Научная статья на тему '«МЯГКАЯ СИЛА» ВО ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКЕ СУЛТАНАТА ОМАН'

«МЯГКАЯ СИЛА» ВО ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКЕ СУЛТАНАТА ОМАН Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY-NC-ND
236
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОМАН / «МЯГКАЯ СИЛА» / ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА / ПОСРЕДНИЧЕСТВО / ДИПЛОМАТИЯ / МИРОЛЮБИЕ / «ЖЕСТКАЯ СИЛА»

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Мелкумян Е. С.

В статье рассматривается внешняя политика Омана и инструменты «мягкой силы», которые эта страна использует для успешной реализации своих национальных целей в международных отношениях. Автор анализирует специфические черты внешнеполитической деятельности Султаната Оман, акцентируя внимание на том, что страна предпочитает опираться на «мягкую силу», избегая, по возможности, использования «жесткой силы». История этой страны стала причиной такого выбора, определив во многом миролюбивый характер его внешней политики. Государство сознательно стремится сохранить связи со своими традиционными внешнеполитическими партнерами, отказываясь от участия в каких-либо военных операциях против этих государств или оказанию дипломатического или экономического давления на них. Автор приводит многочисленные примеры, которые подтверждают эту характерную особенность внешней политики султаната.В статье также рассматривается такой широко применяемый ресурс «мягкой силы» Омана, как посредническая деятельность. Выступая в качестве медиатора в разрешении спорных проблем или же для создания необходимых условий для начала переговоров между конфликтующими сторонами, султанат стремится к достижению региональной стабильности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

“SOFT POWER” IN SULTANATE OF OMAN’S FOREIGN POLICY

The article considers the foreign policy of Oman and its instruments of “soft power”, which that country is using for successful realization of its national goals in the international relations. The author is analyzing special characteristics of Oman’s foreign policy, paying attention to the fact that the country in its foreign activity primary bases on “soft power” avoiding as possible the use of “hard power”. The history of the country was the cause such a choice and determined peaceful character of its foreign policy. The state is trying to conserve the friendly relations with its traditional foreign partners, refusing to participate in military operations against them or economic or diplomatic pressure on them. The author gives a lot of cases, which confirming that special feature of the foreign policy of the Sultanate.The author is also considers so widely used resource of “soft power” of Oman as mediation. By mediating in resolving disputes or in helping to organize the negotiations between conflicting sides the Sultanate is trying to achieve regional stability.

Текст научной работы на тему ««МЯГКАЯ СИЛА» ВО ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКЕ СУЛТАНАТА ОМАН»

УДК 327(535

Б01: 10.28995/2073-6339-2021-3-147-159

«Мягкая сила» во внешней политике Султаната Оман

Елена С. Мелкумян Российский государственный гуманитарный университет, Москва, Россия; Институт востоковедения РАН, Москва, Россия, [email protected]

Аннотация. В статье рассматривается внешняя политика Омана и инструменты «мягкой силы», которые эта страна использует для успешной реализации своих национальных целей в международных отношениях. Автор анализирует специфические черты внешнеполитической деятельности Султаната Оман, акцентируя внимание на том, что страна предпочитает опираться на «мягкую силу», избегая, по возможности, использования «жесткой силы». История этой страны стала причиной такого выбора, определив во многом миролюбивый характер его внешней политики. Государство сознательно стремится сохранить связи со своими традиционными внешнеполитическими партнерами, отказываясь от участия в каких-либо военных операциях против этих государств или оказанию дипломатического или экономического давления на них. Автор приводит многочисленные примеры, которые подтверждают эту характерную особенность внешней политики султаната.

В статье также рассматривается такой широко применяемый ресурс «мягкой силы» Омана, как посредническая деятельность. Выступая в качестве медиатора в разрешении спорных проблем или же для создания необходимых условий для начала переговоров между конфликтующими сторонами, султанат стремится к достижению региональной стабильности.

