Научная статья на тему '«Мягкая сила» Запада в коммуникативном пространстве России'

«Мягкая сила» Запада в коммуникативном пространстве России Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
286
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
"МЯГКАЯ СИЛА" / КУЛЬТУРНЫЙ КОД / КУЛЬТУРНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / КОММУНИКАТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / МАНИПУЛЯЦИЯ / ИРОНИЯ / МАССОВОЕ СОЗНАНИЕ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Денисова Галина Сергеевна, Денисова Анастасия Валерьевна

В статье рассматривает содержание «мягкой силы», используемой против России развитыми странами Европы и США. Авторы показывают направленность «мягкой силы» на трансформацию культурных кодов страны. С этой позиции «мягкая сила» проявляется не только как ресурс государства в международных отношениях, но и как инструмент манипулятивных практик. Большую роль при играют литературные приемы, в частности, ирония. Его использование современными коммуникативными технологиями, распространенными в Интернете (мэмы, нейминг, вирусный маркетинг), создают иллюзию коллективных представлений, оказывающих давление на мировоззрение пользователей социальных сетей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему ««Мягкая сила» Запада в коммуникативном пространстве России»

УДК 316

Денисова Галина Сергеевна

доктор социологических наук, профессор. Институт истории и международных отношений ЮФУ denigs@aaanet.ru

Денисова Анастасия Валерьевна

кандидат социологических наук,

.

,

и межкультурных коммуникаций ЮФУ denigs@aaanet.ru

Galina S. Denisova

doctor of sociological sciences, professor. Institute of history and international relations of the Southern Federal District denigs@aaanet.ru

Anastasia V. Denisova

candidate of sociological sciences, senior teacher.

Institute of journalism, philology and cross-cultural communications of SFU denigs@aaanet.ru

«Мягкая сила» запада

в коммуникативном пространстве россии1

Аннотация. В статье рассматривает содержание «мягкой силы», используемой против России развитыми странами Европы и США. Авторы показывают направленность «мягкой силы» на трансформацию культурных кодов страны. С этой позиции «мягкая сила» проявляется не только как ресурс государства в международных отношениях, но и как инструмент манипуля-тивных практик. Большую роль при играют литературные приемы, в частности, ирония. Его использование современными коммуникативными технологиями, распространенными в Интернете (мэмы, нейминг, вирусный маркетинг), создают иллюзию коллективных представлений, оказывающих давление на мировоззрение пользователей социальных сетей.

Ключевые слова: «Мягкая сила», культурный код, культурная идентичность, коммуникативные технологии, манипуляция, ирония, массовое сознание.

Western «soft power»

in russian media space

Annotation. The article reviews «the soft power» content used by the developed economies of Europe and the USA against Russia. As the authors demonstrate «the soft power» is targeted at the country's cultural code transformation. Viewed from this angle «soft power» is not only a states resource in international relations, it is also a manipulative tool. Literary tools, notably, irony, play a big role in this respect. When used in modern communicative online technologies (memes, naming, viral marketing), they create an illusion of collective ideas, placing pressure on social networks users' mindset.

Keywords: «Soft power», cultural code, cultural identity, communicative technologies, manipulation, irony, collective consciousness.

Одним из направлений современного политического дискурса является осмысление

,

«мягкой силы». Обострение международных отношений между мировыми ядерными державами - США и Россией, - обусловили перенос напряжения в информационную сферу. Господство Интернета с присущими ему феноменами , -

зации получения информации, разнообразным способам визуализации информации - позволило перейти от грубых методов пропаганды к изощренным и тонким методам РР-технологий. Один из основоположников концепции «мягкой

1 Статья подготовлена в рамках проекта РГНФ № 1603-00038 «Технологии противодействия укреплению общероссийской идентичности как фактор рисков национальной безопасности».

