Научная статья на тему 'Многовекторность и маневрирование как основа внешней политики Омана'

Многовекторность и маневрирование как основа внешней политики Омана Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
437
93
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОМАН / МАНЕВРИРОВАНИЕ / ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА / ССАГПЗ / ИБАДИЗМ / ДИПЛОМАТИЯ / OMAN / MANEUVERING / FOREIGN POLICY / THE CCASG / IBADISM / DIPLOMACY

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Мелихов И.Г.

Доклад посвящен изучению причин, побудивших Оман, члена ССАГПЗ и государство с преимущественно арабским населением, к выстраиванию тесных отношений одновременно и с Ираном, и с Саудовской Аравией по самым разным направлениям сотрудничества. Показано, что позитивные отношения с Исламской Республикой важны для Омана в различных сферах жизни. В свою очередь Саудовская Аравия также незаменима для Омана как партнер и союзник по тем же направлениям. Помимо отношений с государствами Персидского в докладе рассматриваются особенности связей Омана с Великобританией, США, Китаем, Россией, Японией, которые делают султанат важным игроком в регионе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Multi-Vector And Maneuvering As The Basis Of The Foreign Policy Of Oman

The Article is devoted to the analysis of the reasons that prompted Oman, a member of the CCASG and the state with a predominantly Arab population, to build close relations with Iran and Saudi Arabia in a variety of areas of cooperation. It is shown that positive relations with the Islamic Republic are important for Oman in various spheres of life. On the other hand, Saudi Arabia is also indispensable for Oman as a partner and ally in the same areas. In addition to relations with the Persian Gulf States, the report examines the peculiarities of Oman’s ties with the United Kingdom, the United States, China, Russia, Japan, which make the Sultanate an important link in the emerging multipolar world in such an unstable region.

Текст научной работы на тему «Многовекторность и маневрирование как основа внешней политики Омана»

МНОГОВЕКТОРНОСТЬ И МАНЕВРИРОВАНИЕ КАК ОСНОВА ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ ОМАНА

Мелихов И.Г.

Московский государственный институт международных отношений (университет) Министерства иностранных дел Российской Федерации,

Москва, Россия

Аннотация. Доклад посвящен изучению причин, побудивших Оман, члена ССАГПЗ и государство с преимущественно арабским населением, к выстраиванию тесных отношений одновременно и с Ираном, и с Саудовской Аравией по самым разным направлениям сотрудничества. Показано, что позитивные отношения с Исламской Республикой важны для Омана в различных сферах жизни. В свою очередь Саудовская Аравия также незаменима для Омана как партнер и союзник по тем же направлениям. Помимо отношений с государствами Персидского залива, в докладе рассматриваются особенности связей Омана с Великобританией, США, Китаем, Россией, Японией, которые делают султанат важным игроком в регионе.

Ключевые слова: Оман, маневрирование, внешняя политика, ССАГПЗ, ибадизм, дипломатия

THE MULTI-VECTOR AND MANEUVERING AS THE BASIS OF THE FOREIGN POLICY OF OMAN

Melikhov I.G.

Moscow State Institute of International Relations (university) by the Ministry

of Foreign Affairs Moscow, Russia

Abstract. the Article is devoted to the analysis of the reasons that prompted Oman, a member of the CCASG and the state with a predominantly Arab population, to build close relations with Iran and Saudi Arabia in a variety of areas of cooperation. It is shown that positive relations with the Islamic Republic are important for Oman in various spheres of life. On the other hand, Saudi Arabia is also indispensable for Oman as a partner and ally in the same areas. In addition to relations with the Persian Gulf States, the report examines the peculiarities of Oman's ties with the United Kingdom, the United States, China, Russia, Japan, which make the Sultanate an important link in the emerging multipolar world in such an unstable region.

Keywords: Oman, maneuvering, foreign policy, the CCASG, ibadism, diplomacy

«Оман тяготеет к развитию контактов вне региональной системы, хотя его национальные интересы, прежде всего в области обеспечения безопасности, подталкивают эту страну и к укреплению сотрудничества в рамках ССАГПЗ».

