Научная статья на тему '"мягкая сила" как средство управления общественно-политическими процессами'

"мягкая сила" как средство управления общественно-политическими процессами Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
373
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
"МЯГКАЯ СИЛА" / "SOFT POWER" / ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА / FOREIGN POLICY / ИНФОРМАЦИЯ / INFORMATION / ИНФОРМАЦИОННОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ / COMMUNICATION TECHNOLOGIES

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Васильева М.М., Елина С.Б.

Информация и информационные коммуникации становятся сегодня важными факторами отстаивания национальных интересов России в глобальном информационном пространстве. В статье рассматривается вопрос о «мягкой силе» как средстве управления общественно-политическим процессом. Авторы приходят к выводу о том, что необходимо развивать и совершенствовать ресурс «мягкой силы», разъяснять ее миссию в глобальном мире.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

“SOFT POWER” FOR PUBLIC POLITICAL PROCESS CONTROL

The main problem tackled in this research is information warfare as a means of ruling political process. The author comes to a conclusion information warfare are really dangerous nowadays, as shattering an enemy-state's policy, economy and social bases, aimed at territorial atomism, good living conditions at the cost of other states.

Текст научной работы на тему «"мягкая сила" как средство управления общественно-политическими процессами»

УДК 32.019.51

М. М. Васильева, С. Б. Елина

Васильева М. М., кандидат политических наук, доцент кафедры связей с общественностью ИМО и СПН МГЛУ; e-mail: catmar@yandex.ru Елина С. Б., ст. преподаватель кафедры связей с общественностью ИМО и СПН МГЛУ; e-mail: elina31@mail.ru

«МЯГКАЯ СИЛА» КАК СРЕДСТВО УПРАВЛЕНИЯ ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИМИ ПРОЦЕССАМИ

Информация и информационные коммуникации становятся сегодня важными факторами отстаивания национальных интересов России в глобальном информационном пространстве. В статье рассматривается вопрос о «мягкой силе» как средстве управления общественно-политическим процессом. Авторы приходят к выводу о том, что необходимо развивать и совершенствовать ресурс «мягкой силы», разъяснять ее миссию в глобальном мире.

Ключевые слова: «мягкая сила»; внешняя политика; информация; информационное воздействие.

Vassiljeva M. M.

Ph. D. (Political Science), Associate Professor, Department of Public Relations, Institute International Relations and Social and Political Sciences, MSLU; e-mail: catmar@yandex.ru

Elina S. B.

Senior Lecturer, Department of Public Relations, Institute International Relations and Social and Political Sciences, MSLU; e-mail: elina31@mail.ru

"SOFT POWER" FOR PUBLIC POLITICAL PROCESS CONTROL

The main problem tackled in this research is information warfare as a means of ruling political process. The author comes to a conclusion information warfare are really dangerous nowadays, as shattering an enemy-state's policy, economy and social bases, aimed at territorial atomism, good living conditions at the cost of other states.

Key words: "soft power"; foreign policy; information; communication technologies.

С давних времен считалось, что уровень могущества государства определяет военная сила, в XX в. мы наблюдали выдвижение на первый план экономической силы, сегодня главным фактором могущества государства становится информация. Обладание государством такой способностью открывает для него путь к дальнейшему наращиванию на принципиально новой основе своей экономической,

политической и военной мощи. Сегодня правомерно утверждать, что при прочих равных условиях достижение государством стратегических преимуществ зависит от имеющихся у него информационных возможностей.

В современном мире научно-технический прогресс превращает информацию не только в исключительно ценный товар, но и в средство активного воздействия на общественное сознание. Наряду с традиционным вооружением и военной техникой, реальным оружием становится информация и информационное оружие. Современные технологии позволяют влиять на сознание и психику огромного числа людей одновременно, не имея прямого контакта и взаимодействия с ними.

