Научная статья на тему '«МЯГКАЯ СИЛА» СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ В КОНТЕКСТЕ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКОГО И НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО «ТРЕКОВ» ОБЩЕСТВЕННОЙ ДИПЛОМАТИИ'

«МЯГКАЯ СИЛА» СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ В КОНТЕКСТЕ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКОГО И НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО «ТРЕКОВ» ОБЩЕСТВЕННОЙ ДИПЛОМАТИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
122
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЯГКАЯ СИЛА / ОБЩЕСТВЕННАЯ ДИПЛОМАТИЯ / НАУЧНАЯ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДИПЛОМАТИЯ / КУЛЬТУРНОЕ ПРОСВЕТИТЕЛЬСТВО / МЕЖДУНАРОДНЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ ДИАЛОГ / ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / КУЛЬТУРНАЯ ПОЛИТИКА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Камышанская Стефания Сергеевна

В статье подчеркивается роль образовательной и научной дипломатии как важных измерений общественной дипломатии и продвижения российской «мягкой силы». Автор рассматривает культурное просветительство в качестве одной из смысловых платформ повышения продуктивности внутренней и внешней культурной политики государства; в качестве одного из примеров наращивания потенциала российской «мягкой силы» в позиционируемом «фокусе» анализа изучается опыт коллектива Таганрогского (педагогического) института имени А.П. Чехова (филиала) РГЭУ (РИНХ) в контексте активного развития и обогащения просветительского контента образовательной и научной дипломатии в рамках реализации широкого спектра программ международной кооперации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Камышанская Стефания Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOFT POWER" OF MODERN RUSSIA IN THE CONTEXT OF DEVELOPMENT OF EDUCATIONAL AND RESEARCH "TRACKS" OF PUBLIC DIPLOMACY

The article highlights the role of educational and scientific diplomacy as important dimensions of public diplomacy and promotion of Russian "soft power". The author considers cultural enlightenment as one of the semantic platforms for increasing the productivity of the internal and external cultural policy of the state; as one of the examples of building up the potential of the Russian “soft power” in the positioned “focus” of analysis, the experience of the staff of the Taganrog (Pedagogical) Institute named after A.P. Chekhov (branch) of the Rostov State University of Economics (RSUE) in the context of active development and enrichment of the educational content of educational and scientific diplomacy in the framework of a wide range of international cooperation programs.

Текст научной работы на тему ««МЯГКАЯ СИЛА» СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ В КОНТЕКСТЕ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКОГО И НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО «ТРЕКОВ» ОБЩЕСТВЕННОЙ ДИПЛОМАТИИ»

СЛОВО МОЛОДЫМ УЧЕНЫМ

Государственное и муниципальное управление. Ученые записки. 2022. № 1. С. 276-282 State and Municipal Management. Scholar Notes. 2022;(1):276-282

Слово молодым ученым

Научная статья УДК 32

doi: 10.22394/2079-1690-2022-1-1-276-282

«МЯГКАЯ СИЛА» СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ В КОНТЕКСТЕ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКОГО И НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО «ТРЕКОВ» ОБЩЕСТВЕННОЙ ДИПЛОМАТИИ

Стефания Сергеевна Камышанская

Южно-Российский институт управления - филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, Ростов-на-Дону, Россия, kamyshanskaya-ss@ranepa.com

Аннотация. В статье подчеркивается роль образовательной и научной дипломатии как важных измерений общественной дипломатии и продвижения российской «мягкой силы». Автор рассматривает культурное просветительство в качестве одной из смысловых платформ повышения продуктивности внутренней и внешней культурной политики государства; в качестве одного из примеров наращивания потенциала российской «мягкой силы» в позиционируемом «фокусе» анализа изучается опыт коллектива Таганрогского (педагогического] института имени А.П. Чехова (филиала] РГЭУ (РИНХ) в контексте активного развития и обогащения просветительского контента образовательной и научной дипломатии в рамках реализации широкого спектра программ международной кооперации.