[Мелкумян, 1999: 31]

Введение

Находящийся на юго-востоке Аравийского полуострова султанат Оман представляет собой интерес с точки зрения не только отношений между государствами Персидского залива, но формирования системы многополярности. Среди государств Аравийского полуострова именно Оман проводит наиболее разностороннюю и многовекторную внешнюю политику, маневрируя между интересами различных игроков региона и мира. Как этому государству, которое не выделяется ни экономическими успехами, ни вооруженными силами перед своими соседями, удается проводить достаточно независимую внешнюю политику?

География и история

В первую очередь необходимо учитывать геостратегическое положение Омана. Именно это государство вместе с Ираном контролирует Ормузский пролив (в месте его максимального сужения), а следовательно вход и выход из Персидского залива. По соглашению с Ираном от 1974 года Оман относил к своим территориальным водам судоходные пути в Ормузском проливе, через которые проходит до 50% мировых перевозок сырой нефти [Вачнадзе, 2002: 7]. Имеющим напряженные отношения с Ираном арабским монархиям Персидского залива жизненно необходимо поддерживать тесные связи с Маскатом, поскольку их экономики сильно зависят от возможности поставок нефти через Ормузский пролив.

Важно также учитывать то обстоятельство, что правящая в Омане династия Аль-Саид пришла к власти в 1746 году при поддержке влиятельных торговцев и мореплавателей. Торгово-светские отношения вышли на первый план в оманской политике, отодвинув религиозный фактор. Опершись именно на торговые кланы, молодая династия взяла курс на продвижение их интересов и получение максимальной выгоды от их деятельности, что нашло отражение и во внешней политике страны [Исаев, Филоник, 2001: 98].

Экономика

Устойчивость экономики государства во все времена являлась основой для независимой внешней политики. Примечательная особенность оманской экономики заключается в том, что в ней не играют значительной роли бли-

жайшие соседи государства, за исключением ОАЭ. Так, основными торговыми партнерами Омана по экспорту являются Китай (30%), Япония (20%), Южная Корея (18%), Тайланд (12%). В списке партнеров Омана по импорту лидируют ОАЭ (21%), Япония (17%), США (7%), Великобритания (7%), Германия (5%) [Жданов 2015: 283]. Как мы видим, среди стран Персидского Залива и арабских государств заметное воздействие на экономику Омана имеют лишь ОАЭ, не стремящиеся влиять на оманскую политику. Для сравнения, экономика Бахрейна, проводящего свою внешнюю политику всецело в русле Саудовской Аравии, значительно зависит от этого государства, которое является основным торгово-экономическим партнером Бахрейна (на КСА приходится 23% всего импорта Бахрейна) [Жданов, 2015: 119]. Экономическая независимость как от Саудовской Аравии, так и от Ирана является для Омана важной деталью в проводимой им внешней политики.

Экспорт Омана в Китай, Японию и Южную Корею составляет более половины от общего экспорта султаната. Основным экспортным продуктом Омана в эти страны является нефть. Так, в экономике Китая Маскат прочно удерживает за собой четвертое место среди основных партнеров по поставкам нефти. Китай в свою очередь инвестирует средства в инфраструктурные проекты на территории Омана. Китайские инвесторы вложили 70 млрд юаней в развитие индустриального парка «Дукум» на территории одноименного порта [Казанин, 2017]. Этот объект должен стать частью Великого шелкового пути и дать китайским судам возможность осуществлять дозаправку в этом порту по пути к военной базе КНР в Джибути.

Другим важным торговым партнером Омана является Япония, которая в значительных количествах импортирует оманскую нефть, а поставляет электронику, автомобили и высокотехнологичное оборудование. Японские компании участвовали в строительстве крупнейшего в Омане завода по переработке сжиженного газа в Суре и крупнейшего контейнерного порта Салала. Между странами ведется сотрудничество в сфере опреснения морской воды и рыболовной промышленности [Вачнадзе, 2002: 13].

