Научная статья на тему '«Мягкая сила» как фактор современной геополитики'

«Мягкая сила» как фактор современной геополитики Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
7486
1310
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
PolitBook
ВАК
Ключевые слова
"МЯГКАЯ СИЛА" / ТЕОРИЯ "УПРАВЛЯЕМОГО ХАОСА" / ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА РФ / ИНФОРМАЦИОННО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ПУБЛИЧНАЯ ДИПЛОМАТИЯ / КУЛЬТУРНАЯ ПОЛИТИКА / "SOFT POWER" / THEORY OF «CONTROLLED CHAOS» / FOREIGN POLICY OF THE RUSSIAN FEDERATION / INFORMATION AND PSYCHOLOGICAL SECURITY / PUBLIC DIPLOMACY / CULTURAL POLICY

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Матвеенко Юрий Иванович, Галаева Маргарита Германовна

Данная статья посвящена использованию инструментов непрямых действий, в том числе и политики «мягкой силы» во внешнеполитической деятельности государств. Особое внимание уделено информации, так как именно через информацию происходит формирование общественного мнения. Политику «мягкой силы» можно использовать как во благо, так и во зло. Именно поэтому, автор различает использование прямых или официальных инструментов «мягкой силы» и непрямых или неофициальных. Исходя из этого, в статье предложено такое понятие «мягкой силы», которое объединяет использование как официальных, так и неофициальных методов воздействия. Выделена специфика «мягкой силы» России, которая, по мнению автора, состоит в противодействии экспансии геополитических конкурентов в информационно-психологической и культурной областях, а также в ответных действиях в виде проецирования своих национальных достижений и духовных ценностей в мировое пространство. На этом основании выработаны соответствующие рекомендации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOFT POWER" AS A FACTOR OF MODERN GEOPOLITICS

The article is devoted to the tools of indirect instruments of action, including policy «soft power» in foreign policy of States. Special attention is paid to information, because the information influences on public opinion. A policy of «soft power» can be used both for «good» and for «evil». That''s why the author distinguishes between the use of direct or official instruments of soft power, and indirect or informal. The article suggests that the concept of «soft power», which combines the use of formal and informal methods of influence. Specifics of «soft power» of Russia, which was to oppose the expansion of geopolitical competitors in the information-psychological and cultural fields, and in response, in the projection of their national achievements and spiritual values in world. Recommendations were created.

Текст научной работы на тему ««Мягкая сила» как фактор современной геополитики»

Ю.И. Матвеенко, М.Г. Галаева

«МЯГКАЯ СИЛА» КАК ФАКТОР СОВРЕМЕННОЙ ГЕОПОЛИТИКИ

Аннотация

Данная статья посвящена использованию инструментов непрямых действий, в том числе и политики «мягкой силы» во внешнеполитической деятельности государств. Особое внимание уделено информации, так как именно через информацию происходит формирование общественного мнения. Политику «мягкой силы» можно использовать как во благо, так и во зло. Именно поэтому, автор различает использование прямых или официальных инструментов «мягкой силы» и непрямых или неофициальных. Исходя из этого, в статье предложено такое понятие «мягкой силы», которое объединяет использование как официальных, так и неофициальных методов воздействия. Выделена специфика «мягкой силы» России, которая, по мнению автора, состоит в противодействии экспансии геополитических конкурентов в информационно-психологической и культурной областях, а также в ответных действиях в виде проецирования своих национальных достижений и духовных ценностей в мировое пространство. На этом основании выработаны соответствующие рекомендации.

Ключевые слова:

«мягкая сила», теория «управляемого хаоса», внешняя политика РФ, информационно-психологическая безопасность, публичная дипломатия, культурная политика.

Y. Matveenko, M. Galaeva

"SOFT POWER" AS A FACTOR OF MODERN GEOPOLITICS

Abstract

The article is devoted to the tools of indirect instruments of action, including policy «soft power» in foreign policy of States. Special attention is paid to information, because the information influences on public opinion. A policy of «soft power» can be used both for «good» and for «evil». That's why the author distinguishes between the use of direct or official instruments of soft power, and indirect or informal. The article suggests that the concept of «soft power», which combines the use of formal and informal methods of influence. Specifics of «soft power» of Russia, which was to oppose the expansion of geopolitical competitors in the information-psychological and cultural fields, and in response, in the projection of their national achievements and spiritual values in world. Recommendations were created.