Информационно-психологические методы воздействия становятся всё более масштабными и результативными, в силу чего все чаще используются субъектами политики для до стижения своих целей вместо так называемых горячих войн. В мировой практике межгосударственных отношений создаются условия не только для последовательной трансформации вооруженного противостояния в информационно-психологическое противоборство, но и для превращения его в самостоятельное направление внешней политики развитых государств [3].

Сегодня в научном мире информация вполне обоснованно считается политическим капиталом нации. Прогрессивная состоятельность и политический вес страны, ее возможности эффективно влиять на мировые события зависят не только от вещественно-силовых факторов (например, военной и экономической мощи), но и от возможности использовать интеллектуальный потенциал других стран, распространять и внедрять свои духовные ценности, а также тормозить культурную экспансию других народов, трансформировать их культурные достояния.

Обозначая новые контуры внешней политики страны, президент РФ В. В. Путин заявил: «Традиционные, привычные методы международной работы освоены нашей дипломатией достаточно хорошо, если не в совершенстве, но по части использования новых технологий, например, так называемой мягкой силы, есть над чем подумать» [12]. Об этом же говорил и глава МИД С. В. Лавров [10; 14].

В Концепции внешней политики Российской Федерации понятие «мягкая сила» появилось в феврале 2013 г. и было определено как «комплексный инструментарий решения внешнеполитических задач с опорой на возможности объединений граждан, информационно-

коммуникационные, гуманитарные и другие методы и технологии, альтернативные классической дипломатии». «Мягкая сила» была признана «неотъемлемой составляющей современной международной политики» [8].

В настоящий момент необходимо создать систему обеспечения информационной безопасности, которая позволит предупреждать и противодействовать реализации имеющихся угроз информационной безопасности, а также выявлять и предпринимать меры против уже появившихся угроз.

В России сегодня действует целая система обеспечения информационной безопасности, которая опирается на Доктрину информационной безопасности РФ. Именно это направление государственной политики России является одним из приоритетных элементов внешнеполитической стратегии российского государства. РФ предприняла ряд усилий, направленных на укрепление своего присутствия в мировом информационном пространстве, которые свидетельствуют о том, что государственная информационная политика страны нацелена в настоящее время на формирование и поддержание благоприятного имиджа Российского государства. С этой целью используется деятельность структур внешнеполитического и внешнеэкономического аппарата (дипломатических и консульских представительств, информационных центров, торговых домов и т. д.), которые не только выполняют свои прямые обязанности, но и должны пропагандировать российские традиции и культурные ценности. Успешным примером считается телевизионная сеть RT - три круглосуточных информационных телеканала, вещающих более чем в ста странах мира на английском, арабском и испанском языках, телеканалы RT America и RT UK, выходящие в эфир из собственных студий в Вашингтоне и Лондоне, документальный канал RTD, а также глобальное новостное видеоагентство RUPTLY, предлагающее эксклюзивные материалы телеканалам всего мира. RT круглосуточно доступен 700 млн зрителей по всему миру. В 2014 г. канал запустил информационный портал на немецком, а в 2015 г. на французском языке [6].

Также не так давно было создано новостное агентство Sputnik (ранее - «Московское радио», «Голос России»), имеющее свои web-сайты, мобильное приложение, онлайн-трансляции, радиовещательную службу. Sputnik открыл региональные представительства и бюро в разных странах, в том числе США, Египте, Китае и Соединенном

Королевстве. Агентство освещает новости мировой политики и экономики, ориентированные на зарубежную аудиторию [6].

В последнее время на страницах газет и журналов, в выступлениях ученых-теоретиков и практиков все чаще встречаются такие понятия, как «информационное воздействие», «информационная война», «информационное оружие». В качестве явления объективного мира информационное противоборство зародилось еще в глубокой древности. Оно возникло одновременно с появлением вооруженного противоборства - как составная часть вооруженной борьбы в виде психологического средства ослабления боевой мощи противника и поднятия боевого духа своих войск [3].