Большую роль в оманской экономике занимает Великобритания, имеющая с султанатом долгие экономические связи. Доля Британско-Голландской фирмы Shell в национальной нефтяной компании Petroleum Development of Oman составляет 36%. B 2013 году British Petrolium получила право на эксплуатацию 300 скважин на протяжении 15 лет, вложив в проект 16 млрд долларов [British Petrolium, 2013].

Тесные экономические связи связывают Оман и США. Американская Occidental Petroleum является вторым крупнейшим производителем нефти в Омане. Американская ТНК Sea Land Services принимает участие в обустройстве порта Салала [Вачнадзе, 2002: 13].

Военное сотрудничество

В военном отношении политика оманского руководства также отличается

многовекторностью. Как государство-член ССАГПЗ Оман является участником «Щита полуострова» - военной составляющей данной организации. Со своими партнерами: Саудовской Аравией, Катаром, Кувейтом, Бахрейном и ОАЭ Маскат не раз принимал участие в военных учениях. В 2017 году государствами-участниками «Щита полуострова» военные маневры проводились на территории Кувейта, а незадолго до этого прошли морские военные учения в водах Бахрейна.

Главную угрозу своей безопасности лидер и идейный вдохновитель ССАГПЗ Саудовская Аравия исконно видит в Исламской республике Иран. Тем более примечательно, что с этой страной Оман развивает тесное военно-морское сотрудничество. Обусловлено оно в первую очередь географическими особенностями двух стран. С целью обеспечения безопасности в зоне Ормузского пролива действует ирано-оманская совместная военная комиссия. В 2010 году между Оманом и Ираном было подписано соглашение о сотрудничестве в области безопасности, предусматривающее проведение ежегодных совместных военно-морских учений, которые за прошедшие годы проводились в различных акваториях, включая Ормузский пролив, Оманский и Персидский заливы. Примечательно, что со стороны Ирана в учениях активно участвовали ВМС Корпуса стражей исламской революции, а развертывание сил сопровождалось передислокацией: оманских судов в иранский порт Бендер-Аббас, а иранских - в порт Эс-Сиб на территории Омана [Ла-скарис 2017]. Нахождение вооруженных судов с представителями КСИР на борту на территории государства-участника ССАГПЗ с большой настороженностью было встречено в Эр-Рияде.

Что касается оманского флота, то он преимущественно состоит из кораблей британского производства. И дело не столько в престиже британских военно-морских судов, сколько в длительной истории военного сотрудничества Великобритании и Омана. После выхода из-под британского протектората в 1920 году Оман продолжил сотрудничество с британцами на договорной основе. Во время Второй мировой войны Великобритания договорилась с Оманом об использовании военных баз на оманской территории и до 1971 года держала там свои войска. Британские военные принимали участие в подавлении До-фарского восстания в 1970-х годах. В марте 2016 года министр обороны Великобритании заявил о намерении его страны открыть новую постоянно действующую военную базу в оманском порту Дукм, назвав Оман «излюбленным местом для учений британских войск» [РИА, 2016]. Помимо военно-морских учений Великобритания проводит в Омане и сухопутные маневры.

Помимо Великобритании свои военные базы в Омане имеют и США. Уже в 1980 году между США и Оманом было заключено соглашение о предоставлении американцам военных авиабаз, расположенных в Маскате, Тумире, Ма-сирах и Муснане. Эти базы использовались американцами в ходе их кампаний в Афганистане и Ираке. На территории Омана находятся несколько сотен военнослужащих США. Также США удалось значительно потеснить Великобри-

танию на оманском рынке вооружений. Так, султанат приобрел у американцев 30 истребителей F-16, систему ПВО THAAD, 30 танков М-60А3, а также комплексы ПВО Stinger и ПТРК [EADaily, 2017].

Таким образом, успешно развивая военное сотрудничество с антагонистами региона и значимыми мировыми игроками в отсутствии однозначной привязки к кому-либо из них, Оману удается не только обеспечивать собственную безопасность, но и гарантировать опеределенную независимость своей политики.