Key words :

«soft power», theory of «controlled chaos», foreign policy of the Russian Federation, information and psychological security, public diplomacy, cultural policy.

В современном многополярном мире многие инструменты ведения внешнеполитической деятельности государств, апробированные в прошлом, практически ушли на второй план. В XXI в. инструменты непрямых

действий, к чему относят и политику «мягкой силы», приобретают большую популярность, с каждым днем доказывая свою эффективность. С развитием информационного общества в мире возрастает роль информации, которая занимает центральное место в концепции «мягкой силы». С одной стороны, информация является универсальным инструментом прогресса человечества, открывающим перед личностью огромное количество возможностей в виде доступа к различным областям деятельности. С другой, с изобретением новых способов, методов и технологий информационно-психологического воздействия превращается в мощное геополитическое оружие, которое может оказывать негативное воздействие на развитие той страны, на которую направлена некая «информационная атака». Это связано, прежде всего, с изобретением новых способов, методов и технологий информационно-психологического воздействия на массовое сознание.

Возвращаясь к истокам «мягкой силы», следует отметить, что сам термин впервые ввел в оборот в 1990 году профессор Гарвардского университета Джозеф Най в своей работе «Bound to Lead: The Changing Nature of American» и развил в следующей своей книге - «Soft Power: The Means to Success in World Politics», изданной в 2004 году. В России она переведена на русский язык в 2006 году. Саму «силу» Дж.Най подразделяет на «жесткую» и «мягкую». Под «жесткой силой» ученый понимает способность к принуждению, которая обуславливается военной и экономической мощью страны [5, с. 25]. Сегодня «жесткую силу» перестают воспринимать как единственный эффективный способ противостояния: она обладает недолговечным эффектом, который практически сразу исчезает при снятии внешнего поддерживающего давления. Ведь для того, чтобы результат держался как можно дольше, необходимо все время держать ту или иную ситуацию в зоне конфликта, сохраняя напряжение, более того, каждый раз наращивая его, так как по мере ослабления силового компонента снижается и сам эффект «жесткой силы». «Мягкая сила», по Наю, это способность добиваться желаемого на основе добровольного участия союзников, а не с помощью принуждения или подачек [5, с. 27]. В современном мире «мягкую силу» можно считать особого рода управленческой политикой, которая направлена на использование ненасильственных методов воздействия, инструмент и технологию для достижения своих геостратегических целей. В отличие от «жесткой силы»,

«мягкая сила» позволяет получать результаты, которые сохраняются в течение длительного времени и не требуют постоянного внешнего давления. Конечно, обладание потенциалом «жесткой силы» является важным для национальной безопасности государства, но необходимо также понимать, что невозможно добиться полного геополитического преимущества, используя лишь жесткие способы воздействия. В отечественной научной литературе единого определения «мягкой силы» не существует. Например, доктор политических наук Г.Ю. Филимонов рассматривает «мягкую силу» в фокусе глобальных экономических, социально-политических, и культурных процессов, формирующих новую систему международных отношений, в которой классические иерархические модели взаимоотношений международных акторов начинают уступать место сетевым структурам. Для него «мягкая сила» - это символическое понятие, отражающее американское политическое мышление и подходы Соединенных Штатов к понимаю специфики невоенных компонентов внешнеполитического могущества государства [7, с. 64]. Ученый А.И. Сухарев считает, что «мягкая сила» является одной из форм внешнеполитической стратегии государства, а также комплексным механизмом влияния через систему «привлекательных преференций», набор политтехнологических приемов, методов и средств [1, с. 15]. Руководитель Федерального агентства Россотрудниче-ство К.И. Косачев понимает под «мягкой силой» гражданское общество, его институты и структуры, которые также способны формировать внешнюю политику государства.

