Научная статья на тему 'Сетевые информационные технологии, перспективы использования в международной политике'

Сетевые информационные технологии, перспективы использования в международной политике Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
241
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
сетевые информационные технологии / международная политика / «электронное правительство» / коммуникационные технологии / «мягкая сила» / networking information technologies / foreign policy / e-government / communication technologies / “soft power”

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — М М. Васильева, И В. Манохин

В статье рассматривается вопрос о сетевых информационных технологиях, которые предоставляют широкие технические возможности для государственного управления. Авторы приходят к выводу, что сегодня сетевые информационные технологии становятся всё более значимой площадкой внешнеполитической деятельности. В то же время использование «мягкой силы» посредством сетевых форм интернет-технологий расширяет возможности подрыва извне политической стабильности страны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NETWORKING IN FORMATION TECHNOLOGIES, OUTLOOK FOR FOREIGN POLICY

The main question tackled in this research deals with networking information technologies that provide great opportunities for state governance. The authors come to a conclusion that networking information technologies become a significant means to carry out foreign policy. At the same time the use of “soft power” through networkforms of Internet technologies increase the risk ofundermining political stability of the country.

Текст научной работы на тему «Сетевые информационные технологии, перспективы использования в международной политике»

ПОЛИТОЛОГИЯ

УДК 32.019.51

М. М. Васильева, И. В. Манохин

Васильева М. М., кандидат политических наук,

доцент каф. связей с общественностью ИМО и СПН МГЛУ;

e-mail: [email protected]

Манохин И. В., кандидат исторических наук,

и.о. ректора МГЛУ; e-mail: [email protected]

СЕТЕВЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ, ПЕРСПЕКТИВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ В МЕЖДУНАРОДНОЙ ПОЛИТИКЕ

В статье рассматривается вопрос о сетевых информационных технологиях, которые предоставляют широкие технические возможности для государственного управления. Авторы приходят к выводу, что сегодня сетевые информационные технологии становятся всё более значимой площадкой внешнеполитической деятельности. В то же время использование «мягкой силы» посредством сетевых форм интернет-технологий расширяет возможности подрыва извне политической стабильности страны.

Ключевые слова: сетевые информационные технологии; международная политика; «электронное правительство»; коммуникационные технологии; «мягкая сила».

M. M. Vassiljeva, I. V. Manokhin

Vassiljeva M. M., Ph.D. in Politics, Associate Professor

of the Department of Public Relations, Institute for Foreign Relations

and Social and Political Studies, MSLU; e-mail: [email protected]

Manokhin I. V., Ph.D. (History), Acting president, MSLU; e-mail: [email protected]

NETWORKING IN FORMATION TECHNOLOGIES, OUTLOOK FOR FOREIGN POLICY

The main question tackled in this research deals with networking information technologies that provide great opportunities for state governance. The authors come to a conclusion that networking information technologies become a significant means to carry out foreign policy. At the same time the use of

"soft power" through networkforms of Internet technologies increase the risk ofundermining political stability of the country.

Key words. networking information technologies; foreign policy; e-government; communication technologies; "soft power".

Информация и коммуникационные технологии становятся сегодня важными факторами обеспечения стратегической стабильности и международной интеграции государств. Существенная роль в формировании единого информационного пространства отводится созданию общенациональной телекоммуникационной сети страны, которая позволит объединить различные сети, системы и комплексы средств связи, обеспечив потребителям доступ к соответствующим территориально-распределенным информационным ресурсам, обмен информацией в режимах передачи данных и электронной почты. Поэтому все развитые страны особое внимание уделяют созданию информационных структур, которые должны обеспечить их включение в мировое экономическое, информационное и научное пространство, что является необходимым условием прогресса [14].

Сетевые информационные технологии предоставляют широкие технические возможностидля государственного управления, международной политической деятельности, а также сделали болеепрозрач-ным механизм функционирования государственной власти. Интернет позволяет дать более объективную и качественную оценку деятельности политиков [9]. Последние, используя информационные технологии, следят за тем, как общество реагирует на принимаемые политические решения, стараются представить себя в выгодном свете, не допускать волнений общественности и т. д.