Ключевые слова: мягкая сила, общественная дипломатия, научная и образовательная дипломатия, культурное просветительство, международный гуманитарный диалог, глобализация, культурная политика

Для цитирования: Камышанская С. С. «Мягкая сила» современной России в контексте развития образовательно-просветительского и научно-исследовательского «треков» общественной дипломатии // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки. 2022. № 1. С. 276282. https://doi.org/10.22394/2079-1690-2022-1-1-276-282.

Young scientists

Original article

"SOFT POWER" OF MODERN RUSSIA IN THE CONTEXT OF DEVELOPMENT OF EDUCATIONAL AND RESEARCH "TRACKS" OF PUBLIC DIPLOMACY

Stefania S. Kamyshanskaya

South-Russia Institute of Management - branch of Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, Rostov-on-Don, Russia, kamyshanskaya-ss@ranepa.com

Abstract. The article highlights the role of educational and scientific diplomacy as important dimensions of public diplomacy and promotion of Russian "soft power". The author considers cultural enlightenment as one of the semantic platforms for increasing the productivity of the internal and external cultural policy of the state; as one of the examples of building up the potential of the Russian "soft power" in the positioned "focus" of analysis, the experience of the staff of the Taganrog (Pedagogical] Institute named after A.P. Chekhov (branch) of the Rostov State University of Economics (RSUE) in the context of active development and enrichment of the educational content of educational and scientific diplomacy in the framework of a wide range of international cooperation programs.

Keywords: soft power, public diplomacy, scientific and educational diplomacy, cultural enlightenment, international humanitarian dialogue, globalization, cultural policy

For citation: Kamyshanskaya S. S. "Soft power" of modern Russia in the context of development of educational and research "tracks" of public diplomacy. State and Municipal Management. Scholar Notes. 2022;(1):276-282. (In Russ.). https://doi.org/10.22394/2079-1690-2022-1-1-276-282.

© Камышанская С. С., 2022

Противоречивое, многослойное, сложное развитие современного миропорядка выводит в авангард инструментов обеспечения акторами системы международных отношений возможностей позиционирования своего ценностно-смыслового контента использование «мягкой силы» как особой технологической платформы, эксплицирующейся, в частности, применением ресурсов общественной дипломатии как одного из направлений дипломатической активности, ориентированного на повышение качества артикулирования «послания миру» в качестве своего рода «когнитивно-прагматического продукта», служащего его (актора] конкурентным преимуществом в мире соперничества, «в мире, который стал сетью межинтеллектуальных взаимодействий» [1].

Выступая на Валдайском форуме-2021, Президент РФ В.В. Путин выделил культурно-ценностные, морально-этические универсалии в качестве платформы общественно-политического устройства в современных условиях. По мнению Главы государства, ценности - это продукт культурно-исторического развития каждой нации и продукт уникальный, поэтому важно относиться с уважением к своей истории, культуре и опираться на духовные ценности, на историческую традицию, на культуру нашего многонационального народа, верховенство духовности над материальным1.

Как отмечает В.Э. Багдасарян, каждая из исторических пандемий меняла мир не просто в виде новых элементов быта, а как смену парадигм. Мир уже никогда не будет таким, каким он являлся до трансформаций 2020 года, реализуемых пока как временная мера в связи с отражением угрозы ко-ронавирусной пандемии. Невозвратность произошедшего связана с тем, что произошло отрицание фундаментальных принципов функционирования прежней модели жизнеустройства: во-первых, прежняя система с глобальными вызовами не справляется, и, во-вторых, жизнь может быть организована сущностно иначе2.

Обстоятельства, вызванные пандемией коронавируса, стали драйвером для повсеместного внедрения и развития информационно-коммуникационных технологий в образовательную деятельность, что может рассматриваться как вызов, так и точка роста для российской «мягкой силы» в контексте высшей школы.