Религия

Еще одна уникальная черта, которая, по мнению ряда исследователей, является одной из важнейших причин многовекторной политики Омана - это религиозная идентичность проживающего там населения. Большинство населения, включая двор султана Кабуса, придерживаются ибадитского направления в исламе, отличающегося как от суннизма, так и от шиизма. Одной из отличительных черт ибадизма считается недопущение убийств по религиозным и политическим мотивам, а также терпимость к прочим исламским общинам. Ибадитская неприязнь к конфликтам за многие столетия отразилась на менталитете оманцев, подготовив мировоззренческую основу для той многовекторной политики, что мы видим сегодня.

На пронизанном религиозными отношениями Ближнем Востоке этот фактор обретает и геополитическое значение. Для продвижения своего влияния в странах Ближнего Востока Иран опирается на шиитов и шиитские организации, такие как «Хизбалла» в Ливане и «Ансаралла» в Йемене. Уже упоминавшийся в этом докладе Бахрейн имеет преимущественно шиитское население (70%), которым руководит суннитское меньшинство [Лагунина 2011]. С целью сохранить свое положение в иерархии бахрейнского общества оно придерживается теснейших связей с главным защитником суннитов от так называемой «шиитской (иранской) агрессии» - Саудовской Аравией, а отношения Бахрейна и Ирана отличаются взаимными подозрительностью и настороженностью. Что касается Омана, то шииты составляют здесь не более 5% от общего числа оманских мусульман [The World Factbook Oman, 2018]. Их положение не ущемляется властями, а численность настолько мала, что перспектива экспорта иранской шиитской революции в этой стране не имеет шансов на успех.

Отсутствие страха перед вмешательством Ирана во внутренние дела страны создает благоприятную почву для развития двусторонних отношений между Маскатом и Тегераном. В то же время Иран не создает шиитских НПО в Омане, придерживаясь прямого контакта с правительством султаната, что также способствует благоприятному климату в двусторонних отношениях.

Дипломатия

Найдя опору в различных уголках региона и земного шара, Оман смог себе позволить такие дипломатические шаги и маневры, на которые кроме него из

арабских государств не пошел почти никто. В 1979 году оманское правительство (вместе с Суданом и Марокко) выразило поддержку мирной инициативе египетского президента Анвара Садата и признали Кэмп-Дэвидские соглашения между Египтом и Израилем. Большинство остальных арабских стран обвинили Садата в предательстве арабского мира и разорвали дипломатические отношения с Египтом. Оман не стал этого делать, оказавшись вместе с Сомали и Суданом единственными арабскими государствами, сохранившими отношения с Каиром [Электронная еврейская энциклопедия, 2005]. Во время Войны в Персидском заливе авиация Омана участвовала в боевых действиях на стороне международной коалиции, но при этом дипломатические отношения с Ираком разорваны не были.

Занимая нейтральную позицию по ряду международных вопросов, Оман является уникальным посредником между самыми разными игроками, а Маскат неоднократно брал на себя роль своего рода ближневосточной Женевы, как площадки для переговоров. Оман выступил в качестве посредника между США и Ираном (по мнению части исследователей, сместив Россию с этого места [Тарасов, 2017]) по ИЯП. Один из раундов переговоров между США, ЕС и Ираном состоялся 9 ноября 2014 года в Маскате. С момента первого избрания Хасана Рухани президентом Ирана в Омане состоялись пять встреч делегатов «шестерки», на которых помимо ИЯП также обсуждались проблемы региональной безопасности. Тегеран даже одобрил перевозку американских грузов для иностранных войск в Афганистан через свою территорию. Также в Омане 15 октября 2017 состоялось заседание четырехсторонней группы по Афганистану в составе делегаций США, Афганистана, Пакистана и Китая.

В последние годы политика многовекторности и маневрирования, которую проводит Оман, проходит испытание на прочность гражданской войной в соседнем Йемене, в которой принимают явное или косвенное участие главные антагонисты региона. Иран поддерживает шиитских повстанцев «Ансараллы», а Саудовская Аравия и коалиция арабских стран проводят операцию против хуситов. В этой ситуации Оман длительное время придерживался политики невмешательства в дела Йемена. Однако с нарастанием сообщений в СМИ о поставках иранского вооружения хуситам через территорию Омана стали ухудшаться саудовско-оманские отношения. Дело дошло до разговоров об исключении Омана из ССАГПЗ и разрыве всех саудовско-оманских контактов в области безопасности [Ефимова, 2017]. В ходе переговоров Маскат пообещал усилить контроль над границей между оманской провинцией Дофар, через которую якобы идут поставки вооружений, и Йеменом, однако кризис в отношениях КСА и Омана не исчерпан по сегодняшний день.