В последние годы в России началась реализация проектов создания, так называемого электронного правительства [12, с. 42].

«Электронное правительство» создано для:

• повышения оперативности и качества государственного управления;

• оптимизации предоставления государственных услуг;

• поддержания и расширения возможностей самообслуживания граждан;

• роста осведомленности и информационной культуры граждан;

• повышения степени участия всех избирателей в процессах руководства и управления страной;

• снижения воздействия фактора географического местоположения (отдаленности от органов власти).

Наличие «электронного правительства» в перспективе будет способствовать формированию гражданского общества, позволит людям болееактивно проявлять свою гражданскую позицию, требовать от политиков выполнения своих предвыборных обещаний, что расширит возможности самого гражданского общества по контролю над властью.

В то же время Интернет все шире используется в международных отношениях и как средство политической борьбы. В условиях возрастающей информатизации и политическойоткрытости государства становятся все более уязвимыми передтеми, кто доминирует в сетевых информационных технологиях, поскольку Интернет становится главным средством манипулирования общественным сознанием [13, с. 225].

Многие некоммерческие организации (далее - НКО) в России занимаются политической деятельностью, активно используя Интернет. Президент России В. Путин в июле 2012 г. подписал Закон [2], согласно которому НКО, финансируемые из-за рубежа должны регистрироваться как иностранные агенты. Аналогичный Закон, но с более жесткими требованиями, действует и в США [13, с. 230].

Интернет облегчает привлечение сторонников, формирование-международных сообществ и коалиций, позволяет координировать-действия на региональном или международном уровнях. С помощью Интернета оппозиционные силы в тоталитарных государствах могут обойти правительственную цензуру.

Весьма серьезные последствия использования Интернета в международных отношениях заключаются в том, что быстро формируются и развиваются сетевые сообщества. Они постепенно становятся акторами мировой политики, принимая на себя определенные государственные функции.

До настоящего времени страны третьего мира, неспособныев силу экономических, культурных, политических и иных причин самостоятельно отстаивать свои позиции в мировой политике, были защищены авторитетом и конкретными шагами международных организаций, могли рассчитывать на их поддержку. Плюс ко всему, на стороне этих стран было международное право, положения которого признавались всеми акторами мировой политики.

Развитие «сетевых союзов» в новой глобальной ситуации способно подорвать основы международного права. Так, по отношению к Интернету до сих пор не отработан четкий свод правили положений, регулирующих деятельность его индивидуальныхпользовате-лей и сетей [12]. «Впервые в истории люди поставленыв глобальные (в перспективе) социальные сети. Системы производства и рынки координируются намировом уровне. СМИ достигают своими посланиями массы людей по всему земному шару. Информатика позволяет взаимодействовать на расстоянии. Материальные и символические коммуникации означают сжатие времени и пространства. Но нет нормативного консенсуса, отвечающего всему этому и способного основать приемлемые для широкой общественности институты демократического глобального управления» [4, с. 14].

Таким образом, развитие новых средств коммуникации, современных информационных и коммуникационных технологий в первое десятилетие XXI в. не могло не оказать влияния как на взаимодействие отдельных государств в рамках глобализации, так и на систему международных отношений в целом. Наиболее ярко этопроявилось в так называемых цветных революциях, арабской весне и других знаковых процессах, свидетелями и участникамикоторых мы стали в последние годы.

Интернет - перспективное средство не только международно-гополитического диалога, взаимодействия; он становится все более значимой площадкой внешнеполитической деятельности. Внедрение сетевых информационных технологий вышло на главные роли и в борьбе за военно-техническое превосходство, в качественном совершенствовании вооружений [13].

Успех современных межгосударственных конфликтов и войн теперь гораздо чаще определяется сетевыми формами интернет-технологий, используемых для политико-дипломатической, экономической и духовно-идеологической борьбы.

Информационные технологии управления потоками инвестиций теперь все шире используются вместе с военной силой или даже вместо нее, особенно в случаях, когда прямое применение военной силы может вызвать осуждение ООН или обойтись слишком дорого.