Особая роль в выработке российского «послания миру» в фокусе инструментов общественной дипломатии принадлежит научно-педагогическому, академическому сообществу. Наука определяется в качестве приоритета национально развития в ежегодных Посланиях Президента В.В. Путина Федеральному Собранию, а также в указах Президента, направленных на развитие российской науки и образования. Именно наука и высшая школа выстраивают «мосты» для диалога и взаимодействия думающих людей, интеллектуальной элиты различных государств, создают предпосылки для преодоления политических противоречий.

Позиционируемая миссия реализуется российскими вузами как общефедерального масштаба, так и регионального уровня.

Н. Кропачев и К. Худолей выделяют следующие продуктивные направления деятельности вуза как элемента «мягкой силы»: международная деятельность, увеличение учебно-научного потенциала, укрепление позиций вуза как экспертного и аналитического центра [2, с. 100-117].

Ярким примером усиления роли вузов в достижении государственных приоритетов РФ является разработанная в 2021 г. программа «Приоритет - 2030», которая ориентирована на исследования, разработки, инновации, технологический рост и территориальное развитие. Еe выполнение послужит раскрытию потенциала талантливой молодежи, предоставит доступ к качественному высшему образованию, сгладит диспропорции в пространственном развитии государства, ликвидирует недостаток квалифицированных специалистов в социально-экономической сфере. Ключевыми показателями реализации Программы, направленными на совершенствование системы высшего образования, являются: усиление качественных показателей подготовки специалистов; опора на научно-технологический потенциал региональных вузов; коллаборация образования с бизнесом и обществом; формирование консорциумов вузов с другими университетами, научными организациями3.

В качестве положительных аспектов деятельности системы высшего образования выделим происходящую в настоящее время «осязаемую» смену акцентов и переструктуризацию базовых смысловых приоритетов деятельности вузов, в контексте которых на ведущие позиции весьма активно выдвигаются функции общегражданской и культурной социализации студенческой молодежи.

1 Выступление Владимира Путина на заседании клуба «Валдай». [Электронный ресурс]. URL: http://kremlin.ru/events/president/news/66975 (дата обращения: 23.12.2021).

2 Багдасарян, В.Э. Коронавирусный мир: постпандемические модели. [Электронный ресурс]. URL: http://vbagdasaryan.ru/koronavirusnyj-mir-postpandemicheskie-modeli/ (дата обращения: 23.12.2021).

3 Программа «Приоритет - 2030». [Электронный ресурс]. URL: https://minobrnauki.gov.ru/action/priority2030/ (дата обращения: 23.07.2021).

Наряду с формированием профессиональных компетенций, необходимых для их успешной профессиональной адаптации на современном рынке труда, важная роль в системе ценностно-смысловых ориентиров функционирования сегментов системы высшего образования отводится просветительской и воспитательной работе. На основе федеральных нормативно-правовых актов определена целевая установка воспитательной деятельности в вузе, которая связана с созданием предпосылок для социальной активности студентов, формирования их гражданской идентичности, профессионального роста и индивидуально-личностного совершенствования для удовлетворения потребностей в нравственном, культурном, интеллектуальном, социальном и профессиональном развитии1.

Представляется в этой связи достаточно справедливой и актуальной точка зрения, согласно которой, создавая макромир воспитания, мы способствуем обогащению микромира «мотиваторов» формирования и профессиональной идентичности обучающихся.

Очевидно, что в принятой программе «Приоритет - 2030» основной упор сделан на интеллектуальном направлении развития человеческого потенциала; вместе с тем, одним из ключевых компонентов человеческого капитала выступает духовный потенциал, который характеризует человека как носителя культуры и нравственности. Полагаем, что аксиологический базис, формируемый в ходе просветительской и воспитательной деятельности высшей школы, служит фундаментом, на основе которого должен выстраиваться человеческий капитал российского государства и общества. Считаем, что культурное просветительство в качестве одного из пространств деятельности вуза может быть эффективно как в контексте повышения продуктивности внутренней культурной политики государства, направленной на воспроизводство ценностей и смыслов, традиционных для российского общества, так и на внешнеполитических контурах, включающих наращивание «мягкой силы» и защиту, в частности, культурного суверенитета.