Традиционно источниками «мягкой силы» являются «культура» (ее привлекательность в других странах), «политические ценности» (когда государство действует согласно им как у себя дома, так и за рубежом) и «внешняя политика» (если она воспринимается другими странами как легитимная, обладает моральным авторитетом). Но, существует и другой подход, исходя из которого «мягкую силу» можно подразделить на следующие составляющие: экономическое, политическое и культурное влияние [6, с. 114]. Под экономическим влиянием следует понимать саму экономическую модель, инвестиционную деятельность и программы помощи развитию. Под политическим влиянием - характер взаимоотношений с другими государствами, участие в различных международных организациях, а также международный имидж того или иного государства, исходя

из его внешней политики. Под культурным влиянием - привлекательность самой культуры как таковой и ее ценностей.

В последнее время приобретает популярность новая теория Дж.Ная под названием «умная сила», подразумевающая под собой динамичную комбинацию «мягкой» и «жесткой» силы, пропорция которых во внешнеполитическом инструментарии должна меняться в зависимости от контекста и объекта геополитического влияния. Количество упоминаний термина «умная сила» на сайте Госдепартамента США стало существенно опережать количество упоминаний «мягкой силы» (350 против 15). Причина заключается, по-видимому, в том, что «мягкая сила» редко употреблялась без упоминания «жесткой силы», а «умная сила» объединяет сразу два понятия [8, с. 24]. Использование политики «умной силы» означает применение той же военной силы совместно со всеми формами дипломатии.

«Мягкая сила» как сила в международных отношениях всегда связана с дипломатией, ведь каждому государство необходимо представлять свой народ, свое государство, свою культуру на международной арене. Поэтому, в теоретическом и практическом плане, большое внимание уделяется такому понятию, как «публичная дипломатия». По Дж. Наю, публичная дипломатия обладает следующими параметрами: повседневной коммуникацией, целью которой является объяснение политико-управленческих решений в области внутренней и внешней политики государства, причем акцент делается на иностранную прессу с целью формирования международного имиджа страны; стратегической коммуникацией, которая занимается планированием символических акций и коммуникацией на протяжении года для предания некого бренда центральным темам; разработкой долгосрочных взаимоотношений с индивидами других стран в течение многих лет через систему различных конференций, семинаров, обменов и доступа к СМИ. Необходимо понимать, что публичная дипломатия - это вид деятельности, а «мягкая сила» - это ресурс, для приобретения которого может использоваться данный вид деятельности. То есть, публичная дипломатия - это вид деятельности, используемый для развития и накопления потенциала «мягкой силы».

Как и любую другую силу, «мягкую силу» можно использовать как во благо, так и во зло. Поэтому, необходимо отличать использование прямых или официальных инструментов «мягкой силы» от непрямых или неофициальных. Под официальным механизмом реализации «мягкой силы» следует

понимать государственное регулирование сферы внешней политики публичной дипломатии, под неофициальным - неформальные каналы решения внешнеполитических задач в гуманитарной сфере [7, с. 73]. Ранее было рассмотрено традиционное использование политики «мягкой силы», в основе которой положена универсальная идея повышения привлекательности страны на международной арене. Но сегодня, существуют новые, иные стратегии применения «мягкой силы», которые различаются в зависимости от применяемых ресурсов, целей и результатов. Таким образом, «мягкую силу» необходимо рассматривать как способность управлять массовым сознанием путем воздействия на систему ценностей людей, их мировоззрение и культурно-цивилизационные коды, тем самым обеспечивая «добровольное» подчинение того или иного общества.

Одной из самых эффективных технологий влияния на общественные сознания является теория «управляемого хаоса», разработчиком которой является профессор Торонтского университета Стивен Манн, лично участвовавший в создании многих очагов управляемого хаоса и, более того, имеющий прямое отношение к «цветным революциям» в республиках бывшего СССР. В 1996 году Стивен Манн пишет доклад под названием «Реакция на хаос», в котором он конкретно развивает концепт «управляемого хаоса». Согласно утверждениям профессора, существуют сложные открытые системы (те, которые взаимодействуют с внешней средой). Такие системы могут находиться не только в состояниях порядка и хаоса, они могут находиться также в состоянии «неравновесного порядка» (который при слабых воздействиях способен обрушиваться в хаос) и в состоянии «детерминированного хаоса» (который при слабых воздействиях может самоорганизоваться в относительно устойчивый порядок). Но оба эти процесса возможны лишь при условии, что в системе существуют специфические «зародыши» хаоса или порядка, которые он называет «аттракторами» [4]. Иными словами, геополитическая идея хаоса опирается, прежде всего, на реально существующее общественное недовольство в стране, в первую очередь, из-за отсутствия эффективных каналов взаимодействия по линии «власть-общество». Негативное восприятие и состояние населения начинают вызывать осознанный социальный дискомфорт - в этих условиях власть не способна функционировать в прежнем режиме. Помимо этого, пишет Манн, существует некий тип организаций, таких, как «группы кризисного управления». Сначала такие группы за-

