Научная статья на тему '"мягкая сила" в румыно-молдавских отношениях'

"мягкая сила" в румыно-молдавских отношениях Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
422
90
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Огарёв-Online
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННАЯ ВОЙНА / КУЛЬТУРНАЯ ЭКСПАНСИЯ / МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / МИРОВАЯ ПОЛИТИКА / МЯГКАЯ СИЛА / ПРОПАГАНДА / РУМЫНИЗАЦИЯ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Емельянов Антон Игоревич, Родионова Анастасия Сергеевна

Статья посвящена рассмотрению понятия «мягкая сила», а также ее компонентам на примере отношений между Румынией и Республикой Молдова. Особый акцент в исследовании делается на современный этап, в рамках которого наблюдается обострение двусторонних отношений и интенсификация применения «мягкой силы» со стороны Румынии по отношению к Республике Молдова.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This article considers the concept of soft power and its components. This notion is illustrated by the Romanian-Moldovan relations of the modern period characterized by an increase of tension between the two countries and intensification of Romanian soft power on Moldova.

Текст научной работы на тему «"мягкая сила" в румыно-молдавских отношениях»

РОДИОНОВА А. С., ЕМЕЛЬЯНОВ А. И.

«МЯГКАЯ СИЛА» В РУМЫНО-МОЛДАВСКИХ ОТНОШЕНИЯХ Аннотация. Статья посвящена рассмотрению понятия «мягкая сила», а также ее компонентам на примере отношений между Румынией и Республикой Молдова. Особый акцент в исследовании делается на современный этап, в рамках которого наблюдается обострение двусторонних отношений и интенсификация применения «мягкой силы» со стороны Румынии по отношению к Республике Молдова.

Ключевые слова: мягкая сила, пропаганда, информационная война, культурная экспансия, румынизация, международные отношения, мировая политика.

RODIONOVA A. S., YEMELYANOV A. I.

SOFT POWER IN ROMANIAN-MOLDOVAN RELATIONS Abstract. This article considers the concept of soft power and its components. This notion is illustrated by the Romanian-Moldovan relations of the modern period characterized by an increase of tension between the two countries and intensification of Romanian soft power on Moldova.

Keywords: soft power, propaganda, media war, cultural expansion, Romanization, international relations, global politics.

В русский язык и в международный лексикон понятие «мягкая сила», ставшее одним из ключевых в мировой дипломатии, политике и экономике, пришло из английского языка Термин «soft power» был сформулирован известным американским политологом Джозефом Найем. Основными его компонентами являются культура, ценности и политическая идеология [5, с. 17]. Сила в понимании Дж. Ная - это возможность добиваться от других желаемых результатов. «Мягкая сила» понимается как «способность убедить других хотеть того же, чего хочешь ты или как непрямой/вовлекающий метод осуществления власти». То есть «мягкая сила» - это способность или умение получать желаемое, не заставляя и не принуждая, а привлекая. Таким образом, определение «мягкой силы» по Джозефу Наю звучит как «совокупность привлекательных для других государств аспектов национальной культуры, исповедуемых политических ценностей и проводимой внешней политики» [5, с. 18]. Интерес современной политической науки вызывает процесс использования «мягкой силы» Румынией в отношении Республики Молдова. Учитывая высокую интенсивность использования инструментов «мягкой силы» в этом регионе, следует проанализировать каждый из компонентов определения Дж. Ная подробнее.

Рассматривая ситуацию в отношениях между этими двумя государствами, сложно назвать межгосударственные отношения, начиная с 90-х годов ХХ века вплоть до сегодняшнего дня, однозначными. После румынской революции, свержения режима Чаушеску в 1989 году, распада СССР и провозглашения независимости Молдавской республики в 1991 году в отношениях новых демократических государств наметились серьезные противоречия. В основе этих противоречии лежит непримиримое региональное противостояние между двумя региональными лидерами - Румынией и Россией. Яблоком раздора является Республика Молдова - объект мирового политического процесса, который стороны этого конфликта пытаются включить в свою сферу интересов.