Высока значимость просветительской составляющей в контексте модернизации образовательной, культурной и других направлений государственной политики. Особый приоритет обнаруживает просветительская деятельность в российских субъектах и муниципальных образованиях, так как полагаем, что именно на региональном и местном уровне создается фундамент/ базис для устойчивости, целостности и единства государства и общества в контексте глобальных вызовов. Полагаем, в качестве эффективного компонента инструментария, позволяющего актуализировать и обеспечить ценностно-смысловое сопровождение реализации политики российской «мягкой силы», может выступать концепция культурного просветительства как перспективное направление государственной культурной политики. «Мягкую силу» рассматриваем как коммуникативно-когнитивную технологию, в «пакет» инструментария которой входит трансляция лингвокультур-ных концептов, являющихся носителями и распространителями ценностей [3, с. 139-144].

Основными направлениями просветительской деятельности в позиционируемом контексте являются, во-первых, распространение научно обоснованных сведений, востребованных знаний в рамках достижения высоких показателей социально-экономического роста, наращивания темпов инновационного развития российской экономики в условиях перехода к новому технологическому укладу, и, во-вторых, просветительство призвано реализовать аксиологическую, защитно-охранительную и ориентирующую функции, которые выражаются в формировании и трансляции национальной системы культурных ценностей и культурно-исторических смыслов. Просветительская активность ориентирована на совершенствование институтов гражданского общества, развитие правовой и политической культуры, а также активизацию гражданского участия [4, с. 255-258].

Ярким примером просветительства как инструмента социально-культурной трансформации общества с учетом современных реалий жизни выступает, например, деятельность российского общества «Знания». В соответствии с Указом Президента РФ В.В. Путина целевыми ориентирами общероссийской просветительской организации являются развитие общественных институтов, воспитание россиян в духе традиционных моральных ценностей, социального оптимизма, активной гражданской позиции2.

По мнению представителей экспертного сообщества, в условиях увеличения атомизации социума возрастает значимость таких организаций, как общество «Знание», призванных сформировать

1 Примерная рабочая программа воспитания в образовательной организации высшего образования. [Электронный ресурс]. иЯЬ:

Ьйр5://штоЬгпаик1.§оу.ги/ир1оа^2021/04/Примерная%о20рабочая%о20программа%о20воспитания%о20в%о20о бразовательной%о20организации%о20выс...^5 (дата обращения: 23.07.2021).

2 Об обществе «Знание» [Электронный ресурс]. ЫЯЬ: https://www.znanierussia.ru/about (дата обращения: 20.12.2021).

объединяющие ценности и смыслы1. Считаем в этой связи, что деятельность региональных отделений российского общества «Знания», довольно тесно, как известно, взаимодействующих с вузовским сообществом, может дать положительный импульс для наращивания научного базиса и формирования ценностно-смыслового потенциала представителей органов власти в рамках деятельности субъектов местного самоуправления.

В этой связи, возвращаясь к «сюжету» о деятельности (в том числе в партнерстве с обществом «Знание»] российских вузов (как известных и авторитетных на федеральном уровне, так и имеющих более очевидную региональную (локальную] «привязку»] в контексте обогащения инструментария общественной дипломатии как важного измерения российской «мягкой силы», полагаем уместным обратиться к опыту Таганрогского (педагогического] института имени А.П. Чехова (филиала] РГЭУ (РИНХ), коллектив которого довольно принимает довольно активное участие в обеспечении наращивания потенциала российской «мягкой силы».