Выводы

Подводя итоги, можно сказать, что политика маневрирования султаната Оман между ключевыми игроками в Ближневосточном регионе - Саудовской Аравией и Ираном стала возможной благодаря экономической независимости

Маската от соседей, партнерству с Великобританией, США, Китаем, Японией, Ираном и странами ССАГПЗ одновременно и религиозной принадлежности большинства населения к ибадизму, отвергающему войны и конфликты. Основываясь на этих факторах, резкой перемены внешнеполитического курса Омана в угоду одной из сторон ждать не приходится даже в случае кончины султана Кабуса. По мнению экспертов, преемником борющегося с онкологическим заболеванием султана может стать его министр иностранных дел Юсуф бен Алави бен Абдулла [Щегловин, 2014]. Маловероятно, что человек, несколько лет осуществлявший текущий внешнеполитический курс Омана, решит резко его изменить.

В будущем Оман может стать посредником как между хуситами и ха-дистами в Йемене, так и между Саудовской Аравией и Ираном, способствуя обеспечению стабильности на Ближнем Востоке.

Литература

1. Вачнадзе Г.Н. Деловой Оман: Экономика и связи с Россией в 19992002 гг. Люберцы: Бизнес-Пресс, 2002. 31 с.

2. Жданов С.В. Арабские страны в мировой экономике. М.: МГИМО-Университет, 2015. 394 с.

3. Исаев В.А., Филоник А.О. Султанат Оман (очерк общественно-политического и социально-экономического развития). М., 2001. 239 с.

4. Мелкумян Е.С. ССАГПЗ в глобальных и региональных процессах. М. 1999. 197 с.

Электронные ресурсы

5. О развитии сотрудничества между КНР и Султанатом Оман. Казанин М.В. Институт Ближнего Востока. http://www.iimes.ru/?p=40003 (17.09.2018).

6. The Government of the Sultanate of Oman gives the go-ahead to BP for the Khazzan project//ВР.com, 2013. https://www.bp.com/en/global/corporate/media/ press-releases/the-government-of-the-sultanate-of-oman-gives-the-go-ahead-to-bp.html (17.09.2018).

7. О военно-морском сотрудничестве Ирана и Омана. Ласкарис Ф.И.Ин-ститут Ближнего Востока, 2017. http://www.iimes.ru/?p=33954 (17.09.2018).

8. Великобритания намерена открыть постоянную военную базу в Омане //РИА Новости, 2016. https://ria.ru/world/20160401/1400770892.html (17.09.2018).

9. Региональный модератор: США — Оман //Eurasia daily, 2017. https:// eadaily.com/ru/news/2017/04/06/regionalnyy-moderator-ssha-oman (17.09.2018).

10. Чем провинились бахрейнские шииты? Лагунина И. Радио Свобода, 2011. https://www.svoboda.org/a/2312895.html (17.09.2018).

11. The World Factbook. Central Intelligence Agency. Oman, 2018. https:// www.cia.gov/library/publications/the-world-factbook/geos/mu.html (17.09.2018).

12. Государство Израиль. Израиль и арабский мир //Электронная еврей-192 Вестник ММА №2-2019

ская библиотека, 2005. http://eleven.co.il/state-of-israel/arab-israeli-conflict/11739/ (17.09.2018).

13. США - Иран: посредническую миссию России перехватил Оман. Тарасов С. Regnum., 2017. https://regnum.ru/news/2330443.html (17.09.2018).

14. Союз нерушимый монархий свободных. Ефимова М. Коммерсант, 2017. https://www.kommersant.ru/doc/3202003 (17.09.2018).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.