Республика Молдова и Румыния - страны, безусловно, близкие друг другу по этническому, культурному, историческому и лингвистическому признакам, что является бесспорным преимуществом для Румынии. Планы Румынии более амбициозны, чем российские, а деятельность активнее и решительнее. Целью румынской внешней политики является включение Республики Молдова в состав Румынии. В Бухаресте отношения с Кишиневом воспринимаются, прежде всего, через призму достижения Румынией основной стратегической задачи - «воссоединения с Бессарабией», как здесь еще по старой привычке называют Молдову. Идея так называемой «Великой Румынии», включавшей в межвоенный период (1918-1940) Бессарабию и Северную Буковину (территория современной Украины), здесь все еще жива. Именно по этой причине румынские власти жестко осуждают пакт Молотова-Риббентропа, вследствие подписания которого современная Молдова вошла в состав СССР.

Согласно концепции Дж. Ная, первым элементом ресурсной базы «мягкой силы» является привлекательность культуры и образа жизни [4, с. 37]. Румынская образовательная политика - яркий пример применения данного компонента. Румыния активно использует принцип: «чтобы управлять страной, нужно воспитать ее детей» [ibid.]. Рекламируются в общественном сознании и масштабно реализуются на практике румынские образовательные программы. Министерством образования Румынии ежегодно выделяются образовательные гранты и стипендии для граждан Молдавии. На 2013-2014 учебный год правительство Румынии выделило 5500 стипендий для учебы граждан Республики Молдовы. В основном стипендии предоставляются студентам, изучающим гуманитарные науки, что является логичным, т.к. эти науки оказывают воздействие на сознание людей и общественное мнение. Это направлено не только на стимулирование так называемой «утечки мозгов», но и на формирование не обладающей суверенитетом молдавской политической элиты [7].

С 1990-х годов правительство Румынии активно проводит программу привлечения граждан Республики Молдовы в румынское гражданство. По закону «О возвращении

румынского гражданства лицам, утратившим его по политических причинам» и закону «О румынском гражданстве» его могут получить лица, родившиеся в Румынии до 28 июня 1940 года и их потомки [12]. После вступления Румынии в Европейский союз в 2007 году, процессы принятия гражданства активизировались. Паспорт гражданина Румынии предоставляет возможность свободного передвижения внутри Европейского союза. Его получение стало более желанным и привлекательным для прагматичных молдаван, стремящихся выехать за пределы своего государства в поисках работы. В 2009 году Парламент Румынии упростил процедуру предоставления гражданства. Право получили все бывшие подданные Королевства Румынии, включавшего территорию современной Молдовы, части Одесской и Черновицкой областей современной Украины, а также их потомки до третьего поколения. Кроме того, знание румынского языка стало не обязательным, как и проживание на территории Румынии. Заявку на получение паспорта можно подать в любом почтовом отделении Молдовы.

Важно отметить деятельность средств массовой информации и телевидения. Особую роль в формировании привлекательности румынского (что подразумевает «европейского») образа жизни и создания положительного образа страны играет развлекательная индустрия. С 1999 года в информационном пространстве Молдавии функционирует телеканал "PRO TV", который принадлежит румынской Media Pro, в свою очередь, официально принадлежащей американской компании Central European Media Enterprises. В 2010 году был запущен новый общенациональный телеканал "Publika.tv", принадлежащий одной из крупнейших медиакорпораций Румынии. Помимо этого, в Молдове присутствуют филиалы крупных информационных румынских изданий: "Evenimentul Zilei" (в двух версиях - на румынском и русском языках) и газета "Adevarul" [1].

Согласно последним данным, справедливо утверждать, что молдаване - верующий народ, а самая распространенная религия - православие. Поэтому в молдавском обществе не последнюю роль играет институт церкви. Согласно данным переписи населения 2004 года, верующими себя называет 93,3% населения [9]. В 1992 годы была учреждена Молдавская митрополия Русской православной церкви. В то же время, в противовес ей, Румынская православная церковь создала свою Бессарабскую митрополию. После продолжительного конфликта и даже судебного процесса в Молдавии была официально зарегистрирована Бессарабская митрополия румынского патриархата, по сути, являющаяся идеологической структурой Румынии на территории Молдавии. В настоящее время приходы Бессарабской митрополии Румынской православной церкви вытесняют представителей Молдавской митрополии Русской православной церкви [5].