Свободный доступ к Интернету резко повысил значимость обеспечения информационной безопасности, в том числе и информационно-

психологической безопасности населения. Сетевая безопасность страны стала одним из наиболее приоритетных направлений обеспечения национальной безопасности России.

В руководящих кругах США существует мнение, что защищенность информационных систем и сетей - важнейшая задача обеспечения национальной безопасности начавшегося столетия, что степень риска, которому страна подвергается в этой области, осознана не до конца (обобщенный вывод из анализа официальных документов США, касающихсяобороны и безопасности, информационного противоборства, таких как: «Международная стратегия действий США в киберпространстве», «Стратегия Министерства обороны по операциям в киберпространстве», доктрина «Информационные операции» и др.) [13, с. 235].

В России потенциальные опасности, исходящие от Интернета, гораздо выше, чем в США, поскольку основная масса сетевого программного обеспечения в Российской Федерации либопрямо заимствована, либо построена с включением заимствованных модулей. Известно, что около 70 % программного обеспечения, продаваемого в мире, создано в США. Один из главных производителей программного обеспечения - компания Майкрософт, какизвестно, давно и тесно сотрудничает с Пентагоном. Кроме того,в Россию в большом количестве поступает информационная техника, произведенная за рубежом. Она часто содержит специальныекомпоненты съема или уничтожения информации и т.п.

В Доктрине информационной безопасности Российской Федерации достаточно четко обозначены угрозы национальной безопасности в информационной сфере. В этом документе констатируется: «Информационная сфера, являясь системообразующим фактором жизни общества, активно влияет на состояние политической, экономической, оборонной и других составляющих безопасности Российской Федерации. Национальная безопасностьРоссийской Федерации существенным образом зависит от обеспечения информационной безопасности, и в ходе технического прогресса эта зависимость будет возрастать» (Ч. I, п. 1) [2].

В Основах государственной политики РФ в области международной информационной безопасности на период до 2020 г. определены угрозы в области международной информационной безопасности [7],

порождаемые использованием информационных и коммуникационных технологий:

а) в качестве информационного оружия в военно-политических целях, противоречащих международному праву, для осуществления враждебных действий и актов агрессии, направленных на дискредитацию суверенитета, нарушение территориальной целостности государств и представляющих угрозу международному миру, безопасности и стратегической стабильности;

б) в террористических целях, в том числе для оказания деструктивного воздействия на элементы критической информационной инфраструктуры, а также для пропаганды терроризма и привлечения к террористической деятельности новых сторонников;

в) для вмешательства во внутренние дела суверенных государств, нарушения общественного порядка, разжигания межнациональной, межрасовой и межконфессиональной вражды, пропаганды расистских и ксенофобских идей или теорий, порождающих ненависть и дискриминацию, подстрекающих к насилию;

г) для совершения преступлений, в том числе связанных с неправомерным доступом к компьютерной информации, с созданием, использованием и распространением вредоносных компьютерных программ.

Использование Интернета расширяет возможности подрыва извне политической стабильности страны, поскольку появляются новые эффективные информационные каналы, черезкоторые, в том числе в нарушение российского законодательства, можно дестабилизировать отношения между социальнымигруппами, оказывать негативное воздействие на функционирование гражданского общества. Причем сетевые технологии подрыва политической стабильности применяются всё чаще.

В современных вооруженных конфликтах и войнах, чтобы не оказаться побежденным, т. е. сохранить суверенитет и территориальную целостность страны, необходимо располагать информацией более высокого качества, производить ее быстрее, в большем объеме, эффективнее использовать для решения новых задач. Нужно иметь современную развитую информационную инфраструктуру общества, органов государственной власти, где основой являются компьютерные сети.

Информация, транслируемая через Интернет, может провоцировать:

• межэтнические и межконфессиональные конфликты;

• экстремизм;

• неповиновение представителям законной власти и др.