Институт на постоянной основе развивает международные связи и расширяет формы сотрудничества с зарубежными образовательными и культурно-просветительскими организациями-партнерами, представляющими, например, Австрию, Венгрию, Германию, Францию, Испанию и другие страны. В частности, в 2015-2021 гг. студенты факультета иностранных языков института стали обладателями более 15 грантов в рамках программ продвижения русского языка за рубежом; в контексте сотрудничества головного вуза - РГЭУ (РИНХ) - с Университетом Лион-2 (Франция] в 2016 и 2017 гг. на факультете иностранных языков находились с дружеским визитом делегации студентов из французского города Лион, прошедшие обучение в рамках образовательного проекта «Русский язык и культура для иностранцев»; в течение более 16 лет продолжается плодотворное сотрудничество института с культурно-просветительской некоммерческой общественной организацией «Альянс Франсез - Ростов-на-Дону», которое предусматривает реализацию разнообразных культурно-просветительских проектов для молодежи; ежегодные обмены студентов, преподавателей Таганрогского института имени А.П. Чехова (филиал] «РГЭУ (РИНХ)» и школьников, учителей из немецкой школы интегрированного типа имени А. Райхвайна (г. Люденшайд - побратим Таганрога] свидетельствуют о растущем интересе немецкой молодежи к России и ее культуре; набирает обороты сотрудничество с Институтом славистики Дебреценского института (Венгрия], в стратегическом фокусе которого - реализация совместных образовательных и научно-исследовательских проектов, направленных на продвижение русского языка и культуры многонационального народа России в Венгрии (как одно из подтверждений имиджа института как актора российско-венгерской общественной дипломатии можно, на наш взгляд, рассматривать поддержку в 2019-ом году Российским фондом фундаментальных исследований проекта «Типологические и генетические связи русской и венгерской литератур 19-21 веков», который объединил усилия литературоведов Таганрогского института имени А. П. Чехова и коллег из Института славистики Дебреценского университета].

В современных условиях глобализации, повышения рискогенности появления разноплановых «точек бифуркации», активных попыток переосмысления общечеловеческой истории, разнообразия инструментов ведения информационных войн, призванных расширить пространства ценностно-смысловой энтропии и кризисов идентичности, например, в молодежной среде, Таганрогский институт имени А.П. Чехова, занимающий преимущественно подготовкой педагогических кадров, миссия профессиональной деятельности которых, как известно, «смыкается» с установками на формирование человеческого капитала государства, осуществляет богатую программу международного сотрудничества, целевая доминанта которого предусматривает «строительство мостов» дружбы и конструктивного межнационального диалога, базирующегося на принципах взаимоуважения и общечеловеческих ценностях.

Уникальное сочетание научно-исследовательского и образовательного контента в предметных областях филологии и истории обусловило возможность формирования и плодотворного развития на системной основе ряда проектов международного сотрудничества на площадке факультета истории и филологии института имени А. П. Чехова.

Довольно продуктивным и весьма перспективным направлением укрепления потенциала факультета как площадки международного гуманитарного диалога является разработка и реализации проектов преподавания русского языка как иностранного.

Безусловно, русский язык рассматривается в качестве одного из основных инструментов продвижения и реализации стратегических внешнеполитических интересов Российской Федерации,

1 Перезапуск российского общества «Знание» [Электронный ресурс]. URL: https://expert-club.online/news/perezapusk-rossiyskogo-obshchestva-znanie (дата обращения: 20.12.2021).

а деятельность по поддержке и продвижению русского языка за рубежом является важной частью государственной внешней политики. Одним из ведущих инструментов в этом аспекте выступают международные конгрессы, форумы, конференции; в 2019 г. при грантовой поддержке Министерства просвещения РФ на площадке факультета прошел «Съезд преподавателей русского языка ЮФО», в работе которого приняли участие более 500 специалистов, значительная часть которых -зарубежные участники из Венгрии, Вьетнама, Казахстана, Франции, Италии, Турции, других стран. В настоящее время многие проекты продвижения русского языка за рубежом, перспективы которых были обсуждены в ходе Съезда, получили развитие и осуществляются ведущими преподавателями института имени А.П. Чехова в партнерстве с вузами Казахстана и Турции.