нимались только выводом из кризисного состояния бизнес-корпораций. Позже их активность перешла и на политические процессы. Вскоре стало ясно, что многие из таких групп заняты не урегулированием кризисов, а, наоборот, их конструированием (именно в духе «создания хаоса»). В своей статье он открыто говорит о событиях, в которых национальный интерес США является приоритетнее международной стабильности в целом. В действительности, сознаем это или нет, мы уже предпринимаем меры для усиления хаоса, когда содействуем демократии, рыночным реформам, когда развиваем СМИ через частный сектор» [4]. Эти ключевые положения реализуются в настоящий момент во многих странах, в том числе и на постсоветском пространстве, именуемые как «цветные революции». Вытеснение существующей идеологии, появление идейного плюрализма, сбрасывание «балласта» ценностей, резкое повышение материальных запросов, прежде всего в элите, потеря управляемости экономикой, беспредел «демократических», якобы самостоятельных движений — все это лишь сознательно внедряемые технологии теории «управляемого хаоса», главная цель которой — разрушение существующих национальных государств, традиционных культур и цивилизаций. На их место должно прийти нечто совершенно новое, а именно — общество, состоящее из людей со стертой исторической памятью (что, в свою очередь, достигается при помощи особых технологий, относящихся в основном к сфере СМИ и образования) [3, с. 71]. Иными словами, геополитическая доктрина «управляемого хаоса» в политической сфере страны предполагает: во-первых, объединение в нужный момент и на требуемый период разрозненных политических сил, проявляющих недовольство в отношении легитимной власти; Во-вторых, подрыв уверенности самих лидеров страны в своих силах и в лояльности армии, служб безопасности и других силовых структур; В-третьих, прямую дестабилизацию обстановки в стране, поощрение настроений протеста с привлечением иностранных агентов, которые, в свою очередь, будут сеять в обществе чувство паники и недоверия к власти; в-четвертых, - организацию смены власти путем «демократических» выборов, вооруженных выступлений или другими методами.

Более того, существует необходимость понимать важность информационных каналов в современном мире, так как в центре «цветных революций» всегда находится «цветная (оранжевая) политтехнологическая группировка» (ОПГ), в основном, финансируемая извне. Именно комму-

никация (прежде всего, в виде социальных сетей) является одним из главных и эффективных орудий организаторов «управляемого хаоса». Это войны нового типа - информационные или даже информационно-психологические. Поэтому, необходимо целенаправленно выявлять особенности войн нового типа и оперативно вырабатывать стратегии по их противодействию. Таким образом, специфика «мягкой силы» России состоит в противодействии экспансии геополитических конкурентов в информационно-психологической и культурной областях, а также в применении ответных действий в виде проецирования своих национальных достижений и духовных ценностей в мировое пространство. То есть, сегодня, в контексте «мягкой силы», России необходимо развиваться по двум направлениям - культурному и информационно-психологическому.