силы» в международных отношениях, американский политолог Дж. Най, исходил из тезиса о том, что привлекательность культуры, ценностей, социальной политики государства, стремящегося к доминированию, обладает мощным убеждающим воздействием для населения других стран. Он указывал: «Стараясь добиться сотрудничества посредством «мягкого» влияния, нужно обладать иным (по сравнению с «жесткой» силой) типом ресурсов (не мощью, и не деньгами) - приверженностью объекта воздействия одинаковым с субъектом воздействия ценностям и пониманием объектом необходимости реализации этих ценностей на практике» [2].

В современных отечественных исследованиях использование ресурсов «мягкой силы» Запада применительно к России достаточно хорошо рассмотрено. Однако за кадром внимания анализа феномена «мягкой силы» остается ее тес-

ная связь с технологиями коммуникативных манипуляций и использование в информационных войнах. Эта проблематика - в центре внимания данной статьи.

Развитые европейские страны и США в качестве ресурсов «мягкой силы» широко используют ресурсы собственной культуры - язык, сотрудничество в области образования, науки и культуры, развитие деловых связей, политические идеалы (демократия, права человека). Эффективность этих практик рассматривается в целом ряде отечественных исследований. «Мягкая сила» используется как инструмент власти, для воздействия одного государства на другое. Ресурсами «мягкой силы» является язык, содержание, символика, и средства культуры, которыми конструируется и продвигается позитивный имидж государства в другую культурную среду.

Применение ресурсов культуры создает условия, при которых данное воздействие не воспринимается массовым сознанием как внешнее принуждение. Этот метод информационного воздействия в политологии и социологии коммуникации определяется как манипуляция - тип

скрытого информирования и определения наме-, -

струменту исполнения чуждой ему воли.

Ссылаясь на коллективные представления населения, выявленные в ходе опросов, многие ис-

,

силы Запада воспринимается как навязчивая пропаганда западного стиля жизни. Однако ситуация несколько сложнее, тж. «мягкая сила»

задействует механизм коммуникативного «про» ,

на трансформацию его модели мира. Эта модель, по описанию психологов, имеет несколько

уровней: первый - повседневный (мое окруже-, ), - -

( ), - -

( , ,

), - -

( )

[3]. Программирование или перепрограммирование поведения предполагает воздействие на « » , -

, -

. -тины мира вызывает устойчивую переориентацию его нижних уровней. Воздействие на верхние уровни картины мира осуществляется наукой, философией, религией - институтами, конструирующими и воспроизводящими целостную национальную картину мира, ответственными за поддержания «еткрального ядра» культуры и культурных кодов.

« »,

введено американскими социологами Э. Шилзом и Ш. Айзенштадтом, стоят типы связей между людьми, которые поддерживают их солидарность. По-« »,

столько на продвижение позитивного имиджа государства в коммуникативном пространстве другого

общества, сколько на перепрограммирование цен-

массового сознания в этом обществе, внедрение «шстемы кодов восприятия реальности, поддерживаемого другим государством» [4].

, -

точность в настоящее время часто отождеств-.

на уровне общества включает в себя ответы на

.

гомогенной культурной идентичности общества как необходимая функция государства в настоящее время не вызывает сомнений. Однако существуют различия между нациями в том, на каких основах строиться идентичность. В России культурная идентичность обладает значительно большим значением, чем политическая. Предметом гордости населения России являются достижения в литературе, искусстве, образовании, общее языковое пространство, великие исторические свершения [5]. Эти компоненты направлены на культивирование патриотического чувства, направленного на государство, формирование которого рассматривается как историческое достижение народов страны.