Другой составляющей румынской «мягкой силы» является политическая идеология. Помимо основных общеевропейских ценностей, таких как либеральная демократия и рыночная экономика, у Румынии есть своя уникальная идеология, основанная на идеи воссоздания «Великой Румынии». Именно этот идейный комплекс и пытаются распространить на своих соседей румыны посредством «мягкой силы», то есть, не навязывая их силовым путем, а предлагая их в качестве более привлекательной альтернативы. В рамках этого дискурса этнононим «молдаване» заменяется на «румыны», а лингвоним «молдавский язык» - на «румынский язык» [4].

В идеологическом направлении ведется активная работа, поскольку у молдаван существуют некоторые разногласия в определении своей национальной идентичности. Молдавское общество является многоэтническим, оттого и возникают противоречия в его самоопределении. Существует три основных позиции при ответе на вопрос: «Кем себя считают молдаване?» Во-первых, это пророссийская позиция. Ее придерживаются молдаване, ощущающие себя частью русского мира, русской культуры, владеющие русским языком, ностальгирующие по распавшемуся СССР. Сюда же входит значительное по численности этнически русское население Молдовы. Во-вторых, это патриотически настроенные «молдовенисты», которые подчеркивают свою отличность от румын, убеждены в существовании молдавского языка, а не румынского. Более того, они считают, что название «молдавский» имеет более древнее происхождение нежели «румынский». Во внешней политике эта категория стремится к балансу между Румынией и Россией, осознавая свою пограничную роль. В-третьих, это прорумынская часть молдаван, активно выступающая за объединение Румынии и Молдовы, за вступление в Евросоюз, и идентифицирующая себя как румын.

На отсутствии единой позиции в вопросе самоидентификации успешно действуют инструменты румынской «мягкой силы». Все начинается с сознания подрастающего поколения. В молдавских школах учебник по истории и сама дисциплина называются «История Румын». Таким образом, у подрастающего поколения вопрос о самоидентификации не возникнет. В самой учебной программе учебника говорится о том, что «молдаване и валахи - один народ», яро критикуется советское прошлое, а история Молдавии периода Второй мировой войны излагается с позиции прогитлеровского режима Антонеску [7]. Опускаются такие исторические события как Мюнхенский сговор, а оккупация Бессарабии Румынской армией в 1918 году описана как «возвращение» в состав Румынии. Практически нет информации о массовом истреблении евреев в ходе Второй мировой войны в румынской оккупационной зоне. Крайне мало сведений о событиях Великой Отечественной войны. В частности, отсутствует информация о Ясско-Кишиневской

операций Красной Армии. Зато присутствует уже ставшее классическим сравнение фашизма и коммунизма, число жертв которых авторами учебника уравнивается. В 2003 году в Молдове был принят «Закон о ветеранах», который фактически уравнял в правах ветеранов, воевавших на стороне нацисткой Германии и Румынии во время Второй мировой войны и сражавшихся в рядах советской армии [14].

Новоизбранный президент Республики Молдова Игорь Додон также высказал намерение ввести новый универсальный учебник истории Молдавии. Необходимость этого объясняется сосуществованием нескольких совершенно противоречащих моделей разъяснения национальной истории, в результате чего у школьников в головах возникает хаос и потеря интереса к изучению истории [7]. Таким образом, безусловно, подобные фальсификации истории уничтожают общее прошлое, искажают представление молодежи о действительности, порождают русофобию и дают ориентир на сближение с Западом.

Немаловажная роль в изменении национального сознания молдавского народа отведена вопросу языка. Язык выступает ключевой характеристикой этноса и является символом национальной идентичности. Проблема языка в Республике Молдова стоит довольно остро, как и в любом государстве с мультиэтническим населением. Незнание государственного языка автоматически превращает другие проживающие в Республике Молдова этносы в меньшинства, что создает угрозу межэтническому миру. В декабре 2013 года Конституционный суд Молдовы признал румынский язык государственным. Этот факт можно считать языковой победой «румынизма» в Молдове. Примечательно и то, что большинство судей Конституционного суда Республики Молдовы имеют румынское гражданство [10].