Так, в основу современных теоретических и практических подходов китайских и американских специалистов в области информационного воздействия легли труды китайского философа Сунь Цзы (У1-У вв. до н. э.). В военном противоборстве на одно из первых мест Сунь Цзы ставил психологическое воздействие на противника. В своем «Трактате о военном искусстве» он писал: «Во всякой войне, как правило, наилучшая политика сводится к захвату государства целым; разрушить его значительно легче. Взять в плен армию противника лучше, чем ее уничтожить. <.. .> Одержать сотню побед в сражениях -это не предел искусства. Покорить противника без сражения - вот венец искусства» [5, с. 9].

Информационное противоборство пронизывает в настоящее время все формы борьбы, начиная от дипломатической и экономической и заканчивая вооруженной, развиваясь вместе с тем как самостоятельная сфера деятельности. Информация и информационные технологии постепенно становятся действенным средством завоевания мира. Маршал Николай Огарков подчеркивал, что «поле битвы будущего -это, прежде всего, информация» [3].

С наступлением 3-го тысячелетия лидерство в мире будет определяться не столько экономическим потенциалом государства, сколько его способностью контролировать информационные и общественно-политические процессы. Так, Э. Тофлер в своей книге «Война и антивойна» утверждает, что информационные технологии превращают общества второй волны (индустриальные) в общества третьей волны (информационные). Другими словами, произойдет своего рода переход от экономической эры развития цивилизации к информационной [15].

Современные информационные технологии все глубже проникают во все сферы жизни современного общества. Этот процесс становится настолько глубоким, что затрагивает жизненные интересы государств, сферу их информационной безопасности. В конце 1970-х гг. Э. Фромм говорил о возможности создания информационного империализма. Информация на самом деле может стать средством давления и господства [16].

Новейшие политические технологии, вооруженные средствами информатики, могут уверенно формировать общественное мнение, манипулировать общественным сознанием. Господство информационных технологий способно решительно изменить всю общественную жизнь.

Сегодня технологически развитые государства, накопившие теоретический и практический опыт информационного противоборства, заняли на мировой арене передовые позиции. Для других информационное противоборство стало крайне опасным явлением.

«Мягкая сила» является противоположностью «жесткой силы». Последняя представляет собой набор инструментов давления (военно-политического, экономического, дипломатического), которые заставляют другие страны действовать так, как «надо Америке» [1].

В последние годы среди военно-политического руководства США стала популярна так называемая «концепция информационной войны». Она базируется на аксиоме, утверждающей, что информация и информационные технологии имеют очень важное значение для национальной безопасности в целом и для военных действий в частности.

По мнению американских специалистов, существуют четыре формы психологической войны, осуществляемые посредством проведения операций:

• против населения;

• против войск противника;

• против командования противника;

• культурная экспансия.

Последняя форма представляет для нас особый интерес. Сегодня становится очевидным тот факт, что многие страны всерьез озабочены масштабами вторжения в их национальную культуру западной (преимущественно американской) масс-культуры. Опасения вызваны тем, что привнесенные со стороны «культурные ценности» в некоторой степени вытесняют традиционное культурное наследие того или

иного народа, снижают уровень национального самосознания, что может привести к определенным последствиям в сфере политики.

В ходе информационно-психологического воздействия население становится носителем нужной идеологии, что дает возможность в полной мере использовать средства производства, рабочую силу, инфраструктуру в целях организатора воздействия. Кризис морали и нравственности, духовная деградация, сужение благополучного экономического пространства, исчерпаемость сырьевых ресурсов вызывают к жизни такие социально-психологические факторы, как злоба, зависть, ностальгия по прошлому и т. п., по-прежнему остаются основными причинами столкновения интересов различных государств, обострения политического, военного и информационного соперничества, возникновения политических, экономических противоречий и территориальных притязаний.

Культурологическая пропаганда представляет собой массовые коммуникации, включающие в себя явления культуры, функции которых изначально не связаны с массово-коммуникативными функциями, искажены, подчинены последним, а часто превращаются в свою функциональную противоположность [3].