Ключевые слова: Оман, «мягкая сила», внешняя политика, посредничество, дипломатия, миролюбие, «жесткая сила»

Для цитирования: Мелкумян Е.С. «Мягкая сила» во внешней политике Султаната Оман // Вестник РГГУ. Серия «Политология. История. Международные отношения». 2021. № 3. С. 147-159. Б01: 10.28995/20736339-2021-3-147-159

© Мелкумян Е.С., 2021 ISSN 2073-6339 • Серия «Политология. История. Международные отношения». 2021. № 3

"Soft Power" in Sultanate of Oman's foreign policy

Elena S. Melkumian Russian State University for the Humanities, Moscow, Russia;

Institute of Oriental Studies of RAS, Moscow, Russia, [email protected]

Abstract. The article considers the foreign policy of Oman and its instruments of "soft power", which that country is using for successful realization of its national goals in the international relations. The author is analyzing special characteristics of Oman's foreign policy, paying attention to the fact that the country in its foreign activity primary bases on "soft power" avoiding as possible the use of "hard power". The history of the country was the cause such a choice and determined peaceful character of its foreign policy. The state is trying to conserve the friendly relations with its traditional foreign partners, refusing to participate in military operations against them or economic or diplomatic pressure on them. The author gives a lot of cases, which confirming that special feature of the foreign policy of the Sultanate.

The author is also considers so widely used resource of "soft power" of Oman as mediation. By mediating in resolving disputes or in helping to organize the negotiations between conflicting sides the Sultanate is trying to achieve regional stability.

Keywords: Oman, "soft power", foreign policy, mediation, diplomacy, peacefulness, "hard power"

For citation: Melkumian, E.S. (2021), " 'Soft Power' in Sultanate of Oman's foreign policy", RSUH/RGGU Bulletin. "Political Science. History. International Relations" Series, no. 3, pp. 147-159, DOI: 10.28995/2073-6339-20213-147-159

Введение

Султанат Оман - государство, расположенное в зоне Персидского залива. Оно не располагает большими ресурсами нефти и газа, не занимает ведущего положения в регионе и не стремится к тому, чтобы изменить сложившуюся ситуацию и стать влиятельным центром региональной политики. Однако Оман смог сохранить свой внешнеполитический курс, который в ряде случаев резко отличается от политики соседних арабских государств, которые являются партнерами Омана в Совете сотрудничества арабских государств Залива (ССАГЗ) - региональной организации, объединившей

шесть монархических государств, относящихся к зоне Персидского залива. Опора Омана на «мягкую силу» позволила ему занять определенную нишу в региональном политическом пространстве и избежать обострения отношений со своими партнерами.

«Мягкая сила»

Понятия «мягкая» и «жесткая» сила были введены в научный оборот американским политологом Джозефом Найем в 1990 г. Впервые эта концепция была изложена им в монографии "Round to Lead: the Changing Nature of American Power" [Nye 1990]. Джозеф Най опубликовал целый ряд работ, в которых развивал этот концепт. Одно из определений звучит следующим образом: «Если традиционная "жесткая сила" государства опирается на военную и экономическую мощь, то ресурсами "мягкой силы" является культура этой страны, ее политические ценности, идеология и реализуемая внешняя политика» [Nye 2004].

Концепция «мягкой силы» получила развитие в трудах многих зарубежных и отечественных авторов. Ее применение во внешней политике различных стран также было исследовано в целом ряде работ1.

Анализ внешней политики Омана с опорой на концепцию «мягкой» силы дает нам возможность более углубленного понимания особенностей этой политики и тех факторов, которые определили внешнеполитический выбор этого государства.

Хотелось бы сделать еще одно предварительное замечание. Подход к использованию терминов «мягкая» и «жесткая» сила не всегда соответствует тому, что вкладывал в них Дж. Най. Эти термины применяются весьма произвольно, и их интерпретация порой кардинальным образом отличается от первоначально заложенного в них смысла. В данной статье «мягкая сила» рассматривается в соответствии с ее изложением в работах Дж. Ная.

Оман традиционно предпочитал использовать «мягкую силу» в своей внешнеполитической деятельности, что определялось особенностями его политической культуры. Ее характерными чертами являются стремление к мирному решению конфликтных ситуаций,

1 Ahadi A. Public diplomacy in Middle East. A comparative analysis of the US and Iran // Iranian Review of Foreign Affairs. 2013. Vol. 4. No. 1, Spring. P. 105-128; BlarelN. India's "Soft Power". From potential to reality? // India. The next superpower? IDEAS Special Report. London: London School of Economics, 2012.

готовность к диалогу и достижению договоренностей на основе взаимных компромиссов и уступок.