1. Информационно-психологическое обеспечение «мягкой силы». Проблемам информационно-психологического противостояния в современной России уделяется недостаточно внимания. Лишь в 1978 году была попытка создания в Министерстве обороны войсковой части 10003, которая была ориентирована непосредственно на противоборство в области подсознания, подготовку военнослужащих к участию в новом типе войн. Однако, в начале 2000-х годов, секретное подразделение было ликвидировано в связи с выполненными задачами. К сожалению, по нашему мнению, и сегодня государственные институты в России недостаточно занимаются вопросами обеспечения защиты от внешнего влияния на общественное сознание граждан. Более того, анализ правовых актов позволяет сделать вывод о том, что в России приняты и реализуются Военная доктрина Российской Федерации, «Доктрина информационной безопасности Российской Федерации», «Основы государственной политики РФ в области международной информационной безопасности на период до 2020 года», «Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации», «Концепция внешней политики Российской Федерации», «Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года», частично затрагивающие информационную безопасность России. Но, отдельного документа, посвящённого стратегии формирования и обеспечения именно информационно-психологической безопасности в России не реализовано. То есть, существующее на данный момент в России законодательство не охватывает в полной мере вопросы, касающиеся обеспечения информационно-психологической защиты. В связи с этим,

мы имеем следующие недостатки информационно-психологического противоборства: игнорирование проблем информационно-психологического характера, недостаточный государственный контроль над информационным пространством, отсутствие постоянно реализуемой государственной политики в сфере защиты от информационных атак как индивидуального, так и общественного сознания, отсутствие правовых основ деятельности в этом направлении государственных институтов.

Нужна разработка целого комплекса идей и конкретных решений для их последующей реализации. Первым шагом является разработка Доктрины «Информационно-психологической безопасности», в которой будут прописаны лишь векторы развития в данной сфере. Следующим шагом является разработка концепции, в которой необходимо прописать общие принципы, методы, средства для реализации доктрины. Из концепции вытекает более детальный документ под названием «Стратегия информационно-психологической безопасности», в которой будет прописана четкая цель и поэтапная ее реализация. Далее, появление Федеральных законов и ведомственных правовых актов, в которых будут указы исполнители - конкретные лица, отвечающие за реализацию правовых документов. Таким образом, в наличии будет пакет документов, детально отражающий все аспекты информационно-психологической безопасности России. Реализация документов должна осуществляться как на обыденно-практическом, так и научно-теоретическом уровне, что позволит обеспечивать участие в данном процессе как вооруженных сил и специальных служб, так и институтов гражданского общества, самих граждан. Предлагается следующее:

Во-первых, необходимо организовать комплексное научное изучение проблем обеспечения информационно-психологической безопасности России, создание нового научно-учебного направления /дисциплины «Информационно-психологическое противоборство в современном мире», что позволит обеспечить наличие высококвалифицированных российских специалистов в данной области. Более того, нашей стране нужны эффективные технологии, а значит и эффективные эксперты в данной области -следовательно, необходимо увеличить финансирование на НИОКР (научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки);

в-третьих, деятельность по обеспечению информационно-психологической безопасности государства должна быть построена на

трех уровнях: региональном, федеральном и международном. Только при соблюдении данных рекомендаций будет осуществляться эффективная государственная политика, которая будет способствовать геополитическому усилению нашей страны;

в-четвертых, необходимы меры организационного характера, которые включают в себя создание системы противодействия от внешнего информационно-психологического влияния в виде структур Вооруженных сил, Федеральной службы безопасности, государственных СМИ, а также различных культурных объединений, организацию деятельности по созданию информационно-психологического оружия;

в-пятых, для индивидуальной и общественной информационно-психологической защиты российская власть должна умело справляться с внешними информационными потоками, наладив эффективное сотрудничество со СМИ, как российскими, так и с зарубежными.

2. Культурные основы «мягкой силы» России. Основная проблема обеспечения духовной безопасности российского общества - навязывание ложных ценностей российской нации, определение деструктивных жизненных приоритетов, целей и задач как отдельной личности, так и общества в целом. Современная геополитическая ситуация, сложившаяся сегодня в мире, требует создание стратегий развитий России не только в материальной сфере, но и в сфере духовной. Для поддержания статуса сильной державы, для успешного развития России следует проводить целенаправленную эффективную политику в сфере культурных, духовных отношений, создать некую духовную геостратегию как внутри страны, так и за ее пределами для формирования и поддержания позитивного имиджа нашей страны. Если рассматривать «культурные основы» России конкретно, в контексте «мягкой силы», то, следует отметить, что само упоминание такой политики, как «мягкая сила» находится в единственном документе - «Концепция внешней политики Российской Федерации», а отдельный документ, посвящённый стратегии формирования и обеспечения именно культурных (духовных) основ политики «мягкой силы» в России, по всей видимости, еще ждет своей разработки. В связи с этим, автор предлагает также, как и с информационно-психологическим аспектом «мягкой силы», разработать комплексный пакет документов, который будет наиболее четко отражать всю сущность культурных основ российского общества. Первым шагом будет также являться разработка доктрины, но уже культурных основ «мяг-