Существуют определенные приемы (методы) культурологической пропаганды: сокращение текста; добавление в него чужеродных функциональных элементов; неконцептуальное цитирование (вырывание какой-либо цитаты из общего свода суждений или изоляция всего текста от общего конкретно-исторического контекста), включение всего текста или его частей в искусственный контекст и т. д., полученные, по существу новые тексты, выдаются за исходные [там же].

Культурологическая пропаганда в практике современных СМИ наиболее полно представлена и проявляется в рекламной деятельности. Здесь культура - придаток рекламы, нечто сопутствующее, лишь средство в купле-продаже и формировании «рекламизированного» типа сознания. Например, для рекламы продуктов или достижения определенной цели в развитии политической ситуации используются классические музыкальные, литературные произведения, живопись, архитектура и т. д. В любом случае, помимо достижения коммерческих, политических или каких-либо других подобных целей, культурологическая пропаганда заведомо ложно интерпретирует исходные тексты, нерекламные явления культуры, прежде всего великое

классическое наследие, представляющее лучшие традиции в национальных культурах разных народов.

В условиях «электронной революции» такая модернизация классического наследия национальных культур особенно опасна, поскольку нивелирует их, не только вовлекая, но и превращая в массовую культуру. Вместо равноправного выравнивания культурного обмена, т. е. диалога национальных культур, наблюдается своеобразная культурологическая интервенция транснациональных компаний, навязывание ими лишенной национальных корней «модели культуры», монологизм этой модели, денационализация и уничтожение культур стран-адресатов в жестких рамках «информационного общества», маклюэновской «всемирной деревни». Не только рекламизация, но и культурологическая пропаганда в целом становятся троянским конем чужеродной культуры, чужеродной цивилизации.

Противостоять культурологической пропаганде можно только в условиях сохранения национального суверенитета, уважения к традициям и обычаям каждого народа. Еще с древних времен важнейшей частью информационного противоборства являлась выработка психологической устойчивости мирного населения к влиянию чужеземных нравов путем его воспитания в духе патриотизма и верности нравственным ценностям своей страны [5, с. 13]. Знание же национально-традиционной культуры и соответствие ей является обязательным условием массовой коммуникации. Национальные ценности есть условие перехода и к качественно новой цивилизации, поскольку являются ее фундаментом.

Информация, становясь мощным двигателем общественного прогресса, фактором многократного усиления потенциала государства и общества в целом, в то же время несет в себе опасность манипуляции общественным сознанием, осуществления «интеллектуального колониализма», что является более опасным, если речь идет об обеспечении национальной безопасности.

«Мягкая сила» (soft power) позволяет достигать целей внешней и внутренней политики без применения физического насилия, за счет информационных, психологических, моральных и иных рычагов воздействия на сознание и чувства людей [2].

Теория «мягкой силы», разработанная американским политологом, профессором Гарвардского университета Дж. Наем-мл., стала

сегодня главным инструментарием в системе международных отношений, нацеленным на получение и удержание ведущих позиций на международной арене.

Дж. Най-мл. впервые сформулировал понятие «мягкая сила» в 1990 г. в работе «Призвание к лидерству: меняющаяся природа американской силы». Исследовать определяет «мягкую силу» как «способность получать желаемый политический результат путем привлекательного побуждения другой стороны принять ваши цели» [19]. Дж. Най-мл. считает, что этого следует добиваться путем облачения своего политического товара (идей, идеологий, инициатив, повесток дня, институтов) в привлекательную для других упаковку, подкрепляя солидными «призовыми» за сотрудничество, например, расширяя рыночные возможности партнера.

Следует отметить, что технология применения «мягкой силы» была известна еще в Древнем Китае. В «Книге правителя области Шан» говорится: «Совершенно мудрый, управляя людьми, должен непременно овладеть их умом и сердцами, и тогда он может использовать их силу» [16].