Дипломатия. Оман опирается на дипломатию с целью упрочить свое положение в глобальном и региональном пространстве. Весь ХХ век в Омане султаны поддерживали связи только с Великобританией и Индией. Оман не был связан с Великобританией договором о протекторате, но фактически находился от нее в зависимости, получая финансовую и военную поддержку. Индия была традиционным торговым партнером султаната.

До 1970 г. в султанате имелось только два представительства иностранных государств - Великобритании и Индии. Страна была фактически изолирована от внешнего мира, что объяснялось стремлением ее правителей ограничить пагубное влияние Запада на ее жителей. Расширение связей с различными странами стало приоритетной задачей Омана после прихода к власти в 1970 г. султана Кабуса бин Саида Аль Саида. Первыми странами, которые признали новую власть в Омане, стали Великобритания, Саудовская Аравия и Кувейт.

Впервые созданная в Омане дипломатическая служба стала устанавливать отношения с зарубежными странами. В октябре 1970 г. Оман посетил эмир Абу-Даби, будущий президент ОАЭ Зайед бин Султан Аль Нахайян. Однако процесс установления контактов с арабским миром странами оказался непростым. В марте 1971 г. 55 сессия ЛАГ не удовлетворила просьбу Омана о приеме его в члены этой организации и перенесла рассмотрение этого вопроса на сентябрь того же года. Оман подвергся критике со стороны так называемых «прогрессивных антиимпериалистических» арабских государств за его тесные связи с Великобританией. Однако 29 сентября 1971 г. Оман был принят в члены ЛАГ. 7 октября того же года Оман стал полноправным членом ООН.

Постепенно расширялось число стран, признавших Оман. Среди первых неарабских государств были Индия, Пакистан и Япония. В 1972 г. султанат вступил в Организацию Исламская Конференция (ОИК) - в настоящее время Организация исламского сотрудничества, подтвердив тем самым исламский характер своего государства. В 1973 г. Султанат Оман стал членом Движения неприсоединения, как и большинство развивающихся стран в тот период.

Оман развивал отношения и с другими странами мира, в частности с теми, которые были исторически связаны с Оманом. Одним из таких направлений стало участие Омана в деятельности Ассоциации государств бассейна Индийского океана, которая была оформлена в марте 1997 г. и целью которой было провозглашено

расширение торговых связи между странами-участницами, как и привлечение новых инвестиций в их экономику. Оман вместе с Индией, Мавританией, Южной Африкой, Австралией, Сингапуром и Кенией два года готовил почву для создания этой организации. Давние связи с Индией сыграли свою роль в том, что Оман принял активное участие в этом процессе, надеясь на экономические выгоды, которые он сможет извлечь из этого партнерства.

Оман стремился укреплять отношения со своими соседями -государствами региона Персидского залива. Он был одним из тех стран, которые были заинтересованы в создании региональной организации в составе всех монархических государств Залива с целью обеспечения региональной безопасности.

Султанат поддержал проект Кувейта, который был обнародован в 1976 г. и который предусматривал укрепление сотрудничества между шестью монархическими государствами региона Персидского залива. Их политическая и историческая близость делала их объединение возможным. На базе этого проекта в мае 1981 г. был создан Совет сотрудничества арабских государств Залива (ССАГЗ), членом которого стал и Султанат Оман.

Одним из главных направлений внешнеполитической деятельности страны стало укрепление отношений с ведущими странами Запада. Отношения с США имели для Омана особое значение, так как их укрепление позволяло ему рассчитывать на дипломатическую поддержку одной из сверхдержав того времени. Они имели давнюю историю. Впервые американский корабль зашел в оманский порт в 1790 г. В 1833 г. был подписан Договор о дружбе и торговле. В декабре 1958 г. был заключен новый Договор о дружбе, экономических отношениях и консульских правах. Оман направил своего официального представителя в США в 1840 г., а американское консульство в Маскате существовало с 1880 по 1915 г. Двусторонние связи долгое время не поддерживались, и посольство США было открыто только в 1972 г. В 1974 г. султан Кабус совершил свой официальный визит в Вашингтон2.

В 1980 г. был заключен военный договор с США. На основе этого договора американская сторона могла использовать военные объекты на оманской территории. После ввода советских войск в Афганистан в декабре 1979 г. США приняли «доктрину Картера», которая предусматривала создание сил быстрого развертывания

2 Oman. Politics, security, and US policy. Congressional Research service. Updated October 2019. URL: https://fas.org/sgp/crs/mideast/RS21534.pdf. (дата обращения 18.12.2019); Oman 98/99. Sultanate of Oman. Ministry of Information.1999. P. 51.