Российские эксперты в области обеспечения информационной

безопасности обратили внимание на необъяснимую природу компьютерных сбоев и случаи исчезновения информации. В результате исследованийв 2012 г. сотрудниками Лаборатории Касперского был обнаружен вирус, получивший название Flame. Его детальное изучение показало наличие уникального вредоносного кода, превосходящего все ранее известные виды угроз. При этом большинство фактов заражения было отмечено именно в Иране, остальные - в Палестине, Ливане, Саудовской Аравии и Египте. Специалисты сходятся во мнении, что вредоносная программа была активна в течение как минимум двух лет до ее обнаружения [13, с. 239].

Распространяясь через сменные носители, локальные и глобаль-ныесети, этот вирус имел достаточно богатый арсенал инструментов в своемактиве: возможность перехватывать сетевой трафик, обнаруживать сетевые ресурсы и собирать пароли, сканировать диски в поиске определенных расширений и контента, осуществлять захват экрана, передачусохраненных данных на контрольные серверы в обход современныхантивирусных программ.

Спустя некоторое время газета «Вашингтон Пост» обвинила в создании Flame специалистов США и Израиля [15]. Следует отметить, что Иран и ранее становился объектом кибернетических атак. Предположительно, выявленные ранее вирусы Stuxnet и Duqu были звеньями той же самой цепи. Stuxnet чуть не уничтожил высокотехнологичное оборудование, используемое в иранской ядерной программе, вызывая необъяснимые сбои.

Комментируя эти события, Е. Касперский отметил: «Уже на протяжении нескольких лет опасность военных операций в киберпро-странстве является одной из самых серьезных тем информационной безопасности» [цит. по: 5]. Установить лицо (государство), организовавшее кибератаку, можно только по косвенным фактам.

Другое громкое дело было связано с созданием «уязвимостей», позволяющих получать конфиденциальную информацию пользователей устройств под управлением Mac OS. Факт заражения троянской

программой Flashback впервые был обнаружен компанией Dr. Web. При этом только за первые сутки специалисты установили, что вирус функционирует более чем на 55G тыс. рабочих станций, преимущественно расположенных на территории США и Канады.

Регулярно возникают претензии пользователей в адрес компании Google, которая собирает необходимую информацию о пользовате-ляхчерез созданный браузер GoogleChrome. Ряд экспертов, изучающих операционную систему Android, также нашли в ней технологические решения компании Google, которые регулярно передают данные о пользователях в компанию без соответствующего запроса. В одном из интервью бывший директор компании Эрик Шмидт (Eric Schmidt) признал, что мобильный телефон - это персональный шпион, позволяющий узнать, где человек проводит время, что покупает, какую слушает музыку и какие смотрит фильмы, с кем общается и по каким вопросам. В перспективе эта информация также может быть использована для создания рентабельного с экономической точки зрения, контента (содержания).

Сетевые информационные технологии широко использовались в революциях в Молдавии, Ираке, Тунисе и Египте. Интересен тот факт, что при смене власти в Египте правительство адекватно оценило масштабы угрозы, формируемой в Интернете, поэтомувременно отключило ее и заблокировало сотовую связь. Однако предпринятые властью меры оказались запоздалыми, и Хосни Мубараку (Hosni Mubarak) пришлось уйти в отставку.

Несколько иная стратегия, уже с применением военной силы, для обеспечения комплексного сетецентрического воздействия была реализована в Ливии. В данном случае информационные технологии позволили дискредитировать политический режим лишьв глазах мирового сообщества. Опираясь на сфальсифицированные факты, Совет безопасности ООН по инициативе США, их союзников в Европе и стран арабского мира поставил на голосование резолюцию по Ливии [1G].

Сенатор-республиканец США Джон Маккейн (John MacCain), комментируя ранее происходившие события в Югославии, открыто заявил: «Чтобы спасти Косово в 1999 г. НАТО провело военную операцию без формального разрешения ООН...» [цит. по: 11]. Им же указывалась возможность проведения аналогичных сценариев в Ливии, а в последующем и в Сирии.

