть укрепление его счастья и довольства», а ослабление веры приводит к умалению счастья. И это умаление счастья ведет «к смятениям и нестроениям и исканиям счастья в переворотах, часто не имеющих определенной цели, — плодах одного глухого недовольства собою и своим состоянием». Эти несчастные люди «себя губят и готовят гибель другим, а иногда — и всему народу».

В проповеди «В день перенесения мощей св. благоверного великого князя Александра Невского и тезоименитства благочестивейшего государя императора Александра Николаевича»2, произнесенной в

1 Въ день восшествiя на престолъ Благочестив®йшаго Государя Императора, Александра Николаевича / Слова къ Владимiрской паств® Пре-освященнаго веофана. Губ. г. Владимiръ: Типографiя губернскаго прав-лешя, 1869. С. 213-221.

2 Въ день перенесенiя мощей св. Благов®рнаго, великаго Князя Александра Невскаго, и Тезоименитства благочестив®йшаго Государя Императора Александра Николаевича, — въ Вязниковскомъ собор® / Слова къ Владимiрской паств® Преосвященнаго веофана. Губ. г. Владимiръ: Ти-пографiя губернскаго правленiя, 1869. С. 411-416.

Вязниковском соборе1 30 августа 1864 г., свт. Феофан высказывает еще одну, очень непопулярную ныне мысль о покорности и послушании властям предержащим. Проповедник воздает хвалу Государю императору, который полагает много усилий на благо своих подданных. «Но в чем успеет он, если мы будем упираться на каждом шагу? — вопрошает преосвященный. — Он ведет; но надо подать ему руку. Как военачальник одержит победу, если по его команде не будет двигаться войско? Как построит что-либо строитель, когда рабочие не действуют по его указаниям?» Точно так и в государственной жизни: исходит распоряжение от Государя — какая польза от него, если никто не станет его выполнять? Далее проповедник повторяет уже не раз высказанную, дорогую ему мысль о том, что действовать мы должны на общее благо сообща — когда «все становятся как один». «Тогда и Государю легко давать распоряжения, и само дело благоуспешнее и неукоризненнее совершится». При таком расположении всех и каждого составляются «частные и общие думы», которые, соединяясь, образуют «одно всеобщее думание и заботу о благе».

Одним из самых распространенных гомилетических приемов является многократное повторение из проповеди в проповедь особенно важных истин для наилучшего и твердого усвоения их слушателями. Проповедник повторяет уже много раз сказанное: «Вера и благочестие суть основание благоденствия народного — самое прочное и непоколебимое». Распространители же неверия и нечестия не себе только враги, но и враги отечеству. «Вот почему на всех нас лежит долг быть верующими и благочестивыми, не себя только ради, но и ради целости и твердости всего государства нашего», — делает вывод преосвященный владыка.

Проповедь «В день Рождества Пресвятой Богородицы и рождения благоверного Государя Цесаревича великого князя Николая Александровича» произнесена через год после аналогичной проповеди, посвященной этим двум праздникам. В ней речь заходит о тех преобразованиях, которые происходили в государстве во время царствования императора Александра II.

По мысли проповедника, народ «должен войти в дух и форму новых порядков», но в то же время «сохранить себя тем же народом

1 Благовещенский Семибратский монастырь, расположенный в городе Вязники Владимирской области. Основан в 1641 г.

русским». Неизменность коренных стихий народной жизни — лучшее наследие для будущих поколений. «Горе царству, когда изменчивость войдет в дух народа. Оно будет тогда подобиться волнению морскому, ветры возметаему и развеваему (Иак. 1:6)»'. Коренные стихии русской жизни выражены в распространенной триаде: православие, самодержавие, народность. Проповедник разъясняет смысл и значение этих начал, на которых основывается священное русское трехцветное знамя: «Православие выражается единством Богодаро-ванной истины; самодержавие — единством Богодарованной власти, народность — единством стремлений, царем указанных и Богом освященных». Ослабление этих фундаментальных основ, на которых стоит все здание российской государственности, чревато самыми трагическими последствиями. Православие портится, когда не принимают истину Божию, а на ее место придумывают другую; «самодержавие портится, когда замышляют свою — новую — изобретать власть, а не Богодарованную принимать; народность портится, когда народ не Божии — небесные, — а свои земные начинает исключительно преследовать цели, чуждому при том подчиняясь влиянию». В следствие чего возникают разномыслие, самовластие и разъединение. А кончиной становятся «разложение, расстройство и уничижение Государственнаго тела»2.

Опасность для будущего государства таится в настойчивых «притязаниях на самопостижение истины, на решительную независимость мысли, на научность, не хотящую подчиниться истине Божией». Здесь Святитель выступает не врагом просвещения и творческой свободы мысли и научного знания, а противником такого прогресса, который оторван от Бога и прямо противостоит Его святой воле.

Проповедь «В день святителя и чудотворца Николая и тезоименитства благоверного Государя Цесаревича и великого князя Николая

1 Въ день Рождества Пресв. Богородицы, и рожденiя Благов®рнаго Государя цесаревича и велик. Князя Николая Александровича / Слова къ Владимiрской паств® Преосвященнаго веофана. Губ. г. Владимiръ: Ти-пографiя губернскаго правленiя, 1869. С. 431-434.