кой силы» под названием «Духовная геостратегия России», в которой будут прописаны ее векторы развития. Следующим шагом является разработка концепции, в которой необходимо прописать общие принципы, методы, средства для реализации доктрины. Из концепции вытекает более детальный документ под названием «Стратегия гуманитарного влиянии России в мире», в которой будет прописана четкая цель и поэтапная ее реализация. Далее, возможно появление Федеральных законов и ведомственных правовых актов, в которых будут указаны исполнители - конкретные лица, отвечающие за реализацию правовых документов. Таким образом, в наличии будет целый пакет документов, детально отражающий все аспекты культурных основ «мягкой силы» России. В данных документах должны быть найдены решения следующих проблем:

Во-первых, разработка и окончательное оформление общенациональной идеи. Сегодня в России существуют серьезные проблемы с пониманием формирования общей национальной идеи, ее содержания, а также способов реализации. Современному социуму нужна какая-либо идея, так как общество не может жить без четко сформулированной цели, без определения пути своего развития. Отсутствие общей национальной идеи, либо, наоборот, их многообразие, порождает нестабильность в обществе, хаос - хаос мыслей, идей, взглядов, что ведет к хаосу во всей социальной жизни в целом. Автор предлагает следующее определение общенациональной идеи России: это уникальный, специфический мировоззренческий феномен, который характеризуется наличием ценностных ориентиров, объединяющий различные народы (народности) на основе русского суперэтноса в рамках государства-нации - России. Для того, чтобы общенациональная идея стала объединяющим началом российского общества, она должна стать общероссийской, объединяющей большинство народов страны. Эта идея должна способствовать сохранению России как единого неделимого государства и ее прогрессивного развития. «Для державного государства с тысячелетней традицией нет никакой объективной необходимости отказываться от идеи самостоятельного, национального пути развития даже в эпоху глобализации» [9]. В этом смысл, на наш взгляд, эффективной государственной политики.

Во-вторых, пропаганда российских ценностей в мировом пространстве. На международной арене необходимо позиционировать себя как сильного геополитического конкурента. В современном мире иметь силь-

ную армию, развитую экономику, великую историю и культуру почти беспроигрышно, но мало. Наиболее важным становится убедить в этом другие народы. В нашей стране ценности создавать не нужно, они уже давно созданы, но их необходимо проецировать на мировое пространство. Сегодня пропаганду российских ценностей ведет лишь небольшая доля населения, можно даже сказать единицы. Хорошим примером служит живой журнал в интернете «Сделано у нас. У нас есть чем гордиться», создателем которого является Роман Ковригин. На данном сайте публикуются только позитивные новости о России. В настоящий момент сайт нацелен только на российских пользователей (для поднятия чувства патриотизма российских граждан это также является важным), но в силах государства вывести данный и подобные ему проекты на международный уровень. Мы должны заявить о себе как о сильном геополитическом государстве. По крайней мере, положительным уже является то, что работа по расширению российского влияния ведется, хоть и медленно, но верно. В какой-то степени нам необходимо использовать и американский опыт. Соединенные Штаты имеют известное глобальное телевидение (CNN), которое транслируется практически в любую точку мира. В России, в свою очередь, в 2005 году был создан аналогичный круглосуточный информационный телеканал Russia Today. Сегодня Russia Today (RT) популярный канал, транслируемый из Москвы более чем в 100 странах мира. Здесь освещаются российские новости, мероприятия, а также и международные события, но с точки зрения того, как они отражаются в России, и какую реакцию они вызывают в нашей стране. Возможно, RT является тем самым информационным оружием против навязываемой гегемонии Запада во главе с США. Все текущие международные события анализируются на канале и преподносятся как пример упадка морального статуса гегемонистских стран. Безусловно, объем вещания и воздействие на аудиторию значительно ниже, чем у CNN. Поэтому, необходимо принять меры по увеличению объема вещания и расширению иностранной аудитории телеканала. В таком случае, эффективность «мягкой силы» России увеличится в разы;