Культурная идентичность определяется исторически сложившимися «кодами культуры» - типа,

людьми, которые обеспечивают его солидарность и целостность. Понятие культурных кодов было введено известными американскими со. . , -рые выделили четыре таких кода: примордиаль-ный, персональный, гражданский и сакральный. Примордиальный код (родство, территория, язык, тендер и др.), выступающий основанием

для проведения границ между «своими» и «чу», ,

который задает правила взаимодействия гражданина и государства, социальные практики и их границы. Эти два кода связаны с кодом сакраль-ности, который объясняет социально-групповые границы разным отношением «своих» и «чужих» к области сакрального - Бога, исторической

судьбы и др. Можно добавить также, что в рос- -

ное и политическое взаимно определяют друг

:

народа и государства, а государство - защищает

веру и церковь. Российские культурологи под,

важнейшими культурными ресурсами развития страны [6].

Мягкая сила стран коллективного Запада оказывает воздействие сложившиеся коды российской культуры. В первую очередь, атаке подвергаются культурные достижения и культурный порядок страны, те. то, что вызывает чувство гордости у населения на уровне массового сознания и лежит в основе культурной идентичности - роль СССР в разгроме фашистской Германии, патриотизм и ценность служения Отечеству, достижения в спорте, индустриализация в сжатые сроки. Сравнивая американский и китайский подходы к «мягкой силе», российский политик К. Косачев подчеркивает две отличительные черты американской модели - ее адресованность отдельно, -

устройство общества, - что побуждает «... Запад

стимулировать внутреннее недовольство в дру-, -

мальные условия для воздействия собственной «мягкой силы» [7].

В качестве инструментов атак используются теоретические концепции и публицистические статьи, направленные на переосмысление исторических событий. Здесь достаточно указать на информационные атаки на историю Второй мировой войны с целью реинтерпртаровать ее причины, роль СССР в разгроме фашизма, и политические результаты Великой Победы СССР. Мощным инструментом «мягкой силы» является массовая культура Запада, которая как агент глобализации стала производить и соответствующее ей глобальное сознание, опирающееся на ценности западной цивилизации и ее мировоззренческие установки, основу которых составляет философия позитивизма и прагматизма с ее принципами инструментализма и операци-онализма.

Но еще более эффективным инструментом «мягкой силы» Запада является использование

талантов определенной части творческих кругов

,

девальвацию культурных кодов. Причины перехода представителей творческих кругов на сто-« » -

ственных исследованиях анализировались не-[8]. -туальной продукции состоит в том, что они используют специфику национальной культуры -

,

социокультурную динамику России в парадигме

догоняющего развития, - и особенность россий-: -

ской и ироничной оценки обществом политических событий, персон, особенностей национального характера; стремление к критической оценке социальных процессов и явлений с позиции « », -

ской власти и др.

, -

вергается иронии предмет гордости общества,

направлено на обесценивание этого предмета, , -

ния. Создается иллюзия самостоятельности индивида в оценке политических процессов, свободы от навязанных ему политических стереотипов. Эффективным инструментом для такой ма-

, , -

лицистическая поэзия Д. Быкова - М. Ефремова,

в которой под предлогом сопереживания обще,

властью политических решений.

Ирония как литературный прием выражает насмешку путём употребления слова в значении прямо противоположном его основному значению, притворное восхваление за которым в действительности стоит порицание. Противоположность коннотации состоит в перемене оценочного компонента с положительного на отрицательный, в употреблении слов с поэтической окраской по отношению к тривиальным, пошлым

предметам, чтобы подчеркнуть их ничтожество. Но верно и обратное: к характеристике духовных ценностей применяются понятия, заведомо понижающие их значения (например, широко распространенный в молодежной среде слоган

«Наша Раша»). Специалисты в области комму,

, -.

используется в современных информационных технологиях, распространенных в Интернете.

Широкую популярность приобрела технология

( ):

демотиваторы, комиксы, картинки в соцсетях, посредством которых передается эмоция или чувства автора в легко узнаваемом образе.