Таганрог известен всему культурному человечеству, прежде всего, как родина великого писателя Антона Павловича Чехова. Закономерно в этой связи, чеховедение выступает одним из мейн-стримов интеграции различных направлений учебно-образовательной, научно-исследовательской, методической и культурно-просветительской деятельности факультета истории и филологии. Центральное место в рамках реализации этой многоплановой политики занимает «Научно-просветительский центр изучения русской литературы имени А.П. Чехова («Чеховский центр»]», который выступает организатором одного из самых известных мероприятий факультета - Международной научной конференции «Молодежные чеховские чтения в Таганроге». Знакомство с традициями русской литературы, отраженными в творчестве А.П. Чехова, а также тенденциями развития современной русской прозы позволяет и иностранным участникам расширять представления о России, ее традициях, истории и культуре, что также обеспечивает продвижение в решении важной задачи укрепления положительного образа России как страны богатейшего культурного наследия в среде зарубежных молодых исследователей-филологов.

Не требует дополнительной аргументации тезис о том, что гражданское общество является активным субъектом международных отношений; общественная (народная] дипломатия становится полноправной платформой, аккумулирующей различные общественные практики и нормы, направленные на профилактику международной безопасности и снижение политического напряжения на международной арене.

Одним из уникальных инструментов сохранения исторической памяти о Второй мировой войне является, на наш взгляд, сотрудничество городов-побратимов, которое репрезентирует многообразие взаимодействия гражданских обществ различных стран, в том числе, России и Германии: исследовательское, коммеративное, гуманитарное и другие аспекты взаимодействия.

Город Таганрог и город Люденшайд (Германия] являются городами-побратимами с 1991 г; одним из импульсов зарождения интереса общественности городов к установлению побратимских связей послужила память о трагических событиях 1941-1945 годов (напомним о том, что немецко-фашистский оккупационный режим на территории Таганрога был установлен в первые месяцы войны и длился до августа 1943 года; за этот период более 27 тыс. таганрожцев были вывезены на принудительные трудовые работы в Германию, многие из них попали на территорию Люденшайда и его окрестностей]. Таганрогский институт имени А.П. Чехова и муниципальная школа Люденшай-да им. педагога-участника антифашистского сопротивления А. Райхвайна, с 2001 г. обмениваться ежегодными делегациями обучающихся и преподавателей; в ходе неформального общения участники дискуссий, как правило, не стесняются обсуждать и «неудобные» вопросы в поле «Geschichtspolitik»: этот приватный диалог позволяет сосредоточиться и на объединяющих маркерах, актуальных для всех народов: стремление к мирной жизни, наполненной добром, взаимоуважением и человеческой повседневностью.

С 2018 г. в публичный диалог политики памяти о событиях Второй мировой войны помимо образовательных учреждений активно включается общественность немецкого города-побратима Таганрога, в частности, общественная организация «Группа за мир» г. Люденшайда, возглавляемая профессиональным историком Маттиасом Вагнером; в рамках этого нового, практически четырехлетнего (2018-2022 гг.], «витка» сотрудничества его акторами была не только проделана разноплановая и широкоформатная работа: поиск информации в архивах Ростова, Таганрога, Люденшайда, Мюнстера, Альтена и др. о судьбах таганрожцев-жертвах фашизма, вовлечение молодежи двух стран в мероприятия, демпфирующие угрозу распространения идей неонацизма и неофашизма с опорой на историческую память и др., но сформирована научно-просветительская платформа «Диалоги памяти - путь к миру».