В Сирии, как и в Египте, через компании Google и Twitter готовились революционные блогеры, которые манипулировали общественным мнением через представление искаженной и блокирование нежелательной для Запада информации. Для предупреждениявоз-можности отключения Интернета властями Сирии был запущен известный сервис speak2tweet, позволяющий людям оставлять голосовые сообщения, которые затем записываются в файлына Twitter в качестве информационных обновлений.

Как показывает опыт событий в Ливии, Сирии, Украине, в провоцировании «управляемого хаоса» [1] используются два типа сетевых сообществ - локальные и региональные сетевые структуры.

Локальные сетевые структуры - сетевое сообщество, которое состоит из замкнутых на себя тайных децентрализованных групп со свободным горизонтальным общением.

Региональные сетевые структуры - ориентированы на экспансию, распространение в регионе, на привлечение новых элементов.

Для региональных сетей характерна подвижная, проницаемая и не всегда явно выраженная граница сети в пределах региона.

В таких условиях для обеспечения устойчивости Сети необходима прочная внутренняя организация. Потенциал регионального сетевого сообщества прямо пропорционален многообразию охватываемых Сетью ячеек (групп) в стране и регионе. Целостность Сети обеспечивается быстродействующими и эффективными внутрисетевыми каналами передачи управляющих воздействий и обратной связи, что позволяет синхронизировать процессы, происходящие в различных частях Сети.

В условиях развития конфликта локальные и региональные сетевые структуры используются для решения мобилизационных задач, связанных с изучением возможностей, вербовкой и подготовкой боевиков. В вербовке боевиков и их переброске особенно велика роль региональных структур. Локальные сетевые мобилизационные каналы обычно привлекаются для организации массовых волнений, как это было в Турции.

В Тунисе, Египте, Ливии, теперь в Сирии и Украине реализовыва-лись отличающиеся друг от друга сценарии. Однако во всех случаях отчетливо видна решающая роль новых сетевых информационных технологий:

• создавать выгодную иллюзию происходящих событий;

• внедрять в общественное сознание эту иллюзию через Интернет, СМИ;

• блокировать или обесценивать реальную, объективную информацию.

В этих целях используются и средства, нарушающие работу информационно-коммуникационных систем. В конце 2012 г. о новых решениях в области подавления информационной инфраструктуры противника сообщили компания Боинг (Boeing) и Научно-исследовательская лаборатория ВВС США (AFRL).

Успешно прошло испытание новое оружие - ракета CHAMP. Основное ее предназначение - вывод из строя электронных приборов, находящиеся в зоне ее воздействия. «Эта технология знаменует собой новую эру в ведении войн» [3], - заявил руководитель проекта Кит Коулман (Keith Koleman). Такие ракеты бесконтактным способом приводят в негодность электронные и информационные системы противника еще до появления первых самолетов.

Рассмотренные сетевые информационные технологии входят в комплекс инструментов и методов достижения внешнеполитических целей государства, который называют «мягкая сила»[12].

С помощью «мягкой силы» можно манипулировать политикой другого государства, навязывать определенные нормы, эталоны поведения людям, общественным организациям, институтам политической власти.

Данную технологию применяют и в интересах формирования общего представления о том, что Америка правомерно доминирует над всем миром. «Мягкая сила» активно используется и в «цветных» революциях.

В статье «Россия и меняющийся мир» Президент РФ В. Путин отметил: «В ходу все чаще и такое понятие, как «мягкая сила» - комплекс инструментов и методов достижения внешнеполитических целей без применения оружия, а за счет информационных и других рычагов воздействия. К сожалению, нередко эти методы используются для взращивания и провоцирования экстремизма, сепаратизма, национализма, манипулирования общественным сознанием, прямого вмешательства во внутреннюю политику суверенных государств» [8].

Реализовать политику «мягкой силы» без широкого использования Интернета очень сложно, поэтому государства становятся заложниками

ситуации, когда развиваться в информационном плане надо, но неумелое управление этим процессом создает существенную угрозу для целостности страны. Ситуация осложняется и недостатком нормативной правовой базы регулирования интернет-технологий.