в-четвертых, развитие массовой и элитарной культуры. Массовую культуру нужно развивать путем культивирования собственного эксклюзивного стиля, не смотря на уже имеющиеся форматы поп-культуры. Сделать акцент необходимо также на народных песнях, романсах,

фольклорной музыке, которые мы особо не отнесем ни к массовой, ни к элитарной культуре. О российской истории и культуре народы других стран должны узнавать не из иностранных фильмов и иностранных книг, написанных о нас, а из отечественных. Что касается элитарной культуры, то она, безусловно, должна стать «визитной карточкой» России -ежегодно необходимо совершенствовать российские культурно-образовательные программы по обмену студентов. Не стоит забывать и о том, что активная интеграция в мировой культурный процесс способствует росту престижа культуры России;

в-пятых, дальнейшее развитие сотрудничества в культурной сфере. Желательно еще больше расширять сотрудничество со странами СНГ посредством создания новых институтов взаимодействия в сфере гуманитарных отношений, требуется разработать более эффективные методы позиционирования российского образования. Также нужно развивать взаимодействие с международными организациями в сфере сохранения культурного наследия, такими, как ЮНЕСКО, Форум славянских культур и др.

в-шестых, духовно-нравственное оздоровление населения. Не стоить забывать, что сила государства во многом определяется моральным здоровьем его нации. Необходимо полномасштабное государственное финансирование и реализация программ по массовому привлечению граждан к здоровому образу жизни, постоянная антипропаганда алкоголя, наркотиков и табачных изделий. Причем информация, транслируемая через СМИ, должна отражать реальную картину процессов, происходящих в человеческом организме после употребления вышеупомянутых веществ. Спортсмен должен стать эталоном, мотивацией для обычного гражданина. Также является важным пробуждение исторической памяти населения, в связи с сегодняшними событиями следует обратить внимание именно на правдивую историю нашей страны, предотвращать внешние попытки исказить нашу историю, таких, как отрицание роли Советского Союза и победы его Великого народа во Второй мировой войне, восхваление нацизма и т.д. Знание истории своей страны, осознание связи между поколениями составляют колоссальное духовное наследие, которого так опасаются наши геополитические конкуренты. Российская нация должна сохранить свой дух и действительно стать единым этнокультурным образованием, в противном случае российскую нацию ждет духовная деградация.

В-седьмых, укрепление роли русского языка как средства межнационального общения не только российского, но и постсоветского пространства, а также популяризация изучения русского языка в зонах геополитических конкурентов России. Как было заявлено ученым Г. Карасиным: «русский язык - не только язык нашей общей истории и культуры, это объединяющее начало для многомиллионного русского мира» [2]. Это вовсе не означает, что наша страна должна стремиться к духовному угнетению других народов, наоборот, мы должны проводить деятельность, которая будет направлена на достижение такого состояния, при котором русская культура будет сохраняться и распространяться, но при этом не будет являться препятствием для развития национальных культур других народов.

В-восьмых, расширение и финансирование Российских Центров науки и культуры (РЦНК) за рубежом. В настоящее время в модернизации нуждается до 80% центров за рубежом. Не стоит забывать, что состояние самих зданий является лицом нашего государства и престиж России в целом. Такие центры должны являться притяжением как соотечественников, так и тех, кто просто интересуется Россией. Они являются центрами влияния России на общественное мнение, используя инструменты «мягкой силы».

Из вышесказанного следует, что в современном мире «мягкую силу» можно рассматривать как особый род управленческой политики, которая направлена на использование ненасильственных методов воздействия, инструментов и технологий для достижения своих целей. Политика «мягкой силы» обладает своими ресурсами и технологиями по их использованию, которые могут быть применены как открытым, так и закрытым способом. Среди российских ученых единого определения «мягкой силы» не существует. В связи с этим автор предлагает свою дефиницию «мягкой силы», под которой следует понимать социально-политический феномен, характеризующийся способностью акторов международных отношений достигать выгодных для них геостратегических целей посредством явного и латентного непрямого ненасильственного воздействия на реальных и потенциальных геоконкурентов.