Ценностно-смысловой и организационно-методический аспекты позиционируемой платформы составляют следующие направления взаимодействия: а] демонстрация на территории Ростовской области и Федеральной земли «Северный Рейн-Вестфалия» Международной мобильной двуязычной

выставки «Диалог памяти - путь к миру» (уникальность акции заключается в аргументированном доказательстве сущности фашизма как беспрецедентного абсолютного зла мирового масштаба; к этой мысли подводят как материалы, подготовленные историком М. Вагнером, так и комплекс источников, обобщенных авторским коллективом Таганрогского института имени А.П. Чехова, среди которых: архивные документы, фото, фрагменты личных дневников военного времени, воспоминания жителей Таганрога, переживших трагедию немецко-фашистского оккупационного режима, рабства в Третьем рейхе и др.]; б] проведение Всероссийской междисциплинарной научной конференции с международным участием, приуроченной к годовщине начала Великой Отечественной войны «Диалог памяти - путь к миру» (инициатор и главный организатор - факультет истории и филологии ТИ имени А. П. Чехова при активной поддержке Южного научного центра РАН, Государственного архива Ростовской области, Музейного комплекса Великой Отечественной войны «Самбекские высоты», Центра народной дипломатии и межкультурных коммуникаций Майкопского государственного технологического университета, Волгоградского государственного социально-педагогического университета, Тверского государственного университета, Елецкого государственного университета им. И. А. Бунина, Дагестанского государственного педагогического университета, Ингушского государственного университета, Гуманитарного института Северо-Кавказского федерального университета, Ростовского регионального отделения Российского общества «Знание», Раздорского этнографического музея-заповедника, общественной организации «Группа за мир» г. Люденшайда, представителей междисциплинарного научного сообщества Австрии, Франции, Турции, Казахстана].

Тематическое ядро дискуссионного поля конференции составляют, в частности, вопросы продвижения идеи мира и содружества народов как основы глобального межнационального диалога, базирующегося на принципах уважения государственного суверенитета, культурного многообразия и соблюдения прав человека; формирования и трансляции просветительского контента межгосударственного диалога и технологии информационной политики в рамках укрепления инструментария демпфирования угрозы «переписывания» истории и нивелирования места и роли народов СССР в Победе над фашизмом; минимизации угроз и опасностей «войн памяти», сохранения памяти о Второй мировой войне/Великой Отечественной войне как действенном инструменте предупреждения конфликтов и гармонизации мужкультурного и межнационального диалога в 21-ом веке; общественной (народной] дипломатии как фактора гармонизации международных этноконфес-сиональных и межкультурных отношений [5].

В целом коллективом института имени А.П. Чехова накоплен довольно богатый позитивный опыт реализации проектов общественной (народной] дипломатии в контексте, в частности, поиска смысловых ниш и «точек пересечения» культуры памяти, реализующегося как в более официальном (публичном] формате, так и в неформальном (приватном] контекстах. Принципиально важным, на наш взгляд, является тот факт, что в рамках реализации проектов позиционируемого сотрудничества в контексте российской «мягкой силы» молодежь разных стран вовлечена как в гуманитарные и межчеловеческие процессы культурно-образовательного взаимодействия, так и в трансформации своих коллективных представлений.

В заключение отметим, что в условиях зачастую абсурдной «новой нормальности» функционирования мирового сообщества в эпоху доминирования цифровых технологий и власти символов перед Россией стоят чрезвычайно сложные задачи, и разработка эффективной долгосрочной имиджевой политики приобретает стратегическое значение.

Чтобы стать по-настоящему успешной, эта политика должна быть многосторонней и многогранной, а технологический инструментарий - весьма широким, включающем и «репертуар» технологий общественной дипломатии.

Считаем, что эффективной площадкой общественной дипломатии в контексте повышения продуктивности российской «мягкой силы» могут и должны стать международные образовательные и культурно-просветительские проекты, реализуемые российскими вузами в партнерстве с зарубежными организациями, количественно-качественные параметры оценки качества реализации которых и в период пандемийных ограничений (посредством широкой палитры возможностей ин-фокоммуникационных технологий] внушают определенный оптимизм в части оптимизации условий активной рефлексии над социокультурными факторами развития способностей человека (прежде всего, молодежи] жить в цифровом мире, не теряя при этом человечности.