и размещения вооружения в нестабильных регионах. Оман стал опорным пунктом военного присутствия США в регионе Персидского залива.

Война в провинции Дофар, где с 1965 по 1975 г. действовали антиправительственные силы, которые боролись с властью султана, опираясь на марксистскую идеологию, стала серьезной угрозой национальной безопасности Омана. Поддержка дофарских повстанцев Советским Союзом и другими социалистическими странами, а также их союзниками в арабском мире, прежде всего НДРЙ, объясняла позицию Омана, направленную на сближение с Соединенными Штатами, поскольку султанат считал, что только США смогут противодействовать советской угрозе в регионе.

Помимо США, Оман сохранил дружественные отношения и с Великобританией, которая продолжала занимать прочные позиции в его вооруженных силах. Кроме того, Великобритания оставалась главным поставщиком вооружения для Омана.

В 80-е, 90-е гг. ХХ в. шло планомерное расширение дипломатических связей. К концу 1990-х годов султанат установил дипломатические отношения со 134 странами3.

В начале 1980-х гг. Оман пошел на урегулирование отношений с Народно-Демократической республикой Йемен (НДРЙ), которые находились в кризисном состоянии из-за поддержки, оказанной этой страной повстанцам Дофара, выступавшим против правящего оманского режима. Нормализация отношений с Южным Йеменом привела к снижению помощи левым движениям, в том числе повстанцам Дофара, базировавшимся на территории НДРЙ, со стороны Советского Союза. Это открыло дорогу для установления в 1985 г. дипломатических отношений между Оманом и Советским Союзом.

К 2020 г. Оман имел свои представительства в 18 европейских странах, 24 -азиатских и 12 - африканских. Кроме того, были открыты оманские посольства в США, Канаде, Австралии, Бразилии4.

Миролюбие. Стремление к поиску мирных путей разрешения спорных ситуаций и отказ от резкого обострения отношений с другими странами отличает внешнеполитический курс этой страны. Оман не осудил заключение Египтом в 1979 г. Кэмп-дэвидских соглашений и мирного договора между Египтом и Израилем и не прервал с Египтом дипломатических отношений. Позиция Омана

3 Oman 98/99. Sultanate of Oman. Ministry of Information.1999. P. 51.

4 Султанат Умман. Визарат аль-хариджийя (Султанат Оман. Министерство иностранных дел). URL: https://www.mofa.gov.om/ (дата обращения 20.12.2019).

заключалась в том, что шаг Египта - это шаг в сторону мира, который он готов был приветствовать.

Оман также отказался участвовать в коллективных санкциях против саддатовского режима, заключившего соглашения с Израилем. Они были приняты на Багдадском саммите арабских стран и подтверждены на совещании министров иностранных дел, экономики и финансов арабских стран в ноябре 1979 г. [Александров 1989, с. 577].

2 августа 1990 г. Ирак совершил агрессию против Кувейта. Оман, как и все члены ССАГЗ, осудил эту агрессию и поддержал Кувейт. Оманские вооруженные силы приняли участие в военной операции по освобождению Кувейта. Однако Оман, в отличие от других государств-членов этой организации, не разорвал дипломатические отношения с Ираком. Его позиция заключалась в том, что Ирак остается братской арабской страной, народ которой нуждается в поддержке соседних государств.

В период, когда Ирак находился в режиме международных санкций (1991-2003 гг.), Оман начал развивать с ним контакты, прежде всего в области торговли. В марте 1998 г. Оман посетили две иракские делегации, что подтвердило готовность к возобновлению взаимных отношений. Однако в ходе этих визитов оманские официальные лица подчеркивали необходимость выполнения Ираком в полном объеме требований, содержавшихся в резолюциях Совета Безопасности ООН.