2 Въ день Рождества Пресв. Богородицы, и рожденiя Благов®рнаго Государя цесаревича и велик. Князя Николая Александровича / Слова къ Владимiрской паств® Преосвященнаго веофана. Губ. г. Владимiръ: Ти-пографiя губернскаго правленiя, 1869. С. 431-434.

Александровича»1 во многом схожа с рассмотренной нами проповедью. В ней речь вновь идет о государственных реформах, которые призваны улучшить общественную жизнь в стране. Либеральные реформы дают большую свободу человеку. Но полнота свободы предполагает и полноту ответственности. «Не связывают ныне у нас мысли и не пеленают ее, как дитя, — замечает проповедник. — Это не означает разрешения думать как хочешь, а побуждение самостоятельно дойти до того, как думать должно». Однако весьма велик соблазн для свободной, ничем не сдерживаемой мысли, думать, как хочешь. Но свт. Феофан предупреждает: «Нет злее силы, — как мысль, ничем необуздываемая».

Даруемое верховной властью большее самоуправление не означает позволения делать «все, что душе твоей угодно». Это большее самоуправление и самопопечение означают лишь указание на то, что пора и самим о себе подумать и позаботиться — «не все же вас нянчить».

Свт. Феофан, предупреждая об опасности ложного понимания даруемых свобод, трезво оценивал ситуацию и понимал неизбежность негативных последствий либерализации и смело говорил о них. «Не подумайте, что выставлять их на вид заставляет привычка к старинным приемам нравоучения, — и что зловредность их есть мечта меланхолии, привыкшей на все мрачно смотреть из келейного уединения», — предупреждает Святитель возможные упреки в свой адрес. Будущее покажет, как пользу, так и вред происходящих преобразований. Вред не самих реформ, а распространяющихся разрушительных идей, действию которых наш народ подвергся полвека тому назад — и «до сих пор он никак не оправится и не установится, и если являет ныне некоторую внешнюю благовидность, то только благодаря железным цепям, в которые закован рукою самоизысканной, но едва ли навсегда прочной власти». Время, действительно, показало правоту опасений свт. Феофана, зорко следящего за всеми негативными последствиями увлечения «зловредным западным суемудрием».

Но оптимизм не покидает проповедника, уповающего на «особенное Божие попечение о православном царстве нашем», которое хранит отечество и никогда не отступит. «Условие однако ж и при этом все

1 Въ день святителя и Чудотворца Николая и тезоименитства Благов®р-наго Государя Цесаревича и великаго князя Николая Александровича / Слова къ Владимiрской паств® Преосвященнаго беофана. Губ. г. Вла-димiръ: Типографiя губернскаго правленя, 1869. С. 514-519.

одно, — предупреждает Святитель, — преобладающий дух ревности по вере и правде государственной. — Этот дух удивительною обладает силою — держать все в своем порядке — и образует чутье, которое выведет из самых запутанных и затруднительных обстоятельств».

Список литературы

Зосима (Шевчук), архимандрит. Святитель Феофан Затворник на Владимирской земле // Феофановские чтения. 2013. Вып. VI. С. 72-80.

Зосима (Шевчук), архимандрит. О значении личности и трудов святителя Феофана в общественной жизни Владимирской и Суздальской епархии // Феофановские чтения. 2019. Вып. XII. С. 15-23.

Смирнов П. А. Преосвященный Феофан, его подвиги в затворе и общественно-историческое значение их. Тамбов, 1904. 76 с.

Щербакова М. И. Проблемы подготовки научного издания эпистолярных источников: датировка, атрибуция, комментарий // Феофановские чтения. 2018. Вып. XI. С. 100-104.

References

Zosima (Shevchuk), arkhimandrit. Sviatitel' Feofan Zatvornik na Vladimirskoi zemle [Saint Theophan the Recluse on the Vladimir land]. Feofanovskie chteniia [Theophanov readings]. 2013, Issue VI, pp. 72-80. (In Russ.)

Zosima (Shevchuk), arkhimandrit. O znachenii lichnosti i trudov sviatitelia Feofana v obshchestvennoi zhizni Vladimirskoi i Suzdal'skoi eparkhii [On the significance of the personality and works of St. Theophan in the public life of the Vladimir and Suzdal dioceses]. Feofanovskie chteniia [Theophanov readings], 2019, Issue XII, pp. 15-23. (In Russ.)

Smirnov P. A. Preosviashchennyi Feofan, ego podvigi v zatvore i obshchestvenno-istoricheskoe znachenie ikh [His Grace Theophan, his exploits in seclusion and their social and historical significance]. Tambov, 1904, 76 p. (In Russ.)

Shcherbakova M. I. Problemy podgotovki nauchnogo izdaniia epistoliarnykh istoch-nikov: datirovka, atributsiia, kommentarii [Problems of preparing a scientific publication of epistolary sources: dating, attribution, commenta]. Feofanovskie chteniia [Theophanov readings]. 2018, Issue XI, pp. 100-104. (In Russ.)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.