Список источников

1. Марков Б. Понятие политического. «Российская политическая энциклопедия», 2007. С. 140.

2. Кропачев Н. М., Худолей К. К. Международная деятельность Санкт-Петербургского государственного университета как элемент «мягкой силы» Российской Федерации // Международная жизнь. 2021. № 10. С. 100-117.

3. Голобородько А.Ю. Международный молодежный культурно-просветительский диалог в контексте формирования российской «мягкой силы» (из опыта работы коллектива Таганрогского (педагогического] института имени А.П. Чехова (филиал) РГЭУ (РИНХ] // Глобалистика-2020: Глобальные проблемы и будущее человечества. Сборник статей Международного научного конгресса. Москва, 2020. С. 139-144.

4. Голобородько А. Ю., Стеценко В. В. Развитие региональных и муниципальных управленческих кадров: культурно-просветительский аспект // Современные стратегии устойчивого развития государства и общества в контексте глобальных вызовов. Сборник трудов третьей международной научно-практической конференции «SOCIAL SCIENCE (Общественные науки]» г. Ростов-на-Дону, 21 октября 2021 г. / Под ред. Игнатовой Т. В., Брюхановой Н. В. Ростов-на-Дону: ЮРИУ РАНХиГС, 2021. С. 255-258.

5. Агеева В. А., Голобородько А. Ю., Камышанская С. С., Митрофанова А. И., Стеценко В. В. Историческая память как фактор обогащения контента общественной дипломатии и основа формирования гражданской идентичности молодежи в современной России - Издательско-полиграфи-ческий комплекс «РГЭУ (РИНХ]». Ростов-на-Дону, 2020. 236 с.

References

1. Markov B. The concept of the political. "Russian political encyclopedia"; 2007:140. (In Russ.)

2. Kropachev N. M., Khudoley K. K. International activity of St. Petersburg State University as an element of the "soft power" of the Russian Federation. Mezhdunarodnaya zhizn' = The International Affairs. 2021;(10):100-117. (In Russ.)

3. Goloborodko A. Y. International youth cultural and educational dialogue in the context of the formation of Russian "soft power" (from the experience of the team of the Taganrog State Pedagogical Institute named after A.P. Chekhov (branch) of the Rostov State University of Economics (RSUE). In: Globalistics-2020: Global problems and the future of mankind. articles of the International Scientific Congress. Moscow; 2020:139-144. (In Russ.)

4. Goloborodko A. Y, Stetsenko V. V. Development of regional and municipal management personnel: cultural and educational aspect. In: Modern strategies for sustainable development of the state and society in the context of global challenges. Proceedings of the third international scientific and practical conference "SOCIAL SCIENCE (Social Sciences)". Rostov-on-Don, October 21, 2021. Edited by T.V. Ignatova, N.V. Bryu-khanova. Rostov-on-Don: URIU RANEPA; 2021:255-258. (In Russ.)

5. Ageeva V. A., Goloborodko A. Y., Kamyshanskaya S. S., Mitrofanova A. I., Stetsenko V. V. Historical memory as a factor in enriching the content of public diplomacy and the basis for the formation of the civic identity of young people in modern Russia. Publishing and Printing Complex of the Rostov State University of Economics (RSUE). Rostov-on-Don; 2020. 236 p. (In Russ.)

Информация об авторе

С. С. Камышанская - преподаватель.

Information about the author

S. S. Kamyshanskaya - Teacher.

Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов. The author declares that there is no conflict of interest.

Статья поступила в редакцию 10.01.2022; одобрена после рецензирования 26.01.2022; принята к публикации 27.01.2022.

The article was submitted 10.01.2022; approved after reviewing 26.01.2022; accepted for publication 27.01.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.