В последующие годы Оман занимал умеренную позицию в отношении Ирака. Он не был сторонником проведения военной операции по свержению режима Саддама Хусейна в марте 2003 г., но и не протестовал, когда 20 марта 2003 г. коалиционные силы во главе с США начали ее проведение. Его нейтральная политика в этот период позволила ему сохранить традиционный характер отношений со своими основными партнерами, как в арабском мире, так и с США и европейскими государствами. Оманское правительство поддержало политический процесс в Ираке, и его позиция, озвученная Министерством иностранных дел страны, заключалась в том, что «все влиятельные общины в иракском обществе должны совместно прилагать усилия, направленные на достижение безопасности, и готовиться к восстановлению государственных институтов Ирака и иракской экономики»5. Позиция по отношению к Ираку отражала стремление Омана не обострять региональную ситуацию.

5 The Iraqi Situation. Sultanate of Oman. Ministry of Foreign Affairs. URL: http://www.mofa.gov.om/mofanew/index.asp?id=2 (дата обращения 15.12.2020).

Подобные же соображения лежали в основе его особых отношений с Ираном, основанных на том, что шах Ирана оказал помощь Оману в его борьбе с повстанцами Дофара, направив туда в 1972 г. иранские войска, что стало решающим фактором, определившим победу султаната. Кроме того, обе страны связывают взаимные экономические интересы и вопросы обеспечения безопасности.

Государства ССАГЗ рассматривали Иран в качестве своего стратегического противника. В документах организации его обвиняли в нарушении региональной безопасности и стабильности и вмешательстве во внутренние дела арабских государств, таких как Сирия, Йемен, Ирак, Ливан, Бахрейн. Кроме того, по мнению лидеров этих стран, Иран оказывал поддержку антиправительственным экстремистским группировкам, прежде всего в Бахрейне и Саудовской Аравии. Оман не отрицал этих обвинений, но выступал за проведение с Ираном переговоров. По заявлению министра иностранных дел султаната Юсефа бен Алави, «государства Залива имеют стратегические цели в стабилизации ситуации, что ясно для нас всех. Иранцы - наши соседи, ясно, что все хотят решить проблемы Ближнего Востока, что станет началом мирного пути развития региона, хватит нам войн и противостояния, необходимо, чтобы будущие поколения благоденствовали в условиях региональной стабильности»6. Он поддерживал нормальные отношения со своим соседом, воздерживаясь от каких-либо мер давления на него. В январе 2016 г. Оман был единственной страной ССАГЗ, которая не понизила уровень своего дипломатического представительства с Ираном как знак солидарности с Саудовской Аравией, разорвавшей отношения с этой страной.

Еще одним примером миролюбивой политики султаната было его стремление урегулировать все спорные территориальные проблемы с соседними странами, в первую очередь с партнерами по ССАГЗ. В марте 1990 г. Оман подписал соглашение с Саудовской Аравией о демаркации границ. В ноябре 1992 г. в Эр-Рияде состоялась церемония подписания окончательного соглашения о пограничных картах. Копии карт были переданы на хранение в штаб-квартиру ЛАГ в Каире в ноябре 1995 г.

В июне 1995 г. Оман пошел и на окончательную демаркацию границ с Йеменом в соответствии с подписанным в 1992 г. двусто-

6 Бен Алави ли Аш-Шарк Аль-Аусат: аль-иттифак маслаха муштарака ва янакис аля истикрар аль-минтака (Бен Алави Аш-Шарк Аль-Аусат: согласие - общий интерес, оно скажется на стабильности региона). Аш-Шарк Аль-Аусат. 26 ноября 2013. URL: http://www.aawsat.com/print. asp?did=751657&issueno=12782 (дата обращения 20.04.2018).

ронним соглашением. В 1997 г. состоялась церемония передачи карт с обозначением границ между двумя странами в ЛАГ. Оман также выразил готовность принять компромиссное решение в урегулировании территориальных разногласий с эмиратом Шарджа, входящим в ОАЭ, для того чтобы заключить соглашение о разграничении границ с этим государством. Связи с ОАЭ имели особое значение для Омана, так как многие оманцы работали в этой стране, прежде всего в армии этого федеративного государства. Кроме того, между обеими странами существовали тесные экономические связи, основанные на взаимных интересах.

Демаркация границ с ОАЭ стала завершающим этапом по демаркации сухопутных границ султаната. Он был заинтересован в обеспечении своей национальной безопасности для проведения тех широкомасштабных реформ, которые были им намечены.