Как отмечает В. К. Белозеров, «постоянству стратегии США и других политических оппонентов России следует противопоставить постоянство и гибкость своей стратегии, профессионализм внешней политики» [1, с. 24]. У России есть своя парадигма использования «мягкой силы», которая основывается на нравственно-этических принципах. Как отмечается в «Концепции внешней политики РФ» [8] неотъемлемой частью современной международной политики стала «мягкая сила», она определяется в документе как «комплексный инструментарий решения внешнеполитических задач с опорой на возможности гражданского общества, информационно-коммуникационные, гуманитарные и другие альтернативные классической дипломатии методы» [там же].

В Концепции отмечается, что обострение различных конфликтов в мире ведет к противоправному использованию «мягкой силы» и применению ее в «целях оказания политического давления на суверенные государства, вмешательства в их внутренние дела, дестабилизации там обстановки, манипулирования общественным мнением» [там же]. В документе также говорится, что основной угрозой стабильности и безопасности в мире остаются финансово-экономические проблемы ведущих стран мира, рост конкуренции вокруг распределения

стратегических ресурсов, а также «повышение фактора национальной и религиозной идентичности», что прослеживается в событиях на Ближнем Востоке и в Северной Африке. В документе отмечается, что опасность для международного мира и стабильности представляют также попытки урегулировать кризисы путем применения вне рамок Совета Безопасности ООН различных санкций и иных мер давления и силового воздействия на государства, в том числе - вооруженную агрессию.

Российская «мягкая сила» применяется как за рубежом, так и внутри государства. Она направлена прежде всего на продвижение благоприятного имиджа страны и борьбу с навязанными извне стереотипами в отношении РФ и ее граждан. Одним из инструментов «мягкой силы» стал Фонд «Русский мир», общественно-государственная организация, созданная Указом Президента РФ В. В. Путина 21 июня 2007 г. Целями Фонда являются популяризация русского языка, являющегося национальным достоянием России и важным элементом российской и мировой культуры, и поддержка программ изучения русского языка в Российской Федерации и за рубежом [17].

Глава Фонда В. А. Никонов считает, что «Русский мир - это мир России. Призвание каждого человека - помогать своему отечеству, заботиться о ближнем. Очень часто можно услышать, что страна могла бы сделать для людей. Но ничуть не менее важно, что каждый из нас может сделать для Родины» [17]. Русский мир - это и русское примирение, согласие, русский лад, единство, преодоленные расколы ХХ в. Примером может служить продвижение Фондом русского языка в мире. В Тбилиси, на базе «Российско-грузинского общественного центра» с 2015 г. организуются бесплатные курсы русского языка. Их ведут профессиональные педагоги, которые объясняют специфику языка, особенности произношения, помогают лучше понять эмоциональные особенности русского языка. Ежегодно в Центр поступает более 400 заявок от желающих выучить русский язык или углубить свои знания. Среди кандидатов - практикующие врачи, действующие юристы, работники банковского сектора, журналисты ведущих СМИ, сотрудники госучреждений, представители частного бизнеса [2].

Сегодня Россия располагает существенным потенциалом общественной дипломатии. «Русский мир» составляют миллионы людей в ближнем и дальнем зарубежье. Для них Россия, русский язык и культура были и будут привлекательными и притягательными, поскольку

они испытывают человеческую потребность в поддержании связей с Россией и россиянами.

В 2016 г. Британское PR-агентство Portland впервые поместило Россию в список 30 наиболее влиятельных стран по критерию «мягкой силы» [9]. Вхождение в этот рейтинг означает возможность государств влиять на другие страны ценностями гражданского общества, а не деньгами или оружием.

К факторам рейтинга «мягкой силы» относятся: туризм, олимпийские медали, миграционные потоки, привлекательная индивидуальность, культура, политические ценности, институты и стратегии, расцениваемые как легитимные или обладающие моральным авторитетом [11].