В Доктрине информационной безопасности РФ отмечается: «Особенность международного сотрудничества Российской Федерации в области обеспечения информационной безопасности состоит в том, что оно осуществляется в условиях обострения международной конкуренции за обладание на рынках сбыта, в условиях продолжения попыток создания структуры международных отношений, основанной на односторонних отношениях ключевых проблем мировой политики» [2]. Подобные перемены в мире, вызванные стремительным развитием сетевых инфрмационных технологий, формированием единого глобального информационного пространства, стали предметом особого внимания ученых, политиков, специалистов в информационной сфере.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Бартош А. В. Модель управляемого хаоса - угроза национальной безопасности России // Независимое Военное Обозрение. - 2013. - № 24. -С. 21-23.

2. Доктрина информационной безопасности Российской Федерации: от 9 сент. 2000 г. № Пр-1895 [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://dehack.ru/zak_akt/npa_prezidentarf/doktrina_ib/?all.

3. Загорский И. Компания «Боинг» испытала новое микроволновое оружие // Вести.Ру. - 30.10.2012 [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://www.vesti.ru/doc.html?id=945973&cid=2161.

4. Мартинелли А. Рынки, правительства и глобальное управление (Доклад XV Конгрессу Международной социологической ассоциации, Брисбен, 2002) // Социологические исследования. - 2003. - № 1. - С. 12-16.

5. Мирошкин А. Вирус Flame нацелен на ядерную программу Ирана // Lifenews. - 2012 [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://lifenews. ru/news/93192.

6. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части регулирования деятельности некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента: федер. закон от 20 июля 2012 г. №121-ФЗ [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://base.garant.ru/70204242/#help.

7. Основы государственной политики Российской Федерации в области международной информационной безопасности на период до 2020 года:

от 24 июля 2013 г. № Пр-1753 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.scrf.gov.ru/documents/6/114.html.

8. Путин В. В. Россия и меняющийся мир // Московские новости. - 2012. -№664 (664) [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://www.mn.ru/ politics/20120227/312306749.html.

9. Роль внешнеполитического имиджа России в США в системе российско-американского стратегического партнерства [Электронный ресурс] / Ю. Г. Жеглова // Актуальные проблемы внешней и внутренней политики Российской Федерации. - М. : ФГБОУ ВПО МГЛУ, 2014. - С. 51-69. -Режим доступа : http://www.linguanet.ru/science/publishing/Vestniki-2014/ Vestnik2-2014.pdf (Вестн. Моск. гос. лингвист. ун-та ; вып. 2 (668). Сер. Исторические и политические науки.)

10. Россия и Китай наложили вето на резолюцию Совета безопасности ООН по Сирии // Первый канал. - 04.02.2012 [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://www.1tv.ru/news/world/198316

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

11. Савенков В., Минин А. «Сирийский Бенгази» держали штыки 300 французских легионеров // Свободная Пресса. - 2012 [Электронный ресурс]. -Режим доступа : http://svpressa.ru/war21/article/53318/.

12. Связи с общественностью в органах власти : учебник для академического бакалавриата / М. М. Васильева [и др.]. - М. : Юрайт, 2015. - 495 с.

13. Современные международные отношения: учебник для академического бакалавриата / под ред. А. И. Позднякова, В. К. Белозерова, М. М. Васильевой. - М. : Юрайт, 2015. - 341 с.

14. Формирование единого информационного пространства России в условиях глобализации [Электронный ресурс] / М. М. Васильева // Актуальные проблемы внешней и внутренней политики Российской Федерации. - М. : ФГБОУ ВПО МГЛУ, 2013. - С. 92-105. - Режим доступа: http:// www.vestnik-mslu.ru/Vest-2014/Vest-14z.pdf (Вестн. Моск. гос. лингвист. ун-та ; вып. 24 (684). Сер. Исторические и политические науки.)

15. U.S., Israel developed Flame computer virus to slow Iranian nuclear efforts, officials say // The Washington Post. - 19.06.2012. - URL : https://www. washingtonpost.com/world/national-security/us-israel-developed-computer-virus-to-slow-iranian-nuclear-efforts-officials-say/2012/06/19/gJQA6xBPoV_ story.html.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.