Стремление Омана к урегулированию конфликтов мирным путем было продемонстрировано им в отношении арабо-израильского конфликта. Он стал участником многосторонних переговоров с Израилем, проходивших в 1992-1996 гг. В Омане в апреле 1994 г. проходили переговоры рабочей группы по водному вопросу. Их результатом стало создание Ближневосточного исследовательского центра по опреснению воды, который располагался в Омане. В декабре 1994 г. Оман стал первой арабской страной, которую посетил с официальным визитом премьер-министр Израиля Ицхак Рабин. В апреле 1996 г. в этой стране побывал и премьер-министр Шимон Перес. В 1995 г. Оман открыл торговое представительство Израиля. В ответ было открыто оманское торговое представительство в Израиле.

Торговые представительства в арабских государствах были закрыты в сентябре 2000 г., когда в Израиле была начата вторая палестинская интифада. Как заявил Юсеф бен Алави, исполнявший обязанности министра иностранных дел Омана, во время беседы со своим израильским коллегой на конференции в Дохе в сентябре 2000 г., «израильское торговое представительство в Омане будет закрыто до заключения соглашения о создании палестинского государства»7.

В октябре 2018 г. премьер-министра Израиля Биньямин Нета-ньяху посетил Оман с официальным визитом. Он провел встречу с султаном Кабусом бен Саидом. Обсуждались пути урегулирования арабо-израильского конфликта. Оман, по всей вероятности,

7 Oman. Politics, security, and US policy - Congressional Research Service. Updated October 17. 2019. P. 13. URL: https://fas.org/sgp/crs/mideast/ RS21534.pdf (дата обращения 20.12.2020).

выступает в качестве посредника в налаживании связей между Израилем и арабским миром, что подтверждает состоявшийся накануне визит председателя ПНА Махмуда Аббаса в Оман.

Оман не участвовал в военных операциях, которые в последние годы проводятся арабскими государствами региона. Несмотря на то что султанат вступил в антитеррористическую коалицию под эгидой США, созданную для борьбы с Исламским государством, его военные формирования не были отправлены для участия в военных действиях. Он также не поддерживал действия оппозиционных группировок в Сирии, как его партнеры по ССАГЗ.

Посредническая деятельность. Посредническая деятельность является одной из характерных черт внешней политики этого государства. Оман неоднократно выступал в роли миротворца. Во время ирано-иракской войны (1980-1988 гг.) он прилагал усилия к заключению соглашения о прекращении огня между противоборствующими сторонами.

Посредничество Омана содействовало освобождению в июне 1988 г. советских военнопленных, захваченных во время афганской войны, которые содержались в Пакистане [Денисов 2000, с. 171].

В период нахождения Ирака в режиме международных санкций после иракской агрессии в отношении Кувейта в 1990 г. Оман оказывал содействие продвижению переговоров о частичном ослаблении нефтяного эмбарго, акцентируя гуманитарные аспекты иракской проблемы [Денисов 2000, с. 110].

Одной из наиболее известных посреднических акций Омана стало начало переговоров между Ираном и США по поводу иранской ядерной программы. В ноябре 2014 г. госсекретарь США Джон Керри встретился с министром иностранных дел Ирана Мо-хаммедом Джавад Зарифом в Маскате для того, чтобы ускорить начало переговоров по иранскому ядерному досье. Следующий раунд переговоров между Ираном и США страны «шестерки» прошли в Омане, в результате которых в июле 2015 г. в Женеве был подписан Совместный всеобъемлющий план действий (СВПД). После выхода США в мае 2018 г. из этого договора Оман вновь стал востребован в качестве посредника. В мае 2019 г. госсекретарь США Помпео обсуждал с султаном Кабусом проблему роста напряженности между Ираном и США и помощь Омана в ее деэскалации8.

8 Юсеф бен Алави: нукриб виджат ан-назр бейна Иран ва Ас-Саудийя ва ат-тарафан юраххибан (Юсеф бен Алави: мы сближаем точки зрения между Ираном и Саудовской Аравией, и они приветствуют это). Аш-Шарк Аль-Аусат. 9 ноября 2014. URL: http://www.aawsat.com/print.218306 (дата обращения 08.07.2015).

Для того чтобы снизить напряженность в отношениях между США и Ираном, Оман использовал свои контакты для того, чтобы добиться освобождения арестованных граждан той и другой страны. Он выступил медиатором в деле освобождения иранцев, задержанных американцами в 1987-1988 гг. во время ирано-иракской войны. В 2010 г. он помог освободить трех американских хакеров, удерживавшихся Ираном, а в 2013 г. - иранского ученого, арестованного в США по обвинению в том, что он пытался добыть ядерное оборудование9.