Махатма Ганди считал ненасилие ключом ко всем социальным проблемам, его правилом - управления обществом, ориентированным на жизнь в согласии с человеческим достоинством, а главный постулат выражен в концепции «ненасильственного несотрудничества», «гражданского неповиновения» в условиях проявляемой властью несправедливости.

Идеи ненасилия оказали определенное воздействие на многие стороны международных отношений. Они подтолкнули мировое сообщество к созданию соответствующих технологий ненасилия для разного рода конфликтов, к принятию ряда решений, повышающих роль этого феномена в международных отношениях.

Сегодня перед Российской Федерацией стоят задачи, решить которые возможно только «мягкой силой». Они вытекают из потребностей внутреннего развития страны, модернизации самой России.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Белозеров В. К. Стратегия национальной безопасности США как новый манифест глобальной гегемонии // Власть. - 2015. - № 4. - С. 19-24.

2. Бесплатные курсы русского языка пройдут в Тбилиси, редакция портала «Русский мир», 05.02.2015. - URL : http://russkiymir.ru/news/184487/

3. Васильева М. М. Информационное оружие как средство управления общественно-политическими процессами // Геополитика. Международные отношения. Социология. - М. : ИПК МГЛУ «Рема», 2012. - С. 30-38. -(Вестн. Моск. гос. лингвист. ун-та; вып. 25 (658). Сер. Исторические и политические науки).

4. Васильева М. М. Информационная безопасность России в условиях глобализации // Геополитика. Национальная безопасность. Международные

отношения - М. : ИПК МГЛУ «Рема», 2010. - С. 26-34. (Вестн. Моск. гос. лингвист. ун-та; вып. 25 (604). Сер. Исторические и политические науки).

5. Воронцова Л. В., Фролов Д. Б. История и современность информационного противоборства: учеб. пособ. - М. : Горячая линия - Телеком, 2006. -192 с.

6. Иванченко И. Мягкая сила России: что мы делаем не так? - URL: http:// www.picreadi.ru/myagkaya-sila-rossii-chto-my-delaem-ne-tak/

7. Книга правителя области Шан. - М. : Ладомир, 1993. - 282 с.

8. Концепция внешней политики Российской Федерации (утверждена Президентом РФ В. В. Путиным 12 февраля 2013 г.). - URL : http://www. mid.ru/foreign_policy/official_documents/-/asset_publisher/CptICkB6BZ29/ content/id/122186/

9. Кузнецова О. Россия вошла в топ-30 самых влиятельных стран по критерию «мягкой силы». - URL : http://www.kommersant.ru/doc/3012786/

10. «Мягкая сила» и общественная дипломатия. Совещание послов и постоянных представителей России // Президент России. Официальный сайт. -URL : http://www.kremlin.ru/news/15902/

11. Паршин П. Проблематика «мягкой силы» во внешней политике России. Сетевое издание Центра исследований и аналитики Фонда исторической перспективы. - URL : http://www.perspektivy.info/book/problematika_ magkoj_sily_vo_vneshnej_politike_rossii_2014-03-03.htm/

12. Совещание послов и постоянных представителей России. - URL: http:// www.kremlin.ru/events/president/news/15902/

13. Студнева Е. МИД и Общественная палата России обсудили ресурсы «мягкой силы». Международная жизнь. - URL: http://interaffairs.ru/read. php?item=8129/

14. Тофлер Э. Война и антивойна. - М. : АСТ, 2005. - 416 с.

15. Тоффлер Э. Метаморфозы власти. - URL : http://www.gumer.info/bibliotek_ Buks/ Sociolog/Toffl/intro.php/.

16. Фонд «Русский мир» создан во исполнение Указа Президента РФ В. В. Путина от 21 июня 2007 г. - URL : http://www.russkiymir.ru/fund/

17. Joff J. How America Does it // Foreign Affairs. - 1997. - Vol. 76. - № 5. September / October - P. 13-27.

18. Nye S. J. Bound to Lead: The Changing Nature of American Power. - N. Y. : Basic Books, 1991. - 336 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.