Сегодня России необходимо развиваться по двум направлениям -культурному и информационно-психологическому. В связи с этим, автором были разработаны рекомендации к данным сферам, при выполнении которых в России будет реализоваться эффективная государственная политика,

а это означает постоянное развитие сильного геополитического государства. В современном мире особенно важно развивать именно духовную сферу общества, ведь сегодня от того, насколько нация развита духовно, насколько эффективно обеспечивается информационная, культурная, идеологическая безопасность, зависит не только прогрессивное развитие страны, но и вероятность нападения на нее геополитических конкурентов.

Литература

1. Будаев А.В. Роль «мягкой силы» во внешней политике России (на примере российско-бразильский отношений) / дисс. на соискание уч.стен. кандидата полит.наук, 23.00.04. М., ДА МИД РФ, 2014.

2. Карасин Г. Споры и диаспоры. Уроки Всемирного конгресса соотечественников // Российская газета. 2012. №5956(283).

3. Лепский В.Е. Рефлексивный анализ технологий управляемого хаоса как оружия субъектности развития // Информационные войны. 2010. №4(16).

4. Манн С. Реакция на хаос. URL: http://www.intelros.ru/2007/02/ 26/stiv_mann_reakcija_na_khaos.html (дата обращения: 02.02.2015).

5. Най Дж.С. Гибкая власть. Как добиться успеха в мировой политике» перевод. Новосибирск-Москва.: Фонд социо-прогностических исследований «Тренды»,2006.

6. Радиков И.В., Лексютина, Я.В. «Мягкая сила» как атрибут великой державы // МЭиМО. 2012. №2.

7. Филимонов Г.Ю.Актуальные вопросы формирования стратегии «мягкой силы» во внешней политике Российской Федерации // Международные отношения. 2014. №1.

8. Харкевич М.В. Мягкая сила: политическое использование научной концепции // Вестник МГИМО университета. 2014. Том №2(35).

9. Matveenko Yu.I. Modernization processes in an Era of Globalization: choice of the Strategy for modern Russia // Global Science and Innovation. Chicago-USA, 2014.

References

1. Budaev A.V. Rol' «myagkoi sily» vo vneshnei politike Rossii (na primere rossiisko-brazil'skii otnoshenii). diss. na soiskanie uch.sten. kand.polit.nauk, 23.00.04. M., DA MID RF, 2014.

2. Karasin G. Spory i diaspory. Uroki Vsemirnogo kongressa soote-chestvennikov. Rossiiskaya gazeta. 2012. №5956(283).

3. Lepskii V.E. Refleksivnyi analiz tekhnologii upravlyaemogo khaosa kak oruzhiya sub"ektnosti razvitiya. Informatsionnye voiny. 2010. №4(16).

4. Mann S. Reaktsiya na khaos. URL: http://www.intelros.ru/2007/02/ 26/stiv_mann_reakcija_na_khaos.html (data obrashcheniya: 02.02.2015).

5. Nai Dzh.S. Gibkaya vlast'. Kak dobit'sya uspekha v mirovoi politike» perevod. Novosibirsk-Moskva: Fond sotsio-prognosticheskikh issledovanii «Trendy», 2006.

6. Radikov I.V., Leksyutina, Ya.V. «Myagkaya sila» kak atribut velikoi derzhavy. MEiMO. 2012. №2.

7. Filimonov G.Yu.Aktual'nye voprosy formirovaniya strategii «myagkoi sily» vo vneshnei politike Rossiiskoi Federatsii // Mezhdunarodnye ot-nosheniya. 2014. №1.

8. Kharkevich M.V. Myagkaya sila: politicheskoe ispol'zovanie nauch-noi kontseptsii. Vestnik MGIMO universiteta. 2014. Tom №2(35).

9. Matveenko Yu.I. Modernization processes in an Era of Globalization: choice of the Strategy for modern Russia. Global Science and Innovation. Chicago-USA, 2014.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.