Оман неоднократно пытался наладить отношения между Саудовской Аравией и Ираном, активизировав свои усилия после того, как иранским президентом стал Хасан Рухани - противник консерваторов, выступавший за выход страны из международной изоляции. Министр иностранных дел Омана Юсеф бен Алави заявлял о своем стремлении сблизить точки зрения между двумя региональными державами10.

Во время Катарского кризиса, начатого в июне 2017 г., когда Саудовская Аравия, Бахрейн, ОАЭ, к которым примкнул и Египет, не только разорвали дипломатические отношения с Катаром, но и ввели против него экономические санкции, Оман прилагал усилия к примирению сторон.

Заключение

Султан Кабус, который был творцом внешнеполитического курса Султаната Оман, следующим образом охарактеризовал внешнюю политику своей страны: «Она строится на прочных основах, которые остаются неизменными: это деятельность, направленная на поддержание безопасности, мира и счастья всего человечества»11.

10 января 2020 г. султан Кабус скончался, и на престол вступил Хейсам бин Тарик Аль Саид, который заявил о том, что он будет придерживаться тех же принципов во внешней политике, что и его предшественник. Он подчеркнул, что продолжит курс, направленный на мирное разрешение региональных конфликтов, выступая в качестве посредника и уклоняясь от прямого военного участия в них12.

9 Ibid.

10 Ibid.

11 Ibid.

12 Ibid.

Для Омана, который проводит постепенную модернизацию страны, его внешняя политика должна обеспечивать стабильность - как главного условия для продолжения реформ. Для этого ему необходимо делать упор на дипломатическую деятельность и поддержание дружеских отношений с широким кругом государств, т. е. опираться на «мягкую силу».

Приверженность дипломатическим методам, готовность идти на компромиссы и диалог предопределили роль Омана в качестве медиатора, деятельность которого способствует в сближении точек зрения между конфликтующими сторонами и началу переговорного процесса.

Таким образом, Оман продолжит опираться на «мягкую силу» в своей внешней политике, так как на протяжении всего периода почти пятидесятилетнего нахождения у власти султана Кабуса подобный внешнеполитический курс доказал свою успешность.

Литература

Александров 1989 - Александров И.А. Оман // Новейшая история арабских стран.

М.: Наука, 1989. 638 с. Денисов 2000 - Денисов Н.А. Становление государства Оман в период правления султана Кабуса (70-90-е гг.). Дис. ... канд. ист. наук. М.: Ин-т востоковедения РАН, 2000. 238 с.

Nye 1990 - Nye J.S. Bound to lead: the changing nature of American power. N.Y., 1990. 336 p.

Nye 2004 - Nye J.S "Soft Power". The means to success in world politics. N.Y.: Public Affairs, 2004. 191 p.

References

Aleksandrov, I.A. (1989), "Oman", Noveishaya istoriya arabskikh stran [Modern history of Arab countries], Nauka, Moscow, Russia.

Denisov, N.A. (2000), "Stanovlenie gosudarstva Oman v periodpravlenia sultana Kabusa (70s - 90s)" [Formation of Omani State in the period of Sultan Kabus' reign (70s -90s)]. Ph.D. Thesis (History), Institute of Oriental studies, Russian Academy of Science, Moscow, Russia.

Nye, J.S. (1990), Round to lead: the changing nature of American power, New York, USA.

Nye, J.S. (2004), "Soft Power". The means to success in world politics, Public Affairs, New York, USA.

Информация об авторе

Елена С. Мелкумян, доктор политических наук, профессор, Российский государственный гуманитарный университет, Москва, Россия; 125047, Россия, Москва, Миусская пл. д. 6;

Институт востоковедения РАН, Москва, Россия; 107031, Россия, Москва, ул. Рождественка, д. 12; [email protected]

Information about the author

Elena S. Melkumian, Dr. of Sci. (Political Science), professor, Russian State University for the Humanity, Moscow, Russia; bld. 6, Miusskaya Sq., Moscow, Russia, 125047;

Institute of Oriental Studies, Russian Academy of Science, Moscow, Russia; bld. 12, Rojdestvenka St., Moscow, Russia, 107031; [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.