Мэмы обычно передают юмористическую ситуа-

,

культурном контексте конкретной страны. В России мэмы часто используются для подчеркивания национальных характеристик (особенно, в ). «

». - , , -

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

возможно в силу его грубости или неуместности. Исходным основанием мэма «Эта страна» применительно к России выступает отсраненность автора от событий, которые передается на фото или в ролике, их оценка «со стороны». Но любой из мэмов этой серии содержит негативную коннотацию (например, «Умом Россию не понять», «Эту страну не победить»). Цель распространения таких мэмов - подрыв чувства патриотизма и гордости за страну, расшатывание доверия к власти и ее легитимности, ведь именно власть допускает преступность, коррупцию и др. В значительной степени поддержка мэмов объясняет, -

вают их как продукты «народного творчества» таких же пользователей. Наряду с технологией

мэмов широко распространены другие техноло-

,

культуры России и результатов социально: ,

китберсимулякры, вирусный маркетинг. Особое место среди них занимают компьютерные игры, рассчитанные на детей и подростков, в сценариях которых сознательно искажаются исторические факты и роль СССР во Второй мировой войне [9].

Результат воздействия этих инструментов соответствует сущности «мягкой силы», сформулированной Джозефом Наейм: реализация собственных интересов (в данном случае - формирования искаженного образа России, девальвация ее социокультурного ресурса, принижение ее роли в современном мире) через добровольное согласие с ними субъекта, на которого направлена эта сила. Тем самым «мягкая сила» из внешне привлекательного инструмента государственной политики - популяризации культуры собственной страны, создание ее позитивного имиджа и репутации на международном

уровне, - превращается в мощный инструмент

,

культурной самобытности и суверенитета другого государства.

Литература:

1. Joseph S. Nye, Jr. Soft Power: The Means to Success in World Politics. New York : PublicAffairs, 2004. P. 7.

2. Филатова ОТ. Социология массовой коммуникации : учебное пособие. М. : Гардарики. 2006. С. 105-106.

3. Зевелев ИЛ. Сила и влияние в американо-

. . Очерки текущей политики. Вып. 2 / И.А. Зевелев, МЛ. Троицкий. М. : Научно-образовательный фо-

. 2006. . 7.

4. . .

//

Знание. Понимание. Умение. 2015, № 3. С. 114115.

5. . .

// . -

ние. Умение. 2015 № 4. С. 39.

6. . , . особенность «мягкой силы» России //Россия в глобальной политике. 2012 № 4. URL: http:// globalaffairs.ru/ number/Ne-rybu-a-udochku-15642

7. . . -

, // . 2004, 2.

8. Зорина Е.Г. Компьютерные игры как источник антироссийской пропаганды (на примерах игр «Company of heroes», «Operation Flashpoint» и «Command & Conquer: Red Alert») // Информационные войны. 2016, № 1 (37).

Literature:

1. Joseph S. Nye, Jr. Soft Power: The Means to Success in World Politics. New York : PublicAffairs, 2004. P. 7.

2. Filatova O.G. Sociology of mass communication : Ucheb.Posobiye. M. : Gardarika. 2006. P. 105-106.

3. Zevelev I.A. Sil and influence in the American-Russian relations. Semiotics analysis. Sketches of the current policy. Issue 2 / I.A. Zevelev, M.A. Troitsk. M. : A scientific and educational forum on the international relations. 2006. P. 7.

4. Kostina A.V. Ensuring national security as main function of culture // Knowledge. Understanding. Ability. 2015, № 3. P. 114-115.

5. Fedotova N.N. Conceptual means of the analysis of the Russian culture // Knowledge. Understanding. Ability. 2015 № 4. P. 39.

6. Kosachev K. Not fish, and rod. In what feature of «the soft force» of Russia//Russia in global policy consists. 2012 № 4. URL: http://globalaffairs.ru/ number/Ne-rybu-a-udochku-15642

7. Narochninskaya N.A. American analytical institutes of an eye, ears and conscience of America // our contemporary. 2004, № 2.

8. Zorina E.G. Computer games as a source of the anti-Russian promotion (on examples of the games «Company of heroes», «Operation Flashpoint» and «Command & Conquer: Red Alert» // Information wars. 2016, № 1 (37).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.