Молдавский и румынский языки, в сущности, тождественны. Об этом писал еще на рубеже XVII - XVIII вв. известный молдавский государственный деятель и ученый Дмитрий Кантемир [4]. Однако ввиду ряда исторических событий некоторых различий не удалось избежать. Небольшие отличия в румынском языке на западе от реки Прут и на востоке стали появляться после 1812 года, когда Бессарабия стала частью Российской империи. Проникновения русизмов в румынский язык Молдавии было невозможно избежать. Влияние русского языка на формирование нормы молдавского языка, отличного от румынского, продолжалось и в период вхождения Молдовы в состав СССР. Западные эксперты полагают, что молдавский язык, как и молдавская идентичность, есть не что иное, как «порождение советской пропаганды» [13]. В сформированном же в 1859 году объединенном государстве Румыния начался период «пуризма» (лат. рптт - чистый) языка, из которого активно изымались славянские лексические структуры и вводились новые, преимущественно из языков романской группы - французского и итальянского [11].

Подводя итог, следует отметить, что политика «мягкой силы» со стороны Румынии достаточно плодотворна. Так, молдавская молодежь со школьной скамьи впитывает идеи «румынизма» и единства с соседним государством, не подозревая, что замена и зачастую фальсификация исторических фактов позволяет перекодировать сознание целого поколения. Замена всего молдавского на румынское, как это было с языком и историей и названием этноса, дает серьезные основания для объединения двух государств. Массово раздавая паспорта гражданина Румынии и Европейского Союза, руководство Румынии получает мощный рычаг давления на значительную часть населения Молдовы. Наполнение медиапространства прорумынскими источниками создает почву для одностороннего видения положения дел и манипулирования массовым сознанием. Даже при отсутствии консолидированного общественного мнения тысячи молодых граждан, воспитанных с мечтой о европейской жизни, учивших историю румын и говорящих на румынском языке, вскоре будут делать свой выбор касательно будущего их страны. В итоге, молдавская идентичность у молдаван постепенно утрачивается и заменяется на румынскую.

ЛИТЕРАТУРА

1. Беликова Ю. В., Бовдунов А. Л. Молдавия - Румыния: перспективы сближения // Проблемы национальной стратегии. - № 2. - 2011. - С. 70-86.

2. Земба Т. Л., Куда ведут навязчивые идеи, или историки Молдовы в поисках утраченного времени // Россия и современный мир. - № 3. - 1995. - С. 196-212.

3. Кинг Ч. Языковая политика в Молдавской советской социалистической республике // Научные тетради института Восточной Европы. Молдавия. - Выпуск II. - М.: Территория будущего, 2009. - С. 6.

4. Марусенко М. А. Язык и национальная идентичность: современные вызовы национальному единству и территориальной целостности. - М.: Научно-политическая книга, 2015. - 575 с.

5. Най Дж. С. Гибкая власть. Как добиться успеха в мировой политике. - М: Фонд социопрогностических исследований «Тренды», 2006. - 224 с.

6. Приходко Н. "НГ-Религии": Бессарабская митрополия претендует на имущество РПЦ. В Молдавии вновь разгорается большой церковно-общественный скандал. Портал Credo.ru: религ. интернет-сайт. 15 октября 2003 г. [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://www.portalcredo.ru/site/?act=monitor&id=2402.

7. Рихтер А. «Дальний прицел» румынской элиты // Молдавские ведомости. -17 июня 2013 г.

8. Таран А. Сколько румынских паспортов выдано молдаванам? // Noi.md. -14 апреля 2016 г.

9. Национальное бюро статистики Республики Молдова [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://www.statistica.md/pageview.php?l=ru&idc=295&id=2234.

10. Пять из шести судей КС Молдавии имеют гражданство Румынии [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.rbc.ru/rbcfreenews/20130405131002.shtml.

11. Репина Т. А. История румынского языка. - СПб.: Изд-во С.-Петербургского университета, 2002. - 202 с.

12. Lege № 21 / 1991 «Legea cetateniei romane» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.dreptonline.ro/legislatie/legea_cetateniei_romane.php.

13. Nicolas Dima. From Moldavia to Moldova: The Soviet-Romanian Territorial Dispute. -East European Monographs, 1991. - 194 p.

14. Lege № 190 / 08.05.2003 «Cu privire la veterani» [Электронный ресурс]. - Режим доступа:http://lex.justice.md/viewdoc.php?action=view&view=doc&id=312796&lang1.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.